Это цитата сообщения
Лада_Анохина Оригинальное сообщениеМатериал для изготовления текстильных (тряпичных) обрядовых кукол
Основные текстильные народные обрядовые предметы изготавливали из новины — нового полотна. Это было обязательным условием.
[525x700]
В то же время текстильные обрядовые куклы изготавливали и из целых кусков изношенной одежды. Здесь речь должна идти помимо всего прочего о тканых несшитых изделиях, так как куклы изготавливаются без помощи иголок. Кроме того, «ткань», в данному случае, является здесь символом: её свойства как материального предмета отступают на второй план. Знаковое содержание ткани определяется разными факторами. Среди них: технология изготовления, обыденное применение, внешний вид и структура. Ткань как материал воплощает определённый порядок, систему, что весьма соответствует переходному характеру обрядов человека.
В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт славянского народа. По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Так, считалось, что ношеная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека. Помимо прочего, здесь ярко прослеживается и роль женщины — мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчеркивается её изначальная бережливость.
Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира Природы. В замкнутом цикле ткань приобретает новые вещественные качества, подчиняясь общим законам народного искусства. Из изношенной бесформенной ткани «рождается» кукла, и таким образом ткани придаётся новое качество. Изношенные вещи рвали на аккуратные полоски, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются в систему, что придаёт изделию целостность.
Из скруток создаётся образ человека или мифологического образа. Действительно, многие славянские тряпичные куклы делают путём скручивания в рулончик полосок ткани. Такая технология изготовления выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. В этом находят своё отражение представления о множественных слоях личности, подчёркивается повторяемость многих явлений окружающего мира.
Кроме того, существенную роль играет податливость материала, ткани, что позволяет довольно просто и быстро сделать куклу: порвать ветхую ткань, скрутить, завернуть, завязать. Поэтому-то наиболее распространены «Пеленашки», «Столбушки», «Лихоманки», кукла «на веретене» и т. п. куклы, в основе которых — свёрнутая в рулон ткань. В основе конструкции кукол «Бессонница», «Вепсская» и др. лежат куски ткани, напоминающие по форме квадрат, основной элемент славянского орнамента.
Ткань по краю не обрабатывали, подчёркивая тем самым связь куклы с миром хаоса. Иначе говоря, куклы находятся на границе между этим миром и тем.
Куклу можно очень просто разобрать и превратить обратно в ткань.
Изначально использовали ткань традиционных для славянских народов цветов — белого, красного, чёрного.
Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие. Так, красной пряжей, ниткой или платком подвязывают последний сноп. В родильных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья — красной нитью перевязывали пуповину.
Ритуальная функция белой ткани происходит из представлений о её символической чистоте, правильности, порядке, ведь ткань произведена по очень строгим правилам. Кукла является медитативным предметом (с ней общаются, через неё просят), по сути - посредником между миром земным и миром «иным». Кукла — способ соединения сфер жизни и смерти. С появлением в жизни народа новых промышленных тканей яркой раскраски обрядовая кукла стала ярче. Её стали наряжать в яркие куски ситца.
Существовали особые обрядовые куклы, сделанные только из ниток, — «мартинички». Это две куколки белого и красного цвета, соединённые между собой скрученным из белой и красной ниток шнурком.
При изготовлении кукол часто использовали символические наполнители — зерно («зерновушка»), золу из родового зольника, льняное волокно...
В качестве основы при изготовлении текстильных ритуальных кукол применяли различные предметы: ложки, веретено, навой, скрученную солому, лыко, траву, клювы птиц и др.
Подготовленную основу наделяли атрибутами женской силы; одеждой, головой, грудями, иногда символически обозначали руки. Все составные элементы куклы крепились к основе нитками, поясками, без употребления игл. В куклах-закрутках ткань закрепляли нитками на талии, а также ниткой выделяли верхняя треть — голова.