Добавление к исторической мифологии, духовной йоге и к спиритизму
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2001 г.
Укороченный вариант этой статьи я посылал в журнал для публикации еще 10 лет назад, но не получил оттуда даже ответа. Тогда я решил, что людям рано знать подобные вещи, они их просто не воспринимают. После того, как я опубликовал статьи по "Древнему духовному наследству" в LiveInternet и не встретил ожесточенной критики, мне показалось, что можно возобновить попытку, поскольку материал, представленный в статье, имеет свою непроходящую ценность и должен быть доведен до всех любителей древней философии. Для лучшего понимания платоновской космогонии, как и в тот раз, я начну своё повествование издалека.
Главный вопрос, который следует решить, заключается в том, как совместить старые эзотерические истины с современными представлениями. Для этого необходимо определить точку обозрения нашей солнечной системы и космоса. На сегодня будет правильным воспользоваться мудрым изречением Резерфорда, по которому микрокосмос является отражением макрокосмоса. Как отмечает Е.И. Рерих [69], "в Космосе все построено по единому плану, отсюда то великое соответствие, которое наблюдается между организмами разных царств Природы".
Э. Сведенборг еще в средние века выдвинул целое правило соответствий [183], согласно которому "весь природный мир соответствует духовному не только в общности, но даже и в каждой своей частности... Природным миром называется все пространство, находящееся под солнцем и получающее от него свет и тепло... Духовным же миром называются небеса, и все, существующее в небесах, принадлежит тому миру".
Согласно такому взгляду, наша солнечная система по строению может быть похожа на строение атома (химического элемента), в котором ядро - это Солнце, а электроны - планеты, одна из которых Земля. Тогда все подчиняется законам атомной химии и ядерной физики.
Практически атом [53], без внешнего воздействия, представляет собой стойкую систему, не поддающуюся разрушению и уничтожению. В нем все подчиняется законам внутриатомного взаимодействия ядра с электронами, т.е. Солнца с планетами нашей солнечной системы (не следует забывать, что радиоактивные изотопы имеют укороченный период жизни, по отношению к нерадиоактивным элементам). Атомы взаимодействуют с другими атомами, образуя молекулы, которые в космическом плане будут называться галактиками со своими внутригалактическими, "внутримолекулярными", законами строения, менее жесткими, чем атомные, но достаточно крепкими, в зависимости от типа связи. Астрономы [91] определяют галактики как большую гравитационно связанную совокупность звезд и межзвездного вещества.
Молекулы уже более самостоятельные структуры, несут определенную функцию, имеют конкретный период жизни и могут подвергаться распаду на атомы (т.е. гибнуть). Отсюда возникает вопрос: какая функция может быть у нашей галактики в космосе? Кроме того, молекулы способны соединяться с другими молекулами и образовывать полимер, который в живой системе будет представлять полифункциональный комплекс. В космосе же галактики образуются в метагалактику и т.д. [54], или образуют скопления из нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч галактик [91]. Современные астрофизики [54] считают, что каждая галактика включает в себя от миллиарда до триллиона звезд, в то время как известная на сегодня часть Вселенной содержит порядка ста миллиардов галактик, которые пронизаны всеми видами излучения (электромагнитным, ультрафиолетовым, инфракрасным, рентгеновским и гамма-лучами), присущему биополю человека [48], что по сути своей делает его компонентом единой космической системы.
Земля - "живая" планета, имеющая биосферу. Логично допустить, что в галактике и метагалактике имеются солнечные системы с другими "живыми" планетами. Следовательно, вполне законно предположить, что наша галактика в составе метагалактики может входить в образование неведомого нам живого космического организма со своим периодом космической жизни, своими болезнями (а для нас это катаклизмы), со своим рождением и смертью. Согласно эзотерической философии [1], таким вселенским макроорганизмом является Брама с его "веком" жизни, равным многим миллиардам лет. Когда закончится "век" Брамы, космические образования распадутся на элементы и субэлементы, и "атом" (наша солнечная система), как живой элемент, превратится в мертвый атом - простой химический элемент, который послужит материалом для нового творения [68].
В этой связи интересно вспомнить высказывание Лючилио Ванини (1585-1619) - итальянского ученого, сожженного на костре тулузским парламентом, - который говорил [13], что существует лишь "природа, которая и есть бог, так как она является началом движения".
Но еще интереснее вспомнить Платона, который в своем диалоге "Тимей" описал устройство космоса и Вселенной. По мнению древнегреческого философа [224], "Тот, кто их устроил. ... был благ, а Тот, кто благ, никогда и ни в каком доле не испытывает зависти. Будучи чужд зависти, Он пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому. Усмотреть в этом вслед за разумными мужами подлинное и наиглавнейшее начало рождения и космоса было бы, пожалуй, вернее всего. Итак, пожелавши, чтобы все было хорошо и чтобы ничто по возможности не было дурно, Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в нестройном и беспорядочном движении; Он привел их из беспорядка в порядок, полагая, что второе, безусловно, лучше первого". Из платоновского "Тимея" следует [224], что Творцом Вселенной (эзотерического Брамы) был демиург, который творил посредством "Слова", или творящего Логоса, что следует из древних мифов, которые должен знать всякий образованный человек. Дальнейшие строки Платоновского учения настолько прекрасны, и они как нельзя более всего подходят к йогическому учению, что невозможно их не привести здесь [224]: "Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы Тот, кто есть Высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое как целое; а ум отдельно от души ни в ком обитать не может. Руководясь этим рассуждением, Он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения".
Для того, чтобы понять, "что же это за живое существо, по образцу которого Устроитель устроил космос?", Платон предложил допустить [224], "что было такое [живое существо], которое объемлет все остальное живое по особям и родам как свои части, и что оно было тем образцом, которому более всего уподобляется космос, ведь как оно вмещает в себе все умопостигаемые живые существа, так космос дает в себе место нам и всем прочим видимым существам. Ведь Бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом". Согласно Платону, "дабы произведение было подобно всесовершенному живому существу в его единственности, творящий не сотворил ни двух, ни бесчисленного множества космосов, лишь од-но это единородное небо, возникши, пребывает и будет пребывать... Он построил космос как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное и непричастное дряхлению и недугам. Очертания же Он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродни... Он путем вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой повсюду равно отстоит от центра, то есть сообщил Вселенной очертания, из всех очертаний наиболее совершенные и подобные самим себе, а подобное он нашел в мириады раз более прекрасным, чем неподобное. Всю поверхность сферы он вывел совершенно ровной... Космос не имел никакой потребности ни в глазах, ни в слухе, ибо вне его не осталось ничего такого, что можно было бы видеть или слышать. Далее, его не окружал воздух, который надо было бы вдыхать. Равным образом ему не было нужды в каком-либо органе, посредством которого он принимал бы пищу или извергал обратно уже переваренную: ничто не выходило за его пределы и не входило в него откуда бы то ни было, ибо входить было нечему. [Тело космоса] было искусно устроено так, чтобы получать пищу от своего собственного тления, осуществляя все свои действия и состояния в себе самом и само через себя. Ибо построивший его нашел, что пребывать самодовлеющим много лучше, нежели нуждаться в чем-либо. Что касается рук, то не было никакой надобности что-то брать ими или против кого-то обороняться, и потому он счел излишним прилаживать их к телу, равно как и ноги или другое устройство для хождения... Он заставил его единообразно вращаться в одном и том же месте, в самом себе, совершая круг за кругом, а остальные шесть родов движения были устранены, чтобы не сбивать первое... В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне... Предоставив космосу все эти преимущества, [демиург] дал ему жизнь блаженного бога".
Здесь сразу следует обратить внимание на то, что Платон излагал свое учение 2,5 тыс. лет назад и ограничил его только нашей Вселенной, которая для него и был космос, в отличие от йогинов Индии, видевшие в космическом пространстве несколько Вселенных. Платон [224] обращает особое внимание на то, что хоть о душе пошла после создания тела, но "это отнюдь не означает, будто и Бог построил ее после [тела], ведь при сопряжении их Он не дал бы младшему [началу] главенства над старшим... Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил Он ее вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три [начала], он слил их все в единую идею, силой принудив не поддающуюся смешению природу иного к сопряжению с тождественным" (пояснение к делению души на три части см. статьи по духовной йоге). Далее, однако, Платон при-водит деление души на семь частей, которые потом вновь компонует; все части души, так же как и тело, находятся в непрерывном вращении, по типу электронов в атоме или их орбит (см. "Тимей", стр. 11). "Когда весь состав души был рожден в согласии с замыслом того, кто его составлял, этот последний начал устроять внутри души все телесное и приладил то и другое друг к другу в их центральных точках . И вот душа [Вселенной], простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непреходящей и разумной жизни на все времена. Притом тело неба родилось видимым, а душа - невидимой, и, как причастная рассуждению и гармонии, рожденная совершеннейшим из всего мыслимого и вечно пребывающего, она сама совершеннее всего рожденного".
Платон, как отличный методист, начал свое повествование о творении Вселенной от простого к сложному. Взаимодополняющее единство материи и души он пояснил словами, которые могут показаться кому-то достаточно туманными, но осведомлённые в эзотерической философии без этих слов сочтут Платона поверхностным философом, а потому их следует привести [224]: "Она [Вселенная] являет собою трехчастное смешение природ тождественного и иного с сущностью, которое пропорционально разделено и слито снова и неизменно вращается вокруг себя самого, а потому при всяком соприкосновении с вещью, чья сущность разделена или, напротив, неделима, она всем своим существом приходит в движение и выражает в слове, чему данная вещь тождественна и для чего она иное, а также в каком преимущественно отношении, где, как и когда каждое находится с каждым, как в становлении, так и в вечной тождественности, будь то бытие или страдательное состояние. Это слово, безгласно и беззвучно изрекаемое в самодвижущемся [космосе], одинаково истинно, имеет ли оно отношение к иному или к тождественному. Но если оно изрекается о том, что ощутимо, и о нем по всей душе космоса возвещает правильно движущийся круг иного, тогда возникают истинные и прочные мнения и убеждения; если же, напротив, оно изрекается о мыслимом предмете и о нем подает весть в своем легком беге круг тождественного, тогда необходимо осуществляют себя ум и знание".
Иными словами, в основе творящего Логоса лежит гармония всего постоянно движущегося в космосе и от их резонансных взаимоотношений возникают либо "истинные и прочные мнения и убеждения", либо "ум и знание" - в этом заключается логика поступательного развития от непрерывного движения. "Если же кто на вопрос, внутри чего же возникает то и другое, назовет какое-либо иное вместилище, кроме души, слова его будут всем чем угодно, только не истиной", - заключает Платон [224]. Так завершается, по Платону, первый этап творения - творение вечной, самодвижущейся и саморазвивающейся Вселенной. За ней следует творение вечно меняющегося, проходящего во времени и смертного по сути мира внутри самой Вечности. Логику творения второго его этапа Платон выразил следующими словами [224]: "Поскольку ... образец являет собой вечно живое существо, он положил в меру возможного и здесь добиться сходства, но дело обстояло так, что природа того живого существа вечна, а этого нельзя полностью передать ничему [вновь] рожденному. Поэтому Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности; устроил небо, Он вместе с ним творит для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы назвали временем", ибо, когда мы говорим, что Вечность "была", "есть" и "будет", по сути своей "и то и другое суть движения". Для первого этапа творения времени не существует, поскольку Вечности "не пристало становиться со временем старше или моложе". Время появляется только на втором этапе творения. "Итак, время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад; первообразом же для времени послужила вечная природа, чтобы оно уподобилось ей, насколько возможно. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем как [отображение] возникло, есть и будет в продолжение целокупного времени". Затем, со временем, "возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Сотворив одно за другим их тела, Бог поместил их, числом семь, на семь кругов, по которым совершалось круговращение иного". О других планетах и звездах Платон обещал рассказать позднее, но, видимо, смерть изменила его планы.
Третий этап творения, по Платону, заключался в создании живых организмов, которых, по его мнению" [224] "всего... четыре: из них первый - небесный род богов, второй - пернатый, плывущий по воздуху род, третий - водный, четвертый - пеший и сухопутный род. Идею божественного рода [третье поколение богов] Бог в большей части образовал из огня, дабы она являла взору высшую блистательность и красоту, сотворил ее безупречно округлой, уподобляя Вселенной, и отвел ей место при высшем разумении, велев следовать за этим последним; притом Он распределил этот род кругом по всему небу, все его изукрасив и тем создав истинный космос. Из движений Он даровал каждому [богу] по два: во-первых, единообразное движение на одном и том же месте, дабы о тождественном они всегда мыслили тождественно, а во-вторых, поступательное движение, дабы они были подчинены круговращению тождественного и подобного. Но остальных пяти движений Он им не придал, сделав этот род неподвижным и покоящимся, так чтобы каждый из богов был, сколь возможно, совершенен. По этой причине возникли все неподвижные звезды, являющие собой вечносущие божественные существа, которые всегда тождественно и единообразно вращаются в одном и том же месте... Земле же, кормилице нашей, Он определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную, и поставил ее блюстительницей и устроительницей дня и почти как старейшее и почтеннейшее из божеств, рожденных внутри неба... Повествовать о прочих божествах [четвертое поколение богов - лемурийцы] и выяснять их рождение - дело для нас непосильное. Здесь остается только довериться тем, кто говорил об этом прежде нас; раз говорившие сами были, по их словам, потомками богов [пятое поколение богов - атланты], они должны были отлично знать своих прародителей. Детям богов отказать в доверии никак нельзя, даже если говорят они без правдоподобных и убедительных доказательств, ибо, если они выдают свой рассказ за семейное предание, приходится им верить, чтобы не ослушаться закона.", - таково мнение Платона [224].
Космогонию Платона никто подробно не разбирал. Вероятно большинство читателей не было подготовлено соответствующим образом для понимания его философии. Платону не повезло - он не был понят уже своими современниками [125]. В ответ на их непонимание он сознавался, что небезопасно вносить в умы невежественной черни истинное представление о Боге. Для меня же ясно, что для полного понимания пропущенных мною мест платоновской космогонии мне не хватает знаний по атомной химии, ядерной физике и астрономии. Как ни странно, оккультисты тоже особенно не углубляются в философские рассуждения Платона о построении космоса и предпочитают лишь выборочно ссылаться на него в своих рассуждениях.
В более простой форме о строении космоса выразился Э. Сведенборг (1688-1772), черпавший знания из общения с духами во время спиритических сеансов. Не будучи знакомым с эзотерической философией, он писал о Вселенной так [183]: "Небеса в совокупности изображают одного человека, который потому и назван большим человеком; ... вследствие этого и ангельские общества, из которых состоят небеса, расположены в том же порядке, как члены, органы и черева (viscera) в человеке; т.е.... некоторые общества находятся в голове, другие - в руках, третьи - в груди, а иные - в отдельных частях этих членов". Здесь следует отметить, что Э. Сведенборг вырос в католической семье и последние 30 лет своей зрелой жизни посвятил толкованию Библии, потому никогда не изучал оккультизм в чистом виде. Продолжая свое описание внешнего облика небес, Э. Сведенборг писал: "Всякое благо и истина, исходя от Господа и образуя небеса, является в образе человеческом, и при том не только в целостности и высшей степени своей, но и во всех частях и в малейшей степени" [здесь следует вспомнить всевозможные аватары богов в восточных религиях, образ Иисуса Христа в христианском толковании о нисхождении Бога на землю в образе человека и католическое представление о папе как о наместнике Бога на земле]. По Э. Сведенборгу, "образ человеческий свойственен всему цельному - как каждому обществу [на небесах], так и каждому ангелу... К сему должно еще прибавить, что тот же образ свойственен и каждой отдельной мысли ангельской, исходящей от небесной любви, но тайна эта едва ли постижима для человека...". Из высказываний Э. Сведенборга в контексте космогонии для нас важна лишь его главная мысль: "Небеса в совокупности изображают одного человека, который потому и назван большим человеком".
О. Эстерле [59] оценивал средний возраст Вселенной в 90 миллиардов лет, но в нем найдены галактики, которые старше самой вселенной.
Механизм гибели нашей солнечной системы предположил А. Урсул - член-корреспондент Международной академии астронавтики [60]: через три миллиарда лет наша планетная система войдет в зону галактики (рукав Персея), где частые взрывы сверхновых (планетных систем) могут губительно повлиять на существование жизни (в нашей солнечной системе), а спустя еще 2-3 миллиарда лет Солнце превратится в красный гигант и поглотит близкие к нему планеты (совсем как раковая опухоль, которая бесконтрольно порождает новые клетки, которые съедают и губят старый организм).
У иудеев сохранился свой миф о всемирной катастрофе [90]; в Торе сказано: «Великая эпоха длится 25920 лет (кстати, за этот период наша Солнечная система совершает один оборот вокруг центра нашей Галактики) и состоит из 12 циклов. Каждый из них продолжительностью в 2160 лет. Это 12 знаков Зодиака (или 12 колен израилевых)».
Здесь следует отметить [90], что вращение нашей Галактики доказано было только в 1927 г., а ее спиральная форма – в 1960 г. Все спиралевидные галактики имеют звездный диск, толщина которого в 5-10 раз меньше диаметра самой галактики [91]. Важно напомнить, что из всех видов движения во вселенной Платон выделял не только круговое с право- и левовращением, но и орбиты по типу восьмерки [224].
В этой связи В. Лавочкин [90] высказывает интересную мысль, по которой началом всего сущего в пределах нашей Вселенной нужно считать Великое Центральное Солнце Космоса (Вселенной). А каждая Галактика имеет свое Центральное Солнце, свой Центр. Великое Центральное Солнце Космоса является Создателем всего сущего (Высший Разум)! Поэтому-то и поклонялись все солнцепоклонники (арийцы) Солнцу. А неоднократно сменяемая цивилизация изображалась колесом. Это же и послужило основанием для изображения колеса жизни, которое и вошло затем во все религии то в виде реинкарнации, то в виде вещного блаженства на небесах.
Один из древнейших мифов о творении, представленный солнцепоклонниками Египта, гласит [148]: "Давным-давно, много миллионов лет назад, на месте городов..., был Хаос - бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.
Мрачное он представлял зрелище! Холодные воды Нуна были неподвижны. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: все окутывал первозданный мрак, всюду царствовала тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.
Но однажды произошло чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум [эзотерически - первоэлемент, на символе вселенной эзотериков - точка, в Древнем Египте - древнейшим богом солнца, после того как в Египте появился Ра, бог солнца стал называться Ра-Атум].
-Я существую! - воскликнул Он, и Вселенная содрогнулась от громового голоса, возвестившего начало жизни. - Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; Я - первый бог во Вселенной, и Я сотворю других богов!
А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было ни одного, даже самого крошечного, клочка суши, куда можно было бы ступить ногами, - все затопляла вода. Мрачная пучина уже клокотала, готовясь поглотить Атума: уже пенился внизу похожий на разинутую пасть чудовища водоворот и неумолимо затягивал бога в свое жерло [по современным понятиям, речь идет о Черный дыре космоса]. Надо было как можно скорее создать землю, хоть какой-нибудь островок. Спасение от гибели было только в этом.
С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-бен [центр Вселенной].
Атум опустился га холм и стал размышлять, что же ему делать теперь.
"Конечно, сперва я создам других богов, - думал он. - Только вот кого именно!. Может быть, бога плодородия? Но ведь нет еще земли, на которой выросли бы травы и злаки, и нет людей, которые могли бы посеять зерно и собрать урожай... Лучше я создам ветер. Без ветра этот океан снова замрет и останется навсегда неподвижным. И еще я создам богиню влаги - чтобы воды океана подчинились ей".
И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут - женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле.
Но тут случилась беда. непроглядный мрак все еще окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню горестными рыданиями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать все что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, они погибли в бездне.
В отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему , воскликнул:
-Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Ступай в океан Нун, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.
Глаз отправился в океан. Атум поднялся на вершину холма Бен-Бен, сел на землю, горестно вздохнул и стал ждать.
Медленно текло время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, всюду тишина и холод. Потеряв, наконец, надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:
-О горе! Что же мне делать? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок еще лишился Глаза!
[340x627]
И бог создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.
Но, как только он сделал это, ему почудился шум где-то вдали. Бог насторожился: что это могло быть? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая опасность? Он поднялся с земли, повернул голову и напряженно прислушался.
Нет, ему не почудилось! С каждой минутой шум становился все громче... кто-то шел к первозданному холму... уже можно было различить голоса... И бог узнал эти голоса - это были... его дети! После многолетних поисков Глаз все-таки нашел их в океане и теперь торжественно вел к холму Бен-Бен, где столетия напролет горевал безутешный отец. Не веря своему счастью, Атум заплакал от радости. Его слезы дождем хлынули на землю...
Из вод океана Нуна вырос лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Растаяла первозданная тьма; мир наполнился живительным светом..." [далее идет творение нашей солнечной системы].
Шу и Тефнут родили детей [27]: Геба - Землю и Нут - Небо; их Шу разъединил, подняв Нут наверх, а Геба оставил внизу.
Египетский миф о творении становится особенно понятен, если его сравнить с космогонией Платона. Историки уверяют нас, что, поскольку человек произошел от обезьяны, люди могли узнать этот миф от приматов или от каких-то гоминид. Эзотерики же утверждают, что вся космогоническая мифология о творении Вселенной древним ариям досталась в наследство от атлантов (еще в каменном веке). В этом и заключается суть конфликта между дарвинистами и эзотериками.
Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
13. Анисимов С.Ф., Аширов Н.А., Беленький М.С. и др. Настольная книга атеиста. Под общ. ред. С.Д.Сказкина. М.: Политиздат, 1987.-431 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
48. Перевозчиков А.Н. Экстрасенсы - мифы или реальность? М: Знание, 1989.-N 10.-46 с.
53. Дикерсон Р. Основные законы химии. В 2-х томах. М: Мир, 1982.
54. Гуревич Л.З., Чернин А.Д. Происхождение галактик и звезд. М: Наука, 1983.-192 с.
59. Вселенная не механична, а гидродинамична. Чудеса и приключения, 2001.-N 3.-с.9-10.
60. Урсул А. Космические альтернативы. Наука и религия,1989.-N 4.-с.8 -9.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
90. Лавочкин В. Колесо жизни. Природа и человек («Свет»), 1999.- №10.-с.72-78.
91. Шимбалев А.А. Атлас звездного неба. Все созвездия Северного и Южного полушарий с подробными картами. Минск: Харвест, 2005.-320 с.
125. Флавий Иосиф. Полное собрание сочинений в одном томе. Пер. с греч. Против Апиона. О древности иудейского народа. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.-с. 1211-1275.
148. Мифы и легенды народов мира. Древний Египет/ И.В. Рак; Месопотамия/ А.И. Немировский, Л.С. Ильинская. М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
183. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. Предисл. Х.Л. Борхеса. Пер. с лат. А. Аксакова. - СПб.: Амфора, 1999.-558 с.
224. Платон. Тимей. Перевод К. Дрязгунова. Философия в России. Сайт в Интернете: "philosophy.ru" © 2007: http://www.philosophy.ru/library/plato/tim.html