Посмертный портрет К. Ф. Гуна работы И. Н. Крамского
Карл Фёдорович Гун (Карл Теодор Гунь (нем. Karl Jacob Wilhelm Huhn, латыш. Kаrlis Huns; 1 [13] ноября 1831, Зиссегаль (латыш.)русск. (нем. Sissegal), Лифляндская губерния, Российская империя — 16 (28) января 1877, Давос, кантон Граубюнден, Швейцария)
Родился и вырос Гун в Прибалтике — российский исторический, жанровый, портретный живописец, акварелист, академик, профессор исторической живописи, член Совета Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Родился в семье остзейских немцев, отец — Карл Фридрих Гун (нем. Karl Friedrich Huhn), учитель церковно-приходской школы, органист и псаломщик, мать — Луиза Доротея Фогель (нем. Louise Dorothea Vogel).
Общее образование получил в рижской соборной школе.
Приехав в 1850 г. в Санкт-Петербург, поступил рисовальщиком к литографу Паппе
и в то же время стал посещать вечерние классы Академии Художеств.
Через два года был принят в ученики академии.
Главным наставником его в ней был профессор П.В. Басин .
Во время прохождения академического курса получил четыре серебряных
медали за успехи в рисовании и живописи и малую золотую медаль за
написанную в 1860 г., по конкурсу, картину: "Олимпийские игры".
В 1861 г. получил звание классного художника 1-й статьи и большую
золотую медаль за программу: "Великая княгиня Софья Витовтовна на
свадьбе Василия Темного".
Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного (София Витовтовна на свадьбе Василия Тёмного)
Вскоре после того отправился в город Елабугу для исполнения образов дляиконостаса тамошней Покровской церкви, и там, кроме этих образов,написал множество этюдов, народного быта.
В 1863 г. поехал за границу, в качестве пенсионера академии.Посетив Лейпциг, Дрезден, Прагу и Мюнхен, поселился в Париже и в первую
пору занялся сочинением и исполнением картины:"Эдита Лебяжья-шея находит на поле Гастингской битвы труп своего
возлюбленного Гаральда", оставшейся неоконченной, портретами(портрет писательницы Маркевич) и некоторыми другими работами.
В 1868 г. в парижском салоне явилась его картина: "Канун Варфоломеевской ночи",обращавшая на себя внимание. Будучи потом прислана в Санкт-Петербург,она доставила художнику звание академика и была приобретенаГосударем Императором, тогда еще Наследником Цесаревичем.
Канун Варфоломеевской ночи, (1868), холст, масло — Государственный Русский музей
Превосходное повторение этой картины, сделанное акварелью, находится в музее академии. Возвратившись снова в Париж, написал картины: "Дети с котятами", "Больное дитя", "Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету", "Голова средневекового рыцаря" и "Итальянка с цветами".
За последнюю академия возвела его в звание профессора.
Больное дитя.1869
[410x600]
Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету (Молоденькая цыганка с бубном).1870
[450x559]
Старый воин времён гугенотов.1870
Хотя он и прошел русскую художественную школу, однако в его творчествене раз всплывали сюжеты, связанные с гражданской историей и историейкультуры Западной Европы, а также с жизнью и бытом ее народов.
Мотивом сильнее всего занимавшим воображение художника в области зарубежной истории, служил период религиозных воин XVI века.
В 1870 голу он исполнил несколько полотен, воссоздавших типы иотдельные эпизоды этой эпохи.
Передовая общественность воспринимала данный цикл в плане осуждениярелигиозного фанатизма.
Подобная трактовка возможна и в отношении входившего в эту сериюисторического портрета «Старика в средневековом шлеме».
Профильное изображение воина, выбранное живописцем, позволило подчеркнутьего старческую немощь, столь контрастирующую с готовностью старика к участиюв кровавой бойне, к чему его зовет жестокая религиозная нетерпимость.
В. В. Стасов с гордостью писал о творениях Гуна:
«...в этих картинах выразилось столько истины и глубины,
что если бы поставить их в парижских музеях, они играли бы
там очень капитальную между французскими картинами на
французские сюжеты: вот как иногда сильны русские таланты!
До сих пор ни один французский или немецкий, или итальянский
художник не способен был бы сделать на наши сюжеты то,
что мы способны сделать на их сюжеты».
По возвращении своем в 1872 г. в Россию, он был избран в члены совета академии и назначен профессором-преподавателем в ней.
В том же году сделал поездку внутрь России. В Петербурге им окончено несколько работ, начатых за границей,
написаны портреты бывшего директора морского училища Римского-Корсакова(для этого училища), госпожи Солдатенковой, рожденной Филипсон,и княгини Барятинской ;
[378x600]
Портрет госпожи Варвары Григорьевны Солдатёнковой, рождённой Филипсон.1873
плафон на главной лестнице Аничковского дворца (Улетающая Ночь и появляющаяся Аврора);образа святой Анны Пророчицы и Благовещения, для Государыни Императрицы;"Нагорная проповедь" и "Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине"
для православной церкви, построенной графом фон Дервизом в Лугано, и некоторые другие.Он не был наделен пылкою и особенно находчивой фантазией,но обладал значительной наблюдательностью, прекрасно знал рисунок иотличался сильным и гармоничным колоритом.
В 1874 г. у Гуна обнаружились признаки чахотки, и, по совету врачей, он отправился в чужие края искать спасения от болезни в климате, более благодатном, чем петербургский.Но эта мера оказалась напрасною: роковой недуг вскоре свел художника в могилу.
Он умер в Давосе в Швейцарии в 1877 году.
Гун К.Ф. причислен к лучшим живописцам русской школы.
Источник
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гун,_Карл_Фёдорович
Фотоальбом с работами Гун К.Ф.
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/12065/
Ахатинка