Свою Серенаду Дворжак создал в 1875 году — в счастливую пору первых творческих побед и семейной гармонии, что ощущается в атмосфере его музыки. Серенада для струнных, соч. 22, Антонина Дворжак создана словно на одном дыхании – первые эскизы помечены 3 мая 1875 года, а 14 мая уже была закончена партитура. Серенада привлекает живостью и непосредственностью авторского высказывания и вместе с тем отточенным мастерством. Жанр, унаследованный от Гайдна и Моцарта, сохраняет классическую ясность, обретая под пером Дворжака романтическую взволнованность. Введенный композитором вальс (вторая часть) спустя пять лет зазвучит и в Струнной серенаде Чайковского. Интимность, доверительность, свойственные камерной музыке, сочетаются в серенаде с развернутой симфонической формой – в сущности, перед нами симфониетта для струнных. Финал cеренады напоминает темы и первой ее части, и проникновенного Larghetto, сообщая всему произведению цельность и завершенность формы. Премьера серенады прошла в Праге 10 декабря 1876 года.
И. Райскин
Вальс из Серенады для струнных
Серенада для струнного оркестра ми мажор, соч. 22