• Авторизация


Как Иуда испортил желтый: трагедия цвета в западной культуре 20-11-2025 10:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!
https://dzen.ru/a/aQJx5i6QbCpK91SZ

3422645_33b13d98 (75x54, 47Kb)
Вы когда-нибудь задумывались, почему у жёлтого настолько дурная репутация?
«Поцелуй Иуды» (Джотто, Капелла Скровеньи, между 1304 и 1306 годами)
«Поцелуй Иуды» (Джотто, Капелла Скровеньи, между 1304 и 1306 годами)
 
В религиозных сценах им обозначали Люцифера и его прислужников. В Средние века в некоторых европейских городах жёлтым красили дома предателей и еретиков, чтобы позор был виден издалека. Проституток заставляли носить жёлтые ленты или платки — отличительный знак их падения
 
Позже — жёлтые билеты, жёлтые звёзды, жёлтая пресса, жёлтый дом. Жёлтые тюльпаны — и те оказываются вестниками разлуки, а у Булгакова Маргарита «несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы». Даже природа играет в ту же игру: ядовитые существа — осы, змеи, жабы — часто носят жёлтую окраску опасности
 
Кажется, у этого цвета просто нет шансов на оправдание. Когда-то он означал божественный свет, но к XIV веку трансформировался предательство — именно в жёлтый художники одели Иуду на фресках и алтарных образах
 
Как это случилось? Почему из всех цветов именно жёлтый оказался изгнан из рая?
Я попробовала провести свое культурное расследование падения цвета, который родился как сияние Бога, а стал знаком лжи, позора и страха
 
Рождение из земли
 
Самым древним жёлтым пигментом была охра. Ее часто встречают и в наскальной живописи, и в керамике эпохи палеолита
 
В отличие от красного, который добывали из охотничьих минералов и крови, жёлтая охра давалась просто — её брали из земли. Поэтому с самого начала жёлтый принадлежал телу, теплу, быту. Он был не небесным, а человеческим цветом — цветом пыли, выжженной солнцем травы и листвы, солнца на коже
Наскальный рисунок гигантского оленя в пещере Ласко. Пещера находится во Франции, в Аквитании, в департаменте Дордонь на территории коммуны Монтиньяк
Наскальный рисунок гигантского оленя в пещере Ласко. Пещера находится во Франции, в Аквитании, в департаменте Дордонь на территории коммуны Монтиньяк
Хотя есть мнение, что желтые части наскальных рисунков человек не рисовал. Они уже были на стенах пещер как отложения на камне, а человек лишь додумывал образы и придавал им контуры, как мы иногда делаем, выискивая облака, похожие на зверей. Так или иначе, но уже тогда желтого в жизни человека было много
Рисунок лошади из той же пещеры
Рисунок лошади из той же пещеры
 
Вечное сияние античности
В Древнем Египте жёлтый становится священным цветом. Он символизировал золото — металл, который не тускнеет, а значит не умирает
Фреска, озображающая богиню Исиду
Фреска, изображающая богиню Исиду
Богини и царицы изображались в шафрановых тонах: считалось, что их кожа и кости созданы из золота. Для памятников женщинам выбирали камни золотистых оттенков — напоминание о том, что богини вечны, потому что сияют. Правда это сияние порой стоило художникам жизни, потому что мастера, добиваясь идеального оттенка, использовали сульфид мышьяка
 
В греческой античности жёлтый (греч. ξανθός — xanthos) был цветом гармонии и жизни. Этим словом называли всё светлое и блестящее: волосы, песок, вино, солнце, мед, пшеницу, льва
Античная фреска
Античная фреска
У Гомера ξανθός — одно из самых часто употребляемых прилагательных для героев:
 
«Ксанф Ахилл» — «златовласый Ахилл»
«Ксанф Менелай» — «светловолосый Менелай»
 
То есть это был цвет героической красоты и солнечной силы. Ни о какой «желчности» или предательстве речи не шло: наоборот, светлые волосы и сияние ассоциировались с божественной природой. Цвет солнца воспринимался не просто как физический свет, а образ разума, меры и просветления, что видно даже в античной иконографии
 
  • Аполлон изображался со светлыми волосами, нередко в жёлтых или золотистых одеждах — как воплощение света, разума и гармонии
  • Афродита — с медовыми, золотыми волосами, сияющими на фоне морской пены
  • Гелиос — буквально «сияющий»; его колесница окрашивалась в золото
В быту и искусстве античного мира жёлтые оттенки ассоциировались с роскошью, утончённостью и женской привлекательностью. Жёлтые одежды — шафрановые, охристые, золотистые — были признаком достатка. Особенно заметно это стало в римской культуре, пришедшей на смену греческой
Градиентная палитра «эволюции жёлтого»: от светлой охры (земля) → шафрана (богини) → золота (вечность) → грязно-жёлтого (упадок) → лимонного (тревога)
Градиентная палитра «эволюции жёлтого»: от светлой охры (земля) → шафрана (богини) → золота (вечность) → грязно-жёлтого (упадок) → лимонного (тревога)
В Риме женщины часто красили волосы шафраном или пеплом золота, чтобы получить светлый оттенок (flava coma). Для них это был идеал женской красоты. Даже поэт Овидий восхищается «flava Ceres» — «златовласой Церерой», богиней урожая, и «flava Venus» — сияющей Афродитой
 
Начало падения через потерю духовности
 
Первые звоночки, что желтый вот-вот начнет свое многовековое падение, можно увидеть у Аристофана в «Лисистра́те». Он высмеивает модниц, которые носят «шафрановые хитоны» — знак кокетства и праздности
 
«Ты в шафрановом платье, о, как ты распущенна!»
 
У поздних стоиков и моралистов жёлтый постепенно получает аморальные коннотации — еще пока не как цвет лжи, но уже как цвет излишества. Он становится символом богатства и гордости, что противоречит философскому самообладанию стоиков
 
  • Сенека в трактате О счастливой жизни (De Vita Beata) критикует тех, кто «утопает в золоте и шафрановых одеждах», считая это пустым тщеславием
  • Плиний Старший пишет, что жёлтые пигменты дороги и вредны: «Они радуют глаз, но вредят телу»
Так рождается первое подозрение — золото не просвещает, а ослепляет. Если учесть токсичность свинцовых и мышьяковых красок, то еще и убивает. Эта идея, как и многие мысли стоиков, будет полностью развита в христианстве — именно отсюда прорастёт будущая «вина жёлтого»
-7
К III–IV векам нашей эры античные золотые и шафрановые одежды стали предметом богословской критики. Церковные отцы — Иероним, Тертуллиан, Киприан — осуждали женщин, которые «украшают себя шафраном и золотом, как язычницы». То есть теперь жёлтый становится еще и цветом язычества, плотского мира, который нужно отвергнуть
Роспись древнегреческой вазы. На ней изображен бог Дионис в окружении сатиров и менад, участвующих в ритуальном танце
Роспись древнегреческой вазы. На ней изображен бог Дионис в окружении сатиров и менад, участвующих в ритуальном танце
 
Жёлтый теряет невинность
 
И как я теперь вижу, происходит это задолго до Иуды. Ранние христиане никак не могли оставить желтый цветом божественного света и гармонии. Переход от античного к христианскому мировоззрению изменил саму природу света
 
Если раньше он был телесным, солнечным, земным, то теперь он становится духовным, то есть нематериальным и недостижимым. Истинный свет должен исходить не от солнца, а от Бога
 
Поэтому теперь белый, голубой и серебряный — цвета ангельской чистоты — заняли место главных символов истины. А жёлтый, буквально земной и слишком связанный с плотью и богатством, оказался под подозрением
 
Христианская эстетика разделила сияние на два типа:
 
  • истинный свет — духовный, благодатный
  • ложный свет — плотской, обманчивый, соблазняющий
 
Жёлтый стал цветом света, который сбился с пути. Пока его использовали для фона на иконах, напоминая о золоте рая, значение было положительным. Но стоило поместить его на фигуру человека или в бытовые сюжеты — и тот превращался в воплощение тщеславия, греха или бездушия
В народной культуре палачи носили жёлтые или красно-жёлтые костюмы как символ позора
В народной культуре палачи носили жёлтые или красно-жёлтые костюмы как символ позора
Пока я писала эссе и подбирала к нему изображения, у меня возник вопрос к золоту. Почему столько притензий к желтому цвету вплоть до аналогии, что желтый - это золото, а золото - это алчность, но при этом иконы сплошь покрыты этим самым золотом и противоречий нет
 
Все оказалось просто — они одного цвета, но разной природы. Всё различие — в материальности и времени:
 
  • Золото — металл, который не ржавеет, не выгорает, не стареет. Его блеск воспринимался как вечный свет — аналог сияния Бога
  • Жёлтый пигмент, наоборот, тускнеет, зеленеет, осыпается. Он смертен
Именно поэтому иконописцы и византийцы использовали настоящее золото, а не краску. Золотой фон на иконе — не изображение света, а сам свет — частица вечности. Жёлтая же краска — подделка света, попытка передать божественное средствами земли
Византийская икона VII века с изображением святых Сергия и Вакха
Византийская икона VII века с изображением святых Сергия и Вакха
Но и это не долго длилось. В Средние века отношение к материальному миру становилось всё более аскетичным. Чем ярче была вещь, тем больше подозрений вызывала. Особенно сильный удар по цвету нанесли протестанты во время Реформации XVI века. Они осуждали уже не только простых людей, но и роскошь католических храмов, золото алтарей и пышность облачений священников
 
По их мнению истинная вера должна быть строгой и бесцветной — без «обманчивого сияния». Жёлтый окончательно превратился в цвет лжи и показного богатства в северных странах Европы, где протестантизм стал доминировать
Картина «Шулера» итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, написанная около 1594 года. Определить кто из этих троих шулера очень легко — они оба помечены желтым цветом в одеждах. Это первое, что бросается в глаза еще до того, как начинаешь смотреть на выражения лиц и спрятанные карты за пояс одного из молодых людей
Картина «Шулера» итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, написанная около 1594 года. Определить кто из этих троих шулера очень легко — они оба помечены желтым цветом в одеждах. Это первое, что бросается в глаза еще до того, как начинаешь смотреть на выражения лиц и спрятанные карты за пояс одного из молодых людей
 
Медицина и «желчная душа»
 
В XIV веке появляется ещё один неожиданный враг жёлтого — медицина. Согласно гуморальной теории, тело человека состоит из четырёх жидкостей, и одна из них — жёлтая желчь
 
Избыток желчи, как считалось, делает человека жестоким, раздражительным и лицемерным. Так родилась метафора «желчного характера» — и вместе с ней еще одно моральное потемнение цвета. Теперь жёлтый ассоциировался не только с землёй и золотом, но и с болезнью, то есть не только с духовной, но и физической порчей человека
Якопо Лигоцци, Аллегория алчности, 1590 год
Якопо Лигоцци, Аллегория алчности, 1590 год
 
Как Иуда надел жёлтый
 
Почему именно в XIV–XV веках жёлтый окончательно стал цветом Иуды?
«Предательство Иуды» (Джотто, Капелла Скровеньи, между 1304 и 1306 годами)
«Предательство Иуды» (Джотто, Капелла Скровеньи, между 1304 и 1306 годами)
Какой-то одной причины, почему Иуда в средневековой живописи унаследовал желтый не существует. Почва для окончательного падения цвета солнца готовилась почти десять столетий. Помимо того, что я уже описала выше, историки выделяют еще несколько более концентрированных по времени гипотез
 
1. Анти-иудейский код
 
В мусульманском мире VIII века халиф Омар II обязал немусульман носить различительные цвета: христиан — синий, иудеев — жёлтый. Вероятно, это чистая случайность, или предшествующее этому влияние философских трудов стоиков на мусульман. Известно, что они активно занимались переводом античной литературы на персидский язык
 
Эта цветовая система перешла в Европу через мусульманскую Испанию. С XIII века IV Латеранский собор обязал евреев носить жёлтые головные уборы в виде колпаков. Таким образом, когда художники изображали Иуду, жёлтый уже автоматически вызывал ассоциацию с иудейством
-14
 
2. Цвет «испорченного света»
 
В христианской символике Иуда был апостолом, стоявшим ближе всех к Христу, — почти отражением света. Его жёлтый плащ напоминал: даже свет может обернуться ложью, если отрывается от источника. Согласной этой гипотезе, жёлтый стал метафорой ослепления верой. Это перекликается с тем, что говорил античный Сенека, а позже и Плиний старший
 
3. Алхимическая версия
 
В поздней средневековой алхимии золото было символом духовного совершенства. Его подделкой считался фальшивый сплав жёлтого блеска, так называемое «ложное золото». Так жёлтый превратился в знак псевдодуховности и подмены истины. Можно подумать, что алхимики здесь схожи с ранними христианами, которые делили свет на духовный и ложный
 
4. Психологический фактор в искусстве
 
В картинах «Тайной вечери» Иуда всегда стоит в тени или находится в стороне, а художникам нужно было выделить его среди апостолов, не прибегая к прямому демонизму. Жёлтый оказался идеальным компромиссом: яркий, но тревожный, светящийся и мёртвый одновременно
Хуан де Хуанес, «Тайная вечеря», 1562
Хуан де Хуанес, «Тайная вечеря», 1562
 
«Поцелуй Иуды» написана фламандским художником Антонисом ван Дейком в 1620 году
«Поцелуй Иуды» написана фламандским художником Антонисом ван Дейком в 1620 году
Уже сильно позже можно найти схожие мысли у Гете, Эко и даже Кандинского
 
«Желтый может означать свет и радость, но в грязных оттенках он становится символом позора — как одеяние Иуды, предавшего Христа»
— Иоганн Вольфганг Гёте, «Учение о цветах»
 
«Средневековые художники использовали цвет как язык. Жёлтый плащ Иуды — не просто деталь, а обвинение, брошенное в лицо предателю»
— Умберто Эко, «Искусство и красота в средневековой эстетике»
 
«Желтый беспокоит душу, кричит о дисгармонии. Не случайно Иуда, воплощение греха, облачен именно в него»
— Василий Кандинский, «О духовном в искусстве»
 
Тёрнеру нравилась идея Гете о том, что желтый является синонимом жизненной силы и солнца — этой идее посвящена его картина «Свет и цвет (теория Гете). Утро после потопа»
Тёрнеру нравилась идея Гете о том, что желтый является синонимом жизненной силы и солнца — этой идее посвящена его картина «Свет и цвет (теория Гете). Утро после потопа»
 
Скромные попытки реабилитироваться
 
В эпоху Возрождения и Нового времени художники попытались реабилитировать оттенки желтого, но теперь ради эстетического эффекта. Мастера Ренессанса вообще во многом заимствовали у античности, где, как мы помним, у желтого еще не было столько проблем
Эль Греко «Похороны графа Оргаса» (1587)
Эль Греко «Похороны графа Оргаса» (1587)
Но добром цвет на это не отвечает. Орпимент, неаполитанский жёлтый, свинцовые пигменты — они ослепительно красивы и смертельно ядовиты
 
В XVIII веке жёлтому удалось вскарабкаться обратно лишь до цвета наслаждения и богатств. Например, Фрагонар писал своих героинь в медово-золотистых тонах, от чего они кажутся солнечными, но за их лёгкостью общественность видела фривольность, игру и лицемерие. После французской революции творчество Фрагонара стали воспринимать как потакание прихотям аристократии, поэтому он оказался фигурой нон грата
Жан Оноре Фрагонар, «Молодая читательница» (1770)
Жан Оноре Фрагонар, «Молодая читательница» (1770)
Ван Гог пытался вернуть жёлтому цвету достоинство. Для него это был свет внутренней жизни, тепло мира, где всё дышит солнцем. Но и здесь символизм не отпускает — его жёлтые поля и дома кажутся прекрасными и немного безумными. Хотя, может дело не в накопленной репутации, а в истории самого Ван Гога, которая не добавила плюсов желтому цвету
Винсент Ван Гог, Пшеничное поле с воронами (1890)
Винсент Ван Гог, Пшеничное поле с воронами (1890)
 
Блудный цвет изгнанных
За столько столетий символизм желтого прочно закрепился на социальном уровне. Жёлтые знаки носили евреи, еретики, проститутки. Душевнобольных одевали в жёлтые халаты, а у приговорённых к смерти одежда нередко была лимонного цвета — как у Яна Гуса на костре в 1415 году
 
Иронично, что цвет, когда-то принадлежавший солнцу, стал обозначать людей, лишённых света. Эта традиция продолжалась столетиями — от жёлтых звёзд в нацистской Германии до выражения «жёлтый билет» в царской России
 
А идея этого эссе пришла мне в голову, когда я рассматривала триптих Гран Вашку «Тайная вечеря», на которой Иуда изображен в желтом одеянии. И в этот момент до меня кааак дошло, почему когда-то давно бывший за мою любовь к горчичному цвету обвинял меня в склонности к алчности и предательству
Фернандеш Вашку, триптих «Тайная вечеря», около 1535
Фернандеш Вашку, триптих «Тайная вечеря», около 1535
Жёлтый не исчез, но он всегда несёт след прежнего изгнания. Он может быть радостным — как подсолнухи Ван Гога — но рядом с радостью в нём всегда живёт тень. Почему-то, этот цвет часто выбирают бесцеремонные и напористые предприниматели и компании, а в творческих нишах его оттенки приобретают меланхоличное настроение
 
И, возможно, именно поэтому он так привлекает — как что-то неоднозначное, но живое. Жёлтый — это цвет, который помнит, что он когда-то был светом. Его тоска по Раю как будто бы немного схожа с нашей
 
Не любой желтый, но многие его оттенки — мои любимые. Они окружают меня в интерьере, я использую их в работе, и даже в оформлении канала здесь — желтый. Вопреки его дурной славе. Потому что в конце концов, цвет не виноват — за него всегда решали люди
 
 
 
Добавление от ТараньЖина_тАмАрА:
 
Не хватает только цвета "детской неожиданности", чтобы окрасить этот "словесный понос".

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как Иуда испортил желтый: трагедия цвета в западной культуре | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила | Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»