• Авторизация


Шумеры и Аккад 24-03-2011 18:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Месопотамия (часть 2): Шумеры и Аккад
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2010 г.

Предполагают [5,27], что древние Шумеры появились не ранее 5го тыс. до н.э.
Современная наука не позволяет точно ответить, кем же были шумерцы, пришедшие в Месопотамию и построившие там шумерскую цивилизации [9]. Некоторые ученые предполагают, что протошумерами были индоевропейцы, спустившиеся с гор в плодородную доли-ну Двуречья. Антропологические данные подтверждают это предположение. В образцах древнего искусства шумеров можно увидеть лица с большим носом, бородой и другими чертами европеоидов.
Другая часть ученых считает, что возникновению шумеро-аккадских государств (4-3 тыс. до н.э.) предшествовала культура прашумеров в Курдистане, куда прашумеры проникли из Грузии, отколовшись в 15-12-м тыс. до н.э. от пракартвелов [74]. Шумероидные культуры Курдистана и иранского Загроса (Гандж-Даро в верховьях Кызылузена) создали в конце 4-го тыс. до н.э. ы Курдистана и иранского Загроса (Гандж-Даро в верховьях Кызылузена)систему письма. Впоследствии из него возникли письменности древних египтян, крито-микенцев и шумеров. Еще более древние глиняные таблички с рисунчатыми знаками, напоминающую шумерскую пиктографическую письменность, были обнаружены в Трансильвании, в верховьях реки Муреш, вблизи маленького румынского поселка Тэртерии. Они датируются 5-м тыс. до н.э. Делается даже предположение, что именно здесь, а также на Бал-канах существовала прародина семито-хамитских народов (балканская культура Винча).
Г. Чайлд [89] придерживается мнения, что шумеры не были ариями. По антропологическому типу их народ ближе всего к дравидам Индии до прихода туда арийцев. По мнению автора, имеется сходство и в их культуре: оба народа хоронили своих покойников, поклонялись быку (олицетворявшего Луну), одинаково украшали глиняные изделия (вернее, никак не украшали их, в то время как предшественники шумеров - прашумеры - использовали расписные вазы). Высказывается даже предположение, что таинственные шумеры прибыли в Месопотамию из Индии.
Сегодня известно, что на рубеже 4-3 тыс. до н.э. две главные этнические группы, резко отличавшиеся друг от друга по языку, - шумеры и аккадцы-семиты - жили в Месопотамии бок о бок [127].
История древнего Двуречья связана с освоением болотистой, но очень плодородной долины рек Тигра и Евфрта [58]. Шумеры, прибывшие сюда, осушили болота, укротили периодические разливы Евфрата путем создания системы искусственной ирригации и построили первые в Двуречье города-государства.
В результате, Шумерами (Сумерами) стала считаться [27] историческая область южного Двуречья (между реками Тигр и Евфрат, в южной части современного Ирака). До конца 3-го тыс. до н.э. она была заселена преимущественно шумерцами и в меньшей степени - восточными семитами-аккадцами.
Шумеры были очень маленькой страной [127], протянувшейся от широты современного Багдада до гнилостных болот на берегу Персидского залива. Вся жизнь концентрировалась вокруг рек и каналов. Эту территорию поделили между собой несколько шумерских го-родов-государств. К 3-ему тыс. до н.э. насчитывалось 15 городов-государств, каждый из которых был политически автономен, но все они имели общую материальную культуру, религию, язык и были связаны друг с другом экономически. Формально "хозяином", господином каждого шумерского города был бог, правивший через вождя, опиравшегося на жрецов, чиновников, писцов, ремесленников, торговцев и профессиональных воинов из дружины правителя. Широко использовалась письменность, которая сохранилась в виде клинописи на глиняных табличках (письменность на дереве и коже не сохранилась до наших дней); были развиты архитектура (храмы, дворцы), скульптура и обработка металлов (медь, олово).
Ниппур [27] – древнейший шумерский культовый центр, в конце 5-го тыс. до н.э. ставший центром шумерского племенного союза (сейчас это современный Ниффер, между Багдадом и Басрой). В 3-м тыс. до н.э. в Ниппуре был создан общешумерский пантеон богов - "горных" (во главе с Энлилем - богом "нижнего мира", т.е. земли, и покровителем Ниппура) и "морских" (во главе с Энки - бог людских судеб, мудрости, владыка пресных подземных вод). Лунным богом Ниппура был Нанна [58].
В XVIII в. до н.э. Ниппур был захвачен Вавилонией, в связи с чем уступил первенство Вавилону, в котором главным богом был Мардук, сын Эа (Энки) [27]. В качестве религиозного центра Ниппур играл большую роль в жизни шумерских городов-государств. Ни один царь не признавался в Шумере, если его не признавали ниппурские жрецы. При ниппурском храме была создана библиотека (в 3-м тыс. до н.э.), собравшая исторические, географические, астрономические, ботанические, зоологические, филологические, астролого-магические и другие трактаты шумерцев (многие из них были переписаны учеными Ассирии и помещены в библиотеки Ашшурнасирпала и Ашшурбанипала в 1-м тыс. до н.э.). В начале 2-го тыс. до н.э. библиотека была сожжена эламскими завоевателями.
Другим древнейшим городом Шумера был Урук [27],являвшийся центром одного из древнейших объединений, созданного I династией Урука, к которой принадлежал легендарный герой шумерского эпоса Гильгамеш. В XXIV в. до н.э. Урук стал столицей Шумер, сохраняя важное значение в течение всей древней истории Двуречья. Город был центром культа богов Ану (бог Неба) и Инанны (аккадская Иштар - богиня любви, плодородия, солнечного восхода, дочь бога Небес, олицетворяющая звезду утренней зари - Венеру). В настоящее вре-мя на месте Урука находится современное поселение Варка (Ирак).
Из гимнов, посвященных богине Инанне, следует отметить песнь "С Великих Небес к Великим Недрам", в которой описываются законы "Подземного мира" - "Царства мертвых", посещение которого грозило гибелью не только людям, но и богам. Важность этого эпоса, с исторических позиций, заключается в том, что описанные в нем обычаи неожиданно "всплыли" в шаманских ритуалах монголов через несколько тысяч лет, вдали от Шумер за много тысяч километров. В «Сокровенном сказании» монголов есть описание шаманского действа, по которому излечение Угедея (1186-1241 гг. н.э.), третьего сына Чингисхана, оказалось возможным только после выкупа его жизни жизнью родственника [17]. Так вещало Небо, говорил монгольский шаман, а не Земля (что отличало монгольское мировоззрение от шумерского).
Краткое содержание песни следующее [58]: богиня Инанна «с Великих Небес к Великим недрам помыслы обратила» и решила покинуть небо и землю, чтобы посетить «нутро земное», «Страну без возврата», навестить великую владычицу и сестру свою Эрешкигаль (богиню Подземного царства). Но оставаться в «Стране без возврата» навсегда Инанна не хо-тела, а боги Энлиль и Нанна не могли ей помочь, "отец Энки мудр и могуч, травы жизни знает он, воды жизни знает он", он тоже "не оживит". Инанна знала все законы подземного мира, знала и то, что ей придётся отдать жизнь другого за свою, чтобы самой остаться живой и вернуться назад. И все же, она, как истинная женщина, для которой желаемое было превыше всего, спустилась туда. Когда Энлиль оказалась в Подземном царстве Эрешкигаль,
"... вскочила с трона.
Затем снова на трон уселась.
Семь судей-ануннаков перед нею суд вершат.
На Инанну взглянула – взгляд ее смерть!
Слова изрекла – проклятья крик!
Ту, что вошла, обратила в труп.
Труп повесила на крюк".
Инанна провисела на крюке три дня. Энлиль и Нанна отказались помочь ей и лишь Энки
"Из под ногтей своих грязи достал, кургара сделал,
Из под ногтей своих, крашенных красным, грязи достал, галатура сделал.
Кургару травы жизни дал.
Галатуру воды жизни дал.
Отец Энки молвил кургуру и галатуру:
«Вступайте, в подземный мир отправляйтесь!
...Труп с крюка заберите
И один – травой жизни, и второй – водой жизни тела ее коснитесь
- Восстанет Инанна!".
Так они и сделали. Инанна ожила и вышла из подземного мира, а за ней последовали демоны, большие и малые, и потребовали от нее отдать вместо себя другого. Они преследовали Инанну до ее владений, где на троне восседал в одежде власти муж богини, Думузи (пастух и бог растительного мира) [58].
"Демоны – «галла» его схватили.
Семеро их – его грудь разодрали, его кровь излили,
Семеро их – словно в горячке на него напали,
пастушью флейту, свирель его на глазах его разбили!
Она [Эрешкигаль] на него взглянула – взгляд ее смерть!
Закричала она – в словах ее гнев.
Крик издала – проклятья крик:
"Его, хватайте его!"
Светлая Инанна пастуха Думузи отдала в их руки...
... Думузи рыдает, позеленел!", - начал перечислять заслуги свои, просить помощи у богов, но никто не мог помочь ему.
"А дева Инанна горько рыдает.
«Герой мой ушел, погублен!
Как теперь решать судьбу?...
... Светлая Инанна за свою голову отдала голову Думузи! ..."
Интересна концовка эпоса : "Светлая Эрешкигаль!
Хороша хвалебная песня тебе!».
Песнь отчетливо повествует о строгости законов "Подземного мира" для всех, в том числе и для богов, и отражает отношение к смерти в древнейшие времена. Боги лишь частично могли изменить законы "Подземного мира", выход из "Страны смерти" был возможен (хотя бы для богов), но за это требовалось отдать другую жизнь. Важным моментом, отраженным в мифе, является указание на то, что между двумя мирами, верхним и нижним, всегда существовала связь, которой пользовались в исключительных случаях боги всех древних народов; чтобы вернуться наверх, боги из более ранних мифов должны были взамен своей отдать чу-жую жизнь. Нельзя исключить, что общее представление об уходе в "Страну смерти", послужило основанием для распространения обряда захоронения покойников, т.е. их отправляли в «Страну без возврата», в "Подземное царство". Следует отметить, что ряд арийских племен такой обряд не поддержало, своих покойников они предпочитали кремировать, освобождая душу человека от бремени земли для воссоединения ее с энергией космоса.
К другим южным городам-государствам Южной Месопотамии относились Ур, Лагаш, Киш и др., имевших своих богов-покровителей [26].
Позднее путем слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителя х произошло формирование общешумерских божеств [26]. Среди них выделялась великая троица: Ану (Анну) - владыка Неба, Эа - повелитель Воды и Энлиль - хозяин Земли и Ветра, бог-дуновение. В эпоху политического объединения эти три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закреплялись эпитеты: Ану - непостижим и далек, Энлиль - могуч и царственен, Эа - мудр и свят. Между великими и местными божествами шумерские жрецы стали устанавливать династические связи. Например, бог-покровитель Лагаша Нингирсу был провозглашен сыном Энлиля. Почитались также многочисленные добрые и злые божества, связанные с урожаем, скотом, домом, болезнями и напастями, поэтому говорить о религии шумеров как о системе еще трудно.
В религии шумеров женские божества играли более значительную роль, чем впоследствии, когда они превратились в дополнение к мужским божествам с их правом на власть, а следовательно, и на поклонение [26]. Только Инанна составила исключение. Она всегда имела свой самостоятельный культ, который сохранился практически во всех мифах Двуречья.
Изображения богов уже в самую раннюю эпоху по больше части носило антропоморфный вид [26] В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов. Исключением был Эа, первоначально, видимо, покровитель рыбаков, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных, т.е. следы тотемизма здесь были мало заметны. Из священных животных были только бык, лев и змея [26,58]. Быки часто изображались с человеческими головами (в Египте наоборот - боги часто изображались в виде человека, с головою животного).

С самой глубокой древности соседями шумерцев были семиты-аккадцы, которые в 3 тыс. до н.э. занимали северную часть нижнего Двуречья и находились под сильным шумерским влиянием [58]. Во второй половине 3-го тыс. до н.э. аккадцы проникли и утвердились на самом юге Двуречья, чему способствовало объединение Двуречья в XXII в. до н.э. аккадским правителем Саргоном Древним, или Великим. Аккадцы основали около 2400 г. до н.э. свой город Аккад, по имени которого северная область Шумер (южнее широты современного Багдада) с тех пор называется Аккадом.
Саргону (Древнему) [27] удалось объединить независимые государства-города Шумер и создать первое общемесопотамское государство ("Царство четырех стран света", династия Аккада, XXIV-XXII вв. до н.э.). Сопротивление недовольных этим объединением подавляли массовой резней (!), т.е. уничтожением всех недовольных.
Аккадцы первыми в мире создали постоянную армию, вооруженную, в отличие от шумерцев, не только секирами и копьями, но и луками [26].
Цари объединенного Двуречья, начиная с Саргона Древнего, претендовали на особую близость к небесным богам [26]: они считались ставленниками богов и правили от их имени. На барельефах цари обычно изображались лицом к лицу с богами, либо носили божественные атрибуты.
Шумерцы и аккадцы разговаривали на одном из семитских языков [89]. Они образовали большие империи, которые распространяли их культуру по всем сопредельным странам. Художественные изделия шумерцев проникли даже в Астрабад, расположенный на берегах Каспийского моря. Аккадцы тесно смешались с шумерцами в Вавилонии и заняли западные равнины, простиравшиеся вплоть до сирийской побережья и Синая. Около 2700 г. до н.э. правители Аккада распространили свою власть до берегов Средиземного моря и, вполне вероятно, на Каппадокию. В любом случае, вскоре после 2500 г. до н.э. крупная аккадская колония, поддерживавшая близкие политические и торговые отношения с Ассирией и Вавилонией, появилась в долине реки Галис, в ключевом пункте, контролировавшем торговые пути, которые вели как к Черному, так и к Эгейскому морям. В месопотамских надписях и памятниках изобразительного искусства можно найти сведения и о других народах, населявших соседние горные районы, однако ни один из них, по мнению Г. Чайлда, в 3-м тыс. до н.э. не относился к числу индоевропейских.
Шумерцы изобрели письменность в конце 4- начале 3 тыс. до н.э. [58].
Шумерское древнее письмо было пиктографическим, когда отдельные предметы изображались в виде рисунков [26]. Позже рисуночное письмо заменилось клинописью. Клинообразные знаки выцарапывались на влажной глине острым предметом. Всего в шумерской письменности насчитывалось более 600 знаков, представлявших собой разные сочетания клинышков. А поскольку почти каждый знак имел довольно много значений, клинопись досконально знали лишь немногие писцы.
Многие исследователи указывают на то, что древняя шумерская культура имела устойчивые связи с индоевропейской культурой [9]. Так, например, культ быка в Шумере получил весьма широкое распространение, что отразилось и в имперском искусстве. А. Белов предполагает [9], что стилизованная голова быка в виде галочки явилась неким прототипом для шумерской письменности - клинописи. Галочки-клинья, скомпонованные в клинописный знак, представляли собой буквы шумерского алфавита.
Ученым удалось расшифровать клинописные таблички междуречья Тигра и Ефрата при помощи древнеперсидской клинописи времен империи Ахеменидов [9]. Датский ученый Кар-стен Нибур предположил, что каждый клинописный знак означает букву и соответствующий ей звук. Это дало ему ключ к прочтению гораздо более древних глиняных табличек ассиро-вавилонской клинописи. В 1900 году древние шумерские и аккадские тексты уже свободно читались специалистами.
В настоящее время в произведениях изобразительного искусства Древних Шумер выделяют два этнических типа, а также два компонента в их языке, ни один из которых не был индоевропейским, но мог принадлежать народу, использовавшему в быту расписную керамику [89].
Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами [145]. Именно поэтому шумерская письменность сохранилась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шуме-ров. По данным исследователей, единая письменная система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже с 4-3 тыс. до н.э.
Предполагают [145], что центром распространения письменности по Месопотамии мог быть город Ниппур, в котором находилась школа для писцов. В Ниппуре археологами были обнаружены развалины трех храмов и большая клинописная библиотека с текстами. Среди них был так называемый "школьный канон Ниппура" - произведение, предназначавшееся для изучения писцами. В него входили сказания о подвигах великих героев-полубогов Эн-мешарра, Лугальбанды и Гильгамеша, а также другие литературные произведения.
Одним из важных памятников шумерской письменности является "Царский список", найденный в ходе раскопок Ниппура [145]. В нем содержались имена шумерских правите-лей, первыми из которых были герои-полубоги Энмешарр, Лугальбанда и Гильгамеш,и сказания об их деяниях.
Шумерский период истории Двуречья охватывает около полутора тысяч лет и завершился в конце 3-начале 2 тыс. до н.э., так называемой III династией города Ура (ХХ в. до н.э.) и династиями Исина и Ларсы, уже только частично шумерскими [58]. История Двуречья во 2-м тыс. до н.э. – это уже история семитских народов; из них главную роль в первой половине 2-го тыс. до н.э. играли вавилоняне – народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся из слияния шумерцев и аккадцев. Шумерский язык к этому времени становится языком мертвым, с таким же значением, какое имеет латинский язык в наше время. А аккадский язык принадлежал к семитской языковой семье [58].
Споры о том, кем же были древние шумерцы, имеют под собой определенные основания. Дело в том, что и в шумерских, и в аккадских эпосах бог солнца Уту, особо почитавшийся в Уруке, был родовым богом правителей I династии Урука, к которой принадлежал главный герой этих эпосов – Гильгамеш [58]. А Гильгамеш же был пятым царем I династии города Урука (XXVII в. до н.э., так называемый «II раннединастический период»), победивший Агу, вождя северных областей нижнего Двуречья с главным городом Кишем. Богиня Нинсун («Госпожа дикая корова», сравните с коровой индоариев) и герой Лугальбанда были родителями Гильгамеша. В аккадском эпосе Шамаш (Уту), бог солнца, помогал Гильгаме-шу в битве с Хумбабой (Хувавой – стражем кедрового леса). После победы над Хувавой, Гильгамеш подарил льву магический луч побежденного стража кедрового леса, т.е. принес ему дар, или дань (на Ближнем Востоке лев олицетворял солнце). Главный храм города Урака был посвящен богу Небес Анна (аккадский Анну) и его дочери Инанне (аккадская Иштар), богине любви и плодородия, богине восхода, олицетворявшей планету Венера (шумерская Дильбат) - звезда солнечного восхода. Таким образом, Гильгамеш и подвластные ему шумерцы, как и древние арии, поклонялись Солнцу, приносили ему дары и чтили Небесного Отца.
В результате, по вере Гильгамеш был солнцепоклонником, по языку общения – возможно, семитом, а в письме использовал шумерскую клинопись, расшифрованную при помощи древнеиранской клинописи. И таков был весь Ближний Восток, представлявший собой узкий коридор миграции народов между Европой и Азией, с одной стороны, и Аравией и Африкой, с другой стороны.
Аккада погибла под натиском горного племени кутиев (гутиев, гутеи)*, которые восстановили города-государства с властью жреческой верхушки.

*Кутии (гутии, гутеи) [27] - союз воинствующих горных племен, образовавшихся в конце 3-го тыс. до н.э. на западной окраине Иранского плоскогорья, к северу от Эламского царства.
Кутиев, как и эламитов относят к семитским племенам [26].
К концу 3-го тыс. до н.э. кутии составляли городское население городов-государств Шумер [27]. Около 2200 г. до н.э. кочевые племена кутиев совместно с эламитами разгромили Аккадское царство [26-27]. Их господство продолжалось около столетия, затем они были изгнаны царем Уру-ка, Утухэгалем.

Династия царей Урука тоже правила недолго [27]. За время ее правления цари обожествлялись при жизни, и насаждалась идея рабства человека перед богами. Незадолго до 2000 г. до н.э. династия Урука рухнула под напором семитских скотоводов аморитов и горцев -эламитов.

Литература:
5. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-М.: Вече, 1997.-560 с.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
17. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М.: Ди Дик, 1994.-480 С.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В. Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиг-раф, 2001.-975 с.
58. Поэзия и проза древнего Востока. Под ред. И. Брагинского. М: Художественная литература, 1973.-736 с.
74. Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. Горы. М.: Мысль, 1987.-400 с.
89. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Пер. с англ. И.А. Емеца. М.: ЗАО Центрролиграф, 2007.-270 с. - (Загадки древних цивилизаций).
127. Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. М.: Алетейа, 2004.-440 с.
145. Антонова Л.В. Удивительная археология. М.: ЭНАС, 2008, 304 с. (О чем умолчали учебники).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шумеры и Аккад | Леоновик - Дневник Леоновик: основы древней духовности | Лента друзей Леоновик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»