Европейский спиритизм
08-04-2011 23:42
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
СПИРИТИЗМ (Часть 5: европейский спиритизм)
Новиков Л.Б., Апатиты, 2010 г.
Раннехристианский спиритизм
По мнению А. Конан-Дойля [64], все то, что мы называем современным спиритизмом, было знакомо и окружению Христа. В Библии имеется пример, связанный с потусторонней жизнью и принадлежащий самому Христу, когда он говорит [64]: "Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего". В Новом Завете можно прочитать: "Не всякому духу верьте, но испытуйте духов, дабы знать, идут ли они от Господа".
Поражает то, как пишет А. Конан-Дойль [64], что в ранних церковных документах, особенно в записях Отцов Церкви II-VIII вв, создавших ее догматику и организацию (главный Отец Церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский), повсюду встречаются сообщения о психическом учении, которое было весьма распространено в те времена, и его практическом воплощении. Ранние христиане жили в тесном контакте с миром духов. Они считали не под-лежащим обсуждению тот факт, что смерть - это всего лишь переход к другой, бесконечной и содержательной жизни, который можно было бы более точно определить словом "рождение". Сохранилось сентиментальное наследие ранних христиан, которое они оставили на надгробиях в римских катакомбах. Ранние христиане говорили о мертвых так, будто они живы, и продолжали общаться с усопшими.
Первоначальная христианская Церковь была вся насыщена Спиритизмом и, видимо, не обращала никакого внимания на запреты Ветхого Завета, который представлял этот дар в право исключительного пользования и выгоды духовенства [64]. Далее А. Конан-Дойль приводит примеры.
Так, например, Блаженный Августин (354-430 гг.) [64] - латиноязычный христианский писатель, выходец их Нумидии (Северная Афйрика), преподаватель риторики в Карфагене, Риме и Милане, оказавший сильное влияние на оформление всей догматики каталицизма и назван католическим богословием "блаженным" - в своем труде "De cura pro Mortuis" говорит: "Духи умерших могут быть ниспосланы живым, они могут раскрыть им будущее, которое они узнали от других духов, или от ангелов (духовных наставников), или посредством святого Откровения". Позднее в своем труде "О Граде Божьем" Бл. Августин уже говорит о практике, которая позволяла эфирному (неземному) телу человека общаться с духами и высшими Направниками посредством видений. Сегодня таких практиков называют медиумами - это название определяет их посредническую позицию между телесными и бестелесными существами.
Герма (II в.) [64] - один из апостолических Отцов раннего христианства. Вначале он был продан как раб в Рим, затем освобожден. В его известном труде "Пастырь" говорится: "Дух не отвечает всем, кто его спрашивает, не отвечает он и обычным людям. Дух, который был послан Богом, должен говорить не по желанию человека, а по дозволению Господа. Когда человек, которому явился дух от Господа (т.е. дух-наставник), после произнесения мо-литвы входит в общество истинно верующих, то дух наполняет этого человека и он начинает вещать согласно воле Божией". Многие ранние христиане рассматривали этот труд как часть Священного Писания. По некоторым сведениям, Герма был другом Св. Петра и прямым учеником апостолов.
Ориген (185-254 гг.) [64] - греческий теолог, родился в Александрии, ученик Климента Александрийского. Причудливо, в аллегорической форме интерпретировал Библию. Кастрировал сам себя, чтобы подтвердить приверженность обряду целибата, т.е. безбрачия. В дискуссии с Цельсом (философ-платоник) Ориген утверждал: "Многие люди вошли в лоно христианства благодаря тому, что их души неожиданно чувствуют перемену в себе после общения с неким духом, снизошедшим к ним во сне или наяву".
Иреней из М. Азии (в 177-178 гг. епископ Лиона) писал [64]: "Мы слышали о многих собратьях по церкви, обладающих пророческими дарами: говорящих посредством духа на всех языках, проливающих свет на общие достижения скрытых достоинств человеческих, излагающих таинства Господни".
Тертуллиан (155-222) [64] - апостолический Отец раннего христианства, христианский теолог и писатель - в своем труде "De Anima" ("О Душе") сообщает: "Среди нас... находится сестра, обладающая природным даром Откровения. Она получила его от духа в церкви во время службы во славу Воскресения Господня, во время которого она испытала экстаз. Она разговаривала с ангелами (так он называет Высших Духов), постигая тайны, читая в сердцах некоторых людей и принося исцеление тому, кто просил ее об этом... Среди прочих, - сказала она, - мне явилась душа, принявшая форму тела, похожая на духа, но не пустая. Казалось, что можно осязать ее: она была мягкой, прозрачной и имела очертания человеческой фигуры, которую можно было разглядеть во всех подробностях".
В "Рукоположении в сан епископа" имеются следующие слова [64]: "Святой Дух всегда с нами, так же как и духи праведников и духи-хранители".
В православии имеется несколько дней поминания, в том числе троицкая, "родительская суббота" [13]. Этот обычай берет начало в существовавшем в древности культе пред-ков, в основе которого лежала вера в то, что духи умерших предков могут оказывать влияние на благополучие живущих людей, помогать им в земных делах, хозяйственных нуждах и т.д. Поэтому умершим предкам приносились жертвы, их поминали, старались задобрить.
В средние века спиритизм принес христианской церкви ужасную беду вследствие вызывания из верхнего и нижнего миров множества "духов", личное поведение и беседы которых разоблачали, как ложные, наиболее хранимые и выгодные для церкви догматы [68]. Эти "Ду-хи" утверждали, что они являются подлинными развоплощенными сущностями отцов, мате-рей, сыновей и дочерей, друзей и знакомых лиц, наблюдающих эти вещие феномены. По их словам, Дьявол не имеет объективного существования, и это нанесло удар по самому основанию, на котором покоился трон св. Петра. Ни один дух, за исключением издевающихся, не признавался даже в отдаленнейшем родстве с его Сатанинским величеством и не отводил ему под управление ни вершка территории. Так было поставлено под сомнение существование, к тому же, и ада.
Здесь следует отметить, что в древнейших Ведах, в Ригведе, нет упоминания об аде, и его понятие с бесконечными муками и страданиями было чуждо древним индоариям [79].
В эзотерическом понимании [155], термином "дьявол" следует обозначать все злое, что является противоположностью доброго начала. Если имеется положительное, то должно быть и отрицательное, в противном случае не будет развития и все превратится в застойное болото. Зло необходимо и полезно, поскольку оно всегда напоминает нам о том, что есть нечто лучшее, к чему следует стремиться. По мнению Лобсанг Рампы, "существует вполне реальная Сила Зла - мощная, осязаемая сила". Её отрицание лишает человека стимулов стремиться к добру и размывает критерии, по которым можно было бы судить, определяя добро.
Сама же вера в существование Дьявола и темных сил, противоположных Богу и боковому, как говорится в комментариях йога Рамамантаты к работам Артура Конан-Дойля [64], является плодом логической ошибки и невежества, соединенного с большой фантазией. По мнению самого А. Конан-Дойля [64], Дух не есть падший или отверженный ангел, но просто сам человек со всеми его достоинствами и недостатками, мудростью и глупостью, так же как и его внешностью.
Опровержение спиритизмом основных догматов христианской Церкви явилось причиной вражды между ними. Церковь стала запрещать вызывать духов и осуждать спиритизм, формально опираясь на запрет Моисея [64]. Между тем, как полагает А. Конан-Дойль [64], человек, выбравший спиритизм своей единственной верой, становится не противником христианства, а скорее, его толкователем. Оба учения признают жизнь после смерти, которая влияет на прогресс и счастье человечества. Они утверждают существование мира духов, олицетворяющих добро и зло, которых христиане зовут "ангелами" и "демонами", а спириты - "Направниками" ("наставниками") и "низшими духами". Оба учения проповедуют в основном одни и те же добродетели: бескорыстие, доброту, чистоту и благородство, которые имеют высшую духовную природу. Однако фанатизм, рассматриваемый спиритами как серьезный проступок с негативными последствиями для верующего, одобряется большинством христианских сект. Спириты приветствуют любой путь к совершенству и полностью признают, что во всех вероучениях говорится о святых, высокоразвитых душах, которые интуитивно знают все то, что спиритами облечено в форму Учения. Миссия спиритов направлена не на них: она обращена на тех, кто открыто провозглашает себя агностиками, или на тех, кто еще более опасен, ибо проповедует некую форму вероучения и одновременно с этим носит в своих душах или в мыслях зачатки агностицизма.
Когда же наступил "век просвещения" движение стали называть "неоспиритизмом" [64]. Среди психологических феноменов, которыми в ту пору увлекались больше всего, выделяли телепатию, в связи с чем в ХХ в. к спиритизму отношение изменилось, и его стали называть "парапсихологией". После осмысления ряда феноменов и методов в конце ХХ в. к спиритизму вновь стало возвращаться его старое название.
Западноевропейские спиритуалисты и спириты
Хотя вера в духов и в их провидение существовала в Европе всегда, тем не менее считается [138,176], что наиболее бурное развитие спиритизм получил в западном мире в XIX в. после деятельности сестер Фокс в Америке. Благодаря им спиритуализм получил такое широкое распространение, что им заинтересовался даже президент США Авраам Линкольн и его жена [176]. После этого американские медиумы начали пропагандировать свое учение в Европе.
Американское направление спиритизма впоследствии распространилось в Англии, которое Е.П. Блаватская [138] назвала спиритуализмом, чтобы отличить его от французской школы спиритов, основанной Алланом Кардеком. Такое деление имеет значение лишь для людей, изучающих эзотерическую философию, поскольку спиритуалисты американского направления почти единогласно отрицали доктрину перевоплощения душ, в то время как спириты французской школы сделали из нее фундаментальный принцип своей веры. Во всем остальном между ними нет особой разницы. Однако между их взглядами и философскими учения-ми восточных оккультистов наметилась огромная пропасть во всем, даже в подходе: эзотерики и оккультисты против всяких занятий практическим спиритизмом, в то время как сторонники этого направления познания потустороннего мира участвовали в спиритических сеансах с большим воодушевлением.
А. Конан-Дойль пояснил [176], что спиритизм во Франции и в других центрах латинской культуры отождествлялся, в первую очередь, с именем Аллана Кардека, который пред-почитал употреблять собственную терминологию и проповедовал веру в перевоплощение духа. Английские спириты попали под влияние американской школы спиритуализма и не смог-ли выразить свое отношение к теории "перевоплощения". Некоторые из них разделяли взгля-ды Кардека, но большинство - нет. Они сходились во мнении, что теорию Кардека невозможно доказать, поэтому авторитеты английского спиритуализма предпочитали не принимать во внимание его воззрения, объявив теорию перевоплощения "чужим заблуждением". Несмотря на критику английских спиритуалистов, взгляды А. Кардека поддержали многие исследователи и писатели того времени, среди которых были Гелей, Максвелл, Фламмарион, Рише, Габриэль Делан, Анри Рено, Леон Дени и др.
От себя могу добавить, что теория перевоплощения души (как энергии живой биомате-рии) укладывается в закон сохранения и превращения энергии, который все проходят еще в школе, но не осознают его истинного значения для живых существ. Они никогда не задумываются над проблемой жизни и смерти, потому этот основополагающий школьный закон не могут применить относительно живой природы.
В Германии, как ни в какой другой стране, традиционным были мистицизм и магия, поддерживаемые еще Парацельсом, Корнелиусом Агриппой, ван Гельмонтом и Якобом Бё-ме [176]. Их достойным продолжателем явился Месмер*, который жил и работал в Вене в конце XIX века. Хоть он и ошибался в некоторых своих конечных выводах, как полагает А. Конан-Дойль, однако его идеи легли в основу нового учения, поставившим вопрос о раздельном существовании человеческой души и тела.
*Месмер Фридрих Антон (или Франц) (1734-1815) [178] - австрийский врач, ставивший экспериментальные опыты по изучению гипноза, который в то время называли "месмеризмом". Месмер ввел понятие "животного магнетизма", благодаря которому можно подчинить волю человека, изменить состояние его организма, излечить некоторые болезни. Месмера считают родоначальником гипноза и предшественником современной суггестивной психотерапии.
Считается [138], что месмеризм получил развитие в Вене примерно с 1775 г.
Живший в Страсбурге, М. де Пюсегюр продвинулся в своих исследованиях еще дальше, открыв миру чудо ясновидения [176]. Первые сообщения об общении с духами были восприняты в Германии с интересом, смешанным со скептицизмом, который существенно пошатнулся после того, как в пользу спиритизма высказали свое авторитетное мнение два выдающихся русских исследователя - А. Аксаков и профессор Петербургского университета Бутлеров. Их учение приобрело уже форму культа, несмотря на готовность немецкого народа принять его с благожелательностью. Отличительная особенность спиритизм в Германии состояла в том, что он продолжал соседствовать с мистицизмом, ярким представителем которого в конце XIX в. явился барон Карл дю Прель из Мюнхена, раскрывший потаенные возможности человеческого организма в сновидениях, в состоянии транса и гипнотического сна. Он высказался с полной убежденностью в поддержку истинности спиритизма, показав достоверность его феноменов с иной стороны - с позиции сновидений и гипноза.
Взгляды Карла дю Прелья отличались от восточных йогов тем, что последние считали и до сих пор считают гипноз вредным для человека [1,138,155], в то время как западная школа широко пропагандировала гипноз для извлечения скрытой информации из подсознания чело-века.
Карл дю Прель пришел к главному своему выводу [176]: "Придя к одинаковым выводам после применения двух разных методов в исследованиях, я должен был быть проклят бога-ми, если не признаю существования бессмертия. Хотя пока мы не получили действительно весомых доказательств этому, лучше все же говорить не о бессмертии, а продолжение жизни человека после его смерти".
Италия, по мнению А. Конан-Дойля [176], оказалась наиболее прогрессивной в своем отношении к спиритизму, что шло вразрез с постоянной оппозицией Римской католической церкви, которая настойчиво приписывала одержимость дьявольскими силами всему, что не было отмечено печатью святости, принадлежащей только самой Римской католической церкви, и что выходило за рамки "Acta Sanctorum" - уникальной многовековой церковной летописи всевозможных психических проявлений, включая левитацию, пророчества и другие случаи, связанные с медиумистическими силами. А. Конан-Дойль убежден, что Римская церковь всегда преследовала спиритов, а великий, по его мнению, Мадзини выступал в защиту спиритизма. Д. Мадзини [24] был главой правительства Римской республики в 1849 г., основной деятельностью которого был, конечно, не спиритизм, а политическая борьба за объединение Италии. Сподвижником Мадзини был Гарибальди, являвшийся президентом Психического общества [176].
Как пишет А. Конан-Дойль [176], "Италия всегда славилась своими медиумами, но этой стране более других посчастливилось и в отношении людей науки, которым хватало мудрости продолжать исследование фактов, не задумываясь заранее, к какому выводу они придут. Среди таких одержимых исследователей, убежденных в реальности психических проявлений..., вы найдете имена Эрмакора, Скиапарелли, Ломброзо*, Бодзано, Морселли, Киайа Пиктет, Фоа, Порро, Брофферио, Баттадзи и многие другие".
*Чезаре Ломброзо (1835-1909) [102] - выдающийся итальянский судебный психиатр и криминалист, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Выдвинул положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов).
Ломброзо рекомендовал изолировать от общества и даже убивать таких людей, не дожидаясь, пока они совершат преступление [153].
Современным развитием теории Ломброзо явились различные биосоциальные теории преступности, представители которых, считая определяющими биологические факторы, признают и влияние социальной микросреды [102].
Свое отношение к спиритизму Ломброзо высказал в следующей форме [176]: "Я чувствую стыд и огорчение оттого, что с таким упорством отрицал существование так называемых спиритических фактов". Сначала он уделял внимание только фактам, оставаясь противником каких-либо теорий. К концу своей жизни, став верным последователем учения и убежденным спиритом, он издал свою прославленную книгу "Что нас ждет после смерти?".
Из западноевропейских спиритуалистов, наиболее приблизившихся к оккультизму, Е.П. Блаватская выделила М.А. Оксона, который в XIX в. говорил [138], что "разум после смерти тела сохраняется... Это вопрос не только мозга... На основании того, что нам известно, разумно выдвинуть предположение о нерушимости человеческого духа". Вместе с эзотериками он постоянно указывал на опасности, подстерегающие "неподготовленного и поверхностно-го человека, который станет манипулировать оккультным, перейдя его порог и не рассчитав цену, которую придется за это заплатить". М.А. Оксон выразил три главных положения [138]:
1.Есть жизнь, сопутствующая физической жизни тела и независимая от нее.
2.Как непременное следствие, эта жизнь простирается за пределы жизни тела (у эзотериков она простирается через весь дэвачан - абстрактное понятие, определяющее существование души после смерти тела).
3.Существует сообщение между обитателями этого состояния существования и обитателями мира, в котором мы живем сейчас.
Важное отличие спиритуалистов от йогинов и оккультистов, заключается в том, что первые смешивали дух и душу в одно понятие, в то время как вторые четко отделяли их друг от друга [138]. В эзотерическом понимании, ни один дух (атма) не посещает землю вновь вне воплощения, хотя животная душа в человеке, или кама-рупа, может это делать пока ее низший, животный разум еще не уничтожен (подробнее см. ниже в разделе "Оккультное толкование спиритизма").
Из в экскурса в историю спиритизма становится ясным, что выдающиеся умы Европы, политические, научные и литературные деятели уделяли этому явлению самое серьезное внимание, а наши ограниченные познания в этой области связаны с дефектами нашего неполно-ценного образования. Все законодатели современного мира предпочитают внушать человеку мысль, что он временщик в этом мире, а потому может делать на земле, все что захочет, без всяких последствий и личной ответственности в будущем. "После нас - хоть потоп", - вот основное кредо современного человека.
Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
13. Анисимов С.Ф., Аширов Н.А., Беленький М.С. и др. Настольная книга атеиста. Под общ. ред. С.Д. Сказкина. М.: Политиздат, 1987.-431 с.
24. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.11. Ма-Мо.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-256с.
64. Загадки жизни и смерти. Размышления Артура Конан-Дойля. М: Айрис-Пресс, 2004.- 224 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
79. Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов. В 2-х книгах. М.: Айрис-пресс, 2005.
102. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Ку-Ма. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 255 с.
138. Блаватская Е.П. Ключ к теософии; Избранные статьи. М.: Эксмо, 2009.-464 с.
153. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.10. Лан-Ман. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 с.
155. Рампа Лобсанг. Мудрость древних. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2008.- 176 с.
176. Конан Дойль Артур. История спиритизма. СПб.: АОЗТ "Журнал "Звезда", 1998.-472 с.
178. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 11. МАН-МОС. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 [3] с.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote