Жизненный путь известных художников и художниц конца XIX - начала XX века часто весьма необычен и вызывает может быть даже больший интерес, чем их картины. Особенно это хорошо заметно на примере художников импрессионистов и постимпрессионистов, которые уже одним своим искусством любили эпатировать публику. Их связывали между собой не только выставки и любовь к живописи, но часто и личная жизнь, с бурными романами, ссорами и примирениями, детьми и... одиночеством. История жизни художницы Сюзанны Валадон яркий тому пример.
Огюст Ренуар Танец в городе (Сюзанна Валадон и Эжен-Пьер Лестринге) и Танец в Буживале (Сюзанна Валадон и Поль Лот) 1883
Сюзанну Валадон так или иначе "знает" каждый: ее живописное изображение очень часто тиражируется на фарфоровых вазочках и тарелочках, коробках конфет, духах, в дамских журналах, на упаковочных листах. Так неимоверно популярными стали две картины знаменитого художника-импрессиониста Огюста Ренуара из серии "Городские танцы", написанные в 1883 году, на которых в роли танцующей дамы изображена Сюзанна Валадон. Милая и прекрасная, очаровательная и восхитительная - настоящий образец французской кокетки конца XIX века...
Анри де Тулуз-Лотрек Портрет Сюзанны Валадон 1885
Мари-Клемантин Валадон, таково настоящее имя будущей художницы, родилась в 1865 году в Бессин-сюр-Гартамп, в Лимузене в семье бедной белошвейки, и попала в Париж в возрасте четырех лет. В одиннадцать лет девочка уже работала в швейной мастерской и кое-как помогала матери в уборке квартир. Затем в ее биографии была работа нянкой у богатых горожан, официанткой в бистро, торговля овощами на рынке. Может быть последнее место работы и познакомило юную девушку с цирком: в прежние времена циркачи часто давали свои представления именно на рынках, развлекая тем самым праздношатающуюся публику и скучающих торговцев. В 1880 году она поступила на работу акробаткой в любительский цирк Молье, но увы не надолго: как-то исполняя очередной номер, Мари-Клементин сорвалась и упала на арену... С цирком было покончено, хотя чуть позже цирковые воспоминания станут темой для творчества, но уже в живописи.
Сюзанна Валадон Цирк 1889
Рисование для девушки было чем-то вроде хобби: в детстве она легко могла куском угля изобразить чей-то портрет, сделать набросок по памяти каких-то понравившихся цветов или предметов. Случай свел ее с настоящим и уже состоявшимся художником: девушка помогала матери, открывшей небольшую прачечную, разносить белье клиентам, среди которых был и Пюви де Шаванн, писавший свои полотна в духе итальянских живописцев XV столетия. Изящная фигурка и очаровательное личико Мари-Клементин понравились Пюви и он взял ее себе в натурщицы...
Анри де Тулуз-Лотрек Пьющая (Сюзанна Валадон) 1888
Анри де Тулуз-Лотрек Похмелье (Сюзанна Валадон)
Начало "творчеству" было положено и спустя некоторое время Валадон знакомится и позирует Огюсту Ренуару, Анри де Тулу-Лотреку, Винсенту Ван-Гогу, Эдгару Дега. Каждый из них оставил нам свое изображение Мари-Клементины, а она свои воспоминания о них. Ее жизнь не была пуританской, поэтому не удивительно, что в 1883 году она родила от неизвестного мужчины сына, которого назвала Морисом. Спустя восемь лет мальчика усыновил испанец Мигель Утрилло-и-Молинс. А сама Мари-Клементина в дальнейшем переменила свое имя и стала Сюзанной...
Сюзанна Валадон с сыном Морисом
Самый же бурный роман у нее был с художником Анри де Тулуз Лотреком: "Мари нравилась любовь.Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнули ее, а скорее наоборот - привлекли. Она стала любовницей Лотрека. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта плебейка и потомок графов де Тулуз были абсолютно свободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучиться у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его неумение писать "красиво", его зачастую бичующие карандаш и кисть.
Анри де Тулуз-Лотрек Туалет (Сюзанна Валадон) 1889
Анри де Тулуз-Лотрек Прачка (Сюзанна у окна)
Лотрек написал два портрета Мари в саду папаши Фореста. Он не польстил ей. Ренуар, который постоянно прибегал к услугам этой привлекательной натурщицы, в то же время, что и Лотрек, работал над ее поясным портретом в картине "Коса" и с нежностью и наслаждением выписывал ее большие голубые глаза, изящный изгиб бровей, чувственный пухлый рот, густые темные волосы, разделенные пробором, ее пышную высокую грудь..
Огюст Ренуар Девушка, заплетающая косу (Сюзанна Валадон)
Амедео Модильяни Портрет Сюзанны Валадон
Недоверчивая, ревниво оберегающая свою личную жизнь, Мари вводила в заблуждение любопытных, рассказывая о себе всякие небылицы, но никому ни словом не обмолвилась о том, что сама она тоже рисует. И Лотрек не знал, что в 1883 году Мари нарисовала пастельный автопортрет, в котором она тоже не пощадила себя. Случайно, на глаза Лотреку попались рисунки Валадон. Хитрая девица сама никогда не решилась бы показать их ему. Лотрек был поражен: каждый, увидев эти работы, приписал бы их какому-нибудь мэтру, настолько чувствовалась в них энергичная мужская рука. Шутки ради он повесил несколько рисунков Валадон в своей мастерской. Они приводили в замешательство гостей Лотрека. "Чьи это рисунки?" И вот однажды скульптор Бартоломе заявил, что Валадон обязательно должна показать свои работы Дега. "Вы наша", - заявил ей Дега - комплимент исключительной ценности в устах этого женоненавистника," - так пишет на своем сайте Автопортрет в мировой живописи Анатолий Краснопивцев об этом периоде жизни Сюзанн Валадон.
Сюзанна Валадон, Морис Утрилло и Андре Уттер, все известные художники Монмартра
Сюзанна Валадон Автопортрет 1917
Сюзанна Валадон Обнаженная 1926
Сюзанна Валадон Адам и Ева 1901
Так Сюзанн Валадон стала художницей. Ее картины несколько необычны, однако не так уж и оригинальны, и возможно кому-то даже напомнят творчество или Натальи Гончаровой, или же Зинаиды Серебряковой. Теже обнаженные, теже несколько необычные сюжеты, почти ткая же игра красок. Последнему Сюзанн научил все тот же Эдгар Дега. Кстати, это пожалуй единственный из ее друзей-живописцев, у которого она не была в любовницах. Искусствоведы часто приводят в доказательство вот эту фразу Сюзанны Валадон, служащую ответом на вопрос, была ли она его любовницей: "Никогда! Он слишком боялся! Никогда мужчина не делал мне столько комплиментов по поводу моей кожи, моих волос, моих мускулов акробатки. Его восхищение было исключительно духовным..."
Сюзанна Валадон Женщина в белых чулках 1924
Сюзанна Валадон Танцовщицы 1916
Сюзанна Валадон Обнаженная 1922
Сюзанна Валадон Гадалка 1912
Сюзанна Валадон Обнаженная с зеркалом 1909
В 1894 году Сюзанна Валадон стала первой художницей, которую приняли в Национальное общество изящных искусств. Будучи перфекционисткой (человеком, с дотошной старательностью доводящим дело до совершенства), Валадон работала над некоторыми своими картинами до тринадцати лет(!) до того как показать их.
Сюзанна Валадон в студии за работой
Сюзанна Валадон Автопортрет 1927
Сюзанна Валадон Портрет Утрилло, сына художницы 1928
Сюзанна Валадон Автопортрет 1931
Сюзанна Валадон Обнаженная 1919
Сюзанна Валадон Две купальщицы 1923
Сюзанна Валадон Портрет мисс Лили Уолтон с кошкой 1922
Сюзанна Валадон была большой оригиналкой: "У известного композитора Сати была любовь всей его жизни, художница Сюзанна Валадон. Она была довольно экцентричной особой и красавицей. Держала в своей студии козу, которой надлежало поедать неудавшиеся полотна. Кормила своих многочисленных кошек икрой по пятницам."(День семьдесят девятый: Objet sonore). Всего несколько строк и фактов, но каких! Так что ее картины - это еще и то, что не было отдано на съедение козе...
Сюзанна Валадон Женщина с контрабасом 1903
Сюзанна Валадон Андре Уттер и его собака 1932
Сюзанна Валадон Голубая комната 1923
Сюзанна Валадон Брошеная кукла 1921
Сюзанна старела и потому она уже не могла быть натурщицей, свежей и юной, но ее талант позволил ей стать вполне успешной художницей. Как и успешной матерью, подарившей миру тоже художника, известного всем под именем Мориса Утрилло. "История Сюзанны Валадон и Мориса Утрилло — это история Монмартра на рубеже XIX–XX веков", - так любят писать в проспектах про этих двоих. Хотя может быть у Сюзанн Валадон не так уж и много Монмартра, но зато есть весьма очаровательные цветочные натюрморты, которые она стала писать в конце своей жизни...
Сюзанна Валадон Цветы
Сюзанна Валадон Пейзаж 1926
Сюзанна Валадон Два натюрморта с букетами в вазах 1919
Сюзанна Валадон Натюрморт с цветами 1932
Сюзанна Валадон Кот
Сюзанна Валадон Кот на стуле
Сюзанна Валадон Букет на окне 1930
Серия сообщений "Женщины-художницы":
Часть 1 - Легкий эрос З.Е.Серебряковой
Часть 2 - Природа, женщины, модерн Елизабет Сонрель
...
Часть 9 - Ева Гонзалес - любимая ученица Эдуарда Мане
Часть 10 - Женские головки Розальбы Каррьера
Часть 11 - Акробатка, натурщица, муза...