[550x407]
«Огонь в камне спал, по железу встал, по дереву пошёл — как сокол полетел».
Многим известно, что славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной. Огонь земной почитался в образе домашнего очага – защиты и объединяющего начала семьи. Огонь согревал и освещал жилище, на нём готовили пищу, к тому же, он воспринимался как посредник между Богами и людьми. Он представлялся нашим предкам живым существом. Так же, как и человек, он ест, пьёт и спит. При хорошем уходе он бывает добрым, ласковым и покладистым. Но не дай Бог разгневать его. Тогда не миновать беды.
Домашний огонь непрерывно поддерживали и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом — вместе с домашним огнём семью могли покинуть достаток и благополучие. При переходе на новое место жительства переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового. Важно было разжечь огонь в новом доме сразу же, чтобы дом ожил.
[600x424]
Прообраз печи появился тысячи лет назад, когда человек впервые додумался накрыть огонь глиняным колпаком. И с тех пор до недавнего времени огонь жил в доме человека в собственном жилище – печи. Печь хранила языческие верования, через неё человек продолжал поклоняться как огню, так и силам природы в целом. По наличию печи в постройке судили о её предназначении. Если печи не было, то постройка считалась нежилой. Недаром в русской загадке спрашивается: "Чего из избы не вытащишь?" И ещё: "Догадлив крестьянин, на печи избу поставил", – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа дома. Разжигание же печи означало, что в доме поселились люди, а не нечисть.
Так как огонь был почитаем как божество, то и печь помимо своих хозяйственных функций имела особое значение, связанное с почитанием огня, жившего в ней, и воспринималась как сакральный центр жилища. Почитание печи основывалось на древних верованиях, которые соотносились с культом огня, культом предков и культом мёртвых. В этом качестве представления о печи совмещаются с образом домового, покровительствующего людям, объединённым общим очагом и кровом.
Печь была средоточием всех процессов в домашнем хозяйстве. А хранительницей и как бы служительницей священного огня в доме была женщина. Незаметная, подчас даже намеренно скрытая от мужчин повседневная деятельность женщины протекала в присутствии предков и под их покровительством. Весь мир женщины, её деятельность и призвание чаще были связаны с потусторонним миром, миром нави. Обрядовая и бытовая сферы тесно переплетались между собой, наделяя обыденные вещи глубоким смыслом. Печь как вместилище живого огня связывалась с жизнью, животворящим началом. Остывшая же печь и её темный и холодный зев напоминали людям могилу и царство смерти в целом. Отсюда и разные значения печи в разных обрядах. Если в свадебном и родинном обрядах она олицетворяет рождающее женское лоно, то в похоронном — дорогу в загробный мир или даже само царство смерти.
[550x550]
Печь не могла не быть обрядовым центром жизни людей. Трудно пересчитать все обряды, где прямо или косвенно участвует печь. Например, практически все обряды перехода того или иного члена семьи в новый статус включали ритуальное обращение к печи. Так, при родах, помогая роженице, открывали все заслонки в печи. Печь участвовала в девичьих гаданиях и обряде сватовства.
При подготовке к свадьбе и в самом её действе к печи обращались многократно. В заключение свадебного пира бросали в печь пустой горшок, приговаривая: “Сколько черепья, столько молодым ребят!” Процессы поддержания огня, приготовления хлеба и, в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также уподобляется выпеканию хлеба; ср. украинское "у печурце родився" — о счастливом человеке, белорусское "и в старой печи огонь хорошо гориць" — о стариках, у которых родятся дети. Выпечка хлеба соотносится с беременностью и рождением ребенка. Деревенские женщины, сажая хлеб в печь, поднимали подол (имитация беременности), приговаривая: “Подымайся выше!”– или: “Матушка печка, укрась своих детушек”. Печь вообще постоянно соотносится с порождением, материнством.
Знахарство также связано с печью. У печи лечили от испуга и сглаза детей. Если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в тёплую печь, ассоциировавшуюся с женским лоном. Там малыш "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепечённый" ребёнок становится более здоровым.
Печь была той пуповиной, которой человек был привязан к дому. Возле неё, как дети возле матери, ютились домочадцы. Печь служила связью поколений: хлопоча возле неё, мать передавала свое умение дочерям. Русская печь (кстати, так ее стали называть иностранцы, для русского человека она была Матушка-печь, Государыня-печь, или просто печь, печка) безвозвратно уходит в прошлое. Вместе с ней уходит целый культурный слой. Зачастую для горожанина она не более чем что-то сказочное, атрибут Емели, например. В современном мире многое из накопленного поколениями опыта, обрядов и народного мироощущения стало просто неактуально. А многое принимает несколько иные, новые формы. Изменились быт и ценности людей. И мы уже не сможем вернуть печи ее царственное положение в доме, но оказать ей почести при встрече сможем всегда.
Наталья Макарова
Журнал "Родноверие" Выпуск №3
Читайте в дневнике моем ранее, как самому класть печку..