(РОДИЛСЯ В 1938-М)
При внешнем сходстве в профессиях певца и актера не слишком много общего, и кинокарьеры выдающихся музыкантов часто заканчиваются оглушительным провалом. Но Адриано Челентано никогда не играл по общим правилам. Когда в конце 1950-х итальянские рокеры пели американские песни, Челентано выигрывал рок-конкурсы с композициями собственного сочинения. Когда в начале 1960-х популярные музыканты не задумывались о продюсировании, миланец создал собственный лейбл. А когда музыкальные картины принесли ему известность в мире кино, Челентано не стал развивать успех, а сменил жанр и начал сниматься в криминальных и романтических комедиях, где он мог проявить себя как комик, а не как рок-машина. При этом Челентано на многие годы забросил музыкальную карьеру, чтобы с триумфом вернуться на сцену в конце 1980-х. Были в карьере актера и не слишком удачные режиссерские работы, и ведение популярных ток-шоу, и активное участие в итальянской политике, и сотрудничество с такими мастерами национального кино, как Лючио Фульчи, Федерико Феллини, Дарио Ардженто, Серджо Корбуччи, Пьетро Джерми, Альберто Латтуада. Причем первые два постановщика дали Челентано путевку в большое кино, сняв его соответственно в картинах «Ребята и музыкальный автомат» (1959) и «Сладкая жизнь» (1960).
(РОДИЛСЯ В 1945-М)
Свой первый опыт развлечения зрителей 15-летний уроженец Техаса Стив Мартин получил в «Диснейленде», демонстрируя фокусы в магазине для юных чародеев. Потом была работа в театре и продолжительное увлечение философией, которое едва не заставило Мартина полностью сосредоточиться на науке. Но любовь к сцене победила. Юноша бросил колледж и начал выступать с комедийными монологами в клубах Лос-Анджелеса и писать номера для телевизионных шоу. К концу 1970-х Мартина слушали уже не в клубах, а на битком набитых стадионах. Однако он считал эстраду лишь ступенькой на пути в кино. Экранный дебют Мартина состоялся в музыкальной комедии «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» (1978), но подлинным началом его новой карьеры стала лента «Придурок» (1979), для которой актер написал сценарий. Два года спустя Мартин попробовал себя в музыкальной драме «Манна небесная», но фильм провалился, и комик вернулся к своему коронному жанру. Новую, несколько более успешную попытку засветиться в драме Мартин предпринял лишь в 1991-м, согласившись сыграть в фильме Лоуренса Кэздана «Большой каньон». Но и после того как лента, провалившись в прокате, неплохо заработала на видео, актер продолжил радовать публику в сентиментальных, эксцентричных и романтических комедийных постановках.
(РОДИЛСЯ В 1954-М)
У маленького гонконгца Чан Конг Сана был шанс стать обычным мальчиком. Но когда он провалил учебу в начальной школе, разгневанные родители отдали его в суровую школу пекинской оперы. Там парнишка научился петь, танцевать, исполнять акробатические номера и изображать приемы кунгфу. В 8 лет Конг Сан впервые появился на экране, а в 16 начал работать каскадером в фильмах Брюса Ли. Вскоре после этого Чан обзавелся псевдонимом Джеки. В середине 70-х из Чана пытались сделать «клона» Брюса Ли, но актер добился успеха, лишь когда вместе с режиссером Юэнь Ву Пином придумал свой собственный, комедийный экшен-стиль для фильма «Змея в тени орла» (1978). После этого карьера Джеки пережила вертикальный взлет. Визитной карточкой Чана стали буквально головоломные трюки (на теле актера нет живого места), но не менее важен был юмор, с которым эти сцены придумывались. Актер черпал вдохновение в немых комедиях, учась у мастеров прошлого шутить жестом, движением, действием. После пары фальстартов Чан в 1998-м смог покорить Голливуд, снявшись в комедийном боевике «Час пик». Ныне он считается самой заметной и влиятельной фигурой гонконгского кино. В 2009 в Шанхае открылся прижизненный музей Джеки Чана – редкая почесть для китайской культуры.
Театральная карьера Вицина началась с небольшого обмана. Чтобы сына приняли в актерскую студию, мать мальчика убавила ему год и подделала документы. Лишь после краха СССР выяснилось, что Георгий Михайлович родился не в 1918-м, а в 1917-м, и не в Петрограде, а в курортном местечке Териоки (ныне город Зеленогорск). Будущую профессию Вицин-студент осваивал в училище при Театре имени Вахтангова и в студии МХАТ-II. В 1937-м его приняли в Театр имени Ермоловой, а в 1969-м Вицин перешел в Театр-студию киноактера. Обычно считается, что актер дебютировал в кино в «Иване Грозном», но к этому фильму Вицин не имел отношения. Его реальный кинодебют состоялся в музыкальной ленте «Здравствуй, Москва!» (1945). Впрочем, зрители обратили внимание на актера лишь после его появления в биопике «Белинский» (1951), где Вицин сыграл Гоголя. Свою первую большую комическую роль актер исполнил в фильме «Запасной игрок» (1954). После этого Вицин прочно прописался в комедиях, хотя постановщик «Белинского» Григорий Козинцев прочил ему драматическую славу и намеревался снять его в «Гамлете». Окончательным приговором карьере Вицина-трагика стали фильмы Леонида Гайдая о Трусе, Балбесе и Бывалом. После этого зрители и режиссеры не могли представить актера в не комическом образе.
(РОДИЛСЯ В 1939-М)
Поступая в Кембридж, высокий, спортивный отличник Джон Клиз намеревался получить юридическое образование. Это ему удалось, но во время учебы уроженец курортного городка Уэстон-супер-Мэр так увлекся студенческим театром, что после получения диплома сосредоточился на актерской карьере. Съездив с друзьями по любительскому театру на гастроли в Америку, Клиз остался в США и попытался начать карьеру на Бродвее. Но вскоре он вернулся в Англию, откликнувшись на предложение компании BBC, которой были нужны молодые комики и сценаристы. Вторую половину 1960-х Клиз провел, сочиняя шутки и выступая со сценками на радио и ТВ. В 1969-м актеру и его напарнику со студенческих времен Грэму Чэпмену предложили создать собственное телешоу. Так началась история «Летающего цирка Монти Пайтона» (1969-1974), ставшего одним из лучших комедийных проектов в истории мирового ТВ. Устав мириться с алкоголизмом Чэмпена, Клиз стал инициатором распада труппы «Пайтона». Правда, он сохранил дружеские отношения с бывшими партнерами и потом не раз работал с ними в кино. Первой картиной в фильмографии Клиза стала драма 1968 года «Интерлюдия», однако регулярно появляться на большом экране актер начал лишь в 1980-х, уже будучи заслуженным телевизионным комиком.
(РОДИЛСЯ В 1962-М)
В детстве уроженец Гонконга Чоу Синг-Чи мечтал стать экшен-звездой, как его кумир Брюс Ли. Но у семьи Чоу не было денег, чтобы дать парнишке полноценную подготовку в боевых искусствах. Поэтому Стивен окончил актерские курсы и устроился в популярное образовательное ТВ-шоу «Шаттл 430». Параллельно он снимался в телесериалах. В 1988-м Чоу дебютировал в кино в криминальных драмах «Последний конфликт» и «Последнее правосудие» и комедии «Навеки твой». Вскоре он начал регулярно появляться в гонконгских боевиках в обществе таких звезд, как Донни Йен и Джет Ли. В 1990-м Чоу решил сменить жанр, поскольку почувствовал, что комедии принесут ему большую славу. И действительно, экшен-комедия «Победитель получает все», поставленная Джеффри Лау и Кори Юэнем, сделала его популярным комиком. В 1994-м Чоу дебютировал как режиссер с фильмом «Любовь с доставкой». В то время фирменный комедийный стиль Чоу опирался на игру слов и тонкости гонконгского сленга, что делало его юмор малопонятным за пределами Китая. Осознав, что может добиться большего, актер начал использовать гэги, компьютерные эффекты и «универсальные» шутки. Смена стиля себя оправдала, когда «Убойный футбол» (2001) стал международным хитом и открыл Чоу дорогу к голливудским бюджетам и новым, зарубежным фанатам.
(1925-1980)
Ричард Генри Селлерс родился в семье актеров варьете. Уже в пять лет он начал выступать на сцене. Прозвище Питер ему дали родители, решившие увековечить память о своем первом, мертворожденном сыне. Во время Второй мировой Селлерс служил в войсках ВВС, обслуживая самолеты и развлекая товарищей пародированием офицеров. К тому времени он уже мастерски изображал всевозможные голоса и акценты. Это позволило ему после войны получить работу на радио, в комедийном «Шоу дуралеев» (1951-1960). Кинодебют актера состоялся в криминальной комедии «Пенни указывает на рай» (1951). Первым заметным фильмом с участием Селлерса стала комедия «Игры джентльменов» (1955), известная в России по ремейку братьев Коэнов. Первую международную славу актеру принесла «Миллионерша» (1960). Затем Селлерс ненадолго отошел от жанра, снявшись в «Лолите» (1962). Чем известнее становился актер, тем сложнее было с ним работать, и после громких успехов 1960-х в следующие десять лет Селлерс сравнительно мало снимался, редко достигая уровня своих прежних хитов. Впрочем, в самом конце жизни его карьера пережила новый взлет, связанный с выходом сиквелов «Розовой пантеры» (1963) и появлением картины «Садовник» (1979). В отличие от многих английских актеров, Селлерс мастерски изображал иностранцев. Также он славился умением играть несколько совершенно разных ролей в одной ленте.
(РОДИЛСЯ В 1934-М)
Выходец из знатной и состоятельной семьи, Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей родился в городке Валансьен на севере Франции. Пьер с детства обожал выступать перед публикой, но его влиятельный дед считал, что парнишка должен стать юристом или финансистом. Поэтому, когда юноша после школы уехал в Париж и поступил на актерские курсы, ему пришлось отказаться от фамилии и порвать с «консервативным» крылом семьи. В 1958-м Ришар дебютировал в кино в биопике о художнике Модильяни «Любовники с улицы Монпарнас». Однако началом карьеры этот фильм не стал. Следующие десять лет актер выступал в варьете и так хорошо танцевал, что ему предлагали место в труппе современного балета. В 1968-м Ришар снялся у Ива Робера в комедии «Блаженный Александр», а два года спустя актер сам написал сценарий и поставил картину «Рассеянный», где сыграл свою первую главную роль. Международный успех пришел к Ришару после созданного Робером фильма «Высокий блондин в черном ботинке» (1972). Помимо многочисленных сольных комедий Ришар также известен своим комическим дуэтом с Жераром Депардье. В первой половине 1980-х Франсис Вебер снял три фильма с этой звездной парой. В последние годы Ришар предпочитает кинематографу театр. Также он владеет виноградниками и выпускает собственное вино.
(РОДИЛСЯ В 1943-М)
Корнелиус Крейн Чейз родился в Нью-Йорке, где его предки поселились еще в начале XVII века. Прозвище Чеви ему придумала бабушка, обожавшая средневековую «Балладу о Чеви Чейзе». «Знатное» происхождение не помешало парню вылететь из пары частных школ, прежде чем он взялся за ум и стал отличником. Поступая в колледж, Чеви надеялся стать врачом. Но в итоге он получил степень бакалавра словесности, откосил от армии (изобразив гея) и сменил множество профессий, прежде чем в 1973-м начал полноценную комедийную карьеру на радио в шоу The National Lampoon Radio Hour. Там Чейз познакомился с Джоном Белуши. В 1974-м актер дебютировал в кино в комедии «Клевый ящик», а в 1975-м стал участником труппы телешоу Saturday Night Live. Быстро став самым популярным участником передачи и удостоившись многих лестных авансов, Чайз покинул шоу после двух сезонов, надеясь на быстрый взлет в кино. Однако регулярно снимать актера стали лишь в начале 1980-х. Его первыми хитами были комедии «Гольф-клуб» (1980) и «Каникулы» (1983). Позднее Чейз признал, что быстрый уход из SNL стал самой страшной ошибкой в его карьере. К концу 1980-х актер добился вожделенного суперзвездного статуса, но за чередой успехов последовала череда неудач, и ныне Чейзу приходится довольствоваться званием бывшей звезды и насмешками более удачливых коллег.
(1949-1982)
Выходец из семьи албанских иммигрантов, Джон родился в Чикаго. Его отец был владельцем ресторана. В школе парень хорошо играл в американский футбол и даже мечтал о тренерской карьере. Но когда он записался в школьный театральный кружок, учитель уговорил Джона задуматься о жизни в искусстве. Учеба в двух колледжах не принесла парню диплома, так как он с большим удовольствием выступал на сцене, чем ходил на лекции. В 1971-м Белуши попал в популярную чикагскую комик-труппу The Second City, а два года спустя он получил работу в радиошоу The National Lampoon Radio Hour. Вскоре он стал режиссером программы. Звездным часом Белуши стало приглашение в телешоу Saturday Night Live, где он работал с 1975 по 1979 год. В 1978-м, уже будучи всем известным комиком, актер дебютировал в кино – в комедии Джона Лэндиса «Зверинец». Самый популярный скетч Белуши, придуманный для SNL, перерос в музыкальный проект The Blues Brothers, который, в свою очередь, стал основой комедии «Братья Блюз» (1980). К несчастью, любовь Белуши к вечеринкам сделала его героиновым наркоманом. В 1982-м он умер от передозировки. Несколько лет спустя девушка, продавшая ему наркотики, была осуждена на три года тюрьмы.
(РОДИЛСЯ В 1950-М)
Уроженец городка Уилметт в окрестностях Чикаго, Уильям Джеймс Мюррей появился на свет в бедной семье. Когда Билл и его братья были подростками, им приходилось самим зарабатывать на учебу. В то время Мюррей также выступал в местном театре и пел в рок-группе. Попытка выучиться на врача завершилась арестом за хранение марихуаны. Мюррей ушел из университета и, сменив несколько профессий, устроился в комик-труппу The Second City, где уже выступал его старший брат Брайан. В 1974-м Джон Белуши пригласил его в радиошоу Radio Hour, а в 1976-м Мюррей сменил Чеви Чейза в ТВ-шоу Saturday Night Live. В том же году актер дебютировал в кино в трагикомедии «Следующая остановка – Гринвич-вилледж». Полноценным началом кинокарьеры Мюррея стала комедия Айвена Рейтмана «Фрикадельки» (1979), а первый вкус славы актер ощутил после «Охотников за привидениями» (1984). В 1984-м Мюррей написал сценарий экранизации романа У. Сомерсета Моэма «Лезвие бритвы» и сыграл в картине Джона Байрума свою первую большую драматическую роль. Впрочем, в то время актер был востребован только как комик. Трагический талант Мюррея пригодился кинематографу лишь в начале нового столетия, когда на актера обратили внимание постановщики артхауса – София Коппола, Уэс Андерсон, Джим Джармуш.

(1950-1994)
Уроженец Торонто Джон Кэнди заинтересовался актерской игрой, когда учился в колледже. В 1972-м он дебютировал на ТВ в канадском сериале «Доктор Саймон Лок», а год спустя впервые появился в кино в фильме «Выпуск 1944 года». В 1976 году канадский филиал чикагской комик-труппы The Second City создал телепроект Second City TV. Поскольку Кэнди в то время был одним из активных участни- ков труппы, он начал сниматься в Second City TV и прославился на всю Канаду. До Штатов сериал официально добрался лишь в 1981-м, но новости в профессиональной среде разлетаются быстро, и вскоре после появления Кэнди на канадском экране американские режиссеры узнали, что на Севере живет талантливый молодой комик. Так актер получил работу в фильме Спилберга «1941» (1979) и в ленте Джона Лэндиса «Братья Блюз» (1980). Поскольку у Кэнди был контракт с канадским телевидением, активно сниматься в кино он начал лишь во второй половине 1980-х, когда Second City TV сошел с экранов. Своеобразная внешность актера затрудняла получение главных ролей, но Кэнди старался блистать в образе любого плана и фильмах любого качества. В 1991-м он сыграл свою лучшую драматическую роль в картине Оливера Стоуна «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе». Через три года актер умер от болезни сердца, которая ранее свела в могилу его отца (Кэнди-старший скончался, когда ему было всего 35).

(1941-1987)
Андрей Александрович Менакер родился в Москве, в семье популярных эстрадных артистов Александра Менакера и Марии Мироновой. Мальчик появился на свет 7 марта, но в документах указали «более престижную» дату – 8 марта. В 1950-м, когда в стране началась борьба с «космополитами» (то есть с евреями), родители поменяли фамилию сына с отцовской на материнскую. В детстве Андрей мечтал стать футболистом, но семейная традиция перевесила, и Миронов поступил в Щукинское училище. В 1961-м Миронов дебютировал в кино в школьной драме «А если это любовь?». Год спустя он окончил «Щуку» и поступил на службу в Театр сатиры. Свою первую главную кинороль Миронов сыграл в романтической комедии «Три плюс два» (1963), а всенародная любовь к нему пришла после выхода картин «Берегись автомобиля» (1966) и «Бриллиантовая рука» (1968). Песня «Остров невезения», записанная для «Бриллиантовой руки», стала началом официальной музыкальной карьеры актера. С тех пор он пел почти во всех «легкомысленных» картинах, куда его приглашали. Главным драматическим исключением в комедийной фильмографии Миронова стала лента «Мой друг Иван Лапшин» (1984). В 1987-м он скончался от кровоизлияния в мозг, когда во время спектакля декламировал финальный монолог Фигаро из «Женитьбы Фигаро».

(РОДИЛСЯ В 1935-М)
Аллан Стюарт Кенигсберг появился на свет в Нью-Йорке. Вопреки имиджу «лузера», который Аллен культивировал в кино, в детстве он был успешным, популярным среди одноклассников спортсменом. Еще школьником он придумывал шутки для газетных заметок, а в 15 лет ему предложили работу сценариста комедийных ТВ-шоу. Тогда же он взял псевдоним Вуди Аллен. После школы он попытался получить профессиональное кинообразование, но работать над сценариями было интереснее, чем изучать их. Поэтому Аллен бросил учебу. В 1961-м он начал выступать как клубный комик, а в 1965-м сыграл свою первую кинороль в комедии «Что нового, кошечка». Также это была его первая киносценарная работа. Суматошный и не слишком удачный опыт съемок убедил Аллена, что фильмы надо не только самому писать, но и самому снимать. Год спустя он дебютировал как режиссер, перемонтировав и переозвучив японский шпионский фильм. «Новая» картина получила название «Как дела, Тигровая лилия?». Первым полноценным режиссерским проектом Аллена стала криминальная комедия «Бери деньги и беги» (1969). Вплоть до второй половины 1970-х постановщик делал ставку на эксцентричный, «безумный» юмор, но затем он пересмотрел свою эстетику и начал снимать тонкие психологические ленты. Первой из них стала романтическая комедия «Энни Холл» (1977).
(РОДИЛСЯ В 1961-М)
Вдохновившись примером популярных в то время темнокожих комиков Билла Косби и Ричарда Прайора, уроженец Нью-Йорка Эдвард Риган Мерфи после окончания школы начал писать и исполнять эстрадные монологи. Его «фишками» были ругательства и оскорбления, слишком жесткие даже по меркам Прайора, известного своей откровенностью. Дожив до 19 лет, Мерфи стал осаждать продюсеров телешоу Saturday Night Live, требуя, чтобы его прослушали и включили в труппу. Поначалу ему отказывали, но потом Мерфи все-таки взяли в проект, и он быстро стал заметной звездой. Когда сезон 1980-81 был признан провальным, из шоу уволили почти всех актеров. Мерфи стал исключением – его участие в шоу было расширено. После этого комик дебютировал в кино в фильме «48 часов» (1982). Фильм оказался хитом, и Мерфи покинул SNL, сосредоточившись на набирающей обороты кинокарьере. В 1984-м актера признали суперзвездой, потому что «Полицейский из Беверли-Хиллз» заработал больше 200 миллионов долларов – огромные деньги по меркам 1980-х для ленты с рейтингом R. Когда в начале 1990-х зрители перестали ходить на фильмы Мерфи, актер сменил амплуа и перешел от комедий для взрослых к детским фильмам – и даже мультфильмам. Так, его самая коммерчески успешная роль последних лет – Осел в цикле о Шреке. Напротив, попытки Мерфи вернуться во взрослые комедии вот уже десять лет регулярно проваливаются в прокате.
(РОДИЛСЯ В 1962-М)
Джеймс Юджин Редмонд Керри родился в городе Ньюмаркет, в 45 км от Торонто. В 17 лет он начал выступать как эстрадный комик, и уже через два года его монологи стали гвоздем клубных шоу Торонто. Надеясь на еще больший успех в США, Керри переехал в Лос-Анджелес. Протиснуться в труппу телешоу Saturday Night Live он не смог, но с выступлениями в клубах и ролями в трэшевых лентах у него все было в порядке. Его первой кинокартиной стала лыжная комедия «Медная гора» (1983), а свою первую роль у заметного режиссера Керри сыграл, когда Фрэнсис Форд Коппола взял его в фильм «Пегги Сью вышла замуж» (1986). В 1990 году знакомство с братьями Уэйанс принесло актеру постоянную работу в скетч-шоу «В живом цвете». Как только шоу перестало выходить, Керри снялся сразу в трех хитах – «Маске» (1994), «Тупом и еще тупее» (1994) и «Эйсе Вентуре» (1994). Карьера актера пошла на вертикальный взлет и застопорилась лишь в середине 2000-х, когда выяснилось, что комиковать на прежнем «безумном» уровне Керри трудно, а его серьезные ленты с трудом воспринимаются публикой. Сценарии же вроде «Вечного сияния разума» (2004), грамотно использующие все сильные стороны Керри и обходящие его актерские недостатки, встречаются слишком редко, чтобы на них можно было рассчитывать.
1. «Шоу Трумана»/The Truman Show (1998)
2. «Человек на Луне»/Man on the Moon (1999)
3. «Маска»/The Mask (1994)
(1914-1983)
Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарса родился в пригороде Парижа. Его родители перебрались во Францию из Испании, когда родители не одобрили их брак. Несмотря на пышное имя и аристократические корни, первые годы взрослой жизни Луи де Фюнеса были тяжелыми. Он перепробовал множество профессий, но сравнительного успеха добился только в игре на пианино в барах и ресторанах. Параллельно он пытался покорить сцену, но режиссеры видели его в романтических образах, а де Фюнес хотел смешить и развлекать. В 1946-м он впервые снялся в кино в картине «Барбизонское искушение», но началом быстрого взлета лента не стала. Свою первую главную роль де Фюнес получил лишь в 1958-м. Это была комедия «Не пойман – не вор». Фильм сделал актера звездой, но окончательно закрепить за собой звание кумира публики де Фюнес смог лишь после появления «Жандарма из Сен-Тропеза» (1964) и «Фантомаса» (1964). Эти картины принесли комику международную славу, но судьба отмерила де Фюнесу лишь десять лет полноценного наслаждения долгожданным успехом. В 1975-м он пережил два инфаркта подряд и почти прекратил сниматься. По крайней мере, в сравнении с той огромной работой, которую он выполнял в свои лучшие годы. На склоне лет актер увлекся цветоводством и вывел новый сорт роз, названный в его честь.
Когда Голливуд перешел от немого кино к звуковому, продюсерам понадобились совершенно новые комедийные актеры, умеющие петь, исполнять музыку и играть словами. Именно такими мастерами на все руки были братья Маркс – Леонард «Чико» (1887-1961), Адольф (Артур) «Харпо» (1888-1964), Юлиус Генри «Гручо» (1890-1977) и Герберт «Зеппо» (1901-1979). Родившиеся в Нью-Йорке дети еврейских иммигрантов из Германии за годы гастролей по США и выступлений с водевильными номерами накопили огромный запас материала. Они были готовы вместе с режиссерами придумывать способы адаптации этого материала к пространству фильмов. Их первый же полнометражный опыт «Кокоанатс» (1929) стал прокатным хитом. За ним последовало больше десятка картин, последняя из которых, «Счастливая любовь», появилась в 1950-м. В дальнейшем Гручо Маркс пытался сделать самостоятельную кинокарьеру, но все-таки его главные творческие свершения были созданы в соавторстве с братьями. Комедийные номера, гэги, игры со словами, политические шутки – наследие Марксов оказало огромное влияние на весь американский юмор. Будь то телесериалы, кинофильмы, мультфильмы, эстрадные номера… И хотя сейчас фильмы братьев Маркс понемногу забывают, их достижения продолжают жить. Хотя бы в виде чужих повторов их приколов.
(1926-1994)
Отец Евгения Павловича Леонова работал инженером на авиазаводе, и родившийся в Москве мальчик мечтал стать летчиком. Или, как папа, инженером. В 1941-м юноша поступил в авиационный техникум, но на третьем курсе перевелся в Московскую театральную студию и через четыре года записался в труппу Театра имени Станиславского (десятилетия спустя актер перевелся в «Ленком»). В 1949-м Леонов дебютировал в кино в фильме «Счастливый рейс». Явно негероическая внешность помешала актеру стать заядлым исполнителем главных ролей, но зато он стал мастером ролей второго плана и эпизодов. Хотя ему доводилось создавать и ключевые образы. Например, в «Тридцати трех» (1965) Георгия Данелии или в «Зигзаге удачи» (1968) Эльдара Рязанова. Были в карьере мастера и заметные драматические работы. Скажем, в «Белорусском вокзале» (1971). Но все-таки лучше всего в память зрителей врезались образы вроде Короля из «Обыкновенного чуда» (1978) или Уэфа из «Кин-дза-дза» (1986). Эти персонажи не должны были быть сугубо положительными советскими героями. Поэтому, играя их, Леонов мог показать как свой блистательный комический дар, так и талант играть комедию на грани трагедии. Евгений Павлович скоропостижно скончался в 1994-м, собираясь ехать в театр, чтобы в очередной раз сыграть главного героя в «Поминальной молитве».
(1889-1977)
В истории немого кино было много ярких имен, но большинство из них сейчас известно лишь специалистам. А те имена, которые на слуху у киноманов, редко привязаны в сознании зрителей к конкретным фильмам. Потому что эти картины настолько устарели, что из них стоит смотреть лишь наиболее удачные фрагменты, которые включаются в документальные ленты и телепередачи о зарождении кинематографа. Из этого правила мало исключений, самое яркое из которых зовется «лучшие фильмы Чарльза Спенсера Чаплина». Когда скромный лондонский актер мюзик-холла в 1912 году приехал с друзьями на гастроли в Америку и не стал возвращаться на родину, он наверняка не думал, что через два года изобретет Бродягу, одного из самых известных персонажей мирового кино, и начнет сам ставить короткометражки о похождениях нищего в негостеприимном мире. Затем в 1921-м появится «Малыш», первый полнометражный фильм Чаплина. А когда режиссер освоит звуковое кино, он одновременно создаст политический памфлет, направленный против нацизма и Адольфа Гитлера. Так родится «Великий диктатор» (1940). Но в каком бы жанре и формате Чаплин ни работал, он всегда время от времени создавал ленты, сохраняющие художественную актуальность даже в XXI веке. Невероятное достижение, особенно если учесть, что Чаплин все старался делать сам – писать сценарий, ставить картину, играть в ней, монтировать пленку, сочинять музыку… Разве что не управлять камерой во время собственных сцен. Безусловно, этот выдающийся гений достоин первого места в нашем хит-параде. Ведь без него современный комедийный кинематограф просто бы не состоялся.