Гиперборея - что это такое?
31-03-2011 20:46
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ГИПЕРБОРЕЯ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2011 г.
отправлено в Сообщества "Спиритизм..." и "Философия..." 30.12.2010 г.,
отправлено в Сообщество "Любителей истории..." 07.01.2011 г.
Древними эллинами был создан миф о Гиперборее и ее народе [5] (следует отметить, что в Ведах, Авесте, Библии и других древних книгах не содержится упоминаний о Гиперборее и гиперборейцах). По В.Н.Дёмину [5], этноним гиперборейцы дословно означает "те, кто живет за Бореем (Северным ветром)". Геродот четко помещает их на крайнем Севере, на берегах "последнего моря" и описывает известные ему факты, связанные с регулярным при-несением даров в храм Аполлона на острове Делос посланцами гиперборейцев. Плиний Старший в своей "Естественной истории" пишет о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, имеющем древние традиции и генетически связанном с эллинами, а также с культу-рой и религией античного мира - через культ Аполлона. Вот что пишет Плиний Старший [5]: "За этими горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солн-цестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и легких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это - самый счастливый род погребения... Нельзя сомневаться в существовании этого народа".
Диодор Сицилийский прямо пишет о том, что древние эллины были близки гиперборейцам по обычаям и языку [5]. А В.Н. Дёмин [5] полагает, что два родственных народа жили когда-то вместе в северных широтах. Затем некоторые обстоятельства заставили предков эллинов мигрировать на стыке 2-1 тыс. до н.э., вытесняя и поглощая таких же пришельцев (только примерно на тысячелетие раньше) завоевателей - создателей эгейской и минойской культуры, строителей величественных каменных сооружений и лабиринтов.
Два бога Олимпийского пантеона - Аполлон и Артемида - дети Зевса от его первой жены титаниды Лето однозначно связаны с Гипербореей [5]. По свидетельству древних авторов и по убеждению древних греков и римлян, Аполлон периодически возвращался в Подсолнечную страну Гиперборею на колеснице, запряженной лебедями.
Предполагают [123], что культ Аполлона зародился в области среднего Дуная и из этих краев в период позднебронзового века двинулся на Балканы и в Малую Азию вместе с воинственными племенами, захватившими так называемую циркумпонтийскую зону: Подунавье, Балканы, Северное Причерноморье, Малая Азия, а также Эгеида и Пелопоннес. На время боевых походов эти воинственные племена объединялись со сколотами, которые обитали в причерноморских степях.
По свидетельству многих источников, как утверждает В.Н. Дёмин [5], гиперборейцы постоянно приезжали в Элладу с дарами в честь своего бога Аполлона. Имеется и предмет-ная увязка между Аполлоном и Гипербореей. Аполлон - бог Солнца, а Гиперборея - та север-ная страна, где Солнце летом не заходит по несколько месяцев. Географически такая страна может могла располагаться, по мнению В.Н. Дёмина, только за Полярным кругом.
По греческой мифологии, Аполлон [123] – сын богини Лето, брат Артемиды. Но его мать, Лето, на греческой земле тоже гостья, как и сам Аполлон. Академик Б.А. Рыбаков указывал: «Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, - это прочная связь всего цикла лето-артемида-аполлоновских мифов, с гиперборейцами». В самом деле, Аполлон, родившийся на острове Делос, ежегодно на зиму отправлялся в северные страны, там он хранил свои стрелы, там жили племена, особо его почитавшие.
По мнению же Ю. Петухова [123], Гиперборея оказалась значительно ближе к Средиземному морю, чем это представлялось раньше. Гиперборейцы не забывали своего кумира, ежегодно доставляли на остров Делос к алтарю Аполлона священные дары, завернутые в пшеничную солому. Б.А Рыбаков проследил путь этих даров и установил, что они поступали из мест расположения праславян и их ближайших соседей балтов. Проведя параллель между богинями Лето, Артемидой и славянскими богинями – роженицами, Б.А. Рыбаков утверждает, что «связь Лето-Лато с северной Ладой не подлежит сомнению». Древний вариант культа двух рожениц пришел на юг с севера, архаичность этого культа уводит нас в область почитания «матери Ладо», «первобогини», «матери всего сущего». Культ их достаточно широк и связан не только со Средним Дунаем, но включает в себя все территории праславян и все области их дальнейшего расселения.
Первоначальная функция Аполлона – бога, связанного с небом и Солнцем, стрелы которого – жаркие лучи, губящие посевы, и одновременно – пастух и земледелец, которому приносили в жертву первые ростки различных растений, сравнима со славянским Купало, с кем также связана идея неба, Солнца, плодородия, ритуальных костров в день летнего солнцестояния [123].
Символ Гипербореи у древних эллинов был лебедь [5]. До сих пор каждый год летит он на Север для выведения своего потомства. А указать конкретный пункт обитания, к сожалению, не может, т.к. территория эта весьма велика - весь север Европы и Азии, включая Исландию [121].
Спутник Аполлона волк, а сам он «ликийский», т.е. волчий, превращающийся в волка [123]. Волк – оборотень – заметный персонаж славянской мифологии.
Сестра Аполлона - богиня Артемида - также неразрывно связана с Гипербореей [5]. Аполлодор рисует ее заступницей гиперборейцев. О гиперборейской принадлежности Артемиды говорится и в древнейшей оде Пиндара, посвященной Гераклу Гиперборейскому. Согласно Пиндару, Геракл достиг Гипербореи, чтобы совершить очередной подвиг - добыть златорогую Киринейскую Лань: "Он достиг земель, что за спиной у ледяного Борея" (т.е. ветра).
Крылатый чернобородый бог Борей считался эллинами сыном Астрея (Звездного неба) и Эос (Утренней зари) [5]. По Диодору Сицилийскому, потомки Борея - Бореады (их не следует смешивать с его сыновьями Калаидом и Зетом - участниками похода аргонавтов) были владыками главного города Гипербореи и хранителями сферического храма - святилища Аполлона, куда Солнцебог прилетал каждые 19 лет.
Латона - латинизированное имя титаниды Лето [5], матери близнецов Аполлона и Артемиды, единственной из племени титанов, допущенной впоследствии на Олимп.
Лето [5] - дочь титанов Коя и Фебы. Диодор Сицилийский прямо указывал на то, что родина Лето - это Гиперборея. Дети Лето - Артемида и Аполлон. Лето - это не просто имя древнегреческой полубогини, но еще и исконно русское слово "лето", означающее время го-да (отсюда же "лета" - синоним самого времени).
Преследуемая ревнивой Герой, Лето устремилась от границ Гипербореи по всему свету искать прибежище, где бы она могла разрешиться от бремени [5]. Такое место она отыскала на острове Делос, где впоследствии возникло святилище Аполлона, куда гиперборейцы постоянно присылали свои дары.
В древнегреческой мифологии [27], Кой - сын Урана и Геи, брат и муж титаниды Фебы, родившей Лето и Астерию, дед Аполлона, Артемиды и Гекаты. Позднее вместе с братьями Кой был сброшен Зевсом в тартар.
Так мы выходим на мифы о властительнице ночи, когда Солнце скрыто за горизонтом. Богиней ночного мрака, видений и чародейства считалась Геката [27] - дочь титанидов Перса и Астерии. Еще от Урана Геката получила великую силу, за что Зевс отдал ей в удел власть над судьбой земли и морей. Геката покровительствовала людям в охоте, пастушестве, разведению коней и в общественных занятиях (в суде, собраниях, состязаниях и войнах), охраняла детей и юношество от посягательства на их жизнь. Гекату считали ночным коррелятом Артемиды; она тоже охотница, которую сопровождала свора собак, но ее охота - это ночная охота, включая охоту среди мертвецов, призраков и могил преисподней.
В тибетской мифологии [16], Древний Север считался зоной богов.
В мифах скифов [27], обитель блаженных гипербореев находилась за горами, у Северного моря.
Для большего прояснения сути вопроса мы обратились к греческой мифологии, согласно которой (без постороннего влияния) [152], в Гиперборее всегда царила весна, земля сама давала по два урожая в год. Гипербореи отличались завидным долголетием и здоровьем, блаженная жизнь сопровождалась у них песнями, плясками, музыкой и пирами; все свое время они посвящали служению Аполлону. Даже смерть приходила к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью - испытав все наслаждения жизни, они бросались в море. В Гиперборее действительно родилась титанида Лето и жила там до переселения на Делос, где с помощью прибывших вместе с нею гиперборейских женщин благополучно разрешилась от бремени Аполлоном и Артемидой. Среди гипербореев проводил зимние месяцы Аполлон, отправлявшийся туда на колеснице, запряженной белоснежными лебедями*, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы. Страну гипербореев посещал Геракл, проследовавший керинейскую лань.
*Традиционно считается, что Гиперборея располагалась на севере, но путешествие туда Аполлона в упряжке лебедей каждую зиму свидетельствует о том, что она находилась на юге, т.к. лебеди на зимовку летят не на север, а на юг. Где же, в таком случае, зимовал Аполлон с перелетными птицами?
В греческой мифологии гиперборейцы [152] жили за пределами дуновений северного ветра Борея. Сам Борей был сыном титана Астерия и богини утренней зари Эос, брат Зефира и Нота. Вместо ног у крылатого, длинноволосого, бородатого и могучего Борея были змеиные хвосты, а обитал он в пещере на горе Гем во Фракии, где, по мнению греков, царил холод и мрак.
Вместе с эфиопами*, феаками* и лотофагами* гипербореи относились к числу народов, близких к богам и любимых ими [152].
*Эфиопы, согласно греческой мифологии [152], относились к блаженным и счастливым долгожителям южных пределов земли. Подобно северянам Гипербореи, они были особенно любезны богам, пировавшим вместе с ними там, где океан образовывал небольшой залив или болото и куда опускался Гелиос, чтобы остыть и отдохнуть. На десятом году Троянской войны царь эфиопов Мемнон, сын Эос - богини утренней зари, с большим войском пришел на помощь троянцам и погиб от руки Ахилла.
По Гомеру и другим поэтам [154], эфиопы занимали самые дальние края земли - западный и во-сточный. В более точном смысле Эфиопией называлась вся область, расположенная в Африке южнее Египта.
Феаки [152] - в греческой мифологии, обитатели сказочного острова Схерия, отличавшиеся безмятежностью, гостеприимством и исключительным мастерством кораблевождения: корабли феаков достигали цели без помощи руля и мчались с неимоверной быстротой, не боясь бурь и туманов.
В греческой мифологии [152] лотофаги ("поедатели лотоса") - мирное племя, обитавшее в Ливии и и питавшееся сладко-медвяным лотосом. Главная особенность этого плода состояла в том, что всякий, кто его отведает, навсегда забывает о своей родине.
Считается [152], что Гиперборею посещали Персей и Геракл. Попытаемся проследить их путь.
Чтобы определить маршрут Персея в Гиперборею, из современных источников не пригоден ни один. Только из комбинации двух пересказов [152,154] поэмы Овидия "Метаморфозы" удалось более или менее реконструировать путешествие Персея и описать особенности этого чудного края, подступы к которому охраняли чудовищные свирепые горгоны.
По древнегреческой мифологии, Персей был сыном аргосской царевны Данаи и бога Зевса [152]. Миф начинается с описания особенностей детского периода Пресея, которые мы здесь упустим. "Возмужавший Персей защитил Данаю от Полидекта, который пытался сделать ее своей женой против ее воли. Чтобы избавиться от Персея, Полидект отправил его за головой горгоны Медузы - страшного, покрытого чешуей крылатого чудовища с горящими глазами, огромными клыками и змеями вместо волос; одного взгляда Медузы было достаточно, чтобы человек превратился в камень".
Для этого Персею [154] "нужно было достигнуть западного края земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны... Долгий был путь Персея. Много стран прошел он, много видел народов..."
Далее начинается описание путешествия Персея [152]: "Афина... отвела его на остров Самос, где стояли изваяния всех трех горгон, чтобы Персей смог отличить Медузу от ее бессмертных старших сестер Сфено и Эвриалы. Затем она предупредила Персея, чтобы он не глядел на Медузу, а лишь на ее отражение, и подарила ему отполированный до блеска щит. Помог Персею и Гермес, вручив ему адамантовый серп, которым можно было отрезать голову Медузы. Однако Персею нужны были еще крылатые сандалии, волшебная сумка, в которой можно было бы хранить отрезанную голову, и принадлежавшая Аиду шапка-невидимка. Все эти вещи хранились у стигийских нимф, местонахождение которых было известно только сестрам горгон - лебедеподобным граям, у которых на троих был всего лишь один глаз и один зуб".
"Грайи охраняли путь к горгонам, только они одни знали его..." [154].
"Персей начал с того [152], что разыскал грай, которые восседали на тронах у подножия гор на западе [Ливийские горы?]... Когда граи ... сообщили ему требуемые сведения, Персей зашвырнул [их единственный] глаз в озеро Тритон*, чтобы те не могли предупредить о его прибытии своих сестер горгон".
*Чтобы определить расположение озера Тритон, необходимо вспомнить о путешествии аргонавтов [152]: "Когда буря забросила аргонавтов в Ливийскую пустыню и им пришлось нести корабль на руках до Тритонийского озера..."
Ливийская пустыня [153] - это северо-восточная часть Сахары, расположенная к западу от Нила в пределах Ливии, Египта и Судана. Когда-то она была покрыта лесами и степями, через которые протекали полноводные реки, а местное население жило охотой, рыбной ловлей и земледелием. В пустыне имеются некоторые горные массивы и плато, высотой до 1000 м (на юго-западе). Сейчас Ливийская пустыня в основном покрыта щебнем, и только 20% ее территории заняты песка-ми. Большое песчаное море тянется с запада до Нила. В Ливийской пустыне имеется несколько глубоких впадин. Самая северная и самая крупная из них - безводная впадина Каттара. Это самое низкое место в Африке, ее некоторые участки дна на 133 м ниже уровня моря (возможно, бывшее Три-тонийское озеро?). Благодаря грунтовым водам, выходящим на поверхность, еще в древности в этих впадинах возникали оазисы и развилось земледелие. В Ливийской пустыни жили легендарные гараманты - народ, описанный Геродотом и населявший Гарамантиду, прекратившую свое существование более 1000 лет тому назад. У этого народа была столица Гарама, расположенная в двух часах езды от Себхи (Ливия). Потомками гарамантов являются люди пустыни - туареги. Предшественники же гарамантов не известны. Предполагают, что они пришли с берегов Средиземного моря. Обнаруженные в Ливийской пустыне остатки человеческих поселений и наскальные рисунки датируют более чем 12 тысячелетним возрастом. В горном массиве на юго-западе Ливии найдено самое большое число доисторических наскальных рисунков, которые причислены к Всемирному культурному наследию ЮНЕСКО. На доисторических картинах изображены охотники, пахари, скотоводы, возницы, правящие колесницами, в которых запряжены четверки лошадей (арийский след!). Изображены также слоны, носороги, бегемоты, крокодилы, львы, жирафы. Много изображений домашнего длиннорогого скота, сходного с тем, который разводят сейчас в Судане. Пастухи на этих изображениях высокорослые и чернокожие, подобно современным жителям африканской саванны, а охотники - низкорослые, напоминающие современных бушменов. За 8 тыс. лет до н.э. климат изменился и стал походить на климат современного Судана. За 2 тыс. лет до н.э. на смену саванне при-шла степь, а еще через тысячу лет - пустыня. Сейчас Ливийская пустыня - одно из самых засушливых мест на нашей планете. Через пустыню проходит путь многих перелетных птиц, некоторые из них даже зимуют здесь в оазисах.
Продолжение мифа о приключениях Персея гласит [152]: "Без труда забрав у нимф сандалии, сумку и шапку, Персей полетел на запад, в землю гипербореев..."
"Высоко в небе несся Персей" [154]. "Под ним расстилалась земля с зелеными долинами, по которым серебряными лентами вились реки. Города виднелись внизу, в них ярко сверкали белым мрамором храмы богов. Вдали высились горы... Вот блеснуло вдали, как рас-плавленное золото, море. Теперь над морем летит Персей... Уже не видно земли. Во все стороны, куда только хватает взор, раскинулась равнина вод. Наконец в глубокой дали моря черной полоской показался остров... Это остров горгон..."
В земле гипербореев [152] "среди изваяний окаменевших от взгляда Медузы людей и животных он обнаружил спящих горгон... Персей подобрался к младшей сестре, наблюдая ее отражение в щите, и одним взмахом руки... отрезал серпом голову Медузы... Персей побыстрее засунул отрезанную голову в сумку и бросился наутек ..., шапка сделала его невидимым, и он благополучно удалился.
На закате дня Персей приземлился рядом с дворцом титана Атланта*, пытавшегося прогнать его прочь...В наказание за негостеприимство Персей превратил Атланта в скалу, показав ему голову Горгоны; так появились Атласские горы**.
*Атлант (или Атлас) [154] - сын титана Япета, брат Прометея.
**Атласские горы [98] располагаются на северо-западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса. Состоят из хребтов, внутренних плато и равнин. Высота до 4165 м. На северных склонах -
заросли вечнозеленых кустарников, каменного и пробкового дуба, смешанных и хвойных лесов;
внутренние хребты и плато полупустынны.
Пролетая мимо Эфиопии, Персей увидел прикованную к прибрежной скале обнаженную женщину и тут же влюбился в нее..."
Миф изложен по поэме Овидия "Метаморфозы" и считается очень древним, возможно, микенского происхождения [154]. Согласно ему, по возвращении из Эфиопии, Персей основал Микены, которые были заселены на острове Пелопоннес в начале 3-го тыс. до н.э. [27].
Из мифа о Персее не совсем ясно, где же находилась Гиперборея? Немногочисленные подсказки свидетельствуют о том, что это был остров, его поверхность покрывали "изваяния окаменевших от взгляда Медузы людей и животных", т.е, возможно, скалы или окаменелости в виде стел. Границами Гипербореи служило море. Подтверждением тому может является указание на то, что гипербореи, устав от жизни, бросались в море.
Но имеется и другое свидетельство, указывающее на то, что в Гиперборею могли попадать животные, и в погоне за ланью там побывал Геракл (у римлян - Геркулес).
Геракл [152] - величайший герой греческой мифологии, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, жены Амфитриона.
Первоначальное имя младенца было Алкид ("Сильный"), который должен был прославить Геру и стать Гераклом ("Прославляющим Геру", "Прославленным Герой") [137]. Гера, сестра и супруга Зевса. По мнению А.И. Немировского, подвиги Геракла следует рассматривать как обряд инициации, имевшийся у многих народов Древнего Мира.
Поимку керинейской лани одни авторы относится к третьему подвигу Геракла [152], другие [154] - к четвертому. Геракл непрерывно преследовал прекрасную лань, священное животное Артемиды, в течение года, дойдя (!) до страны гипербореев.
Лань неслась через горы и равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки [154]. Все дальше и дальше на север бежала лань. Не отставал от нее Геракл, он преследовал ее, не упуская из виду. Наконец Геракл достиг в погоне за ланью Крайнего Севера (!!!) - страны гипербореев у истоков Истра (современный Дунай!!!). Здесь лань остановилась. Геракл хотел схватить ее, но она ускользнула и как стрела понеслась назад, на юг. Опять началась погоня. Только в Аркадии удалось Гераклу настигнуть лань.
Таким образом, поиски загадочной Гипербореии по греческой мифологии не увенчались успехом. Слишком противоречивыми оказались данные: Аполлон с лебединой упряжкой каждую зиму летал на юг, а в летнюю жару возвращался в Дельфы; Персей нашел Гиперборею на западе, за Атласскими горами, а Геракл – на крайнем для греков севере, всего лишь во Фракии, у истоков Истры (Дуная). Славянофилам больше нравится искать Гиперборею на российском севере. Вероятно они основываются на представлениях скифов об этой уникальной стране. Гипербореи не были богами, а относились к блаженным, любимых богами вместе с эфиопами, феаками и лотофагами [152]. Вероятно всего, Гиперборею следует трактовать как греческий рай, близкий по значению к библейскому раю, и не более.
Стремление к раю было присуще людям с древнейших времен, когда еще древние египтяне в "Текстах Пирамид" указывали на рай Осириса для душ смертных, ведущих праведный образ жизни. Подобно древним египтянам, христиане придумали свой рай - место вечного блаженства, обещанное праведникам (но не богам!) в будущей жизни. Не были исключением и греки. Так же, как некоторые верят в существование Эдема и находят его в южной части Месопотамии [105], так и греки верили в Гиперборею, связывая с ней своих богов. В результате, миф перерос в реальность, в которую до сих пор еще многие воспринимают как истину.
У ирландских кельтов существовал миф о стране Тир-на-Ог [104] - стране в Потустороннем мире, жители которой оставались вечно молодыми, в связи с чем ее иногда называли "Страной вечной молодости" или "Страной молодости". А далеко в Атлантике располагалась другая страна - "Страна живых", или "Страна счастливых мертвых" - Тир-нан-Бео. Исключительно для женщин был обозначен мифический остров в Потустороннем мире - Тир-на-Мбан. Пребывание на нем в течение нескольких сот лет представлялось как один год. И на-конец существовал миф о земле обетованной - Тир Таирнигириб. Все было сделано для того, чтобы люди не боялись смерти и им предоставлялся выбор для будущего своего существования.
А у скандинавских народов длительно сохранялась вера в небесные чертоги для героев, павших в бою и опекаемых самим Одином [27,114]. Эти чертоги назывались Вальхаллой. В них погибшие в бою храбрые воины могли пировать, пить неиссякаемое медовое молоко козы Хейдрун и есть неиссякаемое мясо вепря Сэхримнира. Вместо огня Вальхалла освящалась блестящими мечами. Вход в эту страну не был известен простым смертным. В Вальхалле за героями ухаживали валькирии, которые встречали воина у входа с рогом меда, а затем выполняли все его желания.
Литература:
5. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-М.: Вече, 1997.-560 с.
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
98. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 2. Ар-Би. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 256 с.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
105. Иванова П. Где искать сад Эдем? Калейдоскоп, 2000.- № 34.-с. 4.
114. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2002.-464 с.
121. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2002.-960 с.
123. Петухов Ю. «Не стригущий власов». Наука и религия, 1989.- № 9. – с. 32-34.
137. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. М.: Литература, Мир книги, 2004.-496 с.
152. Кондрашов А.П. Кто есть кто в классической мифологии. Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 768 с.
153. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.10. Лан-Ман. М.: АСТ:Астрель, 2010.-797 с.
154. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост. А.А. Нейхардт. М.: Правда, 1987.- 576 с.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote