Соотношение древних мифов о богах с современными геохронологическими последовательностями преобразования живой природы (часть 1)
Новиков Л.Б., Апатиты, 2010 г.
Источники происхождения древнегреческих мифов о богах остались неизвестными. Историки любят ссылаться на их малазийские корни. Возможно, это так, но нельзя исключить месопотамского и древнеегипетского влияния.
Анализировать древнюю мифологию соотносительно с современным естествознанием следует начинать с культов природы и плодородия и с некоторых тотемических образов. Как известно, культы природы и плодородия чрезвычайно богаты своим разнообразием и присутствует во многих более конкретных культах, мифах, мистериях и праздниках. Зачастую они связаны с тотемными образами животных, растений, стихией или явлений природы, которые по своей исторической глубине значительно превосходят письменные источники, уходя корнями в глубокую древность - в эпоху первопредков. Нередко тотемная атрибутика объясняет причины первичной разобщенности не только народов, но и отдельных племен в пределах одного народа. В этом заключается их неиссякаемая ценность.
Если взять отдельно вычлененный культ плодородия, то он окажется тесно связанным с культом, как трактует Е.П. Блаватская [138], деревьев, растений и всей природы. Историки же предпочитают говорить о почитании древними деревьев, растений и живой природы.
Культ дерева, хорошо известный из истории кельтских друидов, имеет гораздо более глубокие корни. Так, в Древнем Египте [87], мертвое тело Осириса сперва превратилось в дерево. С переселением души в дерево или на дерево после смерти человека связан и другой египетский миф, о двух братьях, младшем Бате и старшем Инпу. После их ссоры из-за лживых наветов жены Инпу, младший брат "отрезал кусок своей плоти и бросил его в поток, где он тут же был проглочен рыбой*" (такой тип калечения свойственен был Осирису, а позднее - греческим богам Аттису и Адонису). После смерти Бата, его душа переселилась в самый высокий цветок акации, а когда дерево срубили, упала на землю в виде маленького зернышка.
*В Древних Шумерах символ рыбы носила богиня Нанша, связанная с предсказаниями и толкованием снов [148]. Ей было поручено следить за водами моря, что имело смысл, как мудрость.
В древнем Египте [87] Великая Мать Мендеса, одна из ипостасей Исиды, изображалась с рыбьей головой. Рыба в Египте считалась священной и являлась символом фаллоса; жрецам не разрешалось употреблять ее в пищу.
В греческой мифологии [27], Аттис - бог фригийского происхождения, связанный с оргиастическим культом Великой матери богов Кибелы, дарительницы плодоносных сил земли. По одному из преданий, Аттис был сыном двуполого божества Агдитис (в Песинунте так именуют Великую Мать) и дочери реки Сангариос.
Кибела (Кивевав, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов) [27] - в греческой мифологии богиня фригийского происхождения, близкая по своей функции богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней. Мифы о Кибеле связаны с историей юного Аттиса. Жрецы культа Кибелы наносили друг другу кровавые раны, а неофиты оскопляли себя во имя богини. Кибела - владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы в Риме был введен в 204 г. до н.э., в период активной экспансии римлян на Восток, и слился с чисто римским представлением о богине посевов и жатвы Опс.
Рея [27] - в греческой мифологии древняя богиня, титанида, дочь Урана и Геи, суп-руга Кроноса (Крона, Хроноса), родившая ему Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона и Зевса. Кронос, боясь быть лишенным власти, пожирал своих детей, но Рея по совету родителей спасла Зевса. Кроносу вместо сына она подложила запеленатый камень, который он и проглотил, а сына в тайне от отца отправила на Крит, на гору Дикта. По другому варианту мифа, Рея обманула Кроноса при рождении Посейдона. Она спрятала сына среди пасущих-ся овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка, сославшись на то, что именно его она и родила. В период поздней античности Рея стала Великой матерью богов и получила имя Рея-Кибела, культ которой отличался оргиастическим характером.
Так, через мифы, мы доходим до глубокой древности, когда каннибализм и гермафродитизм никого не удивляли, а "боги" перед этими явлениями были бессильны, поскольку Кро-нос выполнял еще одну функцию - функцию хранителя времени, т.е. был Хроносом, и в его лице все пожирало время - самое безжалостное явление Вселенной [5].
В те далеких времена воспринималось как обыденное, что "родила царица в ночь, не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неводому зверушку" (А.С. Пушкин, "Сказка о царе Салтане...", 1831 г.). Можно допустить, что во времена Крона, т.е. во времена ранних титанов, врожденные уродства были частым явлением. Это можно связать только с высокой мутагенностью на поверхности Земли и объяснить слабостью атмосферного слоя, который не был еще до конца сформирован и не защищал от вредного воздействия космического излучения. В этом же кроется и главный секрет атлантов – почему они жили под землей?
Деметра [27] -дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, богиня плодородия и земледелия. С ее появлением можно увязать возникновение на поверхности Земли плодородной почвы, пригодной для земледелия. Таким образом, Зевс ("Светлое Небо") и Деметра ("Плодородие") - это действительно новая эпоха, наступившая после царствования Кроноса (Хроноса). Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано в ее имени, которое буквально означает "землямать". Её культовыми названиями были Хлоя ("зелень", "посев"), Карпофора ("дарительница плодов"), Фесмофора ("законодательница", "устроительница" разумных земледельческих порядков), Сито ("хлеб", "мука"), что указывает на функцию Деметры как богини плодородия. Её прежде всего почитали земледельцы, а не изнеженная знать.
Подготовкой к появлению Деметры была Гестия [27] - старшая дочь Кроноса и Реи, богиня домашнего очага, покровительница неугасимого огня, объединяющего мир богов с ми-ром людей, вплоть до каждой семьи. В Риме Гестию олицетворяли с Вестой, которой был посвящен специальный вечный огонь - символ государственной устойчивости и надежности.
У Крона с Реей был еще один сын - Аид [137], которому во владение досталось подземное царство мертвых. Его образ был перенесен в римскую мифологию под именем Плутона, а у этрусков он назывался Аитом. Во времена Гомера пользовались выражением "уйти в дом Аида", который был окружен крепкими воротами и охранялся злобным сторожевым псом Кербером. Сам Аид назывался Пилартом (Запирающим ворота) и на рисунках изображался с большим ключом. В имении Аида росли плакучая ива, серебристый тополь и сорняки. Всюду гулял ледяной, колючий ветер. Луч света туда не проникал. Путь в царство Аиды был скрыт. Одни уверяли, что попасть туда можно было морским путем и что находилось оно, где опускается Гелиос (Солнце). Другие же, напротив, утверждали, что туда можно спуститься через глубокие расщелины земли и гор. Со временем царство Аида стало обрастать более богатым описанием. Сообщалось, что оно девять раз опоясывается рекой Стикс, соединяющейся с рекой плача Коцитом, вливающейся, в свою очередь, в Лету - реку забвения. Это были настоящие полноводные реки, какие текут на равнинах. Их не перейти вброд и не перепрыгнуть с камня на камень. Для переправы пользовались лодкой, которой управлял демон Харон - безобразный седой старец, с всклокоченной бородой.
Эпохе Кроноса предшествовало появление дриад - покровительниц деревьев, которых связывают с еще более ранним периодом, с отцом Кроноса, Ураном [27]. Дриады считались нимфами и в греческой мифологии содействовали росту деревьев. Некоторые из дриад именовались по названию отдельных деревьев: например, дриада, родившаяся из капель крови Урана и связанная с ясенем, именовалась Мелии, а дриады, рождающиеся вместе с деревом и гибнущие с ним, назывались гамадриадами. Всегда считалось, что люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством дриад.
В греческой мифологии нимфы относились к божествам природы, ее живительным и плодоносным силам [27]. Различали нимф рек, морей, источников воды (водные нимфы назывались океанидами, нереидами, неядами), озер и болот (лиманды), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады) и их отдельных пород. Иные из них были смертными (гамадриады), поскольку были неотделимы от дерева, в котором они обитали, определяя его жизненный потенциал. Однако главными среди нимф были водные. И в само слово "нимфа" означало "источник" (жизни). Самыми древними нимфами были мелиады, или мелийские, родившиеся из капель крови оскопленного Урана. Нимфы имели антропоморфный облик, и от их брака с богами рождались герои. В период главенства Зевса, нимфы обитали вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призывались во дворец отца богов и людей. Они обладали древней мудростью, тайнами жизни и смерти, врачевали и исцеляли, предсказывали будущее, приобщали человека к тайным силам природы, могли наслать и безумие. Святилища нимф находились в пещерах и гротах, рощах и лесах (опять-таки были спрятаны от вредного космического излучения).
Сказание об Уране* уходит в самую глубокую древность греческой мифологии [27]. Уран олицетворял Небо и был супругом богини Земли, Геи*, которая принадлежала к первому, самому древнему поколению богов. Гея (Земля) родила Урана (Небо) и, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, море Понт, титанов, киклопов (циклопов - великанов с одним глазом) и сторуких. Уран обладал бесконечной плодовитостью, но дети его были ужасны видом. Он ненавидел их и потому прятал в утробе Геи (в Земле), которая тяжко от этого страдала (вероятно, это можно толковать, что на Земле во времена Урана была высокая смертность).
*Согласно греческому мифу [152], "когда в начале всех вещей из Хаоса возникла Гея-земля, она сама из себя родила Урана-небо, а затем взяла его в супруги. Под его оплодотворяющим дождем она породила травы, цветы и деревья, а также зверей и птиц. От того же дождя начали течь реки, и все впадины заполнились водой, образовав моря и озера. Далее Гея с Ураном породили шесть титанов и шесть титанид, среди которых были Кронос и Рея, родители Зевса, а также трех киклопов и трех сторуких. Возненавидев безобразных киклопов и сторуких, Уран не выпускал их на свет из материнского чрева, заставляя Гею корчится от невыносимой боли.".
Опять мы сталкиваемся с тем, что до эпохи Зевса и Деметры, Земля рожала уродов, и эти уроды во времена Урана зачастую были нежизнеспособными. Гея пыталась произвести нечто подходящее от Тартара и родила Тифона [27] - очередное чудовище, дикое, хтоничес-кое существо с сотней драконьих голов и ногами в виде змей. Тело Тифона было покрыто перьями, а головы были волосатыми и бородатыми. Каждая из его глоток издавала дикие голоса быков, львов и псов. Тифон мог бы стать владыкой мира, но Зевс вступил с ним в борьбу и испепелил его молниями, поразил перунами и забросил его в Тартар. Однако Тифон с Эхидной (тоже чудовище - полуженщина, полузмея, внучка Геи и моря Понта) успели поро-дить много других чудовищ (собаку Орфа, пса Кербера, лернейскую гидру и химеру).
Из современных данных известно [158], что наибольшее видовое разнообразие животных возникло в так называемый "кембрийский взрыв" (начался примерно 570 млн. лет назад и продолжался 80 млн. лет), когда появились скелетные формы живых существ. Так, в кембрийских слоях глинистого сланца, на высоте 2400 м Канадских Скалистых гор, в 1909 г были обнаружены окаменелости древних животных, часть из которых походила на современные виды, а большинство же было отнесено к группе уже вымерших, из которых опабиния имела 5 глаз - четыре из них на стебельках, а пятый - на длинном гибком рыльце. Другим удивительным вымершим ископаемым был одонтогрифус, который походил на плоского сегментированного червя, но вокруг его рта располагались усики, как у членистоногих, и множество крохотных зубов. "Создается впечатление, - пишет автор статьи, - что в ходе "эволюционного взрыва" природа чуть ли не намеренно экспериментировала с огромным количеством самых разных жизненных форм".
В те далекие времена, в эпоху кембрия, климат Земли был теплее, чем в наши дни, а кислорода в атмосфере было меньше [158]. Тропические побережья материков (Лавразия и Гондвана) окаймляли гигантские рифы из строматолитов, напоминавшие современные коралловые рифы тропиков. Считается, что на суше в те времена еще не было достаточной растительности из-за слабого почвенного слоя, поэтому вода и ветер разрушали ее гораздо быстрее, чем сейчас. Деревья и кустарники появились позднее. От Лавразии нам остались в наследство Лаврентийские горы на севере Канады.
Лишь в каменноугольный период (354-290 млн. лет назад) [134] суперконтинент Гондвана стал занимать значительную часть южного полушария, а к концу этого периода современная Северная Америка, Гренландия и Северная Европа стали частью. В карбоне болотистые леса уже были широко распространены, позвоночные животные эволюционировали, земноводные широко заселили сушу и стали разнообразнее, впервые появились рептилии и быстро приспособились к различным условиям обитания. Дополнительно см. Геохронологическую таблицу ниже.
Сменить эпоху Урана на эпоху Кона, согласно греческой мифологии, решила сама Гея, которая задумала облегчить свою участь, и по ее просьбе младший сын Кронос оскопил отца серпом [27]. Из капель крови Урана, упавших на землю, родились гиганты, эринии (богини мести), нимфы Мелии ("ясеневые") и Афродита. Так Уран оказался отстраненным от продолжения рода богов-чудовищ, уступив власть своему сыну Кроносу (Хронос - время), а тот впоследствии - Зевсу ("Светлое Небо").
В результате, Афродита - не дочь, а, скорее, тетка Зевса [5]. Она появилась на свет еще до рождения будущего владыки Олимпа: плоть оскопленного Урана упала в море, образовав пену, из нее-то и возникла Пенорожденная Богиня - Анадиомена - "появившаяся на поверхности моря" [27].
Считается [27], что Афродита имеет малоазийское происхождение. Ей в жертву приносили белых голубей [14].
В греческой мифологии [27], Афродита - богиня любви и красоты, богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она всегда была в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит (благодетелей богов) и нимф. Афродита дарует земле изобилие, является богиней гор, спутницей и доброй помощницей в плавании ("богиня моря"). В результате, земля, море и горы оказываются объяты силой Афродиты. Она же - богиня браков и даже родов, заботливая "детопитательница". Любовной власти Афродиты подчине-ны были боги и люди. Ей неподвластны были только Афина (богиня мудрости и справедливости войн), Артемида и Гестия. По своему восточному происхождению Афродита была близка финикийской Астарте, вавилонско-ассирийской Иштар и египетской Исиде. Подобно этим восточным богиням плодородия Афродита появлялась в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмиренных любовным желанием, вселенным в них богиней. Геродот сообщает о почитании Афродиты в Сирии, Персии, у арабов и скифов.
Теперь мы попытаемся сопоставить период мифического Кроноса с историко-научными данными, чтобы, хотя бы приблизительно, определить время существования столь ужасного титана. У нас окажется достаточное число отправных пунктов для этого: ландшафт Земли составляли моря, горы, реки и, наверняка, долины по берегам рек и на склонах гор; были нимфы и дриады, а, значит, росли деревья (ива, тополь, ясень), в лесах разливались болота и озера; о флоре и фауне заботилась Афродита, в окружении цветов и животных-млекопитающих (волков, медведей и львов); появилась Гестия - покровительница домашнего (управляемого) огня, а вслед за ней - Деметра - плодородная почва. Таким образом, Земля была готова к принятию человека нового типа, как мы, лишь атмосфера сохраняла еще слабость и полностью не задерживала вредное космическое излучение.
Рис.: Геобиологическая эволюция Земли с позиции современной науки [2,9,13,111,116,118,145] (см. ниже).
Согласно современным научным представлениям (см. рисунок), этот период в истории Земли мог быть более 70 млн. лет назад. По греческой мифологии, тогда обитали титаны и мог появиться человек современного типа, в то время как научно до сих пор не доказано существование атлантов, а возраст человека (homo sapienсе) определен в пределах не более 200 тыс. лет, других форм гоминид - max 5-6 млн. лет. По мнению историков, те далекие времена (эпоху Кроноса) застали обезьяны и, следовательно, они только и могли поведать людям гео-биологические особенности того периода существования Земли. Мы пренебрежем мнением историков и обратимся к мифологии за разъяснением по трем причинам: 1) она дает нам необычайную глубину познания (в несколько десятков или даже сотен миллионов лет); 2) индийские Веды свидетельствует о том, что обезьяны появились на Земле позднее людей, а человекообразные обезьяны явились продуктом внебрачной связи атлантов с животными, и, наконец, 3) невозможно поверить в то, что духовное наследие Вед досталось индусам от обезьян, как, впрочем, и вся мифология древних народов.
О первых "днях" существования Земли, когда еще не было атмосферы, египетская мифология гласит следующее [148]:
"Бог земли Геб и богиня неба Нут... очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино [т.е. атмосферы не было].
Но однажды Геб и Нут поссорились. Ссора вспыхнула из-за того, что богиня неба по утрам поедала своих детей - звезды. Разгневанный Геб напустился на супругу, осыпая ее проклятиями. Тогда, чтобы положить скандалу конец, солнечный Ра приказал Шу (отцу Геба и Нут, бог ветра):
-Ступай и разлучи их! Если они не могут жить в мире, пусть живут врозь...
Сколько ни противились Геб и Нут, сколько ни напрягали силы, ветер разорвал их объятия. Небо отделилось от земли..." [появилась атмосфера].
По современным представлениям (см. рисунок), атмосфера, содержащая кислород, появилась около 2-х млрд. лет назад, а наибольшего разнообразия живая природа достигла в период между 2000 и 70 млн. лет назад, когда атмосфера была еще слаба и пропускала через себя мутагенную космическую радиацию, но не на столько, чтобы убить все живое. Освоение земли живой природой началось примерно 500 млн. лет назад, а до того и во время заселения земли основная жизнь протекала в воде, т.е. под защитой воды от вредоносного космического излучения. В греческих мифах нет никакого указания на динозавров (появились 200 млн. лет назад и вымерли примерно 70 млн. лет назад) и ничего не говорится об обезьянах (появились примерно 70 млн. лет назад и застали динозавров). Зато перечисляются различные млекопитающие, которые появились значительно раньше – примерно 250 млн. лет назад. Можно допустить, что так называемые «греческие мифы» зародились там, где динозавры и обезьяны не обитали. Воздействие радиации на землю прекратилось 70 млн. лет назад. Тогда же произошла и смена эпох – эпохи Кроноса на эпоху Зевса («Светлое Небо»). Во времена Зевса уже существовали люди современного типа.
Согласно древнешумерскому мифу, первые семь пар людей имели различные уродства и, на первый взгляд, выглядели нежизнеспособными [148]. Однако они сумели выжить, размножиться и заселить всю землю. Это стало возможным благодаря тому, как пишет Гесиод [137], что люди появились позднее, после низвержения Кроноса в тартар, когда на земле правило уже новое поколение богов во главе с Зевсом, т.е произошла смена эпох (по геобиологической эволюции Земли, наступил палеоген-неогеновый период [2]). Земля уже была защищена от вредоносного космического излучения толстым слоем атмосферы. Поверхность земли заселяли титаны. Положение людей в их эпоху наиболее красочно обрисовал Эпикур [137].
Концепция Эпикура (341-270 гг. до н.э.) дошла до нас в изложении римского поэта Лукреция, в его поэме "О природе вещей" [137]. Эпикуровское представление о людях эпохи титанов совпадает с мифами народов Месопотамии и касается наиболее раннего периода их существования. Суть ее такова: первые люди - несчастные существа, бедные родственники богов, обделенные доступными благами, лишенные не только бессмертия, но и элементарных жизненных удобств. Тогда еще люди не знали огня. Они бродили стадами по лесам и долам, собирая случайную пищу или нападая на диких животных. Мясо убитого животного съедали сырым. Убежищами им служили пещеры, во мраке которых они жили вместе с летучими мышами.
Миром правили боги, жившие на Олимпе, сильные и красивые, всеведующие и всемогущие [137]. Всего у них было в достатке. И не было у олимпийцев соперников, кроме более древних властителей - титанов, порожденных Землей и Небом. По Эсхилу, посланцем мира между богами и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Иапета. Не раз по дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода, страдающих от болезней и невежества. Прометей сжалился над ними и решил облегчить их жизнь вопреки воле богов.
Как вестник мира Прометей поднимался на Олимп с жезлом в руке. Боги к этому привыкли и не заметили, что однажды он пришел с полым тростником, похожим на жезл [137]. Незаметно положил Прометей в тростник тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он засыпал его у людского становища, имеющейся там золой (!!!).
Люди нашли уголек Прометея и взяли его себе [137]. Они укрепили его силу и разожгли из него огонь. С помощью этого огня человек изгнал из пещер хищников, научился жарить на углях мясо, обжигать горшки, варить пищу, плавить руду и изобрел многое другое, необходимое для жизни. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в хижинах и домах. Они определяли небо по небесным светилам и овладели искусствами.
Из приведенного мифа Эпикура о начале существования людей современного типа становится понятным, что Прометей подарил им не физический огонь, в узком понимании, а огонь знаний, к которым, по мнению богов, они должны были придти сами, но Прометей ус-корил этот процесс, за что и был наказан. Под богами же следует понимать тех же титанов, но владеющих знаниями, которые в древнем мире были равносильны магии.
(Продолжение следует).
Литература:
2. Кайданов Л.З. Генетика популяций. М.: Высшая школа.-1996.-320 С.
5. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-М.: Вече, 1997.-560 с.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
13. Анисимов С.Ф., Аширов Н.А., Беленький М.С. и др. Настольная книга атеиста. Под общ. ред. С.Д.Сказкина. М.: Политиздат, 1987.-431 с.
14. Мережковский Д.С. Смерть Богов (Юлиан отступник). М.: Панорама, 1991.-272 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
111. Большая универсальная энциклопедия. Т.5. ГИБ-ДЕН. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797 с.
116. Анати Э. Палестина до древних евреев. Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.-368 с.
118. Вилли К., Детье В. Биология. Пер. с англ. М.: Мир, 1975.- 822 с.
134. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.7. ЗАС-КАМ. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797 с.
137. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. М.: Литература, Мир книги, 2004.-496 с.
138. Блаватская Е.П. Ключ к теософии; Избранные статьи. М.: Эксмо, 2009.-464 с.
145. Антонова Л.В. Удивительная археология. М.: ЭНАС, 2008, 304 с. (О чем умолчали учебники).
148. Мифы и легенды народов мира. Древний Египет/ И.В. Рак; Месопотамия/ А.И. Немировский, Л.С. Ильинская. М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
152. Кондрашов А.П. Кто есть кто в классической мифологии. Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 768 с.
158. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 8. КАМ-КОЛ. М.: АСТ: Астрель, 2010. - 797 с.
Рис.: Геобиологическая эволюция Земли с позиции современной науки [2,9,13,111,116,118,145]
[700x391]