• Авторизация


ДРЕВНИЕ ЭТРУСКИ И ЛАТИНЦЫ 25-06-2013 21:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г.

Всё, что нам известно сегодня об этрусках, указывает на то, что они не считали себя равными богам, а потому не относились к поколению полубогов-титанов, являясь одним из древнейших народов, принадлежавших людям современного типа. Их ограниченные возможности проявились прежде всего в строительстве. Не способные возводить мегалитические сооружения, они, как и все наши древние древние предки, вначале использовали камень только в фундаментах строений, каркас же делали из дерева, а стены изготавливали из сырцового кирпича [26,294]. Иногда из дерева сооружался весь храм, кроме фундамента [294].
Сегодня принято считать, что этруски во многом заимствовали свою культуру от греков [26,294], однако детальный анализ мифов показал, что на Балканах древние люди современного типа не дружили с титанами, в то время как этруски находились с ними в подчинённо-коллегиальных отношениях, а следовательно, могли чему-то научиться. В этой связи становится интересным отношение этрусков к прежней цивилизации атлантов и всё то, что они могли заимствовать от уходящей эпохи полубогов-героев. Основные трудности в изучении этого вопроса будут заключаться в особенностях исторического периода, следовавшего за этрусской цивилизацией: деградация мантики (т.е. магии) и оккультизма проявилась в эпоху римского владычества, а возникновение новой религии, христианства, способствовало физическому уничтожению многих древних источников, не согласующихся со взглядами одержимых представителей нового вероучения. Римская империя явилась как бы "демаркационной линией" между прошлым и будущим, и в это переходное время зародившееся христианство разрушало и уничтожало всё, что признавалось чуждым для новой религии. Потому существование Этрурии можно определить как закат доисторического периода в истории современного человечества.
Чтобы наметить примерное время возникновения этрусской культуры, следует обратить внимание на то, что этруски знали основные события Троянской войны и о принесении в жертву троянских пленников греческим героем Ахиллом [294]; они знали троянца Энея, который после своего бегства из побеждённой Трои прибыл на Апеннинский полуостров и помог этрускам в их региональных войнах; они знали и Одиссея, который отказался продолжить войну с троянцем Энеем на Апеннинском полуострове, как свидетельствовали этрусские сказания. У этрусков был даже собственный герой, участвовавший в Троянской войне в качестве возничего греческого царя Агамемнона. Из этого следует, что этруски были, как минимум, современниками троянских событий, которые происходили, по Гесиоду, в эпоху полубогов-героев, сами при этом не являясь полубогами. О том, что ахейцы и этруски принадлежали к разным этническим группам свидетельствовали их погребальные обряды: ахейцы (по Гомеру [291]) кремировали своих павших в бою воинов, а этруски [294] - хоронили всех, включая царей, за что аборигенные племена Апеннинского полуострова сочли их сперва за людоедов, раз они не сжигали покойников (вот такие взгляды были в древности! Известно, что дикие животные до сих пор прикапывают недоеденную ими пищу, чтобы съесть её позже).
В мифологическом происхождении этрусков имеются некоторые непонятные моменты, на которые современные историки почему-то не обращают внимания или умышленно замалчивают. Так, Гесиод [288] упоминал тирренцев (греческое название этрусков) в связи с царствованием над ними Латина, сына Одиссея и Кирки, а основная историческая традиция, начиная с Геродота [26-27,204,219], указывала на лидийско-малоазийское происхождение этрусков, т.е. они появились в период ранней истории Лидии, в которой ни Троя, ни Одиссей не упоминались. Латин легко (по Гесиоду) взял власть над этрусками, без всякой борьбы. Такое могло быть возможным только в том случае, если этруски преклонялись перед претендентом или даже его боготворили. А кого они могли боготворить, имея своих царей, - только полубогов-героев из эпохи титанов, каким был Латин, потому так легко и подчинились ему. Да и Платом в "Тимее" [224] говорил о том, что во времена существования Атлантиды власть атлантов "простиралась на весь [их] остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону [Гибралтарова] пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении". Следовательно, когда Латин появился в Этрурии (по-гречески, в Тиррении), этруски приняли его за атланта и легко подчинились ему.
Этруски прибыли не на пустой Апеннинский полуостров: ко времени их переселения на нём уже обитали другие племена (латины, ритулы, фалиски и др.) [134]. О том, что они по-особому относились к титанам наиболее наглядно прослеживается в мифах о греческом Геракле и римском Геркулесе. Современные учёные считают [26,294] так же, как полагали древние авторы, греческие и римские, что Геркулес носил римское имя греческого Геракла, и к нему относили все те подвиги, которые совершил Геракл. Однако сам культ Геркулеса в Риме был более древним, чем время заимствования римлянами рассказов о Геракле, и если греческий Геракл первично был героем, т.е. полубогом, который только после мучительной смерти в награду за свои труды и страдания был принят на Олимп, то римский Геркулес изначально почитался богом (!!!) и ему всегда приносились жертвы [294].
Древнее предание гласило [26], что Геркулес после того, как убил великана Гериона и угнал его быков, пришёл в Италию и остановился у царя Эвандра на палатинском холме. А в это время в пещере Авентинского холма жил разбойник Какус. Он украл у Геркулеса быков и, чтобы навести на ложный след, загнал их в свою пещеру задом наперёд, таща за хвост, но их рёв помог обнаружить похищение. Геркулес убил разбойника, воздвиг жертвенник Юпитеру-Inventor (Создателю), с торжеством вернулся к Эвандру, одарил и угостил римлян, научив их вновь учреждённому культу - поклонению Зевсу (римский Юпитер). А Эвандр [295] ещё в присутствие Геркулеса посвятил ему в знак благодарности храм. До Эвандра в Италии почитались [294] божественные Янус, Веста, Сатурн и Опс; цари Итал, Сабин и, как ни странно, Фавн (впоследствии римляне сами путались, кем же был изначально Фавн - царём или богом). Древнеримские сказания [294] свидетельствовали о том, что Геркулес был необычно огромного роста, превосходящим рост все местных жителей.
Полагают [26], что в предании о Геракле и Эвандре содержались отголоски попыток греков-ахейцев закрепиться на Апеннинском полуострове, но почему этого не произошло, авторы не пояснили. На самом же деле, как гласит римская мифология [152,294-295], Эвандр сам был греком и бежал из Аркадии в Италию со своей матерью за убийство отца Палланта. На холме у Тибра он основал город Паллантий (этот холм впоследствии назвали Палатинским), используя греческие буквы изобрёл латинский алфавит и научил аборигенов пользоваться им. Но пролитая кровь отца не сошла ему с рук: своего сына он тоже назвал Паллантом, который погиб в бою с вождём ритулов Турном.
Римский миф о Сатурне несколько напоминает историю Эвандра: Сатурн [294] - бог земледелия прибыл на Апеннинский полуостров из-за моря как изгнанник (он был изгнан своим сыном Юпитером, греческим Зевсом, ещё до Эвандра, когда не было денег и все жили мирно, без зависти и злобы, во времена так называемого "золотого века" в Италии).
Поэтому греческое влияние на древних римлян можно проследить, как минимум, с времён Геракла, или даже раньше - со времён Сатурна, в то время как этруски принимали чужие мифы только в том случае, если в их собственной религии имелся какой-либо пробел.
У этрусков был свой верховный бог - Тин (Тиния) [294], и с его культом ничего не могли сделать ни Эней, ни Латин, лишь много позднее культ этого божества стёрся под влиянием римской культуры. Но мифы о Геракле этруски должны были знать от Энея и его сподвижников, прибывших из разорённой Трои, которую некогда разграбил ещё Геракл за то, что троянский царь не выполнил его условий за спасение прекрасной девушки и уничтожение морского чудовища [152]. У этрусков был свой бог-герой, по имени Херкле [294] - могучий воин, защищавший города и людей от врагов и очищавший землю от различных злых сил, насылавших на людей болезни; лишь много позднее, когда этруски начали слабеть под натиском римлян, они отождествили Херкле с Геркулесом. Такая стойкая приверженность этрусского народа своей культуре делает её наиболее интересной для исследователей всех мастей в плане изучения особенностей духовного развития древних представителей нашей, 5-й, коренной расы.
Однако приведённые выше рассуждения опят приводит нас к мысли о том, что некогда был период, когда титаны и люди современного типа существовали параллельно, и люди боготворили титанов. Но это нисколько не проясняет всю историю, поскольку в ней фигурирует не только Латин, но и троянец Эней, который воевал с этрусками на равных, как соратник. Интересным моментом является и то, что в мифологии самих этрусков (тирренцев) не было никакого Латина, а был только Эней. Это наводит на мысль, что в древней истории, представленной Гесиодом, закралась ошибка, на которую почему-то никто не обращает никакого внимания и остаётся неясным, почему? - Не значит ли это, что вскрытие этой ошибки влечёт за собой обнародование каких-то данных, которые нежелательно знать современному читателю! Вот так мы и живём, когда ошибка становится важнее правды! Одна коварная правда кроется в том, что этруски и другие племена, соседствовавшие с ними, были, как минимум, ровесниками троянцам и ахейцам, которых историки датируют примерно 1300 годом до н.э., а этрусков - всего лишь 800 годами до н.э., в то время как египетские жрецы эпохе полубогов-героев отводили более 17 тыс. лет до н.э. Мы не пойдём на поводу у современных историков, которые между событиями Троянской войны и существованием этрусков потеряли около 500 долгих лет, поскольку знаем, что истинная древность гораздо глубже той, что придаёт ей современная историческая наука, и потому до её тайн и подтасовок нам нет никакого дела, но в ошибках Гесиода относительно Латина и терренцев, а также Геродота касательно лидийцев хотелось бы всё-таки разобраться.
Напомним, что относительно Латина Гесиод писал [288]:
"Кирка же, Гелия дочь, рожденного Гиперионом,
Соединилась в любви с Одиссеем, и был ею на свет
Агрий рожден от него и могучий Латин безупречный.
[И Телегона она родила чрез Киприду златую.]
Оба они на далеких святых островах обитают
И над тирренцами, славой венчанными, властвуют всеми".
Кирка, которую римляне называли Цирцеей, [291] обитала на острове Эя у берегов Италии. Древние не сомневались в местоположении этого острова: это был небольшой скалистый остров у самых берегов Лация (в Италии). Теперь этот островок благодаря речным наносам соединился с сушей, но до сих пор ещё называется Monte Circeo - Гора Цирцеи. А Тирренцами греки называли этрусков [219], которые селились на Апеннинском полуострове к северу от Рима [294]. Таким образом, по Гесиоду [288], этруски тоже относились к эпохе полубогов-героем, в то время как современные учёные исчисляют их возраст не более 1000 лет до н.э. [294].
По Гесиоду, Одиссей встретился с Киркой после Троянской войны, когда Троя уже была разрушена ахейцами. А по римской мифологии [294], Латин родился задолго до Троянской войны, когда Италию посетил Геракл и влюбился в жену местного царя Фавна, соблазнив её. Через положенное время она родила сына, которого назвали Латином. Некоторые опровергали эту версию и говорили, что во времена странствий Геркулеса с ним была некая гиперборейская, т.е. северная, дева. Она и родила от Геркулеса сына. Покидая Италию, Геркулес оставил мать и новорожденного сына в этой стране. Фавн принял их, женился на матери и усыновил младенца, назвав его Латином. Существовал и третий вариант: Латин был законным сыном Фавна и его жены Марики. Как бы то ни было, юный Латин воспитывался при дворе Фавна и считался его законным наследником. Незадолго до своей смерти Фавн предрёк Латину, что явится к нему чужеземец, которого Латин сделает своим зятем. Тот чужеземец станет царём, равноправным с самим Латином, а позже его потомки благодаря своей мощи и доблести покорят весь мир. Когда Фавн умер, его обожествили, и он стал покровительствовать сельскому хозяйству, в основном скотоводству.
После смерти Фавна Латин стал царём над аборигенами [294]. Он был знаменитым царём, и слух о Латине распространился далеко за пределами Италии. Узнали о нем и греки. На него указывал и Гесиод [288]. Но греки слышали только об имени и славных делах могучего и безупречного царя далёких западных земель и включили его в круг своих героев [294].
В римской мифологии [152-153], Латина отождествили с царём Лаврента, сыном Фавна; его имя связывали с происхождением названия племени латинян, обитавших непосредственно рядом с Римом и оказавших на Рим исключительную роль [26]. Лингвистические исследования показали [26], что сам город Рим, вероятнее всего, был по преимуществу латинским, и самнитский элемент хоть и был в нём очень древним, но стоял на втором плане. По свидетельству римского поэта Вергилия, Латин носил лучистую корону, которая указывала на его связь с богом Солнца [26].
Связь Латина с Солнцем прослеживалась в его происхождении: Геракл [152] - сын Зевса, а Фавн [294] - сын или внук Сатурна, бога земледелия, изгнанного некогда со своей родины Юпитером (сыном Сатурна; Юпитер в римской мифологии тождественен с греческм Зевсом). Юпитер (Зев), в римской мифологии [294], относился к небесным богам, освящённых Солнцем.
Женой Латина была ритулка Амата, родившая ему дочь Лавинию [294]. У Латина не было сыновей, и Амата убедила мужа пренебречь предсказанием старого Фавна и выдать дочь замуж за её племянника (сына сестры) Турна, царя соседнего племени ритулов: этот союз должен был укрепить оба народа - латинян и ритулов. Латин согласился, состоялась помолвка, и всё уже было готово к свадьбе. Но в это время в Италию прибыл отряд бежавших из разрушенной ахейцами Трои во главе с Энеем, который познакомился с царем Латином и попросил руки его дочери Лавинии [27]. Латин обратился за советом к оракулу и, повинуясь его изречениям, решил выдать свою дочь Лавинию замуж за Энея [152].
Поскольку Лавиния была уже помолвлена со своим двоюродным братом по материнской линии, вождем ритулов Турном, это решение Латина привело к войне между Энеем и Турном [152]. В ходе этой войны Амата всемерно поддерживала Турна, а Латин, хотя и отдавал предпочтение Энею, сохранял нейтралитет. Некоторые утверждали, что Латин всё-таки воевал на стороне Энея и погиб в этой войне. Другие говорили, что Латин не погиб в битве, а бесследно исчез и был вознесен на небо, где вошёл в сомн богов. Исход войны должен был решить поединок между Турном и Энеем, в котором победил троянец. Узнав о поражении и гибели своего брата, Турна, и исчезновении мужа, Латина, Амата покончила с собой, а Лавиния досталась в жёны Энею.
Важно отметить, что грек Эвандр прибыл в Италию ещё юношей, за 60 лет до Троянской войны [294]; война длилась 10 лет, и странствия Энея по Средиземноморью тоже продолжались около 10 лет [27,152,294]. Латин в это время уже был прославленным царём, а не ребёнком. Следовательно, можно допустить, что Гесиод слышал о нём, как и другие греки, и по ошибке связал его с тирренцами (этрусками), а не с латинянами, у которых он был царём.
Теперь следует разобрать историю этрусков, которые, по Геродоту [219], имели лидийское происхождение. Лидия находилась в Малой Азии и её первым царём, по Геродоту [219], от Гераклидов (род происходил от рабыни иардановой Деяниры и Геракла [27,219]) стал Аргон, сын Нина, внук Бела, правнук Алкея, праправнук Геракла (т.е. спустя 4 поколения после Геракла). По Геродоту [204,219], греки традиционно считали, что "три мужских поколения составляли ровно сто лет". Следовательно, от Геракла до правления Аргона могло пройти более 130 лет. Известно, что Лидия в эпоху Троянской войны называлась "Меонией", а её народ звался меонами или мернянами [291].
По современным представлениям [201], Этрурия - это древняя область в центральной части Италии, занимавшая территорию, которая сейчас относится к Тоскане и части Умбрии. Этрурия была заселена этрусками, чья цивилизация, как считают, развилась к VII в. до н. э. Их основная конфедерация, традиционно включавшая 12 городов, известных на севере Апеннинского полуострова с VII в. до н.э., достигла наибольшего политического и экономического могущества к VI в. до н. э. [26,201].
[700x534]
На севере Этрурия граничила с Лигурией, Галлией и землей венетов, на востоке - с Умбрией по реке Тибр, на юго-западе - с Лациумом [227]. Западную границу составляло море, названное по имени жителей страны - тирренов - Тирренским (или Тусским). В древнейшие времена, когда этруски господствовали на суше и на море, в пределы Этрурии входили также земли на севере до Альп и на юге до Кампании включительно.
В период расцвета власть этрусков распространялась как на север, так и на юг Апеннинского полуострова [201]. Историки отмечают широкую колонизация Апеннинского полуострова этрусками в VII-VI вв. до н.э. [228], а в VI в. до н.э. этруски распространили свою гегемонию на Рим [27]. В Риме с 616 до 509 гг. до н.э. установилась власть династии Тарквиниев [227] - римских царей этрусского происхождения. Однако вскоре этрусская цивилизация начала постепенно угасать и к III в. до н.э. этрусские города были захвачены Римом [201].
Геродот считал этрусков выходцами из Лидии [27] и Карии [219] и писал в своей "Истории" [219], что тиррены (так греки называли этрусков) переселились в Италию из Лидии, находившейся на побережье Малой Азии. По Геродоту, "тиррены" вынуждены были покинуть свою Карию прежде всего из-за голода, после многих неурожайных лет, и переселиться в Италию, став там этрусками.
Словами Геродота эта история выглядела так [204]: "При царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод [от недорода хлеба]". По Геродоту, Атис правил до династии Гераклидов, которые, по мнению И.В. Машникова [219], пришли к власти в Лидии приблизительно в 1240-1230 гг. до н.э. и были дорийцами [191]. Далее Геродот писал: "Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал всё более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства... Так лидийцы жили 18 лет. Между тем бедствие не стихало, а еще даже усиливалось. Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и [новой] родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в земли омбриков и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя [Тирсена], который вывел их за море, тирсенами".
В этом рассказе Геродота странным остались чрезвычайное терпение лидийцев к голоду и поиск решения проблемы не путём войны с захватом чужих земель, как это часто делалось в древности, а мирное решение проблемы с поиском новых плодородных земель. Почему? - Возможно, это было связано с тем, что соседи были сильней лидийцев, и начать против них войну означало потерпеть поражение и попасть в рабство.
Самих лидийцев историки относят к индоевропейским народностям, обитавшим во 2-м тыс. до н.э. на западе Малой Азии [27]. Приоритет же заселения ариями Малой Азии историки отдают хеттам [10,27,89], от которых и ведут происхождение лидийцев. Однако до прихода сюда хеттов эти земли на востоке обживали аборигены Кавказа [228], а на западе - пеласги [204] и другие народы архаичных времен, которых часто называют одним словом "малоазийцы" [89]. Их изучением у нас пока еще не принято заниматься и какую-то информацию о них можно получить лишь случайно, по ходу описания основных событий из истории Малой Азии.
[604x485]
Так, известно [209], что фригийцы помогали Трое в войне с греками. Значит, во времена Троянской войны Фригия уже существовала. После этой войны Фригия установила свое господство над Троадой, а в XII в. до н.э. сыграла главную роль в падении Хеттского царства, и большая часть его территории перешла под власть Фригии [209].
Гомер [291] упоминал гализонов, заселявших Черноморское побережье Малой Азии, но позднее о них уже никто ничего не слышал. А на востоке Средиземноморья, по Гомеру, обитали эрембы. Говорил Гомер и о Пафлагонии, располагавшейся на Черноморском побережье Малой Азии, между Вифинией, Галатией и Понтом [27].
С Пафлагонией связан был самый выдающийся мифический герой эпохи полубогов-герое Тантал [291] - сын Зевса, царь малоазийского города Сипила, хитрый и жадный человек.
Тантал считал себя сыном Зевса и титаниды Плуто, был царём лидийской Пафлагонии (другие говорили, что в его владении была гора Сипил в южной Фригии) [152]. Тантал был женат на нимфе Эврианассе, дочери бога златоносной реки Пактола, и от этого славился своим богатством. Их детьми были Пелоп, Бротей и Ниоба. Некоторые считали, что сыном Тантала был также лидийский царь Тмол, супруг царицы Омфалы.
Однажды, желая испытать всеведение богов, Тантал подал им во время трапезы мясо своего сына Пелопса [291]. Все боги поняли сразу, каким блюдом их угощают, и в ужасе отвернулись; лишь Деметра, озабоченная поисками своей дочери Персефоны и ничего не замечающая, в задумчивости съела плечо юного Пелопа [152]. Боги воскресили юношу и передали ему царство отца, а Тантала обрекли на вечные муки в Аиде [152,291]. С тех пор Тантал стоит по горло в прозрачной воде, вечно томимый жаждой и голодом [152].
Упоминание о Деметре и её похищенной Аидом дочере Персефоне говорит о древности времён Тантала: события происходили во времена, когда в Европе наступило резкое похолодание, связанное с наступлением ледников.
Пелоп некоторое время мирно правил Пафлагонией, но затем, теснимый могущественным троянским царём Илом, вынужден был перебраться через Эгейское море в Грецию, захватив с собой несметные сокровища своей родины [152]. Его именем впоследствии был назван полуостров Пелопоннес.
Царь Ил [291] - сын Троса (в честь которого город назывался "Троей"), отец Лаомедонта и дед Приама, - правил Троей до Троянской войны; благодаря Илу город носил второе название "Илион". Приам стал последним царём Трои [152]: в его правление началась Троянская война, и город был разрушен ахейцами.
Геракл оказался в Лидии после того, как самостоятельно осудил себя за убийство невиновного Ифита и добровольно подверг себя изгнанию, удалившись служить рабом к Омфале - царице Лидии, вдове Тмола, сына Тантала [282], избавив за это время Малую Азию от разбойников, которых там было великое множество [152]. Как писал Плутарх [282], во времена пребывания Геракла у Омфалы, Лидия наслаждалась нерушимым спокойствием и тишиной, зато в Греции, в отсутствии Геракла, "злодеяния вновь возникли и распространились по всей стране: не было никого, кто бы укротил злодеев". Убил же Геракл Ифита, когда уже был свободен от обязанностей служить микенскому царю Эврисфею, совершив свои 12 подвигов, из которых 10-й был связан с его посещением Италии, во времена царствования там царя Эвандра.
Таким образом, в свидетельствах Геродота относительно древности лидийцев нет никакой путаницы, а имеется лукавая попытка историков примешать к этой древности хеттов, которых во времена Троянской войны в Малой Азии и в помине не было: они появились там значительно позже, и древние лидийцы, скорее всего были не арийцами, а пеласгами.

Исторические раскопки не проще, а порою сложнее археологических: естественные на-пластования культурных слоёв Земли не подчиняются ложным теориям, созданным людьми, и потому в них всё находится в пределах логической последовательности; найдя какой-либо археологический артефакт, истории подгоняют его интерпретацию под свои ложные теории - тогда-то и начинается вся путаница. Быть истинным историком в наше время - значит, отказаться от всех теорий и излагать факты в той последовательности, какую они занимали на самом деле, независимо от всех современных учений и представлений; бережно хранить известное, дополнять его новыми фактами и на этой основе разрушать ложные представления и умозаключения. Такой подход станет истинным испытанием для всякого нововведения на предмет его доброкачественности в описании древнейших эпох. "Нет религии превыше истины" [1] - вот что должно стать девизом для всякого порядочного человека, изучающего наследие ушедших эпох, и тогда наша история приобретёт очертания непоколебимой "глыбы", разрушить которую не дано будет никому, а можно будет лишь нарастить её могущество и тем самым увеличить её размеры. Любить историю - значит, бережно хранить известное, гордиться её честностью и защищать её от всяких искажений.

Литература:
10. Колонтаев К. Арийский след. Природа и человек ("Свет"), 1999.-N 12.-с. 66-69.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
89. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Пер. с англ. И.А. Емеца. М.: ЗАО Центрролиграф, 2007.-270 с. - (Загадки древних цивилизаций).
134. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.7. ЗАС-КАМ. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797 с.
152. Кондрашов А.П. Кто есть кто в классической мифологии. Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 768 с.
153. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.10. Лан-Ман. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 с.
191. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.4. ВЕС-ГИБ. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797, [3] с.
201. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.20. ЭДУ-ЯЩУ. М.: АСТ; Астрель; 2011.-685, [3] с.
204. Геродот. История. Пер. с греч. и комм. Г.А. Стратановского. Вступ. статья И.Е. Сурикова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004.-640 с.
209. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 13. Фи-Че. - М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007.-240 с.
219. Машников И.В. Расшифрованные тайны древних мифов. М.: Эксмо, 2007.-448 с.
224. Платон. Тимей. Перевод К. Дрязгунова. Философия в России. Сайт в Интернете: "philosophy.ru" © 2007: http://www.philosophy.ru/library/plato/tim.html
227. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 14. Че-Я. - М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007.-240 с.
228. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Всемирная история. Первобытные культуры и цивилизации древности. Минск: Харвест, 2007.-1584 с.
282. Плутарх. Сравнительные жизнеописания [пер. с древнегреческого].-М: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006.-1504 с.- (Гиганты мысли).
288. Гесиод. Теогония / Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко/. Лабиринт, 2001. - Сайт в Интернете, 2013: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3723218
291. Гомер. Иллиада. Одиссея/ пер. с древнегреч. Н. Гнедича, В. Жуковского. Вступ. ст. С. Маркиша. Примеч. с, Ошерова. - М: "Эксмо", 2005.-894 с.
294. Циркин Ю.В. Мифы Древнего Рима. М.: ООО "Астрель"; ООО "АСТ", 2005.-560 с.
295. Тацит К. Анналы; История [пер. с лат. А.С. Бобовича, Г.С. Кнабе].-М.: Эксмо, 2012.-896 с.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДРЕВНИЕ ЭТРУСКИ И ЛАТИНЦЫ | Леоновик - Дневник Леоновик: основы древней духовности | Лента друзей Леоновик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»