• Авторизация


ДРЕВНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ, ДОБРЕ И ЗЛЕ 09-10-2012 21:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2012 г.

Ранее мы, в основном, анализировали современные исторические знания с позиции эзотерической философии и давали представление об эзотерической науке древности, на которую современные историки, как правило, не обращают никакого внимания, предпочитая ссылаться на народное творчество, чтобы показать свое превосходство. Древние науки, предназначенные для избранных (жрецов и адептов), современных ученых чаще всего не интересуют: с ними трудно спорить и многое еще не доказано. А вот в мировоззрении простолюдинов они копаются, "как у себя в огороде". Каждому своё! По большому счёту, надо знать все, чтобы иметь полное представление о древнем мире.
О строгости отбора претендентов на освоение высших ступеней йоги и тайн оккультизма мы писали раньше. Не меньше дорожили своими знаниями египетские жрецы. Познания в таинства смерти они передавали не только словесно, но и письменно и почти всегда иносказательно [151]. Посвященные в это таинство подразделялись в Египте на три группы по степени посвящения.
Посвященные первой степени (ее имела большая часть младшего храмового персонала) вследствие слабого здоровья или сильного душевного потрясения испытывали хоть раз в своей жизни "непреднамеренный" выход, странствие и возвращение души-проявления Ба [151]. Их душа-Ба странствовала в инобытии и запоминала все виденное там.
Посвященные второй степени от природы и вследствие особых упражнений имели способность по своему желанию отправлять свою душу-Ба в странствие по инобытию [151]. Они исследовали весь доступный их душам-Ба путь многократно, запоминая малейшие частности и подробности.
Посвященные третьей степени, иначе именуемые чудотворцами, были одарены бога-ми способностью не только самостоятельно отправлять свою душу-Ба в мир иной, но и помогать душам других людей совершать подобные странствия для познания инобытия [151].
Мистический способ получения знаний об инобытии был основным [151]. Эмпирический опыт лишь дополнял мистический, но никак не наоборот. Носители мистических знаний относились к Великим Посвященным. Значительная часть приобретенного ими мистического опыта оставалась неизреченной, меньшая часть его была высказана и записана иносказательно, и лишь незначительная толика была полностью обнародована.
Посвящение в "Крата Непоа" (особый вид мистерии у древнеегипетских жрецов) де-лилось уже на семь степеней [68]. После предварительного испытания в Фивах, где неофиту приходилось проходить через многие испытания, называемые "Двенадцатью Мучениями", ему велели управлять своими страстями и никогда ни на миг не терять мысли о своём Боге. Затем, в качестве символа скитаний неочищенной души, он должен был подниматься по нескольким лестницам и скитаться в темноте в пещере со многими дверями, которые все были заперты. Когда он преодолевал все необходимые испытания, ему присваивали степень Пастофора; вторая и третья степень назывались Неокор и Меланефор. Его вводили в обширный подземный зал, густо заполненный лежащими мумиями, и ставили рядом с гробом, в котором содержалось изуродованное, кровью покрытое тело Осириса. Это был зал, который называли "Вратами Смерти". Когда неофит преодолевал ужасы этого испытания, его приводили в "зал Духов", чтобы те судили его. Правила, которые ему давались, включали "никогда не желать и не искать мщения; быть всегда готовым помочь брату в опасности, даже рискуя собственной жизнью; хоронить каждое мёртвое тело; уважать своих родителей больше всего; уважать старость, защищать тех, кто слабее тебя; и наконец, всегда помнить о смертном часе и о воскресении в новом и непроходящем теле". Всем посвящаемым в таинства рекомендовалось соблюдать чистоту тела и нравственности, за прелюбодеяние грозила смерть. Пройдя четвертую ступень посвящения, неофит делался Кристофором. На этом этапе посвящения ему сообщалось тайное имя ИАО. Пятой была степень Балахала, и Гор наставлял его алхимии, которая называлась "хемия", а посвященный получал имя Хемик. На шестой ступени его обучали круговому танцу жрецов, в котором его наставляли по астрономии, ибо танец изображал ход планет. На седьмой его посвящали в заключительные Мистерии. После последнего испытания в здании, специально для этого построенном, Астроном, как теперь его называли, - появлялся из этих тайных залов, называемых Маннерас, и получал крест - Тау, который после его смерти должны были положить ему на грудь. Теперь он был иерофант, имеющий право посвящать других.
Из приведенных выше примеров становится ясно, что далеко не каждый допускался к посвящению, а из допущенных не все получали полное образование. Поэтому говорить о степени познания каждого, прошедшего посвящение, сегодня трудно и можно лишь условно, на основании его трудов, которые, в большинстве своем, сохранились в неполном объеме, или не сохранились вовсе, или же, по закону древних правил, просто не писались, а передавались устно, как в случае с Пифагором.
Из греческих философов у жрецов Египта учились математик Архимед, законодатели Ликург и Солон, философ Фалес [79]. По утверждению Иосифа Флавия [125], Ферекид Сиросский, Пифагор и Фалес сами признавались в том, что они были учениками египтян и халдеев.
Согласно Е.П. Блаватской [1], Платон тоже был посвящен в эзотерические тайны. Г. Шустер подтвердил [79], что Платон учился у жрецов Египта и предпринял еще путешествие в Персию с целью изучения зороастризма.
Можно сказать, что Платону повезло: он не только сам освоил какую-то часть эзотерических знаний, но и состоял в родстве с Солоном, который получил посвящение раньше его (мать Платона, Периктиона, состояла в родстве с Солоном [230]), а через Сократа, своего учителя [162], получил необходимый объем экзотерических знаний, "ходивших" в культурной части общества Древней Греции.
Одним из самых способных учеников Платона был Аристотель [261]. Сам Платон считал его своим лучшим учеником и говорил о нём как об "уме школы". Если Аристотель отсутствовал на лекциях, Платон говорил, что разум сегодня отсутствует.
Нет свидетельств того, что Аристотель получил посвящение у жрецов Египта, или магов Персии, или браминов Индии. Какую-то часть эзотерических знаний он мог получить от своего учителя, Платона, но эти знания не были классическими (т.е. взятыми из первоисточника), а потому, как отмечают исследователи, Аристотель (384—322 до н. э.) не стал последователем своего учителя [112,264]. Лишь в ранних работах он еще следовал идеям Платона, но позднее развил собственные представления о мире [245], основанные, в основном, на знаниях, имевшихся у образованной часть греческого мира, не посвященной в эзотерические тайны.
Именно этим ценен для нас Аристотель. Его труды доступны для понимания современному человеку, не имеют двойного смысла (как, например, у Платону) и в силу, поистине, энциклопедических знаний философа являются настоящим кладезем для любого исследователя, интересующегося уровнем знаний греков IV в. до н.э. Считается [245], что Аристотель дал законченную картину греческой науки, а потому еще в эпоху средневековья он считался непререкаемым авторитетом в области естественных наук. Затем, с появлением новых философов, его слава поутихла.
В настоящее время об Аристотеле написано много, информация о нем легко доступна и пересказывать её нет никакого смысла. Хочется лишь остановиться на вопросах этики и его понимании счастья, добра и зла, имевших актуальность более 2-х тыс. лет назад и, как ни странно, сохранивших её в наше время.
В "Риторике" Аристотель дал развернутую характеристику счастья [264], к которому, как полагал автор, стремится каждый человек. Потому "...то, что создает счастье или какую-нибудь из его частей или что делает его из меньшего большим, - всё такое следует делать, а того, что разрушает счастье, мешает ему или создает что-нибудь ему чуждое, - всего такого не следует делать". Понятие счастья у всех разное. Его можно определить "как благосостояние, соединенное с добродетелью, или как довольство своей жизнью, или как приятный образ жизни, соединенный с безопасностью, или как избыток имущества и рабов в соединении с возможностью охранять их и пользоваться ими. Ведь... все люди согласны признать счастьем одну или несколько из этих вещей".
Далее Аристотель дает свое понимание счастья [264]: "Если на самом деле счастье есть нечто подобное, то к числу составных его частей необходимо будет принадлежать благородство происхождения, обилие друзей, дружба с хорошими людьми, богатство, хорошее и обильное потомство, счастливая старость, кроме того, еще преимущества физические, каковы здоровье, красота, сила, ловкость в состязаниях, а также такие достоинства, как слава, почет, удача, потому что человек наиболее счастлив в том случае, когда он обладает благами, находящимися в нем самом и вне его; других же благ, помимо этих, нет. В самом человеке есть блага духовные и телесные, а вне его благородство происхождения, друзья, богатство и почёт. К этому, по нашему мнению, должны присоединяться могущество и удача, потому что в таком случае можно пользоваться в жизни наибольшей безопасностью".
Затем Аристотель приступил к рассмотрению каждой из составных частей счастья в отдельности [264]: "Быть благородного происхождения для какого-нибудь народа или государства - значит быть автохтонами, или исконными [обитателями данной страны], иметь своими родоначальниками славных вождей и дать из своей среды многих мужей, прославившихся тем, что служит предметом соревнования. Для отдельного человека чистокровность происхождения передается как по мужской, так и по женской линии, а также [обусловливается] гражданской полноправностью обоих родителей. Как для целого государства, так и здесь быть благородного происхождения - значит иметь своими родоначальниками мужей, прославившихся доблестью, богатством или чем-нибудь другим, что служит предметом уважения, и насчитывать в своем роду много славных мужей и женщин, юношей и стариков.
Понятие хорошего и многочисленного потомства ясно: для государства иметь хорошее потомство - значит иметь многочисленное и хорошее юношество, одаренное прекрасными физическими качествами, каковы рост, красота, сила, ловкость в состязаниях; что касается нравственных качеств, то добродетель молодого человека составляют скромность и мужество.
Для отдельного человека иметь многочисленное и хорошее потомство - значит иметь много собственных детей мужского и женского пола, обладающих вышеуказанными качествами.
Достоинство женщин составляют в физическом отношении красота и рост, а в нравственном - скромность и трудолюбие без низости. Каждому человеку в отдельности и целому государству следует стремиться к тому, чтобы как у мужчин, так и у женщин имелись все вышеуказанные качества, потому что те государства, где... нравы женщин порочны, пользуются приблизительно вдвое меньшим благополучием.
Составными частями богатства являются обилие монеты, обладание землей и недвижимой собственностью, а также множества стад и рабов, рослых и красивых; все эти объекты владения должны быть неоспоримы, сообразны с достоинством свободного человека и полезны. Полезные объекты владения - это преимущественно те, которые приносят плоды, сообразные с достоинством свободного человека, и доставляют наслаждение. Приносящими плоды я называю те предметы владения, от которых [получается] доход, а доставляющими наслаждение - те, от которых [не получается] ничего, о чём бы стоило упомянуть, кроме пользования ими. Признаком неоспоримости владения является владение в таком месте и при таких условиях, что способ пользования объектами владения зависит от самого владетеля, признаком же владения или невладения служит возможность отчуждать предметы владения; под отчуждением я разумею дачу и продажу. Вообще же сущность богатства заключается более в пользовании, чем в обладании: ведь операция над предметами владения и пользование ими и составляет богатство.
Иметь хорошую репутацию - значит считаться у всех людей серьезным человеком или обладать чем-нибудь таким, что составляет предмет стремления всех или большинства или добродетельных или разумных людей. Почёт служит признаком репутации благодетеля; по справедливости почетом пользуются преимущественно те люди, которые оказали благодеяние, но почитается также и тот, кто имеет отношение или к самому существованию и тому, что последнему способствует, или к богатству, или к какому-нибудь другому благу, приобретение которого представляется нелегким или вообще, или для данного места или времени; многие заслуживают почет делами с виду маловажными, чему причиной служит место и время оказания услуги. Проявление почета составляют жертвоприношения, прославления в стихах и прозе, почетные дары, участки священной земли, первые места, похороны, статуи, содержание на счёт государства; у варваров признаками почтения служит падение ниц, предоставление места, дары, считающиеся у данного народа почетными. Дар есть дача известного имущества, а вместе и знак почета, потому-то даров домогаются как корыстолюбивые, так и честолюбивые люди; дар обладает свойствами, нужными для тех и других людей: он представляет собой известного рода ценность, которая составляет предмет стремления для корыстолюбивых, и в то же время он связан с почетом, которого домогаются люди честолюбивые.
Физическая добродетель есть здоровье; оно заключается в безболезненном пользовании своим телом, потому что многие... пользуются таким здоровьем, которого никто бы не позавидовал, т.к. им приходится воздерживаться от всего или от очень многого, что доступно человеку.
Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение; поэтому-то атлеты, занимающиеся пентатлоном [пятиборье, включающее бег, прыжки, борьбу и кулачный бой] обладают наибольшей красотой, так как они по своей природе равно способны как к телесным состязаниям, так и к быстрому бегу.
[Красота] зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной.
[Красота] старца заключается в обладании силами, достойными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.
Сила есть способность приводить другого [человека или предмет] в движение по своему произволу, а это можно делать или таща его, или толкая, или поднимая, или тесня, или сжимая, так что сильный человек должен оказываться сильным или во всех этих действиях, или в некоторых из них".
Надо отметить, что гении все-таки не всё учитывали: в частности, Аристотель не учел психическую силу, способную приводить в движение не только отдельных людей или животных, но целые армии или стада.
Дальнейшие рассуждения Аристотеля о компонентах счастья таковы [264]: "Хорошая старость - старость поздно наступающая и вместе беспечальная: не имеет счастливой старости ни тот, кто старится рано, ни тот, чья старость, поздно наступая, сопровождается страданием. Хорошая старость является следствием как хороших физических качеств человека, так и благоприятной судьбы, потому что, не будучи здоровым и сильным, человек не будет лишен страданий,, точно так же как без благоприятных условий судьбы жизнь его не может быть беспечальной и долговечной. Помимо силы и здоровья есть другие условия, способствующие долговечности; многие долговечны, хотя и не обладают хорошими физическими качествами...
... друг - это такой человек, который делает для другого человека то, что считает для него благом, и делает это ради этого человека. Тот, у которого много друзей есть обладающий многими друзьями, а тот, у которого [эти друзья] еще и хорошие люди, есть дружба с хорошими людьми.
Удача... заключается в приобретении и обладании или всеми, или большей частью, или главнейшими из тех благ, происхождение которых случайно. Случай бывает причиной некоторых таких благ, которые можно добыть с помощью человеческого искусства, но многие из них недостижимы этим путем, например те, которые даются нам природой. Некоторые из благ, [доставляемых случаем], могут существовать и независимо от природы; так, здоровье может иметь своим источником искусство, но источником красоты и роста может быть только природа. Вообще говоря, это те блага случайного происхождения, которые возбуждают зависть. Случай бывает причиной и таких благ, которые являются вопреки всякому расчету, например, если все братья безобразны и только один из них красив, или если никто другой не замечал клада, а один кто-нибудь нашел его, или если стрела попала в человека, стоявшего рядом, а в него не попала, или если человек, постоянно ходивший [в такое-то место], не пришел, а другие, в первый раз пришедшие туда, погибли. Все подобные случаи кажутся следствием удачи".
По мнению Аристотеля [264], счастья без добродетели не бывает, а добродетели - без блага. К благу стремятся все "или, по крайней мере, все, способные ощущать" и понимать разумом. "Благо есть то,что соответствует указаниям разума; для каждого отдельного человека благо то, что ему указывает разум относительно каждого частного случая; благо - нечто такое, присутствие чего делает человека спокойным и самоудовлетворенным; оно есть нечто самодовлеющее, нечто способствующее возникновению и продолжению такого состояния, нечто сопутствующее подобному состоянию, мешающее противоположному состоянию и устраняющее его...
...благом необходимо признать следующее: счастье, потому что оно желательно само по себе и обладает свойством самодовлеемости; кроме того, ради него мы избираем многое. Справедливость, мужество, умеренность, великодушие, щедрость и тому подобные качества, потому что это - добродетели души. Красота, здоровье и тому подобное - также блага, потому что всё это - добродетели тела, которые создают много благ, например, здоровье создает удовольствие и жизнь, почему оно и считается высшим благом, так как служит причиной двух вещей, имеющих для большинства наибольшую ценность, - удовольствия и жизни. Богатство, так как оно представляет собой достоинство имущественного состояния и служит причиной многих благ. Друг и дружба, потому что друг желателен сам по себе, а кроме того, он может сделать многое. Честь, слава, потому что они приятны и потому что они создают многое; с ними по большей части сопряжено присутствие того, в силу чего [люди] пользуются почетом. Умение говорить и искусно действовать, потому что все подобное создает блага. Сюда же относятся даровитость, память, понятливость, сметливость и все тому подобные качества, потому что они создают блага. Равным образом [сюда принадлежат] все отрасли знания и все искусства. Сама жизнь [есть благо], потому что, если бы даже с ней не было сопряжено никакое другое благо, она желательна сама по себе. Наконец, справедливость [есть также благо], потому что она полезна всем.
Вот приблизительно всё то, что люди согласны признать благом... Благо - то, противоположное чему есть зло, а также то, противоположное чему полезно врагам... Но так бывает не всегда, а лишь по большей части, потому что вполне возможно, что одно и то же будет полезно для обеих сторон, отчего и говорится, что "несчастье сводит людей", когда какая-нибудь одна и та же вещь вредна для обоих. Благом можно назвать также и то, что не есть крайность; то же, что преступает должную меру, есть зло. То, ради чего совершено много трудов и сделано много издержек, также представляется благом... [Благом представляется] также то, к чему многие стремятся и что кажется достойным предметом соревнования, ибо то, к чему все стремятся, есть благо, а понятие большинства людей представляется равным понятию "все люди". [Благо] и то, что заслуживает похвалы, потому что никто не будет хвалить того, что не есть благо. То, что хвалят враги и другие люди, также благо, потому что в этом случае все как бы согласны между собой, даже и те, которым это благо причинило вред: такое единодушие является следствием очевидности блага. Подобно этому дурные люди - те, которых порицают друзья и не порицают враги, а хорошие - те, которых не порицают даже враги...".
Здесь важно остановиться: приведенные Аристотелем признаки хорошего и плохого человека касаются лиц благородного происхождения, способных хорошее видеть даже в своих врагах. Со временем благородство ушло на задний план, и стала цениться подлость (признак низкого происхождения), т.е. подлец в стане врага начал у врагов считаться другом, или, как минимум, хорошим человеком. На последнем принципе построена вся современная американская политика, и многие с ней согласны. Это указывает на то, что революция в сознании людей произошла не только в России, но и во многих других странах: подлые люди получили власть, и начала ценить подлость. Добропорядочному человеку о таком перевертыше в сознании людей никогда не следует забывать, чтобы уметь давать правильную оценку происходящим событиям.
Как отмечал сам Аристотель [264], "всякий человек избирает то, к чему имеет расположение... Связь последовательности существует между учением и знанием, а связь возможности между святотатством и грабежом, потому что человек, совершивший святотатство, способен на грабеж вообще".
Анализируя предпочтения людей, Аристотель писал [264:7]: "... то, что полезно для здоровья, предпочтительнее того, что приятно, ... [поскольку], ... здоровье важнее удовольствия".
О философии Аристотеля Тейлор говорил [261]: "Цель моральной аристотелевской философии - это совершенство через добродетель, а цель его философии размышления - это союз с принципами или основаниями всех вещей".
Моя же позиция простая: показать, что проблемы, которые мучили людей более 2-х тыс. лет назад, сохраняют свою актуальность и сегодня. Как-то я написал очерк: "Как изменился человек за 5 тысяч лет?", - и сам же ответил, что "Никак". То же самое я могу сказать и сегодня, с той лишь разницей, что отмечу: моральная сторона человеческого бытия - величина крайне переменная, а добротность человека - величина постоянная во все времена. А это значит, что всегда надо согласовывать свои действия с высшими ценностями, все остальное не имеет никакого значения. Будьте добротными!!!

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
79. Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов. В 2-х книгах. М.: Айрис-пресс, 2005.
112. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.1. А-АРЛ. М.: АСТ; Астрель; 2010. -795 с.
125. Флавий Иосиф. Полное собрание сочинений в одном томе. Пер. с греч. Против Апиона. О древности иудейского народа. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.-с. 1211-1275.
151. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. Составление, перевод, предисловие и комментарии А.К. Шапошникова. М.: Эксмо, 2003.-432 с.
162. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 14. ПИА-РАН. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 [3] с.
230. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 9. Пи-Ро. - М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007.-240 с.
245. Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 478 с.
261. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1997. - 3-е изд. испр. - 794 с.
264. Аристотель. Поэтика; Риторика; О душе/ Пер. с древнегреч. В. Аппельрота, Н. Платоновой и П. Попова; Вступ. ст. и коммент. С. Трохачева. - М.: Мир книги, Литература, 2007.- 400 с.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДРЕВНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ, ДОБРЕ И ЗЛЕ | Леоновик - Дневник Леоновик: основы древней духовности | Лента друзей Леоновик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»