• Авторизация


Древние мифы о богах (продолжение) 01-04-2011 22:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Соотношение древних мифов о богах с современными геохронологическими последовательностями преобразования живой природы (часть 2)
Новиков Л.Б., Апатиты, 2010 г.

По современным представлениям считается, что греческая мифология древнее скандинавской [26]. Однако, обе мифологические системы дополняют друг друга, помогая прояснить взаимоотношения между богами и гигантами, богами и людьми и между людьми и гигантами.
Скандинавский миф о творении мира начинается с разделения его на север, где лежали льды, и юг с неимоверной жарой, соответствующей огню [144]. Лед на юге подтаивал, и из этих талых вод произошел великан Имир, родивший сына, такого же великана как и он, названного Трудгельмиром, от которого уже пошло поколение великанов.
Первый бог Бури [27,144] - в скандинавской мифологии первопредок богов, отец Бора и дед Одина, Вили и Ве возник из соленых ледяных глыб, которые лизала корова*. Внуки Бора напали на великана Имира [144], умертвили его и создали из его тела весь мир: из крови - море и воды, из мяса - землю, из костей - горы, из зубов - камни, из мозга - облака, а из черепа - небесный свод; остатки сбросили в бездну хаоса.

*Коровой в древние времена назывались тучи, которые "стадами ходили" по небу и обогащали землю живительной влагой [83,141]. Вода появилась на земле около 3,6 млрд. лет назад [2]. Теплые дожди, естественно, разъедали лёд. В скандинавском мифе Имир - это первичное состояние планеты Земля, ландшафт которой стал формироваться после ее остывания. Выражение "умертвить Имира" следует понимать как то, что Земля остыла.

Скандинавский миф о происхождении мира богов начинается с "убийства чудовищного великана" [114]; из его расчлененного тела, воплощавшего первобытный и нераздельный хаос, было создано царство культуры, и боги-асы стали первыми культурными героями, изобретателями благ: асы построили высокие капища, кузницу, создали клещи и другие кузнечные инструменты и стали ковать сокровища. Божественные труды были вознаграждены играми на вечнозеленом лугу: боги играли в золотые тавлеи (род шашек), и все у них было только из золота. Для защиты от прочих великанов боги построили крепость Мидгард (внутреннее огражденное пространство), которое противопоставлялось Утгарду (внешнему пространству), расположенному за пределами ограды, за которой лежал враждебный мир хаоса, холода на севере и непереносимой жары на юге. Мир богов и людей располагался в центре освоенного - устроенного богами - космического пространства. Такой взгляд на устройство мира еще длительно сохранялся у греков и римлян, которые считали свою цивилизацию срединной, лежащей на берегах Средиземного моря; по окраинам жили варвары, к которым от-носили кельтов и германцев. Германцами же считали все население, обитающее на берегу океана - там, где сами германцы-скандинавы помещали страну великанов.
При прочтении скандинавских мифов складывается впечатление, что боги для людей были всесильны, как и великаны, но в отличие от последних обладали искусством магии и прорицания, что отличало их от всех остальных, диких, гигантов, которые жили сами по себе и "богами"-магами в свой круг не принимались.
Боги вступали в брачные отношения как с богинями из Мидгарда, так и с титанидами из Утгарда, и имели детей как от тех, так и от других, что, впрочем, делали и богини - заводили детей как от богов, так и от титанов [27,114]. В древние времена это не считалось постыдным, однако дети от гигантов не признавались законными и приобретали статус "второсортных", что, вероятно, являлось первым проявлением социального и, возможно, классового разделения общества (еще в эпоху богов и титанов). Гиганты считались строителями, владели знаниями о прошлом, настоящем и будущем, но были социально неадаптированными (если выражаться современным языком), т.е. были невоспитанны и неорганизованны, что отличало их от богов, способных к выработке общих и обязательных для всех решений и законов с ответственностью за их выполнение. Во времена великанов на земле уже росли рябины и яблони, в воде водилась рыба, в том числе и лосось, а в море - тюлени, имелись, лошади, быки, козы и свиньи, в услужении у богов состояли кошки (богиня Фрейя ездила в упряжке, запряженной кошками), в небе летали птицы (соколы, вороны, лебеди), в горах и лесах водились волки и медведи, среди имен великанов было распространено имя Хюндли, что означало "Собачка", пищу готовили на огне, варили пиво в металлических котлах, собирали мед. Оружие и щиты у великанов были преимущественно из камня, а у богов - из металла, поскольку сами боги были кузнецами и передали людям секрет кузнечного дела. Великаны имели свои стада домашних животных. Внешний вид некоторых великанов был чудовищный, что, впрочем, в мифах могло обрасти сказками и небылицами, особенно в эпоху христианской интерпретации. Великаны (ётуны) были сведущи в тайнах мироздания, поскольку также как и боги (асы) были причастны времени его творения и постоянно угрожали миру богов, из-за чего те вынуждены были состязаться с ними в мудрости, тем самым подтверждая свое превосходство. Это состязание для богов было трудным: ведь само имя "ётун" значило "Сильный в обмане, запутывании". Великаны были непочтительны, законы гостеприимства им были неведомы: они могли убить в своем доме гостя, а их поведение вне дома было еще более диким, жестоким и бескомпромиссным. Боги, впрочем, тоже легко гневались и убивали противников или провинившихся быстро, без особых тягостных размышлений. Богам льстила покорность людей и их способность быстро признавать свою вину, что смягчало жесткий божественный нрав по отношению к людям. Титаны же нередко считали себя сильнее и важнее богов, а потому между богами и великанами была постоянная вражда. В скандинавской мифологии боги делились на две группы: асы, те, что отгородились от гигантов и построили в Мидгарде го-род богов - Асгард и защищали людей от великанов, и ваны - боги природы и сил природы. Асы и ваны враждовали между собой за приоритет. У ванов были приняты браки между братьями и сестрами. Асы такое кровосмешение осуждали и свой запрет распространили на людей, для которых, однако, смысл кровосмесительных браков состоял в том, что ваны призваны были гарантировать им плодородие, а плодородие зависело в представлениях родоплеменного общества от сексуальных способностей богов и их жрецов. Слугами скандинавского бога плодородия Фрейра были Бюггвир ("ячмень") и Бейля ("Корова" или "Пчела"); они должны были воплощать урожай и плодородие скота или пчел, дающих необходимый для пира хмельный напиток. Вместо дрожжей для сбраживания пива боги использовали собственную слюну - плевали в котел для закваски. Разделение богов на социально значимых и на богов природы сохранилось в мифологических системах многих древних народов. Люди поклонялись и ванам, от которых зависел урожай, и асам, которые защищали их от гигантов и дали им законы общественной жизни. Те и другие у людей носили одно общее название - "Боги".
Люди, согласно скандинавскому мифу [114], были сотворены из дерева (т.е. появились в лесу), мужчина получил имя Ясень, а женщина - Ива (или Лоза). От них и произошел людской род (скандинавского происхождения), который боги (асы) поселили в стенах Мидгарда. Живя в период богов-магов и гигантов-прорицателей, как полагает Е.П. Блаватская [1], люди почерпнули от них основы эзотерических знаний о сотворении мира и всего живого на Земле.
От защиты от гигантов у германцев и скандинавов был герой, который, подобно греческому Геркулесу, сражался с чудовищами, угрожающим людям и богам, и использовал в бою оружие, сходное с палицей античного богатыря [114]. Это был громовержец Донар, скандинавский Тор (относился к асам), вооруженный чудесным молотом-молнией. Тор, или Донар [27] - в германско-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов-асов и людей от великанов и страшных чудовищ. В славянской мифологии [27], Тор отождествлялся с Перуном.
Для людей Тор был всесилен, наводил на них страх и приводил их в трепет при малейшем непослушании [144]. А для великанов Тор был мал ростом и тщедушен. Тем не менее, великаны знали его как славного героя и за это уважали. Именно Тор размозжил великану череп своей палицей в конце строительства Асгарда (города богов). В "Старшей" и "Младшей Эдде" Тор, прежде всего, силач - защитник Мидгарда от великанов, жаждавших захватить мир людей.
Если попытаться определить иерархию титанов и богов по силе и значимости их для людей по скандинавской мифологии, то последовательность будет такой: титаны боги люди, т.е. боги являлись буфером для людей в их отношениях с гигантам. Иными словами, боги-маги помогли людям выжить в среде титанов. Может быть потому люди поклонялись, почитали и молились богам в течение последующих тысячелетий.
По греческой мифологии, боги могли вступать в половую связь с людьми, а по готской мифологии, люди могли вступать в интимные отношения с титанами и имели от них детей. Так в одном мифе говорится [114], что Вилькин - в готской мифологии властитель всей Восточной Европы - однажды в одиночестве углубился в лес, где встретил неведомую красавицу и добился ее любви. Когда Вилькин вернулся на свой корабль и отплыл при попутном ветре, из моря показалась чудовищная женщина, ухватившая корабль за корму, и конунгу ничего не оставалось, как пригласить великаншу к себе в страну, где он обещал принять ее с почестями, лишь бы она отпустила корабль. Это морское чудовище могло принимать вид привлекательной женщины на суше, и через некоторое время к Вилькину явилась его случайная под-руга, которая ждала ребенка. Она родила мальчика, но не захотела оставаться на суше и исчезла. Рожденный ею отпрыск оказался великаном, и был отнюдь не ласков в обращении с людьми. Имя его было Ваде, и он стал предком чудесного кузнеца Вёлунда.
Анализируя этот миф с позиций эзотерической философии, то, скорее всего, "красавица", в которую влюбился Вилькин, была либо лемурийкой, либо лемуро-атлантом, ибо имен-но они превосходно себя чувствовали как в воде, так и на земле. Однако готская мифология не входит в состав эзотерических знаний, потому миф о Вилькин следует знать, но не более.
В древнегерманском мифе о происхождении германских народов, который передает Тацит, говорится [114]: "В древних песнопениях... они славят порожденного землей бога Туисто*. Его сын Манн - прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по имени которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине - гермионами, все прочие - истевонами. Но...некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсии, гамбривии, свебы (свевы), вандилии, и что эти имена подлинные и древние".

Туисто (Туйсто) [27] - двойное, двуполое (т.е. гермафродит), земнородное божество (по Тациту) в древнегерманской мифологии, отец Манна - первочеловека (по Тациту).
Бог Туисто [114], "порожденный землей", носил имя, которое означало "двойник, близнец", что указывало на его двойную природу. Схожий персонаж известен в скандинавской мифологии. Великий Имир, из тела которого был создан весь мир, также носил имя "двойственного" существа. Это значит, что первое человеческое существо, прародитель людей, представлялся германо-скандинавским народам гермафродитом.

Один возглавлял основную группу богов из скандинавской мифологии и считается отцом большинства из них [27]. "Старшая Эдда" сохранила целый "моральный кодекс", приписанный Высокому [114]. В них давался совет осмотреть все входы в жилище, не скрывается ли там враг; были и речи, поучающего характера:
Следует мужу Лучше живым быть,
в меру быть умным, нежели мертвым;
не мудрствуя много; живой - наживает;
ибо редка для богатого пламя,
радость в сердцах, я видел, сияло,
если разум велик. но ждала его смерть.
В "Речах Высокого" не сразу становится ясным, что Один говорил с престола тула [114] - жреца-прорицателя, высящегося у самого источника Урд, т.е. у корней мирового дерева. Его советы обращены к некоему Лоддфафниру, и бог опять обращался к житейской мудрости, пока он не доходил до повествования о жертвоприношениях:
Хоть совсем не молись,
но не жертвуй без меры,
на дар ждут ответа.
По мнению Папюса [142], Один, или Фрига - не мифическая, а реальная личность - один из посвященных Зороастрова предания, открыл кельтам истину далеких святилищ и применил откровение к понятиям своих грубых германских учеников. Фрига был последователем Зороастра, кроме того, он знал все предания халдеев и греков, что неоспоримо доказывают введенные им в Скандинавии учреждения. Он был также посвящен в Мистерии Митры. Сделанные Одином изменения в древней религии германских народов были незначительны. Один дал роду человеческому предка Бор и продолжал приписывать воинской доблести верх добродетели. Он положительно доказывал, что только герои будут наслаждаться в Валгалле небесным блаженством. Самое главное, что внедрил Один, - была произведена замена Тев-тада, великого предка кельтов, высшим богом Вод, или Гот, от которого впоследствии получило свое название все племя готов.

О том, что древние мифы о гигантах и богах могут быть не сказкой, а своеобразным отражениием давно ушедшей эпохи, свидетельствует описание случайных находок, обнаруженных в шахтах под горой Тейбл-Маунтин в графстве Туолемне, штат Калифорния. Вершина этой горы есть не что иное, как застывшая лава возрастом в 9 млн. лет [145]. Под лавой и другими слоями горных пород находятся золотоносные пласты. Для поиска золота были созданы шахты, некоторые из которых спускались на очень значительную глубину. Во время работ из пластов доисторического песка извлекли наконечники копий, рукоятки для лука, камнедробильный инструмент и многое другое. Важным является то, что предметы находились в том слое песка, возраст которого составлял 33-55 млн. лет. В одной из шахт была найдена большая каменная ступка, которую могли когда-то использовать для измельчения зерна, и фрагмент человеческого черепа. В другой шахте обнаружили зуб мастодонта (вымершая разновидность слона) и шарик из белого мрамора, около полутора дюймов в длину и чуть более дюйма в диаметре. В шарике было просверленное насквозь отверстие в четверть дюйма. В тех шахтах был от-копан каменный топор длиной около 6 дюймов, в остром крае которого оказалось просверленное отверстие для насадки, вероятно, топорища. Рядом нашли несколько каменных ступок. А позднее была найдена еще одна ступка, выдолбленная из андезита, источник которого залегал недалеко от этого места.
В 1880 г. геолог Дж. Уитни указывал, что среди каменных орудиях труда, найденных на калифорнийских золотых приисках, имеются различные приспособления, в том числе наконечники копий, каменные ступки и пестики, которые находились под толстыми нетронутыми слоями лавы, внутри геологических формаций, возраст которых колеблется от 9 до более чем 55 млн. лет [145]. Одна-ко его выводы были подвергнуты критике, поскольку не соответствовали общепринятой точке зрения, согласно которой возраст человека исчисляется не более 5-6 млн. лет. В начале 1950-х гг. Томас Ли, сотрудник Канадского национального музея, в ледниковых отложениях Шегайанды, на острове Манитулен, в северной части озера Гурон, обнаружил хорошо обработанные каменные орудия труда, возраст которых был не менее 65 тыс. лет, а некоторых достигал даже 125 тыс. лет, что было категорически отвергнуто сторонниками традиционной истории, по которой считается, что люди в Север-ной Америке оказались всего лишь приблизительно 12 тыс. лет назад.
О смене геологических формаций, происходящих на поверхности Земли, и о существовании искусства с древнейших времен свидетельствует заметка о бурильных работах, производившихся в 1889 г. в Нампе, штат Айдахо (северо-западная часть США, граничит с Канадой) [145]. Когда бурили скважину глубиной 90 м, обнаружили маленькую глиняную фигурку человека. Её изучил ученый Дж. Райт, который к тому же еще и проанализировал выполненные бурильные работы. Согласно отчету о выполнении задания, прежде чем достичь пласта, в котором была обнаружена фигурка, бурильщики прошли около пятнадцати футов почвы (1 фут = 12 дюймам = 0,3048 м; 15 футов = 4,572 м), затем примерно такой же толщины слой базальта, а вслед за ним - несколько перемежающихся напластований глины и плывунов... Когда глубина скважины достигла около трехсот футов (около 91 м), помпа, отсасывающая песок, стала выдавать на гора множество глиняных шариков, покрытых плотным слоем оксида железа; некоторые из них в диаметре не превышали двух дюймов (5 см). В нижней части этого пласта появились признаки подземного слоя почвы с небольшим количеством перегноя. С глубины в триста двадцать футов (97,5 м) была извлечена глиняная фигурка человека. Несколькими фу-тами ниже пошла песчаная порода... Глиняная фигурка человека была сделана из того же вещества, что и упомянутые глиняные шарики, примерно в полтора дюйма (3,8 см) высотой. Фигурка была явно женской, а ее формы там, где работа была завершена, оказали бы честь известным мастерам классического искусства. На поверхности статуэтки сохранились налеты железа. Райт вернулся в 1890 г. на место, где было сделано открытие, и исследовал пятна оксида железа на фигурке и на глиняных шариках, которые иногда находили в породе, извлеченной из скважины. Оказалось, что они совершенно идентичны. Сомнений в подлинности статуэтки не оставалось. Райт выяснил, что фигурка не могла случайно упасть в скважину. Геологи указали, что пласты глины на глубинах свыше 300 м относятся, по всей видимости, к формации Гленнз-Ферри группы Верхнего Айдахо, возраст которой обыкновенно определяется плио-плейстоценом (около 1,8 млн. лет). Базальт, который покрывал формацию Гленнз-Ферри сверху, считался среднеплейстоценовым (около 1 млн. лет). Все это является косвенным доказательством того, что около 2 млн. лет назад на Земле жили разумные и весьма искусные люди.
Есть еще один интересный артефакт, получивший название "дорожка Тейлора" [145]. В 1969 г. С. Тейлор нашел дорожку следов, которые по всем признакам были похожи на человеческие. Следы были обнаружены в русле реки Палукси (штат Техас), которая течет по древней илистой почве. Известно, что примерно 110-111 млн. лет назад значительная территория штата Техас была покрыта океаном. Посреди океана встречались островки, на которых жили динозавры. Поверхность островков нередко была илистая, так что следы на ней отпечатались очень отчетливо. Особенно много следов наши современники находили рядом с городком Глен-Роуз. Чаще всего это были следы динозавров. Ученые после соответствующих анализов признавали их подлинность. Следы, обнаруженные Тейлором были человеческими, они пересекали отпечатки лап огромного трехпалого существа, предположительно динозавра. Сначала Тейлор увидел следы в затвердевшем известняке. Он стал раскапывать породу дальше. С 1969 по 1972 гг., используя экскаваторную технику, он нашел продолжение дорожки. Исследователи "дорожки Тейлора" сочли, что она могла быть подлинной, потому что под каменистым известняком крайне трудно было бы вырубить отпечатки человеческих следов. Кое-где отчетливо была видна человеческая нога с пятью пальцами. Но для того чтобы объяснить удивительный артефакт, нужно признать, что примерно 100 млн. лет назад на Земле жили люди.
В 1968 г. в штате Юта рядом с Антилоп-Спрингс был обнаружен отпечаток человеческой обуви на породе, возраст которой был равен возрасту кембрийского взрыва - примерно 505-590 млн. лет [145]. Отпечаток был найден в расщепленном куске сланца, толщина которого составляла 2 дюйма, и напоминал след от сандалии. Ученые не признали находку [145]. Но не обратить внимания на нее то-же нельзя. Дело в том, что передняя часть древней сандалии раздавила маленького моллюска - трилобита, который исчез примерно 280 млн. лет назад. На пятке сандалии оказался еще один моллюск, но он не был раздавлен, а, скорее всего, заполз на отпечаток следа после того, как он был сделан. Этот факт доказывает, что находка не была капризом природы, а является настоящим отпечатком, который был сделан человеком, который носил сандалии.
В Аргентине, в Буэнос-Айресе, при рытье котлована обнаружили человеческий череп в пласте очень твердой породы, похожей на известняк [145]. Ф. Амегино подтвердил, что она пролежала в земле с плиоценовых времен, а Алеш Грдличка признал, что аргентинская находка практически ни-чем не отличается от черепа современного человека, и её возраст не менее 1 млн. лет.
Обнаружение в нетипичном месте железного гвоздя свидетельствует о наличии у людей, обитавших здесь, умения обращаться с металлом и изготавливать из него определенные предметы [145]. Однажды железный гвоздь был обнаружен в очень древней породе - в глыбе песчаника, которую извлекли из каменоломни Кингуди, в Шотландии, в 1844 г. Порода в каменоломнях Кингуди состояла из перемежающихся слоев твердого камня и мягкого глинистого вещества, известного как тиль, или валунная глина. Толщина каменных пластов колебалась от 6 дюймов до 6 футов (15 см - 1,8 м). Толщина плиты, в которой был найден гвоздь, равнялась 9 дюймам (22,5 см). При очистке шероховатой поверхности плиты для последующей ее шлифовки обнаружилось острие гвоздя (густо покрытого ржавчиной), примерно на полдюйма (1,3 см) проникшее в слой тиля. Сам гвоздь располагался горизонтально на каменной поверхности, а его шляпка вдавалась в слой камня примерно на дюйм (2,5 см). Как считали ученые-геологи, песчаник, из которого извлекли гвоздь, относился к нижнему девонскому периоду, т.е. его возраст мог составлять 360-408 млн. лет.
Однако мы вынуждены повторить, хотя бы ради школьников, чтобы те не получали двоек на уроках биологии, что официальная наука утверждает и настаивает [145]:
1. "Человек разумный" появился только после того, как эволюционировали приматы, и
2. Человечество существует всего 5-6, максимум 7 млн. лет назад.
3. Если какие-то факты противоречат этим утверждениям, их просто не следует брать в расчет, чтобы не понести наказание за инакомыслие (как в эпоху инквизиции) и не получить двойки за знание предмета.
Следует отметить, что некоторые ученые все же склоняются к мысли о том, что эволюция могла начаться около 50 млн. лет назад или даже раньше [145]. Но чтобы позволить себе такую вольность, необходимо сперва приобрести большой вес в науке, чтобы не растерзали за вольнодумство.
А то, что пока не удается в изобилии обнаружить костных останков человека, соответствующих возрасту каменным орудиям труда, т.е. около 50-60 млн. лет, свидетельствует лишь о том, что кость сохраняется в земле хуже камня, и о том, что археологи ищут либо плохо, либо не там. Известны случаи естественной мумификации человека в сухом и жарком климате (что объясняет, почему чаще всего останки архантропов и палеантропов обнаруживают в Африке). Даже в додинастические времена в Египте, когда весь погребальный обряд состоял в том, чтобы завернуть тело покойника в звериные шкуры и похоронить его вместе с различными предметами, в вырытой в сухом песке яме, тело часто хорошо сохранялось [87]. Известно [147], что жировосковое перерождение тканей происходит на дне болот, которые много раньше были ничем иным, как древними озерами. Но на дне болот уже никто ничего не ищет. Интересны многочисленные свидетельства археологических находок в шахтах Америки. Остается странным, почему не описываются находки артефактов в шахтах Европы и Азии. Создается впечатление, что о них замалчивается умышленно. В таком случае, ученые Ев-ропы и Азии оказываются подверженными большему влиянию общеошибочных тенденций и менее свободны в своих умозаключениях, чем американские ученые.
Тем не менее, несмотря на всю привлекательность приведенных выше находок, их следует оценивать критически, поскольку возраст человечества более 180 млн. лет не подтверждается даже эзотериками [1].

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
2. Кайданов Л.З. Генетика популяций. М.: Высшая школа.-1996.-320 С.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
83. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1983. – 464 с.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
114. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2002.-464 с.
141. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. М.: Эксмо, 2007.-608 с.
142. Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. М.: Локид-Пресс, 2003.-336 с.
144. Мифы и легенды народов мира. Северная и Западная Европа: Сборник. М.: Литература; Мир книги, 2004.-448 с.
145. Антонова Л.В. Удивительная археология. М.: ЭНАС, 2008, 304 с. (О чем умолчали учебники).
147. Судебная медицина: Учебник. Под ред. В.Н. Крюкова. М.: Медицина, 1990.-448 с.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Древние мифы о богах (продолжение) | Леоновик - Дневник Леоновик: основы древней духовности | Лента друзей Леоновик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»