Дополнение 2: Нострадамус и его наследие
26-04-2011 22:14
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Мишель Нострадамус и его наследие
Новиков Л.Б., Апатиты 2011 г.
Нострадамус [177] - это латинская транскрипция фамилии Мишеля де Нотр Дама, родившегося 23 декабря 1503 г. в маленьком городе Сен-Реми на юге Франции в семье нотариуса. Оба его деда, по отцу и матери, были врачами, которые дружили между собой, и, когда их дети, будущие родители Мишеля, выросли, поженили их.
И по отцу и по матери Мишель Нострадамус был еврейского происхождения [180]. Оба деда его - влиятельные врачи, лечившие герцогов и королей. Существует мнение, что в роду Нострадамуса были и зерноторговцы и ростовщики. В 1502 г. оба деда и родители Мишеля перешли из иудейства в католицизм; принадлежность к иудейской вере грозила им принудительным отлучением от профессии и изгнанием из Прованса. Так что родившийся в 1503 г. Мишель уже был христианином-католиком.
Мальчик рос в дружной семье, опекаемый как родителями, так и обоими дедами, каждый из которых стремился передать ребенку свои знания [177]. Они обучили его началам ма-тематики, латыни, греческому и древнееврейскому языкам, познакомили с основами астрологии. Затем родители послали подросшего сына учиться в Авиньон - в центр гуманитарной учености Франции. Закончив там учебу, 19-летний Мишель поступил в университет Монпелье, являющийся знаменитым медицинским центром в Европе. В 1525 г. он получил степень бакалавра и вместе с ней - право на самостоятельную медицинскую практику.
В том же году ему пришлось пройти первое серьезное испытание - принять участие в борьбе с эпидемией чумы на юге Франции [177]. В отличие от своих коллег, вместо кровопускания и клистеров, Нострадамус обратился к народной медицине и применил лекарственные травы, из которых он готовил пилюли и микстуры. Лечение оказалось успешным. Однако его подход не был воспринят доброжелательно, и ему пришлось уехать в Прованс, а затем в Нар-бон, где он начал посещать лекции по алхимии. Далее, для подбора своего местожительства ему пришлось сменить много городов. В Бордо он повторно проверил эффективность своих таблеток против чумы и снова получил положительный результат. После этого он вернулся в Авиньон, чтобы пополнить свои знания в папской библиотеке откровениями из трудов по оккультизму, магии и фармацевтике.
В 1529 г. Нострадамус защитил в университете Монпелье докторскую диссертацию и получил на медицинском факультете место преподавателя [177]. Но его взгляды на медицину уже существенно расходились с общепринятыми, поэтому вскоре ему пришлось отказаться от преподавания и отправиться в путешествие.
В Ажене Нострадамус женился и обзавелся детьми, сыном и дочерью [177]. Три года спустя эпидемия неизвестной болезни унесла всю его семью, а инквизиторы Тулузы заподозрили в этом его вину, призвав его к ответу. В бегстве от преследования Нострадамус покинул Францию. Шесть лет он странствовал по Лотарингии, Нидерландам и Италии и вернулся на родину лишь в 1544 г., когда в Марселе вновь разразилась эпидемия чумы. В 1546 г. в Эксе, столице Прованса, другая эпидемия - уже холеры - приняла особенно угрожающий характер, и Нострадамуса пригласили туда. Местные власти и вся верхушка бежала из города, население охватила паника. Нострадамус вновь применил пилюли, которые принесли успех. В благодарность за труд парламент Прованса наградил Нострадамуса пожизненной пенсией. Получив небольшое содержание, он поселился в 1547 г. в маленьком провинциальном городке Салоне, где вторично женился. Дом в котором он жил сохранился до сих пор. Улицу назвали его именем.
В Провансе покоритель чумы и холеры вырос в легендарную, мистическую фигуру [180]. В "Центуриях" Нострадамуса есть катрены, в которых он описывает себя в роли охот-ника, выслеживающего опасного зверя, а для автора это были бубонная и легочная чума, тиф, холера, проказа и сифилис. Прежде, чем зверя убить или обезвредить, надо было изучить его повадки. Нострадамуса не покидала убежденность, что человечество рано или поздно найдет действенное противоядие против самых страшных болезней, которые в его эпоху считались неизлечимыми.
От частных лиц и объединений того времени спаситель Экса и Прованса получил много дорогих подарков [180] - деньгами, драгоценностями, сукно и т.д., которые он обратил в мо-локо для осиротевших детей, в хлеб и вино для потерпевших бедствие взрослых: победитель эпидемий пришел на помощь бедствующему населению и как щедрый благотворитель.
В Салоне Нострадамус занимался не только медицинской практикой, но стал интересоваться мелиорацией, поскольку полагал, что многие болезни возникают от плохой воды и антисанитарии [177]. В 1554-1559 гг. по его инициативе прорыли канал, орошавший засушливую местность близ Салона. Водой из этого канала до сих пор пользуются жители окрестных деревень.
За этот период его новая семья увеличилась с двух человек до 8 (шестеро детей) [180]. В Салоне у Нострадамуса появились не только друзья, но и враги, которые обвиняли его в двоеверии и в сделке с дьяволом. Были и такие, кто обвинял доктора даже в троеверии.
Это объясняется тем, что с возрастом Нострадамус стал глубже интересоваться оккультизмом [177]. У него уже сложилось убеждение, что только ему предначертано научным путем открыть завесу, скрывающую будущее человечества. Сохранялся и огромный интерес к астрологии. Составлением гороскопов интересовалась вся знать. В 1550 г. Нострадамус выпустил свой первый астрологический альманах с помесячными предсказаниями и продолжал выпускать их ежегодно. Они не принесли автору ни славы, ни дохода. Тогда в 1555 г. он опубликовал первую часть книги нового типа, сплошь содержащую пророчества в стихотворном виде. В полном варианте сборник состоял из 9 глав - "Столетий" или "Центурий", в каждой из которых входило 100 четверостиший (катрен) - предсказаний европейской истории в иносказательной форме, представляющих собой "энциклопедию будущего".
В предисловии к 1-й Центурии, адресованном сыну, Нострадамус писал [177]: "Долгое время я делал многие предсказания, далеко вперед событий... Все это мне удалось совершить благодаря Божьей силе, вдохновлявшей меня...Но позже ... я решил в темных и загадочных выражениях все же рассказать о будущих переменах человечества... Все должно быть за-писано в туманной форме, прежде всего пророческое... Это вечные пророчества, ибо они простираются от наших дней до 3797 г."
В момент своего появления "Центурии" не произвели на современников никакого впечатления [177]. Никто не обратил внимание на 35-й катрен I "Столетия":
"Молодой лев одолеет старого
На поле битвы в одинокой дуэли,
Он выколет ему глаза в золотой каске".
Тогдашний король Франции Генрих II (1547-1559 гг.) не обратил на это предсказание никакого внимания, которое грозило ему гибель, и принял участие в турнире по поводу замужества своей старшей дочери [177].
Такое же грозное предсказание дал Генриху II еще один врач и астролог средневековья - Люк Коре (Лука Каурих) [180].
В 1558 г. Нострадамус издал вторую часть своих предсказаний, которая тоже не принесла ему успеха, но в которой он объяснил методику своей работы [177]: "Большинство предсказаний составлено и согласовано с астрономическими вычислениями, соответственно го-дам, месяцам и неделям областей и стран и большинства городов всей Европы, включая Африку и часть Азии... Хотя мои расчеты могут не оказаться правильными для всех народов, они, однако, определены небесными движениями в сочетании с вдохновением, унаследованным мной от моих предков, которое находит на меня в определенные часы..."
Говорят [177], что у Нострадамуса был еще один примечательный способ получения информации: раздевшись донага, он садился по ночам на особый металлический треножник* и часами смотрел на блестящий шар, стараясь увидеть на его поверхности нечто необычное. А потом записывал все, что приходило ему в этот момент в голову.
*Интересно, что дельфийские пифии тоже садились на треножник (золоченый) перед расщелиной в земле, испускающей газы, которые одурманивали предсказательниц [177].
Нострадамус был истинным ученым. Он не только описал результаты своих исследований, но и пояснил методику получения информации. Известно [179], что блестящие предметы с фиксацией на нем взгляда обычно используют для гипноза. Можно предположить, что Нострадамус применял самогипноз с элементами медитации, поскольку последняя представляет собой не только углубление сознания (как в гипнозе), но и процесс расширения сознания (типичный для медитации). В этом случае Бессознательное медитирующего становится бес-конечно открытым, соединяя микрокосм человека с макрокосмом Вселенной. Такой подход к познанию Вечного используют йоги и оккультисты.
В I-й Центурии, посвященной сыну Нострадамуса, Цезарю, есть такие слова [180]: "...я провел так много во времени в непрестанных трудах и ночных бдениях, что обязан оста-вить после моей смерти памятник явлениям, которые были открыты мне божественной сущностью в движении звезд.... ты еще ребенок, и... ты пока еще не можешь понять, что я обладаю даром проникать в будущее. Поскольку невозможно запечатлеть в письменах то, что может погибнуть от ран, нанесенных временем, мой наследный дар оккультных проз-рений будет схоронен в моей груди".
По мнению Нострадамуса [180], лишь тот достоин называться пророком, кто способен видеть явления и вещи, возносящиеся над уровнем достигнутых человеческих познаний, иными словами, "пророки - это те, которые, освещая себе путь совершенным светом ясно-видения, могут так же хорошо видеть божественные вещи, как и человеческие". Хотя оккультная философия во времена Нострадамуса не была запрещена, ему все же приходилось прятать многие книги по этому вопросу. Предполагают, что он мог читать нежелательную для инквизиции литературу Пселла и Ямвлика о демонических силах и прикладную Каббалу. По свидетельству Нострадаму, он сжег эти книги после того, как прочел, а своего сына предупредил, чтобы тот с отвращением относился к "позорной черной магии". Следовательно, этим орудием познания он не должен был пользоваться. В другом месте Нострадамус пишет (Центурия I): "Пророчество, пораженное внутренним озарением, выявляется с внешним светом и через внешний свет, хотя проясняемое глазооткровением приходит только через брешь в ощущениях, обостренных воображением".
Известность Нострадамусу принес случай [177,180]: в 1559 г. Генрих II нелепо погиб после турнира, во время которого противники специально сражались тупыми копьями, чтобы не причинить вреда друг другу. Но произошло необычное: копье королевского соперника, капитана шотландской гвардии, сломалось от удара в королевские доспехи, и острая щепка попала точно в прорезь позолоченного шлема Генриха. Обломок пронзил королю глаз и проник в мозг. Генрих II скончался в мучениях через 10 дней. После этого кто-то вспомнил про "глаза в золотой клетке". Современники Нострадамуса начали перечитывать его катрены и нашли еще несколько совпадений с туманными предсказаниями автора.
Центурии [180] представляли собой описание воображаемого путешествия автора по будущим судьбам истории человечества, начиная с XVI в. и заканчиваясь в седьмым тысячелетием. Это путешествие - сквозь войны, бедствия и катастрофы.
Центурии стали предметом всеобщего обсуждения и темой политических донесений послов [177]. Его популярность быстро выросла и в декабре 1561 г. Нострадамуса пригласи-ли ко двору герцога Савойского в Ниццу для составления гороскопа новорожденного наследника Карла - Эммануила. Гороскоп был составлен в лучших традициях того времени и был воспринят с благосклонностью, поскольку сулил наследнику неплохую жизнь.
Слава Нострадамуса достигла своего пика в 1564 г., когда он предсказал малолетнему Генриху Наваррскому, что тот станет королем, пережив трех здравствовавших в то время сыновей Екатерины Медичи и их потенциальное потомство [177]. Предсказание это в точности сбылось, и король Генрих IV впоследствии не раз вспоминал об этом.
У Нострадамуса было ценное качество [180]: он умел угадывать в юношах и молодых людях будущих великих деятелей. Случай с коронованным подростком Анри Бурбоном, будущим Генрихом IV (Наваррским), не был единичным. Своему слушателю в Монпелье, Франсуа Рабле, Нострадамус предсказал бессмертную славу, а бедному, вышедшему из ни-зов, молодому францисканскому монаху Феличе Пьеретти - папскую должность (будущий папа Сикст V).
Нострадамус умер 2 июля 1566 г., на 63-м году жизни от подагры (по одним источникам [177]) или от водянки и разрыва сердца (по другим [180]). Время своей смерти он тоже предугадал [180] - на рассвете. Так и случилось.
Он был похоронен в церкви францисканского монастыря [177]. На мраморной плите его могилы высекли надпись: "Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звезд, будущие события всего мира".
О Нострадамусе было написано много литературных произведений [180]: в одних - его изображали в роли доброго гения мировой истории, в других - причисляли к чернокнижникам, продавшим душу дьяволу. Деятели французской революции XVIII в. насмехались над пророчествами Нострадамуса, предсказавшего эту революцию и осудившего ее террор. В 1791 г. революционные гвардейцы разрушили гробницу Нострадамуса и раскидали его кости. Один из осквернителей праха наполнил вином череп автора "Центурий" и пил из него. Одна-ко почитатели Нострадамуса спасли его мощи и перенесены в церковь Св. Лаврентия в Салоне, где они находятся по сей день. Сказывают, что все осквернители праха Нострадамуса погибли, т.е. умерли неестественной смертью.
В отличие от его современника Люка Коре, жизнь и произведения Нострадамуса хорошо документированы, частично искажены, частично утеряны, но поддаются анализу [180]. Его "Центрурии" (Ц) содержат два послания и около 970 дошедших до нашего времени катренов (К). Многим трудно было согласиться с тем, что Нострадамус оказался летописцем кровавых судеб будущей истории человечества, а не описателем славной истории прошлого. В восьмидесятых годах ХIХ в. католическая церковь решительно осудила увлечение Нострадамуса пророчествами. Ведь Нострадамус искренне считал, что обрядовая и ритуальная сторона церкви неизбежно отомрет в будущих веках; последняя христианская литургия будет отслужена в 2125 г. Тогда же сгинут с лица земли и богослужения в синагогах. Падение христианства и иудаизма продолжится. Буква учения Христа превратится в прах, в новые времена воскреснет Дух, который примет иные, не обрядовые и не ритуальные формы.
К 72, Ц 9: "Все церкви и все синагоги зачахнут:
Исчезнут обряды в две тысячи сто пятьдесятом году
И Крест и Давидовы звезды истлевшею славой запахнут,
Но милость небес люди в новом найдут" [180].
Важно отметить, что Нострадамус всегда рассматривал христианство в связи с иудаизмом, в отличие от современных верующих, многие из которых уже не знают происхождения Ветхого Завета.
"Центурии" были запрещены для чтения и распространения в Советском Союзе и фашистской Германии, ибо ничего хорошего этим политическим образованиям Нострадамус не обещал [180]. Ниже приведены катрены, относящиеся к начальному периоду Советского Союза:
К 3, Ц 1: "Я вижу, как рушатся царские троны,
Когда их сметает людской ураган,
Республику сделает хуже короны
И белых и красных жестокий обман".
К 4, Ц 1: "Суровый правитель появится в мире
И в тине погрязнет ладья рыбака [т.е. священника].
Ведь войн не унять самым ласковым лирам,
И быть деспотизму в грядущих веках".
К 14, Ц 1: "Славянский народ под ненастливым знаком,
Их тюрьмы и песни царям их не впрок,
На смену придет, как священный оракул,
Схоласт и догматик и ложный пророк".
Большинство катренов обособлены друг от друга [180]. Пары и тройки катренов, объединенные взаимосвязью, встречаются редко. Еще реже попадаются гроздья катренов, объединенные единым смыслом.
К 44, Ц 1: "Наступят жестокие годы лишений,
И воск будет стоить дешевле, чем мед.
Монахи и пастыри - жертвы гонений,
И ветер безбожные песни поет".
К 45, Ц 1: " Догматиком создана новая вера.
Все зрелища славят великий обман.
Зверей благородною меркою мерят.
И зло как добро преподносится нам."
К 28, Ц 2: "Напрасно его признают за пророка
И будут дивиться заветам его.
Восставший народ чуда ждет раньше срока,
Потомкам своим не добыв ничего".
К 29, Ц 2: "Восток сорван с мест ради власти над светом.
Снега, горы, воды - в лавине людской
Летают во воздуху, точно кометы,
Снаряды, разбившие прежний покой".
К 30, Ц 2: "Он станет живым воплощеньем террора
И более дерзким, чем сам Ганнибал.
Ничто не сравнится с кровавым позором
Деяний, каких еще мир не встречал".
К 59, Ц 3: "Мне страшен неведомый третий правитель
Загадочной, варварской, снежной страны,
Его же соратники им же убиты,
И старость его только ад охранит" [полагают, что катрен описывает правление Сталина [180].
Катрены, описывающие фашистский период в истории Германии [180].
К 10, Ц 1: "Сержанты в строю возле клети железной,
Где мучатся семеро царских детей,
Под ними разверзлись все адские бездны.
Старик и ребенок во власти смертей".
Некоторые видят в К 10, Ц 1 символическое изображение еврейских (семи колен Соломонова) гонений при Гитлере [180].
К 11, Ц 1: С Сицилией вместе в единой орбите,
Неаполь крепит королевство Леон [королевство Леон - Испания [180]
К союзу пожары и меч подключите:
Мозг Рима потерпит ущерб и урон".
К 12, Ц 1: "Он лестно дорвется до власти порочной,
Позер и скотина, воспрявший с низов.
Он звезды сорвет политической ночью.
Вероною правит хвастливая кровь".
К 13, Ц 1: "Не зря поспешили изгнанники клясться
Властителя силой с поста устранить,
Пусть в шахтах секреты врагов сохранятся,
И заговор старец сумеет разбить".
К 35, Ц 3: "Покинули многие Запад Европы,
Где вождь будет родом из низких людей.
Одним - все соблазны, другим - плеть и ропот,
Так учит он жизнью и миром владеть".
К 36, Ц 3: "Будь проклят, жестокий и злобный еретик,
Хотевший народ и закон изменить.
Сгорит его власть. Кто за злобу в ответе?
Людей, им убитых, нельзя воскресить" [полагают [180], что К 35-36 Ц 3 относятся к Гитлеру].
К 81, Ц 8: "Величье империи смято разрухой,
Раз Север сумел за себя постоять,
Идут из Италии горькие слухи,
С тревожной Испании нечего взять".
К 59, Ц 8: "Ей дважды взлететь - дважды встретить паденье,
Ни Запад ее не принял, ни Восток,
Германию предала страсть к разрушеньям,
Страна получила жестокий урок".
А катрен, приведенный ниже, правитель каждого авторитарного режима принимал на свой счет [180]:
К 79, Ц 8: "Течет в его жилах кровь злобной горгоны,
И он разрушает деянья отцов,
При нем будут совесть и слово в загоне.
Но сгубит себя этот вождь подлецов".
О предсказаниях Нострадамуса с неизменным постоянством вспоминают в период на-родных бедствий и глобальных перемен [180]. Сам же автор предвидел, что режимы всех политических партий падут. Эти режимы будут заменены новой эпохой, в которой беспартийность станет исторической закономерностью:
К 56, Ц 8: "Беда, коли в партии воля ослабнет
И в левую пропасть обрушится стон,
Пусть в правом углу все реформы озябнут,
Раз будет открыт беспартийный закон".
В 1915 г. иезуитский патер Херберт Торнтон, в книге "Война и пророки", выступил в защиту Нострадамуса [180]. Его почитателями были французский поэт Пьер Ронсар (1524- 1585), Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и Борис Пастернак (1890- 1960). Игорь Сикорский, знаменитый конструктор самолетов и разносторонне образованный человек, обращал внимание на то, что многие катрены "Центурий" кажутся увиденными автором во сне или в состоянии мучительной полудремоты, в то время как многие предполагают, что они построены на астрологических расчетах. В "Фаусте" Гете высказывает свое предположение о возможном способе получения информации Нострадамусом о грядущем:
"Их знаки, сколь ни грызи,
Не пища для сухих умов,
Но, духи, если вы вблизи,
Ответьте мне на этот зов...
..................................................
Теперь понятно, что мудрец изрек:
"Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво,
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него".
Нострадамус учил [180], что если катастроф и бедствий избежать нельзя, то человек, неизбежно вовлеченный в их водоворот, должен воспитать в себе мужество и самообладание для преодоления всех невзгод. Нострадамус верил в то, что есть закономерности, которые определяют и направляют ход истории.
Оккультизм учит, что ничто не бывает случайным; то, что мы называем случайностью, на самом деле является неизученной или плохо изученной закономерностью. Именно отсутствие учета стихийных случайностей, по мнению материалистов [180], является главной причиной неточностей в предсказаниях Нострадамуса. Современная история рассматривается большинством ученых как длительный процесс борьбы закономерностей и случайностей (новая трактовка прежних представлений о вечной борьбе добра со злом, Бога с дьяволом, света с тьмой и т.д. - все это оккультизм отрицает). По оккультизму, мир создается и прогрессирует благодаря противоположностям, одно порождает другое, одно не существует без другого и так - вечно, пока живет этот мир. В результате, все находится во взаимозависимой и взаимо-допоняющей закономерности. Стирание противоположностей грозит миру гибелью, которая неизбежно наступят в конце времен, ибо смерть нужна для нового рождения.
Среди многих выявленных Нострадамусом закономерностей исторического процесса исследователи его наследия выделяют наиболее главные [180]:
1.Нострадамус еще в XVI в. предвидел, что наследственная монархия не вечна: короли, цари и султаны, какими бы великими они ни были, доживают последние столетия. На смену традиционной монархии должно придти республиканское правление, торжество которого будет подготовлено народными мятежами, восстаниями и революциями. Но к самой идее народовластия Нострадамус относился крайне скептически. Республиканское правление, по его мнению, может создать новые формы абсолютизма и деспотии, которые могут про-явиться еще большим бесправием и унижением народа; народоправие может превратиться в торжество всенародного бесправия. После Нострадамуса появились фашистские концлагеря, коммунистический ГУЛАГ и соцлагерь, во всех частях Земного шара гоняли и притесняли инакомыслящих.
2.Значение "Центурий" заключалось еще в том, что они оказались в средние века едва ли не самой первой критикой всевозможных утопических идей о земном рае и всяческих благах в будущей жизни. В них Нострадамус не верил. В "Центуриях" он выступил суровым разрушителем утопических иллюзий и надежд: не земной рай и благоденствие, а деспотию, войны и кровь приведут человечество к новым временам, при этом будущее бессильно от-лучить человека от его совести (парадоксальный вывод: совесть и насилие будут всегда идти рядом!). Вспомните, сколько войн и революций было затеяно после Нострадамуса во имя благих идей (свободы, равенства и братства, а теперь - во имя демократии и т.д.). Антиутопические идеи "Центурий" Нострадамуса стали роковой исторической правдой.
3.Идея возмездия за зло проводится Нострадамусом через всю историю человечества: всегда будет зло, за которым последуют возмездие и новое зло, за ним - новое возмездие и снова зло и т.д.
4.Человека судьба всегда приносит в жертву катастрофам, социальным и революционным потрясениям и кровопролитным войнам.
5."Центурии" завораживают людей неоспоримым достоинством: читатель воспринимает минувшее и будущее как настоящее. Создается иллюзия машины времени, в которой читатель - пассажир, а рулевой - сам Нострадамус. Это объясняют тем, что автор был точен в своем предвидении технических достижений и открытий. Так, он предвидел появление подводных лодок, танков, понтонных мостов, многочисленных летательных аппаратов (самолетов, космических ракет) и оружия со страшной разрушительной силой. Вероятно он не все технические новшества понимал и не все отразил в своих произведениях, или описал их согласно своему представлению, которое нам уже не совсем понятно. Это объясняется тем, что Нострадамус видел сверхдалекое будущее (до 7-го тысячелетия!).
К 29, Ц 1: "Моим современникам трудно поверить
В железных амфибий морей и земли,
Но эти чудовища выйдут на берег,
Крутая волна закипает вдали" [180].
К 48, Ц 1: "Все гаснет, все гибнет и рушится в Лету.
Я слышу биенье последних сердец.
Пять тысяч годов да еще пять веков жить осталося свету,
И наша история встретит конец" [180].
Толкователи Нострадамуса продолжают спорить о том, какой процент его предсказаний сбылся и какой нет [180]. Одни считают, что исполнилось 90% всех предсказаний, другие с этим не соглашаются, объявляя несбывшимися те же 90%. По этому поводу сам Нострадамус писал так (Центурия 1): "Надо принять во внимание, что все, чему надлежит произойти в будущем, еще зыбко и неотчетливо, но все направляется всемогуществом Бога, который вдохновляет нас не Вакхическим ужасом и не лимфатическим [т.е. пассивным] движением, а астрономическими эффектами". Почему-то современный мир считает, что Бог не может "передумать", изменить своих планов, или, просто, смиловиться. В оккультном понимании [138], карму можно изменить, но никто никогда еще не провел серьезного сравнительного анализа несбывшихся предсказаний с реальными событиями, изменившими судьбу человечества. Люди чаще всего предпочитают говорить об ошибках предсказаний, предвкушая удовольствие от принижения значения Нострадамуса для всей истории. Тем не мене сам автор предостерегал (Центурия 1): "...я не хотел, чтобы моя способность к прозрениям нанесла вред не толь-ко настоящему, но и будущему; ведь если искренне поведаешь о том, что случится в близких и далеких временах, то современные нам королевства, церкви, религии и мировоззрения наш-ли бы, что предвиденное настолько противоречит их идеалам, что они прокляли бы грядущие века, если бы знали всю правду о них наверняка".
При написании "Центурий" Нострадамус строго придерживался главного принципа, который проповедовал еще Иисус. Вот что он писал по этому поводу (Центурия 1) [180]: "Надо чутко прислушиваться к тому, что говорил нам Спаситель: "Nolite sanctum dare canibus ne-que mittatis margaritas vestras ante porcos, ne forte conculent eas pedibus suis, et conversi dirum-pant vos" (Евангелие от Матфея, 7, 6). ["Не давайте святыни псам и не мечите жемчуг ваш перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обернувшись, не растерзали вас".] Памятуя об этом, я держал свой язык вдали от обличений в прозрениях, а перо - вдали от бумаги". Для нас это значит, что мы никогда не узнаем правду о том, каким способом Нострадамус добывал информацию о будущем. Мы можем лишь их предполагать.
В отношении содержания самих "Центурий" автор писал (Центурия 1) [180]: "...я ради общего блага принял решение пересилить себя и облачить мои писания в затемненные и трудно доступные слова и образы. Когда я провозглашал, что произойдет в будущем, указывая главным образом на самое значительное, я добивался, чтобы предвиденное мною (какими бы неожиданными и тяжкими не оказались грядущие перемены) не оскорбляло слуха и чувств внимающих мне: все более чем проницательное сокрыто мной в темной глуби образов, хотя "Abscondidisti hoec a sapientibus et prudentibus id est, potentibus et regibus, et enucleasti ea exiquis et tenuibus" ["Ты скрываешь эти вещи от мудрых и благоразумных и открываешь их малым и слабым"]. О своих "Центуриях" Нострадамус писал, что им "установлена загадочная связь между четверостишиями этих книг, и это - пророчества на веки веков, ибо они открываются нашим (т.е. 1555 годом) и кончаются 3797 годом [3797 г, возможно, опечатка; по моим расчетам, основанным на катрене 48 из 1-й Центурии, получается 7055 г.].... Ученые еще пожалеют о великих потерях, которые застанут их врасплох: придут, придут эры наводнений и нового великого потопа. Останется ничтожно мало земель, которые не были бы под водой. Потоп будет длиться так долго, что все этнографии и топографии сгинут. И перед новым потопом и после него во многих землях почти не будет дождей и появится тьма сухого материала, который сделается добычей огня. С неба будут падать горящие камни, и не останется ничего, что не было бы выжженным, что сможет сохраниться и устоять. И все это произойдет, несомненно, до всесожжения, до великого пожара, который охватит землю... тем не менее все начнется снова...
Не пройдет и 177 лет, трех месяцев и 11 дней с тех пор, как я пишу [т.е. в 1732-м году], и чума, голод, войны и, главным образом, наводнения так опустошат наш мир, что выживет очень мало людей и земля будет невспаханной и бесплодной, такой, какой она была до начала творения". Последний абзац является примером несбывшегося предсказания Нострадамуса. Тем не менее, он был убежден в неотвратимости увиденного им. Что изменило судьбу человечества, остается неясным (никто над этим не думал).
Далее по Нострадамусу (Ц 1) [180]: "Мы сейчас живем в седьмом тысячелетии, которое скоро кончится и приведет нас к порогу восьмого, где находится небесная твердь и где есть свои широты.
В этом месте Всевышний завершит поднятую им космогоническую революцию, и небесные тела снова начнут свое движение, и это будет верховным движением, и оно сделает землю твердой и устойчивой, "non inclinabitur in seculum seculorum" [из-за этого она не будет отклоняться из века в век в разные стороны], пока не будет выполнена и не изменится воля Господня... над нами уже занесены мечи, на нас идут приступом эпидемии и войны, гораздо более страшные, чем те, что были перенесены тремя поколениями, жившими раньше нас. На нас надвигается голод, который будет повторяться с такой же последовательностью, как и движения звезд... И тысячи других бедствий будут вызваны невероятным разливом вод и непрестанными дождями..." Все это должно будет происходить в местах, во времени и обстоятельствах, при которых исполнится предначертанное (т.е. не повсеместно и не перманентно).
Интересно предсказание в отношении Италии [180]:
К 9, Ц 1: "Ну как, Ромулоиды, тяжко на свете? [Ромулоиды - потомки Ромула]
На вас африканская буря идет,
И львиным прыжком наказающий ветер
Мальтийские земли за глотку возьмет".
Возможно, что здесь речь идет о Франции [180]:
К 60, Ц 1: "Рожден близ Италии дерзкий воитель, [Наполеон?]
Империя будет в мятежной стране!
Но сколько солдат за тебя перебито,
Чудесный мясник, в безуспешной войне!"
К 75, Ц 4: "Эпоха его безнадежна для слабых,
Сильнейший и умный победы стяжал.
С ним гвардия многие земли разграбит,
Но в снежной стране победитель пропал" [о Наполеоне?]
К 70, Ц 1: "Приходят из Персии вести дурные,
Там все под дождями, разбоем, войной,
И жребий такой же вся Франция вынет,
Готовясь стать новой, бесстрашной страной".
В отношении Англии [180]:
К 37, Ц 8: "Вся в трауре старая крепость близ Темзы,
Король без камзола стоит у моста,
Его голова с плеч слети не замедлит.
Диктатор не даст сердобольным роптать".*
В К 37, Ц 8 просматривается гибель короля Чарльза I (Карла I) [180].
Карл I (Charles) Стюарт (1600-1649) [158] английский король с 1625 г. Проводил абсолютистскую политику, противоречащую интересам буржуазии, нового дворянства и вызвавшую протест населения Англии. В 1640 г. создал Долгий парламент, чтобы добиться финансирования мероприятий по усмирению религиозных волнений в Шотландии и Ирландии. Однако Карл I столкнулся с решимостью парламента ограничить королевскую власть. В стране началась революция, а затем гражданская война. В борьбе с парламентской армией, которую возглавил Олиивер Кромвель, Карл I потерпел поражение. Суд признал его виновным в измене интересам народа, и Карл I публично был обезглавлен на площади перед Уайтхоллом 30 января 1649 г. (спустя более 80 лет после предсказания Нострадамуса).
Кромвель (Cromwell) Оливер (1599-1658) [122] был избран в Долгий парламент сразу же при его создании, в 1640 г., и был главным организатором парламентской армии, одержавшей победы над королевской армией в 1-й (1642-1646 гг.) и 2-й (1648 г.) гражданских войн. Опираясь на армию, Кромвель изгнал из парламента пресвитериан (1648 г.), содействовал казни короля и провозглаше-нию республики (1649 г.), власть в которой была сосредоточена в руках его сторонников. В 1650 г. Кромвель стал лорд-генералом (главнокомандующим всеми вооруженными силами), подавил движение левеллеров и диггеров, освободительные движения в Ирландии и Шотландии. В 1653 г. Кромвель стал лорд-протектором Англии, Ирландии и Шотландии, установил режим единоличной военной диктатуры.
К 76, Ц 8: "Он Англию всю на колени поставит,
Хотя он скорее палач, чем король.
Законность и честь он на плахе кровавит,
Как скоро судьба даст ему эту роль?" [180].
Ниже приведены катрены [180], которые, как мне кажется, могут относится к России:
К 26, Ц 5: "Иная династия будет в России,
Страна за свободу свою восстает,
Народ, став от горя единым Мессией,
К расцвету и славе все царство ведет".
К 49, Ц 1: "Проснется Восток в восемнадцатом веке.
Там даже снега оживут под луной.
Весь Север великого ждет человека:
Он правит наукой, трудом и войной" [относиться к эпохе Петра I].
К15, Ц 8: "Великая женщина Север разбудит [Екатерина II]
И блеск всей Европы к себе приведет,
При ней два затмения мир не забудет,
И Польша к великому горю придет".
К 38, Ц 1: "Здесь солнце с орлом достигают победы
И милость поверженным громко сулят.
Но кто остановит грядущие беды?
Мечте об отмщенье поверженный рад".
К 39, Ц 1: "Вождя задушили в его же кровати [о Павле I]
За то, что обычай и честь продавал.
Теперь трех империй никчемны печати,
Раз писем с пакетами труп не читал".
Катрен 67 из Центурии 2 [180], в котором Нострадамус предвидел борьбу за главенство над океаном после открытия Америки. Эта борьба выльется в борьбу за передел земно-го шара, а дуэль, о которой идет речь, представляет дуэль между Испанией и Англией.
К 67, Ц 2: "Предвижу раздел океанских просторов.
И новые страны над белым пятном.
Дуэль кораблей разыгралась на море,
И плавают бочки с продавленным дном".
Назидательные катрены с морально-этическим аспектом [180]:
К 53, Ц 1: "Пусть новое золото люди добудут
И много найдут серебра в рудниках,
Но миру от этого счастья не будет:
Законы и совесть рассыплются в прах".
К 69, Ц 1: "Мир губят война, грабежи, наводненья...
И знайте, достигшие горных вершин: [спасшиеся в горах]
Из хаоса трудно создать возрожденье,
Руины на дне неспособны ожить".
К 91, Ц 1: "Мы сами затеяли адские войны,
А Бог создал нас, чтоб мы были людьми.
Копье и мечи вижу в небе спокойном.
Быть бедствиям, многие лягут костьми".
К 92, Ц 1: "Не долго царили покой с милосердьем,
Хотят взять реванш грабежи и разбой.
Ведь треть миллиона осудят созвездья.
Что ж! Смерть или плен обещает нам бой?"
К 94, Ц 1: "Война впереди, а не сон о свободе,
Хотя и убит был Селимский тиран.
В ком вспыхнула совесть, тот к мести негоден,
И страхом почет этой женщине дан".
К 42, Ц 2: "Всесильный тиран погибает в постели,
Вся в ранах нога, перебито плечо.
Собаки, петух и коты свежей крови хотели,
Их храбрость согрета надгробной свечой" [как верно подмечена холопская смелость!].
К 83, Ц 2: "... Посеявший битвы увечья пожнет..."
К 85, Ц 2 "... Цени независимость, где бы ты не был..."
Катрены с оккультным смыслом [180]:
К 13, Ц 2: "Пред смертью мы слушаем голос оттуда.
Пусть тело покинуто солнцем души.
День смерти духовным становится чудом,
И днем возрождения стать порешит".
В катрене 71 Центурии 6 Нострадамус четко показал, что два мира (земной и небесный) живут по разным законам [180]:
К 71, Ц 6: "Она станет жертвой неправого гнева,
На казнь обряжают супругу и мать,
Здесь суд сеет зерна преступного сева,
Там небо сумеет ее оправдать".
Роль Липиков в истории человечества показана в катрене 8 Центурии 9 [180] (о Липиках см. статью "Культ Солнца и огня").
К 8, Ц 9: "Никто не уйдет от возмездия свыше,
Сам Бог покарает волчат и волков.
Отца принц убил, и потомки об этом услышат,
Цени ж Тайнописцев минувших веков!".
Причинно-следственные связи отражены в катрене 11 Центурии 9 [180].
К 11, Ц 9: "На смерть осужден был совсем невиновный,
И зрелище казни пьянило людей.
Потом здесь чума разжигала жаровни,
И судьи бежали отсюда скорей".
Будущее христианской церкви и всей Европы Нострадамус предсказал в "Послании Генриху II" [180] в такой форме: "Мрачное будущее ожидает Божьи храмы и затем проникает в сердца и души тех, которые поддерживали и укрепляли эти храмы на земле. И это нагрянет вместе с тысячью других бедствий, а ими - я это вижу - пронизаны будущие времена".
Предсказания Нострадамуса действительно трудны для расшифровки. Спасаясь от преследования инквизиции и боясь обвинений в лжепророчестве, он не указывал конкретных дат свершения предсказанных событий, имен правителей и порой избегал названия стран, в которых должны были случиться катаклизмы. Обратившись за помощью к королю Франции, в своем "Послании к Генриху II" он дал пример сделанных им предсказаний, которые без пояснения самого автора сегодня кажутся просто бредом (а у автора сейчас, к сожалению, ничего нельзя спросить, его давно уже нет в живых). Вот как Нострадамус предсказал будущее Европы в "Послании Генриху II" [180]: "...Бог пощадит Великую Даму [какую даму?], считавшуюся бесплодной. И она наконец-то родит двух главных детей [кого?].
Но будучи в опасности, она родит их с риском для жизни, когда ей исполнится всего 18 лет [значит, не родившая до 18 лет считалась бесплодной!]. Но так и так она больше 36-ти лет не протянет; у нее будет трое мальчиков и одна девочка [ничего себе бесплодная!], а он [кто такой "он"?] будет иметь двух, у которых никогда не было одного и того же отца. Различие между тремя братьями будет такое, что если бы они договорились о совместных согласованных действиях, то это заставило бы дрожать три или четыре части Европы. Пройдет немного времени и христианская монархия получит сильную поддержку и окрепнет; религиозные секты и верования будут входить в силу, но с тем, чтобы снова изведать падения. Арабов опять прогонят. Королевства начнут объединяться, и возникнут новые законы. Что касается других детей, то первый станет властелином свирепых львов, с коронами на головах, и хищные лапы львов первого сына будут над гербом. Второй сын, преданно сопровождаемый латинянами, пойдет вглубь львиного стана и будет наводить страх и ужас, совершив восхождение на Пиренейские горы.
Древняя монархия не устоит, раз придет третий всемирный потоп [т.е. Нострадамус знал два всемирных потопа, а не один, как описано в Библии], только с океанами человеческой крови вместо воды. И Марс надолго забудет про великий пост.
Дщерь будет дарована для сохранения церкви, и тот, кто сделает больше всего для крушения новых языческих сект и учений, станет отцом двоих детей, конформированных католической церковью, - одного преданного ей, а другого - нет. Другой, который в своем ожесточении в позднем раскаянии доходил до стремления превратить католическую церковь в руины, объединит через тесный союз три области на территории; я говорю об Италии, Германии и Испании [некоторые предполагают, что речь может идти о Гитлере]. И под его жестокой вооруженной рукой будут все те земли, которые простираются от пятидесятого до пятьдесят второго градуса широты. А отдельные области севера (около сорок восьмого градуса широты) будут воодушевлены собственной мощью, которая не может быть умерена никакими даже воинскими силами, и этого будет сильно опасаться Запад, Восток и Юг. Природа сделала северян равными, но вера разными [предполагают, что речь может идти о России].
После этого бездетная Дама [кто же все-таки эта "Дама"?], еще более могуществен-ная, чем вторая [а кто "вторая"?], будет признана двумя народами: первый станет противиться тем, который превосходит других в своем могуществе. А второй и третий будут про-должать поход на Восток Европы; но здесь их силы будут остановлены превосходящей мощью противника; тогда второй снарядит морские экспедиции до Тринакрии и Адриатики с ее мирмидонцами.
Германия падет, и варварская дружина будет совсем изгнана из латинских пределов. Тогда великая империя Антихриста воскреснет с восхождением нового Атиллы, и придут Ксерксы с неисчислимыми тьмами людей. Так что Благодать Духа Святого, начавшегося с сорока восьми градусов широты, оживет и прогонит омерзительного Антихриста, который пошел войной на самих королей, на великого пастыря Иисуса Христа и его церковь, и его королевства, и его владения per tempus, et in occasione temporis (ныне и присно и во веки век-ов). Но до этого будет солнечное затмение, самое мрачное из тех, какие были известны мира со дня его творения и со времен смерти Иисуса Христа до сих пор. И в октябре вспыхнет великая революция, которую многие сочтут самой грозной из всех, когда-либо существовавших. Жизнь на земле перестанет развиваться свободно и погрузится в великую мглу. А вес-ною и после нее произойдут грандиозные перемены, падения королевств и великие землетрясения; и все это сопряжено с возникновением нового Вавилона, мерзкой проституцией, отвратительной духовной опустошенностью, и это продлится 73 года и 7 месяцев [допускается, что это пророчество может имеет непосредственное отношение к октябрьской революции в России в 1917 г., тогда начало крушения порожденных этой революцией порядков начнется в 1991 г, а окончательно русская революция изживет себя в 2025 г.].
Вижу, грядет возрождающий и обновляющий церковь Христову. Тогда настанет долгий мир, единение и согласие между новыми поколениями нескольких рас, долго живших обособленной жизнью в разъединенных королевствах. Он точно ветвь, которую напрасно считают засохшей, ибо и она зашелестит зеленой листвой. А блаженство будет таким, что и покровителю войн [кто он? Мне почему-то думается, что из государств это может быть США, а из общественно-политических течений - бизнес, поскольку без войн они не могут обогащаться] при различии религий придется кануть в глубину, на самое дно, с тем, чтоб позднее воссоздать царство страха путем обмана, выдаваемого за мудрость. Страны, города, поселки, провинции, свернувшие с их прежних путей ради свободы, будут еще более сильно порабощены и затеят злость против тех, по чьей вине потеряли свободу и веру. И тогда слева [где это? На западе?] разгорится великий мятеж, который приведет к еще большему чем прежде сдвигу вправо [на восток?]. Тогда будут восстановлены поруганные святыни и прежние религиозные писания, так долго терзаемые после того, как победу одержал Великий Пес. Неудержимо свирепый пес был одержим страстью уничтожать все, содеянное прежде... Соборы и храмы будут воссозданы такими, как их видели предки новых молящихся, и духовенство будет восстановлено, воскрешая букву и дух былых времен, и оно станет продолжать богослужения до новых падений из-за распутства и роскоши, пока не будет совершена тысяча преступлений. Но по мере приближения благоденствия к иной внутренней опустошенности в покровах из высшего и величественного появятся державы и военные руки, которые отнимут у этого благоденствия два меча, оставив ему лишь драгоценные ножны. После этого народ, не будучи в силах терпеть больше обман и коварство, которое его окружает, сделает все, что в его силах, чтобы выправить положение. А люди не хотят полностью покориться произволу и встретить конец от жестокой руки, которая опирается на провоцируемую ею почву.
В это время из ветви, бывшей долгое время безлиственной, и воспрянет тот, спасет людей всего мира от покорности и добровольного рабства. Ставя себя под охрану марса и лишая Юпитера его величия и достоинств, в другой маленькой Месопотамии будет основан и благоустроен вольный город. Вождя и губернатора города вознесут из благополучной середины на самое высокое место под Луной и под Солнцем, не подозревая о заговоре и заговорщиках во главе со вторым Тразибилусом, который долго обдумывал и подготовлял свое дело.
Тогда духовная грязь и безобразие будут преданы великому стыду и воссияет свет, за-маскированный темным покровом, но свет угаснет к концу перемен в этом царстве. И многие ведущие люди церкви отринут божественную любовь и станут отступниками от настоящей веры. А у трех религий (лютеранской, католической, магометанской) все, что находится посреди, будет превращено в руины деяниями молящихся. Первая религия распространится по Европе, а большая часть Африки, благодаря духовному обнищанию станет под-властна третьей религии, и здесь все будет поднято на дыбы безумием через похотливую роскошь, предрасполагающую к прелюбодеяниям и изменам. Народ, соблазненный этим, поднимется чтобы поддержать это, и прогонит оставшихся верными законности и законодателям. И будет казаться из царств, испорченных пороками и людьми Востока, что Бог-Творец выпустил Сатану из темницы в преисподней, из-за чего могли родиться Великий Пес и Дохан (Гог и Магог). Ими будут пробиты такие хамские бреши в церкви Христовой, что ни красные, ни белые, оказавшиеся без глаз и без рук, не смогут осознать ужасов всего этого. И они еще не уйдут от суда, и могущество их будет отобрано от них.
Потом будут жесточайшие гонения на церкви, каких еще никогда не было. И наста-нет наивеличайшее бедствие: злые силы сокрушат две трети мира; одна треть сохранится, но никто уже не сможет установить, сколько осталось на свете подлинных хозяев полей и домов. И будет великое истребление духовенства. Великий полководец станет узурпатором, захватив то, что придет с города Солнца, с Мальты, с Иерезских островов; и будут сняты великие цепи, чтобы сделать судоходство свободным с порта, который называется Морским быком [Босфор]. С морских побережий надо ожидать новых нападений, которые могли бы отобрать Костуланский плацдарм от первого магометанского захватчика; и штурм не будет напрасным, и местность, где обитал Авраам, будет атакована теми, кто благоволит джовиалистам. Великий восточный город Ахет будет обложен со всех сторон. Против него соберут хорошо вооруженных людей, обладающих великой мощью, но их морские силы будут ослаблены людьми Запада.
В этом царстве будут огромные разрушения. Многие крупные города станут безлюдными. И на тех, которые все же доберутся туда, обрушится месть и гнев Бога. Гроб Господень, который столь долгое время держали в великом почете, будет прозябать под вселенскими просторами небес - под Солнцем и Луной. Святое Место испакостят и загадят, превратив его в хлев для большого и малого скота.
...Главный правитель, который глубже других проник на Север и Запад, приобщив их ко множеству людей, будет порабощен и убит. А все другие, после страшного поражения, станут спасаться бегством. А дети, рожденные от правителя многими женщинами, будут посажены в тюрьмы. Тогда-то и сбудется предсказание Пророка Царей: "Ut audiret gemitus compedictorum, et solveret filios interemptorom" (Да придет пред лице твое стенание узника; могуществом мышцы твоей сохрани на смерть). Предвижу, какие притеснения придется вытерпеть принцам и губернаторам королевств, особенно тем, которые будут жить по соседству с Востоком или вблизи у моря, и их язык смешается с языком всех наций. Так латинский язык смешается с арабским и с языками Северной Африки. Все восточные короли будут выгнаны за пределы их земель, и это ни к чему не приведет: не только из-за могущества северных владык и не только потому, что будут большие перемены в новых временах, но и из-за тайных союзов, ответственных за многие смерти, потому что союзы будут нападать друг на друга. Обновление триумвирата будет длиться семь лет. И слава нового вероучения будет распростерта над всем миром. И жертва ничем не запятнанного Спасителя будет принята небом. И тогда появятся два властелина. Они станут победителями в борьбе Востока на стороне Севера. Дерзостные сражения поднимут при этом такой шум и грохот, что вся земля будет дрожать от страха перед этими двумя братьями с Севера, которые еще не стали братьями" [Нострадамус подразумевает братьев по духу, а не по крови].
После всевозможных бедствий, перечисленных далее Нострадамусом "наступит время деятельного добра, и возобновится правление Сатурна и Золотой век. Бог-творец однажды скажет: "Не надо больше горестей и страданий у созданных мною народов". Сатана будет связан и низвергнут в бездну. Так начнется благословенная эра вселенского мира между Богом и человеком. Екклесиатская мощь проявит свою силу, и Сатана будет скован на тысячу лет, пока не воспрянет снова...
Послание это было отправлено из Салона 27 июня 1557 г".
Бедный Генрих II (!). Если из этого Послания в XVI в. он хоть что-нибудь понял, честь ему и хвала. Ясно лишь одно, что никакой Бог в никакие человеческие дела никогда не вмешивался и вмешиваться не собирался, за исключением одного момента – чтобы прекратить всю человеческую суету он сперва даст людям отдохнуть перед смертью, а потом все уничтожит одним махом, и наступит Конец Света. Теперь понятно, почему инквизиция преследовала Нострадамуса: церковь постоянно внушала людям, что Бог заботится о них, надо лишь уповать на него. На самом же деле все определяет судьба, или карма, а обращение к Богу есть прием психотерапии перед предстоящим бедствием или после свершившегося катаклизма. И такова наша жизнь! Облегчить её может лишь умение предвидеть беду, что простому человеку не дано, а потому все события расписаны на много тысяч лет вперед в силу их логической закономерности. И эту логику нам тоже не дано понять. В христианском мире любят утверждать, что «на всё воля Божья». Но умение Нострадамуса предвидеть возможность возникновения негативных событий на много тысячелетий вперед свидетельствует о том, что их совершение не зависит и от воли Бога. Свою судьбу определяет сам человек, и совершение войн, казней, убийств, подлостей, заговоров и предательств зависит только от него. Правильность этой мысль подтверждается Нострадамусом в 52-м катрене из Центурии 9 [180]:
К 52, Ц 9: "Жизнь делит всю землю на две половины,
Одна будет с миром, другая - с войной,
В крови захлебнется и зверь и невинный,
Кому же вся Франция ближе душой?".
Именно выбор самого человека определит всю дальнейшую его судьбу.
Литература:
122. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл-Ку. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 255 с.
138. Блаватская Е.П. Ключ к теософии; Избранные статьи. М.: Эксмо, 2009.-464 с.
158. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 8. КАМ-КОЛ. М.: АСТ: Астрель, 2010. - 797 с.
177. Славин С.Н. 100 великих предсказаний. М.: Вече, 2010.-432.
179. Цветков Э.А. В поисках утраченного "Я" (Практическое пособие по гипнозу, самогипнозу и психоэнергетическому психотренингу по материалам лекций в Индии и Греции). СПб: Penguin Save Harty, 1995.-80 с.
180. Нострадамус М. Центурии. М.: ГПИ "Искона", Агенство "Ира Принт", 1992-192 с.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote