Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.
Данная статья будет трудна для понимания тем, кто не привык заниматься философскими проблемами бытия и всячески избегает решения многих сложных вопросов, которые ставит перед ними жизнь. Тем не менее, постоянно накапливается большое количество проблем, которые требуют своего решения и, желательно, в максимально рациональном для нашего времени ключе. История показала, что люди часто выбирают ложный путь своего развития и далеко не все способны вернуться на дорогу благополучия и процветания. Одни говорят, что всё определяет судьба, другие утверждают, что всё фатально и предопределено свыше, третьи добросовестно перебирают все возможные варианты, пока не найдут нужный, чтобы выбрать его для своего руководства к действию. Всё три варианта, на самом деле, детерминированы на свой конкретный путь существования, итог которого, как правило, уже встречает новое поколение людей, не связанное с выбором предков. Следовательно, правильно сделанный выбор часто определяет будущее наших детей. Но выбрать порою оказывается намного труднее, чем отдаться воле случая и предать себя его детерминанте.
Детерминизм (от лат. determino — определяю) [208,384] - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений материального и духовного мира как в живой, так и в неживой Природе, включая человеческое общество. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) с неизбежной необходимостью порождает, или производит другое явление (следствие).
Ещё Спиноза (1632—1677 гг.) [169], будучи сторонником пантеизма, провозгласил тезис о том, что «всё определяется необходимостью Божественной природы». В отношении поступков человека Спиноза утверждал: "Человек в природе является не государством в государстве, а частью целого, и движения того духовного аромата, каким представляется наше существо, регулируются движениями материального мира, к которому он принадлежит".
Последние выражение Спинозы использовалось многими философами в их умозаключениях. Над явлением детерминизма задумывался и А.Л. Чижевский (1897—1964 гг.). Он писал [320]: "Издавна мысль человека останавливалась с глубоким недоумением перед некоторыми явлениями, развертывающимися в области человеческих взаимоотношений. В истории почти что на каждом шагу мы встречаем противоречие результатов с замыслами, мы видим поражения там, где пламенно верили в победу, и встречаем победу там, где с ужасом и трепетом ждали поражения. Исторические события, завершаясь почти всегда роковым образом, приводили к другим итогам, чем те, которые рисовало себе воображение правителей, государственных мужей и целых народов".
В народе давно сложилось убеждение в том, что "Человек предполагает, а Бог располагает". В последнем случае, детерминизм перекликается с фатализмом.
Фатализм (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба) [385] - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Выделяют три основных типа фатализма [385]:
мифологический, а позднее бытовой или обывательский фатализм, предполагающий предопределение как судьбу, в которой человек живёт и действует согласно своему мировоззрению, но в итоге всё складывается так, как предопределено свыше;
теологический фатализм — как волю всемогущего божества;
рационалистический фатализм (сливающийся с механистическим детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы.
Мифологический или бытовой фатализм имел повсеместное распространение на заре культуры [385], нашёл выражение в оккультных доктринах психической и ментальной магии (в пророчествах, предсказаниях, астрологических умозаключениях и т.д.) и оживился в наше время в упадочные или переходные эпохи, постоянно подвергаясь переосмыслению в период социальных катаклизмов. Мифологический фатализм был связан [188] с верой в предопределение как непостижимую тёмную силу, причём действия самого человека не имели никакого значения.
Теологический фатализм понимает предопределение как исходящее от всемогущего божества [188]. Согласно теологическому фатализму [385], Бог ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели». Такой тип фатализма получил своё выражение в исламе и в некоторых христианских ересях средневековья.
Рационалистический фатализм в чистом виде был характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механистического детерминизма (например, учение Лапласа* о неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в настоящий момент) [385].
[629x208]
Лаплас (Laplace) Пьер Симон (1749—1827 гг.) [153] интересен нам тем, что будучи выдающимся французским математиком, астрономом и физиком, создавшим математическую теорию вероятностей путём введения упрощенных методов доказательств, как всякий добросовестный человек, не смог уйти от попытки объяснить некоторые философские проблемы бытия [387]. В результате его вклад в философию оказался настолько существенным, что превзошёл значение многих философов его времени. Французский математик и астроном не испугался решить наиболее сложный вопрос: всё ли в мире предопределено предыдущим состоянием мира, либо же причина может вызвать несколько следствий, и в своей книге «Изложение системы мира» дал уже готовый ответ - да, всё в мире предопределено. Но, как часто случается в философии, предложенная Лапласом картина мира не убедила всех, и его ответ породил дискуссию, которая продолжается и по сей день.
Хотя детерминизм Лапласа был уже подтверждён многими выдающимися медиумами ранних эпох (Парацельс, 1493—1541 гг.; Нострадамус, 1503—1566 гг.; Сведенборг, 1688–1772 гг. и др.), однако, как это обычно бывает, взял верх более поздний и философски более легкомысленный вариант рационалистического фатализма — представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследственно-биологической конституцией (Ломброзо, 1835—1909 гг.). Односторонняя точка зрения Ломброзо приобрела популярность на рубеже XIX и XX вв. и стала модной для своего времени [385].
Данная статья не предназначена для объяснения и расшифровки оккультных механизмов фатализма. А с научных позиций [188], рационалистический фатализм рассматривал неумолимое сцепление причин и следствий, при этом действия человека имели значение, будучи звеньями причинной цепи, но действия эти не могли быть иными, так как целиком зависели от предыдущих звеньев (опят выходим на детерминизм). Связь фатализма с детерминизмом определяется верой в то [385], что в мире всё происходит под влиянием рока (фатума), и человек ничего не может изменить в этой судьбе (детерминизм).
В более простой форме, фатализм ближе к суеверию, а детерминизм - к научному обоснованию следствия со своей причиной.
Сейчас под суеверием понимают [386] ложную, неполноценную или превратную веру в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе объяснения ни в одном современном религиозном учении. Суеверие принимает за реальность существование магических таинственных сил, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). Проявлением суеверия в христианском мире является вера в чудеса [259].
В принципе, суеверия, а вместе с ними и всевозможные приметы, существовали во все времена и эпохи и существуют до сих пор [17]. Поэтому самым большим заблуждением считается [259], что суеверия ограничивались лишь языческим миром и что сейчас они являются прямым наследием тёмного прошлого; на самом деле, во все времена, от древнейших до наших дней, служители храмов через суеверия и приметы подчиняли себе невежественные массы прихожан, играя на их чувствах, доверии, страхах, воображении и, главное, слепой вере в существования Добра и Зла, манипулируя народными приметами по преодолению зла, которое во многом уже выступало как субъективная сила нежелательных явлений или событий.
Пока в христианском мире сохраняется вера в Сатану (Дьявола) и его легионы падших ангелов, пока подобное мировоззрение остаётся догмой для всей христианской церкви, всегда будут существовать дремучее суеверие, основанное на вере в могущественного соперника Бога [259]. Всем древним политеистическим религиям была присуща вера в единство противоположностей, определяющее развитие не только всей живой природы, но и Вселенной в целом. Подобное убеждение в эпоху материализма облекли во всемирный Закон единства и борьбы противоположностей, но христианский догмат о Боге и Дьяволе оставили неприкосновенным. Удивительной особенностью христианской церкви является непоколебимая вера в Дьявола при категорическом отрицании какой либо связи с ним. Однако, как прожить, употребляя один сахар и исключая из своего рациона соль, перец и другие противоположные по вкусовым ощущениям продукты, священники не объяснили. Вот и результат: человечество продолжает жить под страхом Божьей кары, при этом не гнушаясь убивать, воровать, лгать, жульничать, обижать слабых и плевать на немощных и т.д.
Отвергая любые формы фатализма и суеверия, марксистко-ленинская философия противопоставила им одностороннее учение о диалектическом материализме, необходимости и случайности во всей живой Природе, в том числе и в социальных явлениях, о свободе и необходимости в общественно-исторических процессах [385]. Все эти явления рассматривались в философии материализма с позиции чистого материального мира, без учёта его духовных потребностей, что в итоге было отвергнуто людьми, поскольку мёртвая материя может представлять определённый интерес только на каком-то этапе развития, но никак не охватывает весь комплекс проблем.
В современном мире детерминизм, как учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, больше всего проявляется [384] в виде теологического детерминизма (всё определяется Богом), космологического детерминизма (всё зависит от явлений Природы и процессов в космосе), в виде антропологическо-этического детерминизма (многое подчинено человеческой воле руководителя), или в виде отрицания какой-либо связи свободы и ответственности от чего бы то ни было (характерно для атеизма). При недостатке знаний детерминизм может перейти в фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм. Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, например в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.
Представления о детерминизме входят в структуру научного метода [384] — они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей. На разработку базовых моделей в структуре научных исследований решающее влияние оказывают фундаментальные науки и прежде всего физико-математическое естествознание, изучающее наиболее глубинные уровни строения материи. В период становления и развития опытной науки в качестве базовых выступали модели, олицетворением которых явилась классическая механика. Основной особенностью этих моделей является строго однозначный характер всех связей и зависимостей, характеризующих исследуемые явления, системы и процессы. Эти модели получили название моделей жесткой детерминации. В этой связи нередко говорят о лапласовском детерминизме. Жесткость связей имеет своей обратной стороной их качественную (концептуальную) равноценность. Любая выявляемая связь - независимо от природы соответствующих свойств или параметров — в равной мере необходима.
Концепция жесткой детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые “породили” статистические закономерности [384]. В итоге в науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероятностного мира. В основе этих моделей лежат представления о статистических системах и закономерностях. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых сущностей. Независимость означает, что между элементами систем нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через категорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна—она соотносится с наличием целостных характеристик этих систем, с их определенной внутренней устойчивостью. Эта устойчивость выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние условия, но в отличие от концепции жесткой детерминации здесь внешние воздействия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное условие для образования статистических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.
Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов жесткой детерминации — представление о всевластии внешних причин [384]. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.
На существование статистических систем обращали внимание многие учёные [320], отмечавшие тот факт, что из человеческих поступков и действий часто возникают совсем не те результаты, к которым стремились действовавшие люди и их руководители. Эта невозможность предвидения даже ближайшего исторического будущего, эти вечные ошибки королей, реформаторов, вождей, получившие в итоге не те плоды, которых они ждали, указывали на то, что различные этапы исторического явления развивались независимо от воли руководящих личностей, а подчинялись тем внутренним закономерностям, которые лежали в механизме поведения больших человеческих масс, творивших основные этапы истории. О той внутренней силе, которая часто ведёт большие человеческие массы не потому пути, на который они рассчитывали, В.О. Ключевский (1841-1911 гг.) как-то сказал, что она не поддаётся человеческой воле, но безусловно обладает своей внутренней, несколько неясной, но вполне очевидной закономерностью.
Ключевский Василий Осипович (1841—1911 гг.) [158] - российский историк, академик Петербургской АН с 1900 г. и почётный академик по разряду изящной словесности с 1908 г., - относился к той категории учёных, которые получили два совершенно разных образования: сперва духовное, а потом историческое [279].
В. Ключевский родился в семье сельского священника [279] и после окончания в 1860 г. Пензенской духовной семинарии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, окончив его в 1865 г. с золотой медалью. С 1867 г. он начал преподавать историю в Александровском военном училище, Московской духовной академии и на Высших женских курсах Герье, попутно занимаясь собственными изысканиями, итогом которых стало написание "Сказания иностранцев о Московском государстве", в котором прослеживался процесс складывания централизованного государства с самодержавной формой правления. В направлении исторической деятельности у В.О. Ключевского проявился новый для историков его времени интерес к экономическим и социальным явлениям, определяющим направление исторического развития. Он рассматривал климатические и географические условия в качестве дополнительных факторов исторических событий. Итогом явилась защита докторской диссертации на тему "Боярская Дума Древней Руси", в которой особое внимание уделялось социальным вопросам. Продолжая своё направление исследований, с начала 1880-х годов Ключевский начал читать «Курс русской истории» в Московском университете, органически соединив идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, в котором утверждалось [158], что развитие общества зависит от сочетания географических, экономических, социальных, личностных и других факторов, дополнив лекции статьями по истории сословий, крепостного права, финансов и историографии.
Ключевский считал [279], что классовое общество может формироваться не только на политической, но и на чисто экономической основе. Своё мировоззрение он отразил в работах "История сословий России", "Отмена крепостного права", "Происхождение крепостного права в России". Будучи членом кадетской партии, В.О. Ключевский баллотировался в Государственную Думу, но не был избран, и в 1905 г. он принял участие в Комиссии по разработке цензурного устава. В 1900-х годах он издал "Курс русской истории" (в 5 частях), охвативший период с древнейших времён до Великих реформ. Ключевский был сторонником исключительно эволюционного способа исторического развития и решительно отвергал всякие социальные революции. Движущими силами истории он считал личность, природу и общество. В основу своей периодизации исторического развития В.О. Ключевский положил не этапы царствования отдельных правителей, а экономические и политические критерии, что выразилось в его периодизации русской истории: период Днепровской Руси, удельно-княжеский период, Московская Русь и императорско-дворянский период.
По мнению А.Л. Чижевского [320], немногим исследователям прошлого удавалось возвыситься до синтетического понимания исторических процессов как к проявлениям планетарного масштаба, или, если брать ещё шире, космотеллургического явления, каким по существу является всякий процесс на Земле, будь то физико-химический, биологический, социальный или интеллектуальный процесс. Всякое разграничение этих процессов на составные части имеет лишь методическое значение, но в общем и целом является анахронизмом. "Оно противоречит всем принципам современного естествознания, утверждающего, что все без исключения мировые процессы находятся в теснейшей физической зависимости один от другого, лишь зависимость эту не всегда удаётся легко обнаружить". Чижевский был убеждён в том, что в живой Природе всё последовательно и сопричинно связано между собой, Природа представляет собою сложную систему зависимых переменных, а не музей обособленных явлений, не перечень окаменелых фактов.
В космогонической теории А.Л. Чижевского [320] обращалось особое внимание на тот факт, что "жизнь всей Земли, взятой в целом, с её атмо-, гидро-, лито- и биосферою следует рассматривать как жизнь одного общего организма". "И в свете этого воззрения всё яснее и яснее становится тот факт, что и социально-исторический процесс не является процессом замкнутым в самом себе, а протекает под воздействием всей сложной совокупности явлений окружающей его природы как неофизического, так и космического порядка. Это воззрение... приобретает всё больше и больше оснований, поскольку сам человек, участник исторического процесса, представляет собой не сверхприродную организацию, стоящую над природой, а лишь неотделимую от окружающей его среды частицу, сознание которой обуславливается всею совокупностью влияния внешнего мира..." (возврат к Спинозе).
Во 2-й половине ХХ в. были пересмотрены базовые модели мироздания - они подверглись дальнейшим преобразованиям [384]. Изменения коснулись разработки физико-математических основ самоорганизации и становления синергетики. Основу новых подходов составила идея нелинейности исторических процессов. Нелинейными являются все системы, свойства которых зависят от их внутреннего состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль и значение внутренних факторов, внутренней активности систем. На первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая функционирование и поведение сложных систем. При этом модели жесткой детерминации и вероятностные модели фактически рассматривались как два предельных вида базовых моделей. Первые делают упор на анализ внешних детерминантов, вторые уделяют особое внимание внутренним детерминантам. Абсолютизация первых ведет к утверждениям, что в эволюционных процессах все предопределено и ничего принципиально нового возникнуть не может. Абсолютизация вторых приводит к представлениям о хаотическом, акаузальном мире, где нет места предсказаниям. Модели самоорганизации выступают как своеобразный синтез первых двух классов базовых моделей. Новые базовые модели учитывают действие и внешних, и внутренних детерминантов (факторов), сочетают в анализе эволюционных процессов как действие необходимости, так и открытость будущего. Как отметил М. Бунге, современная наука “осуществляет давно искомый синтез внешних и внутренних детерминантов, тем самым сохраняя и ограничивая соперничающие доктрины всемогущества внешних факторов и достаточности самодетерминированности”.
В этой совокупности факторов внешней и внутренней среды наибольшее значение для всякого человеческого общество имеет окружение, с которым оно должно находиться в дружественных, а не враждебных отношениях, чтобы, в первую очередь, выжить, а во вторую, развиваться и расти дальше, ни в коем случае не запуская механизмы самоуничтожения путём активации процессов внутренней вражды и ненависти к членам своего общества.
Потому каждый человек не должен бояться брать на себя ответственность выбора, когда ему представляется такая возможность. От того, какое он примет решение, сохраняя всю свою ответственность перед прошлым и будущим, зависит не только жизнь его ближайшего окружения и его самого, но и будущее его потомков. Не прячьтесь за других, когда вам предстоит сложный выбор, думайте и решайте сами, чтобы не было "мучительно больно" за свою слабость, безволие и глупость! Ищите недостающие звенья для логичности своих умозаключений и смело принимайте решение согласно своему мировоззрению! Дальше, действительно, поведёт вас судьба по пути, выбранному вами, - в этом суть детерминанты, в которой исходной точкой отсчёта явится ваш выбор. Если вы согласились с чужим мнением, оно станет вашим и потому будет считаться вашим выбором. От судьбы не уйдёшь, а возможностей - подобно кругу: 360 вариантов и даже больше, если принять во внимание, что нас окружает не круг, а сфера.
Литература:
17. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М.: Ди Дик, 1994.-480 С.
153. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.10. Лан-Ман. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 с.
158. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 8. КАМ-КОЛ. М.: АСТ: Астрель, 2010. - 797 с.
169. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 16. САФ-СРЕ. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 [3] с.
188. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.18. ТРИ-ХАК. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797, [3] с.
190. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.19. ХАЛ-ЭДУ. М.: АСТ; Астрель; 2011.-797, [3] с.
208. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.6. ДЕН-ЗАС. - М.: АСТ; Астрель; 2010.-797, [3] с.
259. Блаватская Е.П. Фрагменты оккультной истины. М.: Изд-во Эксмо, 2002.-832 с.
320. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995.-768 с.
279. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 5. Ки-Ла. - М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007.-240 с.
384. Детерминизм. Философская энциклопедия на Академик.ru, 2014: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_philosophy/2179/ДЕТЕРМИНИЗМ
385. Фатализм. Философская энциклопедия на Академик.ru, 2014: http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc_philosophy/3559/ФАТАЛИЗМ
386. Суеверие. Философская энциклопедия на Академик.ru, 2014: http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc_philosophy/3421/СУЕВЕРИЕ
387. Теория детерминизм Лапласа и её критика. Научно-популярный портал "Науки и религии мира", 2014: http://atheo-club.ru/newphpBB/viewtopic.php?p=7634