ПИФАГОРЕЙСКАЯ МИСТИКА ЧИСЕЛ
18-09-2012 10:25
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2012 г.
Мистика чисел относится к одной из самых древних и сложных наук ушедшей эпохи [1,68]. В эту науку посвящались только избранные. Древние владели любым числом [1,68, 228], но им был важен не его размер, а его смысл. Эзотерическое толкование числового выражения свастики, равное числу Пи (3,1415) окружности, мы давали раньше (см. статью "Культ солнца и огня у древних ариев" в "Live Internet.ru", в «Дневнике" Леоновик, от 05.04. 2011 г.). А если вспомнить период манвантары (смены эпох), установленный браминами Индии в 308'448'000 лет, то становится ясным, что для древних числа не имели предела [1]. В народе все, что было более 100, обозначалось термином "много"; жрецам же использование лексики простолюдинов не позволялось - они предпочитали точность, которая отражала их грамотность. Так, по расчетам браминов Индии [1], от начала Космической Эволюции до индусского года Тарана (1887 г.) прошло всего лишь 1'955'884'667 лет (с точностью до одного года!!! Современные ученые говорят иначе: "Около 7 млрд. лет"). Жрецы неточность не любили; древняя научная школа всегда предпочитала иметь точку отсчета для своих вычислений (золотое правило древних ученых), а там уж спорьте, не спорьте, но они от своего не отступят. Весь срок пребывания Вселенной в Вечности их не интересовал, они его не определяли, для них действовал другой закон: что не движется, то мертво. Поэтому до космической эволюции, по их мнению, Время не существовало. Не лишне напомнить, что Пифагор учился у браминов Индии и хорошо знал их философию [1,261]. Это выражалось в его учении о душе и реинкарнации, в учении о монаде и Священном Логосе.
После описания философии Пифагора в предыдущей статье, можно остановиться на его толковании чисел, объяснить основной эзотерический (тайный) смысл учения великого грека и попытаться передать главные правила мистического значения любого числа с позиции Законов Вселенной и человека.
В эзотеризме всегда существовало одно главное правило [1,68,261]: важна первая десятка, в которой первые четыре цифры являются самыми основными, определяющими весь макро- и микрокосм, все остальные числа, от 5 до 10, есть лишь этапы развития первой четверки. Число любой величины можно разложить на отдельные цифры, и все они "уложатся" в первую десятку. Соотношение микрокосма к макрокосму считалось определяющим в мировоззрении древних [245]. Пифагор этим соотношением пользовался часто [261], потому и мы будем его применять для пояснении некоторых вопросов пифагореизма и эзотерики в целом.
Для понимания мистического значения чисел надо знать еще одно важное правило, на которое обращал внимание Э. Сведенборг [183]: "Цифирное письмо заключает в себе тайны, из коих некоторые не могут быть ни схвачены мыслью, ни выражены словами, ибо все цифры чему-либо соответствуют и, подобно словам, имеют значение, с той разницею, однако ж, что цифры заключают в себе общие понятия, а слова - частные; а как одно общее понятие заключает в себе бесчисленное множество частных, то цифирное письмо заключает в себе гораздо более тайн, чем буквенное". Потому в тайных письменах, которые Э. Сведенборг называл "Небесными Тайнами", всегда вначале указывали число, "от которого все следующие за ними по порядку зависят как от своего подлежащего; потому что это число как бы заглавие того предмета, о котором идет речь, и уже по этому числу распределяются все следующие за ним, смотря по частному значению каждого".
Когда основные правила цифирного письма определены, можно перейти к пифагорейскому толкование чисел, которое выглядело так [261]:
1 (Монада) называется так потому, что всегда остается в одном и том же состоянии, т.е. отделенной от множественности. Её атрибутами являются ум, потому что ум устойчив и имеет превосходство; гермафродит, потому что он является в одно и то же время мужчиной и женщиной; четность и нечетность, потому что добавленная к четному числу, она дает нечетное, а прибавленная к нечетному, дает четное; Богом, потому что является началом и концом всего, но сама по себе не есть ни начало, ни конец; добром, потому что таков по природе Бог; вместилищем материи, потому что производит дуаду, которая существенно материальна.
Пифагор называл монаду хаосом, темнотой, бездной, Тартаром, Стиксом, Летой, Атласом, Морфой (имя для Венеры) и Башней или Троном Юпитера, потому что великая сила сосредоточена в центре Вселенной, и контролирует она движение планет вокруг себя. Монада называлась также зачаточным разумом, потому что она является началом всех мыслей во Вселенной. Будучи между большим и меньшим, монада равна самой себе; между намерением и свершенным она посредине; во множественности она среднее, и во времени она настоящее, потому что вечность не знает ни прошлого, ни будущего.
О монаде с эзотерических и йогических позиций говорилось в статьях, посвященных Духовной йоге.
2 (Дуада) была дана по причине того, что она всегда разделена и представляет два, а не один, и они противоположны друг другу. Дуаде давали следующие символические имена: дух, зло, мрак, неравенство, нестабильность, подвижность, дерзость, смелость, спор, материя, несходство, разделение между множественностью и монадой, дефект, бесформенность, неопределенность, гармония, терпимость, корень, подножье горы, источник идей, мнение, ошибка, изменчивость, робость, импульс, смерть, движение, порождение, разделение, долгота, прирост, сложение, союз, несчастье, внушительность, женитьба, душа и наука.
Так как монада является отцом, то дуада олицетворяет мать; следовательно, дуада имеет общее с богиней Исидой, Реей (матерью Юпитера), Фригией, Лидией, Диндименой (Кибелой) и Церерой, Эратой (одной из Муз), Дианой, потому что луна рогата, Диктинной, Венерой, Дионой, Цицерой, Юноной, потому что она и сестра, и жена Юпитера; Майей, матерью Меркурия.
В то время как монада является символом мудрости, дуада - символ невежества, потому что в ней существует смысл разделенности, которая есть начало невежества. Дуада, однако, есть символ матери мудрости, потому что невежество по своей собственной природе неизменно ведет к рождению мудрости.
Пифагорейцы чтили монаду и презирали дуаду, потому что она символизировала полярность. Силой дуады бездна создается в противопоставлении небесам. Бездна отображает небеса и становится символом иллюзии, потому что низ является просто отражением верха. Низ называется майей, иллюзией, морем, Великой Пустотой, и для символизации его персидские маги носили зеркала.
3 (триада) - первое по-настоящему нечетное число (монада не всегда рассматривалась как число), представляющее собой равновесие единиц. Пифагор говорил, что Аполлон пророчествует с трипода, и поэтому советовал возлияние три раза. Ключевыми словами к триаде являются "дружба", "мир", "справедливость", "благоразумие", "умеренность", "добродетель". Следующие божества разделяют принципы триады: Сатурн (правитель времени), Латона, Офион (Великий Змей), Тетия, Геката, Полигимния (Муза), Плутон, Тритон, Правитель Моря, Тритогения, Ахелой и Мойры, фурии и грации. Это число называется мудростью, потому что люди организуют настоящее, предвидят будущее и используют опыт прошлого. Оно вызывает мудрость и понимание. Триада есть число познания музыки, геометрии, астрономии и науки о небесных и земных телах. Пифагор учил, что куб этого числа имеет силу лунного цикла.
Священность триады и её символа - треугольника - следует из того факта, что она делается из монады и дуады. Монада есть символ Божественного Отца, а дуада - Великой Матери. Триада, будучи сделанной из них, является, следовательно, андрогинной и символизирует тот факт, что Бог порождает Свои миры из Себя и Его творческий аспект всегда символизируется треугольником. Монада, переходя в дуаду, способна стать родителем потомства, потому что дуада была лоном горы Меру, внутри которой он всё ещё существует в виде эмбриона.
4 (тетрада) рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник Природы и наиболее совершенное из чисел. Все тетрады интеллектуальны; из них возникает порядок, они опоясывают мир, как Эмпиреи, и проходят через него. То, почему Пифагор представлял Бога как тетраду, объясняется священным рассуждением, приписываемым самому Пифагору, в котором Бог назывался Числом Чисел. Это потому, что декада, или 10, состоит из 1, 2, 3 и 4. Число 4 является символом Бога, потому что оно символ первых четырех чисел. Больше того, тетрада есть середина недели, будучи промежуточным между 1 и 7. Тетрада есть так же первое геометрическое тело.
Пифагор утверждал [261], что душа человека состоит из тетрады, составленной из её четырех сил - ум, наука, мнение и чувство. Тетрада связывает все вещи, числа, элементы и сезоны. Ничего не может быть поименовано, что не опирается на тетрактис. Это Причина и Делатель всех вещей, постижимый Бог, Творец небесного и чувственного добра.
Ключевыми словами к тетраде являются "стремительность", "сила", "мужество", "держатель ключа к Природе", потому что универсальная конституция не может существовать без тетрады. Она также называется гармонией и первейшей глубиной и важностью. Следующие боги разделяют природу тетрады: Геркулес, Меркурий, Вулкан, Вакх и Урания (одна из Муз).
5 (пентада) есть союз чётного и нечетного чисел (2 и 3). У греков пентаграмма была священным символом света, здоровья и жизненности. Она также символизирует пятый элемент, эфир, потому что он свободен от влияния четырех нижних элементов. Она называется равновесием, потому что разделяет совершенное число 10 на две равные части.
Пентада есть символ Природы, потому что, будучи умножена сама на себя, она возвращается к себе, точно так же, как зерна пшеницы, рождающиеся в форме семени, проходят через Природный прогресс и воспроизводят семена пшеницы в виде окончательной формы своего собственного роста. Другие числа, будучи умноженные сами на себя, дают другие числа, но только 5 и 6 возвращают при этом своё исходное число как последнюю цифру в произведении.
Пентада представляет все высшие и низшие существа. Иногда она понимается как жрец Мистерий из-за своей связи с духовным эфиром, посредством которого достигается мистическое развитие. Ключевыми словами к пентаде являются "примирение", "чередование", "женитьба", "бессмертие", "сердечность", "провидение" и "звук". Среди божеств, разделяющих природу пентады, были Паллада, Немезида, Бубастия (Баст), Венера, Андрогиния, Киферея и посланники Юпитера.
Тетрада (элементы) плюс монада равны пентаде. Пифагорейцы учили, что элементы земли, огня, воздуха и воды проницаемы и для субстанции, называемой эфиром, - основы жизни и жизнеспособности. Следовательно, они выбрали пятиконечную звезду, или пентаграмму, как символ жизненности, здоровья и проницаемости.
6 (гексада), по мнению Пифагорейцев, как утверждал Клемент Александрийский, представляла сотворение мира, согласно пророкам и древним Мистериям. Она называлась пифагорейцами совершенством всех частей. Это число было посвящено Орфею, а также Лахесис и Музе Талии. Она называлась формой форм, сочленением Вселенной и делателем души.
Греками гармония и душа рассматривались как подобные по своей природе, потому что все души гармоничны. Гексада являлась также символом женитьбы, потому что она образует союз двух треугольников, один женский и другой мужской. Среди ключевых слов, относящихся к гексаде, такие слова: "время", поскольку она считается измерением длительности; "панацея", потому что здоровье есть равновесие, а гексада есть равновесное число; "мир", потому что мир, подобно гексаде, часто видится состоящим из гармонизированных противоречий; "вседостаточность", потому что её частей достаточно для всеобщности (3 + 2 + 1 = 6); "неутомимость", потому что она содержит элементы бессмертия.
7 (гептаду) пифагорейцы называли достойной поклонения. Она считалась числом религии, потому что человек управляется семью небесными духами, которым человек делает приношения. Она часто называлась числом жизни, потому что полагали, что рожденный через семь месяцев после зачатия человек живет, но те, кто рождается через 8 месяцев, часто умирают. Иногда её называли Девой без Матери, Минервой, потому что она родилась из головы Отца, монады. Ключевыми словами к гептаде являются "удача", "случай", "опека", "управление", "правительство", "суждение", "сновидения", "голоса", "звуки" и то, что ведет вещи к их концу. Божества, чьи атрибуты были выражены гептадой, - это Осирис, Марс, Клио (одна из Муз).
Число 3 (дух, ум, душа) снисходит в 4 (мир), результатом является сумма 7, или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Они символизированы в кубе, который имеет шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней - это направления: север, запад, юг, восток, верх, низ, или же земля, воздух, огонь, вода, дух и материя. В середине всего этого стоит 1, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: "Центр есть отец всех направлений, измерений и расстояний".
Гептада есть число закона, потому что это число Делателя Космического закона, Семи Духов перед Троном [261].
8 (огдоада) была священной, потому что это число первого куба, который имеет восемь вершин, и является чётно-чётным числом, наиболее близким к 10 (1-2-4-8-4-2-1). Восемь делится на две четверки, каждая из которых делится на двойки, а каждая двойка также делится на двойку, восстанавливая монаду. Среди ключевых слов к огдоаде - "любовь", "совет", "расположение", "закон" и "соглашение". Среди божеств, которые разделяли природу огдоады, - Рея, Кибела, Кадм, Диндимена, Орк, Нептун, Темис и Эвтерпа (Муза).
Огдоада являлась таинственным числом, ассоциированным с Элевсинскими Мистериями Греции и Кабирскими Мистериями Самофракии. Она называлась малым священным числом, которое заимствовало свою форму от двух переплетенных змей на Кадуцее Гермеса и частично от извилистого движения небесных тел, возможно, и от движения Луны.
9 (эннеада) была первым квадратом нечетного числа (3 х 3). Она ассоциировалась с ошибками и недостатками, потому что ей недостает до совершенного числа 10 одной единицы. Она называется числом человека, из-за девяти месяцев его эмбрионального развития. Среди её ключевых слов - "океан" и "горизонт", потому что для древних они были безграничными. Эннеада есть безграничное число, потому что ничего нет за ней, кроме бесконечного числа 10. Она называется границей и ограничением, потому что она собирает все числа внутри себя. Она называется сферой воздуха, потому что она окружает числа так, как воздух окружает землю. Среди богов и богинь, разделяющих в большей или меньшей степени её природу, - Прометей, Вулкан, Юнона, сестра и жена Юпитера, Пан, Аглая, Титогения, Куритис, Прозерпина, Гиперион и Терпсихора (Муза).
Число 9 рассматривается как зло, потому что это перевернутая 6. Согласно Элевсинским Мистериям, это было число сфер, через которые сознание пробивалось при своем рождении. Из-за своего сходства по форме со сперматозоидом 9 ассоциируется с зарождением жизни.
10 (декада) относилась пифагорейцами к величайшему числу не только потому, что это тетрактис (10 точек), но и потому, что она объемлет все арифметические и гармонические пропорции. Пифагор говорил, что 10 есть природа числа, потому что все народы приходят к ней, и, подходят к ней, они возвращаются к монаде. Декада называлась и небом, и миром, потому что первое включает второе. Будучи универсальным числом, декада прилагалась пифагорейцами к тем вещам, которые характеризовались возрастом, силой, верой, необходимостью, мощью памяти. Она также называлась неутомимой, потому что, подобно Богу, она не подвержена усталости. Пифагорейцы делили небесные тела на десять порядков. Они также утверждали, что декада совершенствует все числа и объемлет в своей природе четные и нечетные, подвижные и неподвижные, добрые и злые. Они ассоциировали его силу со следующими божествами: Атласом, потому что он несет числа на своих плечах, Уранией, Мнемозиной, Солнцем, планетами и Единым Богом.
Важно отметить, что в характеристике каждого числа имеется указание на его связь со Вселенной, с Творением и с человеком, что является золотым правилом любой эзотерической философии. После того, как была дана основная характеристика всех чисел первой десятки в том виде, в каком её представлял сам Пифагор (но не вообще с позиции эзотерики и магии), можно перейти к пояснению квинтэссенции всей философии великого грека.
Следует обратить внимание на то, что в основах мироздания Пифагор поддержал милетскую школу философии, которая вела свое начало от Фалеса (623-547/546 гг. до н.э.), и считал, что видимые нами вещи и предметы окружающего мира не являются подлинной реальностью [262] (в эзотерической доктрине браминов и йогов Индии весь материальный мир назывался майей, или иллюзией, а всё его многообразие определялось стадиями развития первоэлемента - родоначальника всего сущего [1,68]).
Пифагор учил [262], что настоящее существование, истинную действительность нам может открыть только разум, а не восприятия наших органов чувств. Мы видим, говорил Пифагор, что нас окружают совершенно различные, непохожие друг на друга вещи (гора - не дерево, птица - не цветок, облако - не река и т.д.). Но у этого мирового разнообразия должна быть единая основа, которую мы не видим (или не воспринимаем нашими органами чувств), но которую можно познать разумом (рационально). Подобные взгляды были созвучны милетской школе, в которой Фалес в качестве первоосновы называл воду, его ученик Анаксимен - воздух, а другой его ученик - Анаксимандр - бесконечное вещество (апейрон). В отличие от них Пифагор считал, что все материальное можно выразить числом (камень, животных, птиц, рыб, воду, снег и т.д.). Стало быть, с помощью числа можно выразить или описать любые вещи: и воздух, и воду, и другие стихии, которые называются неисчисляемыми. Этому помогает математика и геометрия, и любое неисчисляемое вещество можно выразить объемом или весом и сказать пять кубометров воздуха, десять литров воды, двадцать килограммов снега и т.д. В результате, представить с помощью числа, вычислить, выразить, или описать количественно можно всё, что угодно. Значит, число - это то, что всегда неизменно присутствует в совершенно различных вещах, являясь их связующей нитью, единой объединяющей основой. Следовательно, утверждал Пифагор, число и есть первоначало мира.
Но что же такое число само по себе [262]: вещь или идея? Число - это идея, а не вещь. И в этом заключалось главное отличие пифагорейского воззрения от милетского и индусского.
Но как же тогда из числа образуется весь окружающий нас мир? Каким образом число порождает всё видимое нами многообразие? Индусы выводили весь материальный мир из точки [1], а Пифагор превыше всего ценил единицу (но не десятку) [261-262].
Единица, говорил Пифагор [262], соответствует точке, двойка - это две точки, а через две точки можно уже провести прямую линию. Таким образом, числу два соответствует прямая линия; тройке - плоскость, потому что её можно построить только через три точки, а через четыре точки можно уже построить пространство, которое, следовательно, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух, каждая из которых, в свою очередь, - на различные предметы, взаимодействие которых и приводит к бесконечному мировому разнообразию вещей. Это многообразие, таким образом, сводится к четырем стихиям, они - к пространству, пространство - к плоскости, плоскость - к прямой, а прямая к точке, которая является единицей. Получается, что весь мир представляет собой последовательное разворачивание бестелесной сущности - числа; оно же является не чем иным, как свернутым в единство мирозданием.
Важно отметить, что вся геномная ДНК человека состоит из 4-х нуклеотидных оснований, которые определяют все развитие человека от оплодотворенной яйцеклетки до взрослого организма со всем многообразием его органов и тканей, весь формогенез (объем и форму головы, туловища, конечностей, внутренних органов и т.д.), они же определяет все этапы его развития от внутриутробного периода, через детство, отрочество, юность и зрелость, до старости и смерти [62]. Древние всегда считали, что микрокосм соответствует макрокосму, а человек - Вселенной [245]. Все в этом мире построено по аналогии [183]. Как отмечала Е.И. Рерих [69], "в Космосе все построено по единому плану, отсюда то великое соответствие, которое наблюдается между организмами разных царств Природы".
Пифагор показал, что весь мир можно выразить математически, и сам он полагал, что весь мир и мы вместе с ним являемся порождением математики [262]. Иначе говоря, окружающий нас физический мир представляет собой инобытие (иную форму существования) невидимого, но реально существующего мира математических объектов - чисел, пропорций, симметрий, уравнений, геометрических фигур и т.п. В этом заключалась главная эзотерическая часть пифагореизма. В этом Пифагор опередил всё человечество на несколько тысяч лет! Две тысячи лет спустя знаменитый итальянский ученый эпохи Возрождения Галилео Галилей тоже утверждал [262], что "книга природы написана на языке математики". Но это было уже значительно позднее Пифагора.
По преданию [262], Пифагор изобрел монохорд - древний прибор для изучения колебания струн, а его ученик и последователь Архит с помощью этого прибора определил соотношение тонов в гаммах. Оказалось, что струны, длины которых соотносятся как 1/2, 2/3, 3/4 и т.д. дают правильные музыкальные интервалы. Так пифагорейцы услышали числа и в музыке: божественная звуковая гармония определялась математическими законами.
Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
62. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. В 3-х томах. М: Мир, 1989.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
183. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. Предисл. Х.Л. Борхеса. Пер. с лат. А. Аксакова. - СПб.: Амфора, 1999.-558 с.
228. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Всемирная история. Первобытные культуры и цивилизации древности. Минск: Харвест, 2007.-1584 с.
245. Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 478 с.
261. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1997. - 3-е изд. испр. - 794 с.
262. Гусев Д.А., Рябов П.В. Великие философы. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.-462, [2].
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote