• Авторизация


Сверчков Николай Егорович-русский живописец,анималист 10-01-2012 18:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!



 

«Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт,

наши охоты и путешествия по России»
Н.Е.Сверчков

[700x436]

Охотники в степи. 1873. Частное собрание

 

 

[700x74]

1817-1898

[150x224]

Сверчков Николай.портрет

Сверчков Николай Егорович родился в 1817 г. в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать Николай начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. В дальнейшем он серьезно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов.

4310082_horse08 (134x200, 11Kb)

Голова лошади

 

Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих "моделей".


Всадник. 1853.Част.собран

Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью.

Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и "Портрет девицы Сверчковой". Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи.

В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
[500x428]

Всадник. 1853.част.собран

На академической выставке 1844 г. были представлены его картины "Отдых в поле" и "На конской ярмарке". В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г. им были созданы литографии "Кирасиры", "Казаки", "Лезгинский эскорт" и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен.

Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. "Портрет супруги в амазонском платье на лошади" и "Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы", а также "Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона". В 1852 г. за картину "Помещичья тройка" Сверчков получил звание академика "живописи народных сцен", а в 1855 г. за картину "Дорожные" - профессорское звание.

[500x354]

Ахалтекинский жеребец Аад

[496x640]

Доезжачий

[500x354]

Кучер. 1850.Николаевский муз.им Верещагина

[500x336]

 Серая лошадь в беговых санях с седоком. 1849

[500x271]

Лошадь в беговых санях с седоком

В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.

 

[500x362]

В метель

 

[700x525]

А. Панаева верхом на лошади орловско-растопчинской породы

Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: "Зимняя охота", "Беркутова охота, бывшая в Москве" (обе 1856), "Эскизы охоты" (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа.

[335x500]

На медведя

[699x522]

Охотник. Привал на охоте. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород

[591x377]

Охота на стаю волков с саней. 1860

[373x300]

Охотники на отдыхе

[700x496]

Охота на волка. 1873.

[699x560]

Охотники

В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году" (1866), "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" (1873) и "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье" (1878).

[536x374]

Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году (фрагмент). Н. Е. Сверчков, 1864

[500x312]

Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873

Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них - "Переход гвардии через Балканы" (1879) - была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.

[500x326]

Помещица в пути. 1855

Самобытные картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину «Грузный экипаж» становится профессором Академии художеств.


Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Ныне картины из этой серии - «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.

Художник не обошел своим вниманием и батальный жанр. Он пишет большие батальные полотна «Переход гвардии через Балканы», «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна.

С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.

[552x700]

Зимняя дорога

[500x299]

Откуда дровишки

[425x259]

Нападение волков

 

[700x518]

[463x699]

Возвращение с охоты. 1870. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

[699x499]

С хворостом

Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.

В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони - саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.

Сегодня работы Сверчкова экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран,

К А Р Т И Н Ы  С В Е Р Ч К О В А   Н И К О Л А Я   Е Г О Р О В И Ч А

[251x500]

Александр III. 1881.ГРМ

[700x432]

В конюшне

[500x334]

В метель.возок застрял

[500x337]

Волки нагоняют. 1864

[700x440]

Гуськом 1883 г.

[396x500]

Две лошади.Частная коллекция

[440x600]

Гусары на перевале Умургач.

[421x500]

Возвращение с охоты.

[300x368]

Загнанные лошади. 1879

[500x345]

Катание в коляске (Александр II с детьми).ярославс.муз

[500x301]

Императрица Мария Фёдоровна на санках запряжённых парой

[416x550]

Виктор Бобров. Портрет" Николай Егорович Сверчков" (гравюра, фрагмент)

[399x500]

Всадник в турецком костюме. Арабская порода. 1863.

[500x327]

Волки. 1886

[344x500]

Из конюшни. 1866.

[500x354]

Кобыла с жеребенком и убитый ею волк. 1892

 

[525x640]

Конный портрет И.Ф.Таубе на жеребце Ах

[523x640]

Конный портрет маркиза Траверсе в кирасирской форме.1871г

[407x500]

Л.А.Татищев.музей Суворова

[399x500]

Офицер. Орлово-ростопчинская порода.Музей коневодства.ТСХА

[500x429]

Лейб-гусар на коне (Портрет К.А.Дружинина).Вологодская карт.гал

 

[411x420]

Лейб-гусар чистит строевую лошадь

 

[583x699]

Мальчик с лошадью

[500x348]

Лошади и борзые.ГРМ.С-Пт

 

[700x452]

Наперегонки

 

[500x318]

Орловский рысак Сокол на езде

 

[524x699]

Охота с борзыми. 1889

 

[500x411]

Лошадиное лакомство.Част.собр

 

[500x321]

Приезд Болдырева в табун Толля

 

[700x396]

Отдых на охоте. Ярославский художественный музей, Ярославль

 

[495x600]

Сын художника на лошади 1872 г.

 

[500x347]

Попался волк. 1896

 

[700x409]

Тройка зимой.1888 г.

 

[523x640]

Повозка с детьми

 

[325x500]

Портрет императора Александра II

 

[528x640]

Русский ученый-географ А.И.Чихачев верхом на коне во время его путешествия по Турции, 1863 г.

 

[700x505]

С жеребенком

 

[500x392]

Тройка. 1865

 

[500x323]

Тройка на закате.мзей культуры народов севера

 

[700x471]

Тройка 1848 г.

 

[500x327]

У кабака зимой. 1891.Саратов.Муз. худ. госуд.им.Радищева

 

[500x387]

Спящая девушка. 1853.этюд.Омск

 

[371x500]

Ямщик на тройке

 

Источник:
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/animal_art/sverchkov/sverchkov_33.html

http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=325
http://www.varvar.ru/
фотоальбом с работами художника Сверчкова:
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/8878/

 

4310082_ahatinka (250x167, 33Kb)

Ахатинка

[показать]

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Рельгона 27-02-2015-08:03 удалить
Очень люблю живопись и лошадей!!! Спасибо за интересный и познавательный пост!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сверчков Николай Егорович-русский живописец,анималист | Ахатинка - Дневник Ахатинка | Лента друзей Ахатинка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»