Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2015 г.
Современная хронологическая система насыщена большим количеством различной информации, охватить которую, по сути дела, никому пока не удаётся. Современные историки пытаются систематизировать все важные события и привести их к какому-то знаменателю, но главный недостаток всей настоящей хронологии заключается в привязке её к дарвинизму - к современному учению о происхождении человека.
До ХХ в. действовала хронологическая система Скалигера-Петавиуса [426], находившаяся в пределах церковной догматики, с которой не соглашался ещё И. Ньютон [424], в силу её привязки к библейским сказаниям.
У дохристианских хронистов была другая особенность - их свидетельства часто опирались на мифологические и устные сообщения от неизвестных лиц. Предполагают [209], что у Манефона, как и у Геродота, имелся ряд неточностей в истории фараонов Египта: Манефон приписывал Нитокрис сооружение третьей пирамиды в Гизе, которая на самом деле была воздвигнута при фараоне Менкаура. Такое расхождение было свойственно многим древним историкам, которые выдавали мифологическое сказание за реальный факт [228].
В этой связи возникает закономерный вопрос: Какой же системы хронологии исторических дат должен придерживаться читатель при анализе прочитанной им исторической литературы? - Многие поступают так, как учили их в школе - доверяют писателю. А тем не менее, современная хронологическая система не лишена грубых ошибок, особенно той её части, которая касается доисторических событий времён каменного и бронзового веков. Железный век и далее, ближе к нам, уже кажутся более достоверными.
Суть заключается в том, что учёные оказались чрезвычайно склонными к смешению бронзового века титанов с бронзовым веком в истории человека современного типа. Эта их "склонность" связана с тем, что современная историческая наука никак не признаёт эпохи титанов в далёком прошлом истории человечества, несмотря на многочисленные свидетельства египетской, индийской, греческой, скандинавской и др. мифологических систем. В результате, отрицание титанов доходит у современных учёных до абсурда: они гордятся подвигом Прометея, подарившим людям огонь, и при этом не признают, что Прометей был титаном, т.е. отрицают того, кем гордятся.
В этой связи, например, совершенно неверно до сих пор датируется история Троянской войны. При её рассмотрении мы сталкиваемся со старой проблемой древних хронистов: наблюдаются резкие противоречия между историческими и мифологическими данными, разрешить которые могли бы достоверные археологические свидетельства, но их сейчас трактуют в рамках дарвиновской теории происхождение человека, не признанную эзотериками и оккультистами. Более того, даже сами исторические данные находятся в противоречии друг с другом, что особенно ярко наблюдается при параллельном рассмотрении истории ахейцев и хеттов. Вот и получается: А можно ли верить современным историкам? Чтобы было понятнее, о чём идет речь, имеет смысл рассмотреть накопившиеся противоречия более детально.
Хронологическую смену греческих титанов сохранил нам Гесиод, который разделил всю историю человечества на 4 эпохи [287-288]:
1. Эпоха Урана;
2. Эпоха Крона;
3. Эпоха Зевса (от Титаномахии до Троянской войны и сразу после неё); другое её название - «Олимпийская эпоха»;
4. Эпоха человека современного типа.
С 1-й по 3-ю эпохи - это периоды становления, развития и гибели титанов [288]. По Гесиоду [288], Троянская война явилась завершающим этапом в истории титанов, в которой ахейцы выступили против троянцев. Гесиод назвал период, непосредственно предшествовавший Троянской войне, эпохой полубогов-героев, когда им был дан последний шанс проявить благородство и выжить, и они действительно совершили много подвигов, но погрязли в войнах и распрях, что в итоге привело их к исчезновению с лика Земли.
В современной исторической литературе [26] события, описанные в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея", получили название гомеровской эпохой, или героического века. В это время ахейцы знали золото, серебро, олово, медь, железо, готовили наконечники стрел (на Кипре) из сплава меди и железа, пользовались письмом, которое Гомер называл "знаками" [291]. В пояснении к "Илиаде" говорится, что ещё до конца античности греки и римляне применяли в быту для письма складные дощечки, намазанными воском, по которому острой палочкой, называвшейся "стилем", выцарапывали буквы.
Современная историческая традиция разбивает Олимпийскую эпоху на ряд периодов, соответствующих развитию той или иной культуры [111]: кикладской, минойской и микенской.
Кикладскую культуру относят [158] к эпохе бронзы (3—2-е ты. до н. э.).
Артур Эванс, открывший минойскую культуру, разделил её на три основных периода [26]: 1) раннеминойский - 3-е тыс. до н.э.;
2) среднеминойский - первая половина 2-го тыс. до н.э.;
3) позднеминойская - вторая половина 2-го тыс. до н.э.
Более ранний вариант минойской письменности, так называемое линейное письмо А, передает неизвестный пока еще неиндоевропейский язык, а на более позднем линейном письме В зафиксированы древнейшие из дошедших до нас памятники греческого письма [89].
Детальный анализ показал [27], что Крито-микенский период следует начинать, по археологическим данным, с 6-5 тыс. до н.э., но наибольший массив информации приходится на 2-1 тыс. до н.э., в то время как Гомеровский период следует датировать XII-VIII вв. до н.э.
Остров Крит, расположенный в восточной части Средиземного моря, был заселен еще в эпоху неолита (6-3 тыс. до н.э.), но ахейские племена, по мнению историков [27], захватили его только в XIV-XIII вв. до н.э., т.е. в позднеминойский период (по Эвансу).
[342x438]
Микенская цивилизация [89], процветавшая между 1600 и 1200 гг. до н.э., корнями уходит в 4-е тыс. до н.э. и связана, с одной стороны, с Критом, а с другой - с рядом местных аборигенных культур, существовавших в материковой Греции. Территория распространения микенской культуры в XV в. до н.э. охватывала всю материковую Грецию, кроме долины Сперхея, внутренней части Фессалии и северо-запада Греции, поглотив более древние местные культуры. Многие свои достижений микенская культура заимствовала у минойской цивилизации Крита.
Ахейцы [27] - обобщенное название древнегреческих племен у Гомера. Предполагают [123], что ахейцы пришли с севера в XXI в. до н.э., вытеснив коренное население Пелопоннеса, пелазгов и хетто-лувийцев, в Малую Азию. Они особо почитали Афину [216], а вот Аполлон им был чужд [123].
Наивысшего расцвета Микены достигли в 1450-1200 гг. до н.э., когда они, подчинив своему влиянию весь Пелопоннес, овладели Кноссом на Крите, вступили в сношение с Египтом, с городами и провинциями Малой Азии, Кипром, Сирией [27].
Согласно Гомеру [291], царь Микен Агамемнон возглавил общегреческий поход ахейцев на Трою — это произошло, по мнению современные историки [27], около 1200 г. до н.э.
Из греческой мифологии известно [152], что в строительстве стен троянской крепости принимали участие Посейдон и Аполлон на заре Олимпийской эпохи, а перед Троянской войной Геракл разорил Трою, убил троянского царя и всех его сыновей, кроме Подарка, получившего новое имя Приам, - под этим именем он правил Троей в Троянскую войну.
Троя располагалась у реки Скамандра, на западном побережье Малой Азии [291]. В Трою Парис, сын Приама, увез Елену от спартанского царя Менелая, и это стало причиной нападения на город союзных войск ахейцев, которые после десятилетней осады взяли крепость при помощи хитрости Одиссея с деревянным конём и разрушили город.
Вергилий отмечал [301], что во время войны троянцам была свойственна дарданская речь, что отличало их от ахейцев, но троянцы и ахейцы понимали друг друга без труда и в эпоху Троянской войны были одинаковы по силе, потому война длилась так долго и смогла завершиться только благодаря хитрости Одиссея.
В пояснении к "Энеиде" Вергилия говорится [301], что спасшийся в войне троянец Эней возглавил вместе с двумя сыновьями Антенора войско дарданцев, которые обитали в Иллирии, на границе с македонскими и эпирскими племенами.
Иллирийцы[27] - это общее название группы индоевропейских племен, населявших в древности северо-западную часть Балканского полуострова от побережья Адриатического моря до реки Дунай (истры, яподы, либурны, далматы, дезитиаты, пирусты, дарданы, бревки, тауланты и др.), а также юго-восток Апеннинского полуострова (япиги, мессапы). Первоначально иллирийцы занимали более обширную территорию в Центральной Европе, но по мере расселения кельтов были отчасти оттеснены ими, отчасти кельтизированы (образовалась группа иллиро-кельтских племен). Впервые иллирийцы как собирательное название упоминаются Геродотом. На северо-западе они граничили с кельтами, на востоке - с фракийцами.
Из мифологии известно [152], что прадед Приама, Трос, был сыном дарданского царя Эрихтония и нимфы Астиохи, дочери речного бога Симоиса. Женой Троса тоже была нимфа Каллироя - дочь речного бога Скамандра, родившая ему сыновей Ила, Ассарака, Ганимеда и дочь Клеопатру. Ил построил город Илион, позже переименованный в честь Троса в Трою, Ассарак стал царём дарданов, а прекрасный Ганимед был унесён Зевсом на Олимп и стал виночерпием у богов. Ил [291] - сын Троса, отец Лаомедонта, дед Приама, царь Трои, в честь которого она носила второе название "Илион".
Нимфы и речные боги, по Гесиоду [288], начали своё существование в раннюю эпоху Урана, которая эзотерически относится ко времени появления лемурийцев [1] - обитателей вод, вышедших позднее на сушу, подобно Афродите.
Здесь важно отметить, что троянские цари почему-то находили нужным связывать своё происхождение с нимфами (лемурийцами), родословная которых уходила, по Гесиоду, в эпоху Урана. Это указывает на то, что в той или иной интерпретации воспоминания о древнейших обитателях Земли (лемурийцах) сохранялось не только у индусов, но и во всём арийском мире. В связи с историей троянцев, иллирийцев и дарданцев возникает ещё одна интересная мысль: а не была ли Троянская война между двумя разными народами - ахейцами, поздними титанами, и ранними арийцами, которых представляли дарданцы? Сейчас определённо ответить на этот вопрос не представляется никакой возможности, т.к. нет описания скелетов погибших троянцев.
А вот в отношении ахейцев имеется свидетельство Геродота о том, что останки сына героя Троянской войны, Ореста, соответствовали человеку, ростом в 3 метра [204], т.е. рост Ореста соответствовал размерам уходящих титанов, которых сейчас чаще называют атлантами, и значительно превосходил рост людей современного типа. Первые арийцы, как писала Е.П. Блаватская [1], также были значительно выше настоящих; затем их рост снизился, но к концу существования современного человечества их рост опят станет значительно выше и будет превосходить по своим размером всех, ныне живущих.
Троя (Илион) [188] - древний город на северо-западе Малой Азии, найденный при археологических раскопках на холме Гиссарлык Г. Шлиманом (1870-е гг.), затем исследована в ходе последующих археологических экспедиций В. Дерпфельдом (1893—1894 гг.) и К. Бледженом (1932—1938 гг.). Раскопки открыли 9 последовательных слоев в развитии Трои, начиная с эпохи ранней бронзы (начало 3-го тыс. до н. э.). По преданию, город был разрушен ахейцами в XII в. до н. э., но как небольшое поселение, вновь отстроенное на древних руинах, просуществовало до раннего Средневековья. Раскопки древней Трои подтвердили, что около 1260 г. до н. э. город испытал длительную осаду и был разрушен.
Имеются указания [27] на то, что около 2200 г. до н.э. Троя была уничтожена пожаром. Однако город оставался крепостью до 1800 г. до н.э. Около 1300 г. до н.э. мощное землетрясение разрушило город, а в 1260 г. до н.э. Троя вновь подверглась разрушению и погибла в огне. Возрожденный после ухода ахейцев, город сохранял старую культурную традицию, но стал менее значимым центром. Около 1190 г. до н.э. группа переселенцев из северной области Балканского полуострова, осев в Трое, принесла новые формы бронзового оружия и лепную посуду. Около 1100 г. до н.э. Троя вновь была разрушена, и жизнь прекратилась здесь на 400 лет. Около 700 г. до н.э. на месте старой Трои греки основали свой город, получивший название в греко-римскую эпоху Новый Илион.
[700x363]
При раскопках в Трое археологи докопались до слоя, в котором обнаружили множество разбросанных черепов, наконечников стрел и следы грандиозного пожара, что историки связали со временем взятия города ахейцами [219]. Данному слою земли археологи присвоили наименование "слой VIIa" и датировали его 1300 г. до н.э., посчитав, что именно тогда закончилась Троянская война. Сейчас это считается общепризнанным.
Троянская цивилизация в период своего расцвета, между 2500 и 1800 г. до н.э., оказала влияние [89] на Фракию, Македонию, долину Дуная, Фессалию и через нее на Южную Италию, что было связано с переселением второй волны носителей культуры расписной керамики в Северную Грецию. Троянские изделия, в частности кубки с высокими ручками, известны в Центральной Европе, но не в самых ранних дунайских погребениях, а в погребениях второго периода – от Венгрии до Силезии и Баварии, далее их распространение можно проследить через Иллирийские горы в сторону Италии.
Среди жителей Малоазийского полуострова, на котором располагалась Троя, Гомер [291] упоминал гализонов, заселявших Черноморское побережье Малой Азии, и эрембов, селившихся на востоке Средиземноморья, но позднее о них уже никто ничего не слышал. Говорил Гомер и о Пафлагонии, располагавшейся на Черноморском побережье Малой Азии, между Вифинией, Галатией и Понтом [27]. С Пафлагонией связан был самый выдающийся мифический герой эпохи полубогов-героев Тантал [291] - сын Зевса, царь малоазийского города Сипила, хитрый и жадный человек.
В центре Малоазийского полуострова располагалась Лидия, куда ещё до Троянской войны добровольно удалился в изгнание Геракл за случайное убийство невиновного Ифита [282]: в Лидии Геракл служил Омфале - царице Лидии, вдове Тмола, сына Тантала, избавив за это время Малую Азию от разбойников, которых там было великое множество [152]. Как писал Плутарх [282], во времена пребывания Геракла у Омфалы, Лидия наслаждалась нерушимым спокойствием и тишиной, зато в Греции, в отсутствии Геракла, "злодеяния вновь возникли и распространились по всей стране: не было никого, кто бы укротил злодеев".
В Троянскую войну к союзникам троянцев, воевавших против ахейцев, относились амазонки [152] и пеоны [304]; фракийский царь Рез (Рес) и ликийский царь Сарпедон, павшие под Троей [291]; фракийский царь Ликург [294]; царь эфиопов Мемнон и сын царя кетейцев Эврипил (Еврипил) [291]. Гомер [291] упоминал ещё племена кавконов, одно из которых жило под Троей и было соседом троянцев, а другое обитало на западе Пелопоннеса.
Последние свидетельства для нас представляют особую ценность, поскольку перечисляют племена и народы, существовавшие в уходящую эпоху титанов; а упоминание Мемнона важно тем, что для своего участия в сражении под стенами Трои он должен был провести своё войско из Эфиопии через весь Ближний Восток до северо-западной части Малой Азии, где располагалась Троя. И здесь сразу следует заметить, что его войско должны были заметить хетты, сирийцы и финикийцы.
Здесь важно отметить, что хетты [228], как и поздние завоеватели Греции, дорийцы [27], относились к арийской этнической группе.
Дорийцы были индоевропейцами [27], которые приблизительно с 1900 г. до н.э. продвинулись на юг Балканского полуострова, а до этого занимали венгерскую низменность. Они двигались несколькими потоками на юг, и заключительное, т.н. дорийское вторжение в Грецию, датируется примерно 1200 г. до н.э. Первоначально, привычным нам словом "греки" назывались эпирские дорийцы из Иллирии. Италики перенесли это слово на всех греков, но сами греки называли себя эллинами. По свидетельству Плутарха [282] (с.83), эллины имели смутное представление о Троянской войне, пока спартанский законодатель Ликург (219-ок. 212 гг. до н.э. [27]) не собрал все сочинения Гомера и не "сделал их известными в целости".
Историки не отрицают того, что дорийцы не участвовали в войне под Троей, но всю Грецию они захватили к 1200 г. до н.э., почти сразу после Троянской войны, как отмечают те же историки, и тем не менее дорийцы имели о Троянской войне смутные воспоминания. Почему? - Ответ один: такое возможно только в том случае, если Троянская война была значительно раньше дорийского вторжения.
Для сглаживания всех противоречий истории существует версия [228], по которой государство хеттов, располагавшееся в Малой Азии, было связано с Троей, население которой в качестве союзников хеттов участвовало в их войнах с Египтом.
Здесь требуется разобраться: С какой Троей и с какими троянцами имели дело хетты?
До прихода хеттов в Малую Азию её земли на востоке обживали аборигены Кавказа [228], а на западе - пеласги [204] и другие народы архаичных времен, которых в исторической литературе часто называют одним словом "малоазийцы" [89].
В гомеровскую эпоху [291], пролив, отделяющий Малую Азию от Херсонеса Фракийского (теперь полуостров Галлиполи), называли Геллеспонтом (ныне этот пролив называется Дарданеллы). Лидия в Троянскую войну называлась Меонией и её народ меонами. На западном берегу Геллеспонта, против города Абида в Малой Азии, располагался город Сестос. Мраморное море в те времена называлось Пропондида. Фригия с востока непосредственно граничила с Троадой в Малой Азии. Впоследствии Троада стала частью Фригии, и у поздних античных писателей фригийцы отождествлялись с троянцами. А Фракия располагалась за Геллеспонтом и Пропандидой и относилась к северо-восточной части Греции.
В хеттскую эпоху в северо-западной части Малой Азии располагалось царство .Ассува [218]. Победа хеттов над ним упомянута в анналах царя Тудхалияса IV. По историческим сведениям [27], Ассува была покорена хеттами в XIII в. до н.э., т. е. в том же веке, когда, по общепризнанному мнению, происходила Троянская война.
Считают [218], что в греческом эпосе царство Ассува персонифицируется в образе царя Асия, союзника троянцев. Это же имя Асия, в греческой мифологии, носит океанида, мать Прометея, от которой, согласно мифологической традиции, и произошло название части света. Ко времени Геродота обозначение целой части света как Асия (Азия) было у греков общепринятым. Позднее (с V-IV вв. до н.э.) азиатские владения нынешней Турции стали называть Анатолией (в отличие от Румелии, европейской части Турции). Название Анатолия (греч. ἀνατολή) на греческом языке означает восход солнца, восток. Последнее значение ("восток") стало более традиционным.
Предполагают [209], что арийское племя хеттов пришло в Малую Азию с северо-востока в конце 3 тыс. до н.э. и расселилось в бассейне реки Галис, населенном аборигенами.
[361x306]
О хеттах стало известно из египетских и вавилонских документов, из упоминаний о них в Библии, а также по их собственным загадочным памятникам [89].
Египетские хроники свидетельствовали о том [228], что цари XVIII династии (1580-1314 гг. до н.э.) имели связи со страной, называвшейся Хета. С XV в. до н.э. хетты со своими многочисленными союзниками сражались с войсками Рамсеса II при Кадеше на реке Оронт. Тот же египетский царь в поздний период своего правления заключил с хеттами договор, текст которого был высечен на стене великого храма в Карнаке. Стало очевидным, что народ Хеты в египетских хрониках и хетты в Ветхом Завете представляли собой одно и то же.
При дешифровке клинописных ассирийских надписей обнаружилось, что со времени Тиглатпаласара I, который умер приблизительно в 1076 г. до н.э., Сирия была известна ассирийцам как страна "Хатти" [27,228].
Вся история хеттов пронизана бесконечными войнами с соседями за расширение своих владений, но про Трою времён Троянской войны в их анналах ничего не упоминается. Есть лишь указания на то [228], что во времена царствования хеттов руины древней Трои находились под землёй, и хетты не видели войска Мемнона, спешащего на помощь Троянцам.
С XVI в. до н.э. хетты, как и ахейцы, свободно выплавляли медь, олово, бронзу, серебро, железо и даже добывали свинец, что позволяло им производить оружие и доспехи в любом количестве, но свою экспансию они осуществляли преимущественно на юг и юго-восток, воюя даже с египтянами. [228]. Поклонялись они богам Солнца, Гроз, Бурь, Гор и другим природным стихиям, почитали львов и быков, а оленя считали священным животным; в жертву богам приносили собак и свиней. Хетты возводили [89] как каменные сооружения, так и кирпичные, в то время как ахейцы кирпичом не пользовались и по своей культуре времён Троянской войны значительно отличались от хеттов (другие культы, другие обычаи, другое мировоззрение).
По хронологической версии эллинистов, Троянская война приходилась на то время, когда хетты переживали период Новохетского царства, один из правителей которого Хаттусили III (1275-1255 гг. до н.э.) [209] завершил войну с египтянами и заключил мир, по которому основная часть Сирия оставалась во владении хеттов, а Палестина и южная часть Сирии отходили под влияние Египта. Никто из указанных народов не заметил войска Мемнона, спешащего на помощь воюющей Трои. Да и в тылу у хеттов никакой войны не велось. И даже наоборот, на стороне хеттов в войне против Египта выступало чуть ли не всё население Троады.
Рамзес II хвастался [89] тем, что победил следующие народы - илиуна (или ариуна), дерденов, лука, педов, келекеш, меса и мавунна. Эти контингенты, входившие в состав армии хеттов, совпадали с названиями городов и народов, упомянутых в «Илиаде» - Илион, дарданы, ликийцы, лелеги, киликийцы, мизийцы и минии.
В этой связи следует задать вопрос: На каком основании эллинисты сочли, что троянцы в XIII в. до н.э. вели две войны: с ахейцами и с египтянами? Как им в голову могла придти такая блажь?
Более того, современные историки любят сравнивать оружие времён Троянской войны с вооружением могущественных ассирийцев, наводивших в древние времена страх своей воинственностью на весь Ближний Восток. Но, как свидетельствуют исторические данные [26-27], свою самостоятельность Ассирии начала всего лишь к ХV в. до н.э., а наибольшего могущества достигала с 900 по 612 гг. до н.э., когда легендарная Троя лежала в руинах и была глубоко погребена под слоем земли. Поэтому сравнивать вооружение участников Троянской войны с военным оснащением ассирийской армии в высшей степени не корректно! Во времена могущества Ассирии были совсем другие технологии, как в строительстве, так и в металлообрабатывающем ремесле.
В заключение хочется сказать, что хронология древних исторических событий до сих пор представляет собой самую трудную проблему. Вплоть до ХХ в. ученые придерживались церковной системы Скалигера-Петавиуса. С развитием материализма историческая хронология попали под влияние другой ложной теории, получившей название "дарвинизм", не сумев при этом полностью отказаться от христианской идеологии, разделившей существование человечества на периоды до Рождества Христова (в старой литературе обозначается как Р.Х.) и после, что в современных изданиях интерпретируется как до н.э. и после н.э. Поэтому все даты, касающиеся древней истории, сейчас следует воспринимать как условные, т.е. далёкими от истины. Реальность их начнёт прослеживаться тогда, когда свидетельства древних станут привязывать к геологическим, климатическим, космическим и другим объективным критериям, находящимся вне рамок какой бы то ни было идеологии. Из этого следует, что хронология из колебательной системы (до и после н.э.) должна перейти в линейную форму фиксации всех исторических событий во времени от начала сотворения планета Земля до наших дней, как это делают геофизики и биологи, всегда помнящие о том, что существовали докембрийский период, фанерозой и четвертичный период, разделённые на подпериоды, эры и эпохи. Вот тогда-то можно будет сказать с определённой долей достоверности, чему соответствовало время существования ахейцев и когда происходила Троянская война. Истинная история должна быть свободна от любой идеологии, и все исторические даты должны быть привязаны к конкретным гео-космическим явлениям! Так, по крайней мере, поступали древние. Не отступил от этого правила и Гомер, когда в «Илиаде» [291] назвал Сириус «звездой вредоносной», потому что во времена Троянской войны она появлялась над горизонтом в середину лета и знаменовала наступление самого жаркого времени года, связанного с засухами и малярией.
Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
89. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Пер. с англ. И.А. Емеца. М.: ЗАО Центрролиграф, 2007.-270 с. - (Загадки древних цивилизаций).
111. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.5. ГИБ-ДЕН. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797 с.
123. Петухов Ю. «Не стригущий власов». Наука и религия, 1989.- № 9. – с. 32-34.
152. Кондрашов А.П. Кто есть кто в классической мифологии. Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 768 с.
158. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 8. КАМ-КОЛ. М.: АСТ: Астрель, 2010. - 797 с.
188. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.18. ТРИ-ХАК. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797, [3] с.
204. Геродот. История. Пер. с греч. и комм. Г.А. Стратановского. Вступ. статья И.Е. Сурикова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004.-640 с.
209. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 13. Фи-Че. - М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛ-МА-ПРЕСС Образование, 2007.-240 с.
216. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 1. А-Бе. - М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.-240 с.
218. Азия и Малая Азия. Википедия, 2011: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D 0%B8%D1%8F.
219. Машников И.В. Расшифрованные тайны древних мифов. М.: Эксмо, 2007.-448 с.
228. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Всемирная история. Первобытные культуры и ци-вилизации древности. Минск: Харвест, 2007.-1584 с.
242. Гарни О.Р. Хетты. Разрушители Вавилона. Пер. с англ. А.И. Блейз. М.: ЗАО Центрполиг-раф, 2002.-267 с.
282. Плутарх. Сравнительные жизнеописания [пер. с древнегреческого].-М: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006.-1504 с.- (Гиганты мысли).
287. Гесиод. Труды и дни /Перевод В. В. Вересаева/. - Москва, 2001.- Интернет, 2013: http:// labyrinthos.ru/ancient-text/hesiod_trudy-i-dni.html
288. Гесиод. Теогония / Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко/. Лабиринт, 2001. - Интернет, 2013: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3723218
291. Гомер. Илиада. Одиссея/ пер. с древнегреч. Н. Гнедича, В. Жуковского. Вступ. ст. С. Маркиша. Примеч. с, Ошерова. - М: "Эксмо", 2005.-894 с.
294. Циркин Ю.В. Мифы Древнего Рима. М.: ООО "Астрель"; ООО "АСТ", 2005.-560 с.
301. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим /А.И. Немировский. - М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
304. Пеония. Сайт в Интернете, Википедия, 2013. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%EE% ED%E8%FF
424. Исаак Ньютон. Исправленная хронология древних царств. М.: "РИМИС", 2007.-656 с.
426. Фоменко А.Т. Новые эмпирико-статистические методики датирования древних событий и приложения к глобальной хронологии древнего и средневекового мира. http://lib.ru/ FOMENKOAT/fomenko1.txt