• Авторизация


Самокиш Николай Семенович-художник батальной живописи,анималист 18-05-2012 21:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x554]

Подвиг солдат Раевского под Салтановкой (1912)

[700x45]

[207x44]

[200x300]

Самокиш Николай Семенович.Фото 1929 года

«Даже кляча на скаку красива и живописна» (Н. С. Самокиш)


Николай Семёнович Самокиш — российский и советский художник-баталист и педагог украинского происхождения, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики. Академик (1890) и Действительный член Императорской Академии художеств (1913), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Николай Самокиш родился 13 (25) октября 1860 года в Нежине (ныне Черниговская область Украины).
в бедной семье «Нежинской почтовой конторы из дворян почтальона» Семёна Захариевича Самокиша и Марии Дмитриевны.

Сохранился дом, где появился на свет Николай Самокиш. Сейчас это небольшое здание в Нежине является музеем «Почтовая станция». Одну из его комнат занимала большая семья Самокишей. Николай был старшим из пяти детей. Семья бедствовала, и родители вынуждены были отдать в самом раннем возрасте своих двоих детей на воспитание деду по линии матери будущего художника, крестьянину села Носовки Дмитрию Ивановичу Сенину. Как оказалось, эти события и сыграли решающую роль в формировании у Николая любви к отечественной военной истории, животным, народному быту. В Носовке сохранялись следы старины, боевого казацкого прошлого. Увиденные в доме отставного офицера лубочные картинки, изображающие эпизоды русско-турецкой1828-1829 гг. и Крымской 1853-1856гг. войн, его красочные рассказы о былых сражениях, просто завораживали мальчика. Глядя на картинки в журналах, что разносил отец, ему страсть хотелось создавать что–то подобное.

Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института, созданного на базе «Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко», знаменитого учебного заведения, в котором учился Н. В. Гоголь. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б. П. Виллевальде, другие известные учителя — П. П. Чистяков и В. И. Якоби.

Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину».

В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке».

В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.

[700x398]

Прогулка.

В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени.

[700x347]

Возвращение русской кавалерии после атаки на врага под Аустерлицем. 1885

С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика.

[700x375]

Табун орловских рысистых маток (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии). 1890

В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.


Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, бывшему президентом Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своём дневнике.

В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863—1924) — известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина. В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведённого в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской, посвящёнными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже.

Н. С. Самокиш, «Сокольник». Иллюстрация к книге Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», т. 1 (СПб., 1896).

Вместе с С. Васильковским Н. С. Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898—1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Полтава»), Л. Н. Толстого («Холстомер»), Н. В. Гоголя, Марко Вовчка, Л. А. Мея, И. С. Нечуя-Левицкого, М. Горбаня и др.

Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Е. Е. Лансере, К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ф. А. Рубо, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко. Но оформление всего издания в целом было возложено на Н. С. Самокиша. В частности, им лично выполнены 173 иллюстрации к 4 томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста.

Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г. И. Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. К этому изданию им было сделано 456 рисунков!

[700x483]

На сопке после штурма. 1904

Много различных иллюстраций было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвящённое одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

В 1912 году Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н. С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.» Известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута» и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».

В 1915 году, Н. С. Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко) и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к Первой мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».


[700x352]

 

Мчатся кони, мчится тройка –
Только пыль из-под копыт;
Грациозно, очень бойко,
Очень слаженно бежит.

Кони, в тройку запряжёны,
Мчатся вместе, погляди:
Кони-птицы, чудо-кони
И красавец впереди.

Мчатся лихо по ухабам,
Им преграды не страшны.
Их кнутом хлестать не надо,
Понуканья не нужны.

Мчатся, гривы развевая
И копытами звеня.
Только я совсем не знаю,
Унесут куда меня.

Я сижу в повозке сзади,
Я доверилась судьбе.
И несусь вперёд, не глядя –
Не догнать меня тебе.

Марианна Лебедева, 2011

Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы».

А вот что пишет сам Н. С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе, так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.»
Русская армия приобрела в лице Самокиша одного из самых талантливых своих летописцев, стоящего в одном ряду с Ф.А. Рубо и В.В.Верещагиным. Сам художник верно определил своё кредо: «Я не любитель парадов и ничего художественно-красивого не нахожу в этих правильно построенных колоннах…».
У него почти нет статичных работ, напротив, всюду движение и динамизм композиции, если тройка, то бешено мчащаяся «на разгоне», по его словам «даже кляча на скаку прекрасна». Наставляя своих учеников, он говорил: «Ваша работа – это не фотография, она должна жить, должно быть движение».

Н. С. Самокиш с учениками перед отправкой на фронт Первой мировой войны. Из газетной публикации (1915)[5] (в правом нижнем углу — эмблема сайта художников Верхней Масловки).

Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912 года, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918 годах.

Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.

В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда.

В годы Гражданской войны Самокиш не покинул родину, а принял новую власть. Он служил не разным правительствам, а искусству. Уже позднее, делал то, что лучше всего умеет - работал над полотнами, посвящёнными Красной Армии.
В Крыму художник появился в 1918 году. Лечился в Евпатории от ревматизма, полученного в окопах Русско–Японской и Первой мировой.
В годы лихолетья буквально спас Самокиша от голодной смерти председатель Евпаторийской ЧК Ян Бирзгал. Их дальнейшая дружба была проверена годами.
В 1921 году Николай Семёнович перебрался в Симферополь, поближе к нужным ему архивам.
В 1920-е — 1930-е годы работал в Крыму.

В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».

В 1936—1941 годах работал в Харьковском художественном институте (ХХИ). Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К. Н. Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна.[10] Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С. В. Васильковского. А Н. С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И. Е. Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш.

И вот, круг замкнулся, и в 1936—1941 годах Самокиш снова в Харькове, профессор ХХИ. Сейчас в Харькове есть переулок Самокиша (между ул. Данилевского и Культуры, рядом со ст. метро «Научная»).

[297x148]

Бой за знамя. Атака (1922); центральный фрагмент картины

Член АХРР (Ассоциация художников революционной России) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н. С. Самокиша, участник поездки на фронт 1914 года П. И. Котов. В Декларации Ассоциации художников революционной России объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».

Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почётными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулемётная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н. А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и другие.

Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) он оставался в Симферополе. Масштаб личности Самокиша таков, что не укладывается в привычные рамки. Это был великий труженик, до самой своей смерти, не оставлявший кисти и пера.
18 января 1944 года он скончался и был погребён в Симферополе, за три месяца до освобождения города.


[510x407]

Могила Самокиша в Симферополе

Выдающийся мастер батальной исторической живописи оставил обширное творческое наследие, которое ещё предстоит разыскивать, изучать и восхищаться им снова и снова. Сам мастер насчитывал у себя около 10 тысяч работ, сейчас искусствоведы говорят об 11 тысяч его картин и рисунков, находящихся во многих музеях мира и частных собраниях.

[600x45]

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Самокиш,_Николай_Семёнович
http://www.shukach.com/ru/node/9112

Источник картин:
http://gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=104

Фотоальбом с работами художника Самокиш Н.С.
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/13378

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
e3bfbd4402a28ff6c0eb79cfa0a2e3fb (50x50, 3Kb) Мои наилучшие пожелания
Ответ на комментарий КристинаТН # Подвиг солдат Раевского под Салтановкой (1912 - =год1812=)


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Самокиш Николай Семенович-художник батальной живописи,анималист | Ахатинка - Дневник Ахатинка | Лента друзей Ахатинка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»