Бруни Федор Антонович
Фёдор Антонович Бруни (1799—1875) — русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.
Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
[475x599]
Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-е
Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:«Св. Цецилия»,«Св. Семейство»,
Святая Сесилия 1825 г.
— картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».
[700x466]
Медный змий
В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
[226x500]
Покров БожиейМатери 1839-1841
С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников Арсений Иванович Мещерский,Флавицкий К.
В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний день Помпеи».
[516x504]
Видение Иезекииля о долине костей
1841—1845 — автор 25 картонов для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (ныне хранятся в Русском музее).
Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие различными художниками под его личным руководством.
На аттике собора находятся:
«Сотворение мира»
Всемирный потоп
Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штутгарте.
РАБОТА В ЭРМИТАЖЕ
Будучи назначен в 1849 хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею; дважды был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения коллекции музея.
РЕКТОРСТВО В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Ректор по живописи и ваянию Императорской Академии художеств профессор Ф. А. Бруни
1855 — Бруни был назначен ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. в его ведение попало и мозаичное отделение, созданное его стараниями. В 1871 г. оставил пост ректора. К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме. Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810593130
Скончался Бруни 30 августа (11 сентября) 1875 г. в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре. У него осталась дочь Элоиз
Галерея работ художника Фёдора Антоновича Бруни
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Смерть Камиллы, сестры Горацио
Вакханка, поящая Амура
Богоматерь с младенцем в розах.
Апостол Иоанн
Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет. 1838
Богоматерь с младенцем.
Бруни Ф.А. Евангелист Лука.
Бруни.Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет. 1838
Вакхант. 1858.
Мадонна с младенцем. 1835
Моление о чаше. 1836
Пробуждение граций. 1827
Ф.Бруни
Голова Христа в терновом венце. Бумага, китайская тушь, кисть. 19х19,2 см.
Святая великомученица Екатерина. 1841
Аллегорическая композиция с путти. 1858-1862. Бумага, акварель, тушь, перо. 18,6х35,8
Пушкин в гробу. Рисунок Ф.А. Бруни (автолитография). 1837 г.
Тайная вечеря
Волконская в костюме Танкреда
Источник:
http://www.rudata.ru/wiki/Ф.Бруни
Фотоальбом с работами художника:
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/7885/
![]()