ДУХОВНАЯ ЙОГА (часть 1, начало: энергетические тела человека)
Новиков Л.Б. г. Апатиты, 2010 г.
Изучающий йогу посвящает себя познанию оккультизма живой природы (но не всей Вселенной). Теория йоги касается только возможных путей духовного совершенствования личности. Мы же ставим перед собой задачу обосновать эзотерические истины с позиции современного естествознания, чтобы они стали доступны пониманию всем, кто интересуется эзотерической философией.
Йоги различают три типа структурно-энергетических образований человека, последовательно окружающих его материальное тело [34] (рис. см. ниже):
1. Физическое тело - анатомическая оболочка (видимая глазом).
2. Тонкие энергетические тела человека (невидимые):
а) эфирное тело - физиологическая или функциональная оболочка;
б) астральное тело - психофизиологическая и нейросенсорная оболочка;
в) ментальное тело - интеллектуальная оболочка.
3. Сверхтонкие духовно-предопределяющие структуры (невидимые):
а) каузальное тело - предопределяет причинно-следственные связи;
б) буддхиальное тело - формирует судьбу человека на уровне высшего разума;
в) атманическое тело - осуществляет связь с "Высшей душой", "божественным Духом Вселенной", являясь его частью в живом организме.
В представленной последовательности йогических структур человека читаются только пункты 1, 2а, 2б, 2в, 3а, 3б, 3в, что в сумме равно 7 (пункты 2 и 3 не читаются; они имеют значение лишь для систематизации).
Следует отметить, что взгляды йогинов отличаются от других философских течений. Так, Е.П. Блаватская приводит эзотерическую последовательность семеричной системы человека, которая, по мнению автора, зависит от школы и выбора [1]: 1) Атман, 2) Буддхи, 3) Манас, 4) Кама-рупа - принцип животного желания, 5) Линга Шарира - инертный носитель жизни, или астральное тело у оккультистов, 6) Прана - активная сила жизни, жизненная энергия, дыхание; 7) Грубая материя тела. Первые три принципа - бессмертны, последние четыре - смертны. Разница между животными и людьми заключается в том [138], что первые пронизаны этими "принципами" потенциально, а вторые - действительно. В оккультизме каждое качественное изменение в состоянии сознания человека (от физического тела до атмы) дает человеку новый аспект. Если тот или иной аспект преобладает и становится частью живущего или действующего Я, ему дается особое наименование, дабы отличить человека в этом новом качестве от того человека, которым он был ранее.
В отличие от эзотерического учения, йогическая последовательность структурных образований человека получила обратный порядок, что связано с практикой йоги, ведущей к совершенству от материального к духовному. Более того, у йогинов ментальное тело (эзотерический манас) находится ниже каузального (которое у эзотериков называется Кама-рупа, но-сит не только иное название, но и другую смысловую нагрузку), поскольку школа Патанджа-ли считает, что умственная деятельность человека непосредственно влияет и определяет личную карму каждого.
Другое восточное учение, зародившееся еще в Древней Индии во времена брахманизма и названное ведантизмом, отрицает семь "принципов" в человеке и придерживаются лишь пяти [138]. Это основано на том, что у ведантистов человеком называется лишь то сложное духовное образование, которое состоит из различных умственных аспектов, а физическое тело, по их воззрениям, - это нечто недостойное даже презрения, просто иллюзия. Дух (Атман) у ведантистов также не относится к человеку и не подчиняется ему.
Подобно ведантистам, Лао-цзы в "Дао-дэ цзин" также упоминает только пять принципов в человеке, упускается Дух (Атман) и физическое тело, которое он называет "трупом" [138], сохраняя при этом веру в бессмертие и перевоплощение души [95].
Школа тарака раджа-йоги фактически признает лишь три "принципа", каждый из которых, стхулопадхи, или физическое тело в бодрствующем сознательном состоянии, сукшмопадхи, или тело, действующее в состоянии сна (свапна), и каранопадхи, или "тело причинности" (каузальное), что переходит из одного воплощения в другое, двойственны в своих аспектах, таким образом образуя шесть [138]. В их теории отсутствует Атман, безличный божественный принцип, или бессмертный элемент в человеке, неотличимый от Мирового Духа.
У христианских мистиков принято делит человека на тело, душу и Дух, что тоже правильно, но более грубо, чем у йогов [138]
В настоящей рукописи за основу взята йогическая схема внешних оболочек человека, представленная Г. Капицей [34] и согласующаяся с древними текстами Бхагавадгиты [30], передающей принципы духовной йоги, и эзотерическим учением, изложенным Е.П. Блаватской [1]. Среди других течений философской мысли (брахманизм, оккультизм, буддизм, каббала и т.д.), как считает Е.П. Блаватская [1], наибольшая путаница по данной проблеме отмечена у каббалистов.
Учение йоги не было застывшим, оно совершенствовалось и получало дальнейшее развитие. Первоначально классическая йога различала всего три типа структурных образований человека, последовательно окружающих его материальное тело [34]. Первая структура, связанная с йогической практикой, относилась к физическому телу. Вторая структура включала тонкие тела человека - эфирное, астральное и ментальное. Третья структура относилась к сверхтонким образованиям. Древние йоги назвали ее причинной и выделили для нее одно тело – каузальное (всего - 5). Однако более поздние исследования йогинов позволили им раздробить эту сверхтонкую структуру еще на три тела: собственно каузальное, буддхиальное и атманическое. В результате, получилось так, что йоги выделили у человека семь главных энергетических чакр и семь основных энергетических тел, или принципов, что согласовывалось с эзотерической философией.
Е.П. Блаватская [138] специально предупреждает о традиционной ошибке, совершаемой многими: не следует думать, что, если человек назван семеричным, а затем пятеричным и третичным (по нисходящей), то он, следовательно, состоит из семи, пяти или трех независимых существ, или из "семи шкур", которые можно снимать, подобно чешуйкам луковицы. Йогические тела человека являются лишь его аспектами, или принципами, или состояниями его сознания. В действительности же, есть лишь один истинный человек, проходящий отведенный ему цикл жизни и бессмертный по сути, и это манас - "разумный человек", или воплощенное сознание. Отрицание возможности существования ума и сознания вне материи свойственно материалистам в узком смысле этого слова, т.е. тем, кто отрицает все, что существует вне материи. Но Нострадамус, Мессинг, Ванга и другие должны были уже доказать всем скептикам, что они ошибаются, а, следовательно, пора уже задуматься над существованием ума и сознания вне материального тела не только у человека, но и у животных.
Для достижения человеком Брахмана, а у эзотериков - Атмана т.е. божественного Духа Вселенной, необходимо пройти восьмиступенчатую йогу [30], включающую яму, нияму, асану, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи (аштанга-йога). Согласно Бхагавадгите [30], высшие ступени йоги включают гьяна-, дхьяна- и бхакти-йогу. Для преодоления восьми-ступенчатой йоги необходимо привести в совершенство свое тело и свою душу.
С исторических позиций интересно отметить взгляды жрецов Египта, придававших большое значение человеческому телу и поддерживающих культ мумификации на протяжении тысячелетий. Согласно их вероучению [151], материальное тело человека (на древнеегипетском обозначалось термином Сах) является лишь малой частью того, что на самом деле представляет весь человек. Главное предназначение Сах, по мнению жрецов Египта, было входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, материальным миром, жить и действовать в нем. По состоянию и виду тела посвященные Египта могли судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистое Сах здорового человека являлось следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги тела считались следствием нечистоты его энергетических оболочек. Чистое тело могло загрязниться и стать ритуально нечистым. Загрязнение приходило от нечистого духовного тела (Ка) и проявлялось в виде физических недугов. Загрязненное Сах можно было очистить употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т.п.
Египетские жрецы считали, что боги тоже имеют Сах, т.е. тела, данные им в ощущение [151]. Помимо тел, созданных природой, боги первыми стали пользоваться их энергетическим потенциалом и могли воспользоваться плодами труда людей - изваяниями, священными предметами, храмами и изображениями в этих храмах.
Возвращаясь к йогическому учению об энергетических телах человека, с позиций современного материализма перечисленные энергетические оболочки, кроме физического тела, кажутся фантазией. Россияне, пройдя школу марксизма-ленинизма, не задумывались над тем, почему необычные взгляды йогинов на структуру человека сохраняются тысячелетиями. Однако накопленных знаний уже достаточно, чтобы применить их, как ключ к замку, и открыть старые йогические истины с позиций современного естествознания.
Тогда эфирная оболочка может оказаться инфракрасным (ИК) излучением, исходящим от живого человека, его физического, материального, тела, отражающую определенную температуру. Более того, отдельные органы, в силу их особенностей метаболизма, скорости обменных реакций и эффективности утилизации кислорода и питательных веществ, имеют свою, локальную, температуру, присущую каждому отдельно взятому индивидууму, определяя индивидуальную неравномерность ИК-излучения.
Известно [48], что ИК-излучение живого человека имеет мощность до 200-300 ват, способно "транслировать информацию" о распределении температуры на поверхности тела и за его пределами на десятки метров, поскольку атмосферой практически не поглощается. Само же человеческое тело для ИК-волн непрозрачно, а потому его внутренние органы (мозг, сердце, печень и др.) активно "сигналят" с глубины 5-10 см своим радиотепловым излучением (СВЧ-излучением). Чем длиннее волна СВЧ-излучения, тем с большей глубины приходит сигнал. И наоборот, чем короче излучаемая волна, тем ближе к поверхности находится сигнализирующий орган. Современные компьютерные тепловизоры способны различать тепловой контраст с открытых участков тела, незащищенных одеждой, в 0,010 С. Для построения полной картины теплового поля человека и воссоздания пространственно ориентированных полей организма устанавливается система антенн-датчиков, каждый из которых настроен на одну из волн.
Для нас же это означает, что эфирная оболочка живого человека - структурно неоднородна, имеет участки большей и меньшей плотности теплового излучения, по которому можно, ко всему прочему, определить еще запас энергии человека.
Посвященные в эзотерические тайны [1,30,34] считают, что эфир представляет собой Астральный свет, по "чертежам" эфирного тела было построено анатомическое тело человека. С точки зрения науки последняя мысль должна показаться интересной, а в плане реализации - очень трудной: души то нет! Движущаяся материя и даже мыслящая материя не являет-ся еще духовной материей, подобно тому, как знания не могут олицетворять духовность, а компьютер не может быть тождественен человеку.
Как пишет Е.И. Рерих [69], "...эфирное тело после смерти человека остается в земном притяжении и быстро разлагается, тогда как именно накопления психической энергии после смерти несут дух на высоту, им сложенную... Эфирное тело утверждает тело физическое и укрепляет астральное, являясь связью между этими двумя телами".
Лобсанг Рмампа [155] и Е.П. Блаватская [138] подчеркивают, что после смерти человека какое-то время продолжает существовать астральная оболочка человека, но не эфирная.
Таким же образом следует разбирать структуру астрального тела, которое может представлять электромагнитное (ЭМ) поле живого человека с его центрами электрической активности - головной мозг и сердце [49].
Головной мозг имеет свою, самостоятельную, электрическую активность, с помощью электрических импульсов передает сигналы на периферию, ко всем частям физического тела, по нервным волокнам, пронизывающим все тело человека, и получает информацию оттуда в порядке обратной связи в виде тех же электрических импульсов. Так он "ведает" всем организмом и осуществляет связь с внешним миром через наши органы чувств. Человек давно научился регистрировать электрический потенциал головного мозга (энцефалограммы).
Сердце имеет дополнительный "генератор" электрической энергии со своим ЭМ-вектором, вращающимся по кругу. Кроме того, в сердце находятся несколько центров автоматизма разного уровня подчиненности, что свидетельствует не только о его функциональной значимости, но и о запасе "прочности", с которым создавала его природа. Электрокардиограммы снимают сейчас повсеместно.
Все живые клетки человека несут на своей поверхности электрический потенциал, а клетки крови, к тому же еще, постоянно движутся по двум главным кругам кровообращения: малому, через легкие, и большому, делящемуся почти сразу на кровообращение головного мозга и всего остального тела. Дополнительные ответвления от большого круга кровообращения обеспечивают кровоснабжение конечностей, желудочно-кишечного тракта, почек и других органов и структур человека. Степень кровоснабжения в них, т.е. поток электрически заряженных кровяных клеток, меняется в зависимости от функциональной активности органа, что может, вероятно, порождать дополнительные ЭМ-векторы разной силы.
Физиками отмечено [48], что ткани организма, частично экранируя низкочастотные электрические поля, искажают содержащуюся в них информацию. Однако человеческое тело, будучи диамагнитным по природе, абсолютно прозрачно (и одежда тоже) для электромагнитных полей. Поэтому, регистрируя картину магнитных полей около человека, можно с высокой точностью определить, скажем, область патологии в миокарде или головном мозге. Для регистрации магнитных полей человека нужна аппаратура, способная регистрировать на миллиардную долю эрстеда. Считается [48], что магнитокардиограмма гораздо полнее электрической говорит о мельчайших подробностях работы сердечной мышцы и с высокой точностью указывает пораженную область.
Детальные электрометрические измерения выявили [48], что вокруг человека возникают в сотни раз более мощные поля, чем те, что создаются его внутренними органами. Весь-ма интенсивным источником излучения оказалась кожа, которая в роговом слое эпидермиса способна накапливать электрический заряд, возникающий в результате трения, и в течение 10 сек (до 15 мин, в зависимости от влажности кожи) передать его в глубину тканей.
В эзотерической философии [1] астрал - это "невидимый, невесомый Дух всего сущего и невидимый, но даже слишком ощутимый ток, излучающийся из пальцев здорового магнетизера, ибо это есть жизненное электричество - сама Жизнь", который "до сих пор именуется теургами и оккультистами "Живым Огнем"...".
Энергетическим двойником человека у древних египтян могла служить духовная оболочка человека, обозначаемая ими как Ка. Именно Ка после смерти человека совершало путешествие в загробный мир и представало перед судом Осириса [151]. Ка могло покидать чело-века и во время его сна, без отрыва от материального тела, и совершать астральные путешествия, встречаясь с Ка других людей.
Подобное толкование египетской мифологии подтверждает Лобсанг Рампа [155], который считает, что именно астральная сущность человека может выходить за пределы его тела и совершать путешествия на астральном уровне. По мнению автора, тот, кто умеет совершать астральные путешествия, может попадать в самые удаленные концы не только нашего мира, но и многих других миров, находящихся на иных уровнях бытия. Все зависит лишь от умения управлять собственным астральным телом. "Путешествовать в астрале нетрудно, - пишет Лобсанг Рампа. "... Нужна только практика, или, лучше сказать, практика и настойчивость. Даже животные могут совершать астральные путешествия. Более того, животные могут проявлять склонность с ясновидению и телепатии". Путешествию в астрале у йогинов посвящена специальная практика, получившая название "медитация".
Во времена астрального путешествия человек находится в бестелесном состоянии [155]. При этом его астральное тело улетает в иные миры, оставаясь связанным с физическим телом тонкой ("серебряной") нитью. Именно в бестелесном состоянии человек обладает истинным ясновидением, недостижимым в его телесном состоянии, поскольку обычный чело-век видит только то, что находится в пределах его физического поля зрения. В бестелесном же состоянии, ясновидящий приобретает способность видеть энергетическую субстанцию предметов и живых существ, может наблюдать ауру живых организмов и смотреть сквозь стены словно ее нет. Человек, умеющий выходить в астральный мир, приобретает способность наблюдать события, которые уже произошли или происходят в других местах, а также может увидеть возможное будущее - все хорошее и плохое, что ему суждено пережить.
По мнению Э. Мулдашева [16], эфирное тело окончательно покидает человека через 3 дня после его смерти, а астральное тело - через 9 дней.
Над этим следует задуматься тем, кто хочет разгадать загадку жизни и смерти. Если эфирное тело представляет собой инфракрасное поле человека, то оно должно покидать умершего по мере охлаждения его тела. Вопрос лишь в том, какую температуру следует признать критической. Тоже касается и астрального тела. Если оно является электромагнитным полем живого человека, то оно покидает его во время смерти по мере потери сперва клетками, а затем биомолекулами организма своего электромагнитного потенциала. Сегодня известно, что клетки коры головного мозга живот без кислорода (в условиях гипоксии) всего лишь 5-7 мин, клетки ствола головного мозга - до 40 мин, а клетки соматических органов способны пережить гипоксию в течение 2-х часов, причем их потенциал к делению и размножению при определенных условиях культивирования может сохраняться на протяжении N-числа поколений клеток. На этих данных основываются все современные работы по трансплантации органов и культивированию клеточных линий, причем раковые клетки наиболее устойчивы к гипоксии и считаются бессмертными, т.е. размножаются in vitro неопределенно долго. Важно отметить, что искусственное охлаждение органов и тканей увеличивает их устойчивость к гипоксии и тем самым продлевает срок их жизни.
С позиции йогической практики [155], эфирный двойник человека выполняет очень важную функцию - он восстанавливает (исцеляет) эфирную оболочку, пока физическое тело спит. В течение дня материальное тело человека многократно подвергается воздействию раз-личных нежелательных факторов, поэтому, когда астральное тело путешествует во время сна, эфирный двойник занимается тем, что подлечивает те места человека, которые в этом нуждаются. Считается, что на этом основан дар целительства у некоторых людей: истинный целитель способен делится частью своей эфирной энергии с теми, кто в этом нуждается.
Далее, согласно йогическому учению, идет ментальное тело, которое характеризует мыслительную способность человека, оказывает влияние на активность низших структур (астральное, эфирное и физическое тела) и составляет концепции, анализирует информацию, формулирует выводы, черпает знания из окружающей среды и выдаёт свои умозаключения. В формировании ментального тела участвует головной мозг с органами чувств и их рецепторами, расположенными во всех частях физического тела и подающими информацию в центр, секреты аналитической деятельности которого до конца не изучены. Предварительная база данных, т.е. память, находится не только в головном мозгу, но и на периферии: отсюда молниеносная реакция кожи, мышц, сосудов и т.д. в момент нашего соприкосновения с горячим предметом или попадания нашего тела в холодную воду, вплоть до остановки сердца. На сегодня известно одно, что мысль имеет материальную природу, с потерей коры головного мозга человек превращается в биоробота, а с остановкой дыхания и сердечной деятельности - в мертвую материю (мертвое анатомическое тело).
"Мысль питает жизнь, и потому где мысль останавливается, там начинается процесс разложения", - пишет Е.И Рерих [69] (!!!).
По мнению египетских жрецов [151], вместилищем человеческого сознания считалось Эб (древнеегипетское Иб), которое образовывалось человеческими мыслями и мыслеобраза-ми. Признавалось, что Эб человека чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. При поступательном развитии оно приобретало сияющую неземную красоту. При этом Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Египетские жрецы считали Эб бессмертным, и после смерти человека оно должно вернуться к своему всеобщему первоисточнику - к Эб бога Осириса.
Представление египетских жрецов о сознании необходимо пояснить с позиции эзотерической философии. Как пишет Е.П. Блаватская [138], в человеке, да и у животных, выделяют два вида ума: один материальный, низший, обусловленный работой головного мозга и потому смертный - гибнет вместе с гибелью мозга; другой - высший, бессмертный, входящий в божественную триаду манас-будди-атма и составляющий основу бессмертной, мыслящей, души человека. Именно последний вариант и имели в виду египетские жрецы, разрабатывая свое учение об Эб (Иб).
Тем не менее, мы живем не в эзотерическом мире, а в материальном, потому материалистический подход к лечению человека более всего сохраняет его в состоянии мыслящего био-робота, психоневрологическое же лечение уже направлено на поддержание в нем статуса человека разумного, социально адаптированного (но не духовного). Поэтому, когда экстрасенсы пытаются по "астралу" поставить диагноз заболевания и лечить больного, они ничем не отличаются от медиков-материалистов, кроме одного - вся их деятельность не имеет документального подтверждения. Тем не менее, некоторые из них [50], перескакивая через ментал, пытаются трактовать каузал, т.е. карму, изменять ее и делают в этом, с их слов, успехи. По описанию методики их работы [50] можно догадываться о том, что пациенту дается возможность самому повлиять на свой менталитет, тогда как пределы и глубина этого влияния остаются нераскрытыми.
С философских позиций [30], "скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота (помыслов), стойкость, само-дисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего; спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Богу, стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы людей; признание важности само-реализации, философский поиск Абсолютной истины - все это есть знание, а все, что бы ни существовало помимо, есть невежество". Чем не кодекс православного монашества? Тем не менее, эта цитата взята из комментариев к Бхагавадгите [30], в которой доступным языком описаны все ступени духовной йоги.
На этом заканчивается рассмотрение материально-обусловленных энергетических оболочек человека, за которыми следует сверхтонкие структуры, определяющие духовность и попадающих в разряд уже чистой метафизики.
Продолжение следует!
Рис. Йогические тела человека [34]:
[667x284]