Дополнение к спиритизму: откровения А. Конан-Дойля
21-04-2011 14:19
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Откровения Артура Конан-Дойля
Новиков Л.Б., Апатиты, 2010 г.
Сэр Артур Конан-Дойль (1859-1930) [64] - крупнейший английский писатель, публицист, доктор медицины и доктор права, убежденный сторонник дарвинизма - в своем публицистическом наследии охватил широкую тематику в самых различных областях науки: от медицины до оккультных наук, осветив проблемы истории, политики, права, военного дела, криминалистики, философии, искусства, религии, спиритизма и бессмертия. А. Конан-Дойль впервые публично заявил о своей вере в общение с умершими в статье, опубликованной в журнале "Light" 21.10.1916 г. Однако первый спиритический сеанс, на котором он присутствовал, состоялся в конце 1886 г. Как и других, А. Конан-Дойля больше всего интересовала телепатия. Самое яркое впечатление на него произвел один из сеансов спиритизма, на ко-тором на его шуточный вопрос он получил следующий ответ: "Мы приходим сюда, чтобы просвещать и возвышать души, а не затем, чтобы решать детские загадки". И тогда А. Конан-Дойль получил очень важный совет от генерала Дрейсона: "Заниматься психизмом без медиума - все равно что заниматься астрономией без телескопа". Заручившись услуга-ми профессионального медиума, А. Конан-Дойль организовал у себя на дому спиритические сеансы, изучил теософию Е.П. Блаватской, в 1891 г. вступил в Общество Психических исследований, заинтересовавшись полтергейстом, в 1926- 1927 гг. издал два тома монументальной "Истории Спиритизма", участвовал в спиритических конгрессах. В результате сформулировал выводы, определившие спиритическое кредо А. Конан-Дойля:
1.Прежде всего, он обвинил религию, и в особенности христианство, в том, что [64] "они потеряли всякое соприкосновение с живой духовной реальностью и довольству-ются тем, что увязывают все с далекой античностью, воздавая сугубо формальную дань уважения отмирающей системе, связанной с теологией настолько невероятной, что порядочный человек не может помышлять о ней без содрогания". В другом мес-те, со ссылкой на высказывание духа во время сеанса, А.Конан-Дойль пояснил свою мысль [177]: "Духовенство ограничено в своих идеях и повязано системой, которая, на наш взгляд, давно устарела. Воздействовать на людей устаревшими взглядами - это все равно, что пытаться накормить их вчерашним обедом. Мы хотим свежей духовной пищи, нас не устраивают объедки... Церкви дано право учить людей, но она не может осуществить его"
2."После смерти жизнь наша продолжается и качество этой будущей жизни определяется нашим поведением здесь" [64].
3.Спиритические откровения подтверждают выживание души после смерти тела и человеческое бессмертие, принимая в расчет необходимость искупления и указывая на то, что духам дозволено очищаться, переходя из низших миров в миры высшие, но при этом оно исключает понятие "ада", которое могло быть уместно только в первобытную эпоху, когда люди пугались огня [64]. В спиритическом видении, потусторонний мир не отдает никакого предпочтения одной религии перед другой. Умершие, какова бы ни была их прежняя вера, проходят через те же испытания и оказываются в том же самом положении, которое они принимают с чувством братской солидарности. Тем самым спиритизм осуществляет единство веры, которого никогда не удавалось добиться в этом мире.
4.Спиритизм[64] - это единственная вера, примеряющая религию и науку. Через общение с умершими спиритизм доказал выживание души после смерти тела. Откровения спиритизма подтверждаются древними пророками и нашими современниками. Единственная возможность стать убежденным спиритом - это самому получить доказательства реальности тех явлений, на которых спиритизм основывается и которые он утверждает. Для сбора этих доказательств А. Конан-Дойль потратил 40 лет своей жизни и пришел к убеждению об ограниченности того, что мы называем "материей", и на главенство духовности, которой следует дорожить, чтобы сохранить связь с сокровенно-подлинными основами жизни. Людям же не верящим в спиритические феномены А. Конан-Дойль отвечал следующим образом [64, с.80]: "Невозможно ожидать объективности от толпы, погрязшей в невежестве. Разум среднего гражданина занят исключительно сиюминутными проблемами, в нем нет места для размышления о серьезных предметах и глубоких истинах".
5.Через тридцать лет опытов на ниве спиритизма А. Конан-Дойль приходит к выводу [64], что эти явления подчиняются закону и определенным условиям так же, как и все явления во Вселенной. С одной стороны, имелся полуматериальный, привязанный к земле дух низкой степени развития, которому, для того чтобы обнаружить свое присутствие, был необходим медиум. С другой стороны, наличие хорошего медиума для производства физических феноменов - явление довольно редкое. При наличии медиума спиритические проявления возникают почти с той же неизбежностью, с какой при должном соответствии между электрической батарейкой и проводом проскакивает искра. Весь секрет медиума с материальной стороны данного явления заключается, по мнению автора, в энергии, совершенно не зависящей от воли самого медиума, который пассивно отдает какую-то часть собственной телесной субстанции для использования ее потусторонними операторами. Автоматическое писание, ясновидение, гля-дение в кристалл, говорение в трансе, спиритическая фотография, прямой голос и многое-многое другое - все эти явления, когда они подлинны, являются выражением одной и той же энергии, которая течет по разным каналам". "Кроме медиумов*, никто не может продемонстрировать реальность факта загробного существования", - пишет А. Конан-Дойль [64], - "однако (странное противоречие!) они подвергаются преследованиям именно со стороны тех, чья обязанность - убеждать других в бессмертии души".
*Медиум [155] - это просто человек, который способен осуществлять обмен мыслями между различными уровнями бытия. Им может быть как мужчина, так и женщина. Медиумы мало чем отличаются от других людей. Среди них встречаются как плохие люди, так и святые. "Нередки случаи, - как пишет Лобсанг Рампа, - когда необразованный и даже неграмотный медиум вдруг начинает говорить на языке, которого никогда раньше не слышал. В этом нет ничего удивительного, потому что он просто передает сведения, к которым сам не имеет никакого отношения". "Другой тип медиума - это цивилизованный мужчина или женщина, которые достигли высокой ступени совершенства и, возможно, находятся на Земле в последний раз. Такой человек будет медиумом независимо от внешних условий".
Медиум выступает промежуточным звеном между мирами и способен получать сведения от того, кто недавно, или давно, покинул этот мир [155]. Не всегда медиум может отличить случайные слова от подлинно астральных сообщений. Это зависит от уровня его компетенции.
Со слов самого А. Конан-Дойля [64,176], во время спиритических сеансов медиумы впадают в транс или полутранс - в состояние, которое автору изучить полностью не удалось. В случае голосового сообщения, голос медиума менялся. Самым трудным для понимания явлением была аппортация - мгновенное перемещение материальных предметов из одного участка Земного шара в другой (например, из Индии в Англию). Поскольку А. Конан-Дойль был ученым, он задавал вопрос на спиритическом сеансе по механизму этого явления и получил такой ответ [176]: "Явление включает в себя многие факторы, которые находятся за пределами вашей человеческой науки и которые вам не суждено понять. В то же время мы можем привести в качестве приблизительной аналогии переход воды из жидкого в газообразное состояние" [и обратно].
От себя могу добавить, что современная наука еще многое не может понять. Это не бе-да. Хуже всего то, что современная наука многое даже и не пытается понять, отворачиваясь от того или иного явления с мыслями: "Этого не может быть, потому что этого просто не может быть", - т.е. заранее ставя перед собой преграду для понимания того или иного явления. Искусственно ограничивая пределы своего сознания, она одновременно ограничивает свои возможности, подтверждая главный принцип бытия - человек несовершенен. Через медитацию йоги стараются существенно расширить свое сознание, и потому их методы познания мира существенно отличаются от научных. Не даром Е.П. Блаватская во всех своих сочинениях неизменно называет йогу самой оккультной из всех современных восточных философии. Можно с полной убежденностью заключить: то, чему учит духовная йога, современной науке не подвластно. Все йоги, эзотерики и оккультисты не советуют заниматься практическим спиритизмом, но знание его теоретических основ необходимо им для того, чтобы лучше понимать явление как таковое.
Оценивая работу медиумов, А. Конан-Дойль писал [176], что "подсознание человека обладает значительной силой", а "человеческое естество никогда не бывает кристально чистым", потому, поступающая от медиума информация часто не бывает первичной, а преломляется в его сознании, подобно солнечному свету, проходящему через тонированное стекло.
О своих убеждениях А. Конан-Дойль писал так [64]: "Я, конечно же, не верю и никогда не верил в человекоподобного Бога, но верю в Разумную Силу по ту сторону всей деятельности Природы". Истинная наука, по мнению А. Конан-Дойля, должна быть солидарна с религией, т.к. наука есть накопление фактов; а все факты создают основание, из которого мы можем сделать выводы о том, что мы собой представляем и ради чего мы находимся здесь. "Христианство должно измениться или погибнуть. Таков закон жизни... Люди отходят от Церкви, потому что они не могут искренно верить в те факты, которые представляют им в качестве истинных. Их разум и чувство справедливости оказываются одинаково уязвлены. Нельзя увидеть справедливости в искупающей силе жертвоприношения, ни в Боге, который может быть умилостивлен такими средствами. Помимо того, многим непонятны такие выражения, как "отпущение грехов", "очищение кровью Агнца" и тому подобное... Вообще говоря, человеческая неразборчивость, путающая Творца вселенной с кротким иудейским философом, прямо-таки поразительна". Библия сделалась бы более понятной, если бы люди осознали, что "пророк" был передающим медиумом, а "ангел" - высоким духом.
Здесь следует отметить, что спириты не считают Иисуса Христа Богом или даже "Сыном Божьим" в буквальном смысле [64]. С точки зрения спиритизма, каждый человек - точно такой же сын Божий и имеет право заявить о себе : "Я есмь сын Божий". Для спиритов Иисус Христос - не божество, но дух, стоящий на самой вершине Духовной Иерархии и представляющий для нас, землян, самого Бога. Самым существенным в жизни Христа, как отмечает А. Конан-Дойль, было его критическое отношение к современной ему религии. Спириты рассматривают земную жизнь Христа и его смерть скорее как пример, нежели как искупление. Знаменитое выражение Христа о букве и духе почти позволяет нам верить, что он предвидел, каким бедствием станут для нас священные тексты. Он скорее всего знал, что мы пострадаем от них так же, как он сам пострадал от рук современных ему богословов - людей, которые тогда, как и сегодня, являются всемирным бедствием. Христианство находилось в расцвете, пока оно было религией бедных, простых людей. Именно богатые, властные и сильные мира се-го привели христианство в упадок, усложнили и разрушили его.
"Было время, - пишет А. Конан-Дойль [64], - когда требовалось мужество, чтобы быть христианином. Теперь же наступило время, когда мужество необходимо для того, чтобы не быть христианином". По мнению автора, католики и протестанты по-прежнему грызутся. Поистине все эти люди живут по суровым заповедям Моисея и забыли учение Христа. Римская Церковь навязывает узкое, упрощенное толкование многосложного мира. На религию же надо глядеть широко, ибо истина шире всех тех представлений и понятий, которые могут быть составлены о ней отдельными людьми.
По убеждению А. Конан-Дойля [64], каждый человек отвечает за свои собственные грехи, и никто не может сложить с него ответственность за их искупление, надеясь, что кто-то другой ответит за них. Ни тираны, ни преступники не могут изменить свою участь, даже прибегнув к какому-либо моральному трюку или к так называемому раскаянию. Хоть искреннее раскаяние и может помочь им, но они все равно платят за содеянное по полному счету. В то же время милосердие Бога более велико, чем может представить себе человек, и каждое возможное смягчающее обстоятельство - искушение, наследственность или влияние окружения принимаются во внимание до того, как наступит час наказания. Вся жизнь на земле - это тренировочная площадка для мира духов. Такова позиция спиритических Церквей, которая в начале ХХ в. включала семь основополагающих принципов [64]:
1.Признание Бога-Отца;
2.Признание братства всех людей;
3.Общение со святыми и с ангелами-хранителями;
4.Продолжение жизни человека после физической смерти;
5.Личная ответственность человека;
6.Воздаяние как за грехи, так и за благие дела;
7.Совершенствование, к которому стремится душа.
Все они, за исключением пятого, сочетаются с привычными воззрениями на христианскую мораль, но касаются каждого человека, независимо от его вероисповедания [64]. У каждой религии, христианской и нехристианской, есть свои святые и грешники, и, если человек добр и кроток, за него нечего бояться в потустороннем мире, независимо от того, являются он членом любой из призванных на земле Церквей или нет. Недоразвитый ум создает недоразвитого Бога. Лишь культурный, сформированный ум по-настоящему возводит человека в разряд избранников. Для Бога все возможно, и мы только пылинки в Его руках, но Бог дал нам разум для того, чтобы мы могли избирать лучшие пути, и если мы будем пренебрегать этим даром Божиим, то можем поплатиться за наше безумие. Фанатизм следует отнести в разряд первейшего из смертных грехов.
Душа, по мнению А. Конан-Дойля [64], представляет собой дубликат тела*, походящего на нее в мельчайших деталях, хотя и построенного из гораздо более плотного материала. В обычных условиях оба этих тела настолько переплетены, что присутствие более тонко-го из них вовсе не замечается. Однако при смерти (а при наличии определенных условий и при жизни) эти тела разделяются и могут быть увидены раздельно. Смерть отличается от условий отделения тонкого тела при жизни (например, во время самадхи или во время засыпания**) лишь тем, что во время смерти между двумя телами происходит полный разрыв и жизнь полностью переносится в более легкое (эфирное) тело, тогда как более грубое, подобно кокону, распадается и исчезает. Вот только мир человеческий, с большой торжественностью погребая кокон, мало, увы, заботится о том, что сталось с пребывавшей в нем более благородной частью.
*По Платону [119], в подземном мире, когда производится суд над умершим человеком, о пороках и добродетелях его души узнают из созерцания дубликата его тела. Что же это за тело? По Платону, оно иное, чем оно было на земле. Но оно все-таки тело. Самый принцип тела нигде Платоном не отрицается ни на одну минуту. Даже вечные боги, по Платону, всегда и неизменно обладают своими вечными телами. Платон говорил «Не видав и мысленно не постигнув в достаточной мере бога, мы рисуем себе некое бессмертное существо, имеющее душу, имеющее и тело, причем они нераздельны на вечные времена».
**Йоги [30] считают сон необычным состоянием души, при котором, особенно во время засыпания, происходит ее проникновение в надземные миры без окончательного разрыва связи с материальным телом [69].
В Древнем Египте считалось [87], что жизненная сила человека, или его Ка, может покидать физическое тело во время сна или когда человек лежит в глубоком трансе. При этом оно путешествует, посещая различные места, и приобретенный им опыт сохраняется в памяти. Поэтому сны в Египте рассматривались как реальные события. Когда человек видел во сне мертвого друга, считалось, что его Ка встретилось с Ка покойного, разговаривало с ним и было занято в исполнении ка-кого-то долга, связанного с потусторонним миром. Считалось, что блуждающее Ка можно увидеть вдали от того места, где лежит спящий человек. Оно может иметь внешний вид, в точности соответствующий облику спящего, поскольку на нем присутствует "дубликат" его одежды, а в руках оно может держать "дубликат" его посоха, т.е. Ка неживых предметов, по отношению к которому Ка человека считалось значительно выше, потому могло подчинить себе Ка неживых предметов.
О самадхи и сомати см. файл "Йогическая медитация". Здесь лишь следует указать, что во время йогической медитации дух не стремится перевоплотиться в другое тело, а ждет своего возвращения в свое тело [16]. Дух сохраняет связь со своим телом весь период медитации, и, когда дух возвращается, тело оживает.
Во время смерти дух покидает непригодное для него тело навсегда [16]. Дух становится свободным и потому не слишком дорожит утраченным телом, ибо дух бессмертен и имеет бесчисленное множество жизней, т.е. перевоплощений.
Однако наука, сетует А. Конан-Дойль [64], которая не изучала фактов, не признает этого положения, но мнение такой науки безусловно, как полагает автор, не имеет никакого значения или уже во всяком случае обладает куда меньшим весом, нежели мнение тех, кто психические явления изучал. Физическая смерть - всего лишь этап перерождения духа, жизнь духов во всех отношениях можно считать человеческой, и духи совершенно не хотят вернуться к своему прошлому состоянию. Они с удовольствием общаются со своими земными друзьями, желая убедить их в том, что после распада тела жизнь продолжается, в то же время духи заявляли о том, что они не обладают даром пророчества (!!!). Последнее заявление имеет особую важность, поскольку спокон веку невежество и легкомыслие провозглашали гадание и предсказание будущего главной обязанностью спиритизма.
Невозможно покалечить эфирное тело [64], любые увечья его физического собрата его никак не затрагивают. Родимые пятна, уродства, слепота и прочие несовершенства никоим образом не являются постоянными и исчезают без следа в той счастливой жизни, что нас ожидает. Такого Учение из мира загробного: совершенное тело ожидает каждого*. Здесь следует остановиться на оговорке, которую делает сам А. Конан-Дойль [64, с. 72]: "Слово "эфир" в данном случае используется лишь для обозначения более тонкой субстанции, отличной от земной".
*Е.И. Рерих отмечает [69]: "Неправильно называть тонкое тело бесформенным, ибо бесформенность эта относительна. И в Учении говорится о бесплотности, но не о бесформенности...В эзотерических Учениях есть указания на то, что эти тонкие, бесплотные тела отличались красотою и совершенством форм...Ведь тонкое тело есть прототип физического. Конечно, первобытный физический, высокий животный тип, который заключал в себе человеческую монаду, далеко не соответствовал внешней видимостью тонкому телу или духовной сущности, воплощенной в нем". И далее: "Эволюция идет по пути красоты. И будущие расы будут улучшаться и утончаться в формах по мере роста духовности, чтобы вернуться в конце шестой и к началу седьмой расы к состоянию уплотненного астрального тела. Этому улучшению форм и росту духовности очень помогут правильные сочетания или браки".
Медиумы, способные видеть эфирное тело, утверждают [155], что оно имеет голубовато-серый цвет и не является вещественной субстанцией, подобно плоти человека. "Эфир способен проникать даже сквозь кирпичную стену, не оставляя на ней следов" (!). Эфирный двойник является абсолютной копией человеческого тела, и чем сильнее человек, тем сильнее его эфирная копия. "Если при жизни человек был чем-то одержим, то его эфирный двойник становится очень сильным и после смерти продолжает существовать в виде призрака, который по привычке действует так же, как сам человек. Человек, умерший от ужаса или в состоянии страха, оставит после себя довольно сильного эфирного двойника". Умирая, такие люди порождают призраков, которых впоследствии можно видеть. У них нет знаний, но сохраняются привычки , и поэтому они реагируют на все приблизительно так же, как это делали при жизни.
Следует обратить внимание на то, что аура живого человека не соответствует его посмертному эфирному двойнику, который имеет голубовато-серый цвет, в то время как аура всегда многоцветна [155].
Всякий дух во плоти переходит в следующий мир точно таким, каков он есть, без каких-либо изменений [64]. А тело наше там представляет собой точную копию нашего земно-го в его наиболее прекрасную пору, т.е. молодые мужают, а старики молодеют, и все, таким образом, пребывают в поре наибольшего расцвета сил. Люди там тоже одеваются, поскольку нет никаких причин отказываться от скромности и приличий в новых условиях. На сеансах спиритизма духи являются в том костюме, в каком они пребывали при жизни в материальном мире. Что же касается духов, отрекшихся от всего земного, то их одеяние состоит большей частью из драпировки с длинными развевающимися складками, и они представляются с распущенными длинными волосами.
Они обладают телом, которое хотя и не воспринимается нашими органами чувств, для них тем не менее так же вещественно, как для нас наше [64]; тело это основано на важнейших особенностях нашего земного тела, но в его улучшенном, идеализированном виде. У них нет возраста; они не ощущают боли; среди них нет ни богатых, ни бедных. Они не спят, хотя и говорят о том, что время от времени погружаются в полубессознательное состояние, которое они называют "сном", состояние это приблизительно соответствует гипноидальному трансу.
У духов имеются индивидуальные точки зрения [64]; некоторые уносят с собой в ту жизнь земные предубеждения, от которых им нелегко освободиться; другие постоянно настаивают на силе примера жизни Христа и его учения; у третьих - идея искупления редко затрагивается. Согласно вторым, Христос - самый высокий дух, он ближе к Богу и в силу данного обстоятельства больше других может именоваться Его сыном. За исключением редких и особенных случаев, он не встречает их в том мире, когда умирает их материальное тело. С учетом общей смертности, духи переходят в тот мир и днем, и ночью, в среднем до сотни в минуту. По прошествии какого-то времени дух может допускаться в его присутствие, чтобы обрести в нем более нежного, сочувственного и вспомоществующего товарища и наставника. Такова общая идея потусторонних сообщений.
А. Конан-Дойль приходит к следующему заключению [64]: "Если мысль, дух, разум человека могут действовать в отдалении от тела, то, стало быть, они, до известной степени, есть нечто отдельное, отличное от человека. Почему же в таком случае дух не может существовать сам собой даже тогда, когда тело уже погибло? С теми, кто недавно умер, проявления эти выражаются не только в виде действия мысли на расстоянии*, но и приобретают внешность умерших, доказывая тем, что проявления эти осуществляются чем-то в точности таким же, как тело, но все же действующим вне его и его переживающим.
*По мнению Е.И. Рерих [69], в Тонком мире можно наблюдать и полусознательные или даже бессознательные посмертные состояния, но только в тех случаях, когда их духовность в земной жизни или спала, или отсутствовала; когда люди, в своей земной жизни, не развивали в себе высших способностей и тем нарушали связь со своими духовными центрами, дающими нам истинное бессмертие богочеловека, владеющего ясновидением, яснослышанием и ясносознанием.
Далее А. Конан-Дойль повествует о том, что происходит в момент смерти в соответствии с наблюдениями ясновидцев, по нашу сторону, и согласно посмертным рассказам самих умерших, по другую [64]. При безболезненном и естественном процессе умирания более легкое тело высвобождается из более тяжелого и медленно выходит из него, пока не окажется целиком рядом с ним, сохраняя за собой тот же ум, те же эмоции, те же очертания, что и тело, лежащее на смертном одре, сознавая всех присутствующих рядом и не имея возможности дать им знать о себе, за исключением тех случаев, когда среди них оказывается человек, обладающий более тонким духовным зрением и называемый ясновидящим. У духовного тела есть свои способности восприятия, которые дают ему такую возможность. Ясновидящему же но-вый дух видится как туманная фигура. Зрению обыкновенного человека он недоступен. Другому духу он представляется нормальным и вещественным, как мы представляемся вещественными друг другу. Есть указания на то, что со временем духовное тело становится более тонким, а это значит, что к материальному он ближе всего в момент смерти или сразу вслед за нею, чем по прошествии ряда месяцев или лет. Стало быть, появления умерших наиболее зримы и чаще всего наблюдаются во время смерти. Отошедшие в один голос указывают, что переход в другой мир обычно легок и в то же время безболезнен и сопровождается необычным ощущением мира и покоя. Человек обретает себя в духовном теле, которое является точной копией его физического тела, исключая его болезни, слабости и уродства, которым новое тело не подвержено. Тело это стоит или витает близ старого тела и одновременно сознает его и окружающих людей. В этот миг покойник ближе к материи, чем он будет когда-либо позднее, а потому именно в эту пору происходит большая часть случаев, когда мысли его обращаются к кому-либо из живых, находящемуся в отдалении, и когда духовное тело его устремляется вместе с мыслями и является этому человеку. Такие появления происходят чаще всего в мгновение смерти, когда новое духовное тело еще настолько близко к материи, что глаза со-чувствующего человека могут его воспринять, чего, однако, уже не сможет случиться впоследствии. Вскоре он, к своему изумлению, обнаруживает, что хотя он и пытается общаться с теми, кого видит, однако его эфирный голос и эфирные прикосновения равно не способны как-либо воздействовать на человеческие органы, настроенные лишь на более грубые возбудители. Вскоре он начинает осознавать, что в комнате присутствуют еще и другие, которые представляются ему столь же вещественными, как и живые, и среди них он узнает знакомые лица и чувствует, как ему пожимают руку и целуют в уста те, кого он когда-то любил на земле и потом потерял. Затем вместе с ними, и с помощью и под водительством некоего лучезарного существа, которое стояло тут же и ожидало вновь прибывшего, он, к своему удивлению, устремляется сквозь все препятствия и материальные преграды навстречу своей новой жизни.
Характерной особенностью земной жизни является смешение разных социальных типов и условий жизни, определяющих различный уровень духовного опыта [64]. В загробном же мире не существует таких контрастов. Все сообщения о потусторонней жизни разнятся между собой в подробностях, но все же, в общем, между ними есть определенное сходство. Сообщения обыкновенно приходят от тех, кто скончался недавно, и, как следовало ожидать в таком случае, постепенно ослабевают. В связи с этим А. Конан-Дойль отмечает, что, согласно преданиям, явления Христа своим ученикам или Павлу происходили только первые несколько лет после его смерти и что среди ранних христиан нет больше никаких утверждений или упоминаний о том, будто они видели его позднее. В отношении простых людей, то в процессе пребывания в загробном мире былой их нрав утверждается и в новых условиях, и глуп-цы остаются глупцами, а умные и мудрые остаются умными и мудрыми. Прежде чем вступить в новую жизнь, дух должен пережить пору сна, бессознательности, которая может длиться самое разное время, вообще едва существуя у одних и растягиваясь у других на недели и месяцы. Продолжительность этого сна определяется общей суммой беспокойства и умственной перенапряженности в земной жизни, т.к. более длительный отдых предоставляет большие возможности к забвению их прежде, чем он приступит к своим новым обязанностям.
Пробудившись от этого сна, дух слаб, как бывает слабо новорожденное дитя [64]. Силы, однако, скоро возвращаются, и начинается новая жизнь. Новоприбывшие в тот мир не знают, что они умерли. Проходит много времени, иногда слишком много, прежде чем они окажутся способны это понять. Они воспринимают свои новые необычные ощущения как странный сон, и чем более правоверны или материалистичны были их взгляды при жизни, тем труднее им окажется принять эти условия со всем тем, что они налагают.
Ада не существует как места особого и постоянного [64]. Но идея искупления, очищения страданием, т.е. чистилища*, подтверждается сообщениями с того света. Наказание вполне определено и очень серьезно. Оно сводится к тому, что более грубые души находятся в более низких областях и с тем знанием, которое им там определили их земные деяния, но для них также есть надежда, что искупление, а также помощь Высших Духов поднимут их на более высокую ступень развития. Эти области испытания и искупления следует рассматривать скорее как больницу и школу для слабых душ, нежели как тюрьму для отбывающих свой срок преступников.
Рассуждения А. Конан-Дойля о чистилище для грешных душ совпадает с представлениями об аде в зороастризме - давно забытой древнеиранской религии, согласно которой [79], душа злого человек, порочного, лживого и несправедливого, после его смерти попадает в ад. Но это не христианский ад, с его ужасающей безысходностью; назначением его служит не наказание, а просвещение, очищение от грехов. Души злых очищаются всёрастворяющим жаром огня, пока наконец они не соединятся с другими просветленными существами на освобожденной от всего порочного земле для общего дела, где, сплотившись в одну семью, с общим языком и общей жизнью, они будут блаженствовать до скончания веков.
Интересны взгляды Плутарха (около 46-126 гг. н.э.) по этому вопросу [138]: "Так назначено Судьбой , что каждая душа, с разумом или без него, покинув тело, должна некоторое время, хотя и неодинаково для всех, проблуждать в области, лежащей между землей и луной. Ибо те, кто был несправедливым и распущенным, страдают, неся наказание, причитающееся за их проступки, а благие и добродетельные удерживаются там, пока не очистятся путем искупления от всех скверн, которые они могли захватить от болезней тела и нездорового образа жизни, и пребывают в самой мягкой части атмосферы, называемой лугами Аида, где они должны оставаться в течение заранее установленного и назначенного времени".
В понимании буддистов [155], Чистилище - это не ад, а Чертог Воспоминаний, находящийся в астральном мире, куда душа попадает не только после смерти, но может зайти и во сне (от этого бывают плохие сновидения, связанные с плохими воспоминаниями). Покинув этот мир навсегда, люди и животные на некоторое время останавливаются в Чистилище, где их душам предоставляется возможность проанализировать свои ошибки, совершенные в жизни. В Чистилище нет дьявола, который наказывает за грехи. Здесь избавляются от иллюзий и самомнения, человек предстает освобожденным от материальных пут (денег, власти, вещей, обязанностей, обмана и самообмана и т.д.). Здесь его никто не боится и, по идее, ему тоже некого бояться. Но оказывается это не так: свободный от материальных атрибутов человек ощущает себя беспомощным. Чистилище - это довольно хорошее место, здесь очищаются от "духовной грязи", налипшей за время жизни на Земле.
В оккультном понимании, плутарховские "луга Аида" и буддийское "чистилище" представляет собой дэвачан [138], что буквально означает "земля богов", или состояние ментального блаженства. Философски это ментальное состояние аналогично самому яркому сну, но куда более живому и реальному. Это посмертное состояние для большинства смертных. Дывачан представляет собой промежуточное состояние между двумя земными жизнями (между двумя перевоплощениями), в которое входит Я умершего (бессмертные манас-буддхи-атма, ставшие единой троицей, см. файл "Йогические тела человека") после своего отделения от материальной субстанции. У каждого человека в дэва-чане свой собственный рай, воздвигнутый его собственным сознанием (либо примитивным, либо духовно богатым). Дэвачан - идеализированное продолжение земной жизни, только что оставленной позади, период возмездия для исправления у одних, награды за незаслуженные невзгоды у других и нирванический рай у третьих. Из этого следует, что оккультисты и эзотерики отрицают рай и ад как таковой, преподносимый христианской религией.
Все сообщения с того света согласуются друг с другом в том, как пишет А. Конан-Дойль [64], что условия жизни в потустороннем мире в высшей степени приятны, сходное и единородное притягивается и что те, кто, кто любят друг друга или имеют общие склонности и интересы, объединяются и живут вместе, что жизнь полна интереса и деятельности и что духи счастливы и не желают возвращаться назад на землю. Они среди друзей, которых они любили когда-то в земной жизни и затем потеряли; друзей, которые встретили их на пороге нового мира при их смерти, и вот теперь они продолжают свой жизненный путь. У них весьма много там самых разных занятий, близких им по духу. Мир, в котором они обретают себя после смерти, очень похож на мир, покинутый ими, но все в нем как бы настроено одной октавой выше, чем у нас. Мелодия играется на октаву выше, но ритм при этом остается прежним, соотношение нот также не изменилось, но общий итог оказывается другим. Каждая земная вещь имеет там свой эквивалент.
В платоновской «Апологии Сократа» [119], мудрец рассматривает смерть, прежде всего, как избавление от житейских невзгод, а затем, как возможности общаться с душами великих поэтов, мудрецов и полководцев. Сократический платонизм рассматривает бессмертие души как основу для беспрепятственного философствования, а способность к философствованию – как признак благочестия души, стремящейся познать скрытое и неведомое для всех остальных. По Платону, душа мудреца очищается при жизни с помощью философствования и постижения незримых идей.
Откровения духов упраздняют идею о гротескном аде и фантастическом рае, вводя вместо них концепцию постепенного восхождения по ступеням существования без чудовищ-ной перемены, которая бы во мгновение ока превращала нас из человека в ангела или демона [64]. В трехуровневой иерархии загробного мира наличествуют существа, не утратившие полной связи с землей. Хотя они и поменяли свое бренное тело на эфирное, но пребывают где-то близко от нашего мира - то ли в силу своей вульгарной натуры, то ли из-за преобладания у них мирских интересов. Организация этих потусторонних форм настолько примитивна, что они не могут даже внедрять себя в сознание тех, кто не обладает даром ясновидения. Существование этого несчастного класса мятущихся духов объясняет появление привидений, призраков, видений и пользующихся дурной славой мест, которые сопутствовали человечеству в любую эпоху. Эти существа долго не могут встать на путь духовного служения, колеблясь между добром и злом. Только после того, как ослабевает земное притяжение, они начинают свое новое существование. Демоны, злые духи и другие злонамеренные создания в действительности являются нашими братьями, отставшими, правда, от нас в развитии, но они идут к той же цели, что и мы, а задержались в развитии они, быть может, по причинам, частичную ответственность в коих могут иметь земные условия нашего существования. Такие духи являются постоянной угрозой человечеству. Если защитная аура человека окажется нарушенной, они могут стать паразитами, подчинив себе своих хозяев, и те начинают совершать бессмысленные насилия или проявлять склонность к дурным поступкам под влиянием необъяснимой мании. Подобное явление может считаться дополнительным аргументом против применения смертной казни, т.к. она усиливает ожесточение преступника и - как следствие - приумножает силы зла. Изучение данного феномена осложнено существованием среди мятущихся духов мыслящих форм и форм, обладающих памятью, причем не все из них являются носителями зла. Мы не можем напрямую общаться с обитателями этих низших сфер, а знаем о них понаслышке от Высших Духов, которые ведут миссионерскую деятельность среди низших существ. Мы можем встретить в литературе о сошествии Высших Духов в низшие сферы, об их битвах с силами зла, о князьях тьмы, которые безраздельно властвуют в своем царстве - в этой грандиозной клоаке, куда постоянно стекаются психические нечистоты. Но миссионерская деятельность Высших Духов имеет целью не наказание, а исцеление. Можно сказать, что низшие сферы - суть безликие залы ожидания (госпитальные палаты для больных душ), где духовный опыт призван вернуть страждущим здоровье и счастье.
Те, кто по-настоящему решил изменить свой прежний духовный статус, вскоре оказываются в том жизненном пространстве, которое соответствует состоянию их духа [64]. Наказанием за жестокость, жадность, фанатизм и легкомыслие становится помещение их в круг себе подобных и в миры, погруженные если не в полный мрак, то в туманную мглу, призванную олицетворять их духовное развитие. Но такое окружение не бывает постоянным. Те, кто не предпринимают попытки к духовному совершенствованию, могут оставаться в сумрачных мирах неопределенное время, тогда как другие, внявшие наставления духов-направников, вскоре начинают бороться за восхождение в иные, более просветленные сферы. Понятие "духовное развитие" включает в себя доброту и бескорыстие, и они являются направлением, по которому должен идти процесс духовного роста. Этот процесс не зависит от интеллекта, хотя союз интеллекта с духовными качествами способствует формированию более совершенных существ. "Мы можем сказать с уверенностью, - пишет А. Конан-Дойль,- что сотворены для того, чтобы обогащаться в добродетелях и познании. Это положение лежит в основе всех религий".
Над духами недавно усопших землян имеется множество других духов, их превосходящих [64]; духи эти бывают самого разного рода; их можно назвать "ангелами", если пользоваться языком старой религии. Но и надо всеми этими верховными духами находится самый Высший Дух, знание о котором оказалось доступно нашим соплеменникам - не Бог, поскольку Бог столь бесконечен, что недосягаем для них, - но тот, который ближе других к Богу и который, до определенной степени, представляет самого Бога: это Дух Христа.
В мире "ангелов" нет телесной боли, но могут быть душевные муки [64]. В том мире жизнь преимущественно духовная так же, как в этом она телесная. Всепоглощающие заботы о еде, деньгах, всевозможные вожделения, боль и тому подобное исходят от тела и потому там отсутствуют. У них есть удовольствия - музыка среди них. Музыка, искусства, интеллектуальное и духовное знание значительно обогатились, и развитие их продолжается.
У них нет понятия работы как таковой, но имеется много указаний на разного рода интересы, которые их занимают [64]. У нас "работа" обычно означает "средство к существованию", а это не имеет места у них, поскольку все их жизненные потребности как-то "предугадываются" самым таинственным образом. Они говорят, что все, что мы любим и что необходимо для нашего счастья на земле, сопровождает нас и в той жизни. Не встречается и никаких определенных сведений о каком-либо "временном наказании", но имеются указания на то, что люди там начинают свою жизнь на том умственном и нравственном уровне, с которым они покидают землю; и так как их счастье основывается главным образом на симпатии, то те, кто приходят туда с низким уровнем нравственного развития, поначалу длительное время бывают лишены возможности оценить это счастье и наслаждаться им.
Самая простая идея о грядущей жизни заключается в том [64], что там получают развитие дары, коими мы обладаем уже сейчас. Есть там сфера деятельности для человека действия, интеллектуальная работа для мыслителя, художественная, литературная, драматическая и религиозная для тех, чья Богом данная сила направлена в эту сторону. Все, что мы имеем в нашем мозгу и характере, мы уносим с собой туда. "Никто не может быть настолько стар, чтобы ему не стоило учиться, потому что выученное он сохранит ".
В том мире у любви нет физической стороны [64], как и нет деторождения, однако союз супругов, любящих друг друга, там более близок, а говоря вообще, между полами существу-ют более глубокие дружба, симпатия и товарищество. Каждый мужчина или каждая женщина рано или поздно находят свою духовную "половину". Души детей вырастают до взрослого состояния, так что мать, потерявшая ребенка двух лет от роду и умирающая значительно позже, находит там взрослого ребенка, дожидающегося ее прихода. Старение, возникающее главным образом за счет механического обызвествления наших артерий (т.е. за счет атеросклероза), исчезает, и каждый индивидуум достигает своего естественного роста и наружности, отмеченной совершенной мужественностью или женственностью.
Духи живут семьями и сообществами, поскольку все сходное стремится к соединению, и мужской дух находит свою настоящую подругу, хотя там и нет сексуальности в грубом смысле слова и нет деторождения [64]. Мужья и жены необязательно встречаются, но те, что действительно любили друг друга, непременно встречаются вновь. Связи сохраняются и остаются на том же уровне, однако национальные языки не являются препятствием для общения, т.к. средством общения служит мысль (телепатия*). Человек там знает больше, чем знал при жизни. Духи пользуются превосходной справочной библиотекой либо же обладают невероятной памятью, напоминающей нечто вроде всеведения. Это мир света и смеха. Общие условия жизни намного счастливее, чем на земле. Духи счастливы и не желают возвращаться на землю. Ими руководят Высшие существа, у них нет ни богатых, ни бедных, они едят пищу.
*Телепатия [155] - это способность человека, позволяющая улавливать на расстоянии волны, испускаемые мозгом другого человека. Такое возможно благодаря тому, что мысль представляет собой электрический импульс или последовательность электрических импульсов и распространяется повсюду подобно электромагнитным колебаниям (волнам). По мнению Лобсанг Рампа, любой подготовленный человек может стать телепатом, т.е. научиться "настраиваться" на мысли других людей и посылать свои собственные мысли другому человеку.
Посмертный мир - это мир всеобщей симпатии [64]. Лишь те, кто соединены ее узами, встречаются там. Там нет ни мрачного мужа, ни ветреной жены, чтобы докучать невинному супругу. Жизнь в том мире - длительный и целительный отдых после нервного напряжения материальной жизни и перед новыми испытаниями в будущем. Обстановка домашняя и интимная. Сообщества счастливых душ живут в уютных усадьбах со всей приятностью, какую доставляют музыка и красота. Восхитительные сады, прекрасные цветы, зеленые рощи, прелестные озера, животные - домашние любимцы - все с малейшими подробностями описано в посланиях путешественников-первопроходцев, которые наконец смогли дать о себе весть тем, кто остался копошиться позади, в нашем старом блеклом доме.
Есть в том мире всевозможные виды игр и спорта, за исключением всего того, что может причинить боль низшим формам жизни [64]. Пища и питье в грубом смысле не существует, но там имеются удовольствия вкуса, и это отличие порождает неясность, не дающую толком понять смысл посланий по этому поводу.
Но выше всего стоят ум, энергичность, сила характера, сила духа, и, если они устремлены к добру, они делают человека лидером там, как здесь [64]. Бескорыстие, терпение и духовность в том мире, как и в нашем, определяют душе более высокие места, причем последние нередко достигаются благодаря тем самым невзгодам нашей жизни, которые представляются нам здесь такими бессмысленными и жестокими, но на самом деле являются для нас благоприятной возможностью ускорить свое духовное развитие, без чего наша материальная жизнь была бы бесплодна и напрасна.
Нет там ни бедных, ни богатых [64]. Профессионал может продолжить там заниматься своим ремеслом, но занимается он этим только ради того удовлетворения, которое приносит хорошо выполняемая работа. Каждый служит сообществу по мере своих сил, и их навещают посланцы высших сфер, кого в Священных Писаниях именуют ангелами, дабы направлять обитателей того мира и помогать им. Но надо всеми, наполняя всех своей аурой, пребывает великий Дух Христа - самое душа разума, справедливости, сочувственного понимания, предметом предпочтительной заботы коего является планета Земля со всеми ее мирами. Он спустился к нам и жил среди нас в пору земной извращенности, в пору, когда мир был столь же злополучен, как и сейчас, - для того чтобы преподать нам пример идеальной жизни. Затем он возвратился в свое небесное обиталище, оставив нам учение, которому некоторые из нас следуют и поныне. Такова история Христа, в том виде, в каком рассказывают о ней духи; в ней нет и речи о первородном грехе или об искуплении; но она содержит систему вполне совершенную и разумную. Самое первое и главное, что следует усвоить, так это то, что существование Создателя и указание на Его свойства ни в коей мере не зависят от слов древне-еврейских поэтов, ни от изготовленной людьми бумаги и типографской краски. Напротив то-го, все подобные попытки осознать Его неизбежно умаляют и принижают Его, заключая Бес-предельность в узкие рамки человеческих понятий, причем сделано это было в ту эпоху, когда эти понятия в основном были гораздо менее духовны, чем ныне. Ведь даже самый материалистичный из современных умов покоробит утверждение, будто Божество требует от нас массовых казней, а пленных царей приказывает изрубить в куски на жертвенном камне. Наш разум, далеко не вселенский, не может позволить себе размышлений о святости самого Хрис-та. С ним может сравниться только Будда, который также был посланником Господа. К Высшим Духам относится также дух блаженного Августина.
Исторические изыскания показывают [64], что все то, что мы называем современным спиритизмом, по всей видимости было знакомо окружению Христа. В частности, те же способности, которыми духи наделили Св. Павла, сегодня проявляют современные медиумы, и те чудеса, которые подвигли людей прежних эпох к признанию существования загробного мира, могут случаться и сегодня.
Существование иерархии в мире духов с указанием на кульминативную высоту Беспредельности, с которой связывается идея о Всемогущем Творце, или о Боге, подтверждает идею о рае [64].
Под атеизмом можно понимать лишь переходное состояние, временную фазу умственного развития, отрицательную реакцию на человекоподобные представления о Боге [64].
Те духи, с которыми удается вступить в контакт, являются теми, кого в подлинном смысле слова мы можем назвать блаженными, потому что если к вызыванию духов подходить в почтительном и религиозном отношении, на наш призыв закономерно откликаются именно такие души [64]. То, что имеется множество менее удачливых, чем они сами, явствует из их постоянных намеков на возрождающую и возвышающую миссионерскую деятельность, которая входит в число их занятий. Они, вероятно, спускаются в низшие области и помогают их обитателям достичь той степени духовности, которая позволит им перейти в высшую сферу. Тот или иной архангел может время от времени посещать даже человечество с некой просветительской миссией, дабы вселить в него надежду.
Духи молятся и умирают в своем мире прежде, чем вступают в другой [64]. Среди них есть католики, протестанты, буддисты и магометане, но все живут одинаково. Все признают, что ни одна земная религия не имеет преимуществ перед другой, но что характер и утонченность определяют все. В то же время все согласны с тем, что всяческих похвал достойны религии, учреждающие молитву, отстаивающие чистоту и благородство души, внушающие презрение к мирским делам. В этом смысле - и ни в каком ином, - как опора для жизни духовной, любая форма религии может кому-нибудь подойти. Но если даже человек и не верит в Бога, то он не будет за это страдать в следующей жизни, хотя, правда, и не достигнет в ней высокого положения. По мнению А. Конан-Дойля [64], молитва поддерживает нас в соприкосновении с миром духов (!!!). Продолжительность жизни в мире духов меньше, чем на земле. Все утверждают, что жизнь по ту сторону продолжается ограниченное время, после чего они переходят в другие стадии существования, но между теми стадиями больше общения, чем между нами и Страною Духов. Низшие не могут подниматься, но высшие могут спускаться по своему желанию. После некоторого периода времени, которое обыкновенно короче, чем средняя продолжительность жизни на земле, они переходят в какую-то следующую стадию существования.
Излагая свои взгляды на будущее живых людей, А. Конан-Дойль полагал [64], что есть все основания надеяться на лучшее. Добро будет всегда поверх зла, как масло поверх воды в бутылке. Человечество неуклонно развивается. Будет совершаться меньше преступлений. Роль образования и культуры возрастет. Человек грубой наружности и ему подобные являются представители вида, который скоро исчезнет с лица земли, как это когда-то случилось с динозаврами. В интересах зоологических наук несколько экземпляров подобных людей следует сохранить, дабы дети наших детей могли видеть, что это были за люди. Чем более мы прогрессируем, тем наша склонность к прогрессу усиливается. Наше продвижение вперед происходит не по арифметической, а по геометрической прогрессии. Предполагается, что между эпохами палеолитического и неолитического человека умещается 80 тысяч лет. За это время человек научился только обтачивать каменные орудия. За время жизни наших отцов появилась железная дорога и телеграф, хлороформ и электричество. Нынешние 10 лет значат больше, чем прежние 10 тысяч за счет того, что знание, которым мы располагаем, указывает нам путь к гораздо большему. Человек покорит воздушные просторы и морские глубины. Успехи профилактической медицины искоренят болезни и приведут к тому, что причиной смерти останется только старость. Англоговорящие нации объединятся с центром в Соединенных Штатах. Постепенно европейские государства последуют их примеру. Война сделает-ся редкой, но зато, наверное, более ужасной. Современная форма религий упразднится, но суть ее останется, так что единая, вселенская вера будет воспринята всей цивилизационной Землею. Эта вера будет проповедовать доверие к Руководящей Силе вселенной, но и тогда мы будем знать об этой Силе не больше, чем теперь.
А. Конан-Дойль - несомненно выдающийся человек. Изучая спиритизм как явление, он подмечал все, что сопутствовало увлечению людей в этом направлении, и пришел к выводу, на который почему-то до сих пор никто не обращает внимания. Этот вывод касался влияния прессы на общественную жизнь в XIX веке. Но его вывод настолько актуален и сегодня, что я приведу его дословно [176]: "Печатный станок всегда преуспевал там, где были отменены пытки" (!!!). В доказательство правоты своих слов, А. Конан-Дойл привел историю судьбы главного судьи Верховного суда Нью-Йорка, который осмелился не только изучить спиритизм, но и встать на его защиту там, где он не усматривал шарлатанства. В результате "судья Эдмондс подвергся всем напастям, утратил репутацию, вынужденный отказаться от мес-та судьи в Верховном суде Нью-Йорка. Пострадали и многие другие, боровшиеся за правду. Пресса установила режим террора, направленного на очернение учения и отвлечения от него внимания всех образованных слоев общества". Ну и что? А медиумы как существовали, так и будут существовать. Следовательно, общественное мнение создают, а затем им правят посредственные личности и ограниченные умы. Вот мой вывод в поддержку А. Конан-Дойля.
В заключение А. Конан-Дойль пишет [64]: "Спиритизм неисчерпаем. Это понимаешь, когда начинаешь его постигать. В нем десятки разных, достойных изучения областей. Когда вещи эти коснутся лично вас, тогда только вы и сможете понять и оценить всю их силу".
Литература:
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
30. Бхактиведанта Свама Прабхупада А.Г. Бхагавадгита как она есть. Л: Бхактиведанта Бук Траст, 1986.-832 с.
64. Загадки жизни и смерти. Размышления Артура Конан-Дойля. М: Айрис-Пресс, 2004.- 224 с.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
79. Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов. В 2-х книгах. М.: Айрис-пресс, 2005.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
119. Античность как тип культуры. Отв. ред. Лосев А.Ф. М.: Наука, 1988.-336 с.
138. Блаватская Е.П. Ключ к теософии; Избранные статьи. М.: Эксмо, 2009.-464 с.
155. Рампа Лобсанг. Мудрость древних. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2008.- 176 с.
176. Конан Дойль Артур. История спиритизма. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 1998.-472 с.
177. Славин С.Н. 100 великих предсказаний. М.: Вече, 2010.-432.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote