«Цивиль, цевиль, цывыл»... Это слово звучит как клекот загадочных птиц, скрывающих в темных зарослях тропического леса или напротив - в солнечных серебристых волнах ковыля... А может быть, это путешественники из далекой Испании вспомнили свою Севилью на берегах небольшой речушки, впадающей в Волгу ниже Чебоксар?
[700x525]
Фото. Река Цивиль. 2 июня 2007
Для нас, детей, это была, разумеется самая большая река в мире с самым звучным названием - Цивиль. Во время школьных каникул мы проводили на ней все время, возвращаясь домой лишь на ночь. И Цивиль каждый день дарил нам сюрпризы. В знойные солнечные дни он становился таким мелким, что можно было перейти его вброд, не замочив колен. Волны чистых песков, устилавших его дно в такие дни, были словно нарисованы четким карандашом, и каждая плотвичка виделась настоящей рыбешкой, словно на нее смотрели через увеличительное стекло. Но стоит пройти ливням или после недели моросящих дождей, вода в реке мутнела, Цивиль делался злым и даже страшным. Уже не видно не только дна, но прибрежные ивняки бывали затоплены водою. Детям было невозможно прейти реку вброд - быстрое течение сбивало с ног у самого берега. Дважды затягивал меня Цивиль в свои омута, диктуя строгие правила - или учись плавать, или становись утопленником. А рассказов о водяных, русалках, сомах-гигантах, затаскивавших детей в глубокие заводи, было у каждого по десятку... В памяти же осталось самое странное и непонятное.
Почему, например, в начале августа, после Ильина дня, нельзя купаться? «Олень хвост в воду опустил», - был краткий ответ, не допускавший возражений. Почему олень? Зачем ему понадобилось опускать хвост в воду? Как вода может сразу стать холодной от одного оленьего хвоста? Но самый главный вопрос, не дававший мне покоя четыре десятилетия тому назад - почему река называется «Цивиль»? Мне не могли дать объяснения ни русские, ни чувашские подруги, ни их дедушки и бабушки.
А получила я на него ответ совершенно неожиданно в статье А.Дьякова, В.Халтурина «Долги плеса Чевылецкие», опубликованной в журнале «Вокруг света» №3 за 1988 год. «Чевыль» - воробей по «Толковому словарю» В.Даля. И авторы отождествляют Плес под Костромой с древним Чувилем (Чивилем, Чевелем), соженным по местному преданию полчищами Батыя. Однако следы славянского поселения обнаруживаются здесь лишь с ХV века, и вывод авторов таков: «плеса Чевылецкие русских былин находились в районе нынешнего города Плес, где, видимо, в ХV веке руками русских мастеров была сооружена подводная крепость».
[показать]
Чувашия. Река Малый Цивиль в нижнем течении
Перечитываю словарь В.Даля и обнаруживаю, что слово «чивиль» - воробей, имеет свой двойник - «цивиль», «цевиль». Возможно, современные реки Большой и Малый Цивили и просто Цивиль, образующийся после их слияния, назывался первоначально «Чивиль». Цокающий говор, характерный для жителей Муромских лесов, расположенных западнее и доживший по глухоманям до наших дней, вероятно, переиначил былое название, данное славянами, предпочитавшими «ч». Слово «цепь», например, и на Брянщине, и в Вятских краях произносилась в прошлом как «чепь». Если принять предположение, что Волжские плесы против впадения Чивиля-Цивиля назывались «Чивелецкими» или «Чевелецкими», то тогда снимается противоречие, возникавшее, есои перенести эти плесы под Кострому.
Плавание по Волге выше впадения в нее Оки было редким явлением до ХIII века. Первоначально, в VIII - ХI веках, Волжские товары шли по Оке и ее притоку Жиздре, а далее волоком переправлялись и ее притоки, попадая в баcсейн Днепра.
Фото. Лесное озеро в национальном парке Орловское Полесье. Автор: Шпиленок Н.
В болотах и озерах Брянских полесий сближаются истоки рек, несущих свои воды в Черное и Каспийские моря. Здесь-то и жил Соловей-Разбойник, здесь он грабил путников, сидя на «девяти дубах» или «девяти суках». И поныне тут есть село «Девять дубов». Говорят, что от одного поваленного дерева, разрослись в одном месте девять дубов. Вариации былин, таким образом, вполне справедливы в обоих случаях.
[700x480]
В доордынский период в состав мусульман Восточной Европы вливалось множество иноэтничных элементов, в том числе и восточных славян – вятичей...
Если же переходить на язык истории, то здесь когда-то обитало племя язычников-вятичей, боровшиеся с киевскими князьями с конца Х до конца ХIII веков, владевшие знаменитым Окским путем, по которому шли товары с востока на запад и с запада на восток. Почему же летописец ни слова не написал об этом пути? Его вполне можно понять. Он творил в ту пору, когда князья-христиане рюриковичи выступали объединителями русских земель, несли им просвещение и благоустройство. А вятичи-язычники, грабившие купцов по лесным дебрям и закрывшие Окский путь, выступали не только как враги христианства, но и народа в целом, которому мешала эта вражда и поэтому симпатии сказителей были на стороне Ильи Муромца, победившего Соловья-Разбойника. Летописца нельзя судить, когда он рисует дикие нравы вятичей. Однако археологические материалы, собранные главным образом трудами советских археологов, демонстрируют большое количество арабских монет VII - ХI веков, прекрасные украшения стран Востока и западные янтари, высокое искусство местных ремесленников Окских земель времен господства язычников-вятичей. В книгах советских историков В.Л.Янина «Денежно-весовые системы русского Средневековья» (1956), А.Л.Монгайта «Рязанская земля» (1961), Т.Н.Никольской «Земля вятичей» (1981) заинтересовавшиеся могут найти подробные сведения об этом, иллюстрируемые картами.
[497x700]
Соловей Будимирович — герой русской былины, известной в 10 записях, из которых старейшая принадлежит Кирше Данилову.
Но вернемся к былине, где упоминаются «Чевылецкие плесы». Они встречаются только в зачине былины о сватовстве Соловья Будимировича. Мы привыкли со школьной скамьи считать его старым злодеем, но в молодсти он был иным. Прекрасные строки, полюбившиеся нам благодаря Н.А.Римскому-Корсакову, включивших их без изменений в оперу «Садко», в новгородских былинах отсутствуют. Вот текст запева, помещеный в книге Кирши Данилова «Древнейшие российские стихотворения»:
«Высота ль, высота поднебесная
Глубота, глубота окиян-моря,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омута Днепровские,
Чуден крест Левонидовский,
Долги плеса Чевылецкие,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брынские...»
С этой песней к славному городу Киеву во времена княжения Владимира Ясное Солнышко подплыли загадочные гости во главе с купцом-атаманом Соловьем Будимировичем. Примечательно отчество Соловья. В северных былинах его величают «Будиминовичем», а это значит, что было забыто старое языческое имя отца - Будимир, т.е. будившего мир своим громким голосом. Вероятно, голос передался по наследству и сыну. Для старославянских имен были типичны такие имена - Владимир, Козимир, Святомир, Драгомир, Будимир. На Десне и сейчас есть селение «Будимирово». Былина о сватовстве Соловья Будимировича повествует о том, что однажды в Киев приплыли три удивительно нарядных и быстроходных корабля, которые привел купец-атаман Соловей Будимирович. Он сошел с первого корабля по серебрянным сходням, покрытым дорогими коврами и направился сразу же в княжеский терем. Дорогие приношения несли князю его молодцы - огромную мису с золотом, да еще такую же - с серебром, а третью - с жемчугом. А следом отроки несли «сорок сороков черных соболей». За такие щедрые подарки князь разрешил гостям построить терем в центре города, рядом с вишневым садом боярина Путяты. Его дочь, племянница великого князя была лучшей невестой города - на ней и задумал жениться необыкновенный гость. А кем он был, так и не удалось узнать киевлянам, поведавшим миру эту историю. За одну ночь молодцы построили терем. Было их, если верить былине, триста человек, строительных материалов было в ту пору предостаточно. И поэтому дело это было вполне возможным. Забава или Любава Путяточна была очень любопытна. Увидев поутру внезапно появившийся терем, она решилась на смелый поступок, отправившись с подругой его осматривать, а заодно взглянуть и на загадочного соседа и намекнуть ему, что она не против его сватовства. Но этим она чуть не расстроила свадьбу. Соловей отказался жениться на той, которая сама предложила себя в жены. Но князь Владимир, будучи сватом, уладил дело, и все закончилось веселым пиром на богатой свадьбе и отъездом молодых на прекрасных кораблях, в ту сторону, откуда они приплыли.
Летописцы не оставили записей о прибытии этих кораблей. Вероятнее всего это случилось «в лето 6488 от сотворения мира» или в 980 году по нашему исчислению. В следующем году Владимир ходил походом на вятичей, а в 982 году снова «поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир и победил их вторично». Поэтому свататься в Киев вятичи больше не приезжали. Может быть, богатые дары Соловья Будимировича были поводом к этим походам.
[700x494]
Но откуда у Соловья Будимировича были такие несметные богатства? Плавали ли наши предки тысячелетие назад в восточные страны? Или может быть, он был просто удачливым перекупщиком товаров? Современные люди, пожалуй, знают о наших былых мореходах меньше, чем былинные сказители в глухих деревнях Заонежья. Они донесли ло нас былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, ходивших на кораблях по синему Хвалынскому морю. Мы склонны воспринимать это как сказки. Однако, историкам прошлого и нашего века были опубликованы подробные сводки о плавании славян по Средиземному, Черному, Каспийским морям.
[700x485]
Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым.
Средиземное море у нас почтительно именовалось «Великим», Черное море называлось «Русским», а восточные авторы даже Крым именовали «Русским». Из наиболее крупных сводок, посвященных этому вопросу можно назвать книгу Н.П.Загоскина «Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России» (1910), В.В.Мавродина «Начало судоходства на Руси» (1949). Стоит упомянуть и совсем забытую книжецу А.Черткова «О Белобережье или семи островах, на которых, по словам Димешки жили руссы-разбойники» (1845). Мы зачитываемся увлекательными романами о путешествиях английских пиратов, а о наших собственных либо не знаем совсем, либо скромно умалчиваем. А ведь в те далекие времена пираты и купцы, атаманы разбойничьих шаек и мужественные защитники угнетенных не имели строгого «профессионального» разграничения. Физическая сила, умение водить корабли, победить противника и доставить богатые товары делали человека уважаемым. Поэтому всех наших мореходов именуют и купцами, и гостями, и атаманами.
Но почему же наши летописи пишут только о походах князей на Константинополь водными путями, но затем умалчивают о всех деяниях мореходов только у восточных авторов можно об этом узнать? Так в книге А.Я.Гаркави «Сказания мусульманских писателей о славянах и русских...» (1870) приведено немало тому примеров. Можно предположить, что славяне-мореходы оставались язычниками, той вольницей, которая действовала самостоятельно.
Выход славян-язычников на Волгу произошел очень рано. Слово «переволока» и «переволока кораблей» встречается на картах ХVI - ХVII веков и в районе Волго-Дона и выше, в районе Самарской Луки, а о походах славян на Каспии известно с IХ века. И вполне возможно, что Соловей Будимирович сам плавал по Волге мимо Сарацинских гор - Приволжской возвышенности и Цивильских - Чивелицких плесов. Помимо археологических данных, о выходе славян-язычников на Волгу до утверждения здесь князей, продолжателей дела Андрея Боголюбского, в ХIII веке говорят и названия - «язык земли», т.е. топонимические данные. Таких названий можно привести сотни, но тогда мы совсем забудим о нашей главной цели - Чивиле. Летопись не помещает сведений о городах на Волге, даже о Старом городе, предшественнике Нового Города (Нижнего Новгорода) донесла до нас устная традиция, как и название Ярилин овраг в этом городе. Вступив в конце ХII века в борьбу с Волжской Булгарией, ставшей в ту пору мощным государством, христианские князья должны были начать войну и со славянами-язычниками, мореходами, помогавшими в перевозке товарам сначала Хазарии, а затем Болгарии. Мореходы были выгодны этим странам, скотоводческие и земледельческие традиции которых хорошо известны, но рассказов об их плаваниях до нас не дошло. Укрепление русских в Вятских землях было нужно Болгарии, так как несколько веков языческая Вятка сдерживала движение устюжан, направляемых христианской Москвой. В эту пору язычники-мореходы стали для развивающихся Залесских княжеств враждебной силой, мешавшей крестьянам спокойно трудиться на полях, ремесленникам - работать и выгодно продавать товар. Язычников перестали считать русскими людьми и тем более пречислять их города. Лишь случайные сведения о них просачивались в письменные источники. Так известно, что во время битвы при Калке из Белобережья приплыли на ладьях на помощь русским тысячи воинов, руководимых вождями с языческими именами. А во время сражения на Куликовом поле отличились Брянские князья, мать которых была язычницей и лишь потом - христианкой.
[700x525]
Фото. Нижний Новгород. Стрелка, где Ока впадает в Волгу. 23 июля 2009. Автор: Вячеслав Ушаков.
Итак, в Х - ХIII веках на Оке известно немало городов, созданных язычниками-вятичами, самые крупные из которых - Белев, Перемышль, Колуга, городище под Олексиным, Турово, Колтевск, Кошира, Комарев, Горки, Корабчи, Дединово, Переяславль Рязанский, Старая Рязань, Городец Мещорский, ниже Мурома начинались Стародубские земли и ниже Березополье, тянувшиеся по правому берегу до Старого города у Дятловых гор, где Ока впадает в Волгу. А ниже по Волге есть города, строившиеся великими московскими князьями - Василием, Иваном, но нет никаких сведений о старых славянских городах. И поэтому предания о Чивиле-Цивиле очень интересно. Если город стоял на Цивиле, Батый обязательно должен был идти мимо него и разрушить, так как он воевал и с русскими княжествами, и с Волжской Болгарией. Поэтому переселение оставшихся в живых жителей на пятьсот километров выше по Волге вполне объяснимое явление. Вероятно, переселенцам потребовались десятилетия, чтобы найти удобное место, обжиться там. Поэтому появление здесь крупного селения, фиксируемого археологами ХV веков, закономерное явление.
[700x525]
А теперь задержимся у впадения Цивиля в Волгу. Чебоксарское водохранилище превратило его в залив.
Остров Казин (Козин) окружен водой со всех сторон. Когда-то давным-давно он был частью правого берега, а теперь он постоянно уменьшается, в последние десятилетия он удалился от берега и в верхней части стал короче на 300 метров.
В нижней части острова Казин - затон.
Остров Казин - это охотничьи угодья.
Ниже по течению - легендарный остров Казин (Козин). Подобные острова намываются почти каждой рекой, выходящей на Волгу. Но этот остров раньше был особенно велик. Конфигурация подобных островов - отмелей очень изменчива. Возможно, и островом он стал не так уж давно, когда Волжские воды спрямили русло и потекли прямо мимо устья Цивиля к деревне Новинской над Волгой. Речные прорывы часто называют «Новинками», «Новинскими», «Новинковскими». Подобные же названия получают и появляющиеся рядом с прорывами деревни. По этому прямому руслу путь составлял 10-12 км, а в обход острова - более 20 км. Не это ли долгие плесы беспокоили былых мореходов?
Во времена Бориса Годунова, когда производилось описание имевшейся в те времена карты - чертежа Русских земель в «Книге Большому Чертежу» писалось о Цивиле так: «А ниже Кокшаги 10 верст пала в Волгу с Нагорной стороны река Цывила, а на ней город меже разсошен, от Волги 50 верст, город Цывильской меж Цывилей дву рек... А Цывилы реки на Волге текли от Цивильска 60 верст. А ниже Цывили реки на Волге на Нагорной стороне город Свияжский. А ниже города с Нагорной стороны пала в Волгу река Свияга». Стоит заметить, что на картах ХVI - ХVII веков и Антоний Вид, и С.Герберштейн помещают вместо Цивиля реку «Виаглу». А это значит, что место это было плохо известно. Старое название было лишь на чертеже, отдельные фрагменты которого могли быть созданы даже в ХIII веке, как убедительно было показано в книге академика Б.А.Рыбакова «Русские карты Московии ХV - ХVI века» (1974). Но почему же старое русское название существует у реки, протекающей по Чувашии, по мнению краеведов?
Исторически зафиксировано возведение города-крепости Цивильска у слияния Большего и Малого Цивилей в 1589 году. В книге В.Кочеткова и Г.Николаева «Цивильск» (Чебоксары, 1987) отмечается, что в первой половине ХV века здесь «существовало чувашское поселение Сюрбеево, где, по-видимому, проживал сотенный князек». Но еще раньше Сюрбеевские земли принадлежали «стардавнему владельцу Крымсараю». Н.М.Карамзин писал, что во времена правления казанского хана Мухамед-Эмина на «Цевели» правил Артак. Есть сведения, что во времена Ивана Грозного чувашский князь Пулат получил разрешение постротиь здесь город и посадить своего воеводу, преселив местных жителей в Новое Сюрбеево. А чуваши потом еще долго называли Цивильск «Сюрби Хола». Более ранних сведений в пределах тысячелетия о Цивилях и Цивильске нет.
Стоит напомнить, что в ХIII веке монголо-татарские завоевания уничтожили города Волжской Булгарии. В ХIII - ХVI веках в результате смешения болгар и сувар (сувазов) с финно-угорскими, в основном марийскими племенами, была сформирована чувашская народность. Но как отмечал в свое время еще академик Н.Я.Марр, примечательной особенностью чувашского языка является наличие старорусских слов, вышедших из употребления в более поздние времена. Может быть, эти старые слова как и Цивиль-Чивиль остались от славян-язычников? После укрепления Казанского Ханства, с 1439 по 1549 года, по чувашской земле 31 раз проходили походами казанские войска, направлявшиеся в русские земли. И поэтому активная помощь чуваш войску Ивана Грозного, шедшего на Казань, была вполне естественна. Но все эти бурные события затмили историю предшествующих веков и воспоминания о тех, кто дал название Цивилю-Чивилю. Очевидно только, что название это не чувашское, а, следовательно, и не болгарское.
Есть еще одно упоминание 1183 года о городе Тухчине, стоявшем на месте Цивильска. В славянских языках слово «тухнуть» в значении «угасать», «разлагаться» использовалось раньше очень широко. Может быть, название городу было дано в пору его угасания? А сам же Чивиль-Цивиль мог находиться только в низовьях реки, у впадения ее в Волгу, где-то между современным Новочебоксарском и Мариинским Пасадом.
В записях тысячелетней давности отмечается, что русские мореходы любили устраивать пристанища, и если не города, то хотя бы зимовья, на островах или полуостровах. Очень долгое время у славян был распространен культ козла. Но это был не просто козел, в шкуру которого рядятся во время калядования,а нечто более сложное. Культ его был древнегреческому Пану, римскому Фавну и Марсию. Козел был символом свободы, непокорности властям городов. Пан и его многочисленные слуги властвовали в лесах, нагоняя «панический» страх на недругов. У нас названия, связанные с козлом и козой, в том числе и «казой», выходят на первое место среди животных, если анализировать названия бассейна реки Оки.
Казин (Козин) остров.
Дикие яблоки на острове Казин.
Хмель на острове Казин (Козин).
Уж не в честь ли этого козла получил остров ниже Цивиля название «Казин»? Буквы «о» и «а», «е» и «и» в старых записях постоянно меняются, как и в нашей разговорной речи, если не находятся под ударением.
[700x366]
Чувашия.Козловка.Птичий полет.Волга
[700x525]
Селение Козловка сегодня.
Совсем недалеко, ниже по правому берегу Волги, есть селение Козловка.
[594x700]
А на другой стороне Волги - город Звенигово. Если считать, что это слово однозначно «Звенигороду», потерявшему в суете веков, свое окончание, то это будет четвертый, самый восточный Звенигород на пути славян. Первый находится в Подолии, второй был на Оке, третий, самый известный, Звенигород на Москва-реке и четвертый на Волге.
Тайну Чивиля-Чевеля-Цивиля можно было бы искать на былом полуострове, ставшем затем островом - Казине...
Если выдвигаемые предположения верны, то знаменитый певец древности и удачливый купец - атаман Соловей Будимирович, тысячелетие тому назад проплывал с кораблями, полными богатыми товарами, мимо бесконечных отмелей Чивиля, обходя ритуальный полуостров, посвященный Великому Козлу, и скучал, думая о предстоящем долгом плавании. Мысли его устремлялись в далекий сказочный Киев, к гостеприимному молодому князю Владимиру Ясное Солнышко. Он мечтал найти себе там не только подругу жизни, но и установить вечный мир между вятичами и киевскими князьями. И путь в двадцать верст показался ему очень долгим...
[700x525]
И мечты его сбывались. В пору молодости счастье как и богатство текли рекой к силачу, певцу, удачливому купцу и атаману, Соловью Будимировичу. Лишь спусть тридцать лет, когда он стал мешать честному народу, в славном городе Киеве была отрублена голова коварного злодея Соловья-Разбойника и вместе с этой головой исчезла разгадка тайны Чевылецких плесов. Но видно у былинных сказителей была еще в памяти звучная песня молодого Соловья Будимировича. Поэтому и кончалась поучительная история о казни врага православных людей неожиданной фразой: «На том Соловью и славу поют!». И если бы не запев былины его молодости, то мы бы и не вспомнили о Цевиле-Цивиле-Чевеле-Чивиле, а по-русскому - воробье, напоминавшем нам о былых селениях славян-язычников.
Турманина Валерия Ильинична
30 мая 1988 года