• Авторизация


ЗЕМНОЕ ВЕЛИЧИЕ ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНЮ! - ВЕЛИКИЙ ИСААК НЬЮТОН 05-05-2015 21:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Новиков Л.Б., Апатиты, 2015 г.

В самом названии статьи дано два определения. С одной стороны, наши возможности всегда ограничены, какого бы высокого мнения не были бы о нас другие или мы сами о себе (в собственном самосознании), а с другой стороны, среди нас есть действительно великие люди, давшие толчок к развитию науки на многие века вперед. Ярким примером такого подхода явился Великий Исаак Ньютон, который, следует отметить, всегда сомневался в прочности своих достижений, потому и вёл крайне замкнутый образ жизни.
[145x211]
Из биографии Ньютона мы отметим лишь ключевые моменты, поскольку всё остальное можно прочитать в любом справочнике.
Исаак Ньютон (Newton) (1643—1727 гг.) [194] - английский учёный, заложивший основы классической физики, дифференциального и интегрального исчисления (независимо от немецкого учёного Г. Лейбница), сформулировавший основные законы классической механики, открывший закон всемирного тяготения и заложивший основы небесной механики. Ньютон изобрёл зеркальный телескоп-рефлектор (1668 г.), открыл и исследовал целый ряд оптических явлений, предложил корпускулярную теорию света, сформулировал закон вязкого трения в гидромеханике. В трактате «Математические начала натуральной философии» (1687 г.) Ньютон создал первую научную картину мира, а в своём основном труде «Математические начала натуральной философии» (1687 г.) изложил основы механики всех физических явлений, от движения небесных тел до распространения звука.
Будущий учёный родился в семье фермера, который скончался еще до рождения сына [194]. Его мать, чьи солидные земельные владения делали ее богатой невестой, вскоре снова вышла замуж, и мальчик остался на попечении дедушки и бабушки. Это был болезненный ребенок, которому нелегко приходилось в школе. Мальчик интересовался поэзией и живописью, но в школе особенно увлекся математикой. А 1660 г. Ньютон поступил в Кембридж и за шесть лет прошёл все степени колледжа. В 1665 г. Ньютон стал магистром. В это время разразилась эпидемия чумы и все учреждения и университеты были распущены на каникулы. Ньютон поселился в уединении в родном Вулсторпе. Именно там он начал активно заниматься оптикой.
В 1668 г. Ньютон вернулся в Кембридж и вскоре получил Лукасовскую кафедру математики (по имени основателя и спонсора) [194]. К тому времени Ньютон уже был автором бинома и создателем (одновременно с Лейбницем, но независимо от него) метода флюксий – того, что ныне называется дифференциальным и интегральным исчислением. Всего лишь за 7 лет, с 1660 по 1667 гг. сформировались основные идеи Ньютона, включая идею закона всемирного тяготения. За создание нового телескопа Ньютон был представлен в члены Лондонского Королевского общества. Он был очень робок и мало общителен, поэтому для него возможность научных дискуссий оказалась не в радость. Так, его теория света и цветов, изложенная в 1675 г., вызвала такие нападки, что Ньютон решил не публиковать ничего по оптике, пока жив Гук, наиболее ожесточенный его оппонент.
Из светских достижений Ньютона были пост директора Монетного двора (1698 г.), президентство в Лондонском королевском обществе (1703 г) и рыцарское звание [194]. Умер Ньютон в глубокой старости в 1727 г. в Лондоне.

По мнению В.И. Вернадского [388], Ньютон был не только "великим учёным, но и учёным теологом". Он "сознательно провёл всю свою жизнь в искании правды, а для него ею была только научная истина...В его научных концепциях ярко отразилось его религиозное сознание в рационалистическом его выражении. Для Ньютона абсолютное время и абсолютное пространство были атрибутами, непосредственным проявлением Бога, духовного начала мира".
В основу понимания Природы Ньютон положил абстрактное пространство известной ему геометрии, характеризующейся метрикой древних [388]. Исходя из этого, он определил "Абсолютное пространство по своей собственной Природе и безотносительно ко всему остаётся всегда неподвижным и неизменным". В.И. Вернадский считал, что пространство геометрии времён Ньютона являлось "пространством изотропным и однородным", ему отвечала "абсолютная пустота". Сейчас с таким абсолютным пространством - "пространством древней геометрии трёх измерений - пустым, однородным, изотропным - исследователь природы реально не встречается". К середине XIX в. выяснилось, что такие идеальные пространства не только в Природе, но геометрически не реальны.
Как писал В.И. Вернадский [388], "Идеи Ньютона входили в жизнь с большим трудом; борьба шла десятки лет; лишь через 20-30 лет после его смерти, в 1730-1750 гг., его представления окончательно охватили научную мысль. Долго держались и царили научные гипотезы и теории Рене Декарта и картезианцев, крупных современников Ньютона, как Гюйгенс, Лейбниц, Роберт Гук и др. Они все были резко противоположны абсолютному пространству".
"Пространство абсолютное, пустое, - по мнению Вернадского [388], - признавалось в научной работе всегда немногими". Потому "идеи Ньютона вошли в физику без принятия пустого пространства. Ещё при жизни Ньютона для объяснения явлений света в научную мысль Х. Гюйгенсом было введено понятие эфира, непрерывно заполняющего всё пространство. Движение материальных тел системы мира должно происходить в эфире". Ньютон же убрал из пространства эфир и определил его как "абсолютная пустота", заполненная материальными телами, между которыми происходят взаимодействия.

Сейчас законы Ньютона относят к классической механике [194]. Они были определены И. Ньютоном в 1687г.
Первый закон [194]: «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».
Второй закон [194]: «Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует».
Третий закон [194]: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, действия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны».
Ньютоновские законы выведены на основе обобщения многочисленных наблюдений, опытов и теоретических исследований Г. Галилея, Х. Гюйгенса, самого Ньютона и др. учёных [194]. Законы Ньютоне неприменимы при движениях объектов очень малых размеров (элементарные частицы) и при движениях со скоростями, близкими к скорости света.
Первый из этих законов был фактически определением инерциальных систем отсчета [194]. Второй закон механики играет центральную роль. Он гласит, что изменение количества, движения (произведения массы на скорость) за единицу времени равно силе, действующей на материальную точку. Масса каждой из этих точек является неизменной величиной. Материальные точки взаимодействуют, и количественной мерой воздействия на каждую из них и является сила. Задача выяснения того, каковы эти силы, является корневой проблемой механики. Наконец, третий закон – закон «равенства действия и противодействия» объяснял, почему полный импульс любого тела, не испытывающего внешних воздействий, остается неизменным, как бы ни взаимодействовали между собой его составные части.
Таким образом Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения [194]: сила гравитационного притяжения между телами, размеры которых значительно меньше расстояния между ними, прямо пропорциональна их массам, обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и направлена вдоль соединяющей их прямой.
"Понятие о силе тяжести, быстро перешедшее в понятие всемирного тяготения, не было дано Ньютоном. Он публично и в частной переписке против него возражал", - писал В.И. Вернадский [388]. "Оно было введено в научную мысль в 1713 г. в предисловии ко второму изданию "Philosophiae Naturalis Principia" кембриджским профессором Роджером Котсом, редактором этого второго издания, как одно из возможных логически связанных с математическими выводами Ньютона представлений".

Сначала Ньютон склонялся к мысли о том, что свет – это волны во всепроникающем эфире, но позже он отказался от этой идеи, решив, что сопротивление со стороны эфира должно было бы заметным образом тормозить движение небесных тел [194]. Эти доводы привели Ньютона к представлению, что свет – это поток особых частиц, корпускул, вылетающих из источника и движущихся прямолинейно, пока они не встретят препятствия. В это же время он обдумал создание единой, основанной на сформулированных им законах механики физической картины Мира. Именно с этими законами связывается легендарное яблоко.

Поскольку Ньютон был не только учёным, но и теологом, критическую оценку его научного наследия дала и Е.П. Блаватская, как специалист по эзотерической философии. Не умаляя заслуг великого англичанина, она писала [1]: "Астрономы, которые видят в тяготении лёгкое решение многих вещей и универсальную силу, позволяющую им вычислять движения планет, очень мало интересуются Причиною Притяжения. Они называют Тяготение законом, причиной в самом себе. Мы называем силы, действующие под этим названием, следствиями и даже весьма второстепенными. Когда-нибудь будет найдено, что, в конце концов, эта научная гипотеза неудовлетворительна и тогда она последует за корпускулярной теорией света и также будет сдана в хранилище, чтобы покоиться на протяжении веков в архивах всех отставленных теорий".
Из оккультной теории света известно [1], что "Свет и Тьма сами по себе тождественны, они разделены лишь в человеческом уме". Свет не может ни существовать вне тьмы, ни проявить себя без тьмы, поскольку "Свет есть Материя, а Тьма - чистый Дух". Материя и Дух всегда едины, но в их соотношении свет называют "Сыном Пространства Тьмы"[1], т.е. производным от тьмы, возникшим "с первым трепетом Великой космической глубины".
Сейчас известно, что видимый свет разлагается на фракции в соответствии с цветами Радуги. В физическом смысле каждому цвету соответствует определённая длина волны электромагнитного излучения. Пионером электромагнетизма явился английский физик М. Фарадей (1791—1867 гг.), который первым [188] предвидел существование электромагнитных волн и на своих лекциях доказывал, что свет, тепло и электричество являются различными проявлениями одной и той же силы Творения.
Таинственное влияние планетных лучей, проникающих в "тёмную комнату роженицы", навели астролога-гуманиста Сируэло за четыре века до открытия Х-лучей Рентгеном на мысль о том [320], что "Нет тела, не пропускающего свет". Научные исследования в области радиоактивности подтвердили его провидческое высказывание, а в Средние века оно явилось толчком ко многим алхимическим исследованиям.
По мнению В.И. Вернадского [388], можно точно проследить время открытия радиоактивности: "1 марта 1896 г. А. Беккерель в заседании Парижской академии сделал доклад о лучеиспускании ураном лучей, фотографирующих в темноте, аналогичных Х-лучам, открытым Рентгеном несколько месяцев назад".
Магнетизм был известен с древнейших времён. Старые эзотерические школы подразумевали под магнетизмом определённую силу в природе и человеке [312]. В природе он представлял посредника, вызывающего различные феномены притяжения, полярности и т.д., а в человеке он назывался "животным" магнетизмом, в противоположность космическому, или земным магнетизмом.
Широкие возможности для практического применения "животного магнетизма" раскрыл австралийский врач Ф. Месмер (1734-1815 гг.) [178], который наглядно показал, что без прямого физического воздействия можно подчинить волю человека, изменить состояние его организма, излечить некоторые болезни и т.д. "Животный магнетизм" в современном мире называется гипнозом.
Математический расчёт космического магнетизма принадлежит И. Ньютону, но природа этой силы так и осталась нераскрытой [194]. Скромно оценивая значимость достигнутого, уже в начале своих "Principia" И. Ньютон [1] "приложил все старания, чтобы разъяснить своим ученикам, что он употребил слово "притяжение" в отношении взаимодействия тел, не в физическом смысле. Ибо для него это было чисто математическим понятием, не вызывающим соображений об истинных и первичных физических причинах... В отделе XI (Введение) он высказывает мнение, что "существует тончайший дух, силою и действием которого определяются все движения материи".
В третьем письме к Бэнтлею Ньютон писал [1]: "Невозможно представить, чтобы неодушевлённая, грубая материя могла без посредничества чего-то другого, что является нематериальным, действовать на другую материю и оказывать влияние на неё без взаимного контакта, как это должно было бы быть, если бы тяготение, в смысле придаваемом ему Эпикуром, было бы существенным и прирождённым свойством материи". И далее: "... мысль, что тяготение должно быть врождённым, присущим свойством материи так, что одно тело может действовать на другое на расстоянии через пустоту без посредства чего-либо другого, могущего передавать их движение от одного к другому, эта мысль является для меня такою нелепостью, что я убеждён, что ни один человек, имеющий компетентную способность мышления в философских вопросах, не может впасть в подобное заблуждение. Тяготение должно вызываться посредником, постоянно действующим, согласно известным законам; но что касается вопроса, будет ли этот посредник материален или нет, я представляю решать его моим читателям".

В свободное от официальной работы время Ньютон занимался алхимическими опытами, теологией и хронологией древних цивилизаций [194].
Хорошо понимая, что "Историю без хронологии можно назвать запутанным собранием событий, без взаимной связи и соотношений", как писал князь И. Голицин. в Предисловии к таблицам Ж. Блера [436], Ньютон основное внимание уделил хронологии Древнего Египта и Древней Греции до Р.Х. [424]. Это направление исследований были вызваны его несогласием с христианско-догматической хронологией Скалигера-Петавиуса, в которой он видел много ошибок.
Исследования по хронологии Ньютон вёл на протяжении многих лет, вплоть до самой своей смерти, и не спешил с их публикацией, опасаясь, что они принесут ему много неприятностей [424]. Однако книга под названием "Краткая хроника..." вышла в свет в 1725 г. на французском языке без согласия на то её автора. Ньютон возмутился и годом спустя, в 1726 г., сообщил, что планирует выпустить более обширную книгу по древней хронологии, но не успел, скончавшись в 1727 г. В 1728 г. вышло посмертное английское издание его "Исправленной хронологии...".
Для составления Хронологии И. Ньютон, по замечаниям Дж. Кондуитта, пользовался не только своими обширными знаниями, но обращался как законам Астрономии, так и к законам самой Природы [424], что многими пренебрегается. Книга И. Ньютон насыщена не только исторической информацией, но содержит и нравственные посылы к осуждению всякого гнёта и любой жестокости, даже к диким зверям; "с великим пылом" внушает идеи сострадания, милосердия и "необходимости делать добро и способствовать общему благоденствию человечества".
Поскольку некоторые даты "Краткой хроники..." не совпадают с датами в "Исправленной хронологии...", можно думать, что И. Ньютон до конца жизни сомневался в точности своих изысканий, потому не решался опубликовать их. Заслуживает внимание обширность его знаний и глубина исследований.
По мнению Ньютона [424], Греческая хронология получила развитие от Ферекида Афинского, жившего в конце царствования Дария Гистаспа и построивший свою Историю древности на родословной её героев. Он "считался одним из лучших составителей оных". Его стиль продолжили Гелланик (построил свою Историю в порядке смены жриц Юноны Аргосской) и другие, которые излагали свои Истории на основании царей Лакедемона или архонтов Афин. Софист "Гиппий Элейский примерно за тридцать лет до падения Персидской империи обнародовал краткий список олимпийских победителей". Примерно за 10 лет до падения Персидской империи греческий историк "Эфор, ученик Исократа, составил Хронологическую Историю Греции, начиная с возвращения Гераклидов в Пелопоннес и заканчивая осадой Перинфа, в двенадцатом году царствования Филиппа, отца Александра Великого. Он изложил события на основании поколений, ибо счёт по Олимпиадам тогда ещё не вёлся" и не "записывались годы правления царей". Наиболее важную работу проделал Тимей Сицилийский, который в 129-ю Олимпиаду "обнародовал Историю в нескольких книгах, доведя её до своего времени на Основании Олимпиад, сопоставив эфоров, спартанских царей, афинских архонтов и аргосских жриц с победителями Олимпиад и приведя в соответствие, в меру своего разумения, Олимпиады, родословия, порядок смены царей и жриц и поэтические предания". "А там, где он закончил, начал Полибий и повёл Историю дальше". "Эратосфен творил примерно через сто лет после смерти Александра Великого. Ему следовал Аполлодор, а этим двум следовали с тех пор все хронологи".
Такой осведомлённости И. Ньютона в первоисточниках из древнегреческой литературы может позавидовать каждый современный исследователь. Но, чтобы разобраться в его хронологических расчётах, нужно обратиться к тому анализу исторических событий, который он произвёл в отношении Ассирии, и тогда окажется, что за основу своих вычислений великий учёный брал Святое Писание и христианские догматы.
В отношении ассирийских древностей И. Ньютон писал [424]: "Согласно Священной Истории Ассирийская империя была создана Фулом (Pul) и Феглаффелласаром (Tiglathpilaser) [Тиглатпаласар [27] - в современном правописании] и просуществовала 170 лет. И в соответствии с этим Геродот сделал Семирамиду всего на пять поколений, или примерно на 166 лет, старше Никотриды, матери последнего царя Вавилона (Babylon). Однако Ктесий сделал Семирамиду на 1500 лет старше Никотриды и выдумал длинный ряд царей Ассирии, имена которых не ассирийские и не имеют ни малейшего сходства с ассирийскими именами в Писании".
Таким образом, несогласие Ньютона со скалигеровской хронологией выражалось не в попытке найти истину, а в стремлении указать на несоответствие расчётов Скалигера-Петавиуса с христианскими догматами. Именно поэтому великий учёный не доверял и свидетельствам жрецов Египта, потому и писал [424]: "...жрецы Египта столь преувеличили свою древность до дней Геродота, что сообщили ему, будто между Менесом и Меридом (царствовавшим за 200 лет до Псамметиха) правили 330 царей, царствования которых заняли столько же поколений, то есть одиннадцать тысяч лет, и заполнили этот промежуток вымышленными царями, ничего не совершившими. Ко времени Диодора Сицилийского они настолько возвеличили свою древность, что поместили шесть, восемь или десять новых царствований между теми царями, о которых Геродоту они сообщили, будто те непосредственно наследовали один другому".
Согласно своим убеждениям И. Ньютон [424] "составил ... Хронологическую таблицу, дабы привести Хронологию в соответствие с законами Природы, Астрономией, Священной Историей, Геродотом, отцом Истории, и с ней самой, устранив многочисленные противоречия, на которые жаловался Плутарх". Ньютон не не настаивал на том, что его хронология "точна до одного года"; в ней могли быть "ошибки в пять или десять лет, а где и в двадцать, но не более того" [!!! - восклицание моё].
Большинство событий, датируемых историками ранее в отношении эпохи Александра Македонского, Ньютон передатировал со сдвигом в сторону нашего времени [424,426]. Это относится, например, к фараонам Египта: общепринятая версия хронологии относит начало правления Менеса (Мены) примерно к 3000 г. до н.э., а Ньютон утверждал, что это событие следует датировать 946 г. до н.э. Хронологический сдвиг составил около 2 тыс. лет. Миф о Тесее датируется историками XV в. до н.э., Ньютон же доказывал, что события приходились на 936 г. до н.э., т.е. почти на 700 лет ближе к нам. Сегодня знаменитая Троянская война датируется примерно 1225 г. до н.э. [426], то Ньютон утверждал, что это событие происходило в 904 г.до н.э. Следовательно, сдвиг дат вверх составляет примерно 330 лет.
Но другие, очень немногие события, Ньютон удревнил [426]. Это относится, например, к легендарному походу аргонавтов. Ньютон пришел к выводу, что этот поход состоялся не в Х в. до н.э. (как считали во времена Ньютона), а в XIV веке до н.э.
В целом новая хронология Ньютона оказалась существенно короче скалигеровской (принятой сегодня) [426]. Отметим, что Ньютон не продвинулся в своих правках выше рубежа н.э. В основном он анализировал хронологию Древнего Египта и Древней Греции до начала н.э. На анализ "более молодых" эпох у него, вероятно, не хватило времени: Ньютон постоянно вносил правки в свои исследования и скончался в 1727 году, так и не успев завершить свой труд по древней истории. В свет успела выйти лишь неполная версия его хронологии, которую современники восприняли неоднозначно.
Кратко, основные выводы Ньютона формулируются так [424,426]:
Часть истории Древней Греции поднята им вверх (во времени) в среднем на 300 лет (ближе к нам).
История Древнего Египта (охватывающая, по сегодняшней версии, несколько тысяч лет - примерно от 3000 г.до н.э. и выше) поднята вверх и спрессована Ньютоном в отрезок времени длиной всего в 330 лет: от 946 г.до н.э. до 617 г.до н.э. Причем, некоторые фундаментальные даты древней египетской истории подняты Ньютоном вверх примерно на 1800 лет.
Отклики историков и филологов были мгновенными и крайне отрицательными [424]. Книга Ньютона очень не понравилась историкам скалигеровской школы, но возражений по существу представлено не было. К критическим замечаниям примкнул даже психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо (1835—1909 гг.), который в своей книге "Гениальность и помешательство" написал: "Ньютон, покоривший своим умом всё человечество, как справедливо писали о нём современники, в старости тоже страдал настоящим психическим расстройством, хотя и не настолько сильным, как предыдущие гениальные люди. Тогда-то он и написал, вероятно "Хронологию", "Апокалипсис" и "Письмо к Бентелю", сочинения туманные, запутанные и совершенно непохожие на то, что было написано им в молодые годы".
А В. Уинстон написал в своих воспоминаниях [424]: "Сыр Исаак Ньютон в области математики нередко прозревал истину только путём интуиции, даже без доказательств", таким же подходом он пользовался при составлении своей хронологии.
Таким образом, историки, филологи и прочие образованные люди резко критиковали труд Ньютона, называя его "заблуждениями почётного дилетанта" [424,426]. Было всего несколько работ в поддержку мнения Ньютона. Затем волна откликов спала, и книга Ньютона подверглась забвению и затем выведена из научного обращения. В ней оказалось слишком много данных, противоречащих современным взглядам даже сейчас.
Тем не менее, "Исправленная хронология древних царств" Исаака Ньютона бала названа Дж. Кондуиттом [424] "последним трудом величайшего из Гениев, когда-либо живших". В США эта книга вышла ограниченным тиражом и тут же исчезла с прилавков магазинов и из хранилищ библиотек. Всеобщему обозрению она стала доступна благодаря российскому историку А.Т. Фоменко [426], купившему один экземпляр, и российскому издательству "РИМИС", размножившему его в оригинале и в параллельном переводе на русский язык в 2007 г.
Современные учёные считают [426], что Ньютон ошибался. По мнению М.И. Орленко, Ньютон ошибался не на десятки и не на сотни лет, а на тысячелетия, "и его хронология далека от истины даже в том, что касается самой реальности некоторых событий".
М.И. Орленко так оценил труд великого учёного [426]: "Это - плод сорокалетнего труда, напряженных поисков, огромной эрудиции. В сущности Ньютон рассмотрел всю основную литературу по древней истории и все основные источники, начиная с античной и восточной мифологии".
Черту под всеми спорами подвёл известный хронолог Э. Бикерман [267,426]: "Достаточно полного, отвечающего современным требованиям исследования по древней хронологии не существует" до сих пор.

Если не смотреть на Ньютона "влюблёнными" глазами и оценивать его совокупный труд осознанным взглядом, можно придти к выводу, что выдающийся английский учёный имел необычайную работоспособность, а по своему вкладу в развитие научной мысли был, несомненно, Великим, поскольку дал людям ключ к познанию Природы Земли и Вселенной и тем самым способствовал развитию науки в целом, явившись её локомотивом на определённом этапе развития. Благодарное человечество может сказать ему только "Спасибо!", несмотря на все его заблуждения и недоработки.

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
178. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 11. МАН-МОС. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 [3] с.
188. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.18. ТРИ-ХАК. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797, [3] с.
194. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.12. МОС-ОКЕ. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797, [3] с.
267. Э. Бикерман. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность/ Перевод с английского И. М. Стеблин-Каменского Ответственный редактор М. А. Дандамаев (E.J. Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)/ М."Наука", 1975.-333 с. - Интернет, 2012: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/bikerman.htm#grec
312. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003.-640 с.
320. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995.-768 с.
388. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Предисловие Р.К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2004.-576 с.
424. Исаак Ньютон. Исправленная хронология древних царств. М.: "РИМИС", 2007.-656 с.
426. Фоменко А.Т. Новые эмпирика-статистические методики датирования древних событий и приложения к глобальной хронологии древнего и средневекового мира. http://lib.ru/ FOMENKOAT/fomenko1.txt
436. Блер Ж. Таблицы хронологические, объемлющие все части всемирной истории из года в год от сотворения мира до XIX столетия, на английском языке изданные Членом Королевского Лондонского Общества Жоном Блером. Тома I,II. - Москва, Изд-во Моск. ун-та, 1808-1809: http://www.chronologia.org/rare/bler/index.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗЕМНОЕ ВЕЛИЧИЕ ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНЮ! - ВЕЛИКИЙ ИСААК НЬЮТОН | Леоновик - Дневник Леоновик: основы древней духовности | Лента друзей Леоновик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»