• Авторизация


"Гимн бороде" - жало сатиры Ломоносова против духовенства 28-08-2025 16:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!
https://dzen.ru/a/aKC8DbE6LiM-d_Rl

3422645_33b13d98 (75x54, 47Kb)
В 1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке», переведённую учеником Ломоносова Николаем Поповским, под его руководством, однако церковь запретила издание этого произведения, найдя в нём «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию». Это стало для Ломоносова поводом к созданию стихотворения «Гимн бороде», самого смелого антиклерикального произведения
 
«Гимн бороде» - сатирическое размышление Ломоносова о культурном восприятии бороды.
 
В правление Петра I указом от 16 января 1705 года духовенство получило официальное разрешение на беспошлинное ношение бороды. Был введён «Бородовой знак», который представлял из себя металлический жетон, выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне – «Деньги взяты», на другой – «Борода – лишняя тягота».
 
Так что борода была дорогим удовольствием, Ломоносов называет бороду матерью «достатков и чинов».
 
Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В гимнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.
 
Автор пишет, что он прославляет бороду гимном и как бы уравнивает её с идолами язычников.
 
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
 
В этом ироническом четверостишии автор утверждает, что при крещении человек трижды полностью погружается в святую воду, в том числе, погружается срамная часть тела, то есть та, которую стыдно показывать. А вот длинная борода при крещении всплывает, в воду полностью не погружается и остаётся не крещёной.
 
Автор «жалеет предорогую бороду», иронизируя по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде.
Портрет архимандрита Гедеона Криновского Между 1758 -1762 гг. Фото из открытого доступа
Последние строфы стихотворения посвящены конкретному лицу, противнику Ломоносова – Гедеону Криновскому, который прозябал в бедности и неизвестности вплоть до января 1754 года, когда положение его резко изменилось.
 
«Двадцативосьмилетний, никому не известный монах-неудачник стал вдруг «знатен чином и нескуден».
 
Гедеон удачно произнёс в присутствии императрицы проповедь и Елизавета Петровна назначила его придворным проповедником и осыпала вещественными знаками царской милости. В Петербурге о нём сложили прибаутку: «Гедеон нажил миллион».
 
Бывший казанский семинарист без стеснения превратился в придворного щёголя, который менял атласные и бархатные рясы, ходил в шелковых чулках и в башмаках с бриллиантовыми пряжками. Понятно, что при этом он и бороду свою лелеял, как говорится в Гимне: «по всем модам»: подвергал «многим расчесам», заплетал на ночь «в косы», а затем умащал, или, по выражению Ломоносова, «удобрял» всякими жирными и влажными благовониями. Может быть, завивал или даже припудривал «крупичатой мукой» свой «тупей». Придворно-церковные нравы того времени допускали такую кокетливость»
 
Жало сатиры, направленное против духовенства, возымело своё действие, Святейший Синод обратился с жалобой на Ломоносова к императрице Елизавете Петровне. Поэта вызвали в Синод и подвергли допросу.
 
Священники были в бессильной ярости, а Ломоносов вскоре написал еще одно сатирическое стихотворение («О страх! о ужас! гром!»), где открыто поглумился над противниками.
 
О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны,
Которые подо ртом висят у сатаны.
Ты видишь, он зато свирепствует и злится,
Дырявой красной нос, халдейска печь, дымится,
Огнем и жупелом исполнены усы,
О как бы хорошо коптить в них колбасы!
Козлята малые родятся с бородами:
Коль много почтены они перед попами!
О польза, я одной из сих пустых бород
Недавно удобрял бесплодный огород.
Уже и прочие того ж себе желают
И принести плоды обильны обещают.
Чего не можно ждать от толь мохнатых лиц,
Где в тучной бороде премножество площиц?
Сидят и меж собой, как люди, рассуждают,
Других с площицами бород не признавают
И проклинают всех, кто молвит про козлов:
Возможно ль быть у них толь много волос.
 
В споре Ломоносова с Синодом правительство встало на сторону учёного, возможно благодаря поддержке покровителя Ломоносова Ивана Ивановича Шувалова. Тогда противники прибегли к такому же оружию – сатире, распространяя против Ломоносова анонимные письма.
 
Одно вымышленное стихотворение было подписано именем Христофора Зубницкого и называлось «Переодетая борода, или Гимн пьяной голове».
 
Ломоносов приписал авторство этих стихов Тредиаковскому и обрушился на него с гневной эпиграммой «Зубницкому»:
 
Безбожник и ханжа, подметных писем враль!
Твой мерзкой склад давно и смех нам и печаль:
Печаль, что ты язык российской развращаешь,
А смех, что ты тем злом затмить достойных чаешь.
Наплюем мы на страм твоих поганых врак:
Уже за тридцать лет ты записной дурак;
Давно изгага всем читать твои синички,
Дорогу некошну, вонючие лисички;
Никто не поминай нам подлости ходуль
И к пьянству твоему потребных красоуль.
Хоть ложной святостью ты Бородой скрывался,
Пробин, на злость твою взирая, улыбался:
Учения его и чести и труда
Не можешь повредить ни ты, ни Борода.
 
Возможно Тредиаковский и не писал этого пасквиля, но с Синодом он был связан и давал ему сведения о деятельности академических ученых.
 
Таким образом, отношения великого русского учёного Ломоносова с церковью были сложные, по причине того, что церковь стояла на пути у науки и тормозила её развитие.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Гимн бороде" - жало сатиры Ломоносова против духовенства | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила | Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»