• Авторизация


история апостольского века 11-07-2011 13:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


История апостольского века. Суд над апостолами Петром и Иоанном


автор: Протоиерей Вячеслав Тулупов
Tue, 16 Jun 2009, 09:00
 
 

Фарисеи и саддукеи

Во время земной жизни Господа Иисуса Христа и в начале проповеднической деятельности апостолов в иудейском обществе существовало несколько религиозно-политических партий. Наиболее влиятельными из них были партии фарисеев и саддукеев.

Фарисеи (в переводе с еврейского — обособленные, отличающиеся) появились в эпоху правления Маккавеев (сер. II в. до Р.X.), хотя свойственные им воззрения начали формироваться в иудействе намного раньше. Фарисеи считали себя лучшей частью еврейского народа, хранителями истинных религиозно-национальных традиций Израиля. Они добивались того, чтобы жизнь всего общества, как и отдельного его члена, определялась религиозными правилами. Их идеалом была полная религиозная и национальная обособленность еврейского народа. Фарисеи строго соблюдали не только все библейские заповеди, зафиксированные письменно, но и множество правил, сохранившихся в устном пре-Дании. Они считали возможным дополнять законодательство Моисея новыми положениями, которые соответствовали современной жизни, что в дальнейшем привело к возникновению талмудического иудаизма.

 

[460x277]
Эжен Бюрнан. Апостолы Петр и Иоанн, бегущие ко гробу Иисуса.

Нравственное учение фарисеев отличалось крайним формализмом и мелочностью. Однако они верили, в отличие от саддукеев, в бессмертие души, в вечное воздаяние за гробом, в воскресение умерших. Грядущего Мессию фарисеи видели в образе вождя, который освободит иудеев от власти язычников и создаст всемирное царство, где будут господствовать их последователи. Несмотря на распространенные в фарисейской среде лицемерие и ханжество, среди фарисеев было много искренних людей, впоследствии уверовавших в Иисуса Христа.

Саддукеи представляли собой скорее политическую партию, чем религиозное движение. Свое название они получили, как полагают, от Садока, родоначальника древней первосвященнической династии. Партия саддукеев объединяла правящую иудейскую аристократию и была далека от чаяний простого народа, который в основном находился под влиянием фарисеев. Саддукеи исповедовали космополитизм, отрицали исключительность еврейской нации и преклонялись перед достижениями греко-римской цивилизации. Они признавали только письменный Закон и не придавали никакого значения преданиям. Священное Писание саддукеи пытались согласовывать с воззрениями греческих философов. Они не верили в загробную жизнь и разделяли многие положения материализма. Считая земцое благополучие целью жизни, саддукеи всячески оберегали свое высокое положение в обществе и сотрудничали с римской властью. Неизвестно ни одного случая принятия саддукеем христианства.

Суд над апостолами Петром и Иоанном

Однажды после Пятидесятницы апостолы Петр и Иоанн шли на молитву в Иерусалимский храм, где около третьего часа пополудни должно было совершаться вечернее богослужение. Посещая храм, где собиралось множество жителей города, апостолы не только участвовали в общественных молитвах, но и проповедовали учение Христово. Чтобы войти в храм с востока, им надо было пройти через Красные ворота. Это были самые великолепные из десяти ворот в стене, окружавшей святилище. Их высота достигала двадцати пяти метров, ширина проёма — двадцати метров. Как и другие ворота, они были сплошь покрыты золотыми и серебряными украшениями, только количества драгоценного металла на них было значительно больше, а изящество барельефов и инкрустаций несравненно выше.

Возле этого шедевра архитектуры просили милостыню нищие. Одного из них сюда приносили каждый день уже многие годы. Родившись с неподвижными ногами, этот сорокалетний мужчина существовал на свете только благодаря человеческому состраданию. Увидев апостолов, он стал привычными словами просить у них подаяние. Апостолы остановились и внимательно посмотрели на просящего. Петр сказал:

— Взгляни на нас. Нищий пристально посмотрел им в глаза, надеясь что-нибудь получить: ещё бы, ведь немногие из толпы останавливались и заговаривали с ним. Однако получил он отнюдь не деньги.

— Серебра и золота нет у меня, — сказал апостол Петр, — а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа, Назорея, встань и ходи.

Калека не поверил собственным ушам, но долго размышлять над услышанным ему не дали. Апостол взял его за правую руку и поднял. Мгновенно ноги нищего обрели крепость и подвижность. Более того, они ему полностью подчинялись, как будто все сорок с лишним лет с ними не было никаких проблем!

 

[400x578]
В.К. Шебуев Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого

В храм апостолы вошли в сопровождении скачущего от радости нищего, который не переставал громко благодарить Бога за исцеление. Собравшиеся в храме иудеи, увидев известного всему городу калеку прыгающим на здоровых ногах, сначала изумились, а затем ужаснулись. Весть о чуде, передаваемая из уст в уста, мгновенно облетела весь храм, и народ ринулся со всех сторон к апостолам, чтобы увидеть собственными глазами исцеленного. Толпа окружила учеников Христовых в Соломоновом притворе (так называлась одна из крытых галерей, которыми с внешней стороны были обрамлены стены храма). Послышались удивленные и радостные возгласы. Апостолов спрашивали, как они смогли совершить такое чудо? Апостол Петр отвечал, что они сотворили это чудо именем Иисуса Христа. Затем апостол произнес речь, в которой смело обличил неверие многих иудеев в Иисуса и рассказал им о спасительной миссии Господа:

— Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Впрочем, я знаю, братие, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благовестить вас, отвращая каждого от злых дел ваших(13).

Далее в своей речи апостол Петр, доказывая народу, что Иисус воистину есть Мессия, привел пророчества о Нем из книг Священного Писания, столь авторитетного у израильтян. Слушателей удивляла смелость проповедника, но ещё больше их поражал живой свидетель его слов — бывший калека, радостно прыгавший вокруг апостолов. Однако выслушать до конца речь Петра и подробно расспросить его о новом учении им не дали. Толпа священников И саддукеев, возмущенных дерзкой проповедью о воскресшем Иисусе, схватила апостолов и отвела их в темницу. Так как уже наступил вечер, разбирательство с ними в синедрионе отложили до утра. Тем не менее, и чудо, и проповедь произвели неизгладимое впечатление на многих иудеев. Пять тысяч человек в тот день уверовали во Христа. Вскоре весь Иерусалим знал об исцелении калеки, и во многих домах до позднего вечера обсуждалась проповедь апостола Петра.

Наступившая ночь для членов синедриона выдалась тревожной. Гонцы оповестили их об обязательном присутствии на завтрашнем заседании. Вестники были посланы даже к тем старейшинам, которые находились в своих имениях за пределами города. Важность предстоящего дела требовала, чтобы оно решалось полным составом Высшего суда. Поэтому руководители синедриона хотели собрать всех. Они прекрасно знали, что многие члены синедриона тяготятся частыми заседаниями, и, если их не понудить, они проигнорируют это важное разбирательство. Л ведь оно должно иметь большое значение: затаившиеся ученики Иисуса Назорея, наконец,дали о себе знать. И как дерзко! Публично заявили о воскресении своего Учителя. И где?! В храме, во время богослужения. Со всех сторон поступают сведения о волнении в народе. При этом ещё поговаривают об исцелении этими возмутителями общественного спокойствия какого-то хромого. Ещё не хватало только чудес! Нет, надо быстро и решительно, в самом зародыше, пресечь деятельность последователей Назорея, иначе не известно, во что она может вылиться.

Особенно обеспокоило случившееся в храме саддукеев. Они принадлежали к религиозной партии, которая категорически не признавала воскресение мертвых в будущей вечной жизни. Поэтому саддукеи сочли, что пропаганда, да ещё при массовом стечении народа, воскресения Иисуса является откровенной провокацией, направленной против них. Этим могут ловко воспользоваться их непримиримые противники — фарисеи, эти консерваторы и ханжи, надеющиеся после смерти насладиться вечными благами. Среди саддукеев были представители высшего духовенства и аристократии, поэтому они рассчитывали провести предстоявшее заседание в нужном им русле и не дать фарисеям воспользоваться случившимся в своих целях. К тому же фарисеи и сами должны понимать, что в движении последователей Иисуса, вновь поднявшем голову, заключается общая для всех опасность.

 

[400x621]
Василий Поленов. Голова фарисея

Утром синедрион в полном составе приступил к рассмотрению дела. На суд вместе с апостолами стража доставила и того нищего, который получил исцеление накануне. Перед блестящим собранием священников, ученых и аристократов предстали простолюдины — два галилейских рыбака. Многим членам Великого совета сразу стало ясно, что у подсудимых нет никаких шансов на то, чтобы оправдаться или достойно противостоять в прениях учителям израильским, постигшим всю мудрость высших раввинских школ и познавшим все тонкости ораторского искусства. Поэтому стоит ли тратить на них время? Пожалуй, без излишних формальностей надо немедленно допросить их по существу дела.

— Какой силой или каким именем вы сделали это? - задал вопрос первосвященник, указывая апостолам на бывшего калеку, теперь твердо стоявшего на собственных ногах.

Прямота вопроса показывала, что с обвиняемыми не собираются церемониться. Если они опять начнут проповедовать о воскресшем Иисусе, их ждет суровый приговор. Однако наряду с этим им предоставлялась возможность получить прощение в случае отречения от Иисуса и покаяния в содеянном.

Апостолы стояли перед судьями израильского, народа. Благообразные лица, убеленные сединами; чуть надменные взгляды из-под филактерии(14); длинные одежды в многочисленных складках, небрежно струящиеся по полу. Великий иудейский синедрион! Простой человек мог оказаться здесь только для того, чтобы услышать свой приговор. Что могли сказать апостолы этому всезнающему собору мудрецов? Но им не надо было заботиться об этом: Дух Святой исполнил Петра, и он произнес:

— Начальники народа и старейшины израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку неимущему, как он исцелён, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа, Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись(15).

Таких слов члены синедриона не ожидали. Простой рыбак набрался смелости открыто заявить им, что Иисус Назорей — Мессия! Более того, он обвинил их в убийстве Спасителя Израиля!! Что же с ним сделать?

Страже приказали немедленно вывести обвиняемых из зала заседаний, и в их отсутствие приступили к обсуждению проблемы. Вскоре пришли к единому мнению: вся сложность положения заключается в том, что ученики Иисуса совершили явное чудо, получившее широкую огласку. Если бы не это обстоятельство, смутьянов нашла бы скорая расправа. Но сейчас подвергнуть их наказанию нельзя из-за опасности возмущения в народе. Ну что ж, на первый раз придется ограничиться устным внушением.

Апостолов вновь поставили перед лицом синедриона и грозно приказали впредь нигде и никому не говорить ни об Иисусе, ни об Его учении. Услышав повеление Верховного суда, Петр и Иоанн сказали:

— Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали(16).

После таких слов многих судей охватила ярость. Даже старейшие члены синедриона не помнили на своем веку подобной дерзости в речах простолюдинов на заседаниях Великого совета. О, если б не толпа у стен синедриона и не этот, непонятно как получивший исцеление нищий! Но делать нечего — учеников Христа с угрозами освободили. Теперь за ними будут наблюдать, и, если они посмеют нарушить приказ синедриона, пусть пеняют на себя.

Получив свободу, апостолы Петр и Иоанн немедленно пришли в дом, где проходило в то время собрание общины, и рассказали собратьям обо всем случившемся с ними. После этого вся община в едином духовном порыве возблагодарила Бога за спасение апостолов, заключив молитву просьбой: — Дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса(17).

Не успели смолкнуть последние слова молитвы, как место, на котором стоял дом, поколебалось и все исполнились Святого Духа. Получив от Бога это знамение, верующие стали безбоязненно проповедовать учение Христа. Они перестали опасаться людей, потому что служили Богу, сотворившему всю Вселенную.

* * *

Синедрион, или Великий совет, — высшее государственное учреждение у евреев. Синедрион принимал законы и рассматривал важные государственные и религиозные вопросы. Одновременно он являлся судом высшей инстанции. Местом пребывания синедриона был Иерусалим. Заседания Великого совета под председательством первосвященника проходили в одном из залов при Иерусалимском храме или, в особых случаях, в доме первосвященника. Во время судебных заседаний члены синедриона сидели полукругом, чтобы лучше видеть друг друга. Два писца записывали мнения судей. При голосовании относительно приговора опрос начинался с младших членов Великого совета и постепенно доходил до председателя. Такой порядок соблюдался для того, чтобы мнение высокопоставленных лиц не оказывало влияния на других членов синедриона и на результат разбираемого дела.

В состав синедриона входили 71 или 72 члена. В их числе были правящий первосвященник, все его здравствующие предшественники, главы священнических семей, представители знатных иудейских родов и так называемые книжники, то есть учителя Закона.

Когда римляне завоевали Палестину, права синедриона были ограничены. После разрушения Иерусалима в 70 году синедрион ещё более утратил свое былое значение. Последний председатель синедриона Гамалиил V, лишенный всех прав византийским императором Феодосием II, умер в 425 году.

Источник: Протоиерея Вячеслав Тулупов. Духом пламенейте! История апостольского века. М., 2005

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник история апостольского века | Кипрская - Дневник Кипрская | Лента друзей Кипрская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»