Это цитата сообщения
dara3 Оригинальное сообщениеВ поисках библиотеки Ивана Грозного...
[показать]
Загадка исчезновения библиотеки (либерии) Грозного, первого царя Московии Ивана IV (1530-1584), будоражит умы многих людей в нашей стране и за рубежом. По различным сведениям среди книг его библиотеки были редкие даже для того периода экземпляры рукописей, о которых на Западе знали только понаслышке: греческие пергамины, латинские хронографы, древнеегипетские манускрипты, ярлыки и дефтери от монгольских ханов, книги Востока и других народов. В подземных хранилищах и тайниках находятся летописания древних славянских, скифских и других народов нашей страны до XV в., а также богатейшие собрания книг, вывезенных из Новгорода, Твери, Владимира, Суздаля, Пскова. Член голландского посольства в Москве Николас Витсен свидетельствует, что в государевой библиотеке находились книги из знаменитой Александрийской библиотеки и собрания древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана.
Книги этой библиотеки в хранилищах видели приближённые Грозного, которые оставили письменные свидетельства.
Интерес к поиску библиотеки то затухает, то вспыхивает с новой силой, по мере накопления новых сведений. Стимулом к новым устремлениям к поискам явилось проявление интереса к своей древней истории, а также публикации по этой проблеме книг Р. Пересветова «Тайна выцветших строк», «По следам находок и утрат», статей писателя В. Осокина и других авторов.
Группой энтузиастов различных специальностей (инженеры, геологи, археологи, писатели, краеведы…) на общественных началах проводились обширные исследования по поиску следов загадочной библиотеки Грозного. Исследования велись с применением различной геологической техники, археологических, биолокационных и других экстрасенсорных методов поиска. Применялись интрагеоскоп и глубинное радиоволновое просвечивание аномальных объектов через скважины. Были проведены продолжительные ювелирной точности работы с применением неразрушающего метода исследования подземелий (без раскопов). Комплексные исследования позволили определить не только расположение подземных аномалий, но и качественно оценить их состояние, не производя трудоёмких земляных работ и финансовых затрат. Работы проводились в Москве, с. Коломенском, г. Александрове и многих древних городах страны. Наиболее детальные исследования нами проведены в г. Александрове Владимирской обл. при содействии местных энтузиастов. В этих исследованиях приняли участие талантливые учёные ряда городов СССР, в том числе учёные А. Малахов, Б. Науменко, Н. Сочеванов, А. Плужников и др.
Поиск следов легендарной библиотеки в г. Александрове был не случаен. Здесь с декабря 1564 г. по 1581 г находилась опричная столица Грозного, окружённая дремучими лесами и монастырями-крепостями. Сюда приплывали иностранные корабли с грузами из Англии, Дании и других стран. На Слободу приходилось 2/3 торгового грузооборота с зарубежными странами. Здесь были бумагоделательные производства, печатная слободка, где издавались религиозные и другие книги, пропагандистские материалы, в том числе на зарубежные страны. Здесь же находились иностранные посольства, принимались послы. В опричной столице, как и в Москве (между Волхонкой и Никитской ул., где возводился опричный замок) велось бурное наземное и подземное строительство по типовым проектам.
В Слободе Грозный со своим окружением срочно готовил новые реформы, переделывал летописи, историю страны, свою родословную, устанавливая связь с римскими цезарями. Книги, архивные материалы царю нужны были под рукой. В древней описи царского архива, состоявшего из 231 сундука, ящика, короба, записано, что Грозный лично отобрал и увёз в Александрову Слободу книги, летописи, включая и коробья Новгородские. Царь хранил книги рядом с постельными хоромами в трёх двойных сводчатых подвалах за двойными коваными дверями и крепкими запорами. Здесь в Слободе английский купец Дежром Горсей летом 1581 г. получил от Грозного Остроженскую Библию, извлечённую из хранилища, которая сейчас находится в Лондонском музее.
Опричник Г. Штаден писал в Германию, что в Александровой Слободе лежит много денег и добра, которые захватил царь по разным городам (Тверь, Казань, Торжок, Новгород, Псков) и 300 монастырям вокруг них. Следы Новгородских летописей и многих других княжеств затерялись в опричной столице. После разгрома Новгорода, в Слободе было построено две церкви с подземельями, куда были спрятаны привезённые ценности. Вывезенные из Новгорода уникальные створки ворот сегодня можно видеть в Троицком соборе кремля.
После убийства своего сына, Грозный в Слободе больше не появлялся.
В 1650 г. на месте Александровского кремля был основан Успенский женский монастырь. Вплоть до его закрытия в 1919 г. монахини ревностно присматривали за обширными подземельями. Местный житель города В.А. Александров в 1953 г. 12-летним пацаном трижды проникал в богатые подземные хранилища с книгами. Об этом он писал в 70-х годах в Исторический музей. Об этом он заявляет и в наши дни. В конце 50-х годов в Министерство культуры СССР на приём к министру приезжала из Александрова женщина по просьбе умершей последней игуменьи с сообщением о судьбе библиотеки. Но к министру попасть не удалось, а аппаратные работники отнеслись к этому беспечно. Появлявшиеся провалы в городе и Александровском кремле над подземными ходами без обследований замуровывались (до лучших времён).
Плановые археологические раскопки проводились в 1951 и в 1960-70-х годах без проникновения в подземелья. Последние археологические раскопки были проведены в 1981 г. с участием автора данной статьи, которые выявили мощные фундаменты грозненских дворцов, подземный ход и другие интересные находки. Раскопки подтвердили правильность биолокационных показаний, но из-за недостатка времени проникновения в подземелья не проводилось.
На основе приборно-биолокационных исследований была составлена схема предполагаемого расположения аномалий на подземелья, с указанием фундаментов грозненских строений. В период многодневного биолокационного «прощупывания» подземелий монастыря были периоды, когда, многократно проходя под подземными сооружениями, исследователь начинает рукой ощущать близкое к реальности прикосновение к стене каменного или кирпичного хранилища, дереву, металлу, кожаному переплёту книг, окладам. Это ощущение испытывают многие, владеющие биолокацией.
После того, как исследователям уже было известно о местонахождении некоторых хранилищ, неожиданно об одном из них услышали подтверждение в местных преданиях, где говорится, что библиотека Грозного находится в «сорока кирпичах от усыпальницы Марфы» (29 см длина древнего кирпича, плюс 1 см шов, умноженные на 40 дают 12 м). Именно здесь первоначально находился дворец Грозного и его трон. В этих местах в начале XX в. входы в подземелья видел известный историк К.Ф. Валишевский. Были они видны ещё долго и после революции. В храмах и других строениях монастыря имеются глубокие подвалы с лабиринтами, а в двухэтажном доме игуменьи обнаружен большой сводчатый подвал без входа и выхода, в котором жители хранили овощи, пробив в своде отверстие. В этом же доме находится другой подвал со ступеньками. По преданиям здесь настоятельница спускалась в подземелья, по которым она могла пройти и выйти во многие строения монастыря и в центр города.
О планировке кремля Александровой Слободы грозненского периода можно судить по гравюре датского посла Ульфельда, которого царь принимал здесь в 1578 г. До наших дней с того периода сохранились лишь храмы. В процессе исследований уточнено местоположение бывших дворцовых и других строений, как на территории кремля, так и на личном дворе Грозного.
О результатах исследований в г. Александрове автором данной статьи было доложено в археологическом институте, в ЦК КПСС, на Межведомственной комиссии по проблемам биолокации при НТО РЭС им. А.С. Попова. В конце мая 1979 г. вышло постановление Совмина РСФСР, предусматривавшее проведение работ в Александровском кремле. Выделялись средства. Сделано многое, но до серьёзных работ проникновения в подземелья дело не дошло, из-за начавшейся «перестройки».
Читатели по-разному представляют себе объём и состав легендарной библиотеки, опираясь в основном на сведения князя Курбского, Максима Грека, пастора Веттермана и случайные источники. В последние годы появились новые сведения по данному вопросу.
Обычно исследователи представляют библиотеку в малом объёме: замурованной в Кремлёвской стене, в подземельях Теремного дворца и Чудова монастыря у Спасской башни. Местоположение хранилищ библиотеки связывают иногда также с Ваганьковским холмом (районом библиотеки им. В.И. Ленина) в Москве, с Троице-Сергиевым, Кирилло-Белозёрским и другими монастырями. На самом деле её подземные хранилища многочисленны, с огромным числом единиц хранения. Считается, что после спецслужб Малюты Скуратова в Москве хозяином государевой библиотеки стала Церковь, к которой собрания книг перешли постепенно. Согласно преданиям, там многое уникально, в том числе старинная утварь, репродукции, свитки, большое количество книг. Самой ценной книгой одного подземного хранилища является «Свод Законов», размером 50 х 50 см, тёмно-синяя, тиснёная золотом. Там же — несколько закрытых сундуков, а также массивный стеклянный сосуд и печать Грозного.
Предания сообщают, что в царских хранилищах и у церкви находились также уникальные творения мастеров: золотые механические львы, лежавшие по бокам у трона Грозного, которые периодически приподнимались, издавая рычание, поднимая лапу в сторону князей и бояр; трон Грозного из чистого золота и уникальных камней, среди которых был один величиной с грецкий орех и горел желтоватым цветом, как и глаза царя; золотой сервиз на 120 с лишним персон; серебряный сервиз на 1000 персон; сервиз на 13 персон из небьющегося китайского фарфора, секрет изготовления которого утерян (зубы из такого фарфора не знали бы износа). Подобный фарфоровый сервиз был в литовском Тракае, в столице Золотой орды, в Каракоруме, на Ставрополье. Известно, что одного золотого льва Пётр I продал в Европу: нужны были деньги на войны. Предания сообщают, что в различных хранилищах Московии и области находилось около 400 тысяч единиц хранения письменных источников (копий) из знаменитой Александрийской библиотеки, а других материалов было в несколько раз больше. Книги Софьи Палеолог, являвшейся реальной домашней библиотекой Грозного составляют малую толику в сравнение с общим объёмом имевшихся книг до её приезда в Москву.
Формирование государевой библиотеки происходило за сотни лет до Ивана Грозного. Активно библиотека стала пополняться с началом гонений на язычников. Книги конфисковывались у опальных князей, бояр, купцов, монастырей, у присоединённых и завоёванных народов Великой Перми, Великой Тюмени, Поволжья, Приуралья, Сибири и т.д. Грозный и последующие цари и Церковь, не церемонясь, брали древние книги на всей территории России. Книг и библиотек у народов нашей страны было много. В значительной части они писались и тиражировались бардами (акынами), жрецами, просветителями. Большинство из них по мастерству не уступали «Слову о полку Игореве». Книги также привозились из-за границы (от Китая до Англии) на шумные ярмарки, где покупались, обменивались и переводились.
В хранилищах шли многочисленные поступления книг от изъятия их у народов, обращённых в христианскую веру, в чём усердствовали епископы, ездившие с солдатами по России вплоть до 1917 г. При Грозном помимо книгохранилищ имелись также самостоятельные архивохранилища (Церкви, тайного сыска Малюты Скуратова и др.).
О просвещённости Древней Руси говорит и такой факт, как наличие у Андрея Боголюбского печатной типографии, основанной им в 1159 г. (на Старом дворе, в 25 км от г. Владимира). Об этом сообщил известный поэт XIX в. Гавриил Державин в своей записке в Министерство просвещения, приложив в качестве достоверности справку Синода от 1773 г. Печатающее оборудование была изготовлена в районе нижнего течения р. Амударьи. Известно, что задолго до Грозного на Руси и в Московии были своеобразные энциклопедии «Азбуковники толковых словарей», «Сказания (словари) о неудобопонимаемых речей» и другие. Реформаторский пыл Грозного и Церкви в 1551 г. ввёл запрет на продажу книг, не соответствовавших христианскому мировоззрению (первая на Руси цензура), что позволяло изымать или уничтожать книги и скрыть от народов многие исторические и культурные ценности их предков. Однако имеются основания предполагать, что книгами и архивами закрытых подземных хранилищ периодически пользовались как Церковь, так и историки при написании «Истории Российской» Екатериной II, В. Татищевым и другими. В смутные времена туда попадали случайные люди. Подземные хранилища имели многоступенчатую охрану: инженерные решения, присмотр со стороны служителей монастырей, спецслужб и т.п. После 1917 г. уход за подземными хранилищами ухудшился, что не могло не сказаться на проникновении сырости и порчи материалов хранения. Запрятывание книг, исторических и культурных ценностей обычно связано с реформой письменности и приходится на период смены религиозных воззрений, социально-экономического и династического строя. Так произошло в Китае, в 221 г. до н.э., после создания империи. Император Хуанди сказал, что история империи Китая начинается с него. Вместе с уничтожением книг было казнено 460 учёных, философов, поэтов, писателей. Подобная волна, но в гораздо большем масштабе, прокатилась по всем континентам земли в связи с самоутверждением новых религиозных воззрений. Уничтожались древние храмы, книги и носители древних верований и знаний, памятники, историческая связь с прошлым. Волны реформ, разрушений, уничтожение и запрятывание книг, людей прокатились по Руси. Одна из волн пришлась на образование Московского царства при Грозном, когда было уничтожено много князей, бояр, священнослужителей и простого люда. Подобные волны были и позднее, что способствовало сокрытию всего наиболее ценного в подземелья. Легенды сообщают, что в тайные хранилища отправлены также говорящие куклы Якова Брюса и его книги по магии. В наше время с Востока даются большие Знания практического порядка в области целительства, физического и духовного совершенствования, по древней истории народов, гуманным видам единоборств, агрономии и многое другое. Хотелось бы надеяться, что во имя возрождения нашей страны, руководство Православной Церкви и Синод рассмотрят вопрос о постепенном рассекречивании материалов, легендарной «библиотеки Грозного» по целительству, природоведению, истории наших народов, шедевров искусства и литературного творчества (хотя бы в копиях).
Сокровище Ивана Грозного
Кирилл Бенедиктов: В 1472 году племянница константинопольского царя Константина Софья Палеолог вышла замуж за Великого князя Московского Ивана III. С собой, в качестве приданного, она привезла бесценную огромную библиотеку, которую на протяжении многих веков собирали владыки Константинополя. В этой библиотеке хранились ценнейшие, существовавшие в единственном экземпляре рукописи античных авторов, трактаты по естествознанию, по наукам древнего мира и в т.ч. по магии. Эта библиотека после смерти Софьи Палеолог пропала, и ищут ее уже много веков. И одно из тех мест, где как предполагают, она могла храниться считается церковь Вознесения в Коломенском.
Церковь Вознесения в Коломенском по праву считается одним из самых красивых русских храмов. Была построена в последние годы правления Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Долгое время считалось что архитектором ее был Алевиз Фрязин, но в последние годы преобладает точка зрения, согласно которой построил ее тоже итальянский, а Фрязин на старорусском языке означает итальянец, зодчий Петрок Фрязин Малый. Одновременно с церковью Вознесения Петрок Малый построил примыкавший к ней с севера дворец для Василия III и, вероятно, под дворцом и под церковью Петрок Малый построил большую систему подземных коммуникаций и хранилищ, которые находятся где-то в недрах Коломенского холма. Строительство осуществлялось в большом секрете, но через несколько лет после окончания работ в 1539 году во время, как мы бы сейчас сказали, командировки в город Сенеж, где он должен был построить еще один храм, бежал и пытался скрыться на территории Литвы, Ливонии. Его поймали, бросили в темницу и с тех пор следы Петрока Малого из русской истории исчезают.
Итак, тайник под Коломенским холмом, под церковью Вознесения был устроен еще при Василии III. Но библиотеку, привезенную из Константинополя, спрятал там Иван Васильевич Грозный. Почему она носит имя Ивана Грозного? Ну, прежде всего именно потому, что Иван Грозный собирал и приумножал эту библиотеку. Где хранилась библиотека при Иване Грозном совершенно непонятно. Вероятно в каких-то подвалах, выложенных камнем, потому что пожары в то время были распространенным бедствием и для того, чтобы сохранить бесценные книги, это хранилище должно было быть облицовано камнем. А вот после смерти Ивана Грозного она исчезает вообще.
Библиотеку или как ее еще называют Либерию Ивана Грозного искали, ищут до сих пор и будут еще искать десятки, если не сотни людей. Но самым известным энтузиастом ее поисков остается уже упоминавшийся археолог Игнатий Стеллецкий. Фанатик изучения подземной Москвы, в 20-е годы Стеллецкий опубликовал в одной из советских газет призыв землю Москвы наизнанку, раскрыть все ее вековые тайны. Начал Стеллецкий, надо сказать, не с поисков Либерии Ивана Грозного, а с поисков гигантского клада, который по преданию где-то здесь Иван Грозный схоронил. Основу этого клада составляли несметные сокровища, захваченные Иваном Грозным в Новгородском походе. И начал Стеллецкий свои поиски как раз с церкви Вознесения в Коломенском. Сначала он предполагал, что тайники находятся в стенах, окружавших узкую винтовую лестницу, которая ведет к шатру церкви, но после долгих поисков понял, что это не так. Тогда Стеллецкий переключил свое внимание на подземелье храма Вознесения. Он предполагал, что под храмом находится гигантский каменный подклеп, циклопическое сооружение, соединявшееся с подземельем несохранившегося к тому времени уже дворца Василия III. Он начал закладывать шурфы в районе подклетия церкви Вознесения и вот здесь его впервые ожидал довольно значительный успех. Ему удалось обнаружить огромные пустоты, заложенные каменной кладкой.
В распоряжении Стеллецкого находилась буровая установка, с помощью которой он сумел пробить заложенную камнем шахту на глубину до 10 метров. После этого бур уперся в глину, но по звуку Стеллецкий определил, что заложенный камнем ход уходит на север, туда, где и располагался раньше дворец Василия III. Необходим был более мощный бур, который позволил бы определить, где начинается и куда уходит этот ход. Но такого бура Стеллецкому быстро раздобыть не удалось. А потом в дело вмешался главный реставратор Коломенского архитектор Петр Барановский. Барановский сам довольно долго изучал подземные тайны Коломенского и даже, говорят, раскопал здесь какую-то усыпальницу, видимо, одного из настоятелей храма. Стеллецкого Барановский крайне не любил, считал его варваром, который портит исторические памятники и приложил все усилия, чтобы Стеллецкому запретили дальнейшие работы в храме Вознесения. Несмотря на то что Стеллецкий имел поддержку довольно высоких государственных структур, ему действительно запретили эти работы и что хранится в подземельях под храмом Вознесения до сих пор остается тайной.
Неудача с церковью Вознесения не остановила Стеллецкого, он продолжал свои поиски, но теперь он уже точно знал, что ищет не мифическую новгородскую казну, а гораздо более ценный клад – библиотеку Ивана Грозного. И тут ему неожиданно повезло. В 1938 году он разговорился с пожилым жителем села Дьяково, и тот рассказал ему, что еще молодым человеком служил при церкви сторожем, и он обнаружил в одной церкви маленькую неприметную дверь в стене. Подговорил своего приятеля, они сделали ключи от тяжелого металлического замка, открыли эту дверцу, но наткнувшись еще на одну, заложенную камнем дверь и истлевший скелет перед ней, испугался и вернулся обратно. Церковь, о которой рассказал Стеллецкому бывший церковный сторож была храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Именно здесь Стеллецкий продолжил свои поиски библиотеки Ивана Грозного и именно здесь перед самой Великой Отечественной войной он обнаружил на глубине 7 метров под поверхностью холма огромное сооружение, сложенное из циклопических глыб, которое вероятно было чем-то вроде колоссального подземного хранилища.
Но когда открытие было, уже казалось, в руках у Стеллецкого, судьба нанесла ему очередной удар. Сначала жители села подали на него жалобу, потому что работы велись частично на территории церковного кладбища, а пока Стеллецкий разбирался с их жалобами, началась Великая Отечественная война. Работы были свернуты и довольно скоро после этого Игнатий Стеллецкий умер, а третья часть его труда, посвященного поиску подземных сокровищ под Москвой, бесследно исчезла. То ли пропала во время войны, то ли была похищена сотрудниками НКВД.