Live
Internet
мобильная версия
Дневники
Личка
Авторизация
Дневник
ТараньЖина_тАмАрА
Лента друзей
-
Дневник
-
Полная версия
"Гимн бороде" - жало сатиры Ломоносова против духовенства
28-08-2025 16:07
к комментариям
-
к полной версии
-
понравилось!
https://dzen.ru/a/aKC8DbE6LiM-d_Rl
В 1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке», переведённую учеником Ломоносова Николаем Поповским, под его руководством, однако церковь запретила издание этого произведения, найдя в нём
«зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию»
. Это стало для Ломоносова поводом к созданию стихотворения «Гимн бороде», самого смелого антиклерикального произведения
«Гимн бороде» - сатирическое размышление Ломоносова о культурном восприятии бороды.
В правление Петра I указом от 16 января 1705 года духовенство получило официальное разрешение на беспошлинное ношение бороды. Был введён «
Бородовой знак
», который представлял из себя металлический жетон, выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне – «
Деньги взяты
», на другой – «
Борода – лишняя тягота
».
Так что борода была дорогим удовольствием, Ломоносов называет бороду матерью «
достатков и чинов
».
Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В гимнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.
Автор пишет, что он прославляет бороду гимном и как бы уравнивает её с идолами язычников.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
В этом ироническом четверостишии автор утверждает, что при крещении человек трижды полностью погружается в святую воду, в том числе,
погружается срамная часть тела
, то есть та, которую стыдно показывать. А вот длинная борода при крещении всплывает, в воду полностью не погружается и остаётся не крещёной.
Автор «
жалеет предорогую бороду
», иронизируя по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде.
Портрет архимандрита Гедеона Криновского Между 1758 -1762 гг. Фото из открытого доступа
Последние строфы стихотворения посвящены конкретному лицу, противнику Ломоносова – Гедеону Криновскому, который прозябал в бедности и неизвестности вплоть до января 1754 года, когда положение его резко изменилось.
«Двадцативосьмилетний, никому не известный монах-неудачник стал вдруг «знатен чином и нескуден».
Гедеон удачно произнёс в присутствии императрицы проповедь и Елизавета Петровна назначила его придворным проповедником и осыпала вещественными знаками царской милости. В Петербурге о нём сложили прибаутку:
«Гедеон нажил миллион»
.
Бывший казанский семинарист без стеснения превратился в придворного щёголя, который менял атласные и бархатные рясы, ходил в шелковых чулках и в башмаках с бриллиантовыми пряжками. Понятно, что при этом он и бороду свою лелеял, как говорится в Гимне:
«по всем модам»: подвергал «многим расчесам», заплетал на ночь «в косы», а затем умащал, или, по выражению Ломоносова, «удобрял» всякими жирными и влажными благовониями. Может быть, завивал или даже припудривал «крупичатой мукой» свой «тупей». Придворно-церковные нравы того времени допускали такую кокетливость»
Жало сатиры, направленное против духовенства, возымело своё действие, Святейший Синод обратился с жалобой на Ломоносова к императрице Елизавете Петровне. Поэта вызвали в Синод и подвергли допросу.
Священники были в бессильной ярости, а Ломоносов вскоре написал еще одно сатирическое стихотворение (
«О страх! о ужас! гром!»
), где открыто поглумился над противниками.
О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны,
Которые подо ртом висят у сатаны.
Ты видишь, он зато свирепствует и злится,
Дырявой красной нос, халдейска печь, дымится,
Огнем и жупелом исполнены усы,
О как бы хорошо коптить в них колбасы!
Козлята малые родятся с бородами:
Коль много почтены они перед попами!
О польза, я одной из сих пустых бород
Недавно удобрял бесплодный огород.
Уже и прочие того ж себе желают
И принести плоды обильны обещают.
Чего не можно ждать от толь мохнатых лиц,
Где в тучной бороде премножество площиц?
Сидят и меж собой, как люди, рассуждают,
Других с площицами бород не признавают
И проклинают всех, кто молвит про козлов:
Возможно ль быть у них толь много волос.
В споре Ломоносова с Синодом правительство встало на сторону учёного, возможно благодаря поддержке покровителя Ломоносова Ивана Ивановича Шувалова. Тогда противники прибегли к такому же оружию – сатире, распространяя против Ломоносова анонимные письма.
Одно вымышленное стихотворение было подписано именем Христофора Зубницкого и называлось «
Переодетая борода, или Гимн пьяной голове
».
Ломоносов приписал авторство этих стихов Тредиаковскому и обрушился на него с гневной эпиграммой «
Зубницкому
»:
Безбожник и ханжа, подметных писем враль!
Твой мерзкой склад давно и смех нам и печаль:
Печаль, что ты язык российской развращаешь,
А смех, что ты тем злом затмить достойных чаешь.
Наплюем мы на страм твоих поганых врак:
Уже за тридцать лет ты записной дурак;
Давно изгага всем читать твои синички,
Дорогу некошну, вонючие лисички;
Никто не поминай нам подлости ходуль
И к пьянству твоему потребных красоуль.
Хоть ложной святостью ты Бородой скрывался,
Пробин, на злость твою взирая, улыбался:
Учения его и чести и труда
Не можешь повредить ни ты, ни Борода.
Возможно Тредиаковский и не писал этого пасквиля, но с Синодом он был связан и давал ему сведения о деятельности академических ученых.
Таким образом, отношения великого русского учёного Ломоносова с церковью были сложные, по причине того, что церковь стояла на пути у науки и тормозила её развитие.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник "Гимн бороде" - жало сатиры Ломоносова против духовенства | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила |
Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА
/
Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»