[показать]
Индийские веера.
В Индии использовали большие опахала, которые являли собой сплетение листьев, или павлиньих перьев, прикреплённых на деревянный шест. Размер мог быть как сравнительно не большим у ручных вееров, так и выше человеческого роста. Такого рода опахала служили не только для обмахивания, но и частично укрывали от солнца. Большие опахала как правило носили слуги за высокопоставленными особами.
[показать]
Китайские веера.
Изображения китайских вееров были найдены при раскопках. Артефакты относятся к эпохе Восточной Чжоу (1122 до н. э. по 249 до н. э) и периоду Воюющих царств (до 256 до н. э.) - это были вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Китайские веера в то время служили признаком достатка и статуса их владельца.
[показать]
[показать]
[показать]
При династиях Суй и Тан (581 – 907 гг.) были распространены круглые веера «ваньшань», известны также и другие названия – «гунань», «хэхуаньшань» и «гуаньшань». Такие веера были сделаны из бамбуковых или деревянных пластинок и из тонкой шерстяной ткани. В первые годы династии Тан встречается много вееров овальной формы, впоследствии главенствуют круглые веера. Несмотря на многообразие форм, девушки всегда предпочитали круглые веера.
При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.). Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе.
Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.
Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для основания вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.
Японские веера
Японские веера были широко известны в древности за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку (457-479), где описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, прикреплённого к длинному шесту. Древнекитайские хроники (времён династии Сун – 960-1279гг.) также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров, которые считались прекрасными образцами декоративного искусства. Опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами, также веер имел продолговатую ручку, которая поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.
[показать]
Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.
Складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как ооги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали ооги именно китайское происхождение.
Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также ооги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Такие веера известны под названием гумбай и пришли на смену сайхай (сайхай - Лакированная деревянная либо металлическая рукоятка с пучком лент из ткани или бумаги на конце) в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и янь, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.
[показать]
С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.
Однако с позиции смертоносности, куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили воины в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц.
[показать]
[показать]
По стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого, как правило, большей частью повторяли программу тренировок на мечах.
[показать]
В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом.
Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.
Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым веером. По тому, как упало дерево и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков. Идея веера как скрывающего лицо, а значит и душу, находит свое выражение в том, что при встрече с лицом более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия: лицо подчиненного должно быть открыто всегда.
Веер является также непременным аксессуаром актера в средневековом театре Но, который дожил и до сегодняшнего дня. В представлениях Но каждый персонаж обладает присущим только ему веером. Если это китаец, у него в руках будет круглый веер утива. Веера с черными пластинами предназначаются для мужских и женских ролей, со светлыми – для стариков и монахов. На веере старцев-рассказчиков изображаются символы долголетия – сосна, журавль и черепаха, воины-победители появляются на сцене с веером, на котором изображено солнце на фоне сосновой ветки, а у побежденных солнце рисуется над бурлящими волнами (намек на морское поражение клана Тайра от воинов дружины Минамото в морской битве при Данноура, 1185 г.). И так – с каждым персонажем. Получается, что с помощью веера обозначается та роль, которая отводится данному персонажу в театральном действе.
Поскольку при обмахивании веером совершаются движения, направленные как к себе, так и от себя, в ритуалах веер используется с двоякой целью. С одной стороны, веер способен прогонять злых духов, а с другой акцентированное движение веера к себе предназначено для вызывания божеств. По этому веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом одеяния жреца является веер. Зафиксированы также случаи, когда веер считают главной храмовой святыней, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих – членов религиозной общины.
Веера в Европе
Первые веера в Европе во всем подражали привозным китайским и японским экземплярам. Однако уже в XVII веке вырабатывается и собственный круг сюжетов. Итальянские веера, начиная с 1600-х г., декорировались самыми разнообразными сюжетами, часто на них воспроизводились картины художников минувших веков. Расцвет расписных вееров приходится на время правления Людовика XIV и Людовика XV. В XVII веке были распространены сюжеты китайские и «версальские», цветы, пейзажи, греческие мифы, галантные и любовные сцены.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём.
Французские правила были очень строгими — дозволялось расписывать веера лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.
[показать]
При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде, чем появиться в свете, (помимо других наук), должна была научиться искусству обращения с веером.
Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.
Со временем веер из опахала и «знакового предмета» аристократки превратился в настоящее орудие флирта.
В начале XVIII века на веерах изображали пасторали, сюжеты из Библии, аллегории (как в составе сюжетной росписи, так и в виде самостоятельных мотивов), часто сюжеты, напоминающие картины Ватто, Буше, Фрагонара (исполнение росписей даже приписывали этим художникам). На английских веерах мог быть изображен суд, правила игры в вист, «реальные» сцены деревенской жизни (не пасторали), цветы (как на английском фарфоре того же времени). Французские веера часто снабжались хитроумными механизмами, например, были телескопически выдвигающимися, на внешних ребрах могли быть заводные механизмы; кроме того, существовали веера с отделениями для хранения мелких вещиц.
[показать]
На веерах часто отражаются какие-то общезначимые события, по веерам зачастую можно судить об исторических событиях в определенной стране в определенное время. Например, в Италии XVIII века, особенно – в Неаполе, в качестве сувенира бытовали веера с изображением дымящегося Везувия (Везувий несколько раз за XVIII век извергался). А во время Великой французской революции вместо обычных для Франции амуров и цветов на веерах появились портреты прославленных револючионных деятелей (Мирабо, Робеспьера, Марата и др.) и изображения текущих событий (например, открытие Генеральных штатов Франции). Республика вводит веер из грубой материи с рисунком заступа и грабель, фригийского колпака и топора, под которыми выставлен девиз: «Смерть или свобода». После революции веер возвращается в свое русло, в начале XIX века перейдя к сентиментальным аллегориям. Плакучие ивы, храмы дружбы, урны и т.п. вышиваются на веерах шелком. Часто используются кружева, бисер, золотое и серебряное шитье.
Расписывать веера было почётно — этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше.
[показать]
[показать]
В эпоху рококо веер превратился в изящную игрушку, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того — теперь он стал доступен и представительницам буржуазии.
Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. Недаром знаменитая писательница рубежа XVIII—XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки». Теперь только манеры и воспитание могли отграничить представильницу высшего света от простолюдинки.
С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри» (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая.
Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.
[показать]
Существует этикет, связанный с использованием веера, и такое понятие, как «язык веера». Некоторые источники говорят, что его придумали уже в Европе, но судя по простоте движений, его очень даже могли использовать и раньше. Может просто само понятие «язык веера» возникло позже. Кроме того уже в Китае и Японии с веером было связанно столько символизма, что его смело можно причислить к языку жестов.
[показать]
Несколько основных жестов на языке веера:
- «Чтобы выразить «да», следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
- «Нет» – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
- «Я вас не люблю» – сделать закрытым веером движение в сторону.
- «Мои мысли всегда с вами» – на треть открыть веер и легко провести им по лбу.
- «Я вас люблю» – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
- «Не приходите сегодня» – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
- «Приходите, я буду довольна» – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки.
- «Будьте осторожны, за нами следят» – открытым веером дотронуться до левого уха.
- «Я хочу с вами танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
- «Молчите, нас подслушивают» – дотронуться закрытым веером до губ.
– «следуйте за мной» - похлопывание закрытым веером по ноге сбоку;
– «я готова следовать за вами» - похлопывание закрытым веером по ноге спереди;
- «отойдите, уступите дорогу» - сложенный веер, направленный на мужчину;
– «убирайтесь прочь, вон!» - резкий жест сложенным веером рукоятью вперед.
– волнение от известий - резкие быстрые взмахи;
- кокетство - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой;
- Сомнение - закрывающийся веер.
- Ожидание - похлопывание полураскрытым веером по раскрытой ладони.
- Благодарность - раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы.
Если собеседник, пользующийся особым расположением, просит веер, то следует подавать его верхним концом, что означает симпатию, любовь, для выражения презрения веер подается ручкой, т, е. нижним концом.
- Невозможность - полураскрытый, опущенный вниз веер.
[показать]
[показать]
[показать]
Цветовое значение веера:
-- Белый - невинность;
-- Чёрный с белым - нарушенный мир;
-- Чёрный - печаль;
-- Розовый с голубым - любовь и верность;
-- Красный - радость, счастье;
-- Вышитый золотом - богатство;
-- Жёлтый - отказ;
-- Шитый серебром - скромность;
-- Зелёный - надежда;
-- Убранный блёстками - твёрдость и доверие.
-- Голубой - постоянство, верность;
-- Коричневый - недолговременное счастье;
В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготовляться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев.
[показать]
Это привело, кстати сказать, к значительному сокращению популяции этой замечательной птицы. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет — модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.
[показать]
В это же время наметилась новая тенденция — теперь веера заказывают к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Теперь пасторальные и галантные сценки уступают место историческим сюжетам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.
[показать]
Самыми стильными были, по прежнему, французские веера, однако Германия и Голландия также производят весьма достойную продукцию.
Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства.
Начало ХХ века.
Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Это сказывалось и в увлечении Древним Египтом, Японией, мусульманским востоком (особенно после успеха балета «Шехерезада»). На волне этого увлечения вошли в моду опахала в восточном стиле.
[показать]
Другим направлением было возвращение к эстетике рококо. Таким образом, возникла кратковременная мода на веера с пасторальными сюжетами и многочисленными рокайлями.
В моду входят довольно неудобные веера из павлиньих перьев.
[показать]
А вот Art-deco с его строгой роскошью, яркими цветами и стремлением к концептуальности предлагает женщине настоящие веера-концепции.
Веер уже не нужен для флирта и кокетства — женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало — просто стильная штучка, присущая аристократической «dolce vita».
По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.
Сюжеты в XX веке становятся ещё более разнообразными — здесь и международные события (парижские выставки, спуск на воду корабля, и даже строительство моста), карикатуры, лица кинозвёзд.
После окончания Второй мировой войны, как реакция на лишения и аскетизм военного времени возник удивительный стиль New Look, на короткий срок возродивший корсеты, кринолин и, разумеется, веера.
Веер здесь играет вспомогательную и довольно незначительную роль — его используют в качестве «последнего штриха» к светскому наряду и он вполне может быть заменён крохотной сумочкой…
Особой популярностью пользовались веера с кружевным, полупрозрачным экраном (в эпоху New Look кружево весьма широко использовалось в индустрии моды).
Смотрите также:
Памятные веера императрицы Марии Федоровны: http://anichkovpalace.spb.ru/gdtu/history/have/20/mariy/veera
[показать]
[показать]
В наше время вера тоже пользуются большой популярностью. Эта, часто не дорогая вещица, послужит прелестным сувениром не только для маленькой девочки, но и для вполне зрелой дамы. Импортируемые, преимущественно из Китая, веера отличаются большим разнообразием стилей и материалов, из которых их изготовили. Причём количество вееров, проданных в зимнее время, уменьшается не сильно. Привозим также большие опахала из Таиланда. Значение последних – не функциональное, а декоративное. Подобно картине, такое опахало будет хорошо смотреться на стене Вашей квартиры.
Что ж, если Вам интересно, вы можете подробнее посмотреть веера у нас в каталоге. : http://www.sandalhouse.ru/?go=katalog&catid=3900&PHPSESSID=2dbf5311c3200b0c2b0b0e6a182e6f82