ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВЫ ДРЕВНЕЙ ДУХОВНОСТИ
Новиков Л.Б., Апатиты, 2010 г.
Опубликовано в Сообществах "Спиритизм...", "Философия..." 30.12.2010 г., и в сообществе "Любителей истории..." 07.01.2011 г.
В этом литературном исследовании в очередной раз, после Е.П. Блаватской, сделана попытка истолкования открытых ею для всего мира эзотерических истин с позиций современного естествознания и исторической мифологии.
На сегодняшний день основные противоречия сохранились в вопросах эволюции живой природы и происхождения человека. Однако в современном научном мире также нет единого мнения относительно возраста человечества и возможных его предшественников. Историки боятся эзотерики как чумы, считая ее, как и всю мифологию древних народов, вымыслом или сказкой. Тем не менее, человеческая память не забывает ничего, потому существует официальная и неофициальная, т.е. две параллельные истории, которые часто никак не стыкуются. И как бы детей не заставляли заучивать официально признанные теории еще в школах, вырастая, многие из них прислушиваются к доводам альтернативных знаний и отвергают заученное. Эзотерической науки в нашей стране не существует, и эзотерические знания живут сами по себе, а сила их доводов настолько велика, что порой без них не удается объяснить "темных" пятен официально признанной истории, особенно тех ее вопросов, которые касаются религиозного наследия современного человека (боги и их творения), происхождения рас, древних знаний о космосе, магии и спиритизме (учения о душе и духах и о способах воздействия на них), поскольку ныне живущие никак не могут согласиться с тем, что вся эта духовная культура нам досталась от обезьян, неандертальцев или кроманьонцев, или других видов гоминид, как предлагают нам историки. Вся беда современных ученых заключается в том, что за начальный уровень человеческих знаний, так или иначе, они берут мрачное средневековье, когда христианские инквизиторы сжигали на кострах инакомыслящих, а потому, изучая древнюю мифологию, они полагают, например, что битва Титанов - это всего лишь красивая сказка, которую придумали древние греки себе на потеху (обезьяны же такого при-думать не могли), и совсем не пытаются связать эти мифы с описанием космических катаклизмов, происходивших в глубокой древности, свидетелями которых не мог быть современный человек, а тем не менее он знает о них из источников архаичной, допотопной, цивилизации. Давно известно, что древний народ хорошо знал устройство космоса и всегда считал, что не Солнце крутится вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца. Так, еще в египетском гимне, посвященном богу Атону (Новое царство, 1580-1200 гг. до н.э.) говорилось [58]: Да живет он во веки веков, Атон живой и великий, Владыка всего, что обегает диск солнца, Владыка неба и Владыка земли, …». Однако через 2000 лет необразованные христиане внедрили людям противоположную мысль, и историки взяли их необразованность за единицу отсчета уровня знаний древних людей. Здесь можно только сослаться на Н.А. Некрасова: «Мужик, что бык, втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудого не вышибешь» (Поэма "Кому на Руси жить хорошо", 1866-1876 гг.). Поясняя уровень древних знаний, еще в одной из ранних своих работ Е.П. Блаватская говорила [68]: "Описание Земли в виде круглой и лысой головы, которая сперва была мягкой и стала твердеть лишь тогда, когда бог Ваю, царь воздуха, подул на нее, - такое описание неотразимо подсказывает, что авторы священных ведических книг знали, что Земля круглая или сферичная; кроме того она сперва была желеобразной массой, которая постепенно затвердевала под влиянием воздуха и времени"*. В ответ на это историки объявили Блаватскую вне закона и продолжили упорствовать в своем упрямстве (ни один уважающий себя историк на Блаватскую не ссылается, даже тогда, когда говорит об эзотерике, и потому, касаясь эзотерических истин, он неизменно совершает ошибки).
*По современным представлениям [111], примерно 5 млрд. лет назад Земля была жидким светящимся
шаром. По другим гипотезам, планеты сформировались холодными, а разогрев их шел изнутри. В
любом случае, на поверхности Земли образовалась кора из твердых горных пород. Температура на
поверхности Земли в то время достигала +800є С, и на ней выделялись гигантские острова - платфо-
рмы. Эти платформы, дрейфуя как льдины по океану расплавленной мантии Земли, сталкивались,
дробились, изменяли размеры и форму, пока, наконец, около 3,7 млрд. лет назад не появились так
называемые древние платформы, дошедшие до наших дней. Еще через 100 млн. лет Земля остыла
настолько, что на ее поверхности сконденсировалась вода.
В РигВеде написано [68], что "Солнце никогда не заходит и не восходит. Когда люди думают, что Солнце заходит, то это не так - они ошибаются. Ибо Солнце, после того как день кончается, производит двоякое следствие, создавая день для тех, кто находится под ним, и ночь для тех, кто находится по другую сторону. Фактически Солнце никогда не заходит; также оно не заходит для того, кто обладает такими знаниями...". Следует заметить, что добросовестный ученый излагает факты такими, какие они есть, будь он верующим или неверующим, независимо от того, во что он верует, в бездуховную материю, в духовный мир, или в гармоничное сочетание того и другого.
Во все древнейшие времена, среди всех народов мира всегда существовали два вида религии - одна для Посвященных (эзотерическая), другая для народных масс (экзотерическая) [69]. Для посвященных в эзотерические тайны все боги были олицетворением разных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих богов, вплоть до животных символов. В экзотерических же учениях боги могли олицетворять выдающихся личностей, вплоть до вождей отдельных племен, что внесло определенную путаницу в представление народных масс о божественной мифологии.
Ключ к пониманию эзотерической философии и связанной с ней мифологии заключается в том, что в древности все, что обладало энергией, неизменно одухотворялось, а потому мир рассматривался как целиком духовный. Происхождение энергии во всем ее многообразии и причина первичного толчка к движению древнему человеку были неведомы (как, впрочем, и нашим современникам). Ярким примером такого мировоззрения служит Библия, которая хоть и является экзотерическим источником (т.е. для простолюдинов), однако содержит в себе и ряд эзотерических истин (для посвященных): "И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах" (Кн. Еезекииля, гл.1, стихи 19-20). На индивидуальном плане энергия Всеобщего Духа у древних народов трансформировалась в душу. Платон так трактовал значение души [119]: «Она – причина изменения и всяческого движения, всех вещей». Боги символизировали различные предметы и явления космоса и природы, потому их было так много. Иными словами, боги - это символы. Тот же принцип заложен и в христианской троице: Бог отец, Бог сын и Дух святой. Именно Дух определяет потенции всех богов. Он выше и значимее всех богов. Без него все будет мертво. Вместе с тем, боги выступали в роли носителя Духа, а через эту свою функцию становились творцами всего мира (три в одном: символ, носитель и творец). Потому на Земле и в космосе - все имело своих богов, а че-рез них все было одухотворено и приходило в движение, т.е. жило. В эзотерическом понимании [1], "то, что лишено движения не может быть Божественным. Но фактически ... нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе". Этот принцип помогал древним манипулировать внутренней энергией предметов и явлений с помощью магии, которая в ее классическом варианте подразумевала воздействие энергии субъекта на энергию объекта без механического взаимодействия с последним. В условиях древнего мира, когда отсутствовали все современные виды высоких технологий, магия относилась к числу высочайших видов искусств. Маги были у всех народов, но уровень их возможностей существенно варьировал в зависимости от духовного наследия. При отсутствии письменности, через божественную мифологию, было легче запомнить и передать другим основы мироздания. В древние времена [114], "знание о мире было мифологическим, а значит, поэтическим знанием, знанием священных преданий и магических заклинаний. Магия вообще оказалась в древнем обществе сродни науке, ибо в представлении людей того времени позволяла овладеть тайнами материального мира, подчинить его себе". Отсюда следует главный вывод: чтобы понять древний мир, необходимо научиться мыслить по-древнему. Те, которые не знают религиозного символизма, никогда не поймут того, чему они поклоняются.
Атеизм (т.е. отрицание всех богов), или голый (бездуховный) материализм - это тоже вера, причем существующая с древних времен; это вера в мертвую, неодухотворенную, материю. Большинство древних людей такого принять не могло. Для них Земля и космос, с его миллиардами звезд, не были мертвыми, а были живыми элементами, а потому насыщались духами и богами, а через них наполнялись энергией. Однако для древнего человека ничего не было вечным - через смерть богов ему было легче понять крушение мира и гибель того или иного явления.
Монотеизм - искусственная религия, имеющая большое политическое и социальное значение, но утратившая, взамен, древние основы мироздания и секреты магии. Значение монотеизма для теологии оказалось таким же, как для жизни людей могло бы стать искусственное преклонение, к примеру, перед металлом с отказом от использования дерева, камня, кожи, пластика и т.д. Религиозное самоограничение привело к тому, что среди современных священнослужителей выродились выдающиеся маги, пророки и прорицатели, а сами священ-ники охотно начали пользоваться достижениями технического прогресса (телефонами, компьютерами и т.д.). Чтобы скрыть свою ущербность, они устраивали гонения и до сих пор еще притесняют тех, кто по какой-либо причине умел и умеет пользоваться тайнами древних на-ук.
Если магия считалась практикой, то эзотерика относилась к теории древних знаний. Она также была секретной, и ее секреты передавались при непосредственном контакте учителя с учеником. Из-за этого, во многих религиях сущность богов оставалась непостижимой. Платон объяснял это тем [125], что небезопасно было "вносить в умы невежественной черни истинное представление о Боге". Широко открыла дверь в мир непознанного Е.П. Блаватская и была обвинена в сумасшествии. Тем не менее, в эту открытую дверь начали входить другие. В Америке и Европе стали открываться эзотерические школы. Было наделано немало ошибок в теоретических основах эзотерических знаний. Так, например, Е.И. Рерих [69] писала о трудах Ледбитера Ч., что из его сочинений можно читать только "Иннер Лайф" (в русском переводе - "Внутренняя жизнь", Эксмо, 2009), поскольку «все остальные книги этого автора полны вредных заблуждений».
В эзотерической философии Материя и Дух едины [1,69]. Материя есть лишь дифференциация Духа, проявление энергии, ибо одно без другого не существует. В свою очередь, Дух, лишенный Материи, не имеет проявления. Для развития Материи во всем ее многообразии существует Единый Всемирный Элемент, бесконечный, нерожденный и неумирающий, а все остальное является лишь бесчисленными и многообразными, дифференцированными аспектами и преобразованиями этого Единого Элемента, от макрокосмических до микрокосмических следствий по нисходящей шкале, от сверхчеловеческих до человеческих и субчеловеческих существ.
На космогоническом плане [1], эзотерический символ представлен черным квадратом, внутри которого располагается белый круг с точкой в центре. Белый круг означает известную часть Вселенной со всеми ее галактиками, туманностями, путями, звездами и планетами. Точка - Зародыш (Первоэлемент), из которого развился весь материальный мир в космосе и на Земле. Черный квадрат - неизвестная часть Вселенной.
Эзотерический космогонический символ включает в себя Пространство, Зародыш и Дыхание (Дух) [1]. Это - трое вечных, единых и неразделимых - эзотерическая Троица. Что бы в нее не включили - Материю, Дух и Первоэлемент, или Пространство, Зародыш и Дыхание (энергию) - суть от этого не меняется. Если это правило будет усвоено, как пишет Е.П. Блаватская в "Тайной доктрине" [1], "то первая и главная трудность исчезнет и Оккультная Космогония может быть усвоена" (оккультная, т.е. наука о тайнах природы).
Ближе всего к эзотерическому представлению о Мироздании оказались древнескандинавские мифы, в которых [114] выделена зона Мидгарда - "внутреннее огражденное пространство", ему противопоставлялся Утгард - внешнее пространство, расположенное за оградой Мидгарда, и почитался город богов Асгард. За пределами Мидгарда лежал враждебный мир хаоса, холода на севере, или непереносимая жара на юге. Верховным божеством скандинавских народов считался Один - выдающийся маг, владевший тайнами природы и мироздания.
По мнению Е.П. Блаватской [1], магия и оккультизм достались нам в наследство от прежних цивилизаций - лемурийцев и атлантов. Такого же мнения придерживается и Папюс [135,142]. Ими же признается магия чисел и поэзия древнейшими видами искусств.
С разобщением народов, эзотерическая Троица начала превращаться в божественную Троицу в той или иной интерпретации. С появлением матриархата на первое место вышла Богиня-мать, при переходе к патриархату, у солнцепоклонников, главенствующие позиции заняло Солнце, у лунопоклонников - Луна, в китайском мировоззрении было принято главным Небо и т.д. С развитием материализма, эзотерическая Троица трансформировалась в приоритет Пространства, Времени и Материи. Для мистиков время не существует, они могут видеть прошлое, настоящее и будущее в момент своего существования (Нострадамус, Мессинг, Ванга и др.). Материя без пространства тоже не существует; одно включает другое. В результате, Троица материалистов разбивается в прах, показывая все несовершенство современных взглядов. Так мы приходим к тому, что древняя духовность сохраняет для нас свою ценность и актуальность, если мы хотим познать Космос во всех его проявлениях (от микро- до макро-космоса).
Мировая историология и археология развивались однобоко. Ближний Восток, Древняя Греция и Древний Рим изучены, к настоящему времени, наиболее хорошо. Хуже исследована Средняя Европа, еще хуже - Средний Восток и совсем плохо Северная Европа и Северная Азия. Необходимо отдать должное Индии, Тибету и Китаю, которые, в отличие от европейцев, бережно относились к своей истории и потому сохранили для нас богатую мифологию.
Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
58. Поэзия и проза древнего Востока. Под ред. И. Брагинского. М: Художественная литера-тура, 1973.-736 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и
теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
111. Большая универсальная энциклопедия. Т.5. ГИБ-ДЕН. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797 с.
114. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2002.-464 с.
119. Античность как тип культуры. Отв. ред. Лосев А.Ф. М.: Наука, 1988.-336 с.
125. Флавий Иосиф. Полное собрание сочинений в одном томе. Пер. с греч. Против Апиона. О древности иудейского народа. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.-с. 1211-1275.
135. Папюс. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке. М.: Локид-Пресс, 2003.-319 с.
142. Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. М.: Локид-Пресс, 2003.-336 с.
Рисунок эзотерического символа Вселенной [1].