Французского художника Жозефа Дюплесси (Joseph-Siffred Duplessis) наверняка знает почти каждый, кто хоть раз держал в руках... стодолларовую купюру с изображением американского общественного деятеля, историка, философа и изобретателя Бенджамина Франклина. Образ этого человека создан на основе живописного портрета кисти Жозефа Дюплесси. Так один человек обессмертил другого. Можно ли в связи с этим назвать Жозефа Дюплесси художником "одной картины"? Скорее да, чем нет. Хотя стоит сказать, что работы художника, а это в основном портреты, украшают многие музеи мира и частные коллекции...
Жозеф Дюплесси Портрет короля Людовика XVI
Жозефа Дюплесси можно отнести к придворным художникам французского короля Людовика XVI. Он обладал исключительным правом в те времена находиться в Лувре среди аристократической знати и выполнять заказы по написанию их портретов...
Жозеф Дюплесси Автопортрет 1801
Краткая биографическая справка. Жозеф Дюплесси родился 22 сентября 1725 года в городе Карпантра Франции. Первым учителем рисования у будущего художника был его отец Жозеф-Гийом, который ради занятий живописи оставил свою основную профессию хирурга. В 1744 году юный Жозеф-младший отправляется в Рим, где поступает в художественную школу и обучается у мастера религиозной живописи Сен-Жиль дю Гара. Дюплесси вернулся в Карпантра после четырех лет проживания в Риме, то есть до 1747-1748 годов. Затем он продолжает свою карьеру в Париже, специализируясь в портретной живописи. Он получает официальные заказы, такие как написание портретов Марии-Антуанетты и Людовика XVI. Но революция 14 июля 1789 года заставляет художника покинуть Париж и уехать на родину. Спустя годы Дюплесси становится куратором и реставратором в Версале, где и умирает 1 апреля 1802 года.
Жозеф Дюплесси Мадам Сент-Мауритс 1776
Жозеф Дюплесси Мария Аделаида де Бурбон 1780
Жозеф Дюплесси Portrait of Suzanne Curchod (Madame Jacques Necker)
Жозеф Дюплесси Portret af Charles-Claude Flahaut de la Billarderie comte d'Angiviller 1780
Жозеф Дюплесси Портрет короля Людовика XVI 1775
Жозеф Дюплесси Портрет короля Людовика XVI
Жозеф Дюплесси Портрет короля Людовика XVI в коронационном наряде
Жозеф Дюплесси Портрет короля Людовика XVI (миниатюра)
Жозеф Дюплесси Мадам Ленур 1764
Жозеф Дюплесси Портрет монсеньора Де Бюсси
Жозеф Дюплесси Портрет джентельмена 1782
Но вернемся к Бенджамину Франклину и вот, что можно прочесть о парижском периоде жизни этого человека в книге Роберта Иванова "Франклин", вышедшей в серии "Жизнь замечательных людей" в 1972 году: "О парижском периоде жизни Франклина написаны солидные монографические исследования, в которых шаг за шагом прослеживается его дипломатическая деятельность в столице Франции, но в значительно меньшей мере освещаются связи Франклина с передовыми людьми Франции. А эти связи были поистине огромны. Пригород Парижа Пасси, где проживал Франклин, стал настоящим местом паломничества. Частыми гостями в резиденции американского посла были известный французский писатель-моралист герцог Ларошфуко, знаменитый химик Лавуазье, основоположник исторической живописи Деларош, один из редакторов знаменитой «Энциклопедии» д'Аламбер, математик и философ. одна из главных причин этой огромной популярности Франклина заключалась в его личных качествах.
Даже своим внешним видом он отличался от расфранченных дипломатов и представителей высшего общества. Он носил простой квакерский костюм, не любил парик, непременную принадлежность туалета XVIII века, не пользовался пудрой, постоянно носил очки и всюду появлялся в скромном меховом головном уборе, прикрывавшем редкие волосы. Весь внешний облик Франклина ассоциировался с его знаменитым литературным героем. Как и «Бедный Ричард», он был мудр, скромен, прост, доступен, привлекателен. И где бы ни появлялся Франклин, вокруг него сразу же собирался народ, даже незнакомые люди обращались к нему, как к старому доброму знакомому, все его приветствовали; каждый хотел перекинуться с ним хотя бы парой слов. Имело это и свои отрицательные стороны. Франклин писал дочери, что его портреты самых различных размеров столь многочисленны в Париже, что «сделали лицо твоего отца известным не менее, чем луна». В силу этого, писал Франклин, ему нередко «приходится спасаться бегством, так как его физиономия предает его всюду, где он отваживается показать ее»".
Как показало время, портреты кисти Жозефа Дюплесси оказались лучшими и с 1923 года стали украшать самую ходовую мировую валюту - 100 долларов США.
Жозеф Дюплесси Портрет Бенджамина Франклина 1778
Жозеф Дюплесси Портрет Бенджамина Франклина 1785
Гравюра с изображением Бенджамина Франклина с портрета Жозефа Дюплесси