Средиземноморцы
22-03-2011 21:13
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Средиземноморцы
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2010 г.
История людей современного типа в Европе достаточно сложна и разнообразна. По мнению Г. Чайлда [89], уже давно установлено, что потомки населения каменного века составили значительный процент среди населения постледникового периода Европы. Белокожие, северный тип, арийцев появился на исторической арене значительно позднее - во времена энеолита или неолита. Во времена творческой активности Г. Чайлда получила широкое признание гипотеза, по которой между двумя главными этническими группами вклинилась третья, имевшая другой антропологический тип. Первые две группы жителей Европы были по структуре черепов долихоцефалами (с длинными и узкими черепами), третья же группа относилась к брахицефалам (с круглыми и широкими черепами); именно она, как считают некоторые историки, обеспечила Европе неолитическую революцию. Сейчас такая точка зрения признается ошибочной, поскольку брахицефалы находились на более низкой ступени развития, их главными занятиями были охота и рыбная ловля, домашних животных они не держали. В коллекциях антропологов уже имеется значительное число их черепов из Испании, Франции, Бельгии, Британии и Германии, которые, к тому же, относятся к донеолитической эпохе. Эти брахицефалы, хотя и жили в постледниковый период, все еще занимались только собирательством и охотой и даже не полировали камень или кремень. Эта палеолитическая группа населения Европы была известна как капсиане.
Смешение народов привело к смешению обычаев, что вносит другую сложность и является причиной ошибок для многих историков и этнографов. В Центральной Европе обряд кремации был характерен для эпохи неолита, то время как с приходом бронзового века в погребениях от Британии до Крита стало преобладать трупоположение [89]. Различия между Западом (например, в бассейне Эгейского моря) и Востоком еще в 3-м тыс. до н.э. отмечались более ярко, чем к середине 2-го тыс. до н.э.: Запад, по мнению Г. Чайлда, явно стал одерживать верх, и бронзовый век Европы имел местные корни и не был заимствован с Азии. Тем не менее, не наблюдалось значительного увеличения брахицефальных черепов в погребениях бронзового века; в них продолжал преобладать длинноголовый тип, точно также как и в неолитический период
*Бронза, представляющая собой сплав меди с 10% олова, не была известна в Азии до 1700 г. до н.э. [89]. Г. Чайлд не исключает, что она попала туда из Европы.
Однако в последующую энеолитическую эпоху в Центральной Европе уже явно брахицефальная раса заложила основы бронзового века [89]. Эта раса, отличная от всех прочих не только строением черепов, но и своей цивилизацией, известна как культура колоколовидных кубков или под названием «следопыты». Эти кубки всегда помещали в погребения носителей этой культуры. Название «следопыты» они получили от основного факта, присущего им: они повсеместно искали руды и драгоценные металлы. В центральной Европе первые ценные изделия, изготовленные из золота и янтаря, найдены также в погребениях представителей этой культуры.
В континентальную Европу эти пришельцы – они не были многочисленными – прибыли не с востока, как считали раньше, а с юго-запада [89]. При распределении по территориям погребений выясняется, что большинство из них сосредоточено на юго-западе Германии, имеются они также в Силезии и вокруг Будапешта. Восточные границы этой культуры пока не определены. Решающую роль в решении этого вопроса играет анализ погребального инвентаря. Самым типичным для носителей этой культуры изделием из металла являлся очень короткий, плоский, треугольной формы кинжал с расширяющимся лезвием, без ярко выраженного плеча и, вероятно, вставлявшийся в деревянную или костяную рукоятку. Это оружие сразу же обнаруживает несомненные различия с азиатскими кинжалами, имевшими ярко выраженные плечи и узкое лезвие. Подобные кинжалы в больших количествах находят от Элама и Анау до Сирии и Трои. С другой стороны, кинжал "следопытов", обычный для Западной Европы, воз-можно, попал туда из Египта. Однако попали они в Центральную Европу не из Восточного Средиземноморья. Как полагают некоторые историки, носители культуры колоколовидных кубков первоначально появились в Эгеиде, где брахицефалы рано появляются на Кикладах и на Крите. Культура колоколовидных кубков возникла именно здесь, а далее ее носители отправились морским путем на запад через Средиземноморье и Атлантику. Присущий им физический тип и характерные элементы их культуры в очень раннее время появились на Сицилии, Сардинии и юге Франции. Но наиболее ярко культура колоколовидных кубков проявилась в Центральной Испании. Именно отсюда «следопыты» распространились в Бретань, на юг Франции, север Италии и в Центральную Европу. Первоначально они были просто вооруженными торговцами. Их главные центры находились в тех частях Европы, где, по мнению филологов и историков, в исторические времена жили носители доиндоевропейских языков, например иберы. Даже сегодня в Пиренеях часть населения продолжает разговаривать на языке басков, который относится к числу неиндоевропейских. Брахицефализм, который был присущ этому народу, появляется среди населения Европы уже в энеолитическую эпоху, воз-можно, хотя бы отчасти благодаря «следопытам». Баскское слово urraida – «медь» родственно шумерскому термину urudu. На основании этого Пик предположил, что «следопыты» были шумерами. Последняя точка зрения не является окончательной, имеются и другие взгляды.
Так, миграция на запад по северному побережью Средиземного моря, в сторону Марокко, могла привести к периодическому слиянию переселенцев со светловолосыми горными племенами, в результате, люди, которые проникли в Испанию через Гибралтарский пролив, по своему физическому типу могли быть ближе к ливийцам, чем к додинастическим египтянам [87]. Эти переселенцы распространялись по Западной Европе и также получали историческое название иберийцы. Они также встречались и смешивались с племенами, мигрировавшими вдоль морского побережья из Греции, о чем говорилось выше. Продвигаясь на север, вдоль долин рек Франции, иберийцы проникли в Британию, поглощая коренное население острова. Это были люди нового каменного века, который продолжался в Европе достаточно долго.
Предполагают [74], что баски ведут свое происхождение от древнеиберийского племени васконов – потомков древнего доиндоевропейского населения Европы. В языке басков обнаружено более 360 лексических соответствий с грузинским (картвельским) языком. В древности Грузия носила одинаковое название со страной басков – Иберия.
Античные историки иберами называли также восточно-кавказские (картские) племена, жившие на территории кавказской Иберии [27]. Древняя традиция классических авторов (Страбон, Аппиан) идентифицирует испанских иберов с кавказскими иберами.
Греко-римские авторы иберами называли племена, с глубокой древности населявшие юго-восточное побережье Испании и распространившиеся затем (в VII-III вв. до н.э.) по всей территории Пиренейского полуострова и юго-западной Галлии [27]. Из многочисленных племен выделялись наиболее многочисленные и воинственные - турдетанов (на юге), кельти-беров (в центре, на плоскогорье), лузитанов (на западе), кантабров, астуров и галлаиков (на северо-западе). Важнейшим центром иберийской культуры считалась южная часть Пиренейского полуострова, область турдетанов (современная Андалусия), где античная традиция помещает древнейшее государство, с легендарной столицей Тартессом.
С брахицефалами Пик связывает распространение мегалитической культуры по всей Европе [89]. Памятники этой культуры, которые представляют собой огромные каменные гробницы, известные как дольмены, которые могли быть как открытыми, так и закрытыми, а также соединенные между собой монолитные столбы и каменные круги представляют собой одно из самых заметных звеньев, связывающих Европу и Азию, особенно Индию. В Европе мегалитические гробницы разбросаны вдоль берегов Северного моря и Атлантического океана, западной части Средиземного моря, вновь появляясь в Болгарии и на берегах Черного моря, откуда они через Кавказ тянутся в Северный Иран. Другая группа мегалитических гробниц появляется в Северной Африке, Сирии и Палестине, а затем – на юге Индии и в Ассаме. Большинство археологов полагает, что эти мегалитические сооружения связаны с наро-дом, который вел поиск простых и драгоценных металлов; налицо явное совпадение между распределением памятников и районами добычи металлов. Предполагается, что эти «следопыты» древности основывали торговые поселения или даже собственные династии там, где они нашли то, что искали, и распространяли среди аборигенов присущий им культ мертвых и свои традиции архитектуры.
Существует научная школа, которая утверждает, что истоки мегалитической культуры следует искать на севере или западе Европы, откуда она распространилась в восточном направлении [89]. Отмечалось, что мегалитические гробницы Скандинавии и Британии содержат исключительно материал неолитического времени; в Испании и на Кавказе в подобных гробницах находят изделия из меди, в то время как в Северной Африке и в Индии среди погребального инвентаря встречаются и железные орудия. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что скандинавские гробницы в типологическом плане являются самыми примитивными. На основании этого высказывались предположения полностью пересмотреть пути распространения дольменов и локализовать их первоначальный центр возникновения в Дании. Отсюда, как предполагают, высокие морские пираты с золотыми локонами, предшественники викингов, разместившись в долбленых лодках, отправлялись в Берберию и Индию. Халдон отмечает, что дольмены не встречаются там, где светловолосые кабилы сохранились в наиболее чистом виде и где они были наиболее многочисленны. Мегалитические памятники в Европе преимущественно распространяются на там, где индоевропейцы поселились относительно поздно: Франция, Испания и Британия. На севере дольмены вообще отсутствуют.
Иберийские боги Нет, Ри или Рои, Корб, Бетх и другие не сыграли сколько-нибудь заметной роли в легендах о богах гэльского пантеона [104]. Они представляли собой местных божков различных кланов и были теми самыми богами, которыми клялись герои этих кланов в своей борьбе за выживание. Несомненно иберийская колонизация Ирландии предшествовала кельтской (гэльской). Гэлы, почитавшие себя детьми света, называли их «детьми тьмы». По христианской интерпретации, иберы пришли в Ирландию из Греции или «Испании».
Другая точка зрения на аборигенное население Европы кажется более стройной, чем та, которую описал Г. Чайлд. Согласно ей, в эпоху завоевания Британских островов римлянами на них существовали уже две разные этнические группы: африканско-негроидного антропологического типа и арийского происхождения [104]. Первая, более ранняя из этих групп, жила в Европе с древнейших времен. Их называют аборигенами. Это были люди, строившие так называемые длинные курганы; этнологи называют их племена по-разному: иберами, средиземноморцами, берберами, басками, силурийцами и эскарийской расой. По телосложению они были людьми невысокого роста, коренастыми, темноволосыми, с удлиненным черепом. Язык их относился к так называемой хамитской группе; родственные ему диалекты, сохранившиеся до наших дней, распространились среди галлов, абиссинцев, берберов и других североафриканских народов, потомки которых перебрались в Европу через Малую Азию и Сирию. Древние греки, столкнувшиеся с ними в Греции, называли их пеласгами, древние латиняне в Италии именовали их этрусками, а евреи в Палестине - хеттами (последнее название вносит путаницу с арийским племенем хеттов). Затем они расселились по всей Ев-ропе вплоть до ее северных районов, вышли к Балтике, направившись на запад, перебрались через Пиренеи и заселили Францию, Испанию и, наконец, Британские острова. На землях многих стран они достигли относительно высокого уровня развития. Эти племена были скорее земледельцами, чем скотоводами. Еще в эпоху каменного века эти люди возводили укрепления и крепости, а на склонах холмов возводили террасы. Они господствовали в Европе вплоть до прихода ариев, которые сразу вступили в борьбу с аборигенами, вытеснили их с наиболее плодородных земель, покорили, а затем даже смешались с ними. Однако в некоторых местах они сохраняли свою независимость. Так, в эпоху римского владычества, в Ирландии они долго еще оставались непокоренными, считаясь не подданными, а союзниками римлян, в отличие от гэлов, ставших настоящими крепостными; они самостоятельно управляли своими провинциями, сохраняя собственные обычаи и религиозные верования. Несмотря на бурную историю Великобритании и Ирландии, эти люди не вымерли и даже не утратили своих черт, и, по мнению многих этнологов, число представителей этого типа людей по всей Ан-глии постоянно растет.
Несколько иначе описывают средиземноморцев авторы Энциклопедии египетской мифологии [87]. По их словам, это были люди светлокожими, "длинноголовыми", низкорослы-ми, со стройными телами, орлиным носом, темными волосами и глазами.
"Светлокожесть", вероятно, была относительна коренного населения Африки, а по отношению к белым арийцам они были, скорее всего, темнокожими или смуглыми, как мы сказали бы сейчас.
Средиземноморцы пришли в Европу из Северной Африки и были первыми поселенцами долины реки Нила, став ее населением в восточных районах Дельты в додинастический пери-од [87]. А в те далекие времена, как пишет Е.П. Блаватская [68], Египет был населен дравидами Индии, которых она называет индийцами или темнокожими арийцами. В западных районах дельты Нила и вдоль морского побережья (северного побережья Средиземного моря) они были известны как ливийцы* [87].
*Современная история относит древних ливийцев к предкам берберов [27]. Для ливийцев был характерен более светлый цвет кожи, чем у аборигенов Африки, татуировка на теле, страусовые перья на голове и спускавшаяся на висок коса.
Ливийцы смешивались с более высоким, светловолосым народом, присутствие которого зафиксировано в Южной Палестине в досемитские времена [87]. Этот расовый тип до сих пор сохранился на северных склонах Атласских гор. Светловолосый расовый тип встречается и среди берберов.
По мере увеличения численности народы Средиземноморья начали расселяться в различных направлениях из своей североафриканской области обитания [87]. Их миграция на юг остановилась в Нубии, где племена переселенцев вступили в конфликт с местным населением, с которым они в итоге смешались. Так появились воинственные нубийцы, которые всегда представляли угрозу для династических фараонов Египта.
Однако более многочисленная миграция средиземноморских народов происходила в се-верном направлении [87]. Распространяясь на восток, они проникли в Палестину и Малую Азию. Они были финикийцами и хеттами. Завладев большими участками земли в Италии и Греции, они стали известны историкам как италийцы, лигурийцы, пеласги* и т.д. Они основали великую цивилизацию на Крите, где, согласно имеющимся данным, их первые поселения появились еще около 10 тыс. лет до н.э.
*Пеласги [27] - согласно античной традиции, догреческое население материковой Греции, Эгейского архипелага и западного побережья Малой Азии. Предполагают, что пеласги могли населять также районы Фессалии, Эпира и Крита. Археологические раскопки подтверждают близость культур до-греческого населения этих районов. Предполагают также, что язык пеласгов не принадлежал к числу индоевропейских народов. Некоторые ученые полагают, что язык критских табличек линейного письма А мог быть пелазгический. У Гомера пеласги названы союзниками Троянцев. По Геродоту, они обитали в Аттике, на Халкидике и во Фракии.
Первые поселенцы средиземноморского типа в долине Нила строили обмазанные глиной плетеные хижины [87]. Кошки и собаки уже были одомашнены. Мужчины покрывали свои тела татуировками и раскрашивали лица. Они носили легкие одежды из козлиных шкур и украшали свои головы перьями страусов. Женщины вставляли в свои волосы декоративные гребни, носили браслеты и ожерелья из ракушек, раскрашенных камешков и зубов животных, которые могли служить защитными амулетами против колдовства. Эти ранние поселенцы были пастухами, охотниками и рыбаками; среди них появляются искусные художники и мастера, которые изготовляли из кусков кремня острые ножи, наконечники для стрел и копий. Они также изготовляли разукрашенные глиняные кувшины и выдалбливали каменные чаши. На лодках они плавали под парусами и на веслах, ловили рыбу костяными крючками и ставили силки на птиц. Они были бесстрашными как в сражении, так и на охоте, поскольку убивали не только диких быков, но атаковывали крокодилов и гиппопотамов с копьем и луком, вели охоту на кабанов и пустынных львов при лунном свете. Они верили в то, что жизнь следует за смертью точно так же, как день сменяет ночь. Своих мертвых хоронили в неглубоких могилах, устланных козлиными шкурами, на боку, в позе эмбриона, а рядом с ними размещали шиферные пластинки для раскраски тела, посохи, кремневые орудия и глиняные сосуды, наполненные едой и питьем для поддержания сил в потустороннем мире.
По утверждению Г. Чайлда [89], средиземноморцы хоронили своих соплеменников по обряду трупоположения еще с неолитических времен.
Поклонение солнечному диску было неизвестно ранним обитателям Средиземноморья [87], которые со временем распространились по Европе, добравшись до Британских островов и Ирландии. Оно также не имело большого распространения в землях Древнего Египта до возведения Великих пирамид в районе современного Каира. Цари Египта стали именоваться "сыновьями солнца" лишь в период правления V династии фараонов.
Классические источники сходятся во мнении, признавая силурийцев Южного Уэльса представителями совершенно иной расы, чем подавляющее большинство жителей Британии [104]. Смуглый цвет лица и курчавые волосы этих иберийцев являются, по мнению Тацита, свидетельством их испанского происхождения.
Когда в Ирландию прибыли кельты, островом правил король по имени Эохаидх, сын Эрка, по прозвищу Гордый [104]. Первоначально это были не боги, а некое доарийское племя. Страх и подозрительность, с которыми древние кельты относились к преуспевающим аборигенам острова, привели к тому, что они были наделены чертами «сверхчеловеков». Кельты очень боялись тех магических ритуалов, которые практиковали туземцы в своих хорошо укрепленных святилищах на холмах или труднодоступных островках посреди заболоченных трясин. Гэлы, почитавшие себя детьми света, сторонились этих мрачных иберийцев, «детей тьмы». Кельты, принесшие с собой в Ирландию своих собственных богов, отказывались верить, что они без боя могли отобрать земли у столь искушенных колдунов и волхвов, как иберийцы. Их племена, или кланы кельты связывали с фоморами — богами зла, ночи и смерти, обитавшими в водах, омывающих Британские острова. Мифические фоморы считались существами более древними, чем боги, от рук которых им предстояло в конце концов погибнуть. Потомки «Хаоса» и «Старухи-ночи», они по большей части были громадными и уродливыми созданиями. Совершаемая в вечности битва между богами и гигантами служит отражением памяти о реальных столкновениях и битвах между интервентами-кельтами и аборигенами-иберийцами. В поздних преданиях о смертельной борьбе между Верховным королем Ирландии и мятежными фианами прослеживается последний исторический или мифологический отголосок межплеменных конфликтов древности. Фианы некогда были богами или героями аборигенов Ирландии. Мифы о них представляют собой отражение докельтских и доарийских идеалов.
В долинах Альп проживают потомки древнейшего населения Европы, романши и лади-ны, близкие к этрускам и иллирийцам [74].
Этруски (туски) [27] - римское название одного из самых значительных племен Древней Италии (самоназвание - расены). Греки называли этрусков тирренами (или тирсенами) и считали их народом восточного происхождения; по Геродоту, этруски - выходцы из Лидии.
Как пишет Г. Чайлд [89], наиболее достоверная традиция связывает происхождение этрусков с Анатолией. Напав с запада совместно с шарданами и шакалаша на Египет в 1229 г. до н.э. и получив отпор, они продолжили свое путешествие по Средиземному морю, дав свои имена Этрурии, Сардинии (шарданы стали сарданами и были из Лидии) и Сицилии (до этого шакалаша были жителями Сагалассоса в Писидии).
Упоминание названия "турша" встречается среди "народов моря" относительно, возможно, этрусков, нападавших в XIII-XII вв. до н.э. на Египет [27].
По Гелланику (историку V в. до н.э.), этруски относились к пеласгам [27]. Они отняли у умбров* обширную область в Средней Италии, которая получила название Этрурия.
*Умбры [27] являются древнейшими, исконно итальянскими племена, первично занимавшие территорию Северной и Средней Италии (между Альпами и рекой Тибр) и принадлежавшие к оскско-умбрской языковой группе. Полагают даже, что умбры могли быть носителями Вавилонской культуры. В VII-V вв. до н.э. они были частично подчинены этрусками, а в IV-III вв. до н.э. оттеснены галлами из Северной Италии в Среднюю (получившую название Умбрия). В III-II вв. до н.э. умбры были покорены римлянами и к I в. н.э., не утратив своего языка, латинизировались.
Г. Чайлд [89], причисляет умбров и осков к так называемым, p-италикам, которые имели не-сколько другую культуру, отличную от q-италиков, прибывшим на Апеннинский полуостров, воз-можно, с территории современной Венгрии. В начале времен, все италики кремировали трупы своих соплеменников. Первоначально умбры и оски тоже кремировали трупы, но затем они стали их хоронить, причем умбры, возможно, стали это делать раньше осков.
Предполагают, что этруски отменили [89] кремацию трупов, принятую у умбров, и заменили ее на погребения с трупоположением. Плиний сообщает, что этруски захватили у умбров 300 городов.
Этруски проникли на север Италии, основав там ряд городов (Мантую, Фельсину и др.), захватили Лаций, Кампанию (где ими также был основан ряд городов, важнейшим из которых была Капуя), Корсику, в борьбе за которую этруски, заключив союз с Карфагеном, одержали победу над греками при Алалии (около 540 г. до н.э.) и обеспечили свое превосходство на море [27]. На Корсике этруски подчинили себе корсов, этническая принадлежность которых остается неустановленной. В VI в. до н.э. этруски распространили свою гегемонию на Рим (цари из этрусского рода Тарквиниев). Но уже в конце VI в. до н.э. началось ослабление этрусского объединения. Римляне изгнали Тарквиниев, Сиракузы нанесли поражение этрускам на море, самниты овладели Кампанией, галлы - землями этрусков на севере. В начале III в. до н.э. Рим подчинил этрусков своей власти (295 г. до н.э. - битва при Сентине, 283 г. до н.э. - при Вадимонском озере).
Космогоническая мифология этрусков была схожей с космогонией Древнего Египта и Вавилонии [27]. Вселенная представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подзем-ному царству. По расположению светил на небе этрусские жрецы предсказывали судьбу человеческого рода, народа и каждого индивида. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура - считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. Средняя и нижняя структура соединялась ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков.
Наряду с делением мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света [27]: в западной части помещали злых богов и демонов, а в восточной - добрых.
В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религии и политики [27].
Этрусские мифология не имела мифов о браках богов и их родстве [27]. Объединение богов в триады и двоицы обосновывалось их местом в религиозной иерархии. Боги передавали свою волю с помощью молний. Так поступал бог Тин (у греков отождествлен с Зевсом, а у римлян - с Юпитером). Будучи богом-громовержцем, Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он предостерегал людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим - самым страшным - карал, получив на это согласие избранных богов. Тин первоначально представлял собой главу совета богов. Богиня Уни (у греков - Гера, у римлян - Юнона) почиталась как покровительница царской власти, а Менрва (у римлян Минерва) - как покровительница ремесел и ремесленников. Тин, Уни и Менрв составляли этрусскую триаду. Богиня Туран, имя которой означало "подательница", считалось владычицей всего живого (у греков отождествлялась с Афродитой). Бог Аплу (у греков - Аполлон) первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс (греческий Гермес) считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Этрусский Сефланс соответствовал греческому богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу. Он был участником сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Бог Нефунс с характерными атрибутами - трезубцем и якорем - часто изображался на зеркалах, геммах и монетах. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс (греческий Дионис-Вакху и римский Сильвану). Его культ носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение городов-государств в Этрурии с центром в Вольсиниях обусловило вы-деление главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в роли божества растительности неопределенного пола, иногда в виде воина. К числу богов "небесной долины" этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, мог поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствовало представлениям о римском Сатурне). Этруски почитали бога Сельванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного мира были Аита и Ферсифай (соответствовали греческим богам Аиду и Персефоне). Допускается, что кому-то из женским божествам этруски первоначально прибавляли эпитет великой богини-матери.
Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой - войны [27]. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус - хтоническое божество растительности.
Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов [27]. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в изображениях демонов позволяют предполагать в них первоначальных священных животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем - вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии становится проводником душ в подземном царстве, узурпировав эту роль у Турмса, в облике которого соединил человеческие и звериные черты. Хари и Тухулка часто изображались вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. Из культа множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Эта юная обнаженная женщина с крыльями за спиной на зеркалах и урнах изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем и цветы. Эпитетами Лазы были Еван, Альпан и Млакус, значение которых остается невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предположить, что лазы были добрыми духами, покровителями дома и домашнего очага. Другим демоническим множеством были маны - добрые и злые, которых римляне сохранили под тем же именем (маны). К демонам загробного мира относилась Ванф.
Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями и кровавыми схватками [27]. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.
По мнению Г. Чайлда [89], среди неиндоевропейских народы, оставившие свидетельства своего присутствия на Апеннинском полуострове и относящиеся к средиземноморцам, были сикулы на юге, лигуры на севере.
Согласно В.Д. Гладкому [27], вопрос о происхождении сикулов еще не решен. Их относят к одному из древнейших племен средней и южной Италии и острова Сицилия, название которого произошло от имени племени, населявшего его. Язык сикулов близок к латинскому, но это могло быть более поздним заимствованием. К IV в. до н.э. сикулы были подчинены греками и постепенно эллинизировались.
Лигуры [27] явились собирательным названием древних племен, населявших в середине 1-го тыс. до н.э. Северо-Западную Италию и Юго-Восточную Галлию. Полагают, что во 2-м - середине 1-го тыс. до н.э. лигуры населяли большую часть Италии, а затем были оттеснены на северо-запад италиками.
В начале II в. н.э. племя даков, занимавшее территорию современной Румынии, начало войну с Римом, и империи потребовалось 20 лет борьбы, чтобы силами всего средиземноморья, объединенными военным и государственным гением императора Траяна, победить этот народ [12].
Символ змея сохранился у племени даков вплоть до их завоевания римлянами во II в. до н.э. [10]. Это свидетельство того, что в горных теснинах Карпат даки сохранялись долгое время как остаток, рудимент прежней доиндоевропейской Европы.
Согласно современной истории [27], к дакам относят группу фракийских племен, занимавших территорию к северу от Дуная до отрогов Карпатских гор. Даки были известны грекам уже в V в. до н.э.. Еще в середине I в. до н.э. племена даков и готов объединились под руководством своего царя и вождя Буребисты. Наибольшего расцвета держава даков достигла при Децебале, объединившего под своей властью не только гето-дакийские племена, но, воз-можно, и часть сарматских. В течение I в. до н.э. - I в. н.э. римляне предприняли ряд походов против даков (при Августе и Нероне). При Домициане война с даками окончилась для римлян неудачно. По условиям мира (в 89 г. н.э.) римляне были обязаны выплачивать дакам ежегодные субсидии и предоставлять им римских ремесленников и мастеров. Следующий и последний этап борьбы римлян с даками приходится на время Траяна, когда в результате войн в 101- 102 и 105-106 гг. даки потеряли независимость и их страна была превращена в римскую провинцию Дакию.
Дакия занимала большую часть Румынии (западная граница проходила по Тисе, восточная - по Олту, на севере ограничивалась Карпатскими горами, на юге - Дунаем) [27]. Римляне построили в Дакии много военных и гражданских дорог; вдоль границ для защиты от варварских племен была воздвигнута мощная система укреплений. Попытки варварских вторжений в Дакию начались уже во времена Адриана. Борьба для римлян закончилась поражением. Да-кию стали постепенно занимать готы, карпы, гепиды и сарматы. В 271 г. Аврелиан принял решение эвакуировать римские войска и оставшееся гражданское население на правый берег Дуная, где из частей Мезии и Дардании были созданы две новые провинции. Дакия явилась первой провинцией, оставленной римлянами под напором варварских племен.
Литература:
10. Колонтаев К. Арийский след. Природа и человек ("Свет"), 1999.-N 12.-с. 66-69.
12. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: Ди Дик, 1995.-554 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
74. Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. Горы. М.: Мысль, 1987.-400 с.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
89. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Пер. с англ. И.А. Емеца. М.: ЗАО Центрролиграф, 2007.-270 с. - (Загадки древних цивилизаций).
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote