Уничтожение последнего старого пролета Романовского моста, сохраненного для создания памятника – это удар вандалов по нашей исторической памяти. И варварский процесс сейчас в самом разгаре: ферма оперативно распиливается и отправляется в утиль. А шансы на то, что памятник мосту будет спасены, тают с каждым днем. В ходе небольшого собственного расследования мне удалось выяснить, кто виноват в разрушении памятника.
Начнем, пожалуй, с предыстории. Еще в далеком 1993 году Кабинет Министров Татарстана своим постановлением официально признал Романовский мост памятником истории и культуры регионального значения. В 2006 году Министерство культуры Татарстана дало добро на реконструкцию моста только при условии вычленения и реставрации одного пролета и создания на его основе мемориального комплекса. Был даже разработан проект памятника, по которому предусматривались установка пролета на специальных опорах, устройство смотровой площадки, автостоянки и подъездной дороги. Позднее Департамент архитектуры Зеленодольска дополнил тот проект парковой зоной с фонтаном и малыми формами. На подготовку и сооружение памятника в бюджет реконструкции изначально были заложены определенные средства.
До нынешнего мая все шло в соответствии с планом реконструкции. Последний пролет сохранили и установили на постамент. Об этом событии Министерство культуры радостно отрапортовало через республиканское агентство «Татар-информ», рассказав попутно и о проекте памятника. Однако уже в начале июня «Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Москвы» РЖД (далее - ДКРС) неожиданно заказывает государственную историко-культурную экспертизу по поводу пролета. Хотя процедурными документами по реконструкции еще пять лет назад была однозначно признана историческая ценность пролета и необходимость его сохранения в виде памятника. Тем не менее, Министерство культуры Татарстана почему-то сочло нужным не только провести саму экспертизу, но и исключило пролет из списка охраняемых государством исторических объектов.
Заключение, мягко говоря, спорное. Я внимательно изучил акт этой экспертизы, датированной серединой июля. Необходимо уточниться, что для легитимности подобной экспертизы достаточно участие в ней трех сертифицированных экспертов. Под актом стоят подписи экспертов - директора Государственного музея-заповедника «Казанский Кремль» Рамиля Хайрутдинова, заместителя начальника управления по сохранению и охране объектов культурного наследия Министерства культуры Омской области Олега Свиридовского и члена экспертного совета по охране культурного наследия при Росохранкультуре Елены Николаевой. Именно они подписали приговор пролету!
И знаете, на каком основании они предлагают исключить ферму из категории памятника?! Потому что, цитирую акт экспертизы: «предложенное место установки пролетного строения не позволяет в полной мере использовать его историко-познавательный потенциал»! К тому же уважаемые эксперты выразили сомнение в подлинности пролета!!! И все! Только на этом основании пролет признали не представляющим никакой исторической ценности!!!
Я лично считаю эту экспертизу - верхом кретинизма, а ее авторов – настоящими вредителями и варварами! И пусть меня засудят после этих выражений, я буду до последнего во всех судах отстаивать свою позицию.
Но мы отвлеклись. Итак, дальше министерство культуры Татарстана принимает это издевательство над здравым смыслом, ну то есть эту экспертизу руководством к действию и издает приказ об исключении пролета из памятника под названием «Романовский железнодорожный мост через реку Волгу». И, кстати, знаете, что сейчас является объектом охраны по мнению минкульта? Не поверите! Цитирую приказ: «месторасположение сооружения моста, его композиционные характеристики как доминанты, участвующей в соединении и формировании исторической панорамы правого и левого берега Волга на зеркале воды и месторасположение направляющих опорных каменных быков моста». Переводя на человеческий язык, объектом охраны является отражение моста в воде и быки. Причем быки, по их мнению, можно считать памятником, а пролеты – нет!!! Где, спрашивается, логика? Хотя чиновники минкульта, видимо, руководствуются иными категориями…
После принятия приказа очень быстро (в последних числах июля) за подписью заместителя министра культуры Татарстана Игоря Нестеренко в адрес ДКРС РЖД (заказчика реконструкции) направляется письмо о том, что пролет больше не является частью памятника. Причем заметьте – все делается в немыслимо кратчайшие сроки, которые, зная тяжеловесность государственной машины, я бы даже назвал фантастическими. При этом Зеленодольский Исполком узнает о принятом решении в отношении пролета, что называется, задним числом, когда уже все было сделано. Хотя тот же Нестеренко на весенних совещаниях по поводу моста клятвенно заверял, что ни за что не даст отправить его на металлолом. А в сентябрьском интервью телекомпании «Эфир» уже заявил абсолютно противоположное – что, дескать, решение по сбросу пролета принято абсолютно верное. Странная метаморфоза, правда?
Что оставалось делать Зеленодольскому исполкому в ситуации уже принятого решения?! Как рассказал нам руководитель Департамента архитектуры и градостроительства Зеленодольска Ильшат Ханзафаров, Исполком обратился к представителям РЖД с просьбой сохранить несколько элементов пролета для сооружения опять же нескольких памятников. Эта просьба отражена в протоколе одного из совещаний. По словам Ильшата Назымовича, существует план установки сразу трех памятных монументов с участием элементов сброшенного пролета: 1) трех узлов пролета - перед часовней у моста; 2) одного узла перед и еще одного внутри Музея историко-культурного наследия Зеленодольска; 3) двух арочных элементов рядом со старинным паровозом - на станции Свияжск. И в ближайшие две недели должно быть организовано совещание с участием представителей РЖД по этому поводу.
Только вот вполне может сложиться так, что к этому времени спасать уже будет нечего! Генеральный подрядчик реконструкции - строительная компания «Мост», похоже, не намерена ждать совещания и сейчас методично распиливает пролет. Оно и понятно – РЖД, по нашим сведениям, требует от подрядчика скорейшего выполнения плана по сдаче металлолома. Так что «Мост» пытается форсировать ситуацию – они оперативно скинули пролет и сейчас не менее оперативно его утилизируют. И строители не собираются ждать, когда к ним придут с требованием сохранить элементы пролета, более того, они заинтересованы как можно быстрее отправить ферму на переплавку. Чтобы уже ничего нельзя было сделать.
Сейчас счет идет, если не на часы, то на дни. Я, кстати, оправили запрос в головной офис компании «Мост» и их руководство дало разрешение на допуск инициативной группы к пролету - для определения части конструкции, которая может стать основой для памятника. Причем средства на транспортировку и даже сооружение памятника компании «Мост» уже выделены, остается только всем сторонам процесса собраться, указать на конкретные элементы пролета и определить их на временное хранение.
Еще есть время, чтобы сохранить хотя бы часть этого ценнейшего исторического материала (я уж позволю себе не согласиться с мнением минкульта по этому поводу) для потомков и все-таки отдать дань легендарного сооружению, который считают родным и близким подавляющее большинство зеленодольцев.
P.S. Мы предлагаем всем желающим выразить свое мнение, свое отношение к разрушению пролета и всей этой трагической ситуации. Пишите свои мысли прямо здесь - в форме комментариев или отправляйте на e-mail:
zd-pr@yandex.ru В ближайшем номере газеты "Зеленый Дол" и на портале "Зеленодольск.Ру" будут опубликованы наиболее яркие комментарии.
Кроме того, эта тема активно обсуждается на форуме "Зеленодольск.Ру", вот ссылка на дискуссию.
И вот еще группа события "В Контакте"