• Авторизация


Аттис-Амур 01-05-2025 11:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!
https://dzen.ru/a/aBEMxrMU3SM_b8b_

3422645_33b13d98 (75x54, 47Kb)
Аттис-Амур
Эта бронзовая скульптура, датируемая примерно 1440–1443 годами, доставила немало головной боли историкам искусства, пытающимся понять ее значение. В настоящее время она находится в музее Барджелло (Флоренция), в зале, посвященном гениальному Донателло.
 
Вазари упоминал её как Меркурия «ростом в полторы руки, выполненного целиком, и одетого каким-то странным образом» в доме семьи Аньоло Дони, с точной атрибуцией Донателло. Вазари описывал Аньоло Дони (1474–1539) как богатого торговца тканями, как «флорентийского гражданина, который очень любил иметь красивые вещи, как работы древних, так и современных художников».
 
Однако в 15 веке Дони не могли себе позволить купить бронзовую работу, не говоря уже о том, чтобы заказать её у Донателло, учитывая, что их семейное состояние возникло намного позже, в начале 16 века (в 1504 году Аньоло Дони женился на пятнадцатилетней Маддалене Строцци, которая принесла приданое в размере тысячи четырехсот флоринов). Определённо Аньоло купил это произведение.
 
Кто именно заказал оригинальную скульптуру Донателло остается загадкой. А своеобразная иконография, до конца точно не истолкованная, предполагает частный заказ, возможно, кого-то, связанного с кругом образованных флорентийских гуманистов. Маковые головки на поясе могут символизировать Гипноса, но они также – геральдический атрибут важной флорентийской семьи Бартолини Салимбени.
Фигура с крыльями (104 см) напоминает Эроса или Купидона, но с толку сбивает его одежда. Фригийские штаны, оставляющие открытым зад, могут указывать на другого мифологического персонажа – Аттиса. Известно две версии мифа об Аттисе – фригийское предание, изложенное греческим географом Павсанием, и Арнобием, христианским апологетом во время правления Диоклетиана. Хотя вариаций мифа существует много.
 
Зевсу, почивавшему на небесах, приснился эротический сон, и семя он изверг. Часть его упало на землю, которая понесла и спустя положенное время родила демона-гермафродита. Его назвали Агдистис. Боги, изрядно испугавшись потенциальной силы потомства Зевса, кастрировали его. Из отрубленного отростка выросло миндальное дерево. Дочь бога реки Сангарий (Сакарья) сорвала созревший миндальный плод и положила его себе на грудь. Он сразу исчез, а она оказалась с плодом в чреве. Она родила ребенка, которого назвали Аттисом, так как мама его оставила на произвол судьбы в горах и ребенка вскормила коза (по-фригийски attagos).
 
Аттиса нашла семья пастухов и воспитала. Он вырос в божественно прекрасного юношу, и тут появилась (уже чисто в женском образе) Агдистис, влюбилась в юношу и стала его домогаться. Родственники Аттиса, чтобы избежать таких ухаживаний, отправили его в Пессинунт, женить на дочери короля.
 
Когда «начали петь гименей» появилась Агдистис и наслала безумие на Аттиса и отца невесты (они отрезали себе гениталии). Агдистис очень пожалела о «неприятностях», которые причинила Аттису и добилась от отца (Зевса), чтобы его тело сохранилось нетленным.
 
Другая версия мифа, дополненная, происходит на границах Фригии, в том место, где находилась крутая скала под названием Агдус. Там Девкалион и Пирра, отец и мать человечества, после всемерного потопа, высекли людей из камня, и Кибела, «великая мать богов», также была высечена в этой скале. Зевс тщетно хотел соединиться с ней. Однажды ночью, он так пылко мечтал о ней, что его семя упало на камень, и из него на свет появился гермафродит Агдистис. Он был злым, жестоким, постоянно оскорблял богов. Тогда Либер (римский Дионис) напоил его, а когда тот уснул – кастрировал.
 
Либер предложил ему выпить на вершине гранатного дерева, и Агдистис уснул, балансируя на ветке. Либер привязал его гениталии к ветке веревкой и, спустившись на землю, со всей силой потряс дерево. Внезапно проснувшись, несчастный упал, начисто оторвав себе хозяйство, а его кровь пропитала гранат. Вариант – Либер с помощью силка привязал ногу Агдистиса к его гениталиям. Когда Агдистис проснулся и встал, он оторвал их. Из большого потока крови выросло гранатовое дерево.
Агдистис
 
Аттис кастрирует себя, Минерва и Кибела лежат в постели
 
Нимфа Нана, дочь речного бога Сангария, положила один из плодов дерева себе на грудь и забеременела мальчиком. Сангарий обнаружив беременность дочери, запер её и велел уморить голодом. Но Кибела сохранила Нане жизнь, и она родила мальчика. Однако Сангарий велел бросить ребёнка на дороге. Прохожие подобрали его и вырастили на меде и козьем молоке, назвав Аттисом, что по-фригийски «козёл» или «красивый».
 
Пока Аттис рос, Агдистис была его постоянной тайной спутницей. Она «ласкала его и связывала себя с ним нечестивым подчинением своей похоти единственным возможным теперь способом. Водила его по лесным полянам и дарила ему добычу из множества диких зверей, о которых мальчик Аттис сначала говорил с гордостью, что они добыты его собственным трудом и стараниями». В конце концов, напившись, Аттис признался в своих отношениях с Агдистис. Чтобы спасти юношу от «столь позорной близости», царь Пессинунта Мидас решил отдать ему в жены свою дочь.
 
В день свадьбы Мидас закрыл ворота города, чтобы ничто не могло нарушить праздничное событие. Но Кибела знала судьбу Аттиса и то, что он никогда не будет в безопасности, если женится. Она «подняла» городские «стены своей головой» и вошла в город. За ней вошла и Агдистис. В ярости она ворвалась на свадьбу и наслала на всех безумие, что заставило Аттиса оскопить себя под сосной. Кибела собрала отрезанные гениталии и похоронила, из крови выросли фиалки вокруг сосны. Агдистис умоляла Зевса вернуть Аттиса к жизни. Он отказался, но пообещал, что тело Аттиса никогда не будет разлагаться, волосы продолжат расти и мизинцы останутся живыми.
Аттис исполняет танец культа Кибелы
Аттис исполняет танец культа Кибелы
 
Аттис, одетый во фригийский костюм, держит над головой маску Трагедии, 1–3 вв. н.э.,
Аттис, одетый во фригийский костюм, держит над головой маску Трагедии, 1–3 вв. н.э.,
Агдистис перевезла тело в Пессинунт, где похоронила его, основала братство жрецов и учредила праздник в его честь.
 
Образованный Джованни Баттиста Дони, теоретик музыки, владевший скульптурой в 17 веке, был поражен необычной иконографией и обратился за советом к римским гуманистам, антикварам, историкам, как Лука Олстенио и Джованни Пьетро Беллори, которые впервые упомянули имя Аттиса.
-5
Но в скульптуре есть и другие атрибуты – пояс Гипноса (Гипнос раздал лепестки мака, хотя маки также символ Кибелы), сандалии Меркурия, хвост Пана. Змея, извивающая у его ног, – хтонический символ жизни. Прическа и штаты напоминают об анатолийском происхождении культа Кибелы и Аттиса. Обнажение гениталий – символ ритуального осквернения, которому подвергались жрецы богини Кибелы. Возможно, ключом мог бы послужить предмет, утерянный в 1677 году который мальчик держал в руках.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Аттис-Амур | ТараньЖина_тАмАрА - Откровение:Знание об Едином Боге от Архангела Михаила | Лента друзей ТараньЖина_тАмАрА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»