• Авторизация


Как одно число связывает Парфенон, Мону Лизу и квантовые частицы? 02-08-2025 15:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!
https://dzen.ru/a/aGpielbTpEnP-D3M

3422645_33b13d98 (75x54, 47Kb)
Среди всех чисел, открытых и осмысленных человеком, есть одно, которое на протяжении веков вызывает одновременно и восхищение, и недоумение. Его называют «золотым сечением», «божественной пропорцией», «секретным кодом красоты». Но началось всё вовсе не с искусства, а с математики.
Сколько раз просил ДЗЕН сделать отдельное поле для размещения обложки, но нет. Приходится вставлять в текст.
 
 
Если взять отрезок и разделить его на две части таким образом, чтобы отношение всей длины к большей части было равно отношению большей части к меньшей, то получится особое число - приблизительно 1,6180339887.... Это иррациональное число, бесконечное и непериодическое, и в математике оно обозначается греческой буквой φ (фи).
 
Это не просто пропорция - это структура, способ организации частей в гармоничное целое. И хотя сегодня золотое сечение окутано аурой эстетики и даже мистики, в действительности его происхождение и первоначальный интерес к нему были строго математическими.
 
Один из первых, кто оставил письменное упоминание о золотом сечении, был Евклид, живший в III веке до нашей эры. В своей «Начала» он назвал это соотношение «крайним и средним отношением». В трудах Евклида золотое сечение возникает вовсе не как канон красоты, а как решение геометрической задачи - о делении отрезка в особой пропорции. Оно появлялось в построениях правильных фигур, особенно правильного пятиугольника и звезды-пентаграммы, где золотая пропорция буквально заложена в углы и диагонали.
 
Греки знали, что в пентаграмме — символе мистики и алхимии, которую рисовали ещё пифагорейцы — соотношения сторон подчиняются золотому сечению. Но не потому, что они видели в этом секрет красоты, а потому, что эти фигуры вели себя особенно элегантно при делении, вращении и отражении.
Скорее всего вы видели сечение тут
В Средние века и эпоху Возрождения золотое сечение продолжали изучать математики и геометры, но постепенно к нему стали добавляться эстетические интерпретации. Так, итальянский математик Лука Пачоли в 1509 году написал трактат «О божественной пропорции», в котором воспевал золотое сечение как отражение божественной гармонии в мироздании. Его иллюстрировал сам Леонардо да Винчи, и именно здесь начался путь золотого сечения в искусство - не как осознанный инструмент художников, а как культурный символ идеального порядка.
 
Сегодня часто можно услышать утверждения о том, что Парфенон в Афинах был построен в пропорциях золотого сечения, что лицо Моны Лизы подчиняется этому числу, а также, что оно якобы лежит в основе великих произведений архитектуры и живописи. Однако историки искусства относятся к таким гипотезам с осторожностью. На самом деле нет ни одного письма, чертежа или манускрипта мастеров прошлого, где прямо упоминалось бы использование числа φ. Его присутствие чаще всего — результат анализа задним числом, когда исследователь подгоняет линии и прямоугольники к готовому произведению, желая увидеть там скрытую гармонию.
 
Более того, современные эксперименты по восприятию не подтверждают однозначно, что человеческий глаз предпочитает именно золотое сечение. В некоторых случаях людям действительно нравятся пропорции, близкие к 1,618, но это не универсальный закон. Симметрия, контраст, контекст и культурные коды часто играют куда большую роль.
 
И всё же золотое сечение продолжает будоражить умы. Оно появляется в рядe Фибоначчи, где отношение соседних чисел всё ближе приближается к φ. Этот же ряд можно найти в моделях роста растений, в спиралях раковин, в распределении семян подсолнуха и даже в архитектуре молекул ДНК. Хотя связь этих явлений с числом φ не всегда строго математическая, она подчёркивает одну важную мысль: в природе и математике действительно много гармонии, и человек пытается выразить её в числах.
 
Что ещё более интригующе - золотое сечение всплывает и в физике.
Атомы в кристалле
Атомы в кристалле
В квантовой механике были замечены удивительные связи: в 2010 году физики, исследовавшие магнитные колебания атомов в квазикристаллическом материале, зафиксировали, что относительные частоты этих колебаний образуют соотношение, близкое к φ.
 
Это открытие, опубликованное в журнале Science, стало редким примером появления золотого сечения в физическом эксперименте, где оно не вводилось искусственно. Подобные эффекты особенно интересны при изучении симметрий и масштабной инвариантности в сложных квантовых системах.
 
Также в теоретической физике φ фигурирует в некоторых моделях струнной теории и при анализе фрактальных структур, где важны самоподобие и естественная иерархия. Хотя эти случаи не всегда напрямую касаются золотого сечения, сам принцип "пропорции частей к целому" в системах с рекурсивной геометрией - очень близок к идее, лежащей в основе числа φ. Даже при моделировании галактических спиралей, чьи формы напоминают логарифмические спирали (родственные золотой), можно наткнуться на приближения, близкие к этой пропорции.
 
Золотое сечение - это не магия, а математическая закономерность, которая оказалась неожиданно красивой. Оно возникло не как эстетическая догма, а как результат работы с геометрией и формой. А всё остальное - мифология, которую человечество добавило сверху. И, может быть, в этом как раз и заключается его магия: в том, как сухая абстракция из учебника геометрии превратилась в символ скрытого порядка мира - от античных фигур до колебаний материи в квантовом масштабе.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как одно число связывает Парфенон, Мону Лизу и квантовые частицы? | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила | Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»