МАГИЯ ЧИСЕЛ (часть 1)
23-09-2012 14:25
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2012 г.
Публикация этой статьи имеет только одну цель - показать всю сложность проблемы, чтобы неискушенному читателю после ознакомления с философией Пифагора не показались числовые выражения древних слишком простыми и доступными для понимания любому, не прошедшему специальную подготовку.
Следует знать, что западная нумерология считается значительно сложнее восточной и требует запоминания большого количества информации [185]. Потому многие авторы предпочитают придерживаться какой-либо одной системы и чаще всего используют один из подходов Каббалы, искусственно сужая проблему до возможного для них оперативного минимума. Тем не менее, сама жизнь Пифагора показала, что древний мир был гораздо сложнее, и для освоения его знаний великому философу пришлось изучить тайные учения жрецов Египта, Вавилона, Персии, Индии и мистерии своей родины, т.е. Греции [261]. При этом запрещалось записывать, нужно было все "держать" в голове. На такое способен был только человек с хорошей памятью.
Давно замечено, что любой выдающийся мыслитель славился, прежде всего, уникальностью своей памяти, а потом уже - своими мыслительными способностями. Это правило сохраняет свою актуальность и в наши дни, поскольку основу любого эрудита, несмотря на всеобщую компьютеризацию, составляет его память, которую, как считают йоги и эзотерики [68], человек уносит с собой, ничего не оставляя своим потомкам и последователям, изо всех сил пытающихся его заменить, но, как правило, безуспешно. Так гении появляются и исчезают, составляя редкую поросль на "ниве" человечества.
Самое ценное в любом человеке - это его память. Если пытаться сохранять что-то от умершего, то сохранять надо не его клетки и не кусок его мышц, или склерозированный мозг, а сохранять следует его память - действительно уникальную принадлежность каждого человека, наиболее ценную для потомков. Но этого мы пока делать не умеем.
Символизм чисел и их математических взаимоотношений являлся одной из отраслей магии, в особенности ментальной магии, в технике предсказания и правильного восприятия в ясновидении [1]. Все существа, начиная с первой божественной эманации, или "проявленного Бога", и вплоть до самого низкого атомического существа, "имеют свое особое число, которое отличает каждого из них и становится источником их характерных признаков и качеств, а также их судьбы". Случайность (по Корнелию Агриппы) есть в действительности, только неизвестная прогрессия, а время - только последовательность чисел в проявленной Вселенной. Следовательно, т.к. будущность представляет собой соединение случая и времени, то они могут быть применены для оккультных вычислений, чтобы узнать результат события или будущее чей-либо судьбы.
Разные системы магии чисел различались друг от друга [1]: одна система принимала единство, другая - тройственность, третья - пятиричность; к тому же имелись еще шестиугольники, семиугольники, девятиугольники и т.д., но основная идея везде была одинаковая. Система чисел разрешала проблему космогонии для того, кто ее изучал, тогда как система геометрических фигур изображала эти числа объективно.
"Бог геометризирует", - говорил Платон, имея в виду творческую природу Вселенной [259]. Из всех операций арифметика и особенно геометрия принадлежала к одной из первооснов магии.
Пифагор, который был посвящен в эзотерические тайны, всегда верил в таинственную связь между Богами и числами [1]. Душа есть причина самодвижущегося мира; душа содержит в себе четверку, тетрактис (совершенный куб) и является им. У пифагорейцев существовали счастливые и несчастливые, или благотворные и вредоносные числа. Тройка (3) - первое нечетное число (число один - совершенное и стоит в оккультизме особо) - являлась божественной фигурой или треугольником. Двойка (2) у пифагорейцев находилась в немилости с самого начала. Она представляла собой Материю, пассивный и злой принцип - число Майи, т.е. иллюзии. Пифагорейское толкование чисел от 1 до 10 см. в статье "Пифагорейская мистика чисел".
Все народы относились с большим уважением к треугольнику, чисто геометрической фигуре и первой абсолютно совершенной фигуре, образованной от пересечения трех прямых линий [1]. Поэтому треугольник сначала и до сегодняшнего дня символизирует Вечное - первое совершенство, три стороны которого символизируют, к тому же, еще и троицу или три царства, или же опять божественную природу. В середине находится еврейская Йод, начальная буква имени Иеговы, оживляющий дух или огонь, порождающий принцип, представленный буквой G, первой буквой от слова "God" (Бог) в северных языках, философское значение которого заключается в порождении.
Все системы религиозного мистицизма были основаны на числах [68]. Святость чисел начиналась с великого Первого - ЕДИНИЦЫ и кончалась только НУЛЕМ - символом бесконечного и беспредельного круга, представлявшего Вселенную. Все промежуточные цифры, в каких бы они ни были комбинациями или как бы ни умножались, представляли философские идеи от слабо намеченных очертаний до определенно установленных научных аксиом, относившихся к духовному или к физическому факту в природе. Они являлись ключами к древ-ним воззрениям на космогонию в её широком значении, включая человека и другие существа, и эволюцию человеческой расы как духовно, так и физически.
Индуистская Тримурти [1] олицетворена в мире идей Творением, Сохранением и Раз-рушением, или Брахмой, Вишну и Шивой; в мире Материи - Землей, Водой и Огнем, или Солнцем, и символизирована Лотосом, цветком, который живет землей, водой и солнцем. Лотос, посвященный Изиде, имел в Египте, как пишет Е.П. Блаватская [1], то же значение. В египетской мифологии Исида, или Изида, [27] была богиней плодородия, воды и ветра.
В письменности дэванагари, которой обычно пользовались на санскритском языке, каждая буква имела несколько тайных значений, при этом следует учесть, что дэванагари состоит из 35 согласных и 16 гласных, которые вместе составляя 51 простую букву с бесчисленными комбинациями добавок [1]. Именно поэтому секретные тексты браминов Индии длительное время были непонятны европейцами и чаще всего воспринимались как наивная сказ-ка в их буквальном выражении.
Веды, написанные на санскрите, чьи грамматические правила и формы были полностью разработаны задолго до ближневосточной Каббалы, наиболее часто в гимнах творения и восхваления богов использовали цифры 1, 3 и 7 [68]. В их толковании, как и в мистическом значении каждой цифры, трудно было отделить одну от другой.
В древнем переплетении символов найти исходное происхождение того или иного числа порой не представляло никакой возможности, потому мистическое толкование чисел в магии и оккультизме имело следующее особенности:
1 ("Единый",) или вертикальная линия [1], в космогонии творения выражала символ проявленного мира, который олицетворял объективный символ Единого, разделенного на Множества на планах Иллюзии, Ади ("Первый") или Эка ("Единый"); в результате, этот Единый был коллективный агрегат или совокупностью главных Создателей и Зодчих видимой Вселенной (линия включает в себя множество точек). Единый проявленный Мир очерчивали Липики, которые вели его летопись (дополнительно см. статью "Культ солнца и огня у древних ариев").
На самом деле в оккультной метафизике существует двое "Единых" [1] - Один на недосягаемом плане Абсолюта и Беспредельности, о котором никакие умозаключения невозможны; и второй Единый на плане Исхождений. Первый не может ни исходить, ни быть делимым, ибо он вечен, абсолютен и непреложен. Но второй, будучи, так сказать, отражением первого Единого, (ибо он есть Логос или Ишвара в иллюзорной Вселенной) может. Он излучает от себя и Односущее и становится Разносущим, дифференцируясь на Элементы. Но эти никогда не смогут переступить предела Лайа или нулевой точки (очерченного круга проявленной Вселенной, которого определили Липики). Так Липики отделяют мир (или план) чистого Духа от плана Материи.
2 (дуада). В оккультизме [261] "называлась Дерзостью за то, что она являлась первым числом, отделившим себя от Божественного Единого, или от, как говорили халдейские оракулы, "святая святых Богом питаемой науки"".
Число один (1) в оккультизме символизировало гармонию, порядок или добрый принцип (единого Бога, выраженного в латыни словом "Solus", от которого возникло слово "Sol", Солнце, символ Божества) [1]. А число два (2) выражало противоположную идею. С него началась наука добра и зла (магия). Все, что двойственно, ложно и противоположно единой реальности, обозначалось бинарностью. Она также выражала контрасты в Природе, которые всегда двойные: день и ночь, свет и тьма, сырость и сухость, здоровье и болезнь, заблуждение и истина, мужское и женское и т.д. Папа Иоанн XIX учредил в 1003 г. праздник поминания умерших, который должен был праздноваться 2-го ноября, т.е. 2-го числа второго месяца осени.
3 - священное число в космогонии браминов и каббалистов [68]. Это Троица и непроизносимое и мя Бога в Троице. В гимне Диргхатамаса "Тому, кто представляет всех богов" говорится: "Бог, здесь присутствующий, наш благосклонный покровитель, наш жертвователь, имеет брата, который простирается в среднем воздухе. Существует и третий Брат, которого мы обрызгиваем нашими возлияниями... Это он, кого я видел, владыка людей, вооруженный семью лучами" (бог Хептактис).
Можно добавить и гимн в честь бога огня Агни, который явлен как дух, подчиненный единому Богу [68]: "Всегда ЕДИН, хотя имеет три формы двойной природы (андрогин) - он встает! и жрецы приносят Богу в жертвоприношении свои молитвы, которые доходят до небес, возносимые Агни".
4, представленное в оккультном исчислении Тетрактисом, Священным или Совершенным квадратом, есть священное число всех мистиков всех народов и рас [1]. Оно имеет то же значение в Брахманизме, Буддизме, в Каббале, в египетской, халдейской и других системах чисел.
Пифагор рассматривал тетраду как корень всех вещей и источник Природы [261], как душу всего самодвижущегося мира [1].
Четыре нуклеотида в геноме человека определяют всё его развитие от внутриутробного периода до глубокой старости со всем многообразием структуры органов и тканей [62], которое древние определяли как совокупность, составляющую микрокосм, являющийся отражением Макрокосмоса [245].
3 и 4 - это числа полового разделения, которые в сумме дают число 7 [1].
Три человеческих принципа в экзотерическом подразделении состоят из Духа, Души и Тела, а в эзотерическом исчислении из 7 Принципов - Трех Лучей Сущности и четырех аспектов (Четыре Аспекта суть тело, его жизнь или жизнеспособность, и "двойник" тела - триада, исчезающая со смертью личности - и Кама-Рупа, разлагающаяся в Кама-Лока) [1] (см. статьи по духовной йоге).
В космогоническом плане [1], существует три главные Группы Строителей и столько же Планетных Духов и Липиков, и каждая Группа снова делится на семь подгрупп. Эти Строители являются представителями первых "Разумом Рожденных" Существ, следовательно и первозданных Риши-Праджапати; также они суть Семь Великих Богов Египта с их главою Осирисом; Семь Амешаспентов Зороастра с Ормуздом во главе; "Семь Духов Лика"; Семь Сефиротов, отделенных от первой Триады. Они созидают или, скорее, воссоздают каждую "Систему" после "Ночи". Вторая группа Строителей является Зодчими нашей Планетной системы, исключительно. И Третья - Прародителем нашего Человечества - макроскопическим прообразом микрокосма. Планетные Духи являются вдохновляющими духами Звезд и в особенности Планет. Они управляют судьбами людей, которые все рождаются под одним или другим созвездием их. Вторая и Третья Группа, принадлежа к другим системам, несут те же функции и все они управляют различными отделами Природы. В индусском экзотерическом Пантеоне они являются охраняющими божествами, которые главенствуют над восемью точками компаса - четырьмя главными и четырьмя промежуточными точками - и именуются Локапала, "Держателями или Охранителями Мира" (в нашем видимом Космосе), из которых Индра (Восток), Яма (Юг), Варуна (Запад) и Кувера (Север) являются главными.
"Четыре Махараджи" или Великие Цари из Дхиан-Коганов, Дэвы, возглавляющие каждый одну из 4 частей Света [1]. Они Владыки и Ангелы, управляющие Космическими Сила-ми Севера, Юга, Востока и Запада, Силами, из которых каждая имеет определенное оккультное свойство. Эти Существа также связаны с Кармою, ибо Карма нуждается для выполнения ее указов в физических и материальных посредниках, подобных, например, четырем ветрам.
"Четверо" являются Охранителями человечества и также посредниками Кармы на Земле, тогда как Липики заботятся о посмертном будущем Человечества [1]. В то же время они являются четырьмя живущими Существами, "которые имеют подобие человека" в видении Иезекииля, и переводчиками Библии именуются Херувимами, Серафимами и т.д. А в индуистском Пантеоне они имеют многие различные наименования. Все эти Гандхарвы, "Сладко-певцы", Асуры, Киннары и Наги, все они есть аллегорические описания Четырех Махарадж.
От группы Четырех (4) и Семи (7) происходят "Разумом Рожденные" Группы Десяти (10), Двенадцати (12), Двадцати одного (21) и т.д.; все они снова подразделены на подгруппы - 7, 9 и 12 и т.д. [1], пока ум не потеряется в бесконечном перечислении небесных Воинств и Существ, из которых каждый имеет свою определенную задачу в управлении видимым Макрокосмом на протяжении его существования.
Каждая древняя космогония имела во главе Троицу исполнителей [68]: Отец-дух, Мать-природа или материя и Сын - проявленная Вселенная или результат первых двух. Как Вселенная, так и каждая планета в ней, проходит через четыре возраста, подобно самому человеку. Все имеют своё детство, молодость, зрелый период и старость, и эти четыре, добавленные к другим трем, образуют священное семь принципов Творения, отраженных в Священном писании как 6 дней творения и седьмой день - отдыха.
Триада представляет главные цвета и главные планеты, в то время как тетрада представляет второстепенные цвета и малые планеты [261]. Из первого треугольника выходят первые семь духов, символизируемые треугольником и квадратом. Вместе они образуют масонский фартук.
5 - пять состояний или пять элементов материального существования, называемых землей, водой, огнем, воздухом и эфиром [1]. В современном мире их именуют массой, текучестью, трансформацией, движением и полем [140].
5 - это пять этапов существования земного человека, пять коренных человеческих рас Земли, которые вместе с 2-мя первичными духовными расами (2 + 5 = 7) составляют весь цикл развития человечества [1].
Для философов древности было привычно скрывать элементы земли под символом дракона, а многим героям поручалось идти и сразить дракона [261]. Тогда они вытаскивали свой меч (монаду, символизирующую всёпроникающий эфир) и вонзали его в тело дракона (тетраду). Этим завершалось формирование пентады, символа победы духовной природы над материальной. Четыре элемента символизировались в ранних библейских писаниях четырьмя реками, вытекающими из Сада Эдема. Элементы находились под управлением сложного Херувима Иезекииля.
6 - Шесть дней творения в начальной главе "Бытия" никогда не имели в виду аллегорию творения нашей земли [68]. Они охватывают метафизическую концепцию о каком-то неопределенном периоде в вечности, когда закон эволюции производит ряд последовательных попыток формирования Вселенной. Эта идея ясно высказана в "Зохаре": "Были старые Миры, которые погибли, как только они нарождались; они не имели форм и назывались Искрами. Так, кузнец, ударяя молотом по железу, брызжет искрами по всем направлениям. Искры - первоначальные Миры, которые не могли существовать, ибо Священ Старец (Сефира) не принял еще своей формы (Андрогины или противоположных полов) Царя и Царицы (Сефира и Кадмон), и Мастер еще не начал своей работы" [Идра Сута: "Зохар", кн. III, с. 292b. Верховный советуется с Архитектором Мира - своим Логосом - о творении].
Шесть "дней" "Бытия" относится к метафизическому верованию [68]. Пять неудачных попыток было сделано Элохимами, но шестая имела своим результатом миры, подобные нашему (т.е. все планеты и большинство звезд являются мирами, и населенными, хотя и не так, как наша Земля). Образовав этот мир в шестом периоде, Элохимы отдыхали в седьмом. "Святой", когда сотворил нынешний мир, сказал: "Этот мне нравится: предыдущие мне не нравились" [Идра Сута: "Зохар", III, с.135 b]. Поздние переделки "Бытия" превратили "Творение" в нелепость. И Элохимы "видели всё, что они сотворили, и нашли, что это было очень хорошо. И был вечер и утро шестого дня" - "Бытие", I.
Об уничтожение шестого мира и появление седьмого говорит надпись на халдео-вави-лонской табличке от имени богини Иштар следующими словами [68]:
"ШЕСТЬ дней и ночей ветер, потоп и шторм ошеломляли.
На СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, в течение его успокоился шторм, и весь потоп,
который разрушал как землетрясение*, утих.
Море он высушил, и ветер и потоп кончились...
Я заметила берег на границе моря..."
*Упоминание о землетрясении свидетельствует о том, что допотопные народы были знакомы с другими природными катаклизмами, помимо потопа, который в Библии представлен как первое бедствие, обрушившееся на человечество в наказание за его грехи. Более того, в экзотерической мифологии шумер имелся другой персонаж потопа, однако для космогонии и Творения ведущую роль занимала Иштар, потому в оккультизме она являлась главной. В этом заключалась еще одна особенность эзотерического учения от экзотерического. Халдейский оккультизм занимал ведущую роль во всей ближневосточной философии; после завоеваний Александра Македонского он распространился на весь греческий мир, а после расширения Римской империи - на всю Римскую империю [261]. Лишь христианство решило заменить древнюю эзотерику на экзотерические понятия, а за ними тем же стали заниматься и современные ученые. В результате мы имеем то, что имеем: древние были примитивными и, вообще, произошли от обезьян, потому с них нечего взять, кроме по-детски наивной философии и мифологии.
В халддео-вавилонской легенде именно Иштар (Астарта или Венера, Богиня Луны) заперта в ковчеге, и высылает голубя (эмблема Венеры и других лунных богинь) на поиски суши [68]. В библейском повествовании Иштар заменена Ноем (Енохом).
Число 7 (семь) [68] - наиболее священное из всех других чисел. У каждого древнего народа Творец, или Демиург, помещался на седьмом небе. Это число, как считает Е.П. Блаватская [68] , "несомненно, индусского происхождения". Все значительное исчислялось и приспосабливались к этому числу арийскими философами. Поэтому у них были:
Сапта-Риши, или семеро мудрецов, олицетворявших семь делювиальных первобытных рас.
Сапта-Лока, семь низших и высших миров, откуда каждый из этих Риши вышел, и куда он возвратился во славе перед тем, как достичь окончательного блаженства Мокша.
Семь Риши, или семь Ману, представляющих собой все человечество (подробнее см. ниже в описании "10 (десять)".
Септа-Кула, или семь каст - брамины считают, что они представляют собою непосредственных потомков самой высшей из них. В старину, когда брамины гордились знанием скрытого смысла философии, они объясняли, что каждая из шести отдельных рас, предшествовавших нашей, уже исчезла. Но теперь они заявляют, что один образец не был уничтожен вместе с остальными и достиг нынешней седьмой стадии. Поэтому они, брамины, являются образцами небесного Ману и вышли из рта Брамы, тогда как шудры были сотворены из его ног.
Сапта-Пура - семь святых городов.
Сапта-Двипа - семь святых островов.
Сапта-Самудра - семь святых морей.
Сапта-Парвата - семь святых гор.
Сапта-Аранья - семь пустынь.
Сапта-Врукша - семь священных деревьев и т.д.
В халдейско-вавилонских заклинаниях число 7 приобрело двойственное значение [68]: будучи святым в одном из своих аспектов, оно могло стать отрицательным в других условиях. Потому на ассирийских табличках встречается такой вариант изречений:
"Вечер дурных предзнаменований,
Та область неба, которая приносит несчастье...
Весть о бедствии.
Осудители Нин-Ки-гал.
Семь богов обширных небес.
Семь богов обширной земли.
Семь богов пламенеющих сфер.
Семь богов небесного легиона.
Семь богов пагубных.
Семь призраков-дурных.
Семь призраков злобных огней.
Злой демон, злой алал, злой гигим, злой телал... злой бог, злой маским.
Дух семи небес помни... Дух семи земель помни..." и т.д.
Халдеи звали Бога ИАО и часто называли его САВАОФ, как Того, кто находился над семью орбитами (небесами или сферами), т.е. Демиурга [68].
У евреев число 7 было преимущественно числом зарождающим [1]. Однако арийцы никогда не основывали свою религию только на физиологических символах, как это делали древние евреи. Их 7 соответствует семи мирам, исключая низшие миры, которых также семь. Народы Индии, Аравии, Сирии и Египта соблюдали недели из семи дней; римляне восприняли этот семеричный метод от этих стран, когда подчинили их Империи.
У евреев было семь Элохимов [261]. Они были Духами Восхода (более известными под именем Архангелов), контролирующими планеты. Семь Архангелов вместе с тремя духами, контролирующими Солнце в его тройном аспекте, составляют 10, священную пифагорейскую декаду.
Ориентируясь на древние предания язычников, христиане ввели свои священные семерки [68] в виде семи таинств, семи церквей в Малой Азии, семи смертных грехов, семи добродетелей (4 главных и 3 богословских) и т.д., библейский Ной увидел семь цветов радуги.
Для каббалиста 7 имеет значение, неотделимое от семи трудов магии, семи верхних сфер, семи нот музыкальной гаммы, семи чисел Пифагора, семи чудес света, семи возрастов и даже семи ступеней масонов, ведущих в Святая Святых после прохождения пролетов трёх и пяти [68].
У Пифагора Монас или единица, эманирующая дуаду, образуя таким образом троицу и четверку или Арбаил (мистическое четыре), а в итоге образует число семь [68]. Пифагорейцы называли число семь колесницей жизни, так как оно содержало сердце и душу. Они это объясняли тем, что человеческое тело состоит из четырех главных элементов и что душа тройственна, так как содержит рассудок, страсть и желание. Они считали, что непроизносимое СЛОВО является Седьмым и высочайшим из всех, так как существует шесть низших его заменителей, принадлежащих каждый к одной степени посвящения. Пифагорейский Тетрак-тис, почитаемый платониками, представлял собою квадрат, помещенный под треугольник; последний, или Троица представлял собою невидимую Монаду - единство, и считался слишком священным, чтобы его произносить вне стен святилища.
Эзотерический смысл семи лучей солнечного спектра конкретно представлены в семи-лучевом боге Хептактисе [68]. Эти семь лучей, сведенные в ТРИ первичные луча (четыре сокрыты в трех и представляют собой мистическую четверку), а именно, в красный, синий и желтый, образуют солнечную триаду и представляют собою соответственно дух-материю и дух-сущность (дуаду), возникшие из ЕДИНОЙ первопричины. Как пишет Е.П. Блаватская [68]: "В последнее время наука также свела семь лучей радуги к трем первичным, подтвердив таким образом научную концепцию древних насчет... одного видимого проявления невидимого божества, и семь разделено на четверку и троицу".
Хептактис не есть Верховная причина, а просто эманация из Него - первое видимое проявление Непроявленной Силы [68]. Это - эманация Высочайшего, Демиург, множество в единстве, Элохимы, которые творят наш мир или, вернее, формируют его в шесть дней и отдыхают на седьмой. Эти Элохимы ни что иное, как евгемеризованные силы природы, верные проявленные слуги, законы Того, Кто Сам есть нерушимый закон и гармония. Они остаются над Седьмым небом (или духовным миром), ибо именно они, согласно каббалистам, образовали шесть материальных миров в их последовательности, или, скорее, попытки миров, предшествовавших нашему, который, говорят они, есть седьмой. Древние были философами, последовательными во всем, поэтому они учили, что каждый из этих былых миров, совершив свою физическую эволюцию и достигнув через рождение, рост, возмужалость, старость и смерть конца своего цикла, возвратился к своей первичной субъективной форме духовной земли. С этого времени ему предстоит служить в вечности местом пребывания для тех, кто жили на нем в качестве людей и даже животные, но теперь стали духами.
3, 5, 7 стоят в первых рядах мистических чисел [1], последняя и первая цифры очень почитаются, как масонами, так и парсийцами; треугольник, будучи всюду символом Божества. В Риг-Веде "три продвижения Вишну" через "семь областей Вселенной" следует трактовать так [1]: продвижения суть символы и взаимно аллегоричны и отвечают Духу, Душе и Телу (человека); кругу, превращенному в Дух, Душу Мира и его Тело (или Землю). Метафизически Три Продвижения относятся к сошествию Духа в материю, к Логосу, сходящему, как Луч в дух, затем в душу и, наконец, в физическую форму человека, в которой он становится Жизнью.
8 - священное число в метрическом стихосложении Вед [68], основу которых составляет метр Гаятри, состоящий из трижды восемь слогов и считающийся наиболее священным из метров. "Это метр Агни, бога огня, становящийся временами эмблемой самого Брамы, главного творца и "создателя человека" по своему собственному образу", - поясняет Е.П. Блаватская. Пифагор говорил, что "число восемь или Октада есть первый куб, то есть, сквадрированный во всех отношениях, как игральная кость, исходящая из своего основания два или четного числа: таков же и человек - четырежды квадратный или совершенный".
Смысл священных стихов Вед объясняют "Брахманы" индусов [68]. Священная речь может быть доброй и злой, может спасать и убивать; её многие значения и свойства хорошо известны только дикшите (адепту), который был посвящен во многие тайны и чье "духовное рождение" полностью завершено.
9 у евреев относилось к Мужскому - причинному началу, поясненному каббалистами, как 90, 70 или "Дерево Сада Рая", "двойной гермафродический Жезл" Четвертой Расы [1]. Тогда как у индусов и арийцев вообще, значение было многообразно и относилось почти полностью к чисто метафизическим и астрономическим истинам.
В каббалистической системе исчисления [261], число 9 соответствует числу человека - 9-ти месяцам беременности.
Потому у Э. Сведенборга [183] со ссылкой на откровение Иоанна (Отк 21:1- 2, 16- 21) число 144 являлось как числом человека (1 + 4 + 4 = 9), так и числом ангела, который всегда является внутренним, духовным, составляющим любого человека при воплощении ангела на Земле.
10 (Десять) Праджапати, сыновья Вирадж (называемые Маричи, Атри, Ангира, По-ластья, Поулаха, Крату, Прачета, Васишта, Бригху и Нарада), являются евгемеризованными силами, индусскими творцами, обозначаемых в Каббале Сефиротами [68]. Они эманируют семерых Риши, или Ману (в данном случае Риши тождественны с Ману), главный из которых сам излучается из "несотворенного". Он есть Адам земли и представляет человека. Его "сыновья", последующие шесть Ману, каждый представляет новую расу людей, а все вместе они представляют человечество, постепенно проходящее первичные семь стадий эволюции.
Великая пифагорейская истина, что все вещи в Природе порождаются через декаду, или 10, символизированы Пифагором тетрактисом и сохранены масонами через рукопожатие, в котором они понимали соединение 10 пальцев [261].
Сложность трактовки мистического значения любого числа заключалась в разности подхода в его толковании. Так, индийские брамины толковали число 1065 как измерение Перворожденного [1] - "Единый из Яйца, Шесть и Пять" - позднее стало символом муже-женственного Брамы-Праджапати, отвечающего числам 7, 14 и 21, соответственно.
Праджапати, как и Сефиротов, только 7, включая синтетическую Сефиру Триады, от которой они произошли [1]. От Хиранья-гарбха или Троичной Праджапати (первичной Ведической Тримурти - Агни, Вайю и Сурья - 3) произошли остальные 7, или же все вместе = 10, если отделить первые 3, существующие в одном и один в трех; кроме того все они заключаются в едином "Высочайшем" Парама, называемом Гухья или "Тайным", "Сарватман" и "Сверх-Душой". "Семь Владык Бытия лежат сокрытыми в Сарватмане, как мысли в едином мозгу" (Веды), что выражается цифрой 10 (3 + 7). В Махабхарате Праджапати исчисляются числом 21 или 10, 6 и 5 (1065), трижды 7.
Так же и с Сефиротами каббалистов [1]. Их либо 7, считая от верхней Триады, возглавляемой Кэтер, либо 10 - эзотерически.
В Каббале те же числа, т.е. 1065 есть значение Иеговы, ибо числовое значение трех букв, составляющих его имя - Jod, Vau и дважды He, одна из которых может не читаться, - соответствуют 10, 6 и 5, или же трижды семь - 21 [1]. Посредством Темура, анаграмматического метода Каббалы и знания 1065 (21), можно овладеть всемирною наукою о Космосе и его тайнах. Числа 10, 6 и 5 считаются раввинами наиболее священными, поскольку 21 можно выразить еще как 2 + 1 = 3 - Священная Триада.
Другое числовое толкования имени Иегова дано во второй части этой статьи, где учитываются цифирные значения всех букв, сумма которых соответствует 26 (10 + 5 + 6 +5 = 26) [261], а 2 + 6 = 8, что приближает написание Имени Бога уже к значению Священного Письма [68].
Так, используя разные системы толкования одного и того же Имени, анаграмматично и грамматично, можно получить разное его значение, что играло принципиальную роль для последователя той или иной школы.
Помимо Каббалы, изучающему магию чисел часто приходится сталкиваться со ссылками на еще одно учение, называвшееся "герметизмом". Поэтому не остановиться на описании этого тайного учения, получившего некогда широкое распространение по всему Средиземноморью, было бы неправильно.
Образ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") появился в период поздней античности в связи с близостью греческого вестника богов, Гермеса, к потустороннему миру [27]; с этим образом связывают оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.
Сам Гермес Трисмегист явился порождением позднего эллинизма и результатом слияния образа греческого Гермеса с египетским Тотом, богом мудрости [111].
Тогда Гермеса Трисмегиста стали отождествлять с греческим богом наук и покровителем магии, который считался посредником между богом и людьми, идентичным египетскому богу Тоту, которому приписывали изобретение письма [191]. Гермес Трисмегист "оставил" людям закрытые (герметические) сосуды со знаниями. Открыть и расшифровать эти знания стремились герметисты, от которых сложился герметизм - религиозно-философское течение, также сложившееся в эпоху эллинизма и поздней Античности. Герметизм содержал в себе религиозно-философские откровения, трактаты о тайнах Вселенной — по астрологии, алхимии, магии и оккультизму. Авторство герметических трудов приписывалось абстрактному Гермесу Трисмегисту. Часть из этих трактатов датируют началом II в. до н.э. [245]. На этом основании считают [245], что герметизм возник в Греции около III в. до н.э., а сформировался как учение только в I-IV вв. н.э., вобрав в себя не только сочинения Гермеса Трисмегиста, но и философию неоплатонизма, древнеегипетских, иудейских и раннехристианских мудрецов.
Герметизм, по мнению Папюса [135], есть наука о природе, скрытая в иероглифах и символах древнего мира: "Это есть изыскание принципа жизни, с мечтой совершить Великое Деяние (для тех, кто ещё этого не достиг); это есть воспроизведение человеком естественного и божественного огня, который творит и восстанавливает существа".
Считается [1], что Книги Гермеса являлись древнейшими хранилищами числовой Символики в Западном оккультизме. Из них узнавали, что число десять являлось Матерью Души, Жизни и Света, которые в нем объединены. Ибо, как говорилось в книге Чисел (Ключей), число 1 (один) родилось от Духа, а число 10 (десять) от Матери; "единство образовало десять, десять - единство": это являлось лишь пантеистической аксиомой, другими словами - "Бог в Природе, и Природа в Боге" - золотое правило всех алхимиков.
"Десять есть Матерь, Душа, ибо Жизнь и Свет в нем соединены", - говорил Гермес, - "Ибо число 1 произошло от Духа, а число 10 от Матери (Хаоса, Женского Начала - примечание Е.П. Блаватская в [1]). Единица создала десять, и десять Единство" ("Книга Ключей").
Герметические трактаты по медицинской астрологии были популярны не только в античном греко-римском мире, но и в Византии, странах ислама и в Западной Европы [245]. У алхимиков и астрологов пользовалось большой популярностью так называемое "Завещание Гермеса Трисмегиста" - легендарный документ, записанный якобы на платине из изумруда, получившей название "Изумрудная таблица". Имеющиеся раннесредневековые версии этой легенды указывали на её древний возраст. Наиболее распространенная версия толкований надписей Изумрудной таблицы гласит, что на ней записан рецепт алхимической "Великой Работы" - т.е. рецепт получения философского камня. В Изумрудной таблице имеется утверждение связи макрокосма с микрокосмом: "...что есть внизу, равно тому, что находится наверху, а то, что наверху, равняется и соответствует тому, что внизу...". Связь макрокосма и микрокосма явилась основополагающим принципом всей античной астрологии и сохранила свое значение в наши дни.
Папюс читает [135], что многие сочинения Гермеса Трисмегиста со временем исчезли, сохранились лишь их отдельные фрагменты, которые хранятся в библиотеках Запада (в частности, во Франции).
Продолжение следует, см. статью "Магия чисел (часть 2)".
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote