Это цитата сообщения
Маргарита_Кононова Оригинальное сообщениеОТ "МАРГАРИТЫ" ДО "ДЕЖА ВЮ"
(песни Юрия Чернавского в исполнении Валерия Леонтьева)
Творческая биография Юрия Чернавского началась давно, еще в советские времена, и развивалась весьма успешно и до знакомства с Валерием Леонтьевым. Он был вполне авангардным музыкантом, певцом, очень авторитетным среди своих коллег. Чернавский заслужил репутацию одного из лучших аранжировщиков и специалистов в области электронной музыки в бывшем СССР. И очевидно, что по этим же причинам он оставался непонятым, а поэтому и нелюбимым, чиновниками от культуры. Он всегда обгонял время, а это в те годы не приветствовалось. А сведения о сотрудничестве со шведской группой «Абба» были вообще засекречены.
И в 1990 году он уезжает из страны. Сначала в Германию, а потом в Америку. Он навсегда останется единственным из музыкантов советского периода, который сумел сделать успешную карьеру в Лос-Анджелесе.
Когда Юрий Чернавский освоил Интернет, то первое, что его просто поразило, это то, сколько о нем собрано материалов почитателями его творчества. Он говорил, смеясь, что заново узнавал свою биографию.
Но мне Юрий Чернавский дорог, близок именно благодаря его работе с Валерием Леонтьевым. Этот творческий тандем начался в 1989 году с песни «Маргарита».
Но впервые я услышала эту песню летом 1986 года в аэропорту «Домодедово», где я была проездом из Алма-Аты. Она звучала изо всех киосков, торговавших аудиокассетами. Я тщетно пыталась выяснить, чья это песня, кто исполнитель. Уже много позже я узнала, что она была написана Юрием Чернавским для Сергея Минаева специально для готовившегося большого шоу-дискотеки. Это была первая в СССР дискотека на более чем 10000 человек.
Но в пластинку Минаева «Маргарита» не вошла. И в 1989 году Чернавский, так и не дождавшись выпуска песни на пластинках Минаева, продюсирует запись второй версии «Маргариты» — с Валерием Леонтьевым. Причем для готовившегося на фирме «Мелодия» альбома Певца под названием «Грешный путь» была необходима фонограмма в совершенно другом стиле, которая и была записана на студии Леонтьева при участии, кстати, Геннадия Привалова. А вот эта кассета, правда, в «левом» исполнении была мною заезжена до «полного обрыва». Я помню, что однажды даже подсчитала, что мое имя было повторено в этой записи 19 раз. А потом был совсем необычный для того времени клип на эту песню, который с удовольствием крутили советские телеканалы, и триумфальное выступление Валерия Леонтьева с «Маргаритой» в телевизионном конкурсе «Песня-89».
А впоследиствии эта песня вместе с другой, тоже очень необычной, «Телефоно-буги» вошла в новую программу Валерия Леонтьева «Дело вкуса», с которой он объездил не только всю Россию и ближнее зарубежье, но был приглашен и на первые серьезные гастроли по Америке.
Следующая неожиданная встреча с этой песней произошла уже много лет спустя. Я снова проездом была в Москве, жила у подруги. И вот однажды почему-то решила включить телевизор, который не смотрела два месяца. Я настолько была оторвана от общественной жизни, что даже забыла об очередном фестивале "Новая волна" в Юрмале, открытие которого в прямом эфире транслировало Российское телевидение. И услышала, как ведущий называет имя Валерия Леонтьева. Раздался какой-то странный музыкальный шум, а потом, по первым же тактам, я догадалась, какая песня сейчас прозвучит. Неужели это?.. А вот появился Он в необыкновенном костюме, в окружении танцоров и ... Я даже не буду пытаться описывать свое состояние. Это был полет! Стремительный! Фантастический! Полет сквозь прошлое, настоящее - в будущее!
Я всегда с грустью слушаю, как в этой песне "поется" мое имя. И как же весело мне стало, когда я услышала, как мое имя вслед за Певцом, буквально скандировалось целым хором "бравых солдат". Интересно, чья это была идея так мило "похулиганить"? А впрочем, не важно. Главное, что у меня сейчас есть верное средство от всяких грусть-печалей. И эта встреча произошла уже в марте 2009 года.
А потом снова «обновленная Маргарита» прозвучала на Субботнем вечере, а потом в Питерском концерте уже в прошлом году. И вот еще одна новая аранжировка, уже в этом.
Вот такой вот получился у Юрия Чернавского четверть века назад шедевр на все времена. И, главное, что этот шедевр попал в руки настоящего Творца!
И как же здорово, что это знакомство не закончилось двумя песнями, а имело такое «результативное» продолжение. Была совместная поездка по Индии, а потом, пять лет спустя Валерий Леонтьев был приглашен Юрием Чернавским в Голливуд для записи нового альбома на одной из старейших студий «AGM», основанной ещё Чарли Чаплиным в 1917 году, и где остался висеть портрет Певца как первого русского исполнителя. Валерий Леонтьев дал согласие на запись этого диска, даже не зная материала. Но он знал главное, что это – Чернавский, а значит, плохо не будет.
Вот как сам Певец вспоминает об этом периоде:
- С Чернавским интересно работать. Процесс создания музыки у него технически обставлен именно на уровне мировых стандартов. Феноменальная работа с компьютерами. Есть какие-то заготовки – удачные мелодические фразочки, которые лежат в файлах и ждут своего часа. В какой-то момент он о них вспоминает, рыскает в компьютерной памяти, выхватывает деталь, вокруг её накручивается вся остальная мелодия – и возникает песня. В работе Чернавский – диктатор, держит всех в ежовых рукавицах. Он хорошо представляет будущее звучание каждого фрагмента, с ним не подискутируешь
А потом уже на основе записанного песенного материала родилось шоу «По дороге в Голливуд».
Первым шоу Валерия Леотньева, потрясшим зрителей своей грандиозностью, было «Полнолуние». Мне посчастливилось его увидеть в свое время на сцене концертного зала «Россия».
И очень хорошо я помню, как появилась новая программа «По дороге в Голливуд». К посещению этого концерта я готовилась заранее. Я знала, что меня ждет билет в Питере, и отзывы о нем в прессе уже были прочитаны, и история его «создания» была мне знакома. Поэтому я была настроена критически, но с первых же моментов забыла обо всех своих намерениях, настолько велико было потрясение от всего увиденного и услышанного.
А через год Певец с этой программой приехал и в наш город. Не было на сцене декораций, в программу уже были включены новые песни из альбома «Санта-Барбара», записанного год спустя. А весь концерт оставил впечатление «камерности», было такое единение Певца с публикой, которая буквально замирала после каждой исполненной песни, забывая о своих «прямых» обязанностях страстно аплодировать. И сколько бы я все это не переслушивала-пересматривала сейчас, впечатления не меняются.
Но мне всегда казалось, что шоу «По дороге в Голливуд» любимым был и для Певца. И в клип, снятый на эту песню, было слишком многое вложено. И Валерию Лентьеву всегда было обидно, что все это было как-то не ко времени. Поэтому до сих пор он вспоминает с горечью:
«На эту песню мы сняли клип «По дороге в Голливуд. Он оказался никому на телевидении не нужен. Я до сих пор не понимаю, почему он у нас не был в ротации, собственно, как и диск с таким же названием. Нет бы кричать: «Леонтьев снял клип! В Голливуде! С американским режиссером!» Такое время было, какое-то странное, 95 год, тогда крутили одну дешевку. А снято-то было классно, очень грамотно, он и сейчас смотрится. И стоило это денег, нервов, времени. Все оказалось выброшено на ветер, в корзину пошло, в никуда. Так он у меня и лежит на полке. Эта музыка, эта эстетика видеоряда в 95 –м году не была никому нужна за исключением отдельных личностей, продвинутых людей, группы меломанов».
Да, это было странное время. Время, когда многие уезжали в Америку или насовсем, или на заработки. А Валерий Леонтьев привез частицу Америки в Россию.
В создании шоу «По дороге в Голливуд», которому в марте этого года, кстати, исполнилось пятнадцать лет, принял самое активное участие поэт Александр Маркевич. Долгое время я была уверена, что под этим псевдонимом скрывался сам Валерий Леонтьев, поскольку эти стихи так точно передавали мироощущение самого Певца. И только уже а Интернете мою уверенность разбили напрочь, и я поняла, что такой поэт существует в действительности.
А позже я его уже увидела и услышала в «Пресс-пати» с Андреем Вульфом на «Серебряном дожде» по случаю премьеры шоу «По дороге в Голливуд» в 1996 году.
Скромный, загорелый, симпатичный блондин, который упорно не давал называть себя поэтом: «Я пишу тексты на музыку композиторов…».
На этой же встрече присутствовал Матвей Аничкин, друг Юрия Чернавского, который поделился своими впечатлениями от работы с Валерием Леонтьевым: «Я прилетел в Лос-Анжелес, когда работа с Валерой над клипом «По дороге в Голливуд» уже началась. И вот, когда человек входит на съемочную площадку, или когда он садится гримироваться, то уже видно, как он работает, просто находится в работе. И я смотрел, как работают с ними американцы, а потом я с ними разговаривал, и оказалось, что у них было полное впечатление, что этот человек, по крайней мере, в двадцати-тридцати клипах уже отснялся в Германии или в Америке».
А год спустя Андрей Вульф уже беседовал с Артистом после ошеломительных аншлаговых концертов, которые прошли в Москве, Питере и Киеве.
Каковы твои ощущения от премьеры программы?
- Я люблю оба зала - "Россию" и "Октябрьский". И люблю людей, которые приходят в них на меня, потому разницы почти не было - схожие условия и атмосфера. В Киеве же удовольствия были несколько иными. Вместо девяти тысяч во Дворец спорта пришли пятнадцать.
А когда все это кончилось, возник неизбежный вакуум. Великолепную сцену и декорации пришлось выбросить: это дешевле, чем привезти их в МОСКВУ и хранить до осени..
- Тебе не кажется, что, сделав компромиссную программу из нового, нетрадиционного для тебя материала, и старых хитов, новых поклонников ты не приобрел, а старых растерял или, по крайней мере, отпугнул своим новым звучанием?
- Нет, не кажется. Это обычный процесс. Возьмем, к примеру, "Полнолуние", где половина песен была новой. Принимались они осторожно, но именно они сегодня узнаваемы. Разумеется, надежней было бы сначала наснимать клипов, да покрутить СD полгода на радио, а уж потом выходить на сцену, когда зрительское ухо будет легко принимать знакомый материал, но это не мой стиль. Всем, что есть, хочется скорее поделиться с публикой. Да, я не исключаю, что музыкальный язык Юры Чернавского и моя подача материала могут показаться мудреными на привычном фоне частушек и тюремной лирики. Но это на фоне. Поэтому я надеюсь на зрителя и буду тянуть его в свою сторону.
Шоу «По дороге в Голливуд» по масштабности, серьезности поставленных задач, разнообразию выразительных средств превзошло все, что в этом направлении делалось в то время на российской эстраде, и по итогам 1997 года Валерию Леонтьеву было вручено две премии «Овация» - за лучшее шоу и как лучшему певцу.
Но сами песни Юрия Чернавского не стали популярными «в народе», они остались любимыми только среди тех, кто является истинным ценителем творчества Валерия Леонтьева. И сейчас, спустя годы, уже молодые поклонники Артиста, которые в силу своего юного возраста не были свидетелями тех лет, открывают для себя не только Валерия Леонтьева того времени, но и восторженно принимают композитора Юрия Чернавского. И вот что удивительно. У меня есть видеозапись этого шоу, но я все-таки чаще слушаю диски «По дороге в Голливуд» и «Санту Барбару». А для меня они неразделимы. И слушая эти записи, я даже не вспоминаю их концертное воплощение, у меня непроизвольно вырисовывается свой видеоряд. И только одна из этих композиций заставляет возвращаться в атмосферу живого концерта. Это «Аллилуйя». Прошло пятнадцать лет, а все вспоминается настолько ярко. Как же все это было ошеломляюще неожиданно!
По поводу этой песни сам Валерий Леонтьев говорил: «Ну, это шаманские дела…».
И, к сожалению, никакой оператор не смог бы сделать так, чтобы передать тот «накал страстей», царивший на сцене…
А вот забавную историю, связанную с записью этой песни и рассказанную самим Певцом, хотелось бы вспомнить:
«Мы писали её в Америке, и Чернавский притащил на запись церковный хор, сплошь состоящий из черных мужчин и женщин. А они же, чернокожие, вообще офигительно поют. Такие голоса! Такие умельцы! А тут еще церковный хор. И вот там среди этих ребят была одна молодая чернокожая женщина. Красивая, потрясающе просто! Она меня увидела и тут же уставилась на моё кольцо. А я тогда носил такой перстень с ну очень большим камнем. Она так долго смотрела на него, так внимательно разглядывала, потом подняла на меня глаза и требовательно спросила: «Ты не хочешь взять меня замуж?»
…Но я как-то – ха-ха-ха – не хотел… Чтобы замуж. И пришлось ей отказать».
Конечно же, в те годы песни Юрия Чернавского в силу своей эксклюзивности никак не могли быть популярными. Именно в конце 90-х началась усиленная гонка за шлягерами. И вот произошел разворот в сторону сотрудничества с Игорем Крутым, который относился именно к такого рода композиторам. Он не предлагал новых форм и неожиданных решений, но зато хорошо знал, что нравится публике. И появилась новая программа «На плошади звезд», в которую вошли наряду с раскрученными шлягерами И.Крутого и многие песни с диска «Санта-Барбара». И потом, уже в сборных концертах всегда с удовольствием публика принимала и «Леди Динамит», и «Санту-Барбару» и «Человека дождя», к которой сам Певец возвращался не однажды.
Я очень хорошо помню появление Валерия Леонтьева с ней на «Песне года-97». А потом я увидела её «в живую» на концерте точно в таком же варианте.
Через два года на «Площадь звезд» я видела «Человека дождя» уже в окружении балета «Тодес». И мне это очень мешало. Я чувствовала, как отвлекалось мое внимание на эти незамысловатые ритмические движения вокруг.
Но потом я вновь увидела Певца с этой песней в какой-то телепрограмме, где он снова был один, но со своим музыкальным коллективом. И все сразу как-то вдруг встало на свои места. Я приняла это исполнение безоговорочно,
И вот совсем недавно, десять лет спустя, Валерий Леонтьев вновь вернулся к «Человеку дождя», но уже со своим балетом, в новой аранжировке, совсем с другим настроением, с прекрасными костюмами. И номер «выстрелил», он был по-настоящему современен. И многими был воспринят как премьера песни. В нем все было гармонично, глаз от экрана оторвать было невозможно. И я так рада, что «Человек дождя» именно в таком варианте вновь занял достойное место в концертной программе Певца.
Я понимаю, как горько Артисту осознавать, что не все песни были восприняты публикой ожидаемым образом и многие из них остались только в записи. Но как же здорово, что случилась запись альбома «Санта-Барбара» и осталась возможность послушать эти песни наедине с Певцом, который мог каждую из них превратить в интимный моно-спектакль, где каждая "песня-пьеса" исполняется только для тебя, и ты чувствуешь себя ее участником, где интимно звучат не только фразы, а каждое слово, слог, звук ... И все проникнуто такой тоской, болью, грустью, что даже после того, как прозвучат последние аккорды, состояние сопереживания остается еще надолго. Это самое моё любимое: "Будь со мной всю ночь", "Вчера", "Не спеши", "Отпусти меня ..." Мне кажется, что эти песни можно слушать только в ночной тиши.
Я знаю, что Валерий Леонтьев никогда не относил себя к «студийным соловьям», для него всегда важна была сцена, прямой контакт с публикой, взаимный обмен энергетикой… «Когда прошел удачный концерт, ты сидишь совершенно счастливый и опустошенный, понимая: все получилось. На студии другое состояние: когда все удачно записал, ощущаешь нечто вроде гордости, - справился! Но результатов-то не знаешь. Пойдет песня или нет – никогда не известно заранее, всегда сомневаешься. А на концерте сразу видишь чего достиг».
Но так хочется возразить. Валерий Яковлевич, но вспомните свой восторг, когда вы услышали собственный, абсолютно новый тембр, свой голос в записи на «чаплинской» студии с потрясающей техникой. А известный американский звукорежиссер Джимми, работающий в этой области свыше тридцати лет, сказал, что за все время своей работы не встречал певца с таким необычным тембром. И мне кажется, что только профессиональная запись дает возможность почувствовать уникальность вашего голоса.
А через пять лет новая встреча с песнями Юрия Чернавского. На этот раз четыре песни уже этого века вошли в новый альбом Валерия Леонтьева «Ночной звонок». Я никогда не читаю «оглавления», мне хочется, чтобы всё звучало неожиданно. И вот по первым тактам уже знакомая песня «Миллионы ангелов» была узнана. А вместе с ней вспомнилась и история создания этой песни, рассказанная самим автором еще в первый его приезд в Россию после длительного отсутствия, о том, как она создавалась для Валерия Леонтьева. Павел Жагун (кстати, автор слов песни, навсегда оставшейся в репертуаре Певца «Ты меня не забывай…) познакомил Его с молодым поэтом-песенником, в беседе с которым проскользнула фраза «миллионы белых ангелов», застрявшая в памяти композитора. А вот дальше рассказывает сам Ю. Чернавский:
«А недели через три, на одну из моих английских баллад, эти “миллионы ангелов” легли, как врезались в мелодию. А остальной текст уже пошёл сам собой.
Ох, думаю, оставлю их, а парень сам объявится, если захочет – ведь
слово “миллионы белых…”, это его идея. На том и порешил.
Так вот. Я показал текст Леонтьеву, ему понравилось.
Под утро я закончил песню. Она звучала во мне настолько трогательно и ласково, что захотелось это продлить ещё, хотя бы в прозе – перенести на себя как то... Я быстро записывал мысли, черкая по листку прямо на клавиатуре, пропуская слова и запятые. Получилось очень честно и тепло… Редко получается чисто и откровенно, но как-то нахлынуло вдруг… Бывает… но редко… Редко получается так реально, что прочитав
такого рода эссе несколько лет спустя, погружаешься в ту, такую уже
далёкую атмосферу и ощущения…
Через несколько дней, мы в студии начали записывать этот сонг. Трепетная мелодия, акустическая гитара, хоры, фиоритуры… Леонтьев поёт из-за стекла в студии “Миллионы ангелов, миллионы ангелов”…
Душевно так…
Возимся с каждой нотой.
Потом Валера выходит из микрофонного бокса, прикурил сигарету,
прищурился и говорит:
- “Прям за душу хватает… Юр, но ведь я как думаю… Кому эт сейчас надо,
чтоб его за что-то хватали? Кто это вообще слушать будет-та? И чем?
Пару месяцев спустя Наталья Георгиевна, мой директор, доставила меня на концерт “Песни Года” в кремлёвском зале. Там был весь цвет российской элиты – Малинин, Николаев, Газманов, Киркоров, Игорь Крутой, Наташа Ветлицкая и др. Весело пообщались.
Валера вдохновенно пел “Миллионы ангелов, миллионы ангелов” ” и летал
над сценой с кисейными ангельскими крыльями за спиной… Публика орала
Валера-а-а… Мы, тут же за кулисами дали интервью ОРТ - ведущая всё
допытывалась, мол, поделитесь, как такая красота делается…
После этого я этой песни ни разу не слыхал. Нигде.
Почему? Сложный вопрос… Или не сумел ухватить за что-то, или не за что было уметь хватать…»
И вспомнила, как интересно в одной из новогодних программ была исполнена песня «Мне хорошо с тобой», которая очень долго звучала во мне.
А потом шутливо-требовательная «Давай-давай», и вновь вспомнилось, как эта песня была исполнена на концерте, посвященном Дню милиции. Во время исполнения камера оператора прошлась по лицам зрителей. Ах, какую разнообразную гамму чувств пришлось наблюдать: от наивной восторженности до тупой брезгливости. Было все. Не было только равнодушия!
А вот «Черно-белую любовь я услышала впервые. И помню, как я неожиданно для себя оказалась в необычном черно-белом пространстве, пронизанном лунным светом, растерявшись в окружении удивительного многоголосия, вслушиваясь в которое я вдруг различила до боли родной голос. И мне сразу стало легко и спокойно.
И ещё я очень признательна Валерию Леонтьеву за то, что именно благодаря ему песни Юрия Чернавского хотя и редко, но звучат, и еще раз убеждают в том, насколько это удивительнейший композитор, поражающий такой изысканной музыкальной палитрой. И который пишет не просто песни, а законченные музыкальные композиции, оставляющие ощущение то нежной лиричности, то жаркой чувственности, то фантастического полета…
И снова Певец дает надежду на новую встречу с этим незаурядным композитором. И вновь надежда оправдалась, правда, спустя еще три года. Новый альбом «Падаю в небеса...»
От «Маргариты» до «Дежа вю»…
Да, эта песня никогда не звучала в концертах, и она, мне кажется, тоже относится к тем, которые хочется слушать в одиночестве. Эта песня способна вызывать яркие образы, заставлять работать воображение, включать фантазию… Складывается впечатление, что и появилась-то она из ниоткуда…
А впрочем, зачем домысливать, если об этом так интересно рассказывает сам Певец:
- Вообще-то мы писали ее для какой-то телевизионной программы... А вообще ни для чего мы ее писали! Мы писали ее потому, что приехал Чернавский в Москву для осуществления какого-то своего проекта, а заодно принес мне эту песню. Это очередное его безумство. А я Юру уважаю во всех его творческих проявлениях.
Он говорит: «Давай выпьем по рюмочке». Выпили по рюмочке, но с ним же по рюмочке не получается… Потом - по две, потом – по три… Потом он мне и говорит: «Может, песню запишем?» Я спрашиваю: «Какую?» Он говорит: «Да какая тебе разница? Пошли в студию!» Пошли. Он мне и заявляет: «Ну вот, давай, пой: «В понедельник пообщались…» Это типичная манера работы Чернавского: сначала поешь одну фразу, вторую… Как они между собой стыкуются, вообще никого не волнует – результат увидим в финале. Ну, хорошо, поем: «А во вторник повстречались…» Вот так потихоньку я и записал всю песню. Что из этого получилось? По-моему, ничего.
Я нигде её не снимал, никогда не пел, это так и осталось результатом посиделок. Недоработанная она, недоделанная… Записали, послушали, полежала она месяц... Потом еще раз перепели. И так как-то никуда и не пошла. На альбом сбросили, дабы доложить тем, кто следит за мной и за звукозаписью, что вот оно было! А так, не нашла она себя ни в концерте, ни на телевидении...
Мы с Карой тут на днях сидели и думали - может "Дежа вю" перепеть как-то, сделать поживее, пободрее, помоднее по звуку... Посидели и разошлись опять ни с чем.
Вот такой грустный рассказ из истории создания последней песни. И не подозревают авторы, что эта песня живет, её понимают и очень любят. А еще и пытаются сами делать на неё клипы, отчаявшись дождаться авторской версии.
А вот будет ли иметь продолжение этот удивительный творческий тандем?
А ведь надежда есть!..
Из последнего интервью «Дельтаплану»: «Звоним Чернавскому - "Юра, чего-нибудь роди, пришли!" - "Да, старик, понимаешь, я тут мюзикл пишу"... - "Ну так слушай, и пиши себе этот мюзикл, ты пришли мне из него какую-нибудь классную тему, я здесь с ней познакомлю публику и тебе уже будет легче!" - "Ну, вот я подумаю"... Но с Юрой всегда так, к нему надо ехать, брать его в кулак и выбивать... А по телефону, по скайпу - это вряд ли...
А вдруг случится такое. И поедет, и возьмет в кулак, и выбьет… И хотя бы запишет что-нибудь совсем неформатное, не для широкой публики, не для концертов, а просто для души…
Я всегда знала, что Валерий Леонтьев вернется к песням Юрия Чернавского. И это произошло. В этот раз появились в новой аранжировке «Танго разбиты сердец» и «Гонолулу». Но я верю, что будут и другие!
[523x412]