ДУХОВНАЯ ЙОГА (часть 2: история йоги)
Новиков Л.Б. г. Апатиты, 2010 г.
Для индуса-арийца йога была методом соединения его души с Абсолютом (первопричиной, основным началом всего сущего). Позднее, с выдвижением культа Кришны, а затем - тримурти индуизма, йоги поменяли свои ориентиры и высшей целью объявили соединение с богом. При этом под богом понимался либо Брахмо, либо Кришна, либо Шива. Все зависело от школы и направления йоги, и лишь некоторые сохраняли приверженность старым взглядам - соединению с Духом. Когда йога стала известна европейским жителям, она уже успела претерпеть значительную трансформацию, раздробилась на множество течений и теоретических школ. На улицах индийских городов ходило множество "клоунов", вытворяющих чудеса со своим телом и создавая ложное впечатление об истинном предназначении йоги. У европейцев сложилось прочное ошибочное мнение, что истинный йогин - это тот, кто умеет вытворять со своим телом невозможное: глотать сабли, прокалывать себя насквозь, изгибаться в бараний рог с ножками и ручками по бокам, заливать в себя сверху воду и тут же выпускать ее снизу и т.д. Лишь немногие европейцы задумывались над истинным предназначением йоги.
Слово «йога» [43] в переводе с санскрита означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Французский врач, Жан-Жорж Хенротт писал (1970), что «йога означает единство – не в смысле единение с богом, как часто ошибочно трактуют, а в смысле внутреннего единства. Йога – это прежде всего совокупность методов, способствующих выработке единой, цельной личности».
Йога для йогинов [34] – это способ жизни, свободный от неразумных энергетических трат.
Во Всемирной истории религий мира [26] йогу определяют как совокупность средств, с помощью которых можно постичь реальность (!!!) и достигнуть освобождения.
Слово «йога» происходит от глагола “yui” [36] – соединять, снабжать, напрягать. Уже в очень раннее время оно в индийской философии получило значение «праксис». Одно из наи-более ранних определений йоги дано в Катха-Упанишадах: «Йога есть творение и уничтожение», и «Йога есть крепкое удержание чувств».
От себя могу добавить, что низшие ступени йоги – это совокупность методов и способ жизни от не-разумных энергетических трат. Высшие же ступени йоги – это беззаветное и преданное служение Высшему началу, породившему все живое. Кульминацией этого служения является соединение с Атманом, или Богом (в современной интерпретации). В итоге, все выше перечисленные определения правильные, все зависит лишь от целей в йоге и от того, что Вы в ней сможете достичь.
Как верно отметил Лобсанг Рампа [155], все направляет система ценностей, которую определил для себя йогин. Духовная йога разительно отличается от хатха-йоги, в которой основную ценность составляет физическое состояние человека и поддержание его в надлежащем виде при помощи раз-личных упражнений.
Йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека [43]: физического, умственно-эмоционального (психического) и духовного.
Для устранения препятствий к духовному развитию йога предлагает "восьмеричный метод" [26], включающий воздержание (яма), выполнение предписания (нияма), упражнения тела (асана), сознательное управление дыханием (пранаяма), отвлечение чувств от их объектов (пратьяхара), сосредоточение сознания (дхарана), созерцание (дхьяна) и сосредоточение в состоянии транса (самадхи). Ни одну из этих восьми частей нельзя ни пропустить, ни оставить без внимания. Такое деление характерно не только для классической йоги Патанд-жали, оно было принято почти всеми сектами и учениями индуизма, взявшими курс на достижение духовной йоги.
Бхагавадгита [30] конечной целью для йогина определяли не самадхи, а бхакти - беззаветное и преданное служение Богу. Бхагавадгита утверждают [155], что йог, достигший освобождения от тела, обнаруживает себя в соединении с Богом на стадии бхакти-йоги.
В раджа-йоге, предназначенной для правителей и воинов, нет представления о Боге [155].
Буддийский вариант духовной йоги [155] подразумевает создание системы ценностей (ангас - Angas), формирование которых возможно лишь при правильном систематическом применении дыхательных упражнений, медитации и созерцания, которыми владел сам Будда.
В теоретическом аспекте йога находится в зависимости от школы санкхьи [9,35]. По мнению А. Белова [9], по сути создатель йоги разработал упрощенный вариант санкхьи, приспособленной к разным мировоззренческим системам. Как считает М.Ф. Альбедиль [35], все основные положения йоги заимствованы из санкхьи.
Авторы же "Всемирной истории религий мира" [26] полагают, что классическая йога начинается там, где кончается санкхья. В "Йога-сутре" утверждается, что освобождение может наступить лишь в результате долгой упорной борьбы с самим собой в первую очередь с помощью сложнейшей психофизиологической техники. Йога, так же как санкхья, пытается свести на нет обычное сознание и заменить его новым, качественно иным сознанием, обладающим особым свойством познания метафизической истины. Однако в практической йоге кроме знания теории необходимы упорство, целеустремленность и жесточайшая самодисциплина с соблюдением аскетического образа жизни и владением всеми деталями психотехники. В санкхье же комплексу самогипноза, психоанализа и психотехники придается второстепенное значение.
Е.П. Блаватская считает [138], что основателем учения йоги является Яджнявалкья, знаменитый в древности риши, живший еще до времен Махабхараты, которому приписывают авторство Яджур-веды, Сатапатха-брахманы и Брихадараньяки; он учил необходимости медитации как религиозного долга и отшельничеству (удалению в леса). Некоторые считают, что этот мудрец подготовил мир к проповедям Будды. Йога Патанджали, однако, является более точной и определенной как философия и включает в себя больше оккультных истин, чем любая из книг, приписываемых Яджнявалкье
Приверженцы йоги критикуют элитарность санкхьи и делают упор на практику [9]. По мнению А.Белова [9], несмотря на то, что слово "йога" означает соединение, на самом деле, по мнению автора, речь идет о "разделении". О том, чтобы разорвать ложное единство Пуруши (Духа) и Пракрити (Природы) и перестать отождествлять себя с тем, что он видит вок-руг. Образы, заимствованные из внешнего мира, должны восприниматься "чистым" умом, но человек (его душа), которая эти образы воспринимает, не должна отождествлять их с собой.
В любом случае вполне очевидно большое перекрывание в тематике "Йога-Упанишад" и "Саньяса-Упанишад", указывающее на тесные связи между практикой йоги и институтом саньясы [30,37] - образом жизни в отречении, что, согласно Ведам, соответствует четвертой ступени духовного развития.
Саньяса (Sannyas) [155] представляет собой четвертую стадию в жизни йогина и означает аскетизм, предназначенный для достижения просветления. Слово "саньяса" имеет еще один смысл: так называют инициацию, в ходе которой человек дает обет уйти из мира и посвятить себя духовному развитию.
Традиционная ассоциация йоги с философией санкхьи в терминах шести даршан (здесь: философий) может немного вводить в заблуждение [37]. В этой связи интересно обратить внимание на то, что наиболее важные тексты по системе йоги написаны учителями Ад-вайта-Веданты, начиная от Шанкары и двигаясь далее вглубь веков, хотя все эти комментаторы истолковывают йогу более или менее в терминах санкхьи. Другое интересное наблюдение в этой связи – то, что Адвайта-Ведантисты полностью впитали в себя практику йоги как помощь для медитации и осознания недвойственного Брахмана.
Шанкара [36] – самый авторитетный индийский философ, создатель школы строгого монизма и давший сущность йоги, жил в VIII в. н.э.. Его имя является эпитетом Шивы. Главными его трудами являются комментарии к сутрам Бадараяны, к некоторым Упанишадам и к Бхагавадгите. Согласно учению Шанкары, йога – «соединение, сочетание, стягивание, средство» - древнеиндийская философская школа обучения достижению освобождения; эта школа очень близка школе санкхье. Считается, что санкхья дает теоретическое обоснование тому, что практически осуществляет йога.
Катхака-Упанишадах под освобождением понимается отрешенность (кайвалья) от проявленного [41]. Как сказано в комментариях к Анугите [41], эта концепция, близкая к буддизму, положена в основу санкхьи (поздней) и йоги Патанджали.
Шанкара выделяет 4 основных направления йоги, ведущих к освобождению [36]:
1.Джнана йога – йога познания, считает, что для освобождения достаточно постигнуть иллюзорность мира и реальность Атмана.
2.Раджа йога, или царственная йога, примыкает к джнана-йоге, выработала ряд физических и психических приемов для самоуглубления (самадхи); целью этой йоги является полная интроверсия.
3.Бхакти йога, провозглашаемая Бхагавадгитой, учит, что освобождение достигается в силу благоговейной любви к Высшему, не всегда понимаемому, как личность; любовь без дела – пустой звук, а потому Бхакти требует деятельности, но совершенно бескорыстной, во имя идеи.
4.Карма йога осуществляет то, что утверждает Бхакти – бескорыстная деятельность, во имя идеи.
Раджа-йога, или «высшая, царственная йога» [43] – это господство сознания над всеми тремя началами человека (физическим, психическим и духовным). Она раскрывает все потенциальные способности личности. Для этого используются сложные приемы саморегуляции психики (самовнушение, отвлечение от внешних и внутренних раздражителей, концентрация внимания и др.). Раджа-йога включает четыре элемента из восьмиступенчатой йоги: пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи. Карма-, лая-, тантра-, кундалини-, мантра-йога и прана-йога являются направлениями раджа-йоги с элементами хатха-йоги.
По Лобсанг Рампе [155], раджа означает король, и поэтому раджа-йогу называют еще йогой королей. Это один из четырех основных путей, посредством которых человек может придти к Высшему началу. Раджа-йога стремится показать человечеству дорогу к совершенству. Она учит, что человек не должен зависеть от других и может сам справиться со всеми превратностями судьбы.
А всему способствует джнана-йога [43] – достижение гармонии через знание, кропотливое изучение и практикование всего, что способствует приобретению мудрости. Мудрость – это гармония знаний.
Джнана-йога учит [36], что всякое дело, каково бы ни было его выполнение, всегда связывает, а потому она считает карма-йогу, наряду с бхакти, низшей ступенью, нужной лишь для незнающих, только вступивших на путь освобождения, и совершенно бесполезной для уже продвинувшихся на этом пути. Такова сущность учения Шанкары, которое расходится с основным направлением йоги Бхагавадгиты.
В Бхагавадгите [36], которая является значительно древнее Патанджали и Шанкары, “yoga” означает привязывание, установление тесной связи с понятием, выраженным в первом слове (buddhi-yoga, karma-yoga и т.д.), приобщение, равность, уравновешенность. В Бхагавадгите бхакти-йога является высшей ступенью в йогической практике (важнее самадхи), достижение которой не возможно без освоения карма-йоги.
Здесь следует отметить, что раджа-йога предназначалась для сословия кшатриев - вои-нов и правителей, царственных особ, к которым также относился и Будда (Сиддхартха Гаутама), живший в VI в. до н.э. [26]. В состоянии медитации Гаутама открыл для себя четыре священных истины, знание которых необходимо для достижения нирваны и которые послу-жили основанием для формирования нового направления религии, получившей название Буддизм.
Создателем Йога-сутр* традиция приписывает Патанджали (около II-III вв. н.э.) [9,35]. Он считается основателем классической йоги и за ним закреплено создание школы контроля за умом и телом. На самом деле традиция йоги, как это неоднократно указывалось выше, весьма древняя и уходит корнями в седую арийскую древность.
*Сутра (Sutra) [155] - краткое изречение, содержащее одно из положений какого-либо учения. С помощью системы сутр древние кратко выражали смысловую суть учения. Наиболее известными являются "Йога-сутра" и трактаты основоположников Веданты.
В раскопках Мохенджо Даро (место пребывания дравидов - доиндоарийского населения Индии) были найдены фигурки в типичной йогической медитационной позе [36]. Таким об-разом, археологические находки свидетельствуют о доиндоарийском происхождении йоги. Если судить по памятникам искусства, то она действительно больше связана с Шивой, как об этом говорит Циммер в Истории индийского искусства, нежели с Бхагаваном Кришной, хотя вряд ли можно ставить под сомнение неарийское происхождение Кришны, который в Бхагавадгите утверждает, что древнюю йогу он передал Вивасванту (т.е. Солнцу), тот Ману (своему сыну), а Ману передал Икшваку (сыну Ману, первому раджи «солнечной династии»). Принимая один от другого, раджа – риши ее познавали, но через долгое время утратилась эта йога и потому в Бхагавадгите Кришна говорит о ней вновь.
Учителя йоги достигли особенно большой глубины в трактовке психологических категорий [35], которые послужили основой для создания практики духовной йоги, наиболее полно изложенной в Бхагавадгите и дополненной другими текстами Махабхараты с древностью эпических сказаний около X-IX вв. до н.э. [27]. Уже ко второй половине I тыс. н.э. Махабхарата (а Бхагавадгита является ее 6-й книгой) почиталась как книга правды, кодекс нравственности и путеводитель к блаженству, и уже тогда, как и теперь, предлагалась для чтения в храмах в качестве священной книги для назидания [26]. Классическая же йога, как один из даршан, изложена Патанджали в его знаменитых "Йога-сутрах" около II-III вв. н.э. [35]. Патанджали не создал новую систему, а суммировал предшествующее многовековое развитие ее [35]: разнообразные йогические практики были известны задолго до него в эзотерических кругах индийских аскетов и мистиков. Теоретически разница между обеими даршана-ми незначительна: и та и другая признают, что источник человеческого страдания коренится в иллюзорной солидарности с миром, но согласно санкхье, освобождение от страдания достижимо через истинное знание, йога же Патанджали полагает, что необходимы аскеза и техника медитации. По мнению некоторых религиоведов [35], "классическая йога начинается там, где заканчивается санкхья", т.е. обретение знания - лишь подготовительная ступень для конечно-го освобождения.
Сам Патанджали определил йогу как "пресечение деятельности сознания", т.е. он считал необходимым познание состояний мирского, обычного непросветленного сознания [35]. Виды таких состояний бесчисленны, но их можно свести к трем основным категориям. Первую из них составляют заблуждения и иллюзии, в число которых входит также сны, галлюцинации и другое ошибочное восприятие; вторую - все, что мыслит, воспринимает или ощущает обычный человек; в третью - парапсихологический опыт, который можно приобрести с помощью йогической тренировки. С точки зрения метафизики подлинными признаются лишь состояния сознания третьей категории, поскольку они могут подготовить освобождение, поэтому цель йоги - нивелировать первые две категории опыта и заменить их экстрасенсорными и сверхрациональными переживаниями.
Йога-сутры Патанджали написаны в виде афоризмов, в которых кратко и схематично излагается йога [43]. Позже появились многочисленные комментарии к этому труду и комментарии к комментариям. Патанджали описал Аштанга-йогу, или восьмиступенчатый путь тренировок: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхъяна и Самадхи. Продвигаясь вверх по этим ступеням, ученик достигает гармонии тела и сознания полного господства над собой.
В Йога-сутре Патанджали сказано [36], что «йога есть удержание материи мысли от волнения». Школа Патанджали предписывает тормозить всякое внешнее и внутреннее движение, чтобы добиться полной остановки жизненного процесса вообще (самадхи). Цель упражнений – достижение «кайвалья» - блаженства обособления от природы, миропроявления; покой отрешенного духа (Пуруши). Понятие «кайвалья» школы Патанджали близко понятию «ниббаны» (нирваны) буддистов, и приемы его йоги (праксиса) близки приемам буддистов, если не тождественны им. Йога Патанджали и нирвана буддистов ни с чем не объединяет практикующего, но втягивает его в самого себя, «как черепаха втягивает в себя свои члены». Йога Бхагавадгиты есть йога деятельности (карма-йога), как праксис и бхакти-йога, как единение с Богом. Цель йоги Бхагавадгиты не «кайвалья», отрешенность от мира всегда изолированной монады в духе классической санкхьи, а полное слияние с миром, который по существу есть сам Бхагаван, это – нирвана Брахмо.
Как сказано в Бхагавадгите [36]:
«В этом мире есть две точки зрения:
Размышляющих – йога познания, и йогинов – йога действия.
Не начинающий дел человек бездействия не достигает.
Ведь никто, никогда даже мгновенья не может пребывать в бездействии,
ибо все действия он производит невольно, в силу качеств, рожденных природой».
В сутрах Патанджали йогин [36] – это человек, достигший полного равнодушия к миру, полной отрешенности от него, прошедший перед этим все искушения сверхъестественной власти (сиддхи, вибхути), это скорее дэва, нежели человек.
В Бхагавадгите йогин [36] – это прежде всего деятельный бхакта, полный стойкости к приятному и неприятному, отрешенный от вожделения и отвращения, не имеющий привязанностей ни к чему материальному.
Бхагавадгита не развивает теории «дживанмукта» [36] – «заживо-освобожденного», как это делает йога Патанджали и классическая санкхья .
Цель йоги Бхагавадгиты [36] – единение со Всевышним, Шри-Кришной, тогда как цель йоги Патанджали – обособление от всего окружающего. Йогин Бхагавадгиты стремится жить во всем и ощутить все в себе; йогин Патанджали стремится достигнуть полного освобождения от всего, полностью оторваться от преходящего, замкнувшись только в себе.
В материальном мире наиболее широко внедрялась йога Патанджали, или классическая йога, а об йоге Бхагавадгиты, или духовной йоге, практически ничего не было слышно. В то же время, еще в 800 г. н.э. считалось [26], что Махабхарата предназначалась для религиозного поучения тех, кому запрещено было изучение Вед и Веданты, причем брахман, знающий Виды, но не Махабхарату, признавался не вполне сведущим человек.
В современном мире разделение йоги на ряд ступеней и систем в известной мере услов-но, но имеет большое методическое значение [43], т.к. позволяет заниматься йогой всем людям, независимо от пола, возраста, профессии, вероисповедания, национальности, учитывая особенности каждого ученика, его индивидуальность, потребности и наклонности. По сути дела все аспекты йоги взаимно дополняют друг друга. Их элементы используются при освоении любого направления этого учения. Поэтому многие центры йоги в Индии практикуют так называемую Пурна-йогу, т.е. комплексную йогу, или синтез всех аспектов йоги.
В Индии йогов делят на две группы [43]: йоги-философы и йоги-практики. Мировоззрение йогов представляет интерес не для широкого круга людей, а лишь для специалистов, занимающихся исследованием индийских философских систем. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги и чаще всего на современном этапе – хатхе-йоге*.
*Одностороннее увлечение одним каким-либо видом йоги может привести к дисбалансу развития. Занятие лишь одной хатха-йоги, которая широко рекламировалась еще в Советском Союзе, вредит здоровью, и осуждается всеми эзотериками [1,69,155], которые называют таких йогинов "клоунами". Истинный йогин никогда своими способностями не хвастаются и ведут очень скромный образ жизни [43].
Йоги-практики делятся на непрофессионалов и профессионалов [43].
Непрофессионалы [43] – это люди, занимающиеся йогой для поддержания либо для развития своих способностей, гармонии, т.е. для физического, психического и духовного самосовершенствования. В Индии для них созданы так называемые Институты йоготерапии и йогокультуры.
Профессионалы [43] руководят работой институтов йоготерапии, йогоцентров, обучают йоге и лечат больных людей, используя методы йоги. Большинство из них – врачи, причем прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней (Аюверду), так и современную медицину. Они прекрасные диагносты, свободно расшифровывают электрокардиограммы и электроэнцефалограммы, знают все системы лечебных гимнастик мира, знакомы со всеми видами массажа. Такой же уровень знаний требуется от современных терапевтов, которые в древности представляли школу иудейских мистиков-целителей, или эзо-теристов, жили вблизи Александрии, а их философский подход к лечению человека представлял сочетание орфических, пифагорейских, ессейских и чисто каббалистических практик [138]. Иными словами, древние терапевты представляли собой философов от медицины, способных охватить патологию во всей совокупности проблем, настигших каждого конкретного больного.
Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
30. Бхактиведанта Свама Прабхупада А.Г. Бхагавадгита как она есть. Л: Бхактиведанта Бук Траст, 1986.-832 с.
34. Капица Г. Биоэнергетический атлас человека. СПб: ЗАО "ВЕСЬ", 1999. -202 с.
35. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М.: Алетейа, 2003. - 416 с.
36. Философские тексты "Махабхараты". Вып.1, кн.1. Бхагавадгита. Пер. с санскрита, с предисловием., примерами, комментарием и толковым словарем Б.А.Смирнова. Ашхабад: Ылым, 1978.-336 с.
37. Мата Амританандамайи. Упанишады. Перевод с англ. и переработка автора. Интернет-сайт "Упанишады",
http://scriptures.ru /
http://upanishads.ru .-2009.
41. Философские тексты "Махабхараты". Вып.1, кн.2. Анугита и книга Санатсуджаты. Пер.с санскрита, с предисловием., примерами, комментарием и толковым словарем Б.А. Смирнова. Ашхабад: Ылым, 1977.-204 с.
43. Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатка-йога для начинающих. М: Медицина, 1991.-192 с.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
138. Блаватская Е.П. Ключ к теософии; Избранные статьи. М.: Эксмо, 2009.-464 с.
155. Рампа Лобсанг. Мудрость древних. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2008.- 176 с.