Live
Internet
мобильная версия
Дневники
Личка
Авторизация
Дневник
ТараньЖина_тАмАрА
Лента друзей
-
Дневник
-
Полная версия
Об этой церковной реформе не написано в учебниках
07-11-2025 11:34
к комментариям
-
к полной версии
-
понравилось!
https://dzen.ru/a/aQoud-P0rXQbweGF
Церковь до сих пор с содроганием упоминает имя Петра I, не забывая при этом упомянуть его как Антихриста. С 1701 по 1722 годы Пётр I предпринял шаги, направленные на снижение влияния Русской церкви и установление контроля над её имущественными и финансовыми ресурсами. Главной причиной такого курса было противодействие со стороны церкви реформам, проводившимся в стране, а также политическая конкуренция, поскольку патриарх играл роль главного оппонента царя.
Пётр Великий и Митрофан Воронежский Фото из открытого доступа
Среди конкретных мер, принятых Петром, можно выделить:
- Секуляризацию церковных владений и крестьян, передача их в ведение государства.
- Ограничение роста количества монастырей и регулирование численности монахов путем переписи.
- Создание Сената в 1711 году, которому передавалось руководство всеми церковными делами.
- Установление ограничений на количество священнослужителей, привязывая их к определенным приходам и запрещая переходить из одного в другой.
- Запрещение прихожанам приносить личные иконы в храмы, а также введение двух кошельков для сбора пожертвований: один — на нужды церкви, другой — на помощь бедным и больным.
- Запрет приглашения священников домой, что трактовалось как проявление гордости и высокомерия.
- Регламентацию мест захоронения, согласно которой погребение вблизи храмов стало невозможным, похороны должны были происходить на специализированных кладбищах или территориях монастырей.
Эти реформы серьезно снизили экономическую и социальную базу церкви, поставив её под полный государственный контроль.
Почему Петру не нравились древние иконы
Конфликт Петра I с древнерусской иконописью начался задолго до официальных распоряжений. Во время путешествия по Европе в 1697–1698 годах будущий император увидел европейские образцы религиозной живописи, поразившие его ясностью изображений, проработанными пропорциями и правилами анатомии.
Возвратившись в Россию, Петр возненавидел традиционные русские иконы, считая их примитивными и устаревшими. Князь Борис Куракин записал, что император называл древние иконы "мазнёй" и "богомазством", возмущаясь тем, что изображения были покрыты слоями копоти от свечей и лампады, что делало их тёмными и тусклыми.
Для Петра проблема заключалась не только в эстетике. Традиционная иконопись была для него символом старой России, с которой он хотел расстаться. Бородатый боярин, архаичные костюмы и тёмные иконы воспринимались им как единое целое, олицетворяющее прошлое, которое необходимо преодолеть.
Как Пётр чудеса отменил
Николай Юдин в известной книге
«Правда о петербургских «святынях»» писал: «В самый разгар петровских реформ недовольное ими духовенство пыталось поднять против «царя-антихриста» религиозный фанатизм масс. В одной из петербургских церквей вдруг «заплакала» Богородица. Бывший на Ладожском озере царь немедленно прискакал в столицу. Он разоблачил нехитрую поповскую механику, предал организаторов «чуда» телесному наказанию и опубликовал приказ: «Приказываю, чтобы отныне Богородицы не плакали. Если же Богородицы еще заплачут маслом, зады попов заплачут кровью»
(Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, ч. VIII. 1789).
Пётр Первый Фото из открытого доступа
Иконная реформа – держать дома не более пяти икон
В 1721 году, после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода, Петр I установил прямой контроль над церковью, немедленно приступив к реформам в сфере иконописи. Первый удар был нанесен по домашним молельням знати: специальным указом запрещалось иметь дома более пяти икон, излишки надлежало сдать в храмы. Штраф за неисполнение постановления составлял внушительную сумму в 50 рублей.
Следующим шагом стало принятие в 1722 году указа "
О неискусном письме икон
". Документ констатировал, что многие иконописцы работают без соблюдения канонов и создают изображения произвольно. Для наблюдения за качеством иконописи была создана должность суперинтенданта, контролирующего мастерство иконописцев. Первым на эту должность был назначен итальянец Джузеппе Валериани (Каравакк), задачей которого было обучение русских мастеров искусству иконописи европейского типа.
Интересно, что Петр I лично вмешивался в процесс проверки икон. Есть свидетельства, что он посещал храмы и собственноручно удалял "некрасивые" или "безграмотные" иконы, предлагая их сжигать. Однако широкомасштабного уничтожения икон, опасаясь народных волнений, император не допускал.
Главное требование к иконам – «живоподобие»
Георгий Победоносец Фото из открытого доступа
Главным направлением новой иконописной политики Петра I стало требование максимального сходства с реальностью, называемое "
живоподобием
". Теперь изображения святых должны были выглядеть натуральными, с правильной передачей объемов и теней. Старые приёмы древнерусской иконописи были признаны признаком невежества.
Феофан Прокопович, ключевой идеолог церковных реформ Петра, подчеркнул: "Невозможно изображать святых бестелесными сущностями, они должны выглядеть как реальные люди, дабы верующие могли воспринимать их как образцы для подражания".
Народ встретил нововведения негативно. В одном из московских храмов прихожане заявили, что отказываются молиться перед новыми "живоподобными" иконами, заявляя: "Это не святые, а переодетые немцы!". Пришлось незаметно заменить новые иконы старыми образами.
Фряжское письмо икон
Все попытки властей искоренить традиционную иконопись полностью не удались, так как она прочно укоренилась в народной культуре и сознании. Искусные иконописцы нашли способ приспособиться к требованиям властей, создавая иконы в смешанном стиле.
Сохраняя традиционный символизм и композиционные приемы, они стали применять светлее краски и прямые пропорции, чтобы угодить чиновникам и не потерять доверие верующих. Этот компромиссный стиль назвали "фряжским письмом", так как он имитировал итальянский художественный стиль.
Помимо этого, монастыри использовали тактику сокрытия старинных икон, пряча их в труднодоступных местах или замуровывая в стены зданий. Например, в Соловецком монастыре иконы спрятали в удалённых скитах или встроили в стены, чтобы избежать проверок. Некоторые из них были найдены только в XX веке при проведении реставрационных работ.
Особенно показательна история знаменитой иконы "Троица" Андрея Рублёва. Она смогла пережить реформы благодаря тому, что находилась в Троицком монастыре, который имел высокий духовный авторитет, и даже Пётр I не осмелился проводить там радикальные изменения. Однако, и эта икона претерпела изменения: исследования показали, что оригинальный слой неоднократно обновлялся художниками, чтобы сделать её соответствующей изменениям вкусов и требований.
Чем дело закончилось
После смерти Петра I в 1725 году давление на традиционную иконопись постепенно ослабло. При императрице Елизавете Петровне возобновился интерес к древнерусскому искусству, а к концу XVIII века "живоподобные" иконы воспринимались как экзотический элемент петровской эпохи.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник Об этой церковной реформе не написано в учебниках | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила |
Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА
/
Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»