Сын морского инженера и заядлого яхтсмена, внук известного художника - мариниста Генри Доусона ( 1811-1878 гг. ),
будущий легендарный художник - маринист Монтегю Доусон родился в Лондоне в 1895 году.
Большая часть его детства прошла на побережье Саутгемптона. Картины деда на стенах, яхтенные увлечения отца, "морская" атмосфера дома, наполняемые ветром паруса на взморье, гудки и свист пароходов,- всё это не могло не способствовать его интересу к морю и к кораблям. Это была эпоха, когда пар практически закончил вытеснение парусов с океанских просторов, и любое появление клипера или винджаммера перед глазами юного Монтегю вызывало в нём чувство грусти по уходящей эпохе, но вместе с тем будило в нём романтика, а гены деда- художника приучали к наблюдательности, что впоследствии нашему герою очень пригодилось.
В 1910 году юный Доусон работает в студии прикладного искусства в знаменитом Бэдфордском Ряду в Лондоне, но с началом Первой Мировой войны уходит на Королевский Флот в качестве военного художника. Работы Доусона, относящиеся именно к этому периоду- интересны, но ещё пока слабы, и хотя они, бывает, и " всплывают " на нынешних известных аукционах Запада, зачастую остаются невостребованными современными ценителями морской живописи. На мой взгляд причины этому две: во- первых далеко не всем хочется видеть на стене своего дома или офиса картину с боевым кораблём, а во- вторых последующие "парусные" работы Доусона- и более качественны по исполнению, и более многочисленны. Монтегю Доусон присутствовал при заключительном акте Первой Мировой войны- сдаче кораблей германского Флота Открытого Моря в 1918 году. Впоследствии он написал ряд работ на эту тему. В 1924 году Доусон отправляется в качестве официального художника в экспедицию в Южные моря на парусно- паровой яхте "Святой Георгий". Во время экспедиции он делал рисунки и зарисовки для географического журнала. По ним он потом создаст великолепные полотна. Работы Доусона публиковались в известной газете "Сфера", и это сотрудничество было долгим и весьма плодотворным.
[600x473]
Глядя на живопись Доусона старые морские волки - парусники могли безошибочно определить на какой широте, какого океана, в какое время года изображено то или иное судно.Вот с какой скрупулёзной точностью художник изображал цвет неба и воды, присущие данному конкретному месту.
[700x472]
Доусон умел изображать парусники, как никто другой. Он один, казалось, достиг способности написать судно под прессом надутых ветром парусов, и с потрясающей точностью и непринужденностью поместить его в воду. Конечно, и в последние годы его жизни, и особенно после его смерти у него появлялись и появляются подражатели, которые стараются писать свои картины "под Доусона". Кому то это удаётся лучше, кому то - хуже, но всё это, конечно же, не Доусон..
Умер художник в 1973 году.