Йогическая медитация
10-04-2011 20:58
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ДУХОВНАЯ ЙОГА (часть 6: йогическая медитация)
Новиков Л.Б. г. Апатиты, 2010 г.
Уже создатели Упанишад видели ключ к освобождению в сосредоточении ума на тождестве Атмана и Брахмана [9]. Из сказанного понятно, что медитативная практика выросла из тайной науки брахманов (а Брахма – верховный Бог брахманизма [26]).
В Индии техника медитации была доведена до виртуозного совершенства и составляет самую сердцевину индийской духовности [35]. Считается, что именно из Индии она распространилась по всему свету. Там она считается одним из наиболее верных средств для обретения высшего знания, что провозглашается высшей целью всех религиозно-философских школ и направлений.
Медитация [16] - это переход из одного пространства в другое. Медитацией могут заниматься здоровые люди.
Медитация имеет много стадий [35]. Непрерывная медитация - это завершение пути духовного совершенствования, ведущего к мистическим высотам, когда практика, правила и ритуал остаются позади. Наставники нередко сравнивают медитацию со свободным парением в чистом прохладном воздухе.
Медитация призвана приобрести истинное, сокровенное, знание [35]. Её рассматривают и в качестве тренинга, целью которого является постижение реальности. Избегая специальных терминов, йогическую медитацию можно трактовать как выход в измененное состояние сознания или, скорее, как один из способов выхода во внешнее бессознательное.
Сам по себе термин "медитация" вносит некоторую аберрацию в понимание этого явления [35]. В европейских языках он происходит от латинского корня, обозначающего главным образом созерцание. Строго говоря, термин "медитация" охватывает три разных понятия, и на Востоке их четко различают: внимательность, сосредоточенность и мудрость. Внимательность обычно связывают с начальными этапами медитации; сосредоточенность мысли характеризует внутренний покой, а мудрость - это интуиция, суть которой состоит в понимании реальности такой, какая она есть. Развитие мудрости ведет к пробуждению интуиции; это и есть конечный "пункт" медитации. Термин "медитация" не равнозначен ни внимательности, ни сосредоточенности, ни мудрости, взятым отдельно. Медитация предполагает хорошо отработанные методы созерцания, позволяющие расширить границы сознания, раздвинуть его шкалу, выходить в измененное состояние сознания, путешествовать в его глубинах, а потом легко и свободно возвращаться в обычное состояние.
Согласно йоге Патанджали, медитация [35] - одно из звеньев восьмеричного пути. Все предыдущие стадии - позы, дыхательные упражнения и т.п. - преследуют главным образом цель подготовить адепта к медитации; они нацелены на стирание человеческой обусловленности и на обретение независимости от внешних обстоятельств. В результате йогин становится нечувствительным к любым внешним раздражителям - жаре и холоду, свету и тьме и т.д. Он отрешен от мира, неуязвим и недосягаем для всего суетного; теперь он может погрузиться в себя и исследовать собственные внутренние владения. При правильной концентрации тело его неподвижно, дыхание замедленно, и никакие случайные образы, произвольные ассоциации или капризная память не отвлекают его; внешне он подобен живой статуе.
Считается, что поза лотоса (падмасана) лучше всего подходит для медитации [155]: ноги скрещивают перед собой так, чтобы стопа каждой ноги, обращенная вверх, находилась на бедре другой ноги. Если падмасана на получается, можно сесть просто со скрещенными ногами (как мусульманин), важно, чтобы позвоночник был прямой и располагался вертикаль-но. Ладони кладут на колени. Рот закрыт, язык легко касается внутренней стороны зубов. Подбородок можно опустить, но не следует касаться им груди. Взгляд должен быть рассредоточен или устремлен в бесконечность. Глаза не должны перебегать с одного объекта на другой. Следует смотреть прямо перед собой, но ни к чему не присматриваться. Дышать следует мягко, глубоко и в некотором ритме. Если все выполнено правильно, то через некоторое время человек чувствует, что может расслабиться, но позвоночник должен оставаться вертикальным.
При правильной медитации обучающийся должен увидеть или почувствовать свечение в точке Тарака, находящейся между бровями [155].
Медитируя, человек старается освободиться от негативной психической энергии, обычно используя при этом силу сострадания к кому-либо или чему-либо [16]. У человека понижается обмен веществ, реже становятся пульс и дыхание, он чувствует, что душа его выходит из тела, которое он «видит» со стороны. В этом состоянии человек наяву понимает главенствующую роль души.
В состоянии медитации йогин способен ощутить тончайшую пульсацию своей внутренней жизни; он может получить любую сенсорную информацию, любое знание непосредственным путем, через созерцание, не пользуясь для этого органами чувств, и это знание более эффективное, чем добытое обычным путем [35]. "Мудрости йогина открыто все так, как оно существует в действительности", - писал один из комментаторов "Йога-сутр". Он уподобляется чистому, незамутненному зеркалу, которое отражает все без искажений; он способен постичь сущность всех вещей и явлений напрямую.
В медитации судорожный диалог с самим собой останавливается [35]; человек отдается непрерывному потоку образов, рождаемых его сознанием, не пытаясь их удержать, узнать, приладить к себе. Психосоматическим критерием такой остановки является необыкновенная легкость, а иногда и чувство парения. "Мой внутренний мыслительный процесс останавливается, и я почувствовал себя во взвешенном состоянии", - писал о своих впечатлениях один из медитирующих. Выделяют несколько категорий медитативных состояний. Среди них называют в первую очередь недифференцируемую целостность сознания, а также чувство, подобное озарению, или хотя бы убежденность, что существует некая предельная реальность, по сравнению с которой реальность своих собственных ощущений кажется иллюзорной. Медитирующий переживает трансцендирование пространства и времени; он оказывается как бы вне их привычных рамок; ощущает радость и умиротворенность и испытывает чувство парадоксальности мира, в котором легко нарушаются законы аристотелевой логики. Обычно эти состояния временны и преходящи, но человек, испытавший их и вернувшийся в обычное состояние, сознания, испытывает подъем и укрепляется в вере в собственные силы.
Правильная медитация позволяет йогину получить следующие возможности [155]:
1.Свободный доступ к любым событиям в безбрежном времени (к "Хроникам Акаши") - к знанию обо всем, что происходило в прошлом, не только в этом мире, но и во всех поту-сторонних мирах. Йогину представляется возможность осведомления того, что происходит в настоящее время в других местах, а если он наделен стойким разумом, то сможет узнать, что в "Хрониках Акаши" говорится о будущем.
2.Возможность телепатического общения с животными, что существенно обогащает познание мира с позиции животного мира.
3.Дар телепатической связи с другими людьми, находящимися на таком же уровне развития во всех частях этого мира или других миров.
4.Знание о своих предыдущих жизнях и о предыдущих жизнях других людей, если йогин способен использует метод, отличный от чтения"Хроник Акаши".
5.Знание о времени своей смерти, которое дает возможность заблаговременно очистить со-весть и уплатить все долги.
6.Дар ясновидения, который дает возможность человеку заглядывать в самые удаленные места и видеть все, что там происходит или может произойти.
7.Возможность управлять материей. Это власть ума над материальными вещами, развиваемая в ходе астральных путешествий, которые становятся чем-то очень простым и естественным.
После медитации человек приходит к убеждению, что не стоит "ломать копья" по поводу многих материальных моментов жизни, например денег, в результате чего становится миролюбивым [16]. Обучение миролюбию - главное назначение медитации.
Через медитацию Сиддхартха Гаутама (Будда) достиг просветления - нирваны [26]. Само просветление у него проходило в три этапа. В первую ночь медитации перед Гаутамой прошли все его предыдущие жизни. Во вторую ночь он сверхъестественным зрением увидел циклы рождения, смерти и перерождения и познал управляющий ими закон. Наконец, в последнюю ночь перед Гаутамой открылись четыре священные истины: знание страданий, источник страданий, освобождение от страданий и путь этого освобождения. С помощью традиционной йоги Будда придти к такому просветлению не мог.
Существует 112 видов медитации [16]. Для каждого человека подходит свой вид медитации.
Различают не только медитативные состояния, но и темы, и предметы медитации, а также позиции адепта [35]. Так, объектами медитации могут быть не только различные эмблемы земли, воды и других стихий, не только различные цвета или изображения божеств и т.п., но и такие отвратительные предметы, как вздутый и посиневший труп, изъеденный червями, скелет и им подобные отталкивающие вещи. Объекты медитации должны соответствовать типам людей или их состояниям, и лучший проводник в этом случае - духовная проницательность учителя.
Нирвана [26] в брахманизме является гипнотическим состоянием покоя, в джайнизме - бессознательным продолжением жизни, а в буддизме - "угасание" танхи, т.е. страстей. Само это слово произошло от глагола, означающего "улетать по ветру".
Для йогина [155], нирвана - это прежде всего освобождение от плотских желаний и пороков. Нирвана не предусматривает прекращение существования, физическую смерть или от-каз от познания, блаженное состояние созерцания. Достигший нирваны, т.е. свободы от желаний плоти, продолжает изучать духовные науки и совершенствоваться на различных уровнях своего существования.
Как технический термин школы Патанджали [36], санньяма определяется как единство трех ступеней медитации – дхараны, дхианы (дхьяна) и самадхи.
Дхарана [43] – концентрация внимания, память, терпение, сдержанность.
В майтраяна Упанишадах дается техника дхараны [36]: нужно прижать кончик языка к небу, подчинить себе речь, манас (ум), самого себя и так созерцать Брахмо (упражнение называется тарака – спасающим). Созерцая себя через самого себя, как тоньше тончайшего, и так становится (упражняющийся) свободным от себя самого («ниратман»), и в силу освобождения от себя он воспринимает себя как безграничного и бездонного. Такой тип освобождения считается высочайшей тайной.
Дхьяна [43] – медитация или созерцание объекта.
Самадхи [43] - устойчивая, управляемая дхьяна, или состояние психического транса.
Как поясняет один из комментаторов йоги [35], к самадхи приходят, когда "дхьяна освобождается от разделения на медитацию, объект медитации и медитирующего субъекта и поддерживается только формой того объекта, на котором медитируют", т.е. существует совершенно новое бытийное состояние, некое "знание-обладание". В самадхи также выделяется несколько видов, или ступеней, высшей концентрации, но в целом можно сказать, что это со-стояние позволяет Пуруше самораскрыться, и тогда йогин испытывает ни с чем несравнимый экстаз, восторг.
Бхагавадгита [30] признает дхьяну как медитацию, а в состоянии самадхи йогин созерцает Господа в своем сердце.
Для медитации особенно важны падма, сиддха и бхадра асана [36], различающиеся друг от друга некоторыми деталями расположения конечностей. Общее у них у всех – непременное требование – держать прямым позвоночник, т.к. это является важным условием для правильного управления дыханием.
Последние четыре ступени йоги Патанджали (пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи) дают человеку возможность полностью контролировать работу тела и сознания и управлять ими [43]. Ему становится по плечу решение любых реальных задач. Но овладение этими стадиями возможно только с помощью компетентного учителя и после освоения первых четырех ступеней (яма, нияма, асана и пранаяма).
Конечная цель йоги Патанджали [9] является самадхи. Этот завершающий этап закрепляет все достигнутое ранее. Сознание йогина полностью очищается от всех объектов и наконец открывает для себя свою подлинную природу. Йогин постигает, что он и есть Пуруша, не связанный ни с объектами внешнего мира, ни с объектами внутреннего мира - мыслями.
По мнению Лобсанг Рампы [155], самадхи - это состояние сознания, в котором люди мо-гут переходить в "сверх-сознательное состояние", в котором осознаются божественные сущности, которые можно только познать, но нельзя объективно наблюдать. В этом состоянии на человека нисходит озарение, или просветление. Ему в один миг может открыться то, над чем он так долго думал.
В состоянии самадхи человек теряет свою земную индивидуальность, проявляющуюся в особенностях его характера, и оказывается вне времени и пространства, соединяясь со всей Вселенной [34].
В стадии совершенства, называемой трансом, или самадхи, ум человека, благодаря занятиям йогой, полностью отвлекается от материальной умственной деятельности [30]. Эта ступень совершенства характеризуется способностью человека осознавать свою сущность чистым умом и черпать радость и блаженство в себе самом. В этом радостном состоянии чело-век испытывает безграничное трансцендентальное счастье, ощущаемое через трансцендентальные чувства. Утвердившись на этом уровне, он никогда не отклоняется от истины и, достигнув её, понимает, что нет большего выигрыша. Тот, кто находится в этом состоянии, никогда не бывает подвержен потрясениям, даже перед лицом тягчайших бедствий.
Транс, или самадхи, означает [30], что йог осознал Параматму через трансцендентальный ум и разум, но не отождествляя своё «я» с Высшим «Я». Методы такой йоги в большей или меньшей степени основаны на принципах системы Патанджали. Этому принципу соответствует предварительная теория нирваны [30]: однако после нирваны или прекращения материальных действий, как утверждает Бхагавадгита, проявляются действия духовные, или преданное служение Господу, что отличает две системы йоги друг от друга. Преданное служение Господу - это естественное трансцендентальное наслаждение, которое является конечной целью йоги Бхагавадгиты и очень легко достигается с помощью бхакти-йоги [30].
В Непале три ступени медитации имеют иное название и и другую последовательность [16]: селла (достижение глубокой морали), сомати (выход души из тела, а тело переходит в каменно-неподвижное состояние) и пражна (достижение истинной мудрости в познании жизни и мироздании).
Причем сомати, похоже, является более глубоким медитативным состоянием, чем сама-дхи.
В сомати входят путем медитации, изгоняя из души и тела все негативные силы [16]. Умение входить в сомати зависит от функциональной активности эпифиза и доступно только лишь отдельным йогинам.
Как пишет Э. Мулдашев [16], состояние глубокого сомати характеризуется снижением обмена веществ до нуля, остановкой пульса и дыхания и переходом тела в так называемое «каменно-стальное» состояние. Электрокардиограмма и электроэнцефалограмма не регистрируются, температура тела падает. Тело при этом становится очень плотным, способно дол-го сохраняться при особых условиях и ожить при возвращении души в тело. Главное условие для вхождения в сомати – температура окружающей среды +4° С, характерная для пещер, глубоких бункеров, гробниц в пирамидах и глубоких слоев воды. Описано много случаев, когда люди, пробыв в состоянии сомати несколько лет, возвращались к жизни. Появление этих людей удивляло и пугало окружающих.
При сомати душа находится вне тела, как бы рядом с телом [16]. Человек продолжает жить, оставив свое тело как бы в законсервированном состоянии, а потом возвращается туда. С помощью сомати можно понять жизнь души. Человек осознает, что можно жить и без тела. Тело при этом может быть законсервировано на многие годы.
По мнению Э. Мулдашев [16], сомати, которым владеют тибетские ламы, является од-ним из наиболее узловых понятий в религиях современной Индии, Гурунама, Нингмапа, Ги-лупэ, Помпо, в которых считается, что только через сомати можно достичь главного предназначения человека и осознания его целевых характеристик, т.е. Пражны (мудрости).
По утверждению Э. Мулдашеву [16] (а я не встречал опровержений его данных), в состоянии сомати находятся тела атлантов в пещерах Тибета, составляя основной генофонд древних цивилизаций Земли. Известно также, что глубочайшие пещеры, протяженностью до 10 км, встречаются в Уральских горах, возраст которых около 3,5 млрд лет, т.е. они значительно древнее Тибета. А возраст Хибинских гор соответствует примерно возрасту Земли. О том, что Кольский полуостров был обитаем в древние времена, свидетельствует наличие петроглифов на берегах озер этого северного края [5]. Но все находятся в упоении от чужого, и потому никаких археологических исследований не ведется ни на Урале, ни в Хибинах.
Э. Мулддашев предполагает [16], что в природе существуют прецеденты сомати в виде зимней спячки северных животных, таких как бурые медведи, суслики, сурки, хомяки, змеи, лягушки, насекомые и другие живые существа, включая растения. Из биологии известно, что жидкости зимующих организмов, находящихся в состоянии сна, приобретают антифризопо-добные свойства и не замерзают на морозе. По утверждению йогинов Индии [16], чтобы на-учиться входить в сомати, необходимо освоить такую технику медитации, при которой стало бы возможным воздействовать своим биополем на воду собственного организма и через нее на обменные процессы.
По утверждению Э. Мулдашева [16], Шамбала, которую искал Н. Рерих, - это духовное, а не физическое понятие. В материальном мире ее нет. Это такое состояние тела, при котором за счет духовной энергии обмен веществ снижается до нуля. В этом состоянии человек посвящает себя не самому себе, а всему человечеству, жизни на земле.
Конечной же целью духовной йоги Бхагавадгиты является не самадхи и сомати, а познание и растворение во Всевышнем, т.е. бхакти-йога [30].
Влияние йоги на здоровье больных людей с позиции доказательной медицины
Эффективность элементов йоги Патанджали, включающей растягивающие упражнения, контроль дыхания и медитацию, проверили у современных кардиологических больных [32]. Выполнение упражнений йоги оказывало положительное влияние на состояние их сердечно-сосудистой системы, что сопровождалось снижением симпатического тонуса и улучшением его регуляции, снижением периферического сосудистого сопротивления, уровня АД и ЧСС. Влияние дыхательной терапии оценили у 96 больных, прошедших чрескожную транслюми-нальную баллонную ангиопластику. Применение дыхательной терапии сопровождалось статистически значимым снижением показателей гемодинамики и снижением риска развития новых осложнений ИБС на 50%. У здоровых добровольцев была доказана возможность достижения идеальной массы тела и увеличения переносимости физических нагрузок на фоне практики йоги в течение 1 года по сравнению с контрольной группой.
Применение трансцендентной медицины с медитативной практикой у современных кардиологических больных [32] существенно влияло на состояние их автономной нервной системы, что сопровождалось уменьшением реакции пациентов на стресс, снижением у них ЧСС, АД, частоты дыхания, уровня кортизола в крови и, как следствие, уменьшением часто-ты приступов стенокардии и замедлением прогрессирования атеросклероза сонных артерий. Полученные данные подтверждены в рандомизированных контролируемых исследованиях и имеют медицинскую достоверность.
Установлено [44], что нормализация пульса и сокращение его частоты до 60 в 1 мин благотворно влияет на продолжительность жизни: при частоте сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 65-94/мин частота внезапной смерти утраивалась по сравнению с лицами с ЧСС в пределах 35-64/мин независимо от их пола, возраста и этнической принадлежности.
Литература:
5. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-М.: Вече, 1997.-560 с.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
30. Бхактиведанта Свама Прабхупада А.Г. Бхагавадгита как она есть. Л: Бхактиведанта Бук Траст, 1986.-832 с.
32. Гиляревский С.Р. Эффективность применения альтернативного и комплементарного лечения сердечно-сосудистых заболеваний: насколько доказательны используемые вмешательства. Сердце, 2007.-т.6.-№ 6.-с.322-332.
34. Капица Г. Биоэнергетический атлас человека. СПб: ЗАО "ВЕСЬ", 1999. -202 с.
35. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М.: Алетейа, 2003. - 416 с.
36. Философские тексты "Махабхараты". Вып.1, кн.1. Бхагавадгита. Пер. с санскрита, с предисловием., примерами, комментарием и толковым словарем Б.А.Смирнова. Ашхабад: Ылым, 1978.-336 с.
43. Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатка-йога для начинающих. М: Медицина, 1991.-192 с.
44. Маколкин В.И., Зябрев Ф.Н. Удары сердца отмеряют жизнь. Кардиоклуб.-2007.-N1 (02).-с.1-2.
155. Рампа Лобсанг. Мудрость древних. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2008.- 176 с.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote