• Авторизация


"МОЛИТВА ЭТО ТРУД И ТРУД ТЯЖЕЛЫЙ" 19-06-2017 21:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения АннаФилатовна Оригинальное сообщение

"МОЛИТВА ЭТО ТРУД И ТРУД ТЯЖЕЛЫЙ"

 
ПОЧЕМУ МЫ СТОИМ НА ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ? 
 
Оооо, если бы вы знали, сколько людей задается этим вопросом. Как часто муссируется этот вопрос на православных форумах, какие нешуточные баталии разыгрываются при этом и каждый норовит высказать свое мнение по этому поводу. Но, поскольку Святые отцы будут по-более и умнее нас, то я могу только приклонить голову, так как на БОГОслужении предстоим не кому-нибудь, а Господу. И как говорил иеромонах Владимир Шикин нам грешным нужно хоть иногда ногами потрудиться, коль молитву не рассеянно совершать не можем. Ну, а я подготовила статью на этот наболевший вопрос и хочу предложить её для вашего внимания.

[595x397]

Вспомним молитву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду, вошедшую в Священную историю под названием «Моление о Чаше»: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Спаситель ПРЕПОДАЛ нам урок искренней пламенной молитвы, в которую включены все пласты человеческого существа: тело, психика, эмоции, воля, нервы, ум, душа.
 
 
Исходя из этого, конечно же, довольно тяжело представить духовное молитвенное верное настроение всего человеческого существа, если ты сидишь. К тому же, когда мы заходим, к примеру, к начальнику в кабинет, то разве мы усаживаемся на стул и закидываем ногу за ногу? Нет, конечно. Тихонечко стоим и просим, либо ждем указаний. В сколько же неизмеримо Бог больше начальника или земного царя? В сколько раз мы должны больше перед ним трепетать и благоговеть, испытывая страх Божий, любовь и благодарность? Потому, конечно же, в физическом отношении на православном богослужении принято молиться стоя, в борьбе с самим собой, так сказать. Как часто нам приходится читать "откровения" людей, как хорошо на этот счет у католиков, вот одно из них: "Помню, как-то гуляя по Москве, мы с приятелем зашли в католический собор, чтобы купить билеты на концерт органной музыки. Здесь было тихо и безлюдно, и мы решили немного задержаться, присев на краешек скамейки. – А хорошо все-таки у них — удобно, сиди спокойно и молись. – Ничего ты не понимаешь, — ответил мой приятель. — Вот в православных храмах, где люди стоят, действительно молитва. – Странно, ведь когда стоишь, устаешь, в голове одна мысль — как бы присесть. А тут ничто не отвлекает. По мере воцерковления смысл сказанных приятелем слов стал доходить до меня лучше. Да и знаний прибавилось. Оказывается, до VI века православные могли молиться сидя. Более того, если в храме не было специальных сидений, садились на пол. Однако практика показала, что лучше все же молиться стоя". Есть одна история про настоятеля монастыря, епископа, который во время службы никогда не присаживался даже на минуту. Его спросили: «Почему?» Он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Действительно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом, и это может далеко завести. Наша Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Ведь когда молишься стоя, не расслабляешься, а как только сел, сразу потянуло в сон. Когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве. Да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, Творцу вселенной. Но есть моменты, когда, в принципе, на службе можно и посидеть. Особенно это касается длинного всенощного бдения. В православных храмах для этого и для немощных людей вдоль стеночек стоят скамейки. Нужно помнить, что молящийся в храме может посидеть на часах (при чтении молитвословий третьего, шестого, девятого и первого часа). Третий и шестой час начинают Литургию до священнического возгласа «Благословенно царство…», девятый – вечерню, а первый оканчивает утреню. Практически всю вечерню (если это обычное воскресное всенощное бдение или бдение на двунадесятый праздник) посидеть не удастся. Это более торжественные Богослужения, часто совершается каждение, есть вход с кадилом, читаются паремии-(отрывки из книг Священного Писания). Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ СИДЕТЬ на утрене во время чтения шестопсалмия. Это очень важные псалмы и очень важная часть Богослужения. "Когда читается шестопсалмие, говорит устав церковный, тогда подобает нам со всяким вниманием прилежно слушать, ибо сии псалмы исполнены покаяния и умиления. Мы должны произносить их с благоговением и страхом Божиим, как бы беседуя невидимо с Самим Богом, и молясь о грехах наших. Познай из сего, что они благопотребны для души твоей, что в них есть особенная сила благодатная, возбуждающая душу от сна греховного и смягчающая и согревающая сердце человеческое!.. О, если бы ты когда-нибудь, хоть раз в жизни (а наипаче тогда, когда тоска сдавит сердце твое, когда душа твоя будет томиться скорбью безотрадной, — ведь это и в жизни счастливца нередко бывает!) — если бы ты ПОНУДИЛ себя прочитать эти псалмы в тиши уединения, не спеша, внимая умом и сердцем в каждое слово Богодухновенного Псалмопевца, прилагая эти слова к своему сердцу, как целительный бальзам!.. Вот тогда бы понял ты, почему Православная Церковь повторяет их каждый день при своем Богослужении, тогда бы ты опытом изведал, сколько утешений они могут доставить бедной, измученной в борьбе со грехом душе человеческой, какой благодатный елей проливают они на раны сердечные...(псалмы 3,37,62,87, 102 142) Кроме этого мы благодарим Бога в них, что Он создал для нас новый день. Справедливо один благочестивый писатель назвал сии псалмы размышлением кающегося грешника у яслей Христовых. Нельзя сидеть во время полиелея: вынос иконы праздника, величание, прокимен, чтение Евангелия, помазание святым елеем. Но перед полиелеем во время чтения кафизм Псалтири можно посидеть. Слово «кафизма» с греческого языка так и переводится – «сидение». После же полиелея во время чтения рядовых канонов до Великого славословия-- также можете посидеть. На Божественной литургии (кроме третьего и шестого часа) лучше не садиться. (Хотя в это время в алтаре совершается проскомидия и лучше помолиться по помяннику о здравии и о упокоении ваших родных и близких). Многие святые отцы очень настоятельно рекомендуют молится в это время. Можно немного посидеть и отдохнуть, когда читается Последование ко Святому Причащению и батюшка выходит на исповедь.Но главное – не разговаривать в этот момент.
 
Потому что очень часто в данное время люди чрезмерно расслабляются, они будто бы выключаются из службы и начинают разговаривать с друг другом о житейском. Будем помнить, что преподобный Амфилохий Почаевский сказал: «Говорящему в храме посылаются скорби». Не лишайте житейскими разговорами друг друга благодати Богослужения. Ведь почему еще разговор в храме большой грех? Потому что в нем есть нечто святотатственное, неуважение к святыне Тела и Крови Христовых.

[595x397]

Особенно нельзя сидеть при открытых Царских вратах. Потому что это кульминационные моменты службы. Считается, что Господь находится среди верных Своих. Но, конечно же, случаи в жизни бывают разные. Если человек не может долго стоять по тяжелой болезни или из-за старческой немощи, тогда ему позволительно сидеть. Однако во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии даже им лучше стоять. «Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва без души» --говорит нам Авва Исаак Сирин Но всегда бывают и исключения и настоятели храмов часто благословляют немощных прихожан сидеть всю Литургию, чтобы не думать — упадет или не упадет. Ведь все силы они затратили уже на то, чтобы прийти на это Богослужение. Мы должны не забывать, что стояние на Богослужении уподобляет нас немного монашествующим и помогает усмирять плоть. А все что усмиряет нашу грешную плоть идет на пользу душе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу ЖЕРТВУ, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим. Закончить статью хочу мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
 
Попросим же у Господа укрепить нашу немощь и мы убедимся в Его милости. И будем помнить: человек растёт духовно только тогда, когда ему трудно.
 
Источник - https://ok.ru/dushespasi/topic/67109885001773
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "МОЛИТВА ЭТО ТРУД И ТРУД ТЯЖЕЛЫЙ" | Ионикия - Дневник Иона | Лента друзей Ионикия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»