![]()
Щукин, Степан Семенович.Автопортрет
Степан Семёнович Щукин (1754 — 10 октября 1828) — русский портретист,ученик Д. Левицкого в Императорской академии художеств, в 1782 году
был отправлен для самосовершенствования за границу, по возвращении
оттуда за исполненный по поручению Академии портрет её адъюнкт-ректора
Ю. М. Фельтена в 1786 году получил звание кандидата в академики и в
следующем году за портрет императора Павла I во весь рост признан академиком.
[477x600]
Степан Семенович Щукин (1754 – 1828) родился в семье сержанта Семена Петрова.
Вскоре он под именем Степана Семенова был отдан в Московский Воспитательный
дом, где получил начальное художественное образование.
В Воспитательном доме преподавали живопись, рисунок, основы «градостроительного дела».
Среди первых учителей были художники А. Ломачинский, Д. Банберг, «рисовальный учитель»
Е. Янковский, гравер И. О. Пурышев.
В 1776 году Щукин, проявив хорошие способности в рисовании, был послан учиться в
Петербургскую Академию художеств, и в октябре того же года его зачислили учеником
старшего возраста в портретный класс Д. Г. Левицкого.
Через шесть лет Щукин представил работу по академической программе «Портреты в
картине: две фигуры с руками поясные, учительница с воспитанницей в приличном их
одеянии и упражнении». За исполнение этой работы он получил звание художника и
большую золотую медаль Академии. В сентябре того же, 1782-го, года Щукин
как пенсионер Петербургской Академии художеств был отправлен во Францию.
В Париже он учился искусству портрета в Королевской Академии живописи и скульптуры
у исторического живописца, адъюнкт-профессора Ж. Б. Сюве, пользовался советами и
А. Рослина, в 1776—1777 годах побывавшего в России.
В конце 1786 года Щукин вернулся в Петербург. В Академии художеств ему была
предложена программа «Портрета архитектора Ю. М. Фельтена»
[507x700]
(ГРМ), за исполнение которой он был признан «назначенным» в академики и определен в
помощники к Д. Г. Левицкому в портретный класс Академии художеств.
С этого года началась педагогическая деятельность Щукина, которой он отдал все
свои оставшиеся сорок два года.
В 1788 году Д. Г. Левицкий ушел из Академии по состоянию здоровья и руководство портретным классом перешло к Щукину.
В 1798—1803 годах художник руководил специальным классом миниатюрной живописи, который впоследствии был соединен с портретным.
Степан Семенович Щукин — один из крупных мастеров русской портретной
живописи конца XVIII — первой четверти XIX века. Современник Ф.С.Рокотова
и В.Л.Боровиковского, он учился в Петербургской Академии художеств у Д.Г.
Левицкого, и считался одним из самых одаренных и многообещающих его
учеников. Не раз за успехи в живописи Щукин получал академические награды.
По окончании Академии в 1782 году художник был отправлен в пенсионерскую
поездку во Францию, а по возвращении получил звание назначенного в академики.
Настоящую славу Щукину принесли портреты императора Павла I.
За портрет 1797 года он был удостоен звания академика.
Первоначально этот портрет был заказан французскому художнику, но тот потребовал
чрезмерной платы, и тогда по указанию графа В. Г. Орлова выбор пал на Щукина,
который блестяще справился со своей задачей.
Он представил императору два эскиза: в одном Павел был изображен скачущим на коне перед артиллерийскими позициями, на другом — в рост в шляпе, с тростью.
Павел одобрил второй эскиз (ГТТ), а когда картина (Портрет Павла I. 1797. ГТГ) была готова,
император пожаловал художнику 6000 рублей и орден Владимира 4-й степени.
Портрет оказался самым популярным изображением Павла I.
Щукин написал несколько повторений с него.
[379x600]
Живописцу удалось создать величественный образ императора, но в то же время
это и надменный, холодный, загадочный, таинственный человек, скрывающий
неведомую силу. Щукин не стал писать роскошных интерьеров.
Образ представлен на простом фоне, подчеркивающем величие императора, его
избранность и одиночество. Такой прием в русском искусстве был продемонстрирован
впервые. В 1797 году Щукин выполнил для Департамента уделов эскизы великой
княжны Екатерины Павловны и Павла I.
После убийства императора художник продолжал работать как портретист, педагог.
С 1802 года он стал советником Академии художеств.
В 1804—1810 годах Щукин писал образа для Казанского собора в Петербурге.
Среди них «Благовещение», «Бегство в Египет», «Апостол Петр», «Александр Невский».
В 1810-х годах Щукин продолжал работать в церковной живописи.

Художнику удалось соединить в своем творчестве школу интимного портрета Д. Г.
Левицкого с элементами сентиментализма и раннего романтизма.
Такова, например, одна из его ранних работ «Автопортрет» (1785?. ГРМ).
На протяжении всего своего творческого пути он сохранял свойственный Д. Г.
Левицкому свободный мазок, который сочетал со скромной цветовой гаммой,
прекрасно соответствовавшей глубоким образам моделей.
а в 1802 году был назначен советником Академии художеств.
Кроме вышеупомянутых портретов, Щукин нарисовал портрет профессора архитектуры
А. Д. Захарова, портрет неизвестной дамы, портрет священника.
Его ученики — В. Тропинин и А. Варнек.
В.А.Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной
живописи, которую возглавлял С.С.Щукин. Показательно, что в 1810-х годах в
портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы:
"Возвращение ратника к своему семейству", "Русская крестьянская свадьба",
"Русская крестьянская пляска" и "Ворожба на картах".
Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен
народной жизни. В мастерской Щукина были заложены также стилистические и
технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в
доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты.
Отсюда - определенное сходство палитр художников. Излюбленное
Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными
и легкими голубовато-серыми вызывает в памяти одно из лучших произведений русской
живописи рубежа XVIII и XIX веков - "Автопортрет" Щукина.
Щукин жил и работал в сложное для русского искусства время, когда сосуществовали и взаимодействовали различные художественные тенденции и направления: классицизм,
сентиментализм, романтизм. Многообразие художественной жизни рубежа столетий
нашло отражение и в творчестве, и в педагогической деятельности Щукина.
Именно Щукин, художник и педагог, во многом определил развитие портретного
жанра первой половины XIX века.
Умер художник в 1828 году в Санкт-Петербурге.
[525x700]
***
Корсаков Алексей Иванович (1799)
Портрет архитектора Адриана Дмитриевича Захарова.
Портрет императора Александра I.
Портрет Н.Н. Новосильцева работы Щукина.
Портрет Павла I в короне Гроссмейстера Мальтийского ордена
Источник: Русская живопись. Энциклопедия. — М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2003
Фотоальбом с работами художника:
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/9634/
![]()
Ахатинка