• Авторизация


Русский художник авангардист Борис Григорьев 27-11-2011 07:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!



БОРИС ГРИГОРЬЕВ

1886 -- 1939


Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939), один  из самых ярких художников начала XX века


[503x700]


Автопортрет




 

 

Своеобразный летописец своего времени, внимательный и беспощадный к нему, Григорьев был далек от идеализации натуры. В острой, порой гротескной манере, он писал портреты знаменитых современников: Ф.И.Шаляпина (1918), А.М.Горького (1926), Н.Ремизова (1932-33), а также многочисленных безымянных персонажей-типов из повседневной жизни, которым он давал меткие названия-ярлыки "мужик с бородой", "жиган и проститутка", "сборщики устриц", "консьержка", "марсельские шлюхи".


[612x700]

""Консьержка".1918 г.


Творческая биография Б.Д.Григорьева условно укладывается в период между двумя мировыми войнами, когда одно за другим в искусстве появлялись яркие художественные течения. Б.Д.Григорьев не идентифицировал себя через принадлежность к какому-то "изму", он был скорее художником-одиночкой.
Дебют Б.Д.Григорьева на выставке в 1913 году заставил говорить о нем как о блестящем рисовальщике. В середине 1910-х годов художник воспринимался как продолжатель традиции петербургского модерна, точнее – общества "Мир искусства" с его космополитизмом, увлечением ретроспективными мотивами, театрализацией, склонностью к иронии и игре. Сценический эффект, "постановочность" присутствуют в его знаменитом "Портрете В.Э.Мейерхольда" (1916).

[459x700]

Портрет режиссера В. Э. Мейерхольда. 1916г.

Начиная с 1916 года в живописи Б.Д.Григорьева усиливаются неоклассические черты, портретные характеристики становятся более жесткими и трезвыми. В "Портрете Ф.И.Шаляпина" (1918) образ великого певца лишен всякого намека на идеализацию, а масштаб личности передается утрированной, скульптурной лепкой формы.


[550x550]

«Портрет Ф.И.Шаляпина»

***
[400x461]

Портрет "Максима Горького"

В 1917–1918 годах Б.Д.Григорьев переживает период наивысшего подъема. Он создает два живописно-графических цикла – "Intimité" и "Расея", ставших одновременно и вершиной его творчества, и наиболее спорными, даже шокирующими созданиями его таланта.

[355x540]

Сафо. Маска. 1891-1910


Intimité" – разоблачение мифа о Прекрасной даме, воспетой искусством Серебряного века, откровенное повествование о современной женщине, живущей в мире грубых инстинктов, корысти и равнодушия. Эротизм, присущий эпохе, приобретает здесь новый, подчас зловещий характер.

[650x458]

«Антре!»


[490x700]

«Сцена в публичном доме»

***


[525x700]

«Фриволите в масках» 1917

***
[536x700]

«Частый гость» 1915


[512x657]

«Шарлотта из Марселя, 1923»

Еще более неожиданным и смелым показался в 1918 году цикл "Расея" – эпически широкое, и в то же время, документально-натурное изображение русской деревни. В картине "Крестьянская земля" (1917) обращенные к зрителю лица крестьян исполнены глухой ненависти, накипевшего недовольства, готового вылиться отчаянным, непредсказуемым действием. Холодный, чеканный пластический язык усиливает трагическую экспрессию образов. Цикл "Расея" дал повод современникам сравнивать Б.Д.Григорьева с Ф.М.Достоевским, чем художник немало гордился. Возможно, что "Расея" произвела шок в 1918 году еще и потому, что она подводила черту под XIX веком, который прошел под знаком утопической веры в особую социальную и религиозную правду народа, а начавшийся ХХ век в эту "правду" верил мало.

[600x477]

«Деревня» 1917

***

[700x607]


«Старуха-молочница». 1917

Оба цикла были опубликованы в виде оригинальных изданий – альбомов, которые будут представлены на выставке, с текстами художника и профессиональных литераторов. Кроме того, в них Б.Д.Григорьев дал выход своему пристрастию к искусству слова: известно, что он был автором романа "Юные лучи" (1912), писал стихи, выступал в печати с критическими эссе.
В 1919 году Б.Д.Григорьев покинул Россию, поселившись сначала в Берлине, затем в Париже. Его эмигрантская судьба складывалась удачно: персональные выставки прошли в Париже, Милане, Праге, Нью-Йорке, где Григорьев как портретист пользовался большим успехом. Он дважды путешествовал по Южной Америке, а закончил свои дни в городке Кань-сюр-Мер на Лазурном берегу.


[519x534]

"Бретонка"


В эти годы Б.Д.Григорьева особенно волновало своеобразие различных национальных характеров и самоощущений. В Бретани, Провансе, Италии он подмечает особенности облика, душевного склада, быта жителей этих мест, и в его творчестве возникают емкие портреты-типы: "Женщина из Бург де Батц" (ок. 1925) , "Бедность" (1925). "Мой садовник" (середина 1920-х); в последний год жизни им написан символический, жуткий "Немецкий мясник. Лик Германии" (1938).

[515x700]


«Женщина из Бург де Батц» 1920



[463x700]

«Немецкий мясник» 1938


Но Россия не отпускала Б.Д.Григорьева. Ее образы-воспоминания трансформировались в "Лики России" в одноименном цикле (1921-1923); в "Портрете Горького" (1926) они проходят вереницей перед писателем, волнуя его воображение. Художник надеялся вернуться в Россию, но, по его выражению, "как сын, а не пасынок". В поздние годы Б.Д.Григорьев признавался, что устал быть "обличителем". В "Портрете С.В.Рахманинова" (1930), картине "Виолончелист" (1938) и других художник противопоставлял катаклизмам современного мира творческую энергию людей искусства. Гармонией дышат его пейзажи 1930-х годов – виды Южной Америки, где неоклассическая строгость уступила место живописной свободе.


[456x700]

"Портрет Рахманинова"

***


[526x700]

«Портрет С.В.Рахманинова» 1931

Выставка,проходившая  в Третьяковской галерее является продолжением проекта Русского музея и включает около 150 произведений из музеев Москвы, Петербурга и провинции, российских и зарубежных частных собраний и галерей. Помимо живописи и графики, в экспозицию войдут письма Григорьева, хранящиеся в Отделе рукописей, и редкие издания его произведений из библиотеки Третьяковской галереи.

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ ХУДОЖНИКА ГРИГОРЬЕВА


[700x603]

«Бал» 1912


[560x700]

«Бретонский рыбак»

***
[617x700]

«Женщина в цилиндре» 1919

***
[400x549]

«Женщина на черном диване» 1917

***
[700x548]

«В цирке» 1918

***
[700x500]

«В парижском кафе» 1919

***
[625x700]

«Женщина»

***
[508x528]

«Замечательный суп»

***
[525x700]

«Интимная сцена. Моющая волосы» 1917

***
[700x289]

 Крестьянская земля (Земля народная). Из цикла Расея, 1917. Холст, масло, ГРМ

***
[580x697]

«Два лица в окне»


***
[586x700]

«Портрет сына художника, Кирилла»


[700x490]

«Кабачок. Париж. Кабаре»

***
[700x503]

«Дом под деревьями» 1918

***
[450x673]

«Портрет еврейской девушки» 1918

***
[552x700]

«И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича» 1923

***
[554x700]

«Монах»

***
[576x700]

«Мужчина с трубкой»

***
[614x700]

Олонецкий дед. 1918

***
[450x544]

«Модель» 1926

***
[576x700]

В экипаже. 1913г.

***
[564x700]

«Старый Тромбола» 1924

***
[492x700]

Портрет Николая Константиновича Рериха. 1917

***
[400x439]

«Степная мадонна» 1917

***
[700x697]

Мать (Е. Г. Григорьева, жена художника, с сыном Кириллом). 1915г.


Источник:

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions2616/,

http://blogs.mail.ru/inbox/cxol50/3A962522D2EF4F9C.html

***

Фотоальбом с работами художника Григорьева Б.Д.

http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/7497



4310082_ahatinka (250x167, 33Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русский художник авангардист Борис Григорьев | Ахатинка - Дневник Ахатинка | Лента друзей Ахатинка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»