Новиков Л.Б., Апатиты, 2015 г.
С 2006 года в России применяется закон о расчете бюджета на три года [1], однако, в этом году правительство решило "не распыляться" на долгосрочные просчеты, уделив внимание составлению бюджета лишь на 2016 год. Подобную практику правительство уже применяло в разгар кризиса 2008 года.
Данное исключение из правил связано не с нынешним кризисом, а с расшатанностью рынка нефти, пояснил помощник президента РФ Андрей Белоусов [1]. Чиновник заявил, что за 2016 год ситуация на рынке нефти стабилизируется, и уже в следующем году Россия вернется на трехлетний расчет бюджета.
"Это не связано с кризисом. То, что цены на нефть еще не приобрели новую точку равновесия, как раз и задает ту неопределенность, из-за которой правительство, по всей видимости, выйдет с предложением, чтобы в порядке исключения делать не трехлетний бюджет, а годовой", - сообщил Белоусов [1].
Зампред Госдумы Александр Жуков добавил, что комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила приостановку действия так называемого бюджетного правила [1].
Бюджетное правило [1] - правило бюджета РФ, которое определяет максимальный уровень расходов, исходя из стоимости нефти. Формируется следующим образом: правительство высчитывает среднюю цену на нефть за предыдущие годы, а предельный объем госрасходов рассчитывается, исходя из суммы доходов (в рамках расчетной цены на нефть) плюс дефицит бюджета в размере не более 1% ВВП.
Как отметил Жуков, изменения вызваны сложностью прогнозирования [1]. Андрей Белоусов подмечает, что бюджетное правило - это инструмент трехлетнего планирования, к годовому бюджету оно применяться не может ввиду некоторых обстоятельств.
Если доходы от продажи нефти превышают прогнозируемые поступления, то излишек шел в Резервный фонд, если же доходы от реализации нефтепродуктов падали, то из Резервного фонда берутся средства для покрытия нехватки бюджета [1]. Экономисты поясняют, что в новых условиях бюджетное правило может попросту погубить экономику РФ.
Сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок Алексей Девятов пояснил [1]: при расчете бюджета России на 2016 год, используя бюджетное правило, цена нефти должна составлять $87 за баррель, а курс рубля к доллару - 56,8. Однако, такой сценарий не прогнозируют даже самые оптимистически настроенные экономисты.
Исходя из этого, правительство может увеличить расходы бюджета на 1,5 трлн рублей, но де-факто этих денег не будет у России в следующем году, а значит, их придется брать из Резервного фонда [1].
Похвалил правительство за отмену бюджетного правила его идеолог и главный лоббист, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин [1]. В своем комментарии Кудрин назвал отмену правила "целесообразным решением", признав его "слишком мягким".
После отмены бюджетного правила правительство получило возможность рассчитывать бюджет, исходя из более адекватных прогнозов о ценах на нефть [1]. По заявлению министра финансов РФ Антона Силуанова, в расчетах на 2016 год заложена цена "черного золота" в 50 долларов за баррель, при этом дефицит бюджета составит не более 3% от ВВП страны (ранее Минфин предсказывал 2,4%).
Силуанов также заявил, что в 2016 году не ожидается пополнение Резервного фонда [1]. России придется пользоваться фондом для покрытия нехватки бюджета. Так, по предварительным расчетам, дефицит бюджета составит 2,68 трлн рублей (доходы — 12,5 триллиона, расходы — 15,2 триллиона).
Сейчас Резервный фонд России включает 4,3 трлн рублей [1]. По прогнозам Силуанова, до 2018 года Резервный фонд сократится до 500 млрд рублей.
Бюджет России на 2016 год, согласно оценке экономистов, будет отличаться от предыдущих не только отменой бюджетного правила и трехлетнего расчета, но и "реальными" цифрами [1]. Так, последние пять лет бюджет РФ постоянно претерпевал дефицит. В 2010 Россия заработала 6,9 трлн рублей, а потратила 9,8 трлн , в 2011 доходы - 8,8 трлн, расходы - 10, 6 трлн. Правительство приложит максимум усилий, чтобы приравнять доходы и расходы в 2016 году, что означает сокращение финансирования программ разных сфер.
Правительство одобрило проект расходов бюджета на 2016 год [2]. Какие цифры там заложены?
-$50 за баррель – такая цена на нефть 2016 года заложена в бюджете России.
-63,3 – прогноз курса доллара относительно рубля в среднем по 2016 году.
-6,4% - прогноз инфляции 2016 от экономических властей России.
-4% — на столько будет проиндексирована пенсия в феврале 2016 года. Вторая индексация «будет зависеть от состояния экономики». При этом работающим пенсионерам в индексации решено отказать. На этом сэкономят 100 млрд. руб.
-0,7% — такой рост экономики прогнозирует Минэкономразвития в будущем году.
-342 млрд. рублей планируется сэкономить на «заморозке» пенсионных накоплений.
-3% ВВП (2,36 трлн. руб.) – такой дефицит бюджета заложен на 2016 год.
-30% (1,25 трлн. рублей) останется к концу года в Резервном фонде, за счет которого будет профинансирован бюджетный дефицит.
-13,58 трлн. руб. ($215 млрд.) – прогнозируемые доходы бюджета в 2016 году. Из них 5,9 трлн. – нефтегазовые доходы. По сравнению с 2015 годом доходы должны незначительно (на 0,33 трлн.) вырасти. Однако в долларовом исчислении доходы бюджета будут малы: для сравнения доходная часть бюджета США на 2016 год – $3,53 трлн. (в 16 раз больше).
15,94 трлн. руб.– предполагаемый уровень расходов бюджета в 2016 году. Рост также незначительный — 0,26 трлн. в основном за счет роста оборонных расходов. Сокращению подверглись сфера ЖКХ (-40%), образование (-8%) и здравоохранение (-11%).
Критиковать можно любой бюджет, но российский самый чудный! Достаточно стандартную критическую оценку российского Бюджета 2016 дал Вадим Жартун в своей статье "Бюджет РФ на 2016 год" (http://zhartun.me/2015/10/budget-2016.html).
Большинство оппонентов не учитывает, что в Бюджете 2016 г. отсутствует оборотный капитал, который в новой России формировался со времён Ельцина и каждый год прирастал доходной частью каждого нового годового бюджета. Эти деньги лежат в фундаменте экономики любой страны, и в бюджете 2016 г. они никак не фигурируют. Следовательно, они составляют теневую часть российской экономики (как теневая сторона Луны), скрытую ото всех. Не забывайте, что доходная часть бюджета сформирована из предполагаемой стоимости нефти и курса доллара и нигде не освящено, сколько рублёвой массы планируется выпустить в 2016 г. плюсом к тому, что уже накоплено страной, скажем, с 2000 г., и уже находится в обороте у населения, предприятий, банков и всяких посреднических структур, включая торговые организации. А сколько денег лежит в хранилище банков? - Не знает никто. Ясно одно, что банкам их явно мало. 09.10.15 г. мне пришла СМСка из Сбербанка с предложением предоставить кредит под 20,5% годовых. Это бандитский процент, который в бизнес-кругах называют запретительным, поскольку он не даёт развиваться, а служит одной цели - закабалить клиента и сделать его своим финансовым рабом. И в России это проходит, в то время как в цивилизованном мире кредитная ставка не превышает 5%.
Повторим, что Бюджет 2016 сформирован исходя из стоимости нефти в долларах и курса рубля к доллару. Что это значит? - Значит доходная часть бюджета целиком зависит от поступления иностранной валюты без учёта рублёвого капитала (однако зарплату, например, населению платят не в долларах и нефтью, а в рублях). А рублёвая масса, пускаемая в оборот государством, и находящаяся уже в обороте десятки лет, в бюджете 2016 г. никак не учтена. Поэтому вы ничего не поймёте в нашем бюджете - и не старайтесь!
[601x335]
На самом деле Бюджет 2016 - это не бюджет, а распределение доходов, поступающих в иностранной валюте. Если на него так смотреть, тогда доходная часть бюджета перераспределяется в 2016 г. в сторону оборонки. В этом есть определённый смысл, особенно в тех условиях, когда США и страны НАТО начали против России политико-экономическую войну, за которой может последовать и силовая операция, как, например, в Сирии.
Чтобы понять, что Бюджет 2016 касается только распределения валютной выручки, его надо сравнить в ВВП страны. Тогда, по данным Википедии (версия English) [3]: номинальный ВВП России за 2014 год составил 1857 млрд. дол. или 12 719 $ на человека. Динамика же роста ВВП России (по данным той же Википедии) выглядела так:
Год - ВВП в текущих ценах, млрд руб.
1998 - 2 629,6
1999 - 4 823,2
2000 - 7 305,6
2001 - 8 943,6
2002 - 10 830,5
2003 - 13 208,2
2004 - 17 027,2
2005 - 21 609,8
2006 - 26 917,2
2007 - 33 247,5
2008 - 41 276,8
2009 - 38 807,2
2010 - 46 308,5
2011 - 55 967,2
2012 - 62 218,4
2013 - 66 755,3
2014 - 70 975
2015 - 67 569
Как видно из цифр ВВП, они совсем не совпадают с цифрами Бюджета 2016, что дополнительно подтверждает предположение о том, что Бюджет 2016 касается только распределения валютной выручки, запланированной в качестве доходной части в ВВП страны. Если исходить из того, что 3% ВВП соответствует 2,36 трлн. руб., то весь ВВП на 2016 г. запланирован в размере 78,7 трлн. руб., или около 1,25 трлн. $, но не 215 млрд. $, как фигурирует в Бюджете 2016 г. (т.е. 215 млрд. $ действительно является доходной частью ВВП страны и ничем другим).
Экономисты давно считают, что один из самых объективных и наглядных показателей экономического уровня страны – это ее валовый внутренний продукт (ВВП) [4]. Поэтому, чтобы оценить перспективы развития России на следующий год, проще всего ориентироваться именно на ВВП. А поскольку уровень жизни населения прямо пропорционален уровню ВВП на душу населения, валовый внутренний продукт представляет огромный интерес не только для экономистов, но и для простых граждан. Давайте ознакомимся с прогнозами правительства относительно этого показателя на 2015 г. (окончательных данных ещё нет).
В начале 2015 года Министерство экономического развития России предоставило правительству следующий прогноз [4]:
-снижение уровня ВВП на 3%;
-ускорение инфляции до 12% (по сравнению с показателями предыдущего года – 11,4%);
-снижение реальных заработных плат на 9%.
Это обновленный прогноз [4]. Ранее Минэкономразвития предоставлял несколько более оптимистичные данные, говорившие о снижении ВВП менее чем на один процент. Эта оценка была озвучена в декабре 2014 года и стала первым признанием того, что в 2015 году состояние российской экономики будет ухудшаться. Напомним, что в 2009 году в период кризиса уровень ВВП снизился на 7,8%.
Текущая оценка Министерства экономического развития стала более приближенной к ожиданиям ведущих рейтинговых агентств и международных финансовых организаций, которые ожидали падения ВВП России на 5% [4].
Что же вызвало такой спад национальной экономики России? - Если проанализировать все последние события, то выделяют следующие причины [4]:
1. Политическая ситуация. Не секрет, что ситуация на Украине и санкции европейских стран негативно влияют на экономику Российской Федерации в целом, и, разумеется, это отражается в уровне ВВП.
2. Снижение курса рубля. Валютная ситуация – немаловажный фактор, сыгравший против российской экономики.
3. Снижение цен на нефть. Поскольку нефть занимает порядка 10% в структуре ВВП страны, резкое падение цен на баррель не может не отразиться на его уровне. Самый распространенный прогноз – это колебание цен на нефть в нынешних пределах в течение первой половины года и небольшое повышение во второй. Поэтому можно ожидать небольшой рост уровня ВВП с началом осени.
Я же, наравне с бизнесом, выделяю наиглавнейшей причиной, вызвавшей снижение ВВП, подъём процентной ставки за рублёвые кредиты, что повлекло за собой стагнацию всего производства в России. Заслуга в таком вредительстве экономике России принадлежит Эльвире Набиулиной, получившей за это премию Euromoney как лучший в мире глава ЦБ (http://ria.ru/economy/20151010/1299624796.html). Мы знаем, что западный мир не награждает никого из правительства России, кто работает на пользу своей страны, и раздаёт всевозможные награды тем, кто вредит России наиболее существенно (такими призёрами были М. Горбачёв и А. Кудрин). Поэтому награда Запада кому-либо из наших политиков свидетельствует только о том, что данный человек сумел сильно навредить России. Окончательно все это поймут позже, спустя 5-10 лет, как это произошло в отношении деятельности М. Горбачёва, и сейчас наконец наступает осознание значения А. Кудрина на посту министра финансов России. Главная заслуга А. Кудрина заключалась в том, что он вкладывал избытки "нефтедолларов" не в развитие собственного производства, строительство дорог и коммуникаций внутри своей страны, а на поддержание зарубежных банков, увеличивая их капитал, которым они манипулировали в своих интересах. Сейчас правительство России созрело, наконец-то, до создания рублёвого резервного фонда, который можно будет направить на инвестиции внутри страны, если процент по ним не будет превышать инфляцию + 2-3% на банковские расходы.
Литература:
1. Кулич Р. Отмена "трехлетки" и реальные цифры. Бюджет России на 2016 год. 24СМИ, 13 октября, Вторник 14:50: http://24smi.org/news/30123-godovoj-i-bez-pravila-kakim-budet-by_ spect_ek.html
2. Бюджет России 2016. Школа инвестора, 2015: http://investorschool.ru/byudzhet-rossii-2016-v-cifrax
3. Михайловский М. ВВП России за 2014 и 2015 год, номинальный и ППС, в рублях и долларах США. http://seosait.com/vvp-rossii-za-2014-i-2015/
4. ВВП России в 2015 году. Прогнозы структуры, ВВП на душу населения. Финансовый базис, 2015: http://finbazis.ru/vvp-rossii-v-2015-godu-prognozy-struktury-vvp-na-dushu-naseleniya/