Это цитата сообщения
Живущий Оригинальное сообщениеСтиль и символика СИУ
СТИЛЬ И СИМВОЛИКА"ДЕКОРАТИВНЫЕ РИСУНКИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ"
Интересной частью в декоративном искусстве Сиу является использование и опознание названий для большинства элементарных геометрических рисунков и использование этих элементов в композиционных рисунках. Такие композиции могут быть просто декоративные по сути, могут использоваться для выражения либо события или инцидента, или используются как символ мистической печати.
[300x450]
[300x416]
Имея в виду этого утверждения, мы приступим к рассмотрению предметов. На илл. XXXVIII мы имеем серию украшенных мокасин, собранных у Дакота. Эти экземпляры полностью украшены в соответствии с декоративным мотивом. Женщины были уверены, что, хотя они делают рисунки с другими мотивами, в этом случае они ничего не имели в виду, кроме красоты мокасин.
В одном отношении, эти мокасины все похожи — орнаментированный край идет вдоль подошвы. Во всех случаях этот бордюр состоит из маленьких геометрических рисунков, расположенных симметрично на однородном фоне. Наиболее распространенный бордюр состоит из треугольников, с верхом смотрящим вверх. Об этом рисунке обычно говорят как "узор типи" или "палаточной рисунок". В некоторых случаях на основании треугольника располагается прямоугольник. Это говорит о реалистическом характере рисунка, так как представляет дверь или вход в палатку. Другой вариант такого треугольника состоит из узора блокоподобного рисунка, как на фиг. 2 этой иллюстрации. Эта фигура ассоциируется со ступенчатой фигурой рисунка палатки на фиг. 6. Это определяется как "отрезать" или "шаговый узор", но необычно еще то, что эта вариация не мешает говорить о рисунке в целом как о фигуре палатки. Мокасины, показанные на фиг. 1 и 6, представляют прямоугольный бордюр, называемый "связка" или "мешок", "коробка" и т.п. Этот узор я, буду называть "коробчатым" рисунком. На фиг. 4 появляется двойной крестообразный рисунок, всегда определяющийся как узор стрекозы.
В то время, как показанные здесь мокасины все имеют бордюры, украшения на подъеме весьма различны, на примере экземпляра фиг. 1, поперечные полоски классифицируются как "дорога", "тропа" или "путь" — дорожные рисунки. Рисунок на фиг. 2 назван как узор "три ряда". Вытянутая полоса на подъеме (фиг. 3, 4 и 6) называется "среднийряд". Украшенная площадь между этим средним рядом и бордюром не имеет специфического названия, но о ней говорят, как о "пространстве" или "часть между". Трехрядные и средне-рядные узоры называют всеобщим стилем или большим рисунком. Фиг. 6 несет подобный рисунок как на середине, так и на бордюре. Фиг. 3 и 4 имеют серию маленьких треугольников по среднему ряду — эти рисунки определяются как позвоночник. Фиг. 2 украшена рисунком стрелы, коробчатым рисунком и рисунком без имени. Боковые полоски на фиг. 6 формируют фон для серии прямоугольников и названы узором "заполнять".
На илл. XXXIX представлены другие формы украшения мокасин. На фиг. 1 мы находим "коробчатый узор" и "шаговый узор". В таком случае владелец утверждал, что последний рисунок был специфическим представлением ступенек к двери дома белого человека. Фиг. 2 показывает широкий полосчатый бордюр, на котором появляется изображение полета птиц. На подъеме этого экземпляра мы находим ряд прямоугольников, расположенных диагонально — это названо как узор "закрученный". На фиг. 3 рисунок головы лося и простая фигура креста. Фиг. 4 несет изображение орла и комплекс на бордюре из половинок треугольника шагового рисунка и внутри него три прямоугольника заполненного рисунка. Фиг. 5 показывает характерный стиль украшений для женских мокасин. Бордюр опять из закрученного узора. Радиусная фигура на подъеме из рисунков пера. Два выступа над ними образуют трех-рядовый тип украшения, как и на композиции в фиг. 6.
На илл. XL собраны типичные рисунки маленьких мешочков, которые носили женщины и девочки. На фиг. 1 простой узор из промежутков темных и светлых цветов, он определяется как "мелочь". Фиг. 2 несет простой заостренный рисунок, симметрично расположенный на декоративном фоне. Рисункам этого вида дается название "колючка" или "наконечник стрелы". Как мы позже увидим, они также несут формы узора листа. Два рисунка наконечника внизу, фиг. 3, подобного типа. Три стоящие фигуры, говорят, что представляют вихрь. Причина вихря, говорят, проистекает от силы мотылька, кокон которого представлен в традиционном рисунке. Рисунки на фиг. 4 представляют перья. Фиг. 5 показывает несколько элементов рисунков, скомбинированных в типичной манере и показывает новый элемент в виде трезубца.
[300x389]
[300x470]
[300x446]
Мешочки, в которых хранится огниво, представлены на илл. XLI. Здесь мы находим комплекс рисунков, обычно видимых на таких предметах. Ромбовидный центр рисунка на фиг. 1 названый "kehu'ke", который используется для изображения наконечника стрелы ромбовидной формы, но о рисунке говорят, как о простой форме, так что "ромб" будет хорошим переводом этой идеи. Треугольные выступы на сторонах считаются рисунком листа, хотя иногда называется как наконечники. Раздвоенный рисунок сверху и снизу ромба является изображением дерева, с выступами двух листьев от ветки или формой простого листа. Подобный мешочек (фиг. 2) представляет ромбовидную форму, названную "полный наконечник". Рисунок на фиг. 3 представляет традиционный смысл креста, но сделанный из узоров палатки, маленькие прямоугольники опять являются коробчатым узором. Фиг. 4 представляет элементы, описанные выше, и не нуждается в описании.
[300x439]
В декоративной работе рисунки креста называются как "пересечение линий", но если концы линий заостренные, как на рисунках стрел, фигура становится просто "пересечение стрел" или "узор стрелы".
Собрание главных элементов рисунков даны на фиг. 71.
Очевидно, что композиции строятся из элементов рисунков в соответствии с традиционной модой. Композиции чисто декоративных мотивов хорошо иллюстрированы сериями сумок для трубок. Всё говорит о том, что эти сумки являются кульминацией декоративных рисунков Дакота. Они используются исключительно мужчинами, но делаются женщинами, и все считают их произведениями искусства. Их практическая ценность ничтожна. Они носятся мужчинами как символ социальных функций и на церемониях.
Некоторые из этих сумок представлены на следующих иллюстрациях и показывают традиционные формы рисунков илл. XLII и XLIII. Возможно, что нет специальных названий для этих комбинаций. Традиционный тип показан на фиг. 2 и 3, илл. XLII, как очень часто встречающийся. Фиг. 3, илл. XLIII несет комплекс рисунка палатки, в котором одна палатка искусно включена внутрь другой над входом. Фиг. 2, илл. XLIII заслуживает специального упоминания. Рисунки этого типа обычно приятнее для глаза, чем те, что в простой композиции. Рисунки этого типа называются как узор "зеркало" или узор "отражение". Никто не дал вразумительного ответа и объяснения этому, но, возможно, эффект комбинации линий и рисунков объясняет эту идею. Существует небольшая аналогия с отражением лица в зеркале.
Интересный тип показан на фиг. 1, илл. XLIII, где показана традиционная форма рисунков фиг. 2 и 3, илл. XLII, используется в комбинации с другими элементами. Полное имя для этой композиции "стреляющие стрелы из между холмов".
[300x448]
Пока мы рассматривали рисунки в бисере и иглах в их реальном значении. Мотив брался индейцами только как декоративный, то есть рисунки наносились для ублажения глаза. В то время, как эти украшения представляют композиции элементов в их условно-реальной форме, они в целом редко считались как продолжение древних мотивов. Такая связь между рисунками и мотивами могла считаться как абстрактное украшение или попыткой связать их вместе. Это чисто декоративное искусство. Предшествующее достаточно хорошо выражает школу такого искусства среди Дакота. Идеалы этого искусства используют условные элементы в композициях условного типа. Другая сторона этого искусства то, что со временем это становилось работой женщин. Помимо просто декорации, в искусстве Дакота мы можем найти также и символические мотивы.
более цветные фото вы можете просмотреть тут:
1. макасины
http://novasichy.io.ua/album317455
2. сумки для огнива и прочего
http://novasichy.io.ua/album317457
3. кисеты для трубок
http://novasichy.io.ua/album317458
информация взята с
http://www.lakota-indians.narod.ru/clarkwissler.html
спасибо ребята!!!!СТИЛЬ И СИМВОЛИКА