• Авторизация


Клодт Михаил Константинович - художник,пейзажист 15-03-2012 18:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[500x411]

Летний пейзаж

[700x50]

[700x61]

[222x41]

[355x500]

И.Крамской.Портрет Клодта Михаила Константиновича

 

Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) – выдающийся русский художник-пейзажист второй половины XIX века немецкого происхождения, один из учредителей Товарищества передвижников..Он был одним из первых российских художников, объединивших жанровую картину с эпическим пейзажем. Дядя художника П. К. Клодт – знаменитый скульптор





Михаил Константинович Клодт появился на свет в Петербурге 30 декабря 1832 года (11 января 1833 года). Родился он в художественно одаренной семье: его отец, Константин Карлович Клодт, занимался гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов.
В юном возрасте Михаил поступил в Горный кадетский корпус. Но учеба сильно тяготила Михаила, он часто пропускал занятия. Единственный предмет, который будущий художник посещал с большим удовольствием, было рисование. Иван Трофимович Хруцкий, который преподавал у него рисование, не мог нарадоваться на юного Мишу Клодта. Именно Хруцкий увидел в нем большого художника
В 1851 году поступил в Академию художеств, в класс профессора М.Н. Воробьева, преподававшего ландшафтную живопись.
В Академии художеств Клодт проучился с 1851 по 1858 год. Занимался он весьма усердно. В 1853 году его старания приносят первые плоды: за одну из своих ученических работ Михаил Константинович удостаивается серебряной медали второй степени. А еще через год молодой художник награждается Академией золотой медалью второй степени за картину "Вид на острове Валаам".В 1858 году М.К. Клодт за картину "Вид в имении Загезаль близ Риги" награждается большой золотой медалью первой степени и правом на заграничную командировку сроком на три года.

[500x390]

Вид на острове Валааме.1855 г.

 

[500x317]

Имение Зегельвольт.1881 г.

В мае 1858 года художник-медалист в качестве пенсионера Академии отправляется в Швейцарию – "для совершенствования живописного мастерства".


[500x411]

Ферма в горах Швейцарии.Начало 1860-х г.

 

[500x405]

Швейцарский вид.Конец 1850-х

Срок пребывания М.К. Клодта за границей должен был закончиться в июне 1862 года. Но русскому художнику на чужбине было не по душе – ему хотелось домой. И вот в 1860 году Михаил Константинович, окончательно измаявшись, обращается в Академию художеств с письмом-прошением: "Прошу разрешения вернуться в Россию, чтобы заняться в остальное пенсионерское время исполнением видов с натуры по России". М.К. Клодт был первым из русских пенсионеров за границей, официально обратившимся в Совет Академии с такой просьбой.

В январе 1861 года М.К. Клодт, получив от Академии долгожданное разрешение, возвращается в Россию. Михаил Константинович приезжает на родину, полный творческих планов.
Летом 1861 года Клодт знакомится с Елизаветой Михайловной Станюкович, любовь к которой помешала художнику целиком посвятить себя творчеству. Однако Елизавета Михайловна ему отказала. После этого Клодт впал в глубокую депрессию. Его близкие были очень обеспокоены дальнейшей судьбой живописца. Но вскоре Михаил Константинович женился на Лизе Владимирцовой, которую как раз его семья и прочила ему в жены.
Устроив свою личную жизнь, Михаил Клодт наконец приступил к работе. По впечатлениям от поездки в Европу он написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки».

[500x296]

Долина реки Аа в Лифляндии. 1862

 

[500x333]

Баркасы на берегу. 1859

 

[500x301]

Ночи Нормандии

 

Эти произведения были тщательными по исполнению; как и его отчетный пейзаж «Вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами. В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получает звание академика, а срок пенсионерства был продлен еще на один год.

[500x339]

Вид в Нормандии (Летний день). 1860

Начиная с 1863 года, абсолютно все полотна художника были посвящены изображению родной природы.
Михаил Константинович тщательнейшим образом прорабатывал каждую детальку картины, добиваясь скрупулезной точности.
Летом 1863 года родственники пригласили Михаила c женой погостить в Мценский уезд Орловской губернии. Именно здесь, в провинции, художник обретает душевную гармонию, находит темы для своих будущих работ. Работая сначала в Орловской, а затем в Тульской и Смоленской губерниях, Михаил Константинович создает ряд «российских» пейзажей.

[414x500]

Дорога в лесу. 1869

[700x477]

Крестьянка .1871

 

[500x317]

Возвращение стада в деревню. 1870

Особенно ему удались картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864), за которую в 1864 году художник получил звание профессора.

 

[700x416]

Дубовая роща . 1863

 

[500x246]

Большая дорога

При создании своих картин М.К. Клодт обращал внимание на каждую мелкую деталь, добивался скрупулезной точности, порой по несколько раз переписывая картину. Поэтому неудивительно, что на создание картины у него уходило очень много времени. Художника это сильно раздражало, однако ничего поделать с собой он не мог, продолжая много и упорно работать. Имея звания профессора, Михаил Константинович имел право на преподавание в Академии художеств. Но штатной должности на тот момент для него не нашлось.
9 декабря 1863 года у Клодта родился сын Борис. Ребенок был очень слабым. Жена художника также тяжело заболела. С течением времени ее болезнь прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. Вскоре после жены умерла и мать Михаила Клодта. Весной 1866 года художник снова уехал на Орловщину, где полностью посвятил себя работе.

Вернувшись в Петербург, М.К. Клодт первым делом отправился… к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович. Художник снова сделал ей предложение. В январе 1867 года они обвенчались. А в ноябре у них родился сын Петр. В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт – состоявшийся мастер, со своим взглядом на искусство, со своим узнаваемым почерком.

В этот период художник создал множество замечательных полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллея в березовой роще» (1867). Тем не менее, финансовые дела живописца становились все хуже.

[417x500]

Лесной пейзаж.Аллея в березовой роще.1867 г.

В 1864 году за картину "Вид в Орловской губернии" он получил звание профессора.

[700x441]

Село в Орловской губернии.1867 г.

 

В конце 1860-х годов Михаил Константинович находился в состоянии творческого подъема, между тем как его финансовые дела все больше и больше шли на спад.

Следующее десятилетие в жизни Клодта связано с образованием и деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества, в состав которого вошел Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, М.К. Клодт, И.Н. Крамской, В.Г. Перов.

На первой выставке Передвижников, которая открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге, среди прочих были экспонированы две работы Клодта: «Полдень» и «Вид в Киеве». Он продолжал участвовать в выставках Товарищества до 1879 года. Позднее художник создает ряд замечательных полотен, которые вошли в «золотой фонд» русского пейзажа: «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» (1874), «Рожь» (1877). «Лесная даль в полдень» (1878).

[700x376]

Вечерний вид в деревне.Орлавская губерния.

 

[700x423]

Лесная даль в полдень.

Несмотря на то, что Михаил Константинович состоял в рядах Товарищества, В 1873 году его зачислили в Академию художеств на профессорский оклад, где он проработал до 1886 года. Художник вместе с А. Боголюбовым и С. Воробьевым создал класс пейзажной живописи. В период работы в Академии М.К. Клодт ежегодно отправлялся в творческие командировки по России.
С 1871 по 1879 год М.К. Клодт участвует во всех ежегодных выставках Товарищества передвижников. Все удивлялись его работоспособности. Тем не менее многие полотна долгие годы оставались в мастерской живописца на "доработке".

Многое в пейзажной живописи художник писал впервые. Его картина "Большая дорога осенью" (1863), дающая большую панораму одной из бед российской действительности всех времен - дороги, стала темой во многих работах последующих пейзажистов. Его знаменитая работа "На пашне" (1872), напротив, связывает с широтой изображаемого простора оптимистический взгляд на русскую природу. "Лесная даль в полдень" (1878) М.К. Клодта предвосхищает "Лесные дали" (1884) И.И. Шишкина. Наверное, нет смысла перечислять все шедевры живописца, ибо каждое из его полотен по-своему является выдающимся произведением.

Между тем, семейная жизнь Михаила Константиновича была далека от гармоничного состояния. Вскоре после разрыва с женой последовал и разрыв М.К. Клодта в январе 1880 года с Товариществом передвижников. Поводом для разрыва послужила статья в газете "Молва", в которой М.К. Клодт весьма жестко раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи. Разразился скандал. А.И. Куинджи потребовал исключения М.К. Клодта из Товарищества, а когда этого не случилось, Куинджи заявил, что в таком случае он сам выходит из Товарищества.

А в декабре М.К. Клодт получил еще один удар: это было письмо от члена правления Товарищества Н.А. Ярошенко. В этом письме без обиняков говорилось, что написать статью в "Молве" Михаила Константиновича заставила не "любовь и интерес к искусству, не искание истины, а мотивы чисто личные..."
Поддавшись эмоциям, третьего января 1880 года М.К. Клодт подал прошение исключить его из рядов Товарищества, но пожелал участвовать в его выставках в качестве экспонента. В этот период произошло еще одно событие, которое нанесло сильный удар художнику - умер его отец.

Последней серьезной работой М.К. Клодта до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.Четвертого марта 1880 года М.К. Клодт перестал быть членом ТПХВ.
После выхода из Товарищества М.К. Клодт почти не выставлялся. Он еще совершал свои ежегодные поездки по России. Лишь некоторые из последних его работ достойны упоминания. Такие, например, как "Волга под Симбирском" (1881) и "Прибрежье" (1885).

[700x391]

Волга под Симбирском.1881 г.

 

Здоровье его расшатывалось все сильнее. Начало подводить зрение, появились сильные головные боли... Вскоре на Михаила Константиновича обрушилась новая беда – по вечерам он стал слышать голос…. На занятия в Академию он приходил неопрятный, в мятой и грязной одежде. Кончилось все тем, что его уволили из Академии, вначале с "оставлением за штатом", а в 1894 году уволили уже окончательно, назначив мизерную пенсию.

Вместе с М.К. Клодтом жил его сын от первого брака Борис. В 1899 году сын умер – тридцати шести лет от роду.

Начинался ХХ век. Многие художники, называемые в прошлые годы великими, доживали свой век в бедности и безвестности. О последних годах жизни М.К. Клодта мало что известно. В последний раз М.К. Клодт как художник упоминается в 1897 году, в связи с открытием юбилейной выставки Товарищества, на которую были приглашены все старые передвижники.
Умер Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года в Петербурге.
По словам В. В. Стасова, Клодт утвердился в искусстве как «живописец поэтических сельских настроений».
По материалам: Роньшин В.М. "Михаил Клод".Белый город.

 

Источник:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Клодт,_Михаил_Константинович
Фотоальбом с работами художника Клодта М.К.
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/11746/

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Клодт Михаил Константинович - художник,пейзажист | Ахатинка - Дневник Ахатинка | Лента друзей Ахатинка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»