Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.
"О, какие мы счастливые русские люди: и не ценим и не знаем цены чудесам!"
Г.Е. Распутин (1915 г.) [371].
Было время, когда о Распутине в России знали все. Одни считали его знаменитым провидцем и целителем, другие - мошенником и проходимцем. В народе часто называли его "святым старцем", а придворные и светская власть нередко именовали его распутником и "злым гением", сумевшим пробраться на самые верхи царской власти.
О Распутине всегда говорили много, но суть - его провидческий и целительский дар - обычно не разбиралась. Это объясняется тем, что его биографию анализировали преимущественно материалисты, не способные понять духовную сторону личности, которую они описывали. Данная статья опубликована с целью исправить образовавшийся перекос и отдать должное уважение способностям неграмотного мужика, обладавшего божественным даром. Распутин наглядно показал, что не обязательно быть праведником, чтобы получить в пользование сверхспособности и помогать людям в самый трудный период их жизни, никогда при этом не забывая себя.
Другой основной недостаток большинства биографов Распутина заключался в том, что они нередко нарушают хронологию событий, чего никогда нельзя делать. Человек, хоть и не подвергается метаморфозу, но со временем меняется не только внешне, но и внутренне: ребёнок не похож на себя в зрелом возрасте и уж тем более ничем не походит на старика. Природа чётко разделила человека на три периода существования: детство, зрелость и старость. Если сопоставить фотографии одного и того же человека в младенчестве, в среднем возрасте и в старости, то будет очень трудно поверить, что на них представлен один человек. У него могут сохраниться лишь отдельные приметы, которые с определённой долей вероятности позволят придти к заключению, что на фотографиях изображена одна и та же личность. Но иногда бывает так, что к такому выводу придти не удаётся. Жизнь способна изменить нас радикально не только внешне, но и внутренне, в том числе и генетически - в нашем геноме появляются мутации, которых не было в детстве. Так же менялся со временем и Распутин, с той лишь разницей, что он не дожил до старости.
Все, кто не может соблюсти хронологию жизни своего героя, не должны писать биографий, а могут лишь попытаться составить приблизительный литературный портрет, степень достоверности которого всегда будет оставаться под сомнением.
Распутин (настоящая фамилия Новых) Григорий Ефимович (1871—1916 гг.) [170] - крестьянин Тобольской губернии, получивший известность прорицаниями и исцелениями. Имел большое влияние на императрицу Александру Федоровну и императора Николая II, оказывая помощь наследнику престола Алексею, больному гемофилией.
По другим источникам [366], Гриша Новых родился в крестьянской семье примерно в 1864 г. в Тобольской губернии (Сибирь). Образования не получил; в возрасте 30 лет обратился к религии, через несколько лет приобрел репутацию «святого старца», пророка и исцелителя.
А в Википедии чётко сказано [367], что "Григорий Ефимович Распутин (Новых) (9 (21) января 1869 — 16 (29) декабря 1916) — крестьянин села Покровское Тобольской губернии", из семьи ямщика Ефима Вилкина и Анны Паршуковой, обрусевших зырян (коми). Сам Распутин не добавлял о себе никакой ясности, предпочитая преувеличивать свой возраст, чтобы больше соответствовать образу «старца».
[288x408]
По мнению историка Э. Радзинского [367], Распутин не мог родиться ранее 1869 года. Сохранившаяся метрика села Покровского сообщает дату рождения 10 января (по старому стилю) 1869 года. Это день святого Григория потому младенца так и нарекли.
Имеется предположение [177], что начальная фамилия Григория Распутина была не Новых, а Вилкин. Впрочем, другие исследователи эту версию не поддерживают, хотя некоторые говорили, что Новых не была его настоящей фамилией, поскольку его отец, безземельный крестьянин, потомственный почтовый ямщик Ефимий Вилкин, не уследивший когда-то, как у него украли пристяжную, и за "растрату казённого имущества" получивший год заключения, после освобождения остался без работы. Тогда Вилкин подался на поселение в Тобольскую губернию (ныне Тюменская область). Местные крестьяне, не зная его фамилии, называли его "Ефимий из новых", а тот, чтобы скрыть арестантское прошлое, при первой же регистрации переселенцев записался как Ефимий Новых и получил соответствующие документы на новую фамилию.
Однако Григорий родился в Тобольской губернии, потому вполне можно допустить, что он сразу получил новую фамилию отца, Новых, а не Вилкин.
Говорили [367], что в детстве Гриша много болел, но, как и другие крестьянские дети, постоянно работал [177]: пас скот, был извозчиком, ловил рыбу, помогал отцу убирать урожай и т.д. Про себя он писал так [368]: "Когда я жил сперва, как говорится, в мире до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире и был справедлив и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичал и рыбу ловил и пашню пахал. Действительно это все хорошо для крестьянина! Много скорбей было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я [т.е. думали на меня], а я вовсе не причем. В артелях переносил разные насмешки".
В другом месте Григорий Ефимович пояснял [368]: "Вся жизнь моя была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до 38 лет. Вот что... более меня толкнуло на новую жизнь. Медицина мне не помогала, со мной ночами бывало как с маленьким, мочился в постели. Киевские сродники исцелили и Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать путь истины и уврачевал болезнь бессонницы. Очень трудно было все это пережить, а делать нужно было, но все-таки Господь помогал работать и никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашней мало спал".
В его родном селе школы не было, но читать и как-то писать он научился ещё до своих первых скитаний [177]. По воспоминаниям его старшей дочери [367]: "… отец грамоте обучен был, мягко говоря, не вполне. Первые уроки письма и чтения он начал брать в Петербурге", т.е. когда уже пользовался почётом и уважением.
Толчком к познанию азбуки послужил его отец, который однажды показал маленькому Грише большую книгу с картинками, рассказывавшую о рождении Иисуса [372]. Каждый вечер мальчик просил отца показать ему эту книгу и, когда он выучил её наизусть, папа принёс продолжение.
Биограф Распутина Фюлоп-Миллер рассказал [372]: когда Грише было 12 лет, произошло событие, наложившее отпечаток на всю его жизнь. При нём старший брат Михаил упал в реку. Ни минуты не раздумывая, Григорий бросился ему на помощь. Они утонули бы оба, если бы их не спас проходивший мимо крестьянин. Миша заболел воспалением легких и через несколько дней умер. Гриша выжил, но долго переживал горячку. Лихорадка то отступала, то накатывалась вновь. В течение нескольких недель больной мальчик находился на краю смерти, но в итоге выздоровел. Затем Григорий Ефимович никогда не вспоминал о своей смертельной болезни, но именно она, скорее всего, отложила отпечаток на его психику.
Дар прорицания открылся у Гриши Новых, со слов односельчан, уже в 12 лет, когда он помог найти вора [177]. И тогда он приобрёл репутацию местного пророка.
В Википедии сообщается [367], что в 1890 г. Григорий Новых, в возрасте 21 года, женился на Прасковье Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрену, Варвару и Дмитрия. В другом источнике говорится [177], что Григорий, по обычаям его времени, женился в возрасте 19 лет, его жену звали Прасковьей, которая родила от него четверых детей, один из которых вскоре умер.
Предполагают [177], что прозвище Распутин, которое впоследствии заменило ему фамилию, он получил ещё в молодости. Несмотря на тяжкий крестьянский труд он часто посещал кабак, хозяин которого относился к нему благосклонно [372], а после ночной попойки вновь шёл в поле. Мария, старшая дочь Григория Ефимовича, утверждала, что Распутин - настоящая фамилия её отца и что произошла она от слова "распутье".
Константин де Грюнвальд, изучавший русскую историю, утверждал [372], что Григорий получил прозвище "распутника" благодаря своему распутному поведению. Он умел нравиться девушкам, чем не только пользовался, но и нередко злоупотреблял.
Про себя Распутин писал так [368]: "Пахал усердно и мало спал, а все же таки в сердце помышлял как бы чего найти как люди спасаются. Посмотрю по поводу примеров на священников – нет, все что-то не то; поет и читает резво, громко, как мужик дрова рубит топором. Вот мне и пришлось подумать много..." [чем заняться дальше]."Вот я и пошел паломничать..."
Говорят [372], что у него было видение Святой Девы Марии в окружении тысячи ангелов, певших торжественный гимн. Григорием овладела грусть, он не захотел продолжать работу и решил посвятить себя Богу. Подвергаться телесным истязаниям, чтобы избавиться от плотских желаний, как это делали хлысты, ему не хотелось, хотя сама их идеология могла подходить ему [26,190,373]: с одной стороны, они относились к старообрядческому течению беспоповцев, отвергавших священников, святых и церковные книги, с другой стороны, они допускали посещавшие православных церквей и свободное общение человека со Святым Духом вплоть до воплощения Духа в любом конкретном человеке; но хлысты проповедовали аскетизм, устраивали групповые радения (молитвы с плясками) и самобичевания, что никак не подходило Распутину.
Он побывал в монастыре в Верхотурье (Пермской губернии), где обосновались хлысты, посетил отшельника Макария, исповедался ему и тот сообщил [372], что Григорий избран Господом, ему предстоят великие дела, для которых он должен оставить жену и детей и скитаться по земле, слушая свои "голоса", пока не поймёт их смысл, только тогда вернуться к людям и сообщить им, что "голос нашей святой Русской земли говорит твоими устами!" После этого Распутин обратился к паломничеству [368]. Это происходило в конце XIX в.
Считается [367], что Григорий Ефимович пустился в странствие по святым местам России в 1893 году, т.е. в возрасте 24 лет, а не в 28 лет, как он писал о себе в "Житие..." [368]. Паломником посетил многие святые места России [367], побывал на Афоне в Греции, потом в Иерусалиме; встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками; в 1900 году отправился в новое странствие в Киев; сравнительно долго жил на обратном пути в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии, и приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию (Страгородскому). Бывал он во многих "духовных академиях [368]: в Киевской, в Московской, Казанской и более в Петербургской". В 1903 году инспектор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Феофан (Быстров) познакомился с Распутиным, представив его епископу Гермогену (Долганову) [367].
Можно думать, что свою принадлежность Богу Григорий определил ещё до паломничества, во времена тяжёлого крестьянского труда, а старец Макарий лишь укрепил в нём это мнение. Предполагают [367], что Распутин обратился к религии после посещения Верхотурского монастыря, но в паломничестве его мнение о своём предназначении укрепилось в нём окончательно, и, когда на него нападали разбойники, чтобы обобрать, говорил им уверенно [368]: "Это не мое, а все Божье, вы возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю". Разбойники смущались таких слов и отпускали его с миром, будто чудака-отшельника. Некоторые спрашивали с удивлением: "Откуда ты и что такое с тобой?" Он отвечал им: "Я человек – посланный брат вам и преданный Богу".
Таким образом, уже в паломничестве Григорий определил себя посланником Божим, но цель самого посланничества ещё оставалась ему неясной, потому и исходил много мест. Из его воспоминаний [368] следует, что странствовать всю жизнь он не собирался и осуждал тех, кто занимался скитальчеством пожизненно, хотя оставленную жену и детей он не вспоминал.
Можно допустить, что Григорий Ефимович понимал суть паломничества, которая заключалась в том [370], что ещё в древние времена сложилось убеждение будто молитва становится более действительной в тех местностях, которые имеют то или иное отношение к Богу. И значение молитв Григорий понимал правильно. Их основы изложил ещё Платон, разобрав главные правила для молящегося [265]: никогда ничего не проси для себя, молись только в условиях стремления к мудрости и добродетели, молись всегда о насаждении добра и очищении зла. Григорий Ефимович пояснял существо молитв просто, по-мужицки, но верно [368]: "Если не будешь искать корысти нигде и стремиться как бы утешить, призовешь Господа душевно, то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют, только бы все делать не от гнусной корысти. А будешь искать каких ни будь случаев для брюха, для славы, для сребролюбия, то не получишь ни здесь ни там, то есть ни небесного ни земного, а будешь стараться, действительно Господь даст в чем нуждаешься и получишь, что тебе надо. Враг же сатана всегда ждет и ищет случая, как бы искусить и говорит, побеседуй погромче для своей славы и покрасноречь для брюха!... Нет не нужно просить и беседовать для славы своей – это будет только беспокойство – не дадут и не получишь, не приобретешь ни в земное наслаждение, ни в небесную радость. Если будешь себе приобретать, то не украсишь ни храм, ни себя, а будешь живой мертвец как в Евангелии говорится".
Паломничество у Григория было трудным [368]: ел мало, шёл много, спал, где придётся, вставал, когда другие ещё спали, и шёл дальше. Об этом периоде своей жизни он писал так: "Я шел по 40-50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни Дождя. Мне редко приходилось кушать, по Тамбовской губернии на одних картошках, не имел с собой капитала и не собирал во век: придется Бог пошлет, с ночлегом пустят – тут и покушаю. Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по полугоду и не налагал руки до тела – это вериги тайные, то есть это делал для опыта и испытания. Нередко шел по три дня, вкушал только самую малость.
В жаркие дни налагал на себя пост: не пил квасу, а работал с поденщиками как и они; работал и убегал на отдохновение на молитву. Когда коней пас – молился. Это отрада мне послужила за все и про все. Ходил берегами, в природе находил утешение и нередко помышлял о Самом Спасителе, как Он ходил берегами. Природа научила меня любите Бога и беседовать с Ним".
Интересно его наблюдение за весной [368]: "Весна означает великое торжество для духовного человека. Как развивается в поле, то есть украшенный светлый май, так и кто следящий следит за Господом, то у него зацветает душа подобно маю, у него такое торжество как день Пасхи, то есть напоминает как-будто этот день, когда он причащался, и как развивается вся весна, так развивается и торжествует кто ищет Господа. Недуховному человеку весна тоже радость, но только как неученому грамота".
Читая периодически Евангелие, Григорий нередко сравнивал своё существование с жизнью Христа [368]: "В одно прекрасное время, ходил, думал обо всем, вдруг проникла ко мне мысль, долго недоумевал, что вот сам Господь не избрал царские чертоги, а выбрал Себе ясли убогие и тем прославил славу. Мне недостойному пришло в голову достигнуть, взял, выкопал в конюшне вроде могилы пещерку и туда уходил между обеднями и заутренями молиться... Так продолжалось лет восемь".
В поисках способа общения с Богом, Григорий писал следующее [368]: "... я видениям никаким не верил, так меня Бог хранил от видений...", - и пришёл к такому заключению: "Видению не нужно верить, это недоступно нам" разобраться в его происхождении: от Господа оно, или от Дьявола. "Очень, очень осторожно нужно с этими видениями, до такой доведут низкоты, то есть до забвения, что не будешь помнить ни дни, ни часы, и в такую впадешь гордость, и будешь настоящий фарисей". В отношении сновидений, Григорий придерживался того же убеждения: "Не будем верить сновидениям кроме Божией Матери и Креста".
По завершении своих скитаний, Григорий Ефимович написал следующее [368]: "Много монастырей обходил я во славу Божию, но не советую вообще духовную жизнь такого рода – бросить жену и удалиться в монастырь. Много я видел там людей; они не живут как монахи, а живут как хотят и жены их не сохраняют того, что обещали мужу. Вот тут-то и совершился на них ад! Нужно себя более испытывать на своем селе годами, быть испытанным и опытным, потом и совершать это дело. Чтобы опыт пересиливал букву, чтобы он был в тебе хозяин и чтобы жена была такая же опытная как и сам, чтобы в мире еще потерпела бы все нужды и пережила все скорби. Так много, много чтобы видели оба, вот тогда совершится на них Христос в обители своей".
Говорят [177], что в годы скитаний Григорий прошёл пешком более 3-х тысяч километров и вернулся в свой посёлок [372].
Местные уверяли [372], что к ним вернулся другой человек - не иначе, как святой. Всех поражали его глаза - синие, с металлическим оттенком, они излучали какой-то сверхъестественный свет. Разговаривая, Распутин смотрел прямо в глаза собеседнику: часто цитировал Евангелие и Отцов Церкви, но говорил короткими, рубленными фразами. В его синих глазах светилась "доброта, спокойствие и радость". Посетитель уходил от него удовлетворённый, преисполненный восхищения. И тогда-то Григорий Ефимович объявил односельчанам, что он пришёл, чтобы донести до них голос святой матушки-земли и научить тайнам счастья, которые она открыла ему. Слава о святости Распутина начала распространяться за пределы губернии.
К духовенству Григорий был равнодушен, он пользовался служителями церкви на своё усмотрение, будучи убеждённым, что храм является прибежищем для утешений человека, несущего свой крест [368]. "Мы не к духовенству идём, а в храм Божий!" - говорил Ефимыч.
О крестьянской жизни и труде отзывался с теплотой и уважением [368], "...потому что Сам Самодержец Царь крестьянином живет, питается от его рук трудящихся, и все птицы крестьянином пользуются, даже мышь и та им питается. Всякое дыхание да хвалит Господа и молитва все за крестьянина – только бы он не сквернословил! Велик, велик есть крестьянин перед Господом: он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать нес и нам велел – Божий трудовик! У него вместо органов коса в руках; вместо увеселений – соха у сердца; вместо пышной одежды какой ни будь твердый ярмячок; вместо тройки лихой какая ни будь усталая лошадка. Он едет и вспоминает от души ко Господу: "донеси меня с этой долины в свое прибежище или до города". Вот тут-то на нем Христос! а сам пешечком со слезами. Он здесь со Христом, а там уже давно на нем пребывает рай, то есть он заготовил Житницу Божию". "... жалко, что у него ум спит, потому что он не был в гимназии. Не известно однако, что бы с ним было кабы поучился".
Городских осуждал за высокомерие и гордыню [368]: "Что им завидовать! у них как у худого еврея какой ни будь гнилой товар, да подкрашен или подлажен. Хвать, а его и нет, то есть деньги заплатил, а пользы не получил. Вот их радость – как надежды на весенний лед. У них едет только пышное платье, а душа во мраке. Но действительно не у каждого так бывает: "порфира не погубит, а рубище не вознесет", но на все нужно умение и опыт. Всегда нужно себя в одежде унижать и считать себя низким, но не на словах, а духом действительно. Бриллианты тоже Божие создание и золото украшение Царицы Небесной – бисер чтимый, но только нужно суметь его сохранить. Мы одеваемся в жемчуг – делаемся выше городов, подымаем дух и рождается порок гордости и непокорности ко всему. А вы знаете кто у нас не покорился? Один сатана! ... Нужны только унижение и любовь – в том и радость заключается! Любовь – большая цифра! пророчества прекратятся и знания умолкнут, а любовь никогда... Не нужно добиваться почета и учения, а следить и искать Господа и все ученые послушают глагол твоих или изречения твоего".
Словами "унижение", "унизиться" Григорий Ефимович часто пользовался вместо слов "скромность", "смирение". Похоже, что многих слов он вообще не знал.
Учёных Распутин считал особой категорией людей, далёких от Бога и религии [368]: "Богу взывать ученому не приходится. Он все на букве прошел... Буква запутала ему голову и свила ноги и не может он по стопам Спасителя ходить".
О России начала ХХ в. и высших царских чиновниках Григорий написал так [368]: "Спутана вся Россия и не признает в ней паства своего пастыря, то есть на родине надо любить родину и в ней поставленного Батюшку – Царя – Помазанника Божия. Много, много я кое-где бывал: бывал у сановников и офицеров и князей даже, пришлось Романовское поколение видеть и быть у Батюшки Царя. Везде нужны подготовка и смирение и любовь... Одно главное: кто живет со Христом нищий и убогий, у того радость больше его хаты, а и во дворцах и у Высокопоставленных, как Бога нет, уныние больше хижин... Которые умеют себя унизить у тех и благодать выше дворцов, не добиваются сей славы, а добиваются высшей благодати им и скорби как овсяная плева для ветра. А которые ждут от Царя почестей и награды, а сами не заслужили – у них фундамент-то на песке. Вода пришла и все унесло, то есть маленькая ошибка, а они уже то давятся, то стреляются, то наливаются, потому что они не искали небесной славы, а искали земного удовольствия. Бога и то купили в магазине – изумруд. А он то изумруд у них заржавел и ржавчина послужила свидетелем" их корыстного служения Царю и родине.
В 1904 году Распутин, видимо, при содействии архимандрита Феофана, переехал в Петербург, где стяжал у части великосветского общества славу «„старца“, „юродивого“, „божьего человека“», что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию „святого“» [367].
Говорят [372], что в 1904 г. он приехал в Санкт-Петербург как обычный паломник и пошёл просить приюта в семинарии. Семинаристы устроили ему теологический дискус. Смеясь над простым мужиком, они задавали ему каверзные вопросы и, к своему удивлению, получали достаточно разумные ответы, в которых Распутин проявлял полное спокойствие и сообразительность. Собранием заинтересовались профессора. На их вопросы он тоже ответил. Тогда к нему приблизился отец Феофан, ректор семинарии, и тихо спросил его мнение о выдержке из Святого Писания. Распутин погрузился в раздумье, после чего ответил, "очень чётко, кратко и точно". Последовали новые вопросы и новые ответы, и под конец беседы отец Феофан подошёл к крестьянскому самоучке и попросил благословить его. На следующий день Феофан представил Распутина епископу Гермогену, которого Григорий Ефимович крепко обнял, трижды расцеловал и заявил прямо: "Ты мне нравишься!" Гермоген был покорён им. Точно так же, в русском стиле он познакомился с проповедником Илиодором. С таким тройным покровительством Распутин начал завоёвывать Санкт-Петербург.
Именно отец Феофан рассказал о «страннике» дочерям черногорского князя (впоследствии короля) Николая Негоша — Милице и Анастасии [367]. Сестры поведали императрице о новой религиозной знаменитости. Прошло несколько лет, прежде чем Распутин начал выделяться среди толпы «божьих людей».
Считается [366], что при дворе Распутин появился в том же 1904 г.и завоевал доверие царской семьи, начав лечить гемофилию у наследника престола — цесаревич Алексей. В январе 1905 г. парапсихолог, граф Луи Гамон предсказал судьбу Григорию Распутину при их личной встрече [372]: "Я вижу, что вы умрёте страшной смертью во дворце. Вам будут угрожать ядом, ножом, пистолетом. Но я вижу холодные воды Невы, смыкающиеся над вами". На такое пророчество Григорий Ефимович уверенно ответил: "Это смешно. Меня называют спасителем России. Я Творец судьбы". Однако дата его первой личной встречи с императором произошла только 1 ноября 1905 года, о чём Николай II записал в своем дневнике [367]: "Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ".
Гемофилия [191] - врождённое заболевание крови, передающееся мальчикам от матерей, являющихся здоровыми носителями патологического гена; болезнь проявляется длительными кровотечениями от любой травмы; это заболевание и сейчас ещё трудно лечить, а в начале ХХ в. просто не умели. Распутин останавливал кровотечения у царевича Алексея заговорами и заклинаниями, без всяких лекарств [177].
Кровотечение действительно останавливалось (тому есть много свидетельств), но научно-практическое медицинское сообщество было посрамлено.
До царевича Алексея Григорий Ефимович пробовал свой целительский дар на монашке, в которую вселился дьявол, и она периодически билась в конвульсиях [372]. Не помогали никакие средства. Григорий приехал в монастырь, провёл у монашки в келье два часа, вышел уставшим, а монахиня сияла радостью. С тех пор у неё никогда больше не возникали судороги.
Сегодня известно много способов лечения эпилепсии, но она до сих пор ещё остаётся неизлечимым, рецидивирующим заболеванием [201].
Первый ритуал остановки кровотечения у царевича Алексея включал [372], прежде всего, моление старца перед иконами, затем он подходил к ребёнку, крестил его широким жестом, после чего начинал говорить с больным, внушая ему, что ничего не надо бояться, клал свою руку мальчику на лоб и проводил её вдоль всего тела ребёнка, с головы до ног, продолжая приговорить: "Смотри, Алёша, смотри, я прогоняю твои ужасные страдания. Тебе уже не больно, а завтра ты совсем поправишься. И тогда увидишь, как нам с тобой будет весело!" И Распутин начинал рассказывать Алёше о своём детстве, об огромной стране, которой владеет его папа и которая когда-нибудь достанется ему, поэтому необходимо поправиться, чтобы взять правление страной в свои руки, а до этого надо ещё успеть объехать всю империю, чтобы узнать её как следует. Алёша внимательно слушал: в нём просыпался интерес к жизни. С первой же встречи у царевича появилось доверие к старцу, и они договорились встретиться на следующий день, чтобы продолжить начатый разговор.
В дальнейшем Распутин мог лечить Алёшу уже дистанционно, и не только останавливать кровотечение, но и препятствовать развитию воспаления, которое часто сопутствовало появляющимся гематомам [372]. Достаточно было одной телеграммы царице такого содержания: "Богу было угодно увидеть твои слёзы и услышать твои молитвы. Не грусти. Твой сын выживет. Но пусть доктора больше не беспокоят его". Александра Фёдоровна перечитывала телеграмму своему сыну, и тот радовался, чувствуя поддержку, температура у него снижалась, и воспалённая опухоль спадала.
Вскоре Распутина стали называть "другом" царской семьи [177]. Вел он себя по мужицки, называя царицу Мамой и царя Папой. Императрица Александра Фёдоровна писала о нём в своих письмах к Николаю II "Наш друг", "святой человек", "Божий посланник". В ответ сибирский пророк справедливо утверждал, что "Наследник будет жив, пока живу я", и прибавлял: "Моя смерть будет вашей смертью".
Как это обычно бывает, у Распутина вскоре появились враги. На что ранее не обращалось внимания, приобрело свою актуальность, лишь бы всячески очернить личность провидца. Его целительский дар объясняли совпадением, а не личными способностями [372].
В 1907 году Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина по доносу 4-х летней давности (!!!), от 1903 г., в котором он обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовщине, и в образовании общества последователей своего лжеучения [367]. Но это дело было отправлено в архив Синода, а заведший на Распутина дело о «хлыстовстве» епископ Тобольский Антоний (Каржавин) был впоследствии вознаграждён - перемещен в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа.
В 1909 году полиция собралась выслать Распутина из Петербурга, однако он сумел опередить её и сам на некоторое время уехал на родину в село Покровское [367]. Но вскоре вернулся, а в 1910 году к нему в Петербург переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. Тогда по указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней установили наружное наблюдение.
В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина, и член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина [367].
16 декабря 1911 г. епископ Гермоген в союзе с иеромонахом Илиодором (Труфановым), пригласил Распутина к себе на подворье, на Васильевском острове, и в присутствии Илиодора стал „обличать“ неугомонного старца, несколько раз ударив крестом [367]. Между ними завязался спор, а потом и драка. В этом же году, не выдержав всех нападок против себя, Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.
По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти [367]. Вместе с этим, в том же январе 1912 г., Дума заявила о своем негативном отношении к Распутину, и в феврале 1912 г. Николай II приказал В.К. Саблеру возобновить дело Святейшего Синода о «хлыстовстве», в котором Распутин обвинялся в принадлежности к хлыстовской секте». 26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царю навсегда выгнать крестьянина из столицы. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал, что Распутин хлыст и участвует в радениях. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы, в котором Распутин-Новых был назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой». Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что все смирились с результатами расследования. Противники Распутина полагали, что епископ Алексий «помог» ему таким образом в корыстных целях: некогда опальный епископ, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913, то есть всего полтора года, после чего был повышен и назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривалось влияние самого Распутина. Однако исследователи предположили, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно была видна в его проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии.
До 1912 г. роль Распутина в высших кругах Петербурга чаще всего находилась в пределах "общественной сатиры и скандальной хроники" [372]. Но в возрасте чуть более 40 лет "божий человек" проявил интерес к политике, и им сразу же заинтересовалась британская разведка. В 1912 г. в Санкт-Петербург был послан с секретным поручением Вернон Келль, известный в петербургских кругах как доктор Лазовер, капитан британской пехоты, близкий приятель молодого Уинстона Черчилля. Ему было поручено составить рапорт о предполагаемых действиях России в случае военного конфликта в Европе. Вернон Келль обратил внимание на русского банкира Дмитрия Рубинштейна, отметив близкие отношения последнего с Варбургом, немецким банкиром из Мюнхена, неофициальным агентом германского правительства. Вернон Келль заметил, что при посредничестве Русско-французского банка Рубинштейн контролировал важнейшие внутриполитические вопросы и мог быть причастен к шпионажу. А между тем часть капиталов этого банка принадлежала немцам, и Келль не без основания подозревал существование тесных отношений между Распутиным и Рубинштейном. В отношении влиятельного старца Келль составил ряд рекомендаций: в случае войны удалить Распутина из столицы и хорошо ему заплатить, если он "добровольно согласится вернуться в свою родную губернию"; "Если Распутин останется глух к подобному предложению, необходимо будет принять меры активной защиты, перейдя к его физическому устранению".
В. Пикуль писал о политической обстановке в правящих кругах России перед 1-й Мировой войной [133]: "Принято считать, будто царем и царицей управлял Распутин. Но это лишь половина правды. Правда же состоит в том, что очень часто Николаем II... управлял Симанович, а Симановичем - крупнейшие еврейские дельцы Гинцбург, Варшавский, Слиозберг, Бродский, Шалит, Гоуревич, Мендель, Поляков. В этом сионистском кругу вершились дела, влиявшие на судьбу Российской империи. Знайте об этом!"
Вторым тайным эшелоном шла, прежде всего, английская разведка, а за ней - германская, которые к революции 17-го года поменялись местами. И все они были против вмешательства Распутина в их закулисные игры. Поэтому неожиданные периодические исчезновения провидца из Санкт-Петербурга могли быть также связаны с избыточным внешним давлением на его персону.
Мсье Жильяр, учитель французского детей Николая II с 1905 г. и наставник царевича Алексея с 1913 г., живший в Александровском Дворце, вспомнил единственную встречу с Распутиным [367]: «Однажды, собираясь выходить, я встретился с ним в передней. Я успел рассмотреть его, пока он снимал шубу. Это был человек высокого роста, с изможденным лицом, с очень острым взглядом серо-синих глаз из-под всклокоченных бровей. У него были длинные волосы и большая мужицкая борода»
В 1914 году Распутин поселился в квартире на ул. Гороховой, 64 в Санкт_Петербурге [367]. По столице стали быстро распространяться мрачные слухи, что дескать, Распутин превратил ее в притон и использует для проведения своих «оргий». Одни говорили, что Распутин содержит там постоянный «гарем», другие — собирает от случая к случаю девиц вольного поведения. Существовал слух, что квартира на Гороховой используется для колдовства и т.п. Упорно отмечалась неграмотность разнузданного старца.
Общее мнение было таковым [366], что, добившись расположения императрицы Александры Фёдоровны, Распутин приобрел неограниченное влияние на Николая II, который стал руководствоваться рекомендациями проходимца в решении государственных дел. В общественных кругах распространялось мнение о решающей и отрицательной роли Распутина в проведении правительственной политики [170]. Возможно, причиной такого негативизма общества к Распутину частично явился он сам, поскольку, не имея никакого образования, низкого происхождения, Григорий, по всеобщему мнению [366], претендовал на исключительные права и власть, будучи по натуре своей, как гласила молва, авантюристом аморального поведения.
Дочь Григория Ефимовича, Мария писала [177]: "Отец упорно доказывал государю, что он должен быть ближе к народу, что царь - отец народа... убеждал, что его министры врут ему на каждом шагу и тем ему вредят..." По мнению графа Витте, именно позиция и советы Распутина отодвинули Первую мировую войну на два с половиной года.
При этом "Святой старец" проводил ночи в кабаках и других злачных заведениях Санкт-Петербурга, нередко возвращался домой мертвецки пьяным, в компании одной или нескольких женщин [372]. Такая жизнь стоила дорого. Политики и чиновники пользовались случаем, чтобы предложить влиятельному старцу деньги за услугу. Он брал их не стесняясь. Сперва хватало 3-х рублей, чтобы просить его о ходатайстве, но через несколько лет Распутин брал уже по несколько тысяч.
Молодой аристократ князь Феликс Юсупов описывал его в то время как человека "среднего роста, жилистого, но худого", с "непомерно длинными" руками [372]. Распутин не был похож на святого, "скорее на лукавого, сладострастного сатира". Больше всего поражал его взгляд: "В нём, действительно, ощущалась таинственная, сверхъестественная сила. Его слащавая улыбка поражала почти так же, как и его ужасный взгляд; она была злой, хитрой и чувственной одновременно".
Женщина, встретившая Распутина до войны, подтверждала впечатления Юсупова [372]: "Какие странные у него глаза! Каждый раз, когда я находилась в его присутствии, я бывала неприятно поражена силой его взгляда и не могла его долго переносить..."
Посол Франции Морис Палеолог, сильно предубеждённый против этого "распутника" [372], тоже признавал, что "выражение власти источали эти голубые глаза".
Отмечают [372] удивительный дуализм (амбивалентность), свойственный личности Распутина. Он был способен во время обычной беседы неожиданно упасть на колени и начать молиться со страстным усердием. В самый разгар своей славы он вдруг всё оставил и отправился паломником на Святую землю, посетил гору Афон и Иерусалим, рыдал на могиле Христа. Но с первого же дня, вернувшись в Санкт-Петербург, продолжил свои оргии и пьянки. При этом женщины и молодые девушки приходили к нему на квартиру № 20 дома 64 на Гороховой увлице, где пахло "щами, прогорклым маслом и горячим козьим сыром", и просили его об исцелении или поддержке. Если посетительница была хорошенькой, Распутин приглашал её сесть рядом с собой на диван, говорил о Боге, небесах, искуплении - и одновременно, при всех присутствующих, без лишних церемоний начинал ласкать девичью грудь, не забывая при этом о тех впечатлениях, которые его захватывали при посещении Святых мест во время паломничества.
В его голове одномоментно укладывалась разгульная мирская жизнь, мысли о святости, забота о простом народе и государстве в целом. В своих воспоминаниях от посещения Святой Земли Григорий Ефимович писал [371]: "Я был очевидцем и сравнивал их Пасху [католическую] с нашей – у них неделей раньше она была. Что же сказать про их Пасху? У нас все, даже неправославные радуются, в лицах играет свет и видно, что все твари веселятся, а у них в основном самом храме никакой отрады нет, точно кто умер и нет оживления: выходят, а видно, что нет у них в душе Пасхи, как у избранников, а будни. Какое же может быть сравнение с Пасхой Православия". В другом месте встречаются такие слова [371]: "Надо обратить побольше внимания на паломников – возить их подешевле и так устроить, чтобы миссия не брала с них денег за кипяток, номера, за барак и раз в день давали бы кушать и не возили бы как скот в трюмах, иногда до семисот вместе... А то с паломниками обращаются как со скотом, а деньги отдай и за кипяток, и за бараки, и за все. Паломники ради святыни едут, но много им приходится терпеть".
И при этом на Гороховой, в своей квартире, в самой середине проповеди он мог увести посетительницу в свой кабинет, категорически запретив входить в него кому-либо, и совершить там церемонию "очищения грехом" [372]. И в большинстве подобных случаев женщина не имела ничего против. Прочие дамы, находящиеся в это время в его апартаментах, подбадривали "новенькую", советуя ей удовлетворить "благочестивого старца".
Но иногда всё проходило не совсем гладко [372]: "новенькая" выбегала из кабинета в помятой одежде, с криками и рыданиями и в глазах друзей Распутина она встречала не сочувствие, а осуждение. Даму грубо выталкивали на улицу, впихивали в экипаж, после чего всеми силами старались утешить дорогого, бедного отца Григория, оскорблённого этой глупой, полной гордыни женщиной.
Бывало, что "глупая женщина" обращалась в полицию [372]. Начальник околотка составлял протокол, отправляя копию в заинтересованные инстанции. Но никогда против Распутина не выдвигалось никаких обвинений. Ведь женщина пришла к нему добровольно и сама просила о помощи, не оговаривая при этом никаких условий дозволенного.
Нет, Распутин был, несомненно, неординарной личностью! Он шёл по жизни не как поезд - по рельсам, прямолинейно, а дышал всей грудью, всё впитывал в себя жадно и, что мог, отдавал. Его обожали, любили, ему завидовали, его ненавидели и хотели даже убить.
В 1914 г. Иоанн Кронштадтский встретился с Распутиным и спросил старца [367]: «Как твоя фамилия?» И когда последний ответил: «Распутин», сказал: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе». Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), старец Седьмиозерной пустыни, очень резко высказывался о Распутине: «Убить его, что паука: сорок грехов простится…».
Когда Россия взялась за оружие, старца не было в Санкт-Петербурге и он срочно телеграфировал царю, умоляя не участвовать в войне, которая "будет означать конец России и императорам" [372]. Вернувшись в столицу, Распутин ещё больше стал вмешиваться во внутреннюю политику государства... и с ним советовались по любому поводу, о чём свидетельствовала переписка между Александрой Фёдоровной и Николаем II.
Шла Первая Мировая война, и Распутин писал в 1915 г., предвещая революцию [371]: "Обида берет... : брат на брата и сын на отца [пойдут] – конец приближается".
Говорили [177], что Распутин, предотвращая заговор, был причастен к смещению великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего (в августе 1915 г. [194]). Министры написали прошение Николаю II изменить решение, но тот остался непреклонен. Царица объясняла своему мужу, что "наш Друг вовремя раскрыл их карты и спас тебя тем, что убедил прогнать Н. [Николая Николаевича] и принять на себя командование".
Во время войны Распутин продолжал помогать больному Алёше [372]. Как-то царевич, сопровождая своего отца в Генштаб, в поезде ударился головой о стекло. Из носа потекла кровь и не останавливалась. Истекающего кровью и ослабленного престолонаследника привезли в Царское Село. Старец приехал во дворец и сотворил над больным крестное знамение, недолго молился перед иконой и произнёс: "Благодарите Бога! Он ещё раз дарит жизнь вашему сыну!"
Но обиженный Николай Николаевич распускал другие слухи [177]. На Распутина сваливали все промахи на фронтах и внутри страны, обвиняли в ошибках царя и открыто обвиняли даже в шпионаже.
Летом 1916 г., в одном из светских салонов, председатель Государственной думы Родзянко заявил [372]: "Что сможем мы сделать, когда всё правительство и все лица, приближённые его величеству, будут творениями Распутина? Единственная возможность спастись - убить этого негодяя. Но не найдётся в России ни одного человека, который осмелился бы это сделать. Был бы я не так стар, я бы взял это на себя".
До 16-го года на Распутина было совершено несколько покушений и только последнее, в 16-м году стало для него роковым [177,367], осуществлённое монархистами-заговорщиками [170]. Оно произошло в ночь на 17 (30) декабря 1916 г. в результате заговора влиятельных дворян [366,372]: князя Ф.Ф. Юсупова, депутата IV Государственной Думы В.М. Пуришкевича (организатора еврейских погромов в 1905 г.), великого князя Дмитрия Павловича и военного врача С.С. Лазаверта (офицер британской разведки Освальд Рейнер [367]; другой источник [372] именует его "доктор Лазовер", или "Вернон Келль"). Распутина умерщвляли тремя разными способами подряд: сперва травили цианистым калием, затем в него стреляли и под конец утопили в Неве [367]. Позже судебные эксперты обнаружили в его лёгких воду [177] - это означало, что под водой он был ещё жив, но не смог выбраться и утонул.
По настоянию императрицы Александры Фёдоровны Распутин был похоронен у часовни императорского дворца в Царском Селе [366].
Огромные суммы, получаемые Распутиным за его услуги, не послужили его обогащению [372]. После своей смерти он не оставил ничего. Константин де Грюнвальд рассказывал: "Суммы,иногда значительные, которые платили ему, он использовал, чтобы помочь бедным студентам или другим нищим, которые поджидали его, выстроившись цепочкой у подъезда его дома".
После отречения Николая II Временное правительство, искавшее порочащие факты на сверженного царя и его окружение, открыло специальное расследование по делу Распутина [367] и... ничего, кроме амурных похождений, не выходящих из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также с некоторыми из его просительниц, не нашло. Но через три месяца после похорон Распутина его могилу осквернили и Керенский приказал Корнилову организовать уничтожение тела. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было сожжено ночью, после чего составили официальный акт о сожжении трупа. На месте сожжения на стволе березы оставили две надписи, одна из которых на немецком языке: «Hier ist der Hund begraben» («Здесь погребена собака»), другая - на русском: «Тут сожжен труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года». Кремация произошла в Парголовском лесу [372], в нескольких верстах севернее Петрограда.
Незадолго до смерти у Распутина было видение [177]: "Через три луны после моей смерти я снова увижу свет, и свет станет огнём. Вот тогда-то смерть будет вольно парить в небесах и падёт даже на правящее семейство". "Когда я умру, - говорил он [372], - Россия окажется во власти дьявола!"
Имеется мнение [367], что иеромонах Илиодор, распространявший пасквильные письма о Распутине, по совету М. Горького написал подобную книгу „Святой Чёрт“ о нём, которая была опубликована в 1917 году во время революции.
Сам Распутин оставил две книги [367]:
Распутин, Г. Е. Житие опытною странника. —Издана в май 1907 года. Главные мысли в ней и наставления касаются бескорыстной любви к природе, к людям, к своему труду и, главное, к Богу-Спасителю, Иисусу Христу;
Г. Е. Распутин. Мои мысли и размышления. — Петроград, 1915. Эпиграфом к этой книге стали такие слова Распутина [371]: "Горе метущимся и злым – им и солнце не греет, алчных и скучных весна не утешает; у них в очах нет дня – всегда ночь". В ней много говорится о впечатлениях Григория Ефимовича от посещенных Святых мест. Часто приводятся мысли глобального масштаба, такие, как эта, например: "Совесть всем без языка говорит про свой недостаток, всем надо поглядеть на неё, тут никакой грех не утаим и в землю не закопаем. А всякий грех всё равно, что пушечный выстрел – все узнают..."
Из высказываний и мыслей Распутина заслуживают особого внимания такие [371]:
в Иерусалиме у Грома Господня "... такое чувство в себе имел, что всех готов обласкать и такая любовь к людям, что все люди кажутся святыми, потому что любовь не видит за людьми никаких недостатков";
"Никогда не бойся делать добро";
"Очень много умных, а веры в них нет, с ними очень нужно говорить, но не о вере, а о любви".
Книги явились литературной записью мировоззрения Григория Ефимовича и свидетельством его малограмотности [367]. Всего насчитывают около 100 канонических пророчеств Распутина и несколько наставлений. Самым знаменитым стало предсказание гибели Императорского дома: Покуда я жив, будет жить и династия.
Про Софийский собор в Константинополе Распутин написал в 1915 г. [371]: "О горе! Как Господь гневается на нашу гордость, что передал святыню нечестивым туркам и допустил Свой Лик на посмешище и поругание – в нём курят. Господи, услыши и возврати, пусть храм будет ковчегом! По преданию говорится, что именно из-за гордости был отнят храм у Православных, ибо не признавали сего ковчега, имели дом гуляния и роскоши. Господь прогневался на долгое время и повелел кощунствовать над Своей Святыней. Обождём, Господь смилуется и вернёт её с похвалой, почувствуем и покаемся".
Знал бы Григорий Ефимович, когда писал про Софийский собор, что почти через сто лет найдутся в России образованные молодые люди, которые будут вульгарно плясать и петь на паперти московского храма Христа Спасителя, - велико было бы его горе, а "гнойные мятежницы" (Pussy Riot, Пусси Райт) смеялись бы ему в след! В 1915 г. Россия ещё только готовилась к духовной деградации и упадку нравственности, которая проявилась спустя 100 лет у правнуков и правнучек первых революционеров - не получили они понимания святости, осталась у них только животная радость и примитивная гордость за свои глупости. Не искупила Россия все свои грехи, терпеть придётся ещё минимум 100 лет. Турки же захватили Константинополь в XV в. и 29 мая 1453 г. город назвали Стамбулом, Святая София была превращена в мечеть [171] - это произошло более 560 лет назад.
Про турок и религию у Распутина имеется интересное замечание, которое сейчас кажется фантастичным [371]: "Я вот убедился, что платье у турок такое же, как у христиан и евреев. Можно ожидать исполнения слова Божия над нами, что будет единая Православная Церковь, не взирая на кажущееся различие одежды. Сначала уничтожили это различие, а потом и на веру перейдет, трудно понять всё это. Сначала на одежду прельстятся все инородцы, а потом у них будет единая Церковь".
Однако ещё в 1915 г. Распутин задумывался над тем, почему люди покидают христианство и уходят в другую веру, на что сам отвечал так [371]: "Потому что в храме духа нет, а буквы много – храм пуст".
Здесь следует вспомнить Нострадамуса, который искренне считал [180], что обрядовая и ритуальная сторона церкви неизбежно отомрет в будущих веках; последняя христианская литургия будет отслужена в 2125 г. Тогда же сгинут с лица земли и богослужения в синагогах. Падение христианства и иудаизма продолжится. Буква учения Христа превратится в прах, в новые времена воскреснет Дух, который примет иные, не обрядовые и не ритуальные формы. Эта вера станет единой для всех.
Центурия 9, катрен 72 [180]:
"Все церкви и все синагоги зачахнут:
Исчезнут обряды в две тысячи сто пятьдесятом году
И Крест и Давидовы звезды истлевшею славой запахнут,
Но милость небес люди в новом найдут".
А. Канон-Дойль [64] тоже считал, что придёт время, когда современная форма религий упразднится, но суть ее останется, так что единая, вселенская вера будет воспринята всей цивилизационной Землею. Эта вера будет проповедовать доверие к Руководящей Силе Вселенной, но и тогда мы будем знать об этой Силе не больше, чем теперь.
Главные пророчества Распутина имели следующее содержание [177]:
"...Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой. И в России, и во Франции, и в Италии, и в иных местах... Человечество будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи. Невежественный и властный будет диктовать законы мудрому и даже смиренному. А потом большая часть поверит во власть имущих, но разуверится в Боге... Кара Божья будет нескора, но ужасна. А случится это ещё до конца нашего века. Затем, наконец, мудрость будет освобождена от цепей и человек вновь доверится Богу, как дитя доверяется матери. И по этому пути человек придёт в рай земной".
"... Яды обнимут Землю, как страстный любовник. И в смертельном объятии небеса обретут дыхание смерти, а в источниках воды будут горьки, и многие из этих вод будут ядовитее гнилой змеиной крови. Люди будут умирать от воды и воздуха, но говорить будут - они умерли от сердца и почек. И горьки воды заразят время, как вех, ибо горькие воды породят горькие времена..."
"... Растения заболеют и умрут одно за другим. Леса станут огромными кладбищами, и меж сухих деревьев будут бесцельно бродить ошеломлённые и отравленные ядовитыми дождями люди..."
"... Наступит время, когда солнце станет плакать, и его слёзы упадут как огненные искры, сжигая растения и людей. Пустыни станут наступать, как взбесившиеся лошади без седока, и пастбища превратятся в песок, и реки станут гнилым пупом земли. Исчезнут нежная трава лугов и листья деревьев, ибо будут править две пустыни: пустыня песка и пустыня ночи. И под горящим солнцем и ледовым холодом потухнет жизнь".
"... Воздух, который входит в наши лёгкие, чтобы нести жизнь, однажды принесёт Смерть. И наступит день, когда не будет ни гор, ни холмов, ни озёр, ни морей, которые не были бы окутаны зловещим дыханием Смерти. И все люди будут вдыхать Смерть, и все люди умрут от ядов, коими будут наполнен воздух".
"... Родятся чудовища, которые будут ни людьми, ни животными. А многие люди, которые не будут иметь отметины на теле, будут иметь отметины в душе. А потом наступит время, когда вы найдёте в колыбели чудовище из чудовищ - человека без души..."
"Горы трупов сложат на площади, и миллионы людей застанет безликая смерть. Города с миллионами жителей не найдут достаточно рук, чтобы хоронить умерших, многие деревни будут перечёркнуты крестом. Никакое лекарство не сможет остановить чуму, ибо она будет преддверием очищению".
"... Когда времена приблизятся к бездне, любовь к человеку превратится в сухое растение. В пустыне тех времён будет расти лишь два растения - растение выгоды и растение себялюбия. Но цветы этих растений можно будет принять за цветы любви. Всё человечество будет поглощено равнодушием..."
"Проскочит искра, которая принесёт новое слово и новый закон. И новый закон научит человека новой жизни, ибо в новый дом нельзя будет войти со старыми привычками. А когда солнце закатится, то откроется, что новый закон есть древний закон и человек был создан по этому закону..."
Пророчества Распутина, как и всех других предсказателей, нельзя трактовать буквально. Большинство предсказателей не понимало того, что "видело" в будущем, и передавало "увиденное" согласно своему мировоззрению. А Распутин к тому же был неграмотным мужиком, и мы не знаем степень его информированности. Григорий Ефимович предсказывал [177]: "...когда не будет чумы, чтобы убивать, будут коршуны, которые станут отрывать мясо...", - где под "чумой" можно понимать любое массовое заболевание, а под "коршунами" - самолеты или ракеты. Большая часть предвидений Распутина имела краткосрочный характер, лишь только некоторые относились к отдалённому будущему. Среди них было и такое, в котором предсказывалось смещение земной оси, со значительным изменение климата в России [177]: "... в Сибири будет расти виноград, а многие дворцы Петербурга будут украшены лимонными деревьями".
Не следует забывать, что не только отдельный человек, но и всё человечество вправе менять своё будущее (свою карму), и любое предсказание является лишь возможным вариантом того, что может случиться, в зависимости от накопленного добра и зла, от глубины раскаивания, степени любви к ближним и ко всему живому... Не даром во всех древних религиях упоминается божий суд, на котором "взвешиваются" все "за" и "против". Немаловажное значение придаётся искренности чувств во время совершения того или иного поступка.
Несомненно, Распутин был амбивалентной личностью. Но, как говорят некоторые [372], он всё делал искренне и открыто, не тайком, как многие из нас, чтобы скрыть свою раздвоенность чувств и желаний. За это его не воспринимали, не любили и даже ненавидели - он был другим, не как все, от него можно было ожидать всего, что угодно. Характер его был неуправляемым, а поведение непредсказуемым. Мы же привыкли иметь дело с хорошо управляемыми живыми механизмами, поступки которых можно предугадать заранее. Для этого людей воспитывают с младенчества. Но Распутин не получил никакого воспитания, потому явился идеальным примером того, как может выглядеть невоспитанный мужик, получивший сверхвозможности и большую власть. И надо отдать ему должное: он не стал тираном и ханжой; он всей душой любил Россию и служил ей, как умел!!!
Литература:
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
64. Загадки жизни и смерти. Размышления Артура Конан-Дойля. М: Айрис-Пресс, 2004.- 224 с.
133. Пикуль В.С. Нечистая сила, в 2-х томах. М.: Вече, 2007.
170. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 15. РАН-САУ. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 [3] с.
171. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 13. ОКЕ-ПИА. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 [3] с.
177. Славин С.Н. 100 великих предсказаний. М.: Вече, 2010.-432.
180. Нострадамус М. Центурии. М.: ГПИ "Искона", Агенство "Ира Принт", 1992-192 с.
190. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.19. ХАЛ-ЭДУ. М.: АСТ; Астрель; 2011.-797, [3] с.
191. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.4. ВЕС-ГИБ. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797, [3] с.
201. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.20. ЭДУ-ЯЩУ. М.: АСТ; Астрель; 2011.-685, [3] с.
265. Платон. Диалоги; Сочинения платоновской школы/ Пер. с древнегреч. С.Я. Шейнман-Топштейн; Вступ. ст. А.Ф. Лосева; Примеч. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мир книги, Литература, 2007.-496 с. ("Великие мыслители").
366. Распутин Г.Е. Лингвострановедческий словарь на Академик.ru, 2014: http://lingvostrano-vedcheskiy.academic.ru/427/РАСПУТИН_Г.Е.
367. Распутин Г.Е. Википедия на Академик.ru, 2014: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/ 1117038
368. Распутин Г.Е. Житие опытного странника. Май 1907 год. Церковь Иоанна Богослова > Главная страница > Библиотека > Григорий Ефимович Распутин. Житие опытного странника, 2014: http://www.omolenko.com/biblio/rasputin.htm
370. Паломничество. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона на Академик.ru, 2014: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/76742/Паломничество
371. Распутин Г.Е. Мои мысли и размышления. Петроград, 1915 год. Церковь Иоанна Богослова > Главная страница > Библиотека > Григорий Ефимович Распутин. Мои мысли и размышления, 2014: http://www.omolenko.com/biblio/rasputin1.htm
372. Непомнящий Н. Великие пророки современности. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.-432 с.
373. Хлысты. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой на Академик.ru, 2014: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/281322/хлысты