• Авторизация


Вавилон и Халдея 24-03-2011 18:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Месопотамия (часть 3): Вавилония и Халдея
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2010 г.

Вавилон (Кадингирра, Бабилу) [26-27,58] - древний город в северной части Двуречья на берегу Евфрата (ныне - Хилла в Ираке), объединившего под своей властью в начале 2-го тыс. до н.э. большую часть Междуречья.
Считается [26], что Вавилон был основан кочевниками-скотоводами, амореями - "западными", а его название происходит от аккадского слова "бабилу", что означает "врата бога". В нем была построена знаменитая Вавилонская башня.
Впервые Вавилон упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (2369-2314 гг. до н.э.) и в документах III династии Ура [27]. Большую роль Вавилон начал играть во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.), а при Хаммурапи (шестом царе I династии, 1792- 1750 гг. до н.э.) достиг наивысшего расцвета, превратившись в крупнейший политический, культурный и хозяйственный центр не только Двуречья, но и всей Передней Азии.
Хаммурапи удалось объединить под своей властью большинство семитических народов, населявших Месопотамию [26]. В историю же он вошел прежде всего как составитель одного из первых известных сборников законов, дошедших до наших дней. При нем многие шумерские боги заняли важное место в общевавилонском пантеоне, сохранив свои прежние имена. Появился и ряд новых божеств. Инанну стали именовать Иштар, Уту - Шамаш, Нингирсу - Нинурту и т.д. Вершину вавилонского пантеона занимала великая божествен-ная троица: Анну, Энлиль, или в более позднее время Бел (Бэл), и Эа. Это были боги всего, что находилось на Небе, на Земле и под землей. Ану, повелитель Неба, взаимодействовал с Белом, занимающим в триаде место владыки Земли и действующих на Земле сил природы, и оба они были соединены с Эа, водным богом города Эриду, которому в триаде принадлежали все тайные подземные силы и который жил в безднах океана. Этому разделению соответствовало вавилонское представление о трех частях мира.
В Вавилонской мифологии [26], Анну (Ану) был владыкой Неба и Отцом богини зем-ли, Богини-Матери Бау. Он - Господин всего сущего, Отец Богов. Многие боги приходились сыновьями Ану. По его имени божество называлось "ануту". Боги слушались его приказаний и в самых трудных обстоятельствах обращались к нему. Сам он никогда не действовал непосредственно, а передавал свою волю через других великих богов, в особенности через своего сына Сина либо через Иштар, небесную царицу и владычицу земли, богиню плодородия.
В Аккаде Бэлом называли одного из шумерских богов - Энлиля [27]. В Вавилоне его отождествили с главным богом Вавилона - Мардуком, и он стал Бэл-Мардуком. Вавилонский Бэл назывался "Владыкой Земли, повеления которого неприложны" [26]. Древневавилонские цари получали от него свою власть. Бэлу принадлежали земля с живущими на ней людьми и все демонические силы земли. Он решал судьбу человека и в особенности время его смерти, посылал дождь, необходимый земледельцу. Он же мог уничтожить людей гибельным потом (потопом). Центром почитания Бэла был город Ниппур. Со времени возвышения Вавилона, с начала 2-го тыс. до н.э., Мардуку поклонялись как богу утреннего Солнца, который давал урожай ржи, пшеницы и ячменя, наделял людей пищей. Он назывался сыном Эа, или первородным океана, потому что, по представлению вавилонян, утреннее Солнце ежедневно поднимается из глубины океана, разгоняя утренние туманы. Как солнечный бог, восстающий из недр океана, Мардук являлся богом мудрости, выносящий на свет тайны своего отца Эа, открываемые им богам и людям. Превращение Вавилона в главный город Месопотамии постепенно изменило статус Мардука. На него окончательно были перенесены права и власть великих богов. В вавилонском мифе о сотворении мира Мардук предстал как творец и устроитель мира, победитель страшного дракона Тиамат, угрожавшего владычеству богов. В награду за это он получил название владыки Неба и Земли, ему передали скрижали судьбы и он стал вершителем участи богов и людей. Владыкой вселенной называл его бог Бэл, перенося на него собственные права. То же сделал и его отец, который, радуясь славе сына, дал ему высочайший почетный титул: "Да зовется он, как и я, Эа".
В Вавилоне Эа, добрый бог, имя которого имело мистическое значение, заключавшее в себе великую, неизъяснимую тайну заклинаний [26]. Даже боги не знали имени Эа. В надписях шумерского города Лагаш он еще назывался Гудеа, богом преисподней. Эа жил в глуби-не морской, поэтому он был властителем подземных источников, от которых рождались ключи и реки, дающие плодородие в стране. Ключевая вода в Месопотамии почиталась как божий дар. Эа также называли владыкой рек. С этой природной силой Эа связывали также его титулы, которые в гимнах часто характеризовали его как владыку и первоисточник всякой жизни, властителем всех земнородных (т.е. древние вавилоняне знали, что жизнь на землю пришла из моря!!!). В одном заклинательном гимне Эа именовался "господом людей, которых он сотворил". Чаще всего он назывался творцом всего, в том числе и богов. Эа считался советником богов и людей. Так как он жил в подводной глубине, то ему принадлежали все благородные металлы, и он являлся богом кузнецов и художников.
У семитских народов Вавилонии существовали другие божественные триады (Син, Шамаш и Иштар, или Син, Шамаш и Рамман), в которых Син, бог Луны, стоял всегда впереди Солнца, потому у семитов начало дня считалось с захода солнца [26]. Уже в надписях Гудеа (правителя города Лагаш в Шумерах, около 2200- 2140 гг. до н.э. [27]) говорится о нем, что имя его никому не было открыто. В другом гимне из Ура сообщалось, что Син не имеет над собой никакого судьи. Высокое его положение среди богов подчеркивалось в том же гимне тем, что он именовался производителем богов, людей и всех живых существ. Прежде всего Син был богом растительного мира. По его слову произрастали растения и увеличивалось поголовье скота. Сина изображали в блестящей царской короне, похожей на двурогий серп луны. Жители Междуречья считали, что он приносит народам право, закон и справедливость.
В семитской троице богов, солнечный бог Шамаш занимал положение после Сина, поскольку выступал его сыном, но как древний бог света почитался и был любим и богами, и людьми [26]. Он вмести с Сином считался покровителем земледельцев. Шамаш своим светом мог проникнуть сквозь любую темноту с высоты неба до самых глубин земли и потому являлся судьей небесного и земного мира. Суд Шамаша считался скорым и справедливым, его боялись даже преступники, воры и разбойники древнего Вавилона.
Рамман был непрерывно связан с вавилонским сказанием о потопе [26]. Как правило его называли владыкой бурных волн. Хотя он и не принимал участия в совете богов, но исполнял их решения, по-видимому в качестве заместителя Бела, с дикой радостью и страшной силой. С громом выезжал он в черной туче; его бурные волны достигали до неба, так что испуганные боги вынуждены были спасаться бегством.
В городах Вавилонии были и другие боги [26]. Так, в Борсиппе особо почитался бог Набу (или Небо). Как богу природы ему приписывался рост полевых злаков. Он открывал источники, давал рост зерну; без него каналы и водопроводы оставались без воды. Со времени возвышения Мардука, Набу начал означать "проповедник, пророк" и превратился в главнейшего посланника богов, наделяющим царей скипетром и другими знаками царской власти. Как и Мардуку, ему были известны тайны заклинаний и оракулов: он давал и охранял жизнь и пользовался даром воскрешать из мертвых.
В Куфа главным божеством был Нергаль [26] - бог жгучего солнечного жара, палящего южного Солнца, бог с пламенным мечом, одетый страшным блеском, губитель и истребитель. Вследствие этого он представал, с одной стороны, непобедимым богом войны, ведущим вой-ска и сокрушающим врагов, а с другой - богом моровой язвы и властителем царства мертвых, поскольку в народном понимании эти представления были очень близки друг другу.
В Лагаш в особом почете был Ниниб [26] - грозный бог, издавна названный "царем войны, сильным воителем Бела". Это был солнечный бог, который с самого начала выступал как воин. Наряду с богами огня и преисподней он представал грозным и страшным божеством. А как солнечное божество, он покровительствовал земледелию, от него зависело хоро-шее состояние полей и каналов, а также будущий урожай. В тексте одного заклинательного гимна говорится, что он мог вернуть назад того, чей труп отправлен в царство мертвых. Ниниб восстает из глубины преисподней и опять туда же погружается.
Было еще множество других богов, отражающих мировоззрение и родоплеменную связь народов, населяющих Месопотамию. Наиболее интересен среди них был древнейший культ богини Инанны, сохранявшийся в Месопотамии на протяжении 6 тыс. лет. Инанна (шумерская Иннина, аккадская Иштар, ассирийская Истар, у западных семитов Аштарт, Астарта) [26,58] – богиня любви, плодородия и распри, богиня восхода, планета Венера (шумерская Дильбат) – звезда солнечного восхода, дочь бога Небес Анна. Мужем Инанны был Думузи – «пастух, пастырь» (!), которого Инанна вместо себя послала на смерть (см. эпос «С Великих Небес к Великим Недрам…»). В вавилонскую эпоху ее стали называть по-аккадски Иштар, как и богиню-покровительницу Урука. С одной стороны, Иштар - мать богов и человечества, с другой - сладострастная незамужняя богиня, которая по своему желанию ищет себе супруга. В виде приветливой утренней звезды, предвестницы ясного дня, ее представляли великой и святой богиней, воинственной дочерью Неба. Она - богиня битв, вооруженная луком и стрелами. В другом гимне говорится, что она идет по горам, восклицая: "Я - владычица битв", - призывая к войне. В образе девственной богини она почиталась покровительницей плодородия. Имеется гимн, в котором она воспевается как подательница небесного света, поднимающаяся над землей и спускающаяся на землю, оплодотворяя ее. В Древнем Вавилоне существовал культ богини Иштар, жрицы которого практиковали храмовую проституцию (иеродулы) и предавались оргиастическим действам. С другой стороны, той же Иштар служили жрец-евнухи, носившие женские одежды и исполнявшие женские пляски.
Из множества мелких местных божеств, нередко дублировавших функции друг друга, в Вавилонии постепенно выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитавшихся [26]. Сложилась их определенная иерархия. На место верховного бога выдвинулся Мардук - бог-покровитель города Вавилона, влиятельные жрецы которого поставили его во главе месопотамского пантеона.
Из обнаруженных многочисленных гимнов, молитв и заклинаний создалось суждение о том, как представляли жители Междуречья своих богов [26]. Небеса были местожительством высших богов, причем Бог Солнца Шамаш ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во "внутренности небес". Боги охраняли установленный ими обычный закон в качестве верховных судий. Гневные боги наказывали людей потопом за их беззакония. Наказанию подлежало не только насилие над ближним, но и нарушение правил культа. Кто пренебрегал своим богом или богами, сознательно нарушил клятву, не исполнил обетов или отказался от принесения жертвы, тот навлекал на себя немилость богов. Нарушение семейного согласия считалось особо тяжким преступлением. Умышленное истребление живых существ тоже наказывалось богами. А когда они гневались и отвращали свой милостивый лик, то вместе с этим люди теряли все блага жизни. Только искупление вины могло отвратить гнев богов.
Боги распоряжались не только жизнью и смертью отдельных лиц, а и благосостоянием целой страны [26]. Величайшим даром богов считались долгая жизнь, изобилие земных благ, многочисленное потомство и, наконец, защита от разного рода враждебных сил. С возвышением Вавилона и его покровителя Мардука была связана сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Цари просили для себя долгого и счастливого царствования, победы над всеми врагами и укрепления престола за их наследниками на вечные времена. Наоборот, военные поражения и политические неудачи, болезни и эпидемии, внезапная смерть и прекращение рода признавались за наказания, посылаемые разгневанными богами.
Богам приносились жертвы, которые явились источником благосостояния вавилонских жрецов [26]. Жертва, по вавилонским понятиям, существовала с самого сотворения мира и считалась данью людей богам, которым они обязаны своей жизнью и земным благосостоянием. В храмах жертвоприношения совершались регулярно два раза в день, ранним утром и с восходом месяца. Самой обычной формой жертвоприношения была благодарственная жертва. Со всего получаемого в стране боги получали дань. Лучшая часть военной добычи принадлежала им. Ежегодно приносились в жертву молодые животные из стад. В жертву приносились дикие и домашние животные, преимущественно мужского пола, а животные женского пола употреблялись только при очистительных обрядах. Жертвенными подношениями могли быть также птица, рыбы, овощи, мед и масло.
Вавилонские жрецы всегда имели в своих руках высшую власть [26]. Они являлись посредниками между богами и людьми, учителями и покровителями науки и хранителями священных писаний. Только они обладали тайной магических действий, поэтому с течением времени их господствующее положение и роль в обществе увеличивались. Происходили они обычно из знатных фамилий. В каждом городе они образовывали замкнутую касту, используя принцип, по которому жреческое знание было наследственным. Одним из главных требований, предъявлявшихся кандидату в жрецы, было не иметь физических недостатков.
Почти все жрецы Вавилонии были учеными [26]. Они одни владели знаниями, необходимыми для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было систематически наблюдать за движением небесных светил. Поэтому в Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука. Наблюдения велись жрецами с высоты их ступенчатых башен-храмов - зиккуратов, самым знаменитым из которых была Вавилонская башня. Регулярные астрономические наблюдения позволяли жрецам составить довольно точные календари, в которых четко обозначались не-благоприятные дни, в том числе и несчастные. В частности, таким днем считали субботу. Важное значение имели дни изменения фазы Луны. Величайшим праздником был праздник солнечного поворота, или Нового года.
Дж. Роулинсон в дискуссиях о Вавилонской науке сделал заявление [90]: "Известно, что точная длина Шотландского года составляет 365 дней 6 часов 11 мин, что превышает всего на 2 сек (!!!) истинную величину сидерического звездного года, т.е. примерно 6-8 тыс. лет назад, в Вавилоне и теперь продолжительность года и скорость вращения Земли сохраняются".
Изучение астрономии существенным образом отразилось на религии и мифологии Месопотамии [26]. Боги и богини, местные покровители, стали ассоциироваться с небесными светилами, и само понятие "бог" в вавилонском клинописном письме начало изображаться идеограммой, означающей звезду. Этот знак сопутствовал каждому имени бога или богини. По мере накопления астрономических знаний, жрецы распределили между богами в систематическом порядке отдельные небесные тела, планеты и другие явления. Так произошла астрализация богов. Бог Уту, издавна связывавшийся с Солнцем, стал под именем Шамаш ("Солнце") почитаться по всей стране, Син - бог Ура - был отождествлен с Луной. Другие великие боги соответствовали планетам: Набу - Меркурий, Иштар - Венера, Нергаль - Марс, Мардук - Юпитер, Нинурта - Сатурн. Из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешел к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней.
Предполагают [27], что около 1595 г. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, а затем около 1518 г. до н.э. попал под власть касситов (подробнее о хеттах и касситах см. раздел, посвященный древним ариям). В XIII-XII вв. до н.э. город дважды подвергался разгрому со стороны ассирийцеы. В начале 1-го тыс. до н.э. борьба за Вавилон шла между Ассирией и арамейскими племенами халдеев. С 732 г. до н.э. Вавилон входил в состав Ассирийской державы.
Семитическое племенем халдеев известно было с древнейших времен [27]. В конце 2-го тыс. до н.э. халдеи пришло, по-видимому, из Аравии и утвердились на берегу Персидского залива, к югу от Вавилонии (современный Ирак), в недоступной, болотистой местности. Халдейские вожди и знать делали неоднократные попытки овладеть городами Вавилонии. В 721 г. до н.э. халдейский царь Мардукапалиддин (Меродах-Баладан), разбив в союзе с Эламом ассирийского царя Саргона II, изгнал ассирийцев из Вавилонии. Позднее халдеи полностью ассимилировались с вавилонянами, а Вавилон вновь попал под влияние Ассирии.
Согласно Е.П. Блаватской [1], древняя религия Вавилона была связана с глубокими познаниями магов Халдеи*, обладавших великолепной оккультной литературой и владевшими астрономическими рекордами, глубиной в 200'000 лет (!!!).

*Халдея [27] - земля народа калду на юге Вавилонии, получившая название от греческого имени этого народа - халдеи. В греческих и римских источниках Халдея отождествляется с Вавилонией.

В эзотерической философии [68] взглядам халдеев (каздим) придается важное значение. В начале они составляли лишь племя, а затем проявили себя как каста ученых каббалистов, изучавших "тайную науку". Они были учеными и магами в Вавилоне, астрологами и предсказателями. Знаменитый Гиллел, предтеча Иисуса в философии и в этике, был халдеец. Франк в своей Каббале указывал на близкое сходство "тайной доктрины", находимой в Авесте, с религиозной метафизикой халдеев. Сокровенное учение каббалы идентично с сокровенным учением халдеев и заключает в себе в то же самое время много из персидской мудрости или "магии".
По свидетельству Иосифа Флавия [125], древние греки считали, что "египтяне, халдеи и финикияне" имели самые древние и прочные предания и исторические воспоминания. Мудрейшие этих трех народов приложили большое старание к тому, чтобы ни одно событие не предавалось забвению и всегда заносилось в публичные записи и свято сохранялось для потомства.
В 689 г. до н.э. Вавилон был полностью разрушен ассирийцами и заново отстроен около 680 г. [27]. В 626 г. власть в городе захватил халдей Набопаласар (626-604 гг. до н.э.). При Навуходоносоре II (604-562 гг. до н.э.) Вавилон достиг наивысшего расцвета.
В конце VII в. до н.э. вавилонянам совместно с соседями-мидийцами удалось нанести Ассирии поражение, после которого она не смогла уже оправиться [27]. Еще около 100 лет существовало Нововавилонское царство, пока в 538 г. до н.э. оно не пало под ударами персидских войск [58]. Однако клинопись по-прежнему осталась господствующей системой письма в Двуречье, и самые поздние клинописные тексты датируются последними веками до новой эры.
В 538 г. до н.э. Вавилоном завладели персидские войска Кира, а в 331 г. до н.э. Александр Македонский [27]. В 312 г. до н.э. город перешел во владение к одному из полководцев Александра Македонского Селевку, который переселил большую часть жителей Вавилона в свою столицу Селевкию, построенную вблизи Вавилона. С этого времени Вавилон теряет первенство и ко II в. н.э. окончательно сходит с исторической арены.
Вавилония [27] - это древнее рабовладельческое государство, получившее свое название от города Вавилона. Собственно Вавилония занимала среднюю часть Двуречья, от устья Нижняя Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2-м тыс. до н.э. племена аморитов. Племена, населявшие среднюю часть Двуречья говорили на аккадском языке, относящегося к семитической группе.

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
58. Поэзия и проза древнего Востока. Под ред. И. Брагинского. М: Художественная литература, 1973.-736 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
90. Лавочкин В. Колесо жизни. Природа и человек («Свет»), 1999.- №10.-с.72-78.
125. Флавий Иосиф. Полное собрание сочинений в одном томе. Пер. с греч. Против Апиона. О древности иудейского народа. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.-с. 1211-1275.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вавилон и Халдея | Леоновик - Дневник Леоновик: основы древней духовности | Лента друзей Леоновик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»